2 л H
и
0
1
Л
<
и
H
к
:|5
0
1
Л
<
и
H
s
X
<
а
X о
0
м
<
а С
К
s
1
и <
м
<
а
и <
ш О а С
42
Б.А. ТОРОПОВ,
старший преподаватель кафедры информационных технологий управления органами внутренних дел,
кандидат технических наук (Академия управления МВД России)
B.A. TOROPOV,
senior teacher of chair
information technologies of management of law-enforcement bodies,
сandidate of technical sciences (Management Academy of the Ministry for Internal Affairs of Russia)
УДК 311.2
о некоторых подходах к многокритериальному оцениванию деятельности полиции
About some approaches to multicriteria estimation activity of police
В статье рассмотрены отдельные вопросы использования результатов опросов населения при оценке деятельности органов внутренних дел и некоторые вопросы, связанные с их применением. Автор рассматривает проблему слабой статистической зависимости между внутриведомственными критериями оценки и результатами опросов.
Оценка деятельности, критерии оценки, опрос населения, исследование зависимостей.
The article discusses some issues using the results of opinion polls during the evaluation of the police activities and some of the problems associated with their use. The author considers the problem of weak statistical relationship between intra-evaluation criteria and the results of surveys.
Evaluation of activities, evaluation criteria, population survey, the study dependencies.
the
На сегодняшний день вопросы оценки результатов деятельности полиции носят актуальный характер как с научной, так и с практической точки зрения. Это во многом обусловлено повышенным вниманием граждан и общественных объединений к полиции в условиях реформирования. В связи с чем следует отметить два положения, содержащихся в Федеральном законе от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» [1]:
— полиция регулярно информирует государственные и муниципальные органы, граждан о своей деятельности через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет [1, п. 3. ст. 8];
— общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел [1, п. 6. ст. 9].
Формализованные подходы к решению задачи оценки деятельности полиции следует искать в нормативных правовых документах. В системе МВД России подходы к использованию опросов населения для оценки деятельности органов внутренних дел формируются начиная с 1990—1991 гг. [4]. На сегодняшний день действующим нормативным правовым документом в этой сфере является приказ МВД России от 31 декабря 2013 г. № 1040 «Вопросы оценки деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации» [3].
По результатам проводимых уже в течение 5 лет опросов о результатах деятельности полиции ведущими российскими центрами изучения общественного мнения (начиная с 2008 г. опросы проводятся ФОМ и ВЦИОМ попеременно) строятся сначала интегральные показатели: индекс страха перед преступниками
Рис.1. Величины коэффициентов парной детерминации между показателями, принадлежащими к различным группам
и криминогенными группами; индекс ситуационного беспокойства; индекс беспокойства в транспорте, на дороге; индекс незащищенности; индекс обеспокоенности проблемами правопорядка; индекс криминологической тревоги и ряд других (всего 14).
В итоге же вычисляется некая интегральная вневедомственная оценка (далее — ИВВО), очевидно, основанная, кроме всего прочего, на рассчитанных ранее интегральных индексах, и с весом 0,2 входит в суммарную комплексную оценку деятельности (далее — КОД). В итоговую формулу (1) с весом 0,8 входит интегральная ведомственная оценка (далее — ИВО).
КОД = 0,8 х ИВО + 0,2 х ИВВО.
(1)
Однако для более полного использования результатов опросов общественного мнения следует, на наш взгляд, выделить отдельные группы показателей различной природы, но при этом характеризующие одни и те же стороны деятельности органов внутренних дел.
В свободном доступе сегодня имеются следующие данные: результаты опроса общественного мнения за 2013 г.1, критерии ведомственной оценки деятельности территориальных органов МВД России на региональном уровне за 2013 г., а также статистический
сборник «Состояние преступности в России» за 2013 г.2
Для данной работы автором из опросов общественного мнения были взяты значения 14 интегральных показателей, рассмотренных выше, доли лиц, подвергавшихся преступным посягательствам, и из них — доли лиц, обратившихся в органы внутренних дел (по всем субъектам РФ). Из ведомственных критериев оценки были взяты расчетные показатели согласно приказу МВД России от 26 декабря 2011 г. № 1310 «Вопросы оценки деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации [2], действовавшему на 2013 г., кроме того, из сборника «Состояние преступности в России» были получены сведения об общем уровне регистрируемой преступности и проценте раскрываемости по каждому региону России.
Далее для каждой возможной пары рассмотренных показателей был вычислен коэффициент корреляции и соответствующий ему коэффициент детерминации г2, то есть были получены количественные характеристики, показывающие величину статистической зависимости внутри каждой пары показателей. Не вдаваясь в сущность отдельных парных корреляций, можно сделать вывод о том, показатели каких групп обладают наиболее значимой статистической зависимостью.
2 л н и о X
Л
<
и н к
:|5
о X
Л
<
и н S
X
<
а
X о о
са <
а С
К S X
и <
са <
а
и <
ш О а С
43
1 См.: раздел «Общественное мнение» на сайте АИПС «НТИ-ЦА» 2 См.: раздел «Статистические сведения» на сайте ЦСИ ГИАЦ МВД
ГИАЦ МВД России ^йр://10.5.0.15). России ^йр://10.5.0.16).
2 л н и
0
1
Л
<
и н
К
:|S
0
1
Л
<
и н S
I
<
а
X о
0
м
<
а С
К S
1
и <
аз <
а
и <
ш О а С
44
Рис. 2. Диаграмма разброса, характеризующая статистическую зависимость между общей эффективностью органов внутренних дел по субъектам и процентом респондентов, считающих себя жертвами преступных посягательств и обратившихся в связи с этим в органы внутренних дел
Полученный в результате расчетов результат свидетельствует о том, что наиболее значимые коэффициенты детерминации соответствуют парам показателей, принадлежащих результатам опроса. Кроме того, существенные статистические зависимости просматриваются и между отдельными парами показателей, принадлежащих ведомственным критериям оценки. Но вместе с тем коэффициенты детерминации для пар разнородных показателей невелики: не превышают значения 0,24 (рис. 1).
Полученные результаты позволяют сделать предварительный вывод о том, что оценка результатов деятельности органов внутренних дел, получаемая на основе внутриведомственных критериев, слабо совпадает с оценкой, получаемой на основе результатов опросов, т. е. реального отношения населения к полиции.
В подтверждение сказанного можно привести точечную диаграмму (рис. 2). Каждая точка на диаграмме соответствует конкретному территориальному органу МВД России на региональном уровне, ее положение по вертикальной оси — это значение комплексного критерия эффективности, по горизонтальной — доля респондентов, считающих себя жертвами преступных посягательств и обратившихся в органы внутренних дел. Последний показатель косвенно характеризует уровень доверия граждан к полиции. Из полученной диаграммы видно, что эффективность территориального органа МВД России на региональном уровне слабо коррелирует с долей потерпевших, ко-
торые приняли решение обратиться в органы внутренних дел. Подобная же картина наблюдается и при сопоставлении эффективности органов внутренних дел и общей доли потерпевших от числа населения (это, в свою очередь, косвенная характеристика реального уровня преступности). Таким образом, значение комплексного критерия эффективности территориальных органов МВД России на региональном уровне слабо связано как с уровнем доверия граждан к полиции, так и с реальным уровнем преступности, замеренными на основании социологического исследования.
При этом следует отметить, что отдельные показатели все же коррелируют между собой. Так, например, количество зарегистрированных преступлений на душу населения (внутриведомственный критерий) показывает определенную зависимость от доли потерпевших, обратившихся в органы внутренних дел, взятой от общего населения региона, согласно проведенному опросу (соответствующая диаграмма на рис. 3).
Безусловно, утвердительные ответы на вопросы «Подвергались ли Вы преступным посягательствам?» и «Обращались ли в связи с этим в органы внутренних дел?» не тождественны факту зарегистрированного преступления. Тем не менее оба показателя характеризуют одну и ту же сферу деятельности органов внутренних дел и могут, взаимно дополняя друг друга, формировать комплексное представление об этой сфере.
Таким образом, на основании проведенного анализа можно выделить, по крайней мере, два возможных подхода к многокритериальному оцениванию деятельности органов внутренних дел. Первый соответствует сложившейся в органах внутренних дел системе оценки — формирование единого комплексного показателя, являющегося по своей сути суммой многих разнородных показателей, характеризующих различные стороны деятельности органов внутренних дел.
Второй возможный подход заключается в поиске небольших групп показателей различной природы, полученных из разных источников, которые при этом характеризуют одну и ту же конкретную сторону деятельности органов внутренних дел. Пример, представленный на рис. 3, позволяет, в частности, оценивать то, насколько сильно уровень регистрируемой в регионе преступности разнится с реальным числом лиц, обращавшихся в органы внутренних дел. Подобным образом можно подобрать показатели, характеризующие деятельность различных подразделений органов внутренних дел по конкретным направлениям. Причем необходимые вопросы уже включены в анкету, на основании которой проводится ежегодный опрос населения.
В связи с этим может оказаться полезным, например, британский опыт. В Великобритании существует независимый орган, занимающийся оценкой деятельности полиции, — Полицейская инспекция (HMIC — Her Majesty's Inspectorate of Constabulary), отчеты которого публикуются в сети Интернет при помощи сервиса The Crime and Policing Comparator — Системы сравнения показателей криминальной активности и полицейской деятельности. Сервис работает с 2012 г. и позволяет сравнивать показатели уровней преступности и других правонарушений, качество услуг, предоставляемых полицией, показатели финансирования, штатной и списочной численности полиции в различных районах Англии и Уэльса.
Любой посетитель сайта может получить сведения по следующим группам показателей: Recorded crime and ASB — зарегистрированные преступления и правонарушения; Quality of service — качество обслуживания; Force finances — финансирование; Workforce numbers — численность личного состава.
Интересно, что раздел «Качество обслуживания» формируется на основании как внутриведомственной статистики (показатели раскрываемости), так и по результатам опросов общественного мнения среди жертв преступлений и заявителей. По сути здесь как раз имеет место применение критериев разной природы для получения комплексной оценки конкретного направления работы полиции.
На основании проделанной работы можно сделать вывод о том, что сложившаяся система оценки деятельности органов внутренних дел, объединяя различные показатели, полученные
Рис. 3. Диаграмма разброса, характеризующая зависимость доли потерпевших, обратившихся в органы внутренних дел, и регистрируемой преступности
из различных источников, и формируя единый комплексный критерий, не позволяет детально оценить различные направления деятельности органов внутренних дел. Вместе с тем из множества применяемых сегодня показателей возможно выбрать такие, которые, будучи полученными из различных источников (внутриведомственные, на основании социологических опросов), характеризуют одни и те же конкретные направления деятельности. Такой подход позволит давать более объективные частные оценки эффективности органов внутренних дел в различных сферах деятельности. При этом на основе таких частных оценок вновь возможно получение некого единого комплексного критерия оценки.
2 л н и о X
Л
<
и н к
:|5
о X
Л
<
и н S
X
<
а
X о о
са <
а С
К S X
и <
са <
а
и <
ш О а С
Список литературы
1. О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 03.02.2014) // СПС Гарант.
2. Вопросы оценки деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 26 декабря 2011 г. № 1310 (утратил силу) // СПС Гарант.
3. Вопросы оценки деятельности территориальных органов Министерства внутренних
дел Российской Федерации: приказ МВД России от 31 декабря 2013 г. № 1040 // СПС Гарант.
4. Кононенко В.И. Об использовании результатов опросов населения в оценке деятельности органов внутренних дел // Труды Академии управления МВД России. 2013. № 2(26).
Тел.: 8 (499) 745-81-51