_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_
3. Лигута В.Ф. Мониторинг состояния физической подготовленности курсантов ДВЮИ МВД России / В.Ф. Лигута, А.С. Рукавишников // Актуальные вопросы физической культуры и спорта: Материалы V Международной научно-практической конференции 15-16 апреля 2010 г. / Под ред. В.И. Гончарова, А.М. Кулинец. - Уссурийск: Издательство УГПИ, 2010. - С. 60-62.
4. Лигута В.Ф. Динамика физического состояния курсантов и слушателей в процессе обучения в вузе / В.Ф. Лигута, К.Ю. Горин, А.С. Рукавишников // Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта», № 1 (131) - 2016. - С. 129-134.
5. Мартиросов, Э. Г. Технологии и методы определения состава тела человека / Э. Г. Мартиросов, Д. В. Николаев, С. Г. Руднев. - М. : Наука, 2006. - 248 с.
© Лигута В.Ф., 2016
УДК 371.261
Логвинов Сергей Иванович
Докт. техн. наук, профессор ТГПУ им. Л.Н. Толстого, г.Тула, РФ
E-mail: [email protected] Ермоленко Павел Станиславович Магистрант ТГПУ им. Л.Н. Толстого, г.Тула, РФ E-mail: [email protected] Кулеш Иван Владимирович Магистрант ТГПУ им. Л.Н. Толстого, г.Тула, РФ E-mail: [email protected]
О НЕКОТОРЫХ ПОДХОДАХ К ФОРМИРОВАНИЮ МОДЕЛИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Аннотация
Качество образования в вузе и его прогноз - важное направление совершенствования человеческого капитала. Прогнозирование может осуществляться на основе моделей успешности обучения студентов, основанных на комплексном анализе особенностей обучаемых.
Ключевые слова Система менеджмента качества, многомерный статистический анализ.
Управление качеством в образовательном учреждении при внедрении системы менеджмента качества (СМК) реализует ряд принципов международных стандартов ИСО серии 9000, такие как системный и процессный подход к качеству, принятие решений, основанных на фактах и др. На основе их реализации осуществляется прогнозирование, оценка и принятие решений.
Рассматривая систему как совокупность взаимодействующих между собой элементов - особенностей обучаемых, изучаемых блоков дисциплин, социально-экономических условий при проведении обучения студентов вуза, эффективность системы целесообразно оценивать успешностью обучения по каждому блоку дисциплин, определяющих качество подготовки в соответствии с ГОС ВО [1, с.101]. Для прогнозирования результатов управляющих воздействий на систему важно иметь информацию о «качестве» самих обучаемых, возможности освоения ими блоков дисциплин, заданных учебным планом.
Исследования и последующий анализ образовательного процесса целесообразно поводить для конкретных образовательных программ. Проведена оценка группы студентов по результативности обучения по базовым (БД) и вариативным дисциплинам (ВД) экономической подготовки, а также уровня освоения практических навыков при выполнении курсовых работ (КР). Результаты обучения по указанным блокам имеют достаточный разброс, что связано с особенностями обучаемых и условиями реализации учебного
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_
процесса для каждого обучаемого.
Оценка особенностей обучаемых по показателям, определяющих их типологические различия, внимание, память охватывало 20 факторов [2]. Примененный для построения моделей множественный пошаговый регрессионный анализ позволил установить, что на результат обучения студентов наиболее существенно влияют факторы: показатели внимания при работе с корректурной пробой (показатель точности (Аср), динамика изменения производительности (Д1) и точности (Д2), уровень нервозности (Т1) . Общий вид полученных моделей: ВД = 41,6071*Аср + 0,484281*Т1 - 0,0231682*Д1 БД = 45,7206*Аср + 0,610817*Т1 - 0,0272036*Д1 + 22,7064*Д2 КР = 20,7224*Аср + 0,324853*Т1 - 0,0137058*Д1 + 13,3241*Д2
Статистическая оценка полученных моделей имеет следующие значения:
• корреляция экспериментальных данных с результатами моделирования соответственно составила:
0.9955, 0.9957, 0.9948;
• коэффициенты детерминации: 0.9909, 0.9913, 0.9895;
• уровень доверия к моделям составил свыше 99,99%, а к коэффициентам моделей свыше 95%.
Проведенный факторный анализ (тип факторизации - главные компоненты, метод вращения -
варимакс) индивидуальных различий студентов данной специальности подтверждает, что данные показатели имеют высокие факторные нагрузки, вошли в существенные факторы, определяющие индивидуальные особенности обучаемых по изучаемым признакам.
Более полный учет взаимодействия элементов системы требует и оценки социально-экономических условий, в которых происходит обучение [3, с. 163]. К ним можно отнести материальное положение, место проживания студента (дома или в общежитии), возраст, пол и т.п. Естественно, часть оценок носит качественный характер и требует соответствующих методов анализа. Прогнозирование состояния результативности системы обучения по совокупности оценок по блокам экономических дисциплин при комплексном учете социально-экономических условий обучения, индивидуальных особенностей обучаемых методами многомерного статистического анализа (дискриминантного анализа) позволило получить классифицирующие функции, определяющие место каждого обучаемого по освоению всего блока экономических дисциплин за весь период обучения. Оценка носит интервальный характер, имеет соответствующий ранг. Произведено ранжирование и переменных, определяющих эффективность обучения.
Естественно, процессный подход СМК в вузе определяет необходимость анализа связи дисциплин по мере выполнения учебного плана по годам или семестрам обучения. Последовательная оценка канонической корреляции группы дисциплин изученных на раннем этапе на последующие оценки по дисциплинам экономического блока показывает высокую корреляцию и надежность моделей связи групп переменных по различным временным периодам обучения. Это позволяет влиять на «выходы» процесса посредством изменения «входов» на каждом этапе обучения. Основой такой связи дисциплин является осуществление структурно-логической схемы подготовки специалиста, реализация требований ГОС ВО по заданным компетенциям специалиста и связи дисциплин по их формированию и последующей оценке.
Система моделей и методов, определяющих различные векторы анализа и последующего принятия решений по совершенствованию процесса обучения, позволяет реализовывать основные принципы СМК во внутривузовской системе качества.
Список использованной литературы:
1. Логвинов С.И. Анализ обучаемости студентов специальности «профессиональное обучение (экономика и управление)» на основе статистических методов //Педагогическая информатика - 2011. - вып. 5. - с. 101-107.
2. Логвинов С.И., Ермоленко П. С., Кулеш И. В. Исследование влияния индивидуальных особенностей обучаемых на результативность освоения дисциплины. - ИННОВАЦИИ, ТЕХНОЛОГИИ, НАУКА: сборник статей Международной НПК МЦИИ ОМЕГА САЙНС, г. Киров. 2016. - с. 162-164.
3. Логвинов С.И., Романов В.А. Применение информационно-аналитических систем в образовательном процессе вуза: звено «факультет - кафедра» // Современные проблемы науки и образования. -2014.-№1; URL: www.science-education.ru/115-12121
© Логвинов С.И., Ермоленко П.С., Кулеш И.В., 2016