Научная статья на тему 'Физическое здоровье курсантов первого года обучения вуза МВД России'

Физическое здоровье курсантов первого года обучения вуза МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
183
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / КУРСАНТЫ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лигута Владимир Филиппович

В статье представлены результаты исследования физического развития и физической подготовленности курсантов первого курса Дальневосточного юридического института МВД России характеризующие уровень их физического здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лигута Владимир Филиппович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Физическое здоровье курсантов первого года обучения вуза МВД России»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X

В связи с этим возникает необходимость пересмотреть подходы к организации обучения ИЯ в неязыковом вузе. Перспективными направлениями в решении проблемы улучшения качества преподавания ИЯ можно считать следующие:

1) формирование групп по изучению дисциплины «Иностранный язык» по результатам входного тестирования. Известно, что каждому уровню соответствует определенная сфера применения иностранного языка, определенный тип речевого поведения и своя коммуникативная компетенция. Так, уровни А1, А2 характеризуются ограниченным типом речевого поведения и соответственно начальной и базовой коммуникативной способностью; уровни В1,В2 — автономным типом речевого поведения, пороговой и продвинутой коммуникативной способностью; уровни С1, С2 — свободным типом речевого поведения, эффективной и полной коммуникативной компетенцией. Различаются по уровням и сферы применения языка: если уровни А1-В2 ограничены сферой частной повседневной жизни, то, начиная с уровня С1, достигнутые коммуникативные способности позволяют использовать иностранный язык также и в учебной, профессиональной и публичной деятельности [1];

2) разработка рабочих программ и фонда оценочных средств в соответствии с общеевропейскими стандартами, которые будут отвечать современным требованиям к формированию иноязычной коммуникативной компетенции. Важно учитывать и выбор учебных пособий и аутентичных материалов, которые должны определяться степенью проработки представленных в них академических навыков и их соотнесенностью с общеевропейской шкалой владения иностранным языком;

3) рациональное распределение часов на аудиторную и самостоятельную работы. В настоящее время мы наблюдаем снижение количества аудиторных часов выделяемых в большинстве неязыковых вузах. В основном, на изучение иностранного языка отводится 2, в лучшем случае 4 семестра по 2 - 3 аудиторных часа в неделю. Соответственно повышается роль самостоятельной работы студентов. Для повышения ее эффективности необходима не только грамотная организация и систематический контроль со стороны преподавателя, но и наличие электронной образовательной среды, специально оборудованных аудиторий (языковых лабораторий) с набором компьютерных программ и учебного программного обеспечения, компьютерных классов с выходом в интернет.

В последнее время большая часть студентов выбирает для изучения тот или иной язык (будь то английский или китайский), руководствуясь чисто прагматическим целями - хорошее владение иностранным языком дает преимущество при поиске работы. Подтверждение же знания иностранного языка соответствующим документом с указанием уровня владения значительно повышает конкурентоспособность выпускников на рынке труда.

Список использованной литературы: 1. Council of Europe.(2001a).Common European Framework of Reference for Languages: Learning, teaching.

© Леткина Н.В., 2016

УДК 796. 612

Лигута Владимир Филиппович

канд. пед. наук, профессор ДВЮИ МВД России,

г. Хабаровск, РФ E-mail: [email protected]

ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ КУРСАНТОВ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ ВУЗА МВД РОССИИ

Аннотация

В статье представлены результаты исследования физического развития и физической подготовленности курсантов первого курса Дальневосточного юридического института МВД России

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_

характеризующие уровень их физического здоровья.

Ключевые слова

Физическое здоровье, курсанты, физическое развитие, физическая подготовленность.

Основными параметрами физического здоровья человека являются физическое развитие и физическая подготовленность. Количественное определение физического развития и физической подготовленности необходимы при организации физического воспитания населения различных возрасто-половых групп, при отборе, планировании и прогнозировании учебно-тренировочных нагрузок спортсменов, при организации двигательного режима учащихся образовательных учреждений [3,4].

Физическое развитие это процесс изменения естественных морфофункциональных свойств организма в течение индивидуальной жизни, важнейший индикатор здоровья детей и взрослых, обусловленный внутренними факторами и условиями жизни [1,2]. Хороший уровень физического развития сочетается с высокими показателями физической подготовки, мышечной и умственной работоспособности. Без индивидуальной оценки физического развития невозможно составить обобщенную характеристику той или иной группы, также как и без знания средних показателей физического развития, свойственных данному возрасту, полу и коллективу, нельзя объективно оценить физическое развитие каждого в отдельности.

Основными параметрами физического развития человека являются: рост, масса тела, окружность грудной клетки (ОГК), сила правой и левой кисти, жизненная емкость легких (ЖЕЛ). Размеры тела, их пропорции определяют телосложение и являются показателями физического развития. По ним можно судить о дефиците массы тела или избыточном весе, их динамике, развитии грудной клетки [5].

Физическая подготовленность характеризуется уровнем развития двигательных способностей (силы, быстроты, ловкости, гибкости, выносливости) и оценивается с помощью специально подобранных тестов.

Цель нашего исследования - получение полной и объективной информации об уровне физического здоровья курсантов 1 курса Дальневосточного юридического института МВД России.

В процессе работы предстояло решить следующие задачи:

1) Выявить и сравнить средние значения показателей физического развития юношей и девушек.

2) Определить индексы физического развития курсантов.

3) Исследовать уровень физической подготовленности курсантов.

Методы исследования: анализ литературных источников, антропометрические методы, педагогическое тестирование, методы математической статистики.

Организация исследования. Анализ показателей физического развития курсантов 1 курса 187 человек (117 юношей и 70 девушек), осуществлялся в 2015 году на основе использования данных диспансеризации. Для этого анализировались показатели роста, веса, ОГК, ЖЕЛ и кистевой динамометрии. Кроме того, использовались антропометрические индексы, которые позволяют характеризовать телосложение: весоростовой индекс, жизненный индекс, силовой индекс, индекс пропорциональности между грудной клеткой и ростом, индекс Брока (оценка веса человека).

Уровень физической подготовленности у данного контингента обследованных оценивался с помощью выполнения контрольных упражнений (тестов), характеризующих развитие основных физических качеств: силовая выносливость (сгибание и разгибание рук в упоре лежа - отжимание), скоростно-силовые качества (прыжок в длину с места), сила мышц брюшного пресса (мышц живота) (поднимание туловища из положения лежа на спине за 30 секунд), статическая выносливость мышц рук (вис на перекладине на согнутых руках), гибкость (наклон туловища вперед из положения сидя), выносливость (бег на 1000 м).

Оценка результатов выполненных упражнений осуществлялась согласно разработанной шкале для юношей и девушек данного возраста и оценивалась как «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» [1]. Кроме этого определялся качественный показатель (количество «отличных» и «хороших» оценок, как по отдельному физическому упражнению, так и по всем показателям, характеризующим общий уровень физической подготовленности курсантов).

Результаты и их обсуждение. Анализ результатов исследования физического развития показал (табл. 1), что средний рост юношей составляет 175,9 см, девушек 165,8 см, масса тела соответственно: 67,6 и 56,8

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_

кг, ОГК: 89,7 и 86,1 см. Как видно из табл. 1 данные параметры выше у юношей, по сравнению с девушками. Юноши значительно превосходят девушек по показателям ЖЕЛ и кистевой динамометрии.

Таблица 1

Средние показатели физического развития курсантов

Курсанты Рост (см) Вес (кг) ОГК (см) ЖЕЛ (л) Динамометрия кистевая (кг)

правая левая

Юноши 175,9 67,6 89,7 4,3 36,6 33,3

Девушки 165,8 56,8 86,1 3,0 22,0 19,4

Показатели весоростового индекса у 54,3% девушек и 63,0% юношей соответствуют норме для данного возраста исследуемых (табл. 2). Только 4,3% девушек и 15,2% юношей имеют данный показатель ниже нормы. Это свидетельствует о том, что девушки имеют более пропорциональное телосложение, чем юноши.

Жизненный индекс характеризует функциональные возможности дыхательной системы организма человека. Анализ полученных результатов по данному индексу свидетельствует о низком уровне дыхательных возможностей курсантов: у 68,6% девушек и 69,6% юношей эти показатели ниже нормы. Всего у 10,0% девушек и у 6,5% юношей эти показатели соответствуют норме.

Слабо развиты и силовые возможности курсантов: у 98,6% девушек и 86,9% юношей силовой индекс ниже нормы. Количество девушек, имеющих показатель нормы по данному индексу, составило 1,4%, юношей - 6,5%.

Таблица 2

Показатели индексов физического развития курсантов

Показатели Весоростовой индекс Жизненный индекс Силовой индекс

Юноши Девушки Юноши Девушки Юноши Девушки

Норма 63,0 54,3 6,5 10,0 6,5 1,4

Выше нормы 21,8 41,4 23,9 21,4 6,6 -

Ниже нормы 15,2 4,3 69,6 68,6 86,9 98,6

Нормальные значения индекс пропорциональности между ОГК и ростом стоя имеют 26,0% юношей и 34,3% девушек. Необходимо отметить, что большинство юношей (65,2%) узкогрудые, у девушек противоположная закономерность: 55,7% широкогрудые (табл. 3).

Таблица 3

Показатели индекса пропорциональности между ОГК и ростом стоя курсантов

Показатели Юноши (%) Девушки (%)

Норма 26,0 34,3

Узкогрудые 65,2 10,0

Широкогрудые 8,8 55,7

Индекс Брока характеризует норму массы тела в зависимости от длины тела. Анализ данного показателя свидетельствует о том, что большинство девушек (94,3%) и юношей (95,6%) имеют нормальный вес по отношению к своему росту. Увеличенный вес имеют 2,2% юношей и 4,3% девушек, ожирение соответственно: 2,2%; 1,4% (табл. 4).

Таблица 4

Показатели индекса Брока курсантов

Показатели Юноши (%) Девушки (%)

Нормальный вес 95,6 94,3%

Увеличенный вес 2,2 4,3

Ожирение 2,2 1,4

Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что общий качественный показатель физической подготовленности курсантов-юношей равен 84,8% и у курсантов-девушек 78,4%.

Наилучшие результаты были показаны при выполнении тестовых упражнений в поднимании туловища из положения лежа на спине за 30 секунд (100% - юноши и 96,4% - девушки). Наиболее низкие качественные

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_

показатели отмечены у юношей в наклоне туловища вперед из положения сидя (68,0%), у девушек в висе на перекладине на согнутых руках (42,8%) (табл. 5).

Таблица 5

Качественный показатель физической подготовленности курсантов (%)

Тестовые упражнения Качественный показатель (%)

Юноши Девушки

Поднимание туловища из положения лежа на спине за 30 секунд 100 96,4

Бег на 1000 м 92,9 93,5

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа 82,0 88,8

Наклон туловища вперед из положения сидя 68,0 77,3

Прыжок в длину с места 86,6 72,0

Вис на перекладине на согнутых руках 80,0 42,8

Оценка уровня физической подготовленности курсантов по определенным двигательным способностям представлена в таблице 6, из которой видно, что часть курсантов не справились с нормативными требованиями при выполнении некоторых тестовых упражнений. Так, 24,3% девушек получили неудовлетворительную оценку в упражнении вис на перекладине на согнутых руках, 7,5% - наклон туловища вперед из положения сидя, 5,6% - сгибание и разгибание рук в упоре лежа и 1,7% - прыжок в длину с места.

Таблица 6

Оценка уровня физической подготовленности курсантов (%)

Тестовые упражнения Оценка

Отлично Хорошо Удовлетв. Неудовлетв.

Ю Д Ю Д Ю Д Ю Д

Поднимание туловища из положения лежа на спине за 30 секунд 10,0 21,0 90,0 75,5 14,5 3,5

Бег на 1000 м 8,6 41,9 84,3 51,6 7,1 6,5 - -

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа 16,6 62,9 65,4 25,9 16,7 5,6 1,3 5,6

Наклон туловища вперед из положения сидя 19,4 15,2 48,6 62,1 16,8 15,2 15,2 7,5

Прыжок в длину с места 5,0 8,8 81,6 63,2 13,4 26,3 - 1,7

Вис на перекладине на согнутых руках 4,0 11,4 76,0 31,4 18,6 32,9 1,4 24,3

15,2% юношей не выполнили норматив, характеризующий гибкость (наклон туловища вперед из положения сидя), статическую выносливость (вис на перекладине на согнутых руках - 1,4%) и силовую выносливость (сгибание и разгибание рук в упоре лежа - 1,3%).

Выводы

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что уровень физического развития юношей и девушек соответствует нормативным показателям, характерным для данного контингента. Однако дыхательные возможности и силовые способности курсантов 1 курса находятся на довольно низком уровне, что необходимо учитывать в процессе их физической подготовки в вузе. Юноши превосходят девушек по показателям роста, веса тела, ОГК, а также ЖЕЛ и кистевой динамометрии.

Анализ физической подготовленности показал, что у курсантов не достаточно развита статическая выносливость мышц рук, гибкость и силовая выносливость. В целях повышения уровня физической подготовленности и успешного выполнения нормативных требований курсантами необходима коррекция тренировочных нагрузок по физической подготовке направленная на развитие отстающих физических качеств.

Список использованной литературы:

1. Душанин С. А. Самоконтроль физического состояния / С. А. Душанин, Е. А. Пирогов, Л. Я. Иващенко. -Киев : Здоровье, 1980. - 126 с.

2. Лигута В.Ф. Мониторинг физического состояния курсантов и слушателей ДВЮИ МВД России как основа совершенствования их физической подготовки. / В.Ф. Лигута, В.А. Серебрянников, В.В. Мороз // Совершенствование боевой и физической подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений силовых ведомств: Материалы Международной научно-практической конференции. - Иркутск: ФГОУ ВПО ВСИ МВД России, 2010. - Т. 1 - С. 154-161.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_

3. Лигута В.Ф. Мониторинг состояния физической подготовленности курсантов ДВЮИ МВД России / В.Ф. Лигута, А.С. Рукавишников // Актуальные вопросы физической культуры и спорта: Материалы V Международной научно-практической конференции 15-16 апреля 2010 г. / Под ред. В.И. Гончарова, А.М. Кулинец. - Уссурийск: Издательство У1 ПИ, 2010. - С. 60-62.

4. Лигута В.Ф. Динамика физического состояния курсантов и слушателей в процессе обучения в вузе / В.Ф. Лигута, К.Ю. Горин, А.С. Рукавишников // Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта», № 1 (131) - 2016. - С. 129-134.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Мартиросов, Э. Г. Технологии и методы определения состава тела человека / Э. Г. Мартиросов, Д. В. Николаев, С. Г. Руднев. - М. : Наука, 2006. - 248 с.

© Лигута В.Ф., 2016

УДК 371.261

Логвинов Сергей Иванович

Докт. техн. наук, профессор ТГПУ им. Л.Н. Толстого, г.Тула, РФ

E-mail: [email protected] Ермоленко Павел Станиславович Магистрант ТГПУ им. Л.Н. Толстого, г.Тула, РФ E-mail: [email protected] Кулеш Иван Владимирович Магистрант ТГПУ им. Л.Н. Толстого, г.Тула, РФ E-mail: [email protected]

О НЕКОТОРЫХ ПОДХОДАХ К ФОРМИРОВАНИЮ МОДЕЛИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Аннотация

Качество образования в вузе и его прогноз - важное направление совершенствования человеческого капитала. Прогнозирование может осуществляться на основе моделей успешности обучения студентов, основанных на комплексном анализе особенностей обучаемых.

Ключевые слова Система менеджмента качества, многомерный статистический анализ.

Управление качеством в образовательном учреждении при внедрении системы менеджмента качества (СМК) реализует ряд принципов международных стандартов ИСО серии 9000, такие как системный и процессный подход к качеству, принятие решений, основанных на фактах и др. На основе их реализации осуществляется прогнозирование, оценка и принятие решений.

Рассматривая систему как совокупность взаимодействующих между собой элементов - особенностей обучаемых, изучаемых блоков дисциплин, социально-экономических условий при проведении обучения студентов вуза, эффективность системы целесообразно оценивать успешностью обучения по каждому блоку дисциплин, определяющих качество подготовки в соответствии с ГОС ВО [1, с.101]. Для прогнозирования результатов управляющих воздействий на систему важно иметь информацию о «качестве» самих обучаемых, возможности освоения ими блоков дисциплин, заданных учебным планом.

Исследования и последующий анализ образовательного процесса целесообразно поводить для конкретных образовательных программ. Проведена оценка группы студентов по результативности обучения по базовым (БД) и вариативным дисциплинам (ВД) экономической подготовки, а также уровня освоения практических навыков при выполнении курсовых работ (КР). Результаты обучения по указанным блокам имеют достаточный разброс, что связано с особенностями обучаемых и условиями реализации учебного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.