REFERENCES
1. Bolotin, A.E. and Sivak, A.N. (2013), "The typological signs of the educational environment necessary for effective professional development of cadets in higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 99, No. 5, pp. 16-21.
2. Bolotin, A.E. and Shchegolev V. A., Bakayev V. V. (2014), "Pedagogical technology of use of means of physical culture for adaptation of students to professional activity", Theory and Practice of Physical Culture, No. 7, pp. 16-20.
3. Bolotin, A.E. and Strelnikova N. L. (2014), "Requirements imposed to development of communicative abilities in students of higher education institutions of physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 109, No. 3, pp. 35-39.
4. Bolotin, A.E. and Karavan, A.V. (2015), "Typological signs of the educational environment necessary for effective physical development of students of higher education institutions", Theory and Practice of Physical Culture, No. 9, pp. 15-19.
5. Kryazh, A.V. (2007), "Technology of management of professional activity of the faculty in higher education institutions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 29, No. 3, pp. 83-89.
6. Laukhina, I.V., Belozerskikh, A.V. and Nikolaeva, E.M. (2015), "Requirements imposed to the educational environment of branches of higher education institutions of Russia", Uchenye zapiski uni-versiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 124, No. 6, pp. 124 -127.
7. Mutko V.L., Parshikova N.V., Chistyakov V.A. (2006), "The concept of extra physical education lessons and the first experience of its implementation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 20, pp. 49-53.
8. Ponomarev, N. I. and Chistyakov, V.A. (2001) "Information theory of typological groups and formation on its basis of interaction of the trainer and the athlete", Theory and practice of physical culture, No. 2, pp. 54-56.
9. Tataruch, Rafal, Kostjuchenko, V.F. and Chistyakov, V.A. (2011), "The motivation level in training of young athletes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 76, No. 6, pp. 159-164.
10. Chistyakov. V.A., Kostromin. O.V. and Novoseltseva, O.O. (2014), "Structure of the pedagogical concept of the sportization of physical training in technical college by means of sports club", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 107, No. 1, pp. 180-185.
Контактная информация: Laukxina85@inbox.ru
Статья поступила в редакцию 27.01.2016
УДК 796.011
ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ В
ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Владимир Филиппович Лигута, кандидат педагогических наук, профессор, Кирилл Юрьевич Горин, старший преподаватель, Алексей Сергеевич Рукавишников, старший преподаватель, Дальневосточный юридический институт МВД России (ДВЮИ МВД России),
г. Хабаровск
Аннотация
В статье представлены результаты, характеризующие динамику физического развития и физической подготовленности курсантов и слушателей в процессе регламентированных занятий по физической подготовке на протяжении всего периода обучения в вузе системы МВД. Установлено улучшение показателей физического состояния обучающихся ко 2-3 курсам с дальнейшей их стабилизацией и снижением к выпускному курсу. Обосновывается коррекция процесса физической подготовки и спортивно-массовой работы с курсантами на основе мониторинга физического состояния.
Ключевые слова: физическое состояние, физическое развитие, физическая подготовленность, курсанты, слушатели, процесс обучения.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.01.131.p129-134
DYNAMIC OF THE CADETS AND LISTENERS PHYSICAL STATE DURING STUDY IN THE INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION
Vladimir Filippovich Liguta, the candidate of pedagogic sciences, professor, Kirill Yurievich Gorin, the senior lecturer, Alexei Sergeevich Rukavishnikov, the senior lecturer, The Far Eastern Juridical Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Khabarovsk
Annotation
The article refers to the results characterizing the dynamic of the cadets and listeners' physical state and physical fitness in the process of the scheduled physical training lessons during the whole study period in the institution of higher education of the Ministry of Internal Affairs system. Improvement of the physical state indicators of the cadets is observable to the second and third years of the study with their stabilization and decline to the final course. Correction of the physical training and sports work with the cadets is established on the bases of the physical state monitoring.
Keywords: physical state, physical development, physical fitness, cadets, listeners, study process.
ВВЕДЕНИЕ
Физическое состояние человека многие исследователи понимают как готовность к выполнению физической работы. Определяется оно не одним каким-либо показателем, а совокупностью взаимосвязанных признаков, в первую очередь, такими факторами, как физическое развитие, физическая подготовленность, физическая работоспособность, функциональное состояние систем организма [1, 6]. Под физическим развитием понимается комплекс функционально-морфологических свойств организма, который определяет запас его физических сил. Физическая подготовленность это уровень развития физических качеств и сформированных двигательных навыков.
При оценке физического развития взрослого человека обычно учитывают следующие показатели: а) соматометрические: длина и вес тела, окружность грудной клетки (ОГК); б) физиометрические: жизненная ёмкость легких (ЖЁЛ), сила сжатия кисти руки (СК). Физическое развитие может быть оценено с помощью индексов, которые представляют собой соотношение отдельных антропометрических признаков, выраженных в математических формулах. Для оценки отдельных показателей физического развития чаще всего используются весоростовой (ВРИ), жизненный (ЖИ), силовой индексы (СИ) и индекс Брока (ИБ) [5].
Уровень физической подготовленности в практике физического воспитания определяется с помощью контрольных упражнений (двигательных тестов), оценивающих степень развития физических качеств.
Изучение особенностей физического состояния различных групп населения необходимо для создания региональных нормативов физического развития, для своевременного проведения здоровьесберегающих мероприятий, а также для совершенствования системы физического воспитания, физической подготовки и спортивной тренировки [2, 3, 7, 8]. Если рассматривать успешность профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел (ОВД), то она в значительной мере определяется их физическим развитием, функциональной и физической подготовленностью, умением управлять своим эмоциональным состоянием, способностью мобилизовать все внутренние возможности для решения оперативно-служебных задач, умелым применением физической силы.
Особая роль в совершенствовании физической подготовки сотрудников ОВД принадлежит высшим учебным заведениям МВД России, где за годы обучения курсанты и слушатели должны приобрести не только специальные знания и навыки профессиональной деятельности, но и достигнуть высокого уровня физического состояния для выполнения своих служебных задач.
Эффективность физического и функционального развития курсантов и слушателей во многом зависит от процесса управления физической подготовкой в вузе, от самих обучающихся, которые должны быть мотивированы на самостоятельные спортивно-оздоровительные занятия.
Целью нашего исследования было определение динамики показателей физического состояния курсантов и слушателей за пятилетний период их обучения в Дальневосточном юридическом институте МВД России.
Уровень физического развития и двигательной подготовленности определялся у 438 курсантов и слушателей (230 юношей и 208 девушек).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
На основе анализа показателей физического развития выявлено, что за время обучения в вузе длина тела у девушек, в основном, не меняется и в среднем составляет 168,7 см, у юношей к пятому курсу наблюдается увеличение этого показателя на 1,1% (Р<0,05) (таблице 1).
Таблица 1
Показатели физического развития курсантов и слушателей за период обучения в
ввузе
Курс Показатели
Рост, см Вес, тела, кг ОГКсм ЧСС, уд/мин СД, мм.рт. ст ДД, мм.рт.ст ЖЕЛ, мл СК, кг
Юноши
1 М±т 175,8±0,45 74,1±0,64 85,4±0,51 73,1±0,67 115,7±2,9 75,2±1,8 4631,2±60,5 34,5±0,49
% 1,1* 5,0* 1,3* 1,4* 3,8* 2,8* 5,3* 22,0*
2 М±т 176,1±0,48 75,3±0,71 84,7±0,55 74,1±0,62 116,4±2,4 76,7±1,5 4664,5±65,9 37,8±0,55
% 0,2 5,7 -0,8 1,4 0,6 2,0 0,7 9,6
3 М±т 176,8±0,51 75,7±0,67 85,1±0,60 72,6±0,59 118,2±2,9 75,5±2,1 4767,4±59,9 40,1±0,57
% 0,4 0,5 1,7 2,0 1,5 1,6 2,2 6,1
4 М±т 177,2±0,54 76,6±0,75 86,2±0,58 73,5±0,63 120,5±2,0 73,9±1,6 4954,7±61,6 43,3±0,44
% 0,2 1,2 1,3 1,2 1,9 -2,1 3,9 8,0
5 М±т 177,8±0,57 78,1±0,78 86,5±0,64 74,1±0,65 120,1±2,3 77,3±1,4 4878,2±58,8 42,1±0,52
% 0,3 2,0 0,4 0,8 -0,3 4,6 -1,5 -2,8
Курс Девушки
1 М±т 168,2±0,39 62,4±0,67 86,8±0,65 72,4±0,71 113,7±3,2 73,5±1,7 3236,1±54,7 28,5±0,57
% 0,5* 6,2* 0,6* 0,5* 2,5* 4,4* 5,6* 14,4*
2 М±т 168,5±0,43 65,8±0,59 85,1±0,57 71,7±0,55 115,6±2,9 76,0±2,0 3347,9±57,9 29,1±0,61
% 0,2 5,4 -1,9 0,9 1,7 4,8 3,5 2,1
3 М±т 168,7±0,45 67,1±0,64 87,3±0,59 72,7±0,60 114,2±3,5 74,1±1,5 3386,7±62,0 28,9±0,56
% 0,1 2,0 0,6 1,4 -1,2 -2,5 1,2 -0,7
4 М±т 168,9±0,40 65,7±0,66 86,4±0,63 72,9±0,66 116,0±2,7 75,5±1,8 3461,4±63,1 30,1±0,59
% 0,1 -2,1 -1,0 0,3 1,6 1,9 2.2 4,1
5 М±т 169,1±0,50 66,3±0,73 87,3±0,61 72,8±0,68 116,5±3,0 76,7±1,4 3418,3±61,7 32,6±0,63
% 0,1 2,5 1,0 -0,1 -0,4 1,6 -1,2 8,3
Примечание. * - % изменения показателя по отношению к 5 курсу.
Отмечается тенденция к увеличению веса тела как у юношей (на 5,0%), так и у девушек (на 6,2%) (Р<0,05), что свидетельствует о снижении их двигательной активности к выпускному курсу. Показатели ВРИ (вес тела, г / рост стоя, см) у юношей и девушек не зависимо от курса, в основном, соответствуют норме и превышают её. Однако на младших курсах зафиксированы показатели ниже нормы, на 5 курсе у всех исследуемых весо-ростовых показателей ниже нормы не обнаружено (таблица 2). Прирост показателя ОГК за период исследования у юношей составил 1,3%, у девушек - 0,6% (Р>0,05). Индекс Брока свидетельствует о том, что большинство девушек и юношей имеют нормальный вес тела по отношению к своему росту.
Увеличенный вес к 5 курсу имеют 2,9% юношей и 3,3% девушек, ожирение наблюдается у 11,8% юношей и 3,4% девушек, что свидетельствует о снижении двига-
тельной активности слушателей (таблица 3).
Весоростовой, жизненный и силовой индексы и индекс Брока
Таблица 2
Соответствие норме Индексы 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс
Ю Д Ю Д Ю Д Ю Д Ю Д
Норма ВРИ 52,0 47,3 34,9 43,4 35,4 43,4 29,4 46,4 36,6 41,4
ЖИ 2,0 7,9 - 3,6 1,2 8,1 - 6,0 - 4,0
СИ 23,8 8,2 22,9 3,6 18,3 2,0 25,6 2,0 20,7 3,3
Выше нормы ВРИ 37,4 43,2 57,8 53,0 64,6 52,5 68,2 47,8 63,4 58,6
ЖИ 20,8 18,0 20,5 4,8 13,1 15,1 20,5 20,0 17,1 10,0
СИ 25,4 3,4 31,3 - 42,7 - 28,1 - - -
Ниже нормы ВРИ 10,6 9,5 7,3 3,6 - 4,1 2,4 5,8 - -
ЖИ 77,2 74,1 79,5 91,6 85,7 76,8 79,5 74,0 82,9 86,0
СИ 50,8 88,4 45,8 96,4 39,0 98,0 46,3 98,0 79,3 96,7
Нормальный вес ИБ 92,6 96,2 83,1 97,2 86,2 97,0 81,2 95,4 85,3 93,3
Увеличенный вес ИБ 1,6 0,5 2,4 1,4 7,5 - 2,4 3,1 2,9 3,3
Ожирение ИБ 5,8 3,3 14,5 1,4 6,3 3,0 16,4 1,5 11,8 3,4
Таблица 3
Показатели двигательной подготовленности курсантов и слушателей за период __обучения в вузе_
Курс Показатели
Бег 100 м, с Челночный бег 10x10м, с Бег 1000 м, мин. с Подтягивание*, раз Наклон туловища вперед, см Прыжок в длину с места, см
Юноши
1 М±т 13,9±0,24 27,4±0,12 3,40±2,30 11,5±0,21 13,1±0,17 233,5±2,01
% 0,7* 2,5* 0,5* 21,7* - 12,2* 1,0*
2 М±т 13,5±0,19 25,6±0,15 3,28±3,01 12,4±0,18 14,8±0,19 238,3±1,96
% 2,9 6,5 5,4 7,8 13,0 2,0
3 М±т 12,9±0,22 25,4±0,14 3,21±3,15 13,6±0,11 12,3±0,20 241,8±2,15
% 4,4 0,8 3,4 9,7 -16,9 1,5
4 М±т 13,3±0,20 26,8±0,17 3,27±3,20 13,7±0,16 11,7±0,23 242,1±2,33
% -3,1 -5,5 -3,0 0,7 -4,9 0,1
5 М±т 13,8±0,25 26,7±0,11 3,39±3,41 14,0±0,12 11,5±0,24 235,9±2,41
% -3,7 0,4 -5,8 2,2 -1,7 -2,6
Курс Девушки
1 М±т 16,5±0,15 30,4±0,11 4,52±4,10 19,0±0,19 13,2±0,20 170,7 ±2,89
% 0,6* 2,3* 3,1* 17,4* 4,5* 3,2*
2 М±т 16,3±0,19 29,3±0,13 4,33±3,34 26,3±0,21 15,4±0,18 187,5±1,99
% 1,2 3,6 6,5 38,4 16,7 9,8
3 М±т 16,1±0,21 29,5±0,15 4,32±3,21 28,1±0,16 16,1±0,23 190,7±2,15
% 1,2 -0,7 0,4 6,8 4,5 1,7
4 М±т 16,2±0,17 29,4±0,14 4,38±3,36 23,6±0,17 14,6±0,18 179,3±2,45
% -0,6 -0,3 -2,2 -16,0 -9,3 -6,0
5 М±т 16,4±0,23 29,7±0,17 4,43±4,12 22,3±0,23 13,8±0,25 176,1±2,56
% -1,2 -1,0 -1,8 -5,5 -5,5 -1,8
* - девушки подтягиваются на низкой перекладине
Деятельность сердечно-сосудистой системы курсантов и слушателей также имеет свои особенности. Так ЧСС в покое у представителей обоих полов на протяжении всего периода обучения находится на одинаковом уровне и составляет 72^74 уд/мин.
Показатели артериального кровяного давления в динамике характеризуются статистически достоверным увеличением систолического давления (СД) у юношей на 3,8%, у девушек - 2,5%, диастолического давления (ДД) соответственно: на 2,8% и 4,4% (таблица 1).
Показатель ЖЕЛ, как у юношей, так и у девушек, увеличивается к 3-4 курсам, а затем наблюдается его снижение на последнем году обучения. ЖИ, характеризующий
функциональные возможности дыхательной системы организма человека, определяющийся отношением ЖЕЛ (мл) к весу тела (кг), свидетельствует о низком уровне дыхательных возможностей курсантов и слушателей в процессе обучения в вузе. Если на первом курсе у юношей показатель ЖИ ниже нормы зафиксирован у 77,2%, то на пятом курсе у 82,9%. Подобная закономерность наблюдается и у девушек. Так, у первокурсниц показатель ниже нормы составил 74,1 % на 5 курсе - 86,0% (таблица 2).
Показатели СК, как у юношей, так и у девушек, увеличиваются в динамике с 1 по 5 курс. Прирост у юношей за время обучения составил 21,8%, у девушек - 12,6%. Однако показатель СИ (динамометрия кисти/вес тела в кг) х 100) свидетельствует о недостаточном развитии силовых возможностей исследуемых (таблица 2). Так у юношей 1 курса показатель ниже нормы определяется в 50,8%, к 3 курсу количество их снижается до 39,0%, затем к 5 курсу увеличивается до 79,3%. В среднем у 95,5% девушек показатель СИ ниже нормы отмечен на протяжении всего периода обучения в вузе.
При анализе средних показателей тестовых испытаний курсантов и слушателей, характеризующих отдельные стороны их двигательных способностей, выявлена положительная динамика прироста результатов к 3-4 курсам обучения и стабилизацией или снижением темпов прироста к выпускному курсу (таблица 3). Данная закономерность объясняется тем, что слушатели на 5 курсе проходят профильную практику по специальности в подразделениях ОВД продолжительностью шесть месяцев, во время которой, по данным нашего анкетного исследования, только 27,4% опрошенных регулярно посещали занятия по физической подготовке по расписанию в подразделениях.
Основными причинами непосещения занятий в подразделениях ОВД, как указали респонденты, являются: недостаток времени из-за большой загруженности на практике (40,4%); низкая требовательность со стороны руководства (35,6%); отсутствие спортивной базы (18,5%); отсутствие инструктора по физической подготовке (5,5%) [4].
Таким образом, показатели физического и функционального развития курсантов и слушателей имеют определенную динамику, не всегда положительную, на протяжении всего периода обучения в вузе. Данная закономерность во многом зависит от организации и проведения физической подготовки, физкультурно-массовой, спортивной работы среди курсантов и слушателей в вузе и во время прохождения практики в подразделениях ОВД, а также от их мотивации к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.
Для повышения качества организации физической подготовки в вузе необходимо проведение целенаправленной работы, в основе которой, прежде всего, должен быть мониторинг физического состояния курсантов и слушателей с последующим принятием педагогических мер коррекции учебно-тренировочных занятий. Формирование у молодежи положительной мотивации к занятиям физической культурой и спортом также должно осуществляться посредством объективной, адекватной и обоснованной оценки физического состояния.
ЛИТЕРАТУРА
1. Душанин, С.А. Самоконтроль физического состояния / С. А. Душанин, Е.А. Пирогов, Л.Я. Иващенко. - Киев : Здоровье, 1980. - 126 с.
2. Лигута, В.Ф. Физическое развитие и функциональная подготовленность курсантов первого курса ДВЮИ МВД России / В.Ф. Лигута, А.С. Рукавишников, Р.Н. Гретчин // Сборник материалов XVIII научн.-практ. конф. «Совершенствование физической, огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов». 24 июня 2010 г. : в 2 ч. Ч. 1 / Орловский юридический институт МВД России. - Орел, 2010. - С. 98-101.
3. Лигута, В.Ф. Физическая подготовка сотрудников оперативной службы органов наркоконтроля : монография / В.Ф. Лигута, С.В. Шаповалов ; Дальневосточный институт повышения квалификации ФСКН России. - Хабаровск : [б.и.], 2013. - 141 с.
4. Лигута, В.Ф. Физическая подготовка слушателей в процессе прохождения практики в органах внутренних дел / В.Ф. Лигута, П.В. Пугач // Физическая культура и спорт в профессио-
нальной деятельности: современные направления и образовательные технологии : сборник материалов I Международной научно-практической конференции (Хабаровск, 17-19 октября 2013 г.) / Дальневосточный юрид. ин-т МВД РФ. - Хабаровск, 2013. - С. 189-191.
5. Мартиросов, Э.Г. Технологии и методы определения состава тела человека / Э.Г. Мартиросов, Д.В. Николаев, С.Г. Руднев. - М. : Наука, 2006. - 248 с.
6. Нестеров, В.А. Физический статус человека. Механизмы формирования, методы исследования : учеб. пособие / В.А. Нестеров ; Хабаровский гос. ин-т физ. культуры - Хабаровск : [б. и.], 1997. - 74 с.
7. Чистяков, В.А. Мониторинг физического состояния студентов / В.А. Чистяков, О.Е. Пискун, В. Л. Веретенников // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения : труды пятой Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. - СПб. : Изд-во Политехи. ун-та, 2010. - С. 252-257.
8. Яковлев, Д.С. Сравнительный анализ физической и функциональной подготовленности курсантов инженерного вуза разных годов обучения / Д.С. Яковлев, В.Н. Володин, С.Ф. Барыкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 5 (99). - С. 159-163.
REFERENCES
1. Dushanin, S.A., Pirogov, E.A. and Ivashchenko, L.Ya. (1980), Self-control of physical state, Health, Kiev.
2. Liguta, V.F., Rukavishnikov, A.S. and Gretchin, R. N. (2010), "Physical development and functional proficiency of cadets at the first course of the FEJI MIA of Russia", Source book of the XVIII research/practice conference "Perfection of physical, firearms and special tactics training of law enforcement officers " June 24th, 2010, In 2 parts Part 1, Oryol city Juridical Institute of MIA of Russia, OrJI MIA of Russia, Oryol, pp. 98-101.
3. Liguta, V.F. and Shapovalov, S.V. (2013), Physical training of field servants of drug enforcement agency, monograph, FEIAT FDCS of Russia, Khabarovsk.
4. Liguta, V.F. and Pugach P. V. (2013), "Physical culture and sport in professional activity: contemporary directions and educational technologies", source book of the 1st International Research/Practice Conference (Khabarovsk, October 17-19th, 2013), The Far Eastern Juridical Institute of MIA RF, Khabarovsk, pp. 189-191.
5. Martirosov, E. G., Nikolaev, D. V. and Rudnev, S. G. (2006), Technologies and methods of a human body's composition analysis, Science, Moscow.
6. Nesterov, V.A. (1997), Human physical status. Formation mechanisms, research methods, educational book, KSIPC, Khabarovsk.
7. Chistyakov, V.A., Piskun, O.E. and Veretennikov, V.L. (2010), "Monitoring of students' physical state", Health is a basis of human potential: problems and methods of their solving: writings of the Fifth All-Russian Research/Practice Conference with International Participants, Printing house of the polytechnic university, St. Petersburg, pp. 252-257.
8. Yakovlev, D.S., Volodin, V.N. and Barykin, S.F. (2013), "Contemporary analysis of physical and functional proficiency of cadets at different courses in the educational institution of higher engineering education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 99, No 5, pp. 159-163.
Контактная информация: liguta01@mail.ru
Статья поступила в редакцию 19.01.2016
УДК 796.61.093.56
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ В ДИСЦИПЛИНЕ ВЕЛОСПОРТА СКОРОСТНОЙ СПУСК ДО И ПОСЛЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО ПЕРИОДА
Оксана Николаевна Любченко, магистрант, Анна Валерьевна Захарова, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой, Уральский Федеральный Университет (УрФУ), Екатеринбург
Аннотация
В статье представлены результаты пульсометрии при педалировании со ступенчатым повышением мощности нагрузки и Вингейт теста, проведенных в рамках этапного контроля физиче-