сти гребков при оптимизированном темпо-ритме.
ЛИТЕРАТУРА
1. Крылов, А.И. Нататометр - прибор для коррекции стиля плавания на основе определения внутрицикловой скорости / А.И. Крылов, А.А. Бутов, Дж. Вент // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 7 (113). - С. 109-112.
REFERENCES
1. Krylov, A.I.; Boutov, A.A. and Wendt, G. (2014), "Nanatatometr. Real-time velocity data for swimming stroke correction", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 113, No. 7, pp.109112.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.02.2016
УДК 796.06:378
УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И ОЦЕНКА ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗНАНИЙ КАНДИДАТОВ НА ОБУЧЕНИЕ В ВУЗЕ МВД
РОССИИ
Владимир Филиппович Лигута, кандидат педагогических наук, профессор, Виктор Анатольевич Серебрянников, кандидат педагогических наук, профессор, Борис Викторович Шилакин, кандидат педагогических наук, доцент, Дальневосточный юридический институт МВД России (ДВЮИ МВД России), Хабаровск
Аннотация
В статье представлен материал по исследованию показателей физической подготовленности и уровня образованности в сфере физической культуры кандидатов на обучение в Дальневосточном юридическом институте МВД России различных регионов Дальнего Востока. За последние годы наблюдается снижение уровня их физической подготовленности. Наиболее низкие показатели развития физических качеств (силы, быстроты, выносливости) отмечены у юношей и девушек, проживающих в северных регионах Дальнего Востока. В южных регионах исследуемые физические качества у поступающих проявляются на более высоком уровне. Установлено, что в настоящее время в общеобразовательных школах недостаточное внимание уделяется формированию специальных знаний и реализации задач подлинного образования в сфере физической культуры.
Ключевые слова: физическая подготовленность, физкультурные знания, кандидаты на обучение в вузе МВД России.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.02.132.p110-114
LEVEL OF PHYSICAL TRAINING AND PHYSICAL CULTURE KNOWLEDGE OF THE APPLICANTS FOR STUDY IN THE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
Vladimir Filippovich Liguta, the candidate of pedagogical sciences, professor, Viktor Anatolievich Serebryannikov, the candidate of pedagogical sciences, professor,
Boris Viktorovich Shilakin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Far East Home Ministry Law Institute of Russian Federation, Khabarovsk
Annotation
The material concerning search of the indicators of the physical training of the applicants for study in the higher educational institution of the Ministry of Internal Affairs of Russia of different regions of the Far Eastern Federal District and their education level in the sphere of physical culture was represented in the article. Decrease in their physical activity level is observable in the recent years. The lowest indicators of the physical qualities development (force, quickness, endurance) were observed among the boys and
girls living in the northern districts of the Far East. Entrants show their physical qualities at a higher level in the southern districts. It has been established that within the recent time at general complete schools the inadequate attention is given to the problem of the special knowledge formation and realization of the actual education tasks in the sphere of the physical culture.
Keywords: physical training, physical culture knowledge, applicants of the higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs.
ВВЕДЕНИЕ
Подготовка высококвалифицированных специалистов для органов внутренних дел во многом зависит от качества комплексной системы психофизического отбора и профессиональной ориентации поступающих в образовательные организации МВД России [1].
В последние годы наметилось резкое омоложение абитуриентов и увеличилось количества лиц поступающих в учебные заведения МВД сразу после окончания средней общеобразовательной школы. Вместе с тем, число принятых после службы в Вооруженных Силах России едва достигает 6%. Этот факт объясняется тем, что профессия юриста среди молодежи в настоящее время считается наиболее престижной.
Особые требования предъявляются к уровню физической подготовленности кандидатов на обучение в вузе МВД России, которые в процессе обучения в общеобразовательных организациях должны приобрести необходимый объем знаний, умений и навыков, полноценной подготовки по физической культуре, достаточных для повседневной жизни и дальнейшего продолжения образования.
Одним из основополагающих принципов организации учебного процесса по физическому воспитанию в образовательных организациях в современных условиях реформирования образования в России является принцип обеспечения единства формирования интеллектуального и двигательного компонентов физической культуры личности учащихся.
Содержание интеллектуального воспитания предполагает возможность формирования у человека комплекса теоретических знаний, охватывающий широкий спектр философских, медицинских и других аспектов, тесно связанных с физкультурными занятиями. Двигательный компонент физического воспитания предусматривает формирование двигательных умений и навыков, развития физических качеств, а также возможностей рационального использования своего физического потенциала [5].
Современное образование в России предусматривает развитие и расширение системы многоуровневого непрерывного профессионального образования, которое должно учитывать преемственность образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, получение знаний, умений и навыков на определенной ступени образования от дошкольного до послевузовского профессионального образования.
Одним из ключевых требований подготовки специалиста в высших образовательных организациях МВД России является четко выраженная профессиональная направленность учебного процесса на формирование у курсантов знаний, умений и навыков, связанных с характером предстоящей служебной деятельности.
При этом физическая подготовка как учебная дисциплина является важнейшим компонентом профессиональной подготовки будущего сотрудника органов внутренних дел, способного защитить жизнь, здоровье, права и свободы наших граждан, противодействовать преступности, обеспечить охрану общественного порядка и собственности.
Цель исследования: определить уровень физической подготовленности и оценить основы физкультурных знаний кандидатов на обучение в вузе МВД России как определяющее условие для дальнейшего совершенствования их физической подготовки в процессе обучения в вузе.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для определения уровня физической подготовленности кандидатов (857 человек, в том числе 452 юношей и 405 девушек), поступавших в 2013, 2014 и 2015 году в Дальневосточный юридический институт МВД России, нами были проанализированы протоколы результатов сдачи вступительных испытаний по физической подготовке на основе системы начисления баллов за выполнение контрольных упражнений (бег на 100, 1000 м, подтягивание на перекладине - юноши; бег на 100, 1000 м, комплексное силовое упражнение в течение 1 минуты: первые 30 (с) - из положения лежа на спине наклоны вперед, следующие 30 (с) - из положения упор лежа - сгибание и разгибание рук, максимальное количество - девушки).
Оценка теоретико-методических знаний по физической культуре у поступающих (145 человек, из них 76 юношей и 69 девушки) осуществлялась на основе использования тестовых заданий, в которые были включены 23 вопроса для подготовки выпускников основной и средней (полной) школ к государственным аттестационным экзаменам по физической культуре [6].
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Полученные результаты свидетельствуют о снижении уровня физической подготовленности кандидатов на обучение в ДВЮИ МВД России. Так, например, среднее количество баллов, набранных юношами в 2013 году, составило 71,9; в 2014 - 66,7 и в 2015 году 60,9%; соответственно у девушек: 69,3; 64,2 и 58,5 (рисунок 1).
80
60 40 20 0
юноши девушки
| Р2013 132014 Р2015 |
Рисунок 1. Среднее количество баллов по физической подготовке, набранных кандидатами
на обучение в ДВЮИ МВД России
Наименьшее количество набранных баллов по сумме трех упражнений отмечается у абитуриентов, проживающих в северных регионах Дальневосточного Федерального округа (ДФО). Сравнительный анализ средних величин, характеризующих физическую подготовленность кандидатов, свидетельствует о том, что наиболее низкие показатели развития физических качеств (силы, быстроты, выносливости) отмечены у юношей и девушек Чукотского автономного округа (ЧАО), Магаданской области, Камчатского края. У абитуриентов, прибывших из южных регионов округа: Амурской области (г. Благовещенск), Хабаровского края (г. Хабаровск, Вяземский, Бикин), Приморского края, Еврейской автономной области (ЕАО), Сахалинской области (г. Южно-Сахалинск, Корсаков) исследуемые физические качества проявляются на более высоком уровне (рисунок 2).
100
50
71,9 66,7 -60,9 69,3 64,2 -58,5
Юноши
78,1 75,3 73 72,8 70,7 65,5
56,8 53 50,9
Амур. обл. Хаб. край Прим. край ЕАО Сах. обл. Р. Саха Кам. край Магад. ЧАО
(Якутия) обл.
100
50 0
Рисунок 2. Среднее количество баллов по физической подготовке, набранных кандидатами на обучение в ДВЮИ МВД России различных регионов ДФО
Одной из основных причин данной тенденции, как отмечают многие специалисты [2, 3, 4, 5], является ухудшение здоровья и физической подготовленности подрастающего поколения, вследствие низкой эффективности процесса физического воспитания школьников.
Анализ физкультурных знаний кандидатов на обучение в ДВЮИ МВД России показал, что процент правильных ответов составил у юношей 48,7% и у девушек - 49,1%.
Так, например, многие поступающие не могли полностью перечислить основные физические качества человека, тестовые упражнения школьной программы для оценки своей физической подготовленности, формы физической культуры, используемые в организации досуга и здорового образа жизни, основные методы контроля над состоянием организма во время занятий физическими упражнениями. Результаты исследования свидетельствуют о том, что в настоящее время в общеобразовательной школе недостаточное внимание уделяется проблеме формирования специальных знаний и реализации задач подлинного образования в сфере физической культуры.
Данный факт представляет собой следствие сложившейся в течение многих десятилетий традиции, согласно которой процесс целенаправленного, специально организованного и систематически осуществляемого преподавания теоретического материала по предмету «Физическая культура» в школе фактически отсутствует [3].
ВЫВОДЫ
Полученные результаты исследования свидетельствуют о низком уровне физической подготовленности кандидатов на обучение в ДВЮИ МВД России. В регионах Дальнего Востока России, отличающихся своими климатогеографическими и социально-экономическими особенностями, неодинаково реализуется развитие физических качеств учащихся, занимающихся физической культурой по общей программе.
Изучение физической подготовленности абитуриентов имеет большое практическое значение не только для отбора, но для улучшения организации физической подготовки, целенаправленного применения средств и методов физического совершенствования курсантов вузов МВД России. Такой подход к проблеме физического совершенствования позволяет расставить приоритеты в физкультурно-спортивной работе с различными группами курсантов. Наряду с двигательным компонентом освоение курсантом интеллектуального компонента содержания учебного процесса по физической подготовке в вузах МВД России должно совмещаться с воспитанием его познавательной активности, освоении знаний, методов анализа выполняемых действий, на основе осмысленного отношения к физкультурно-спортивной деятельности. Это создает предпосылки к его физическому самовоспитанию, саморазвитию и самореализации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бирюков, В.П. Формирование оптимального психофизического состояния поступающих в специальные образовательные учреждения на этапе профессионального отбора и
Девушки
71,8 70,7 69,2 67,9 64,2 62,1 58 55
Амур. обл. Хаб. край Сах. обл. Прим. край ЕАО Р. Саха Кам. край Магад. обл.
(Якутия)
ориентации : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Бирюков Виктор Павлович. - Хабаровск, 2001. -169 с.
2. Бондарь, Н.В. Изменение состояния здоровья школьников в процессе обучения / Н.В. Бондарь // Новые исследования. Альманах. - 2004. - № 1-2. - С. 88-89.
3. Лигута, А.В. Физическая подготовленность школьников г. Хабаровска / А.В. Лигута // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 9 (67). - С. 66-70.
4. Лигута, В.Ф. Особенности физической подготовленности школьников, проживающих в южных и северных районах Хабаровского края / В.Ф. Лигута, А.В. Лигута // Вестник Бурятского государственного университета. Выпуск «Физическая культура и спорт». - 2013. - № 13. - С. 8895.
5. Лукьяненко, В.П. Современное состояние и концепция реформирования системы общего образования в области физической культуры : монография / В.П. Лукьяненко - М. : Советский спорт, 2005. - 256 с.
6. Матвеев, А. П. Программы общеобразовательных учреждений. Физическая культура : 5-11 классы / А.П. Матвеев - М. : Просвещение - 2007. - 142 с.
REFERENCES
1. Biriukov, V.P. (2001), Formation of the optimal psycho-physical state of matriculates in special educational institutions at the stage of professional selection and orientation, dissertation, Khabarovsk, Russian Federation.
2. Bondar, N.V. (2004), Changing of students' health in study process, New researches. Almanac, No. 1-2, pp. 88-89.
3. Liguta, A.V. (2010), "Physical readiness of students in Khabarovsk city", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 9 (67), pp. 66-70.
4. Liguta, V.F. and Liguta A.V. (2013), "Peculiarities of physical state of students living in the southern and northern districts of the Khabarovsk Territory", Reporter of the Buryat State University. Issue "Physical culture and sport", No. 13, pp. 88-95.
5. Lukyanenko, V.P. (2005), Contemporary state and conception of the general education system reformation in the sphere of physical culture, Moscow, Russian Federation.
6. Matveev, A.P. (2007), Programs of general educational institutions. Physical culture: 5-11 forms, Prosvescheniye, Moscow, Russian Federation.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.02.2016
УДК 378+ 614.7
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ АЭРОИОНИЗАЦИИ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ
Алла Викторовна Лысенко, доктор биологических наук, профессор, профессор, Дмитрий Сергеевич Лысенко, преподаватель, Татьяна Васильевна Попова, кандидат медицинских наук, доцент, Елена Ивановна Почекаева, доктор медицинских наук, профессор, Южный Федеральный Университет (ЮФУ), Академия физической культуры и спорта г. Ростов-на-Дону; Сергей Александрович Парфенов, кандидат медицинских наук, преподаватель, Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации г. Санкт-Петербург; Александр Александрович Елькин, врач по лечебной физкультуре и спортивной медицине Хоккейного Клуба СКА-1946 г. Санкт-Петербург
Аннотация
В статье отражены результаты исследования воздействия аэроионизации на умственную и физическую работоспособность студентов. Показано, что уровень аэроионизации, не соответствующий нормируемым требованиям, отрицательно влияет на точность выполнения умственной работы и физическую работоспособность, на показатели функционального состояния сердечнососудистой, дыхательной, нервной систем организма студентов. Ухудшение показателей адаптаци-