Научная статья на тему 'Особенности физической подготовленности школьников, проживающих в южных и северных районах Хабаровского края'

Особенности физической подготовленности школьников, проживающих в южных и северных районах Хабаровского края Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
372
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / КЛИМАТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / SCHOOLCHIKDREN / PHYSICAL READINESS / CLIMATIC CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лигута Владимир Филиппович, Лигута Анна Владимировна

В статье представлены показатели физической подготовленности школьников, проживающих в различных климатогеографических условиях Хабаровского края, и их сравнительный анализ с нормативами «Президентских состязаний».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лигута Владимир Филиппович, Лигута Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PHYSICAL READINESS OF SCHOLCHILDREN LIVING IN SOUTHERN AND NORTHERN REGIONS OF KHABAROVSK TERRITORY

The paper presents the rates of physical fitness of schoolchildren living in different climatic conditions of the Khabarovsk Territory, and their comparative analysis with «Presidential competitions» regulations.

Текст научной работы на тему «Особенности физической подготовленности школьников, проживающих в южных и северных районах Хабаровского края»

УДК 796.011

© В. Ф. Лигута, А.В. Лигута

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ЮЖНЫХ И СЕВЕРНЫХ РАЙОНАХ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

В статье представлены показатели физической подготовленности школьников, проживающих в различных климатогеографических условиях Хабаровского края, и их сравнительный анализ с нормативами «Президентских состязаний».

Ключевые слова: школьники, физическая подготовленность, климатические условия.

V.F. Liguta, A. V. Liguta

FEATURES OF PHYSICAL READINESS OF SCHOLCHILDREN LIVING IN SOUTHERN AND NORTHERN REGIONS OF KHABAROVSK TERRITORY

The paper presents the rates of physical fitness of schoolchildren living in different climatic conditions of the Khabarovsk Territory, and their comparative analysis with «Presidential competitions» regulations.

Keywords: schoolchikdren, physical readiness, climatic conditions.

Введение. Хабаровский край, территория которого вытянута с северо-востока на юго-запад почти на 1800 км, включает в себя несколько климатических зон с различными условиями обитания в них человека от суровых экстремальных природно-климатических условий с резкими перепадами температур на севере края до муссонного климата на юге. Все это в значительной степени оказывает влияние на уровень физического развития и здоровья детей и подростков. Исходя из этого, правильная организация процесса физического воспитания с учетом реальных местных климатогеографических условий проживания приобретает особое значение с целью коррекции негативных воздействий среды средствами физической культуры и природных факторов, благоприятно влияющих на физическое состояние учащихся [3, 4, 5, 7].

На основании вышеизложенного задачей нашего исследования было определение уровня физической подготовленности школьников, проживающих в различных климатогеографиче-ских условиях Хабаровского края с использованием тестов «Президентских состязаний», которые, как отмечают многие авторы [1, 2, 6], в большей степени отвечают современным требованиям «должного норматива» для учащихся общеобразовательных учреждений.

Методика и организация исследования. Для характеристики скоростно-силовых качеств в рамках данных состязаний применяется прыжок в длину с места; для выносливости - бег на 1000 м; силовой выносливости мышц рук и живота - сгибание и разгибание рук в упоре лежа, удержание тела в висе на перекладине, подни-

мание туловища из положения лежа на спине за 30 с; характеристики гибкости и подвижности позвоночника и тазобедренных суставов - наклон вперед из положения сидя.

Для определения уровня физической подготовленности школьников Хабаровского края нами обработаны и проанализированы осенние результаты тестовых упражнений «Президентских состязаний», проведенных в различных школах северных и южных районов края. Необходимым условием при математической обработке средних показателей физической подготовленности школьников в нашем исследовании было то, что в каждой возрастной группе и по каждому тесту бралось не менее 100 результатов.

Всего с помощью специальной компьютерной программы были обработаны и проанализированы результаты 14 195 школьников 7-17 лет из 96 школ. Выделено 11 возрастных групп школьников (с 7 до 17 лет), в которых возраст определялся по таблице «Дни года в десятичной системе».

Обработка результатов осуществлялась по следующим направлениям:

1. Сравнительный анализ возрастно-половых изменений физической подготовленности учащихся Хабаровского края в зависимости от условий проживания.

2. Сравнительный анализ результатов тестирования школьников Хабаровского края с нормативами «Президентских состязаний».

Результаты исследования и их обсуждение. Оценка средних показателей физической подготовленности школьников северных и южных

районов Хабаровского края свидетельствует о том, что силовая выносливость мышц рук у мальчиков и девочек с возрастом улучшается.

Наибольшие темпы прироста у мальчиков, проживающих на севере, отмечаются в 15 и 16 лет, стабилизация данного показателя зафиксирована в 10-11 лет, 12-13 лет. У девочек силовая выносливость рук улучшается с 7 до 11 лет, затем происходят волнообразные изменения данного показателя с незначительным снижением в 14 и 16 лет, процессы стабилизации отмечены в 10-12 и 16-17 лет.

В южных районах края наилучшие результаты прироста силовой выносливости у мальчиков также зафиксированы в 15 и 16 лет, со стабилизацией в 9-10, 12-13 лет. У девочек отмечается улучшение данного показателя с 7 до 13 лет, затем наблюдается его волнообразное изменение со снижением в 14 и 16 лет и стабилизацией в 10-11 и 14-17 лет.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что климатические условия проживания влияют на проявление исследуемого двигательного качества школьников. Если у мальчиков эта особенность в большей степени проявляется в младшем школьном возрасте, то у девочек она сохраняется и в старшем школьном возрасте. Мальчики во всех возрастных группах значительно превосходят девочек в силовой выносливости рук.

Скоростно-силовое качество как у мальчиков, так и у девочек всех районов с возрастом улучшается. Стабилизация данного показателя отмечается в 10-11 лет у мальчиков южных и северных районов края, в 15-17 лет у девочек северных и южных районов. Наибольшие темпы прироста у мальчиков на севере отмечаются в 8, 13, 15 лет, у девочек - в 8, 10, 12 лет; на юге у мальчиков - в 10 и 16 лет, у девочек - в 10 лет. Наиболее высокие средние показатели скорост-но-силового качества зафиксированы как у девочек, так и у мальчиков в южных районах края, проживающих в более благоприятных климатических зонах в сравнении с северными районами.

Результаты силовой выносливости мышц живота у мальчиков и девочек, проживающих на севере и юге края, с возрастом улучшаются. Наибольшие темпы прироста у мальчиков северных районов отмечаются в 8 и 12 лет. В 15-16 лет уровень силовой выносливости находится на одном и том же уровне. Показатели силовой выносливости мышц живота у девочек имеют волнообразную динамику с незначительным снижением их в 9, 11, 13, 15 лет с после-

дующей стабилизацией к 17 годам. У мальчиков южных районов показатель силовой выносливости мышц живота стабилизируется в 10-12 и в 13-14 лет, наилучшие темпы прироста отмечаются в 15 лет. У девочек наиболее выраженные темпы прироста данного качества отмечены в 10 лет, стабилизация зафиксирована в 8-9 и 14-15 лет.

Силовая (статическая) выносливость мышц рук (удержание тела в висе на перекладине на согнутых руках) как у мальчиков, так и у девочек, проживающих на севере и юге края, с возрастом имеет тенденцию к улучшению. Наибольшие темпы прироста у мальчиков северных районов отмечаются в 15 и 17 лет, со стабилизацией в 9-10 лет, у девочек, соответственно в 9 и 15 лет, со стабилизацией в 13-14 лет. У мальчиков, проживающих в южных районах края, стабилизация силовой выносливости рук наблюдается в 12-13 лет, у девочек - в 11-12 и 16-17 лет.

Исследование гибкости свидетельствует, что данное качество имеет волнообразную динамику, характерную для всех возрастно-половых групп школьников, проживающих как в северных, так и южных районах, но в большей степени это характерно для мальчиков северных регионов. Отмечаются возрастные периоды стабилизации у мальчиков северных районов с 10-13 лет, 14-15 лет и 16-17 лет; проживающих в южных районах - с 7-8 лет, 12-13 лет. Периоды стабилизации в развитии гибкости зафиксированы у девочек на севере в 15-16 лет, на юге -в 7-8 лет, 10-11 лет, 16-17 лет. Девочки по данному показателю превосходят мальчиков во всех возрастных группах.

Показатели выносливости как у мальчиков, так и у девочек всех рассматриваемых районов имеют тенденцию к улучшению. Наибольшие темпы прироста у мальчиков северных районов отмечаются в 8, 10, 11 лет, у девочек - 10, 11, 17 лет; у мальчиков южных районов соответственно в 9 и 15 лет; 9-10 и 16 лет. Наилучшие средние результаты в беге на 1000 м отмечены у школьников, проживающих в южных районах, низкие показатели зафиксированы у школьников северных районов. При этом у мальчиков 14-15 лет, проживающих в северных районах, 13-14 лет - в южных районах, отмечаются периоды стабилизации данного качества. У девочек северных районов периоды стабилизации выносливости зафиксированы в 14-15 лет; южных районов - в 12-13 лет и 14-15 лет.

Таким образом, исследование показателей физических качеств школьников южных и се-

верных районов Хабаровского края показывает, что с возрастом они улучшаются в обеих половых группах при различном гетерохронном развитии.

Сравнивая средние показатели силовой выносливости мышц рук у мальчиков и девочек северных и южных регионов Хабаровского края со стандартами «Президентских состязаний» РФ, следует отметить, что их значения в большей степени соответствуют или превышают установленные нормативы (рис. 1).

Показатели скоростно-силовых способностей у мальчиков, проживающих в северных районах, значительно превышают общероссийские в воз-

расте 7-8 лет, от 9 до 17 лет они фиксируются на значениях ниже установленных нормативов. У мальчиков южных районов скоростно-силовая выносливость во всех возрастных группах фиксируется на уровне, превышающем средние значения по России (рис. 1).

У девочек 7-8 лет, проживающих на севере Хабаровского края, результаты скоростно-силовых способностей выше, а в других возрастных группах несколько ниже нормативов РФ. У девочек южных районов скоростно-силовая выносливость с возрастом снижается и достигает отрицательных значений по отношению к стандарту после 14 лет.

Силовая выносливость мышц брюшного пресса у школьников северных и южных районов всех возрастных групп превышает общероссийский норматив. При этом показатели мальчиков и девочек из южных районов имеют более высокие значения (рис. 2).

Результаты силовой (статической) выносливости мышц рук у мальчиков, проживающих в

северных районах, в возрасте от 7 до 10 лет превышают средние значения по России, в возрасте от 11 до 17 лет эти значения отрицательные. Данный показатель у мальчиков всех возрастов, проживающих в южных районах края, превышает среднероссийский стандарт, при этом с возрастом процент отклонения от нормы в динамике уменьшается (рис. 2).

Поднимание туловища из положения лежа на спине за 30 с

мальчики

девочки

30 20 10 0

8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Возраст

нормативным уровень ■северные районы южные районы_

70

60 -50 -40 -30 -20 -10 -

0

Л

7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Возраст

нормативным уровень ■северные районы южные районы_

60 -50 -40 -30 -20 -10 -0

Удержание тела в висе на перекладине на согнутых руках

мальчики

8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Возраст

нормативный уровень ■северные районы

к- южные районы

девочки

80

60 -40 -20 -0

-20 --40 --60

\

ИМ

7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Возраст

нормативный уровень ■северные районы южные районы

Рис. 2. Показатели выносливости мышц брюшного пресса и силовой выносливости мышц рук у школьников, проживающих в различных районах Хабаровского края в сравнении со стандартами РФ

У девочек северных районов результаты силовой выносливости мышц рук во всех возрастных группах ниже, чем нормативы по РФ. В

южных районах отставание от стандартов отмечается у девочек в 11-17 лет.

Сравнительный анализ средних показателей гибкости школьников со стандартами выявил,

7

7

что у мальчиков, проживающих в северных регионах края, данное качество развито недостаточно во всех возрастных группах. У мальчиков

южных районов значения его на уровне или превышают средние цифры по России (рис. 3).

Наклон туловища вперед из положения сидя

мальчики

девочки

60 50 40 30 20 10 0 -10 -20 -30 -40 -50

7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Возраст

—нормативный уровень ■северные районы

к- южные районы

30 -25 -20 -15 -10 -5 -0

-5 --10 --15 --20

8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 _Возраст

нормативный уровень ■северные районы южные районы_

Бег на 1000 м

мальчики

Возраст

7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

0 -5 -10 -15 -20 -25 -30 -35

нормативный уровень -северные районы

—_ - южные районы

0 -5 -10 -15 -20 Н -25

девочки

Возраст

5? 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

нормативный уровень ■северные районы

— -южные районы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 3. Показатели гибкости и общей выносливости у школьников, проживающих в различных районах Хабаровского края в сравнении со стандартами РФ

Для девочек северных районов Хабаровского края низкое значение показателя гибкости характерно в возрасте 10-13 лет. У девочек южных районов данный показатель выше стандартного во всех возрастах.

Средние результаты общей выносливости школьников всех возрастно-половых групп, проживающих в различных климатических регионах, значительно ниже стандартов РФ.

Анализ статистической достоверности различий показателей физических качеств у школьников, проживающих в северных и южных районах Хабаровского края, представлен в таблицах 1-6. Полученные результаты свидетельствуют о том, что учащиеся, проживающие на территории севера края, по большинству показателей уровня физической подготовленности статистически достоверно имеют более низкие данные.

7

Заключение. Таким образом, сравнительный анализ средних величин, характеризующих определенные стороны физической подготовленности школьников, проживающих в различных районах Хабаровского края, а также сравнение их со стандартами РФ показал, что развитие физических качеств в возрастно-половых группах происходит неравномерно. Наиболее низкие показатели развития двигательных способностей отмечены у школьников, проживающих в северных районах. В южных районах края исследуемые физические качества у школьников проявляются на более высоком уровне.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что школьники, проживающие в разных климатогеографических условиях, имеют различный уровень физической подготовленности и могут служить основанием для дифференцированного подхода к процессу физического воспитания учащихся. Исследование двигательных способностей школьников, применительно к местным особенностям среды обитания, имеет большое практическое значение не только для улучшения организации постановки школьной физической культуры, но и для более целенаправленного применения средств и методов повышения уровня отстающих физических качеств.

Таблица 1

Районы Возраст, лет

7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Мальчики

1. Север- 14,1±0,7 17,3±0,9 20,1±1,3 21,6±0,5 22,3±1,3 26,1±1,3 27,2±0,5 29,5±0,3 34,5±0,5 39,4±1,3 41,4±1,0

ные р-ны

2. Юж- 16,8±1,1 18,5±0,7 22,3±1,1 23,0±0,9 24,4±0,7 27,8±0,7 29,3±0,7 30,8±0,7 37,0±0,7 41,7±0,1 48,2±1,3

ные р-ны

Р <0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 <0,05 >0,05 <0,05 >0,05 <0,05

Девочки

1. Север- 8,0±0,3 9,6±0,4 12,8±1,2 13,6±0,3 13,9±0,2 13,8±1,1 14,8±0,5 15,7± 1,0 16,2±0,4 16,6±1,2 16,4±0,4

ные р-ны

2. Юж- 10,4±0,5 11,5±0,8 12,8±0,5 14,3±0,5 14,8±0,7 16,3±0,3 17,5±0,4 16,1±1,2 17,6±0,5 15,0± 1,0 16,2±0,5

ные р-ны

Р <0,05 <0,05 >0,05 >0,05 >0,05 <0,05 <0,05 >0,05 <0,05 >0,05 >0,05

Таблица 2

Особенности развития скоростно-силовых качеств (прыжок в длину с места) у школьников, проживающих в различных районах Хабаровского края (М ± т)

Районы Возраст, лет

7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Мальчики

1. Северные р- 115,3 128,6 139,0 150,5 153,2 166,0 180,6 185,8 202,0 211,6 221,6

ны ±1,3 ±0,9 ±1,2 ±1,3 ±1,0 ±1,2 ±1,2 ±1,0 ±0,7 ±0,7 ±1,3

2. Южные р-ны 130,8 134,5 143,1 161,1 163,9 174,5 187,7 197,0 208,6 228,9 231,4

±1,0 ±0,8 ±1,3 ±0,7 ±1,2 ±0,5 ±0,9 ±0,7 ±0,9 ±0,9 ±1,4

Р <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05

Девочки

1. Северные р- 105,7 122,8 125,7 137,1 143,1 156,0 158,9 163,3 167,7 168,5 169,6

ны ±1,3 ±1,3 ±0,9 ±1,4 ±1,5 ±1,4 ±1,5 ±1,4 ±1,1 ±1,9 ±1,9

2. Южные р-ны 122,1 124,1 133,2 148,8 156,1 162,4 167,3 169,4 171,2 173,5 172,8

±1,5 ±1,6 ±0,7 ±1,5 ±1,8 ±1,5 ±1,4 ±1,6 ±1,3 ±1,7 ±1,7

Р <0,05 >0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 >0,05 <0,05 <0,05 >0,05

Особенности развития силовой выносливости мышц рук (сгибание и разгибание рук в упоре лежа) у школьников, проживающих в различных районах Хабаровского края (М ± т)

Таблица 3

Особенности развития силовой выносливости мышц брюшного пресса (поднимание туловища из положения лежа на спине за 30 с) у школьников, проживающих в различных районах Хабаровского края (М ± т)

Районы Возраст, лет

7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Мальчики

1. Север- 16,2±0,7 18,8±0,3 19,4±0,7 21,7±0,7 22,7±0,2 26,1±0,2 27,1±0,7 27,8±0,4 28,3±0,7 28,3±0,5 29,8±0,3

ные р-ны

2. Юж- 18,1±0,4 19,2±0,5 22,1±0,3 24,2±0,2 24,9±0,8 25,6±0,4 27,4±0,2 27,0,78± 31,2±0,9 31,8±0,7 31,6±0,6

ные р-ны

Р <0,05 >0,05 <0,05 <0,05 <0,05 >0,05 >0,05 >0,05 <0,05 <0,05 <0,05

Девочки

1. Север- 13,2±0,2 17,6±0,8 16,9±0,7 20,2±0,7 20,0±0,2 23,0±0,5 22,4±0,7 23,8±0,1 23,1±0,3 24,1±0,3 24,8±0,7

ные р-ны

2. Юж- 15,1±0,6 16,6±0,5 18,4±0,5 23,6±0,3 22,9±0,4 22,4±0,6 23,2±0,2 23,0±0,3 25,4±0,8 25,2±0,4 25,4±0,4

ные р-ны

Р <0,05 >0,05 <0,05 <0,05 <0,05 >0,05 >0,05 <0,05 <0,05 <0,05 >0,05

Таблица 4

Особенности развития силовой выносливости рук (удержание тела в висе на перекладине на согнутых руках) у школьников, проживающих в различных районах Хабаровского края (М ± т)

Районы Возраст, лет

7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Мальчики

1. Северные р-ны 9,8±1,3 12,0±0,3 17,1±1,1 17,7±0,4 19,0±0,2 20,5±0,6 24,8±0,7 27,3±0,3 35,5±0,5 37,8±0,3 43,8±0,8

2. Южные р-ны 13,5±0,9 17,8±0,7 21,9±1,2 24,2±0,5 28,8±0,4 34,5±0,5 36,8±0,2 38,3±0,7 47,7±0,7 52,2±0,7 56,9±0,5

Р <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05

Девочки

1. Северные р-ны 5,2±0,4 7,9±0,4 11,2±0,3 12,3±0,2 13,3±0,3 15,5±0,1 17,8±0,6 18,0±0,4 22,9±0,2 25,5±0,4 26,6±0,3

2. Южные р-ны 9,8±0,5 11,8±0,5 15,2±0,5 17,4±0,5 15,9±0,2 15,8±0,4 19,8±0,1 20,2±0,6 25,6±0,4 22,8±0,3 22,8±0,6

Р <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 >0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05

Таблица 5

Особенности развития гибкости (наклон туловища вперед из положения сидя) у школьников, проживающих в различных районах Хабаровского края (М ± т)

Районы Возраст, лет

7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Мальчики

1. Северные р-ны 2,8±0,2 3,8±0,3 5,5±0,2 6,6±0,1 5,1±0,2 6,0±0,1 6,9±0,2 8,2±0,2 8,6±0,1 10,7±0,1 10,3±0,2

2. Южные р-ны 6,0±0,3 6,5±0,4 7,0±0,3 8,1±0,4 8,9±0,1 9,7±0,3 9,4±0,3 10,3±0,1 11,2±0,4 12,6±0,3 13,9±0,3

Р <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05

Девочки

1. Северные р-ны 6,7±0,1 9,1±0,2 9,6±0,2 7,7±0,2 9,7±0,2 10,6±0,3 11,5±0,1 12,9±0,1 14,7±0,2 14,9±0,3 15,2±0,2

2. Южные р-ны 7,1±0,3 7,7±0,1 8,9±0,3 10,0±0,1 10,6±0,3 11,7±0,2 13,8±0,2 12,4±0,4 14,8±0,1 16,0±0,2 16,4±0,3

Р >0,05 <0,05 >0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 >0,05 >0,05 <0,05 <0,05

Таблица 6

Особенности развития общей выносливости (бег 1000 м) у школьников, проживающих в различных районах Хабаровского края (М ± т)

Районы Возраст, лет

7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Мальчики

1. Северные р- 401,4 375,4 386,0 327,5 296,0 291,3 268,9 254,3 251,5 250,0 232,4

ны ±2,3 ±3,5 ±2,3 ±2,1 ±1,8 ±2,8 ±2,1 ±2,4 ±2,7 ±2,4 ±2,4

2. Южные р-ны 383,7 354,6 321,6 307,0 291,6 281,3 270,1 269,9 249,1 235,1 229,5

±3,1 ±2,6 ±2,4 ±2,3 ±1,6 ±2,4 ±2,3 ±2,5 ±2,8 ±2,8 ±1,8

Р <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 >0,05 >0,05 >0,05 <0,05 >0,05 <0,05 >0,05

Девочки

1. Северные р- 428,2 416,5 410,8 356,8 324,3 320,0 310,2 298,9 294,4 287,6 266,6

ны ±2,8 ±2,4 ±3,2 ±3,4 ±2,5 ±2,9 ±1,9 ±3,2 ±2,9 ±2,5 ±3,0

2. Южные р-ны 391,7 378,0 360,2 342,1 336,0 322,0 320,0 316,4 316,2 299,4 292,1

±2,5 ±2,7 ±3,6 ±3,5 ±2,0 ±3,3 ±2,8 ±3,0 ±2,5 ±2,9 ±3,1

Р <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 >0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05

Литература

1. Галимов Г.Я. Воробьева Е.В. Роль педагогики физической культуры в развитии творческого воображения студентов физкультурных вузов: учеб. пособие. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2011. 300 с.

2. Изаак С.И. Мониторинг физического развития и физической подготовленности: теория и практика: монография. М.: Советский спорт, 2005. 196 с.

3. Мишаров Н.З. Организационно-педагогические условия повышения физической подготовленности школьников-участников программы «Президентские состязания»: дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 1999. 127 с.

4. Мызан Г.И., Чекулаев Н.Н. Двигательные способности школьников Хабаровского края. Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2002. 86 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Нестеров В.А. Этапность развития физических качеств у детей школьного возраста, проживающих в различ-

ных климатогеографических условиях // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1998. № 1. С. 15-17.

6. Пономарев В.В. Региональный подход к физкультурному образованию школьников, проживающих в условиях Крайнего Севера: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Омск, 2000. 48 с.

7. Семенов Л.А. Мониторинг кондиционной физической подготовленности в образовательных учреждениях. М.: Советский спорт, 2007. 168 с.

8. Чернышенко Ю.К., Комлев И.О. Учет влияния основных климатических факторов окружающей среды на организм учащихся 7-10 лет в процессе физического воспитания в общеобразовательной школе // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2008. № 2. С. 21-22.

Лигута Владимир Филиппович, кандидат педагогических наук, профессор кафедры физической подготовки, Дальневосточный юридический институт МВД России (ДВЮИ), г. Хабаровск. Тел. (4212) 46-52-32. факс. 48-32-00. E-mail: liguta01 @mail.ru

Лигута Анна Владимировна, кандидат педагогических наук, инспектор по особым поручениям отдела анализа, планирования и контроля штаба УМВД России по Хабаровскому краю. E-mail: [email protected]

Liguta Vladimir Filippovich, candidate of pedagogical sciences, professor, department of physical training, Far East Law Institute, Ministry of Home Affairs of the Russian Federation, Khabarovsk.Ph.: (4212) 46-52-32. fax. 48-32-00. E-mail: [email protected]

Liguta Anna Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, inspector on special orders of the department of analysis, planning and control, Staff of the Board, Ministry of Home Affairs of the Russian Federation for Khabarovsk territory. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.