Научная статья на тему 'О некоторых особенностях субъекта административных правонарушений, совершаемых в области таможенного дела'

О некоторых особенностях субъекта административных правонарушений, совершаемых в области таможенного дела Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1187
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
таможенное дело / таможенное право / административное право / юридическое лицо / административная ответственность / субъекты правонарушений. / customs / customs law / administrative law / legal entity / administrative responsibil- ity / subjects of offenses.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — А. А. Головко

Статья посвящена отдельным вопросам административного права, посвящённым специальным субъектам. Исследуются теоретические аспекты составов административных правонарушений в области таможенного дела и отдельных вопросов квалификации данных противоправных деяний. Исследуются позитивные изменения в действующем таможенном законодательстве, связанные с административной ответственностью лиц, оказывающих таможенные услуги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — А. А. Головко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME OF THE FEATURES OF THE SUBJECT OF ADMINISTRATIVE OFFENCES IN THE FIELD OF CUSTOMS

The article is devoted to certain issues of administrative law, dedicated to special subjects. The theoretical aspects of administrative offenses in the field of customs and some questions of qualification of these illegal acts are investigated. The positive changes in the current customs legislation related to the administrative responsibility of persons providing customs services are investigated.

Текст научной работы на тему «О некоторых особенностях субъекта административных правонарушений, совершаемых в области таможенного дела»

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ СУБЪЕКТА АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

А.А. Головко, магистрант

Научный руководитель: Е.В. Миллеров, канд. юр. наук Ростовский филиал Российской таможенной академии (Россия, г. Ростов-на-Дону)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10809

Аннотация. Статья посвящена отдельным вопросам административного права, по-свящённым специальным субъектам. Исследуются теоретические аспекты составов административных правонарушений в области таможенного дела и отдельных вопросов квалификации данных противоправных деяний. Исследуются позитивные изменения в действующем таможенном законодательстве, связанные с административной ответственностью лиц, оказывающих таможенные услуги.

Ключевые слова: таможенное дело, таможенное право, административное право, юридическое лицо, административная ответственность, субъекты правонарушений.

Говоря о субъектах административных правонарушений в таможенной сфере, стоит в первую очередь определить понятие административного правонарушения, к которому апеллирует современное административное законодательство.

Так административным правонарушением законодатель признаёт виновное, противоправное деяние (действие или бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или административным законодательством субъектов РФ предусмотрена административная ответственность [1]. В данном определении содержится отсылка к составу правонарушения, обязательным элементом которого является субъект.

Л.А. Тихомирова, используя системный анализ КоАП РФ, классифицирует субъектов административной ответственности по следующим категориям [2]:

1) физические лица:

а) граждане;

б) должностные лица;

в) лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели);

2) юридические лица.

Так же она отдельно выделяет:

- военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания;

- иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц;

- собственников (владельцев) транспортных средств;

- собственников и иных владельцев земельных участков либо других объектов недвижимости.

Применительно к таможенному делу, данная классификация дополняется специальными субъектами. Б.П. Носков определяет данный тип субъектов как лицо, обладающее наряду с общими также и специальными признаками, предусмотренными в соответствующем нормативном акте в качестве конструктивных признаков состава проступка, характеризующих особенности административно-правового статуса лица, возникающие у него на основе индивидуального акта управления [3].

Данные субъекты поименованы в восьмом разделе ТК ЕАЭС, анализ норм позволяет выделить таких субъектов таможенного дела как: таможенный представитель, таможенный перевозчик, владелец склада временного хранения, владелец таможенного склада, владелец магазина беспошлинной торговли [4]. Данные субъекты являются коммерческим организациями, являющимися посредниками между участником ВЭД и таможенным органом страны - члена Союза. В связи с этим, К.И. Костик считает целесообразным для обозначения специальных субъектов в об-

ласти таможенного дела применять следующие определения: «лица, оказывающие услуги в сфере таможенного дела», «лица, оказывающие таможенные услуги», «таможенные посредники» и пр., так как в таможенной области административного права существует проблема понятийного аппарата, выраженная в том, что современное таможенное законодательство ЕА-ЭС и РФ не содержит легального определения таможенных посредников, а лишь относит их к лицам, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела. При этом понятие «сфера таможенного дела» используется законодателем и в других нормах законодательства в более широком смысле [5].

Для составов административных правонарушений в области таможенного дела является характерным сочетание специальных и общих субъектов, а для целей данного исследования наибольший интерес представляют специальные субъекты в связи с тем, что лица, оказывающие таможенные услуги (и, соответственно, обладающие определенным статусом), подпадают под определение специального субъекта.

С.А. Мустафина в своей работе выделяет следующие специальные субъекты таможенных правонарушений: только перевозчик, перемещающий товары, либо лицо, использующее транспортное средство и ответственное за него (ст. 16.6); перевозчик, т.е. лицо, управляющее тем или иным транспортным средством (ст. 16.7); перевозчики (водители транспортного средства), владельцы складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли (ст. 16.9); перевозчик - лицо, осуществляющее перевозку товаров через таможенную границу и (или) перевозку под таможенным контролем в пределах таможенной территории или являющееся ответственным за использование транспортного средства (ст. 16.10); перевозчик, владелец склада временного хранения, таможенного склада, свободного склада, магазина беспошлинной торговли (ст. 16.11); декларант, а именно должностное или юридическое лицо, перемещающее товары (ст. 16.12); по ч. 1 ст. 16.19 -

должностное, юридическое или физическое лицо, по ч. 2 ст. 16.19 - должностное и юридическое лицо [6].

Данный перечень специальных субъектов и статей главы 16, актуален и сегодня, и только дополняется: ст. 16.15 «Непредставление в таможенный орган отчетности»; ст. 16.23 «Незаконное осуществление деятельности в области таможенного дела».

При этом, вопрос о разграничении специального и общего субъекта административных правонарушений в области таможенного дела нельзя назвать разрешенным. Так как, специальным субъектом является лицо, обладающее определенными признаками (статусом), а общим - всех остальных участников таможенных правоотношений. А в то же время сам факт выделения участников таможенных правоотношений в отдельную группу уже наделяет их специальным признаком, что противоречит смыслу понятия «общий субъект».

Отдельно необходимо рассмотреть вопрос административной ответственности за правонарушения в области таможенного дела во взаимосвязи с административно-правовым регулированием ведения специальных реестров лиц, оказывающих таможенные услуги.

Так, до внесения изменений в таможенное законодательство, одним из оснований исключения из реестра таможенных представителей являлся факт неоднократного (два и более раза) привлечения юридического лица к административной ответственности за административные правонарушения в области таможенного дела, предусмотренные ст. ст. 16.1, 16.2, 16.3, 16.15, 16.22 и ч. 3 ст. 16.23 КоАП РФ [7]. Данный вид ответственности являлся несоразмерным деянию, что могло порождать коррупционные проявления в таможенном деле.

Действующее таможенное законодательство регламентируя требования, выполнение которых необходимо для включения юридического лица в реестр таможенных представителей, содержит следующее требование, связанное с административной ответственностью: отсутствие на день обращения в таможенный орган о

включении в реестр таможенных предста- ного и общего субъекта состава админист-вителей не исполненной в установленный ративного правонарушения в области та-срок обязанности по уплате таможенных моженного дела. Однако рассматриваемая платежей, специальных, антидемпинго- область правового администрирования ха-вых, компенсационных пошлин, пеней, рактеризуется динамичностью и непре-процентов [4]. рывным совершенствованием правовых

И так, следует отметить, что правовое норм в целях повышения эффективности регулирование административной ответст- борьбы с административными правонару-венности лиц, оказывающих услуги в та- шениями, контроля исполнения лицами моженной сфере, характеризуется отсутст- специальных требований, недопущения вием единообразия по многим вопросам, в несоразмерности административного нака-числе которых: разграничение специаль- зания совершенному нарушению.

Библиографический список

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федер. закон № 195-ФЗ от 30.12.2001: по состоянию на 18.03.2019. Режим доступа СПС «Консультант-Плюс».

2. Тихомирова Л.А. Нюансы законодательства об административных правонарушениях // Режим доступа СПС «КонсультантПлюс».

3. Носков Б.П. К вопросу о классификации лиц, привлекаемых к административной ответственности // Административное право и процесс. 2010. № 3. С. 26-30.

4. «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза). Режим доступа СПС «КонсультантПлюс».

5. Костик К.И. Административная ответственность лиц, оказывающих услуги в сфере таможенного дела // Таможенное дело. 2018. № 1. С. 30-33.

6. Мустафина С.А. К вопросу о специальном субъекте административных правонарушений в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) // Пробелы в российском законодательстве. 2008. № 2. С. 430 - 431.

7. О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон № 289-ФЗ от 03.08.2018: Режим доступа СПС «КонсультантПлюс».

SOME OF THE FEATURES OF THE SUBJECT OF ADMINISTRATIVE OFFENCES

IN THE FIELD OF CUSTOMS

A.A. Golovko, graduate student

Supervisor: E. V. Millerov, candidate of legal sciences, associate professor Rostov branch of the Russian customs academy (Russia, Rostov-on-Don)

Abstract. The article is devoted to certain issues of administrative law, dedicated to special subjects. The theoretical aspects of administrative offenses in the field of customs and some questions of qualification of these illegal acts are investigated. The positive changes in the current customs legislation related to the administrative responsibility of persons providing customs services are investigated.

Keywords: customs, customs law, administrative law, legal entity, administrative responsibility, subjects of offenses.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.