Научная статья на тему 'О некоторых направлениях региональной промышленной политики'

О некоторых направлениях региональной промышленной политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
46
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федоров И. В.

В статье рассматриваются вопросы возможного участия региональной власти в реформировании и помощи промышленным предприятиям региона в части создания условий для кооперации усилий нескольких связанных тем или иным способом предприятий в общих проектах, а также создании групп предприятий на территории региона, Сибири или страны в целом на основе так называемых структурообразующих схем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Федоров И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About some trends in regional industrial policy

This article examines possible participation of the regional authority in reformation and support to the regional industry. This support is to provide conditions for cooperation of several plants in mutual projects and grouping plants in the region area, Siberia or the country in the whole using structure formation patterns.

Текст научной работы на тему «О некоторых направлениях региональной промышленной политики»

УДК 338.45.01: 332.142

И.В. ФЕДОРОВ

Омский государственный технический университет

О НЕКОТОРЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ _

В статье рассматриваются вопросы возможного участия региональной власти в реформировании и помощи промышленным предприятиям региона в части создания условт для кооперации усилий нескольких связамых тем или ишм способом предприятий в общих проектах, а также создании групп предприятий на территории региона, Сибири или страны в целом на основе так называемых структурообразующих схем.

Региональная промышленная политика в условиях, когда значительная часть промышленных предприятий находится в кризисном состоянии, не может не включать их в сферу своих интересов. Наиболее распространенная ошибка в процессе поддержки регионами предприятий состоит в оказании финансовой помощи предприятию без учета внешних факторов, то есть без учета среды окружения предприятия. Наиболее часто причиной кризисного состояния предприятия является не отсутствие необходимых оборотных средств, не отсутствие достаточной технической оснащенности, не наличие на рынках региона товаров других регионов или стран, а отсутствие устойчивых корпоративных связей с партнерами, ошибки в оперативном и стратегическом управлении.

Задача региональных властей - оказать помощь в налаживании систем взаимоотношений между участниками единого бизнес-процесса, где реализуются единые стратегические планы, а образовавшийся в результате корпоративных решений ресурс является общим, используется для стимулирования инвестиционного процесса в интересах развития всей бизнес-группы, а не в интересах отдельного предприятия. Особый интерес региональных властей представляют совокупности предприятий, расположенных на территории региона. В этом случае эффект помощи может быть мультипликативный. Например, на территории Омской области наибольшая перспектива, на наш взгляд, у совокупности предприятий в сфере химии и нефтехимии.

Если предприятия находятся в разных регионах (лучше всего налаживать связи предприятий в рамках региональных ассоциаций, например, Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение»), то задача региональной администрации согласовать позиции по всем предприятиям, задействованным в проекте с администрациями других регионов, либо создать условия для сближения на уровне администраций. Примером может служить недавно созданная бизнес-группа омского завода СК и барнаульского комбината химволокна.

Внутри бизнес-групп, состоящих из таких предприятий, происходит не перераспределение финансовых средств между участниками бизнес-процесса, ауправление финансовыми потоками. Там происходит согласование по использованию денежных оборотных средств, то есть корпоративным образом решается, кто эти оборотные средства должен использовать с целью минимизации совокупных оборотных средств внутри всей бизнес-группы. Факти-

чески решается задача не финансовой поддержки отдельного предприятия, а системным образом ликвидируется возникающий кассовый разрыв, в том числе через прямое кредитование одного или нескольких участников единого бизнес-процесса. Таким образом выстраиваются отношения не между двумя или более участниками бизнеса, а сразу во всей группе.Труппа предприятий совместно с их обслуживающими фирмами и финансовыми институтами согласовывают определенные правила, которым все участники бизнес-процесса подчиняются. Основы таких взаимоотношений в первую очередь складываются на уровне согласованной схемы нескольких структурообразующих субъектов рынка.

Схемы, внутри которых возможно принятие корпоративных решений, называются структурообразующими схемами. Предприятие, которое включено в одну или несколько структурообразующих схем получает устойчивых партнеров, с которыми согласованы принципы ценообразования. Рынки сбыта становятся предсказуемыми. Это в свою очередь позволяет планировать объемы выпускаемой продукции, ведет к финансовой устойчивости промышленного предприятия и других участников структурообразующей схемы. В этом смысле предприятие становится понятным для инвестора, то есть удовлетворяет условиям инвестиционной привлекательности.

Формирование структурообразующих схем начинается с создания стратегии структурообразующего предприятия, в которой определяется концепция развития всей системы взаимоотношений. Создание корпоративных стратегий возможно только в том случае, если уже сложились корпоративные цели и существует корпоративное взаимодействие. Следовательно, их формирование должно стать центральным звеном региональной политики.

При разработке региональной политики необходимо определить набор структурообразующих схем, которые ложатся в основу оздоровления промышленных предприятий региона. Основополагающие структурообразующие схемы для принятия решений по поддержке промышленных предприятий со стороны региона - основная часть документации, на базе которой принимаются решения по поддержке реального сектора экономики. Структурообразующие схемы являются частью целевого механизма привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов и для создания пополнения фондов под целевые программы развития промышленных предприятий региона,

Для того, чтобы через определенный промежуток времени опять не оказалось, что требуется помощь предприятию, регион мотивирует всех участников бизнеса создавать устойчивые корпоративные

связи.

Цель реализации подобного сценария региональной промышленной политики - не просто вернуть средства, вложенные в проект, а создать условия для дальнейшего развития в устойчивой среде партнерских отношений. Следовательно, в проекте необходимо наиболее подробно и доказательно показать взаимодействие участников проекта в структурообразующей схеме. Бизнес-план проекта со структурообразующей основой должен показать механизмы управления ресурсными, финансовыми и информационными потоками. Местным властям выгодно стимулировать подобные проекты и по возможности участвовать в них, так как при этом растут отчисления в бюджет. Регион может поддерживать производителя, помогая ему в продвижении производимой продукции на рынки. С этой целью могут организовываться выставки-конференции, презентации и т.п.

Библиографический список

1 Домбровский В. О научно-промышленной политике России на рубеже веков//Элементы теории и практики управления. - 2000.-№1 - с. 19-23.

2. Сосковец О.Н. Государство и промышленная политика // Вопросы промышленной политики, 2000, №2, с.47-54.

3 Федоров И. В. О роли промышленности в процессах экономического возрождения РФ// Омский научный вестник, 2001, Выпуск 17, стр. 188-190.

4. Федоров И. В. Особенности развития технологических укладов и их влияние на структуру отраслей промышленности РФ// Омский научный вестник. 2001, Выпуск 14, стр. 174-176.

5. Федоров И. В. Региональные аспекты промышленной политики: Омский регион//Тезисы докладов 12-й научно практической конференции « На пороге нового тысячелетия». Омск, ноябрь 1999 г. Омск: Иэ-воОмГТУ, стр. 172-174.

ФЕДОРОВ Игорь Владимирович, ассистент кафедры прикладной информатики и информационных систем.

Дата поступления статьи в редакцию: 03.Об.2006 г. © Федоров И.В.

УДК338534 А.В. ТЕРЕНТЬЕВ

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА_

В статье приведен принципиальный подход к процессу стратегического планирования деятельности предпринимательских структур грузового автомобильного транспорта. В современных условиях стратегическое планирование ставит целью дать комплексное обоснование управленческих проблем, с которыми может столкнуться предприятие автомобипмого транспорта в цэедстояцем периоде, и на этой основе разработать показатет своего развития. Моделирование процесса стратегического планирования деятельности предпринимательских структур грузового автомобильного транспорта является одной из основных методологических концепций, играющих ведущую роль в процессе познания и практического овладеют реальной действительностью. Стратегическое пламфование имеет дело не с будущими решениями, а с будущим решений, принимаемых сегодня. Стратегический план используется для перехода предпринимательской структуры от того состояния, в котором она находится, к тому, какой она должна стать. Материалы статьи могут представлять определенный интерес для преподавателей и аспирантов экономических вузов и работников предпринимательских структур автомобильного транспорта.

В настоящее время большинство предпринимателей начинают осознавать значение стратегического планирования и пытаются использовать его методы в своей деятельности. Тем не менее стратегическое планирование не нашло еще достаточно полного применения в предпринимательских струк-

турах грузового автомобильного транспорта (ПСАТ). Одна из причин состоит в том, что методы стратегического планирования, используемые в зарубежной практике, не адаптированы к отечественному рынку транспортной продукции, и. как следствие, результаты их применения оказываются не

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.