Научная статья на тему 'Направления научных исследований по экономике в ОмГУ им. Ф. М. Достоевского (на основе работы диссертационных советов)'

Направления научных исследований по экономике в ОмГУ им. Ф. М. Достоевского (на основе работы диссертационных советов) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
267
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Направления научных исследований по экономике в ОмГУ им. Ф. М. Достоевского (на основе работы диссертационных советов)»

НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ЭКОНОМИКЕ В ОмГУ им. Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО (НА ОСНОВЕ РАБОТЫ ДИССЕРТАЦИОННЫХ СОВЕТОВ) DIRECTIONS OF SCIENTIFIC RESEARCH ON THE ECONOMY OF THE OMSK STATE UNIVERSITY OF F.M. DOSTOYEVSKY (BASED ON THE WORK OF DISSERTATION COUNCILS) А.Е. Миллер, Л.Н. Иванова A.E. Miller, L.N. Ivanova

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

В Омском государственном университете им. Ф.М. Достоевского действует несколько диссертационных советов по экономике.

Д 212.179.01

В 2012 г. на заседаниях диссертационного совета Д 212.179.01, которому разрешено принимать защиты по специальности 08.00.05 «Экономика и управление народных хозяйством» (специализации: «Экономика труда» и «Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами: промышленность»), были защищены шесть кандидатских диссертационных работ. Дадим краткий анализ этих диссертаций.

1. Т.В. Иванова «Формирование интегрированных хозяйственных структур (на примере оборонно-промышленных предприятий)», специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами: промышленность)».

В диссертационной работе уточнено понятие интегрированной хозяйственной структуры: во-первых, интегрированная хозяйственная структура образуется посредством трансформации структуры и характера отношений между участниками, что приводит к снижению трансакционных издержек; во-вторых, в основу интеграции заложена система долгосрочных договоров о сотрудничестве, предполагающих обмен специфическими ресурсами; в-третьих, гибкие и устойчивые связи между участниками интегрированной хозяйственной структуры выступают как конкурентное преимущество, которое способно привести к реализации потенциала ее развития.

Предложен структурно -функциональный подход к интеграции, который состоит в следующем:

• проведение анализа структуры и характера экономических связей между рассматриваемыми предприятиями при выполнении ими специфических функций проектирования, разработки и выпуска готовой продукции;

• направленность интеграции на повышение эффективности совместной деятельности предприятий путем взаимодополнения их структурных подразделений.

Выработана методика оценки целесообразности интеграции оборонно-промышленных предприятий, включающая анализ внешней среды функционирования предприятий, оценку эффективности использования ресурсов, расчет показателей совместимости и оценку результативности интеграции с помощью прогнозных показателей.

2. В.Л. Голофаст «Планирование изменений производственной деятельности (на примере машиностроительных предприятий)», специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами: промышленность)».

В диссертационной работе раскрыто понятие планирования изменений производственной деятельности как динамичного системного процесса, целью которого является организация, прогнозирование, мотивация, регулирование, мониторинг и контроль за изменениями производственной деятельности на предприятии, призванные обеспечить получение им прибыли в соответствии с выбранными приоритетами корпоративного развития.

Теоретически обоснована система показателей планирования изменений производственной деятельности, направленная на сохранение единства показателей планирования деятельности производственных подразделений и предприятия в целом. Предложен функционально-модульный подход к планированию изменений производственной деятельно-

сти в зависимости от целей развития и технико-экономических показателей предприятия, а также влияния факторов внешней и внутренней среды.

Разработана процедура оценки влияния изменений на производственную деятельность предприятия с использованием расчетно-аналитического метода, основанного на учете организационно-экономических факторов производства.

3. Я.В. Невмержицкая «Управление человеческими ресурсами в процессе реструктуризации машиностроительных предприятий», специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (Экономика труда)».

В диссертационной работе введено в научный оборот понятие «реструктуризационное ожидание», определяемое как совокупность экономических интересов и целей собственников хозяйствующего субъекта и наемных работников, обусловливающих необходимость осуществления процесса реструктуризации и достигаемых в ходе процесса реализации. Скорректированы и предложены к применению в теории и практике управления человеческими ресурсами в условиях реструктуризации предприятий следующие принципы: информационной прозрачности, соответствия, оптимальности, социально-психологической поддержки, мотивации по целям и др. Использование данных принципов в практике кадрового менеджмента будет способствовать достижению ре-структуризационных ожиданий и повышению уровня социально-экономической безопасности хозяйственной деятельности реструктурируемых предприятий.

Разработан авторский подход к оценке эффективности системы управления человеческими ресурсами в условиях реструктуризации предприятий машиностроительного профиля. Данный подход основан на определении показателей эффективности системы управления человеческими ресурсами в условиях относительной стабильности и реструктуризации, что позволит проанализировать результативность выбранной кадровой политики, а также снизить уровень неопределенности при принятии управленческих решений в условиях нестабильной внутриорганизационной среды.

Предложен алгоритм формирования оптимальной системы управления человеческими ресурсами машиностроительного предприятия в условиях реструктуризации. Применение данного алгоритма обеспечивает практическую реализацию комплексного подхода к управлению социально-трудовыми отношениями в ходе реструктуризации машиностроительного

предприятия, направленного на преодоление возможных рисков негативных последствий, а также достижение запланированных реструк-туризационных ожиданий.

4. Т.В. Позднякова «Концепция формирования конкурентоспособности выпускников вузов на целевом рынке труда (на примере выпускников экономического профиля подготовки)», специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (Экономика труда)».

В диссертационной работе уточнено понятие «конкурентоспособность выпускника вуза», предложен комплексный подход к раскрытию сущности анализируемого понятия. Обосновано введение в научный оборот трех типовых разновидностей конкурентоспособности выпускников вузов (потенциальной, фактической и реализованной), сопряженных с этапами формирования и оценки их конкурентоспособности.

Предложен типовой алгоритм формирования конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда, базирующийся на поэтапной оценке выделенных типов конкурентоспособности выпускников вузов и нацеленный на повышение реализованной конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда. Обоснована комплексная модель взаимодействия контрагентов рынка труда, отражающая вариативность ролевых функций контрагентов и позволяющая типологизировать потенциальных контрагентов в зависимости от стратегии выбора целевого объекта обращения. Выявлен специфический сегмент обращения выпускников вузов - целевой рынок труда, имеющий ряд отличий в механизме согласования позиций контрагентов, обусловленных спецификой целевых объектов обращения.

Обоснована концепция взаимодействия контрагентов на целевом рынке труда, отличающаяся от типовых автономных моделей взаимодействия с принципами непрерывности, комплексности, обратной связи. Разработан комплексный методический инструментарий, обеспечивающий реализацию концепции формирования конкурентоспособности выпускников вузов на целевом рынке труда, нацеленный на типологизацию потенциальных контрагентов целевого рынка труда, диагностику ситуации на целевом рынке труда и обоснование типовых рекомендаций по ее регулированию.

5. А.С. Волкова «Оценка функций пенсионной системы в Российской Федерации: теоретические и прикладные аспекты», специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (Экономика труда)».

В диссертационной работе для вклада в развитие теоретических основ пенсионной системы конкретизировано ее место в социальной политике государства через систему социальной защиты населения. В настоящее время нет четкого понимания места пенсионной системы в рамках социальной защиты и социальной политики. Автором обосновано, что пенсионная система представляет собой совокупность трех институтов: пенсионного обеспечения, пенсионного страхования, дополнительного (негосударственного) пенсионного страхования, являющихся, в свою очередь, разновидностями элементов социальной защиты.

Проведена теоретико-методологическая систематизация функций пенсионной системы (функции систематизированы и дополнены). Функция пенсионной системы рассматривается в диссертационной работе как целенаправленная деятельность, имеющая своей целью реализацию той или иной роли в обществе. Автором проведен анализ функций пенсионного обеспечения и пенсионного страхования, и, учитывая, что пенсионная система - это комплекс трех элементов, сформулированы и дополнены функции пенсионной системы. Таким образом, к функциям пенсионной системы отнесены воспроизводственная, социальная, перераспределительная, стимулирующая, политическая, регулирующая и статусная функции. Предлагаемая регулирующая функция показывает влияние пенсионной системы на рынок труда, а статусная функция отражает дифференциацию пенсионеров по уровню доходов и социальному статусу.

Предложена и обоснована система показателей оценки функций пенсионной системы, позволяющая проводить комплексный и всесторонний мониторинг состояния пенсионной системы. Сформированная система показателей позволяет определить в динамике изменение показателей (рассчитываются коэффициенты) на общероссийском уровне и по региональным отделениям пенсионной системы. Предложенная система показателей отличается комплексностью. В систему введен ряд новых показателей: соотношение среднего размера назначенной пенсии с минимальным потребительским бюджетом пенсионера; удельный вес задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в суммарном фонде оплаты труда; коэффициент дифференциации размеров пенсии. Разработана методика оценки функций пенсионной системы на региональном уровне и доказана ее практическая применимость.

Методические рекомендации позволяют комплексно оценить качество функционирования пенсионной системы на региональном уровне. Методика дает возможность проводить мониторинг пенсионной системы, выявлять отклонения показателей по регионам от общероссийского уровня и определять проблемы, препятствующие оптимальному функционированию пенсионной системы в России в целом и в регионах. Обоснована необходимость выделения приоритетных направлений совершенствования пенсионной системы в регионах. Апробация методики на примере отдельных регионов показала, что оценка функций пенсионной системы значительно различается по регионам. Различия связаны с рядом условий, в том числе географических, экономических, социальных, что должно быть учтено в решениях субъектов управления различного уровня.

6. А.А. Дамбовская «Диагностика качества трудовой жизни персонала организации как элемента корпоративной социальной политики», специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (Экономика труда)».

В диссертационной работе выявлены основные подходы к трактовке понятия «качество трудовой жизни персонала организации». Обосновано место качества трудовой жизни персонала организации в структуре элементов корпоративной социальной политики. Проведен сравнительный анализ категорий «качество жизни населения» и «качество трудовой жизни персонала организации». Предложено определение анализируемого понятия, согласно которому качество трудовой жизни - это совокупность оценочных параметров, характеризующих условия труда, взаимоотношения персонала внутри трудового коллектива, систему организации и стимулирования труда, обеспеченных достигнутым уровнем развития внутренней корпоративной социальной политики.

Разработан методический инструментарий комплексной оценки качества трудовой жизни персонала организаций, направленный на оценку уровня качества трудовой жизни персонала и уровня удовлетворенности персонала качеством трудовой жизни. Предложена модель диагностики достигнутого уровня качества трудовой жизни, базирующаяся на согласовании позиций персонала и директората организации. Обоснована методика анализа структурных сдвигов качества трудовой жизни персонала организации, позволяющая оценить вклад каждого из параметров качества трудовой жизни

в изменение интегрального уровня качества трудовой жизни персонала.

Результаты приведенных выше диссертационных работ используются в учебном процессе вузов и на предприятиях г. Омска, Тюмени и Алтайского края.

ДМ 212.250.04

В 2012 г. на заседаниях диссертационного совета ДМ 212.250.04, которому разрешено принимать защиты по специальности 08.00.05 «Экономика и управление народных хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)» (специализации: «Экономика предпринимательства» и «Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами транспорта»), были защищены девять кандидатских диссертационных работ. Представим краткий обзор защищенных диссертаций.

1. Д.С. Нардин «Развитие предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе (на примере Омской области)», специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (Экономика предпринимательства)».

В диссертации уточнено понятие «уровень экономического развития» как соотношение производственно-технологических, коммерческих и финансовых факторов функционирования предпринимательских структур в условиях зависимости материально-технических и финансовых потоков от природно-климатических условий хозяйствования и несовпадения периодов производства и реализации продукции. Обоснована необходимость использования интегрального методического подхода к оценке уровня экономического развития предпринимательской деятельности на основе совместного анализа внутренних факторов функционирования предпринимательских структур агропромышленного комплекса, характеризующих эффективность производственной, коммерческой и финансовой деятельности, и факторов внешней среды.

Разработана методика оценки уровня экономического развития предпринимательских структур агропромышленного комплекса, позволяющая на основе обобщающего показателя, интегрирующего показатели эффективности отдельных подсистем организационно-хозяйственного механизма (производственной, коммерческой и финансовой), управлять эффективностью предпринимательской деятельности с учетом специфических особенностей сельскохозяйственного производства в условиях влияния факторов риска.

Выявлены наиболее значимые факторы, оказывающие воздействие на развитие предпринимательских структур агропромышленного комплекса, что позволило разработать рейтинговые показатели деятельности, дающие возможность классифицировать предпринимательские структуры по уровню экономического развития и осуществлять дифференцированный подход к определению перечня мероприятий, направленных на повышение эффективности предпринимательской деятельности на региональном уровне. Предложен организационно-экономический механизм взаимодействия государственных, некоммерческих и предпринимательских структур, построенный на новых информационных ресурсах и технологиях, формирующихся на основе результатов оценки эффективности производственной, коммерческой и финансовой деятельности, и позволяющий разрабатывать программы развития предпринимательской деятельности в регионе с учетом влияния факторов риска.

2. А.Н. Никоненко «Предпринимательское управление объектами производственной недвижимости», специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (Экономика предпринимательства)».

В диссертационной работе раскрыто понятие «предпринимательское управление объектами производственной недвижимости», под которым следует понимать системный динамичный процесс, включающий управленческие действия, целью которых является выбор рациональных вариантов использования объектов производственной недвижимости, призванных обеспечить получение предпринимательскими структурами дополнительной прибыли.

Предложен процессный подход к предпринимательскому управлению объектами производственной недвижимости, основанный на его рассмотрении в качестве отдельного бизнес-процесса, направленный на повышение эффективности деятельности производственнопредпринимательских структур и учитывающий интересы всех участников предпринимательского процесса.

Разработана модель предпринимательского управления объектами производственной недвижимости, основанная на поэтапном ее формировании и позволяющая определять рациональный вариант использования объектов производственной недвижимости в зависимости от текущей рыночной ситуации и целей производственно-предпринимательской структуры.

3. Н.И. Зорюкова «Организационно-экономический механизм взаимодействия предпри-

нимательских бизнес-единиц и органов власти (на примере строительного комплекса)», специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (Экономика предпринимательства)».

В диссертации представлена авторская трактовка понятия «предпринимательская бизнес-единица», учитывающего развитие рыночных отношений и становление новых форм взаимодействия предпринимателей с органами власти и другими экономическими агентами с целью получения наибольшего социально-экономического эффекта для участников взаимодействия. Обоснована определяющая роль предпринимательских бизнес-единиц в развитии отечественного строительного комплекса, ключевая роль проектных и инвестиционных предпринимательских бизнес-единиц в создании инвестиционной привлекательности территорий, а также необходимость и условия эффективного применения частно-государственного взаимодействия на основе концессионного соглашения при изношенности инфраструктуры и ограниченности финансовых ресурсов.

Разработана функциональная модель комплексного инжиниринга в строительстве при реализации проектов частно-государственного взаимодействия, в которой реализация первого прединвестиционного этапа жизненного цикла объекта возложена на органы власти, выполнение остальных этапов, входящих в состав строительного инжиниринга, передано проектной предпринимательской бизнес-единице, а этапы эксплуатационного инжиниринга - инвестиционной предпринимательской бизнес-единице и (или) соответствующему органу власти в зависимости от вида концессионного соглашения. Предложена методика производственного планирования деятельности предпринимательской бизнес-единицы, устанавливающая единые подходы и методы производства проектно-изыскательских работ с учетом определения понятийного аппарата, распределения ролей, обязанностей и ответственности между должностными лицами, способов расчета трудоемкости, а также формы контроля и анализа выполнения работ структурными подразделениями.

Разработан механизм реализации проектов частно-государственного взаимодействия в строительном комплексе, распределяющий в контрактной форме обязанности, ответственность и риски между государственными органами власти, выступающими в качестве инвестора, проектной предпринимательской бизнес-единицей, способной выполнять роль за-

казчика-застройщика или консультанта, и предпринимательскими бизнес-единицами, осуществляющими функции соинвесторов или подрядчиков, с учетом установления ключевых принципов его функционирования и подробного описания алгоритма получения государственной финансовой поддержки.

4. Р.Г. Быкова «Формирование предпринимательских структур, основанных на использовании дистанционных бизнес-процессов», специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (Экономика предпринимательства)».

В диссертационной работе уточнено понятие предпринимательской структуры, основанной на использовании дистанционных бизнес-процессов, предложена классификация данных предпринимательских структур с учетом характера применения информационных технологий и форм организации и ведения предпринимательской деятельности в условиях формирования нового типа экономической среды -виртуальной экономики на базе электронных платформ, координирующих отношения со всеми участниками рынка. Обоснованы факторы и систематизированы тенденции развития предпринимательских структур с дистанционными бизнес-процессами, связанные с изменением форм ведения предпринимательской деятельности на основе их перемещения в виртуальное пространство и ориентированностью на формирование открытой коммуникационной системы, которая охватывает все уровни бизнес-процессов в предпринимательской структуре, создавая значительные конкурентные преимущества.

Предложена методика формирования предпринимательских структур с дистанционными бизнес-процессами, позволяющая определять вид и профиль предпринимательской структуры на основе оценки текущего состояния бизнес-процессов, рассмотрения проблемных направлений деятельности в сложившихся условиях и с учетом полученных данных моделировать и внедрять мероприятия с целью повыше -ния эффективности деятельности предпринимательской структуры в целом. Разработана система показателей и процедура многокритериальной оценки организации предпринимательской деятельности в условиях дистанционно-организованных бизнес-процессов, позволяющая определять результат от внедрения дистанционных технологий в деятельность предпринимательских структур по двум группам параметров -стоимостно-количественным и качественным.

5. О.В. Попова «Формирование кооперационного взаимодействия субъектов малого

предпринимательства», специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (Экономика предпринимательства)».

В диссертационной работе предложен интеграционный подход, рассматривающий процесс кооперационного взаимодействия субъектов малого предпринимательства как создание особой социально-экономической динамической системы открытого типа, обеспечивающий формирование и развитие их интегративных качеств за счет механизмов стратегической и организационной комплементарности; выбор технико-экономического профиля кооперационных взаимодействий предлагается производить на основе рассмотрения трех видов базовых стратегий.

Разработана классификация форм кооперационных взаимодействий малых предпринимательских структур, учитывающая различные критерии; систематизированы современные тенденции развития кооперационных взаимодействий субъектов малого предпринимательства. Дано теоретическое обоснование механизма кооперационного взаимодействия малых предпринимательских структур, рассматриваемого как внутреннее устройство их системного взаимодействия; отражено назначение и содержание его элементов, выделены факторы, влияющие на его формирование. Предложена методика формирования кооперационного взаимодействия субъектов малого предпринимательства, предполагающая поиск оптимальной модели кооперации, которая обеспечивает создание наибольшей совместной ценности и согласованное распределение полученных эффектов. Составлен алгоритм формирования кооперационного взаимодействия с малой предпринимательской структурой. Разработана процедура оценки кооперационного взаимодействия субъектов малого предпринимательства. Процедура включает в себя четыре этапа и предполагает использование предложенных качественных и количественных критериев.

6. С.А. Теслова «Оценка и выбор направлений повышения конкурентоспособности грузовых автотранспортных предприятий», специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами: транспорт)».

В диссертационной работе предложен ресурсно-рыночный подход к процессу формирования конкурентных преимуществ грузовых автотранспортных предприятий, учитывающий специфику их деятельности и заключающийся в установлении возможностей использования ресурсов внутренней и внешней среды, в том

числе межфирменного сотрудничества с целью повышения уровня конкурентоспособности.

Определена система показателей, основанная на принципе сбалансированности, характеризующая конкурентное положение грузовых автотранспортных предприятий с учетом результативности использования ресурсов и позволяющая сформировать интегральную количественную оценку уровня конкурентоспособности по направлениям: процессы, клиенты, финансы, персонал.

Разработана методика определения конкурентного положения грузовых автотранспортных предприятий на основе дифференциации уровней конкурентоспособности по значениям ключевых показателей, позволяющая адекватно оценить отдельные направления и выявить возможности для развития и адаптации к изменениям деловой среды. Предложена поэтапная процедура выбора направлений повышения конкурентоспособности грузовых автотранспортных предприятий, включающая в себя алгоритм, который дает возможность с учетом конкурентного положения произвести корректировку показателей, установить конкретные количественные ориентиры и прогнозные значения для разработки и реализации соответствующих управленческих решений.

7. А.А. Демиденко «Модернизация системы управления грузовым автотранспортным комплексом в условиях развития процессов самоорганизации», специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами: транспорт)».

В диссертационной работе обоснованы предпосылки модернизации системы управления грузовым автотранспортным комплексом как эволюционного варианта развития системы, учитывающего процессы самоорганизации, на основе ретроспективного анализа становления профессиональных форм экономического взаимодействия хозяйствующих субъектов автотранспортной деятельности и выявления наиболее значимых проблем системы управления.

Предложена оценка значимости интеграционного экономического взаимодействия хозяйствующих субъектов автомобильного транспорта в рамках объединений самоорганизации для развития современной системы управления грузовым автотранспортным комплексом с учетом приоритетных направлений деятельности объединений самоорганизации, отражающих результаты их функционирования, что позволяет определить уровень потенциального снижения затрат грузовым автотранспорт-

ным комплексом в процессе их интеграционного экономического взаимодействия.

Разработана модель системы управления грузовым автотранспортным комплексом, предполагающая сбалансированное взаимодействие органов государственной власти и объединений самоорганизации, обеспечивающая диверсификацию функций управления грузовым автотранспортным комплексом через приоритетные направления деятельности объединений самоорганизации и учитывающая потребности хозяйствующих субъектов грузового автомобильного транспорта, государства и потребителей автотранспортных услуг в формировании цивилизованного рынка грузовых автомобильных перевозок. Предложена методика оценки результативности системы управления грузовым автотранспортным комплексом с учетом функционирования объединений самоорганизации, предусматривающая поэтапное определение организационно-экономических эффектов, возникающих в системе управления грузовым автотранспортным комплексом в условиях интеграционного экономического взаимодействия хозяйствующих субъектов автотранспортной деятельности, позволяющая прогнозировать поведение себестоимости автотранспортных услуг в регионе.

8. Н.С. Ермакова «Формирование системы инфраструктурного обеспечения инновационного предпринимательства», специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (Экономика предпринимательства)».

В диссертационной работе уточнено понятие «система инфраструктурного обеспечения инновационного предпринимательства», которое, в отличие от существующих, конкретизирует получателя поддержки - предпринимателя и определяет сущность реализуемой им деятельности, направленной на создание, коммерциализацию и (или) использование инноваций. Такой подход позволил уточнить состав и классифицировать элементы инфраструктурного обеспечения инновационного предпринимательства. Обосновано применение сетевого подхода как основы взаимодействия инновационных предприятий, позволяющего обеспечить формирование горизонтальных связей и расширить направления инновационного сотрудничества между предприятиями.

Предложен механизм взаимодействия организаций инфраструктурного обеспечения и инновационных предприятий, основывающийся на использовании интернет-ресурса, позволяющий получать информацию от предприни-

мателей и использовать ее при обосновании мероприятий программ поддержки предпринимательства.

Разработана система инфраструктурного обеспечения инновационного предпринимательства, интегрирующим элементом которой выступает инновационный центр, выстраивающий и координирующий взаимодействие между подсистемами инфраструктурного обеспечения инновационного предпринимательства. Предложена методика оценки системы инфраструктурного обеспечения, включающая показатели результативности работы и взаимодействия организаций поддержки, их оценку получателями поддержки, а также оценку состояния инновационного предпринимательства, что позволит выявлять недостатки в системе инфраструктурного обеспечения инновационного предпринимательства и оперативно их устранять.

9. Е.Б. Лерман «Формирование муниципального заказа на городском пассажирском транспорте», специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами: транспорт)».

В диссертационной работе уточнена модель взаимодействия операторов рынка услуг городского пассажирского транспорта, включающая регулируемый и рыночный секторы, с управляющей и обслуживающей инфраструктурой. На этой основе сформулировано понятие сложности муниципального заказа на городских автобусных перевозках; разработана классификация совокупности факторов, влияющих на сложность выполнения муниципального заказа и определяющих специфику транспортного процесса.

Предложен алгоритм определения сложности выполнения муниципального заказа для операторов рынка пассажирских транспортных услуг, который предусматривает расчет абсолютной и относительной сложности для каждого городского автобусного маршрута и средневзвешенный показатель группы маршрутной сложности для каждого пассажирского предприятия. Разработана методика расчета выполнения объема муниципального заказа, базирующаяся на результатах оценки маршрутной сложности, включающая в себя сформированную корректировочную шкалу, связывающую группу сложности маршрута с величиной корректировочного коэффициента.

Предложена процедура формирования муниципального заказа на выполнение транспорт-

ных услуг, включающая в себя алгоритм расчета фактического объема транспортной работы и затрат, который учитывает сложность выполнения муниципального заказа по каждому маршруту и по предприятию в целом.

Результаты приведенных выше диссертационных работ используются в учебном процессе вузов и на транспортных предприятиях и в предпринимательских структурах г. Омска и Омской области.

ДМ 800.005.03

В 2012 г. на заседаниях диссертационного совета ДМ 800.005.03, которому разрешено принимать защиты по специальности 08.00.05 «Экономика и управление народных хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)» (специализация «Менеджмент»), были защищены одна докторская и пять кандидатских диссертационных работ. Дадим краткий обзор этих диссертаций.

Докторская диссертация

И.А. Кислухина «Концептуальные основы антикризисного управления социально-экономическими системами в условиях институциональных преобразований», специальность

08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (Менеджмент; Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами: промышленность)».

В диссертационной работе определены основные подходы к созданию научной концепции антикризисного управления, которые систематизированы по пяти основополагающим критериям: область применения антикризисного управления; основная цель; основные методы; субъекты антикризисного управления; временной период антикризисного управления, что обеспечивает возможность идентификации основных положений концепции антикризисного управления в целях определения закономерностей развития научного знания.

Разработана система двенадцати классификационных признаков, позволяющая выделить основные направления дифференциации научного знания об антикризисном управлении, и составлена классификация дифференцированных направлений научных исследований в целях идентификации основных направлений развития научного знания и прогнозирования возможности появления новейших методик и подходов в области антикризисного управления: 1) по отраслям экономики; 2) по времени действия; 3) по областям знания; 4) по видам управления; 5) по уровням экономики; 6) по степени формализации; 7) по внедрению но-

вовведений; 8) по функциям управления; 9) по использованию зарубежного опыта - адаптация зарубежного опыта к российским условиям и опора на российские методы антикризисного управления; 10) по объектам антикризисного управления; 11) по субъектам (участникам) антикризисного управления; 12) по элементам процесса антикризисного управления.

Обоснована возможность дифференциальной трансформации научного знания об антикризисном управлении с одновременным синтезом на мегауровне и возникновения новой научной парадигмы - парадигмы интегрального противодействия кризисным явлениям, выявлены предпосылки ее формирования и определены базовые принципы построения, что способствует развитию теоретико-методологических основ антикризисного управления социально-экономическими системами.

Выработан новый подход к классификации детерминант экономического кризиса социально-экономических систем мезоуровня и разработана их классификация, в которой наряду с традиционно выделяемыми макро- и микроэкономическими причинами кризиса учитываются специфические условия функционирования конкретной социально-экономической системы, являющиеся источником формирования дополнительных факторов кризиса, усугубляющих действие общих факторов, что вызывает эффект синергии. Данный подход направлен на более глубокое и детальное изучение факторов кризиса, степени сложности кризисной ситуации и возникновения эффекта синергии, что обеспечивает возможность разработки адекватных методов антикризисного управления.

Введено понятие «рекурсивный цикл», под которым подразумевается последовательность событий, имеющих устойчивые рекурсивные связи, наличие которых установлено в отношении исследуемых объектов: «факторы кризиса - кризисная ситуация - методы антикризисного управления - результат антикризисного управления»; доказано наличие прямой зависимости между неадекватными методами антикризисного управления и образованием рекуррентной (возвратной) последовательности событий, приводящей к началу нового рекурсивного цикла; определены вновь сформировавшиеся факторы кризиса, действие которых обусловило возникновение нового рекурсивного цикла, и создана их классификация, что позволяет исследовать причинно-следственные связи развития кризисных процессов,

выявлять общие закономерности и разрабатывать эффективные методы противодействия.

Разработана методика оценки гибкости социально-экономических систем микроуровня на основе исчисления относительной нормы прибыльности, позволяющая: 1) преодолеть недостатки ранее существующих методик (определение гибкости на основе построения шкал гибкости, исчисление общего показателя гибкости и рейтинговой оценки гибкости); 2) объективно оценить гибкость микроэкономических систем, на основе которой может быть выработан комплекс адекватных мер повышения/ поддержания соответствующего уровня гибкости и предотвращения возникновения/усугубления кризисной ситуации. Дано научное обоснование подходу к организации управления социально-экономическими системами на основе формирования и территориального размещения гибких интегрированных производственно-финансовых комплексов (ГИПФК) в зависимости от ресурсного, производственного, трудового и потребительского потенциала лесоэкономических районов (ЛЭР) и транспортной доступности лесных массивов ЛЭР, который будет способствовать эффективности управления лесопромышленным производством.

Разработана модель гибкого развития социально-экономических систем микроуровня, направленная на повышение их гибкости в целях эффективного противодействия кризисным явлениям и обеспечения их устойчивого развития в долгосрочной перспективе, основными элементами которой являются: 1) гибкость партнерских взаимоотношений в бизнесе; 2) гибкость производства; 3) гибкость сбыта; 4) гибкость персонала; 5) гибкость системы управления.

Сформированы концептуальные основы антикризисного управления социально-экономическими системами в условиях институциональных преобразований, в том числе определена роль антикризисного управления, которая заключается в содействии эффективному проведению реформ путем выработки научных положений и рекомендаций по разработке и применению своевременных и адекватных мер противодействия кризисным явлениям, возникающим в социально-экономических системах; выделены основополагающие функции антикризисного управления; сформулированы отличительные особенности антикризисного управления и управления в обычном режиме; доказана необходимость формирования основных положений концепции антикризисного управления на основе системного подхода, что

будет способствовать повышению эффективности антикризисного управления в условиях институциональных преобразований.

Составлен алгоритм управления изменениями «СИСТЕМА», включающий семь элементов эффективного управления: «Стратег», «Интеграция», «Средства», «Технология», «Единство направления», «Мотивация», «Агент изменений», который, в отличие от традиционно используемых алгоритмов, представляющих управление изменениями как процесс, состоящий из последовательно выполняемых действий, предполагает возможность рассмотрения управления изменениями с точки зрения системного подхода: отражение непрерывности внедряемых изменений, изменчивости порядка их проведения и взаимозависимости элементов системы, что расширяет инструментарий антикризисного управления и увеличивает вариативность его использования.

Разработана методика исследования негативных тенденций в динамике развития социально-экономических систем макроуровня на основе предикативного мониторинга, позволяющая, в отличие от существующих методик, не только проводить мониторинг лесной отрасли посредством сбора и анализа данных о финансово-экономическом состоянии отдельных организаций, но и отслеживать специфические показатели состояния отрасли как единой системы, и обеспечивающая возможность формирования «системы тревоги» (раннего оповещения о возможности возникновения кризисных явлений в отрасли) в целях профилактики экономических кризисов, что будет способствовать развитию методологии анализа состояния социально-экономических систем и исследования тенденций их развития. Сформирована модель институциональной устойчивости социально-экономических систем макроуровня, описывающая основные направления институциональных преобразований, которая, помимо основных методов модернизации лесной отрасли, включает комплекс мер по противодействию кризисным явлениям, что будет способствовать обеспечению устойчивого развития макроэкономических систем.

Кандидатские диссертации

1. С.А. Воронов «Формирование стратегии развития организации с учетом кадровых рисков», специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (Менеджмент)».

В диссертационной работе уточнено понятие «кадровый риск-менеджмент», учитывающее его роль в стратегическом управлении

организацией как сферы отношений работников, обладающих профессиональными компетенциями, и процесса их производственной деятельности, ориентированных на сближение целей функционирования организаций с личными целями работников в достижении планируемых максимальных экономических результатов посредством управления кадровыми рисками.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Разработан экономический механизм учета кадровых рисков в стратегии устойчивого развития организации как системы принципов и методов формирования и реализации управленческих решений с целью обеспечения эффективного их применения к сложившейся практике менеджмента организации.

Предложена систематизация методов оценки кадровых рисков при формировании стратегии развития организации, основанная на том, что риски возникают в различной форме практически в каждой подсистеме общей системы управления персоналом организации, а следовательно, должны классифицироваться в соответствии с установленными методами, обозначенными как подход к системе показателей оценки уровня кадрового риск-менеджмента организации. Обоснованы критерии и система показателей оценки эффективности, позволяющие оценить степень влияния кадровых рисков на реализацию стратегии развития организации, и предложен рациональный кадровый профиль организации, стремящийся к минимизации кадровых рисков особенно при формировании и реализации ее планов различной срочности.

Обоснована схема определения степени сбалансированности кадрового и экономического потенциала организации при формировании и реализации стратегии ее развития с учетом минимизации кадровых рисков. С этой целью была разработана анкета - основа образования агрегированного показателя как вероятной степени влияния кадровых рисков на формирование и реализацию стратегии развития организации.

2. В.А. Кручинина «Стратегический менеджмент организации с учетом влияния банковской системы», специальность

08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (Менеджмент)»; 08.00.10 «Финансы, денежное обращение и кредит».

В диссертации предложено определение понятия «стратегический менеджмент организации», уточняющего существующие определения комплексным отражением взаимосвязанных процессов (определение целей, анализ среды, выбор, реализация и оценка стратегии), и

понятия «банковская система», учитывающего, в отличие от существующих, степень удовлетворенности общества в банковских продуктах.

Внешние факторы, оказывающие влияние на стратегический менеджмент организации, дополнены группой локальных, внутренние -группой «человеческие факторы», позволяющие глубже понять особенности, адаптивные возможности стратегического менеджмента организации. Обобщены направления влияния банковской системы на стратегический менеджмент организации по признаку функционального участия в экономических отношениях.

Предложена методика оценки влияния банковской системы на стратегический менеджмент организации, учитывающая взаимное влияние и его эффективность. Определены стратегические направления развития менеджмента организации с учетом влияния банковской системы, выявленной дифференциации по локально-специфическим группам. Обобщены источники реформирования стратегического менеджмента организации и банковской системы с выделением типов упорядочивания их использования в локально-специфических группах. Уточнен механизм преодоления дезинте-грационных тенденций на основе интеграции и диверсификации, способствующих развитию менеджмента организаций. Предложены критерии и система показателей оценки эффективности взаимного влияния стратегического менеджмента организаций и банковской системы, учитывающие сбалансированность развития и позволяющие оценить степень взаимного влияния менеджмента организаций и банковской системы.

Введен показатель «социальная значимость банковской системы» для определения значения социального критерия. Оценка эффективности дополнена коэффициентом эффективности взаимного влияния, учитывающим адекватность развития банковской системы потребностям менеджмента организации.

3. В.В. Коростелева «Особенности государственного управления и налогового регулирования в современных производственных системах», специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (Менеджмент)»; 08.00.10 «Финансы, денежное обращение и кредит».

В диссертационной работе уточнен понятийный аппарат теории государственного управления на основе систематизации подходов к определению сущности и содержания государственного управления современными производственными системами и даны определения

понятиям «государственная промышленная политика в сфере нефтедобычи» и «нефтяной бизнес как современная производственная система» для конкретизации сущности и целей государственной политики регулирования современных производственных систем. На основе выявленной специфики функционирования, а также обобщения отечественного и за -рубежного опыта государственного управления производственными системами выделены критерии градации компаний нефтяного бизнеса, позволяющие дифференцировать их государственную поддержку.

Обоснованы формы взаимодействия национальных нефтяных компаний (ННК) и вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), которые повышают эффективность нефтяного бизнеса как современной производственной системы. На основе системного подхода сформулирована модель гибкого налогообложения нефтедобычи, позволяющая повысить эффективность налогового регулирования производственных систем нефтяного бизнеса.

Предложен и обоснован специальный налоговый режим для многонациональных нефтяных компаний (МНК), заменяющий налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), налог на прибыль и налог на имущество, позволяющий повысить социально-экономическую эффективность функционирования нефтяного бизнеса.

4. М.А. Наумов «Информационное обеспечение стратегического планирования в инновационной организации», специальность

08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (Менеджмент)».

В диссертации уточнено понятие инновационной организации - это такая организация, которая имеет систему управления, осуществляет стратегическое планирование и координацию отношений между внутренней и внешней средой и использует изменения для своей выгоды как фактор новых возможностей в результате инновационной деятельности.

Предложена классификация информации для инновационной организации по признаку «источник информации»: информация, полученная непосредственно от носителя информации; полученная из источников, получивших информацию непосредственно от носителя без искажения в результате ее обработки; получена из неформальных источников (включая конкурентную разведку).

Обоснована классификация информационных стратегий инновационной организации по признакам: уровень иерархии, тип конку-

рентной борьбы, направление развития, степень обработанности информации. Разработан комплекс гипертекстовых моделей информационного обеспечения, включающий модели информационного обеспечения инновационной деятельности и информационного обеспечения инновационной деятельности инновационных организаций в составах корпорации и кластера, являющихся базой для соответствующих информационных систем.

Разработана для цели формирования информационного обеспечения классификация инновационных организаций по признакам: вид инноваций, стадия жизненного цикла, размер, тип интеграции, степень охвата инновационного цикла, отраслевая принадлежность, уровень специализации и кооперации. Предложена классификация информации для формирования информационных потоков в системах управления корпорацией и кластером по признакам: характеристика объекта, принадлежность к внутренней и внешней среде, форма, способ, режим передачи. Обоснована схема организационно-информационного механизма инновационной деятельности организации, включающая функционирование инновационных подразделений в рамках операционно-финансово-инвестиционной деятельности на основании обобщенной модели организации управления реализацией проектов инновационной организации.

5. Г.А. Воронов «Процессный подход в управлении организациями различных форм собственности в условиях неопределенности», специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (Менеджмент)».

В диссертации уточнено понятие процессного подхода, основывающегося на бизнес-процессах организации, опирающихся не столько на функциональный аспект, сколько на ее информационные потоки, переходящие от одной службы к другой в виде документооборота, обеспечивающего своевременность принятия управленческих решений для получения максимальных экономических результатов при условии минимизации затрат. Определен алгоритм принципов и методов формирования и реализации бизнес-процессов как основы процессного подхода с целью обеспечения эффективного его применения к сложившейся практике менеджмента организации.

Разработан механизм процессного подхода в управлении организациями в условиях неопределенности, включающий алгоритм процесса принятия управленческих решений в условиях неопределенности и позволяющий адап-

тировать процессный подход в организациях различных форм собственности в зависимости от происходящих изменений. Сформирована система сбалансированных показателей, влияющих на оценку эффективности управления организации при применении процессного подхода, включающего действующую систему бизнес-процессов и ее модернизацию в зависимости от внедрения изменений требований внешней среды.

Предложена систематизация методов к построению и поддержке принятия и реализации управленческих решений. Проведена классификация бизнес-процессов общего характера для всех типов организаций и определен блок специфических особенностей бизнес-процессов для коммерческих организаций по отношению к некоммерческим, основанный на поэтапном формировании и применении управленческих решений по использованию ресурсов организации.

Сформулированы принципы процессного управления организацией, позволяющие определить систему целевых ориентиров организации и их причинно-следственных связей как основу формирования сбалансированных показателей. Предложены конкретные инициативы - рекомендации по применению процессного управления некоммерческой организацией в зависимости от решаемых задач управления и применяемой системы сбалансированных показателей организации. Обоснована схема определения оптимального оперативного плана работы на основе теории игр, учитывающая экономические и социальные интересы сотрудников и окружающей среды организации с целью управления потенциальными и реальными конфликтами их интересов.

Предложены критерии и система показателей оценки эффективности управления информационными потоками в организациях различных форм собственности. Обоснована значимость сбалансированности интересов служб, сотрудников и целей организации при применении процессного подхода в виде логикоинформационных схем взаимодействия.

Результаты приведенных выше диссертационных работ используются в учебном процессе вузов Ханты-Мансийского автономного округа и научных структур г. Кургана, а также на предприятиях и в организациях г. Сургута и г. Ханты-Мансийска.

ДМ 212.179.09

В 2012 г. на заседаниях диссертационного совета ДМ 212.179.09, которому разрешено принимать защиты по специальности 08.00.05

«Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)» (специализация «Маркетинг»), были защищены одна докторская и пять кандидатских диссертационных работ. Дадим краткий обзор этих диссертаций.

Докторская диссертация

А.Е. Архипов «Управление интегрированными маркетинговыми коммуникациями в сфере услуг: теория и методология», специальность

08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (Маркетинг)».

В диссертационной работе осуществлена дифференциация теоретико-методологических особенностей маркетинговых коммуникаций в процессе эволюции маркетинговых парадигм; расширен терминологический аппарат теории маркетинговых коммуникаций - уточнена сущность дефиниции «информация» и обоснована ее роль как базового элемента маркетинговых коммуникаций. Это позволило упорядочить общую классификацию элементов маркетинговых коммуникаций, определить грани исследований и выделить эвристический подход как наиболее перспективный в дальнейшем развитии концепции маркетинговых коммуникаций.

Раскрыты общие закономерности, современные тенденции, проблемы и перспективы функционирования отечественного рынка санаторно-курортных услуг, показано его место в общемировом разрезе с учетом негативного и позитивного влияния общемировых экономических трендов. Это послужило основой систематизации факторов, способствующих развитию и сдерживающих развитие отраслей, непосредственно участвующих в создании санаторно-курортной услуги. Аргументирована авторская позиция относительно безусловного приоритета реализации коммуникационного компонента комплекса маркетинга в данном секторе рынка услуг в силу объективных факторов: санаторно-курортная индустрия -

сложный высокодоходный комплекс, прямо или косвенно стимулирующий развитие целого ряда отраслей экономики, способствующий повышению качества жизни населения; санаторно-курортные услуги, обладая всеми специфическими свойствами услуг, отличающими их от товаров, относятся к типу услуг с высоким уровнем личного контакта, что априори делает их коммуникационно наполненными; решающее значение в процессе выбора и покупки санаторно-курортного продукта имеют личностные побудительные мотивы, формирующиеся в зависимости от интенсивности и

направленности инвариантных информационных воздействий.

Разработаны методологические положения концепции интегрированных маркетинговых коммуникаций на рынке услуг, определена особая роль и показаны преимущества реализации маркетинговых коммуникаций с учетом трансформации конъюнктурных процессов на рынке санаторно-курортных услуг, комплексного, аккумулятивного характера санаторно-курортной услуги, что позволило выстроить алгоритм формирования коммуникационных программ на рынке санаторно-курортных услуг, который, в отличие от традиционно используемых, базируется на синектическом подходе к выбору средств и инструментов коммуникаций.

Разработан методический подход и предложена оптимизационная модель распределения коммуникационных альтернатив коммуникационной программы и соответствующих им финансовых ресурсов в структуре коммуникационного бюджета компании, что обеспечивает возможность комплексной прогнозной оценки эффективности коммуникационных затрат с целью релевантной поэлементной корректировки.

Научно обоснована тенденция индивидуализации спроса как одна из закономерностей развития информационной экономики; разработана процедура и проведена диагностика спроса на санаторно-курортные услуги с целью выявления изменений потребительского поведения под влиянием информационного воздействия в рамках коммуникационных программ, реализуемых санаторно-курортными организациями, что дало объективную возможность обосновать рекомендации по адаптации зарубежной практики дополнительного структурирования покупателей с учетом их отношения к экономическим изменениям; разработана методика ценностно-ориентированной сегментации потребителей санаторно-курортных услуг; определены приоритетные коммуникационные акценты в формировании потребительской лояльности.

Разработаны базисные константы коммуникационного менеджмента на основе преломления классических функций управления и специфики субъектно-объектных отношений в рамках коммуникационного поля рынка санаторно-курортных услуг, при этом, в отличие от широко используемых подходов, определены конечные критерии эффективности управления маркетинговыми коммуникациями с учетом степени перспективности отдельных сегментов в рамках потребительского портфеля

компании. Представленный целостный подход к процессу управления в информационной системе «отправитель - адресат» позволяет использовать принципы маркетинговой логистики для регулирования параметров движения информационных потоков в динамичной среде коммуникационного пространства как основу интенсификации взаимодействия его участников с целью усиления коммуникационного воздействия.

Введено в научный оборот и содержательно раскрыто понятие «коммуникационный запас» в контексте формирования и оценки эффективности использования ресурсного коммуникационного потенциала предприятия, что послужило основой для разработки регламента деятельности по конструированию позитивного имиджа санаторно-курортного учреждения как ведущего элемента внутренней и внешней перманентной коммуникации на рынке услуг, несущей оценочную и мотивационную нагрузку; сформулированы рекомендации по использованию многоступенчатой модели оценки стоимости брэнда санаторно-курортного предприятия.

Развиты методологические основы управления интегрированными маркетинговыми коммуникациями в условиях индивидуализации потребительского спроса с позиции их адресной направленности и костомизирован-ного подхода, что впервые позволило верифицировать авторскую модель контурного пакетирования применительно к санаторнокурортной услуге и позиционировать данный подход как дополнительное конкурентное преимущество компании на рынке санаторнокурортных услуг.

Кандидатские диссертации

1. О.М. Борисова «Позиционирование как фактор устойчивого социально-экономического развития крупного города (на примере города Омска)», специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (Маркетинг)».

В диссертационной работе предложена и обоснована авторская трактовка понятия «маркетинг крупного города», фиксирующая многообразие целевых групп потребителей (жителей, инвесторов и других) и возможность разработки для них нескольких взаимосвязанных стратегий.

В рамках концепции маркетинга города определена специфика крупного города как особого товара, обладающего определенными потребительскими свойствами (физическими, функциональными, экономическими, эстетиче-

скими, символическими); наряду с имеющимися группировками предложено выделить группу управленческих свойств, присущих исключительно городу.

Выделены два подхода к продвижению крупного города (маркетинговый и политический), обоснован маркетинговый подход как приоритетный, предложен соответствующий ему инструментарий продвижения.

Обоснована доминирующая роль стратегической составляющей понятия «позиционирование крупного города», отличительным свойством которой является ориентация на долгосрочное устойчивое развитие города.

Предложена методика разработки стратегии позиционирования города, учитывающая особенности крупного города как социальноэкономической системы, имеющей сложную структуру с большим числом целевых групп потребителей и широким набором потребительских свойств, на основе которой сформулированы рекомендации по разработке и реализации стратегии позиционирования города Омска.

2. Э.Н. Климова «Формирование и использование имиджевого дискурса в маркетинговых коммуникациях компании на рынке услуг», специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (Маркетинг)».

В диссертационной работе исследованы и обобщены теоретические воззрения представителей различных научных школ на эволюцию коммуникационных процессов в системе маркетинга услуг, что позволило обосновать преимущества интегрированного подхода при использовании коммуникационного инструментария и обозначить приоритетность имиджевых коммуникаций при формировании лояльности потребителей на рынке услуг.

Введено в научный оборот и содержательно раскрыто понятие «имиджевый дискурс»; впервые определена его многоуровневая структура, аргументирована возможность применения имиджевого дискурса в качестве оценочного инструмента результативности коммуникационных воздействий на потребителя, позволяющего повысить эффективность маркетинговых коммуникаций за счет соответствующей корректировки содержания, направлений и интенсивности передачи коммуникационных посланий.

Разработана авторская методика применения дискурсного подхода для изучения потребительской реакции - эмоционального и поведенческого отклика на реализуемые компанией коммуникационные мероприятия в про-

цессе комплексной оценки имиджевых коммуникаций. При этом, в отличие от традиционно применяемых подходов, объектами исследования становятся носители индивидуализированного спроса по завершению процесса потребления услуги.

Предложена к внедрению в качестве прикладного инструмента исследования обратной связи с потребителями адаптированная методика Exit Interview, использование которой способствует накоплению репрезентативного массива объективной аналитической информации с максимальной степенью детализации респондентов. Она может служить основой для выработки адекватных управленческих решений относительно параметров коммуникационных каналов в системе «поставщик - потребитель» на рынке услуг.

3. О.Ю. Лейнвебер «Разработка интегрированных маркетинговых коммуникаций вуза на основе корпоративных проектов», специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (Маркетинг)».

В диссертационной работе дополнена классификация маркетинговых коммуникаций вуза, в которой, в отличие от существующих, предложено их разделение на виды (внутренние и внешние), каналы (личные и неличные), что обусловлено особенностью потребителей образовательных услуг, их взаимодействием; применение классификации позволяет рассматривать интегрированные маркетинговые коммуникации вуза как комплекс видов, каналов, средств и мероприятий, направленных на целевых потребителей и усиливающих коммуникационное воздействие.

Разработана модель интеграции маркетинговых коммуникаций вуза, отличающаяся тем, что ее основой являются корпоративные проекты, реализуемые вузом с участием прямых и косвенных потребителей образовательных услуг, привлекаемых через различные коммуникационные средства. Это позволило научно обосновать, что в результате интеграции в корпоративных проектах маркетинговых коммуникаций, потребителей и вуза возникает синергический эффект, усиливающий коммуникационное воздействие на целевые сегменты.

Предложено авторское определение интегрированных маркетинговых коммуникаций вуза, которое, в отличие от ранее известных, рассматривается как комплекс средств и мероприятий, реализуемых на основе корпоративных проектов, с активным вовлечением в коммуникационный процесс прямых и косвенных потребителей различных целевых групп и на-

правленных на повышение имиджа учебного заведения, что позволяет более точно определить роль корпоративных проектов.

Конкретизированы этапы маркетинговых исследований по выявлению и сопоставлению применяемых вузами и выбираемых потребителями маркетинговых коммуникаций. Реализуемые этапы отличаются применением совокупности методов и операций сбора данных, подлежащих количественному анализу, в том числе методов анкетного опроса и глубинного интервью потребителей образовательных услуг и специалистов вуза, применение которых позволяет более точно формировать наиболее предпочтительный для вуза и потребителей комплекс маркетинговых коммуникаций.

Разработан комплекс маркетинговых коммуникаций, отличительной особенностью которого является то, что объединение средств маркетинговых коммуникаций предложено на основе корпоративных проектов как основополагающего звена в формировании положительного имиджа вуза. Такой подход к интеграции маркетинговых коммуникаций позволяет повысить их результативность за счет появления синергического эффекта.

4. Е.А. Лунева «Маркетинговые исследования рынка рекрутинговых услуг», специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (Маркетинг)».

В диссертационной работе уточнен понятийный аппарат, относящийся к сфере рекрутмента: рекрутинговая услуга, рынок рекрутинговых услуг. Автором выделена координационная составляющая рекрутинговой услуги, выраженная в формировании и управлении взаимодействием работодателя и соискателя на вакантную должность. Основным отличием авторской трактовки термина «рынок рекрутинговых услуг» от ранее предложенных является включение в это понятие всей совокупности предложений, удовлетворяющих потребности работодателей в заполнении вакансий кандидатами из внешних источников, воспринимаемых потребителем как взаимозаменяемые.

Определена роль маркетинговых исследований в формировании и развитии рынка рекрутинговых услуг. Выявлены причины, тормозящие развитие маркетинговых исследований в сфере рекрутмента (недостаточно четкое понимание взаимосвязи между вовремя проведенными исследованиями и дальнейшим развитием агентства, его позиционированием, несовершенство государственных статистических информационных ресурсов).

Дополнены и уточнены этапы формирования и развития рынка рекрутинговых услуг; выявлены процессы, которые ускорили трансформацию рекрутинговой системы России (появление иностранных фирм на рынке рекрутмента, создание институциональных рыночных структур, развитие современных информационных технологий, обострение конкуренции); установлены причины, которые не позволили в полной мере реализовать открывшиеся при становлении рынка возможности рекрутмента в России.

Обоснованы рекомендации по совершенствованию маркетингового информационного обеспечения рекрутинговой деятельности. Автором предложен двухуровневый подход к формированию маркетинговой информационной системы посредством интеграции информационной системы кадрового агентства (микроуровень) и регионального отраслевого информационного центра (мезоуровень).

Разработана методика комплексного маркетингового исследования рынка рекрутинговых услуг, направленная на удовлетворение выявленной потребности участников рынка в информации. Применение данной методики позволяет оценить состояние, определить тенденции и закономерности развития сферы рекрутмента.

5. Ю.В. Шляпина «Формирование конкурентных стратегий предприятий сферы сервисного сопровождения оргтехники», специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (Маркетинг)».

В диссертационной работе систематизирован понятийный аппарат сервисного сопровождения оргтехники, в частности уточнено понятие «сервисное сопровождение оргтехники», отражающее специфику данного вида техники, что позволило определить наполнение третьего уровня в мультиатрибутивной модели товара - оргтехники. Классификация сервисных услуг дополнена новыми признаками, которые отражают маркетинговые подходы к оказанию данного вида услуг. Предложена классификация участников рынка сервисного сопровождения оргтехники, отражающая многообразие участников данного рынка, взаимодействие между ними и внутриотраслевую конкуренцию за счет пересечения конкурентных интересов стратегических групп. Выдвинуто предложение о внесении сервисного сопровождения оргтехники в классификацию видов экономической деятельности.

Предложена модель рыночных условий и факторов, влияющих на формирование конку-

рентных стратегий на рынке сервисного сопровождения оргтехники. Модель раскрывает содержание рыночных условий, под влиянием которых меняются значимость и интенсивность воздействия конкурентных факторов на рынке сервисного сопровождения оргтехники, отражает основные конкурентные угрозы на рынке сервисного сопровождения оргтехники, демонстрирует российские особенности развития данного рынка и служит основой для формирования конкурентных стратегий участников рынка.

Разработаны методические рекомендации по формированию конкурентных стратегий предприятий сферы сервисного сопровождения оргтехники с выделением возможных стратегических альтернатив. Каждая из предложенных конкурентных стратегий рассматривается с точки зрения предпосылок и условий реализа-

ции, достигаемых конкурентных преимуществ, стратегических издержек, позиции на отраслевом рынке, а также способов защиты стратегии от копирования конкурентами.

Подготовлены рекомендации по формированию региональной Ассоциации предприятий сервисного сопровождения оргтехники (ОмАССО), которая призвана содействовать консолидации усилий ее участников в общем стремлении к развитию сферы сервисного сопровождения оргтехники в регионе и созданию статусных, информационных, ресурсных и коммуникационных конкурентных преимуществ ее участников.

Результаты приведенных выше диссертационных работ используются в учебном процессе вузов Западной Сибири и в организациях г. Омска и г. Новосибирска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.