Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ ИНСТРУМЕНТАХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ: ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ'

О НЕКОТОРЫХ ИНСТРУМЕНТАХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ: ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
50
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономический механизм природопользования / природоохранная деятельность / целевые экологические фонды / устойчивое развитие / Региональный экологический фонд / реализация инвестиционных проектов. / economic mechanism of environmental management / environmental activities / environmental trust funds / sustainable development / Regional Environmental Fund / implementation of investment projects

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Нехайчук Д.В., Митина Т.Л.

Статья посвящена исследованию актуальных проблем применения инструментов экономического механизма природопользования в практической плоскости. Показаны конкретные экономические инструменты стимулирования природоохранной деятельности. Доказывается, что экологические фонды являются важным инструментом в достижении устойчивого развития и сохранении природы для будущих поколений, способствуют сотрудничеству между государствами, организациями и гражданами в решении глобальных экологических проблем. Авторами приводится опыт создания и работы целевых экологических фондов в период с 1992 по 2001 год. Создание целевых экологических фондов на уровне субъектов Российской Федерации может быть целесообразным для обеспечения дополнительного финансирования мероприятий по охране и восстановлению окружающей среды. Предложено создание в Республике Крым Регионального экологического фонда, целью деятельности которого будет содействие эффективному природопользованию, создание условий для воспроизводства и эффективного использования природных ресурсов. Эффективное использование средств РЭФ через реализацию инвестиционных проектов позволит вернуть привлеченные ресурсы инвестору и улучшить экологию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SOME INSTRUMENTS OF THE ECONOMIC MECHANISM OF NATURE MANAGEMENT: PRACTICAL ASPECTS

The scientific article is devoted to the study of current problems of applying the tools of the economic mechanism of environmental management in a practical sense. Specific economic instruments for stimulating environmental activities are shown. It is proven that environmental funds are an important tool in achieving sustainable development and preserving nature for future generations, promoting cooperation between states, organizations and citizens in solving global environmental problems. The authors provide experience in the creation and operation of target environmental funds in the period from 1992 to 2001. The creation of target environmental funds at the level of constituent entities of the Russian Federation may be appropriate to provide additional financing for environmental protection and restoration activities. It is proposed to create a Regional Environmental Fund in the Republic of Crimea, the purpose of which will be to promote efficient use of natural resources, create conditions for the reproduction and efficient use of natural resources. Effective use of REF funds through the implementation of investment projects will return the attracted resources to the investor and improve the environment.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ ИНСТРУМЕНТАХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ: ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ»

— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —

Научная статья

https:IIdoi.orgI10.23672ISAE.2024.15.92.017 УДК 502.335

О НЕКОТОРЫХ ИНСТРУМЕНТАХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ: ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Нехайчук Д.В.1, Митина Т.Л.2

1 Севастопольский филиал Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова,

2Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Аннотация. Статья посвящена исследованию актуальных проблем применения инструментов экономического механизма природопользования в практической плоскости. Показаны конкретные экономические инструменты стимулирования природоохранной деятельности. Доказывается, что экологические фонды являются важным инструментом в достижении устойчивого развития и сохранении природы для будущих поколений, способствуют сотрудничеству между государствами, организациями и гражданами в решении глобальных экологических проблем. Авторами приводится опыт создания и работы целевых экологических фондов в период с 1992 по 2001 год. Создание целевых экологических фондов на уровне субъектов Российской Федерации может быть целесообразным для обеспечения дополнительного финансирования мероприятий по охране и восстановлению окружающей среды. Предложено создание в Республике Крым Регионального экологического фонда, целью деятельности которого будет содействие эффективному природопользованию, создание условий для воспроизводства и эффективного использования природных ресурсов. Эффективное использование средств РЭФ через реализацию инвестиционных проектов позволит вернуть привлеченные ресурсы инвестору и улучшить экологию.

Ключевые слова: экономический механизм природопользования, природоохранная деятельность, целевые экологические фонды, устойчивое развитие, Региональный экологический фонд, реализация инвестиционных проектов.

ABOUT SOME INSTRUMENTS OF THE ECONOMIC MECHANISM OF NATURE MANAGEMENT: PRACTICAL ASPECTS

Dmytry V. Nekhaychuk1, Tamara L. Mitina2

Sevastopol branch Plekhanov Russian University of Economics, 2Russian Academy of National Economy and Public Service under the President of the Russian Federation

Abstract. The scientific article is devoted to the study of current problems of applying the tools of the economic mechanism of environmental management in a practical sense. Specific economic instruments for stimulating environmental activities are shown. It is proven that environmental funds are an important tool in achieving sustainable development and preserving nature for future generations, promoting cooperation between states, organizations and citizens in solving global environmental problems. The authors provide experience in the creation and operation of target environmental funds in the period from 1992 to 2001. The creation of target environmental funds at the level of constituent entities of the Russian Federation may be appropriate to provide additional financing for environmental protection and restoration activities. It is proposed to create a Regional Environmental Fund in the Republic of Crimea, the purpose of which will be to promote efficient use of natural resources, create conditions for the reproduction and efficient use of natural resources. Effective use of REF funds through the implementation of investment projects will return the attracted resources to the investor and improve the environment.

Keywords: economic mechanism of environmental management, environmental activities, environmental trust funds, sustainable development, Regional Environmental Fund, implementation of investment projects.

Введение. В настоящее время важным аспектом экономического развития и экологической безопасности большинства стран мира является использование природных ресурсов. В ХХ веке природные ресурсы стали ключевым фактором в определении успеха государств.

Проблемы, связанные с экологическими изменениями и устойчивостью природных ресурсов, пред-

ставляют значительное значение для национальной безопасности Российской Федерации [1].

Широкомасштабное превращение экосистем и вовлечение природных ресурсов в хозяйственное обращение приводят к утрате ценных природных экосистем, необходимых для поддержания биологического разнообразия и экологического равновесия. Резкое снижение качества

— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —

природоресурсного потенциала создает серьезные вызовы для обеспечения устойчивого развития и сохранения природной среды в России. Экологические проблемы и угрозы для природных ресурсов стали важным фактором национальной безопасности, так как они могут оказывать прямое воздействие на здоровье, экономику и стабильность страны.

Потеря самовосстановительной и самоочистительной способности экосистем усугубляет их уязвимость перед различными видами антропогенного и природного воздействия [2; 3].

Устойчивость природных ресурсов и экосистем имеет глобальное значение, поскольку они важны для поддержания биоразнообразия и поддержания экологического баланса на планете, в целом.

Учитывая важность этих проблем для национальной безопасности, важно проводить комплексные и устойчивые стратегии по сохранению природных ресурсов и восстановлению экосистем, что способствует обеспечению устойчивого развития и защите будущих поколений.

Целью исследования является разработка предложений по формированию и использованию отдельных инструментов экономического механизма природопользования.

Обсуждение. Проводя критический обзор мнений отечественных и зарубежных авторов вопросам исследования инструментов экономического механизма природопользования можно выделить несколько важных аспектов.

Так, некоторые авторы [1; 3; 7] подчеркивают, что практическое применение экономического механизма природопользования сталкивается с

проблемой оценки окружающей среды и её компонентов. Это может затруднить определение конкретных цен на природные ресурсы и ущерб от экологических потерь.

Другие авторы [2; 5; 9] высказывают опасения относительно перспективы налоговых механизмов в области природопользования, поскольку существует риск того, что данные механизмы могут оказать негативное воздействие на конкурентоспособность предприятий и экономическое развитие в целом.

Кроме того, интересно мнение о том, что существующие инструменты экономического механизма природопользования могут быть недостаточно адаптированы для решения возрастающих экологических проблем, таких как изменение климата и утрата биоразнообразия. Поэтому возникает необходимость в поиске и внедрении новых инновационных подходов к экономическому регулированию в сфере природопользования.

Указанные критические аспекты свидетельствуют о сложности и актуальности проблем, связанных с применением экономических инструментов в сфере природопользования, предполагают необходимость дальнейших исследований и разработки более усовершенствованных методов управления природными ресурсами.

Результаты. Сегодня под экономическим механизмом природопользования понимается система принудительных и стимулирующих мер, способствующих реализации целей экологической политики.

Экономические инструменты природопользования можно классифицировать следующим образом:

Рисунок 1 - Экономические инструменты стимулирования природоохранной деятельности

— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —

Экологические фонды являются важным инструментом в достижении устойчивого развития и сохранении природы для будущих поколений. Они способствуют сотрудничеству между государствами, организациями и гражданами в решении глобальных экологических проблем.

Одной из задач экологических фондов является также привлечение общественного внимания к проблемам окружающей среды, и мобилизация гражданского общества для активного участия в решении этих проблем. Они также выполняют функцию контроля за использованием средств и эффективностью реализации проектов. Экологические фонды играют ключевую роль в сохранении биоразнообразия, охране уникальных экосистем, борьбе с климатическими изменениями, защите водных ресурсов и других природных ценностей. Благодаря их работе, множество природных территорий получают необходимую защиту и управление, а также проводятся мероприятия по восстановлению и сохранению природных ресурсов.

Также, важную роль в финансировании экологических фондов играют частные компании, меценаты и физические лица, которые делают пожертвования на поддержку природоохранных проектов. Работа экологических фондов включает в себя не только финансирование проектов, но и проведение научных исследований, разработку стратегий и программ по охране окружающей среды, образовательные мероприятия и информационную работу [5].

В Российской Федерации был опыт создания и работы целевых экологических фондов, которые функционировали в период с 1992 по 2001 год. За время существования этих фондов структура их источников доходов неоднократно менялась, но основная доля доходов постоянно приходилась на платежи за загрязнение окружающей среды. Платежи взимались с каждого предприятия в зависимости от объемов выбросов и сбросов в окружающую среду и использовались на предотвращение или устранение вреда окружающей среде. 90 % платежей оставалось в регионах, причем значительная часть из них возвращалась предприятиям, если они представляли обоснованные программы экологической модернизации производства и обеспечения его безопасности для окружающей среды. Оставшиеся 10 % направлялись в федеральный бюджет, где они использовались Федеральным экологическим фондом для целевых расходов [6].

Минфин России имеет определенную позицию относительно создания экологических фондов в России. Такие внебюджетные фонды не соответствуют принципам бюджетной системы Российской Федерации, включая единство системы бюджетов и самостоятельность бюджетов. Однако необходимо отметить, что Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации ведет работу по созданию экологических фондов с 2010 года. Это означает, что су-

ществует мнение и поддержка данной инициативы со стороны других ведомств и организаций.

Экологические фонды могут играть важную роль в финансировании и поддержке проектов по охране окружающей среды, экологическому образованию и развитию устойчивого использования природных ресурсов. Они позволяют привлекать дополнительные средства из частных источников и использовать их в целях улучшения экологической ситуации [4].

Считаем, что обсуждение принципов бюджетной системы и аргументы Минфина России приведут к поиску компромиссных решений и созданию экологических фондов, которые будут соответствовать требованиям бюджетной системы Российской Федерации и в то же время способствовать сохранению окружающей среды и устойчивому развитию.

Создание целевых экологических фондов на уровне субъектов Российской Федерации может быть целесообразным для обеспечения дополнительного финансирования мероприятий по охране и восстановлению окружающей среды. Такие фонды могут привлекать дополнительные средства от различных источников, включая бизнес-сектор, благотворительные организации, международные фонды и т.д. Целевые экологические фонды могут использовать полученные средства для финансирования проектов, направленных на решение экологических проблем конкретного региона. Это могут быть мероприятия по очистке загрязненных водных объектов, восстановлению лесов, охране и восстановлению биологического разнообразия, внедрению и развитию экологически чистых технологий [7; 8].

Определение источников финансирования целевых экологических фондов на уровне субъектов Российской Федерации может быть основано на разнообразных механизмах. Это могут быть пожертвования от предприятий и частных лиц, осуществление экологического налогообложения, использование части выручки от продажи природных ресурсов или использование долей платежей за НВОС. Важно обеспечить прозрачность и эффективную систему управления средствами фондов, чтобы обеспечить их планомерное использование и достижение целей по охране и восстановлению окружающей среды.

Таким образом, создание целевых экологических фондов на уровне субъектов Российской Федерации может стать дополнительным источником финансирования мероприятий по охране и восстановлению окружающей среды, что способствует улучшению экологической ситуации в регионах и стране в целом.

Предприятия могли бы стать источниками средств для экологических фондов, если бы они выплачивали плату за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, а также за размещение отходов, которые превышают

— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —

установленные нормы. Кроме того, средства могли бы поступать от компенсации вреда, вызванного экологическими правонарушениями, и штрафов, наложенных за нарушения экологических правил. Распределение средств из экологических фондов на реализацию природоохранных программ разных уровней должно быть закреплено законодательно. Запрещено использование этих средств для других целей.

Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации, ответственность за охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности лежит на федеральном и региональном уровнях. В связи с этим, возможно, стоит рассмотреть вопрос о совместном финансировании деятельности экологических фондов за счет средств федерального бюджета, выделяемых на охрану окружающей среды [9].

Функционирование фонда как части бюджета имеет преимущество в том, что не требуется отдельная организация и поддержание структуры, так как используются уже существующие механизмы бюджетного процесса. Однако в этом случае возможно ограничение в доступе к финансированию и более жесткое участие в конкуренции за бюджетные ассигнования. Выбор конкретной схемы функционирования фонда зависит от ряда факторов, таких как цели и задачи фонда, возможности привлечения дополнительного финансирования, степень автономности. Необходимо провести анализ и оценку эффективности каждой из предложенных моделей и определить наиболее подходящую для конкретной ситуации.

Согласно принципу «дорожных фондов», экологический фонд будет функционировать независимо от общего бюджета и получать дополнительные средства от экологических неналоговых платежей предприятий. Это позволит обеспечить более эффективное использование средств, выделяемых на экологические мероприятия. Для обеспечения контроля за целевым использованием средств фонда можно организовать дополнительный механизм проверок и аудита, а также установить строгую отчетность и прозрачность в расходовании средств.

Также, необходимо обеспечить межведомственное взаимодействие для координации экологических проектов и достижения оптимальных результатов. Очистные сооружения являются важным элементом экологической инфраструктуры, поэтому приобретение, строительство и реконструкция таких сооружений должны быть финансово поддержаны фондом.

Фонд может также финансировать другие природоохранные мероприятия, которые выполняются предприятиями, уплачивающими экологические неналоговые платежи. Учитывая сложившиеся условия, использование принципа «дорожных фондов» в экологическом секторе представляется более перспективным. Он позволяет обеспечить устойчивое финансирование и эффектив-

ное расходование средств на экологические мероприятия, а также контроль и прозрачность в их выполнении.

В поддержку инициатив национального проекта «Экология» в стране в 2022 году создан первый экологический Фонд, как единый центр для всех существующих в России проектов в области экологии [5; 7].

Фонд «КОМПАС» будет способствовать достижению целей национального проекта «Экология» в каждом из его направлений. Основные задачи Фонда включают установление эффективной системы сотрудничества в области законодательных инициатив, разработку научно-технологических проектов, поддержку общественных организаций и проведение образовательной работы в сфере экологии.

Эксперты считают, что новый экологический фонд должен будет дополнить работу других фондов, уже работающих в России.

Новый фонд зарегистрирован в налоговой инспекции 24 марта 2022 года; согласно ОКВЭД, организация имеет право вести деятельность по девяти направлениям, например, предоставлять прочие финансовые услуги, кроме услуг по страхованию и пенсионному обеспечению, издавать книги, организовывать выставки, конференции, вести научные исследования и разработки в области естественных и технических наук. Это -исключительно российский фонд полного цикла, ориентированный как на экологические инициативы населения, например, очистку территории или высадку деревьев, так и на сотрудничество с российской наукой, и российским экологоориен-тированным бизнесом.

В России сейчас множество организаций, ведущих работу по одному или по двум направлениям. Экологический фонд планирует вести комплексную масштабную работу по разным направлениям.

Организаторы фонда намерены получать информацию от населения о проблемах экологии в стране и аккумулировать ее с целью отбора наиболее важных проектов на свое усмотрение для выделения материальной помощи в дальнейшем. Чтобы стать членом «Компаса», необходимо зарегистрироваться на его официальном сайте. Из личного кабинета граждане смогут перечислять пожертвования, предлагать экологические инициативы, принимать участие в тематических мероприятиях, которые будут отражаться в едином календарном экологическом плане России.

Удастся ли фонду привлекать пожертвования в условиях экономического спада и будет ли он конкурировать с экологическими организациями, такими, как WWF или «Гринпис», пока неясно, но его организаторы говорят, что делать этого не будут.

— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —

Эксперты считают, что новый фонд должен сотрудничать с работающими в России WWF и «Гринпис» и не стараться им подражать или конкурировать, а дополнять их и замещать, поскольку ресурсов иностранных структур, работающих в России, недостаточно для решения всех экологических проблем страны. «Компас» не должен заменять таких гигантов, как WWF, но вполне может их дополнить. Ведь WWF присутствует в пяти регионах России, в частности, на Камчатке, Баренце, в Арктике, в части регионов Дальнего Востока и в Алтае (Саяны). На деле, это - примерно четверть площади всей России, но есть много других регионов; в них тоже живут люди и присутствует немало экологических проблем, которые могли бы стать полем деятельности для нового фонда [9]. Например, горячая проблема - это лесные пожары в Сибири, в частности, в Якутии, и иностранные фонды не имеют сегодня ресурса заниматься сопряженными с пожарами проблемами, особенно с учетом снижения объема пожертвований в связи с непростой геополитической обстановкой.

Создание региональных экологических фондов просит решения целого комплекса организационных и денежных вопросов.

Предлагается создание в Республике Крым Регионального экологического фонда (далее -РЭФ), целью деятельности которого будет содействие эффективному природопользованию, создание условий для воспроизводства и эффективного использования природных ресурсов.

Основными задачами РЭФ должны быть:

1. Содействие реализации государственной политики поддержки охраны природы посредством привлечения и эффективного использования финансово-экономических и научно-технических ресурсов.

2. Ключевая роль в разработке и реализации государственных и региональных экологических программ.

3. Финансовая поддержка целевых программ и проектов, включающая кредитование на определенный срок и под проценты, на условиях кредитного контракта, а также частичную компенсацию процентов по кредитам, выдаваемым банками.

Организационный механизм функционирования РЭФ представлен на рисунке 2.

Рисунок 2 - Организационный механизм функционирования Регионального экологического Фонда

Принципы деятельности РЭФ:

1. Принцип формирования возможностей для денежного обеспечения экологии региона.

2. Принцип обеспечения единства интересов участников Фонда.

3. Принцип обязательного конкурсного отбора инвестиционных программ и проектов, предла-

гаемых к реализации в природопользовании региона.

4. Принцип привлечения отечественных и иностранных инвесторов для финансового обеспечения экологического развития.

Фонд должен быть коммерческой организацией. Финансовые ресурсы будут использоваться для реализации следующих мер:

— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —

- Проведение технико-экономических экспертиз программ и проектов, поступающих в Фонд, и решение об их финансовой поддержке;

- Контроль за целевым использованием средств, выданных Фондом;

- Обеспечение пополнения денежных ресурсов Фонда;

- Приобретение средств производства для передачи их в аренду (лизинг).

Ведение инвестиционной и инновационной деятельности путем:

а) частичной компенсации процентной ставки за кредиты, предоставленные водохозяйственным предприятиям;

б) денежного кредита через уполномоченный банк на реализацию инвестиционных и инновационных проектов.

Предложенный Фонд будет осуществлять свою деятельность на базе объединения денежных и других ресурсов учредителей и участников в рамках утвержденных государственных и региональных программ и проектов, направленных на поддержание и развитие экологии.

Необходимые средства формируются за счет:

1. Уставного фонда, созданного учредителями.

2. Взносов участников Фонда.

3. Средств государственного, республиканского и местного бюджетов, предусмотренных для денежной поддержки экологии.

4. Добровольных благотворительных взносов юридических и физических лиц, включая иностранные и международные организации, в том числе имеющие целевой характер (гранты), предоставленные в денежной и натуральной формах.

5. Платежей компаний за внедрение природных ресурсов.

Конфликт интересов

Не указан Рецензия

Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.

6. Платежей компаний за особое природопользование.

7. Средства инвесторов.

Эффективное использование средств РЭФ через реализацию инвестиционных проектов позволяет вернуть привлеченные ресурсы инвестору и улучшить экологию.

Заключение. Проведенное научное исследование подчеркивает важность и актуальность привлечения экономических механизмов в решении экологических проблем. В статье обозначены конкретные экономические инструменты стимулирования природоохранной деятельности и показано их положительное влияние на устойчивое развитие и сохранение природы для будущих поколений.

Экологические фонды могут играть важную роль в достижении целей природопользования. Они не только способствуют сотрудничеству между государствами, организациями и гражданами для решения глобальных экологических проблем, но и представляют собой средства, обеспечивающее финансирование мероприятий по охране и восстановлению окружающей среды.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Опыт создания и работы целевых экологических фондов с 1992 по 2001 гг. позволяет предложить создание Регионального экологического фонда в Республике Крым, важной целью которого станет не только содействие эффективному природопользованию, но и создание условий для воспроизводства и эффективного использования природных ресурсов.

В статье доказывается, что эффективное использование средств Регионального экологического фонда через реализацию инвестиционных проектов позволит вернуть привлеченные ресурсы инвестору и улучшить экологическую обстановку в регионе.

Эти выводы представляют собой ценный вклад в практическое применение инструментов экономического механизма природопользования и указывают на перспективы создания подобных фондов на региональном уровне.

Conflict of Interest None declared

Review

All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.

Литература:

1. Хамхоев М.Б. Роль государственного регулирования природопользования / М.Б. Хамхоев, М.И. Китие-ва, З.М. Погорова // Со11ояи1ит-рита1. 2018. № 8-5(19). С. 37-39.

2. Гришина И.В. Экономические механизмы охраны окружающей среды / И.В. Гришина, И.С. Зиновьева // Успехи современного естествознания. 2012. № 4. С. 181-182.

-- ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ --

3. Абдурахманов М.А. Экономический механизм природопользования и охраны природы в новых экономических условиях / М.А. Абдурахманов, Я.Т. Рахимов // Формирование и развитие сельскохозяйственной науки в XXI веке. Сборник научных статей. 2016. С. 74-80.

4. Бюллетень Счетной палаты РФ. Неналоговые платежи. ЫЯЬ : https://ach.gov.ru/upload/iblock/cfb/h75 p4x5t2ron78jtt0ymi307066wg0sx.pdf

5. Сидорова Л.А. Современные концепции организационно-экономического механизма рационального природопользования / Л.А. Сидорова // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2016. № 8-3(22). С. 171-174.

6. Китиева М.И. Экономический механизм регулирования природопользования / М.И. Китиева, М.А. Ор-цханова, Ф.Я. Полонкоева // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. № 3-1 (61). С. 89-91.

7. Моисенко Е.В. Экономический механизм природопользования и формирование устойчивого типа экономического развития / Е.В. Моисенко // Роль инновационных методов познания в развитии современной науки. Инновационные процессы в российском образовании. Материалы всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 36-39.

8. Косенко Т.Г. Экономический механизм управления природопользованием / Т.Г. Косенко // Приоритеты социально-экономического развития евразийского пространства. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. Стерлитамак, 2021. С. 34-36.

9. Организационно-правовой и экономический механизм природопользования и охраны окружающей среды : учеб. пособие / О.Г. Асмарян, В.А. Кирьян, Н.В. Стенякина, О.И. Асмарян. М. : ООО «Издательство «Спутник+», 2023. 172 с.

1. Hamhoev М.B. The role of state regulation of environmental management / М.B. Hamhoev, М.I. Kitieva, ZM. Pogorova // Colloquium-journal. 2018. № 8-5(19). P. 37-39.

2. Grishina I.V. Economic mechanisms for environmental protection / I.V. Grishina, I.S. Zinovieva // Advances of modern natural science. 2012. № 4. P. 181-182.

3. Аbdurahmanov М.А. Economic mechanism of environmental management and conservation in new economic conditions / М.А. Аbdurahmanov, YT. Rahimov // Formation and development of agricultural science in the 21st century. Collection of scientific articles. 2016. P. 74-80.

4. Bulletin of the Accounts Chamber of the Russian Federation. Non-tax payments. URL : https://ach.gov.ru/ upload/iblock/cfb/h75p4x5t2ron78jtt0ymi307066wg0sx.pdf

5. Sidorova LA. Modern concepts of the organizational and economic mechanism of rational environmental management / LA Sidorova // Competitiveness in a global world: economics, science, technology. 2016. № 8-3(22). P. 171-174.

6. Kitieva М.I. Economic mechanism for regulating environmental management / М.I. Kitieva, М.А. Ortshanova, F.Y. Polonkoeva // Economics and business: theory and practice. 2020. № 3-1 (61 ). P. 89-91.

7. Mousenko Е.V. Economic mechanism of environmental management and the formation of a sustainable type of economic development / Е.V. Mousenko // The role of innovative methods of cognition in the development of modern science. Innovative processes in Russian education. Materials of the All-Russian scientific and practical conference. 2019. P. 36-39.

8. Kosenko TG. Economic mechanism for environmental management / TG. Kosenko // Priorities of socioeconomic development of the Eurasian space. Collection of articles based on the results of the International scientific and practical conference. Sterlitamak, 2021. P. 34-36.

9. Institutional, legal and economic mechanism of nature management and environmental protection : textbook / О.G. Аsmarian, VA. Kirian, N.V. Steniakina, О.I. Asmarian. M. : LLC «Publishing House «Sputnik+», 2023. 172 a

References:

Информация об авторах

Нехайчук Дмитрий Валериевич

доктор экономических наук, профессор,

заместитель директора, Севастопольский филиал Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова dimchikn@mail.ru

Dmitry V. Nekhaychuk

Doctor of Economics, Professor, Deputy Director, Sevastopol branch

of the Plekhanov Russian University of Economics dimchikn@mail.ru

Митина Тамара Леонидовна

аспирантка,

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации tamzhurav@mail.ru

Tamara L. Mitina

Graduate Student,

Russian Academy of National Economy and Public Service

under the President of the Russian Federation tamzhurav@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.