Научная статья на тему 'Экономические методы регулирования эколого-экономической системы'

Экономические методы регулирования эколого-экономической системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3493
289
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЭКОЛОГООРИЕНТИРОВАННОЕ ХОЗЯЙСТВОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ / ECOLOGICAL AND ECONOMIC INTERACTION / ECO-ORIENTED MANAGEMENT / ECONOMIC MECHANISM / ECONOMIC METHODS OF REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хисамутдинов Ирек Ахметович, Шнайдерман Анжела Вадимовна

Рассматриваются экономические методы регулирования эколого-экономической системы, представлен анализ их эффективности. В современной ситуации взаимодействия окружающей среды и процессов общественного воспроизводства основополагающей целью экономического регулирования рыночных отношений в сфере природопользования является обеспечение неистощительного использования природных ресурсов, действенного механизма охраны окружающей среды за счет централизованных и децентрализованных средств на природоохранную деятельность. Ключевым инструментом в руках правительства выступает экономический механизм регулирования взаимоотношений воспроизводственного процесса и окружающей среды. В экономических методах заложен основной принцип функционирования экономического механизма: регулирующее воздействие на основе материальной заинтересованности хозяйствующих субъектов в экологической деятельности. Использование экономических методов регулирования эколого-экономической системы, создающих материальную заинтересованность в экологоориентации предпринимательской деятельности для хозяйствующих субъектов имеет важнейшее значение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хисамутдинов Ирек Ахметович, Шнайдерман Анжела Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic Methods of Regulation of Ecological-Economic

The article examines various economic methods for regulating the ecological and economic system and presents an analysis of their effectiveness. In the current environment of interaction between the environment and the processes of social reproduction, the fundamental goal of economic regulation of market relations in the sphere of nature management is to ensure the sustainable use of natural resources, reduce the burden on the environment, and provide an effective mechanism for its protection through centralized and decentralized funds for environmental activities. The key tool in the hands of the government is the economic mechanism for regulating the relationship between the reproduction process and the environment. In economic methods, the basic principle of the functioning of the economic mechanism is laid, namely the regulatory impact on the basis of the economic entities’ material interest in environmental activities. The use of economic methods to regulate the ecological and economic system that create a material interest in the eco-orientation of entrepreneurial activities for economic entities is of paramount importance.

Текст научной работы на тему «Экономические методы регулирования эколого-экономической системы»

Вестник Челябинского государственного университета.

2017. № 10 (406). Экономические науки. Вып. 58. С. 72— 79.

УДК 330.15

ББК У28

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

И. А. Хисамутдинов1, А. В. Шнайдерман2

1 Уфимский государственный нефтяной технический университет, Уфа, Россия 2 Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, Стерлитамак, Россия

Рассматриваются экономические методы регулирования эколого-экономической системы, представлен анализ их эффективности. В современной ситуации взаимодействия окружающей среды и процессов общественного воспроизводства основополагающей целью экономического регулирования рыночных отношений в сфере природопользования является обеспечение неистощительного использования природных ресурсов, действенного механизма охраны окружающей среды за счет централизованных и децентрализованных средств на природоохранную деятельность. Ключевым инструментом в руках правительства выступает экономический механизм регулирования взаимоотношений воспроизводственного процесса и окружающей среды. В экономических методах заложен основной принцип функционирования экономического механизма: регулирующее воздействие на основе материальной заинтересованности хозяйствующих субъектов в экологической деятельности. Использование экономических методов регулирования эколого-экономической системы, создающих материальную заинтересованность в экологоориентации предпринимательской деятельности для хозяйствующих субъектов имеет важнейшее значение.

Ключевые слова: эколого-экономическое взаимодействие, экологоориентированное хозяйствование, экономический механизм, экономические методы регулирования.

Развитие эколого-экономических взаимоотношений на сегодняшний день достигло такого уровня, что природа, утрачивая свою способность к самовосстановлению, становится ощутимым ограничителем масштабов экономического роста [14. С. 31]. Поскольку ключевой, на наш взгляд, задачей экономического роста является повышение благосостояния общества, актуальным становится поиск инструментов, способных сбалансировать взаимодействие природы и хозяйственной деятельности общества. Целью настоящего исследования выступает анализ совокупности экономических методов регулирования эколого-экономического взаимодействия, а также оценка их эффективности на современном этапе экономического развития в России.

Такие понятия, как «эколого-экономическое взаимодействие», «эколого-экономическая система», «социо-эколого-экономическая система» рассматриваются в трудах многих отечественных экономистов и философов, среди которых Т. А. Акимова, М. Я. Лемешев, В. М. Разумовский, Н. К. Соколовский, В. В. Хаскин, О. С. Шимова. Проблемы регулирования эколого-экономических систем отражены в работах Ю. П. Алексеева, Ю. В. Бабиной, Я. Д. Вишнякова, Г. Н. Кайгоро-довой, Б. Е. Шпилева и др.

Законодательством Российской Федерации предусмотрены различные виды экономического

стимулирования деятельности по снижению негативного влияния на окружающую среду и стимулированию мероприятий, направленных на ее сохранение. Министерство природных ресурсов и экологии России самостоятельно осуществляет правовое регулирование, а также разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации проекты по различным вопросам природопользования, в том числе по совершенствованию экономического механизма регулирования природопользования и окружающей среды1.

Под экономическим механизмом регулирования эколого-экономического взаимодействия понимается часть общего механизма регулирования эколого-экономической системы, которая включает организационную структуру и конкретные формы управления, а также совокупность экономических методов регулирования, создающих материальную заинтересованность хозяйствующих субъектов в гармонизации их взаимодействия с природной средой, основанных на правовых нормах, с помощью которых реализуется регулирование эколого-экономической системы [10. С. 161].

Инструментарий экономического механизма включает в себя набор экономических методов

1 Данные официального сайта Министерства природ-

ных ресурсов и экологии Российской Федерации (http:// www. mnr. gov.ru).

экологического регулирования воспроизводственной деятельности.

При этом под методом экономического механизма регулирования эколого-экономической системы будем понимать составляющую механизма регулирования общественных отношений в сфере природопользования, который содержит ключевые идеи и принципы регулирования эколого-экономической системы, создает направленность воздействия общего механизма экономического регулирования и выражается в возможности воздействия на общественные отношения путем формального закрепления, поддерживаемого и охраняемого властью государства [1. С. 83].

Определив в качестве классифицирующего признака направление воздействия тех или иных методов, мы получили группировку методов регулирования, представленную на рисунке ниже.

Подавляющие методы носят административно-фискальный характер. Их целью является мотивация субъектов хозяйствования к поиску природосберегающих вариантов производства и потребления, поскольку в обратном случае экономические агенты будут нести дополнительные издержки. Подавляющие методы эффективны лишь тогда, когда представляют собой угрозу материального наказания. Однако с учетом высокой степени монополизации во многих отраслях, связанных с эксплуатацией природных ресурсов, в России данная группа методов не приносит должного эффекта [3. С. 131]. Как правило, из-

держки на покрытие штрафных санкций, налоговых и неналоговых платежей за пользование природными ресурсами включаются в цену готовой продукции, и их бремя ложится на конечного потребителя. Таким образом, складывается ситуация двойного внешнего эффекта, который появляется, во-первых, в ухудшении среды жизнедеятельности населения, а во-вторых, в росте стоимости конечной продукции. Парадоксально, но в такой ситуации население нашей страны вынуждено «покупать» ухудшающиеся экологические условия жизни, что является следствием деятельности природопользователей-монополистов.

Следует отметить, что подавляющие методы с присущим им фискальным характером призваны пополнять государственные, региональные и местные бюджетные фонды денежных средств. Несмотря на то что система платежей, выступающих инструментами подавляющих методов, не имеет целевого назначения, средства формируемых за счет них фондов в дальнейшем могут быть направлены на финансирование природоохранных мероприятий, субсидирование производителей экологически чистой продукции, инвестирование НИОКР, направленных на поиск и освоение природосберегающих технологий производства [9. С. 57]. Недостатком нецелевого налога и сбора по сравнению с целевыми платежами является то, что аккумулируемые за счет них средства будут полностью или частично расходоваться на принятие мер по охране и восстановлению

Методы экономического регулирования эколого-экономических систем (в зависимости от направления их воздействия)

Подавляющие

• система нецелевых налогов и сборов;

• платежи за нормативное и сверхнормативное загрязнение окружающей среды;

• система штрафов и иных санкций

Ограничивающие

•системаэкологических платежей;

• экологические фонды в структуре бюджетной системы;

• механизм купли-про-дажиквотна определенные видыиспользования ресурсов, а также на право выброса и сброса загрязняющих веществ

Стимулирующие

• льготы в системе налогообложения;

• экологические субсидии;

• льготное кредитование; ценообразование на экологически чистую продукцию;

• ускоренная амортизация основных средствприро-доохранного назначения; •экологическое страхование

Экономические мерыренлироеания природопользования

природоресурсного потенциала страны. Кроме того, нецелевые платежи в бюджет воспринимаются плательщиками исключительно как дополнительное налоговое бремя, которое хозяйствующие субъекты стремятся свести к минимуму.

В отечественной практике активно применяются подавляющие методы. Остановимся на них поподробнее.

Нецелевые налоги и сборы применяются с этапа формирования действующей налоговой системы России в начале 2000-х гг. Современная система платежей, взимаемых с природопользователей в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, включает: налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, земельный налог [2].

К платежам за нормативное и сверхнормативное загрязнение окружающей среды согласно действующему российскому законодательству относится плата: 1) за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; 2) сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; 3) загрязнение недр, почв;

4) размещение отходов производства и потребления;

5) загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; 6) иные виды негативного воздействия на окружающую среду [5].

Стоит отметить, что современная система платежей за загрязнение окружающей среды не мотивирует хозяйствующие субъекты снижать негативное влияние на окружающую среду, поскольку имеет ряд недостатков:

— установленные размеры платежей несоизмеримы с наносимым природной среде ущербом и затратами, необходимыми для проведения природоохранных и восстановительных мер;

— аккумулируемые за счет данных платежей средства зачисляются в бюджеты различных уровней бюджетной системы и не имеют целевого назначения;

— система платежей за загрязнение природной среды практически не выполняет стимулирующей функции из-за незначительной доли в суммарных расходах природопользователя. Так, по данным Министерства экономического развития РФ, величина платежей при загрязнении в пределах установленных лимитов не превышает 0,04—0,05 % затрат на промышленную продукцию [11. С. 82].

Ограничивающие методы также не создают внутренних побудительных стимулов для экономических субъектов к экологоориентированной деятельности хозяйствующих субъектов, а лишь повышают материальную нагрузку в виде затрат за использование природно-ресурсного потенциала и загрязнение окружающей среды. Но при этом по своему содержанию и направлению действия отличаются от подавляющих методов регулирования в следующем:

• Величина платы на приобретение разрешений на определенный объем использования ресурсов или выброс загрязняющих веществ, а также размер целевых налогов, сборов и иных платежей за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды определяются соизмеримо расходам на проведение соответственных природовос-становительных мер. Размер платежей подавляющих методов определяется с учетом достижения такого уровня материальной нагрузки на природопользователей в виде затрат за использование природно-ресурсного потенциала и загрязнение окружающей среды, при котором дальнейшая эксплуатация природной среды становится экономически невыгодной [6. С. 64].

• Исходя из того, что размер целевых платежей обусловлен уровнем наносимого природе вреда, определяется еще одна качественная особенность ограничивающих методов. В условиях применения государством инструментов данной группы природопользователи наделяются правом выбора оптимального для себя уровня расходов на покрытие платежей за пользование ресурсами окружающей среды. Наиболее эффективным инструментом в данном случае выступает развивающаяся рыночная форма регулирования эколого-эко-номических отношений — торговля квотами на выбросы. Согласно Киотскому протоколу в качестве мер, направленных на нивелирование парникового эффекта, стала торговля квотами на эмиссию парниковых газов, что заложило новые экономические принципы в отношении регулирования природопользования. Страны, у которых возникали проблемы с выполнением обязательств, имели возможность приобретать разрешения или «брать кредиты» у стран, достигших своих целей по снижению выбросов парниковых газов. Таким образом, образовался новый рынок и новый товар, своего рода «золотовалютный резерв» в области окружающей среды [7. С. 16].

• Инструментами ограничивающих методов выступают целевые платежи. Целевые налоги и сборы направляются не в бюджет, а формируют отдельные государственные внебюджетные фонды. Внебюджетные фонды представляют собой стабильный и планируемый на длительный период источник денежных средств для финансирования конкретных мероприятий по сохранению и восстановлению окружающей среды. Их характерной чертой является четкое закрепление доходных источников и строго целевое использование средств. В качестве примера можно привести фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы, существовавший в бюджетной системе РФ в 1990-х гг. Целевые платежи считаются более привлекательными, чем нецелевые налоги и сборы, поскольку хозяйствующие субъекты понимают конечный результат своих расходов. В случае с целевыми налогами и сборами за природопользование плата осуществляется не просто для покрытия конкретных расходов государства, а на улучшение экологических условий жизни плательщиков. Необходимо выделение экологических внебюджетных фондов на каждом уровне бюджетной системы РФ, а также закрепление источников доходов и направлений расходования в соответствии с полномочиями власти.

Характерной чертой стимулирующих методов является создание мотивации для субъектов хозяйствования к организации природоохранных мероприятий, а также стремления к обеспечению экологической безопасности и условий формирования экологоориентированного экономического роста. В отличие от подавляющих и ограничивающих методов стимулирующие методы предполагают создание условий, в которых пользователи природных ресурсов будут не только стремиться прямо снижать свое влияние на окружающую среду, но и делать выбор в пользу экологических технологий, товаров и услуг [15. С. 26].

Рассмотрим стимулирующее действие каждого метода.

Известно, что к основным функциям налогов относится не только фискальная, но и регулирующая. Налоговое регулирование может осуществляться с помощью двух инструментов: налоговых ставок и льгот. Анализ отечественной системы налогов и сборов, порядка их исчисления и уплаты показал, что на сегодняшний день масштаб влияния налогоплательщиков на окружающую среду не влияет на их налоговое бремя [13. С. 403]. Отсутствует и система налоговых

льгот для плательщиков, использующих ресурсосберегающие и экологические технологии. В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» предусмотрена возможность предоставления налоговых льгот налогоплательщикам при внедрении ими ведущих технологий, использовании вторичного сырья и переработке отходов, нетрадиционных видов энергии и осуществлении иных мер по охране природной среды [8. С. 84]. Однако де-факто налоговые льготы фактически не используются.

Еще одним стимулирующим методом являются экологические субсидии. Субсидия представляет собой финансовую помощь, которая предоставляется безвозмездно, в одностороннем порядке и, как правило, имеет целевое назначение. Условия, диктуемые рыночным типом хозяйства в большинстве развитых стран, делают субсидии непривлекательным методом стимулирования. Субсидии, выделяемые с целью охраны природной среды, могут создавать обратные стимулы, поскольку в долгосрочном периоде они способны, наоборот, активировать развитие загрязняющих отраслей, что в итоге приведет к росту уровня загрязнения природной среды. Субсидии наиболее действенны только в тех случаях, когда подразумевают достижение природоохранной цели, а также ограничены по объему и времени использования. Также субсидии могут применяться в случае их высокого внешнего эффекта или во благо общественности.

Следующим стимулирующим методом регулирования эколого-экономических взаимоотношений выступает льготное кредитование. Для перевооружения предприятий экологическим оборудованием и перевода на ресурсосберегающие технологии необходимы крупные финансовые вложения [16. С. 208]. Достаточно действенным в таком случае является предоставление кредитов под низкий процент. Одним из основных источников финансовых средств являются кредиты, предоставляемые международными финансовыми организациями в сфере энергоэффективности и возобновляемой энергетики.

Российская Федерация имеет доступ к кредитным линиям таких институтов, как Международный банк реконструкции и развития, Европейский банк реконструкции и развития, Зеленый фонд развития и др.

Ценообразование на экологически чистую продукцию — основной фактор спроса и предложения. Для стимулирования спроса на экологически чистую продукцию определение цены должно

основываться на предпочтениях потребителей, поскольку целью большинства является покупка относительно недорогой, при этом качественной продукции. В первую очередь это касается продуктов первой необходимости, в которых человек нуждается ежедневно. Наилучшим вариантом определения цены станет установление диапазона цен для разных сегментов потребителей с учетом сохранения качественных свойств продукции. При этом важно отметить, что достижение эффективной ценовой политики для предприятия невозможно без активного участия государства. Под участием государства в данном случае понимается поддержка производителей экологически чистой продукции в виде налоговых льгот и иных преференций [12. С. 28].

Для определения порядка ценообразования на экологически чистые товары и услуги можно применять как методы прямого регулирования, например установление цен пола или потолка, так и методы косвенного регулирования с помощью бюджетно-налоговых инструментов.

Мировая практика применения методов стимулирования природоохранной деятельности показала, что амортизационная политика является результативным механизмом. С помощью данного метода возможно создание денежных средств, направляемых на финансирование НИОКР, ориентированных на поиск и освоение природосберегающих технологий производства, а также на техническое перевооружение производства.

Как показывает зарубежный опыт, эффективно установление повышающих коэффициентов для природоохранных основных средств, то есть начисление ускоренной амортизации. Таким образом, стоимость оборудования быстрее включается в расходы, а значит, сокращаются сроки окупаемости и создаются стимулы к обновлению природоохранных основных средств. Кроме того, суммы начисляемой амортизации включаются в состав расходов при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Российское законодательство не предусматривает применения повышающих коэффициентов при начислении амортизации в отношении ресурсосберегающего и природоохранного оборудования, что является препятствием для перехода на природоохранное оборудование и не способствует

росту обеспеченности организаций природоохранными и ресурсосберегающими мощностями [17. С. 149].

Применение экологического страхования, показывает зарубежный опыт, также весьма действенно. Эффективность экологического страхования проявляется в росте качества и экологичности товаров, что положительно влияет на здоровье населения и конкурентоспособность экономики. В отечественной практике экологическое страхование не является обязательным. Для активизации данного метода регулирования эколого-экономи-ческих отношений необходима система мероприятий, к главным из которых относятся разработка законодательной и методологической базы экологического страхования.

Современные авторы, изучающие методы регулирования эколого-экономического взаимодействия, подчеркивают эффективность одних методов и безрезультативность других. На наш взгляд, те или иные группы методов наиболее эффективны на разных этапах становления и развития механизма регулирования эколого-экономических систем. Так, подавляющие методы эффективны на этапе становления регулирующего механизма, поскольку позволяют государству накопить необходимый объем денежных средств для финансирования мероприятий переориентации экономики с сырьевой на инновационную [4]. При этом важно построение механизмов жесткого контроля над степенью монополизации тех или иных отраслей, а также определение системы показателей, характеризующих результативность применяемых мер.

Опыт развитых стран, в которых на протяжении долгих лет уже отлажено регулирование взаимодействия природы и экономики в условиях рынка, наибольшую эффективность демонстрируют стимулирующие методы. Основным преимуществом стимулирующих методов регулирования является поощрение экологоориентированной деятельности через финансово-кредитные инструменты и расширение свободы деятельности экономических агентов.

Таким образом, в основе эффективного экономического механизма создания экологоориентиро-ванного общественного воспроизводства, с точки зрения авторов, лежит результативное сочетание экономических методов.

Список литературы

1. Золотухина, А. В. Инновационный механизм управления внешними эффектами в условиях перехода региона к устойчивому развитию [Электронный ресурс] / А. В. Золотухина, И. А. Хисамутдинов // Регионология. — 2009. — № 2. — URL: http://regionsar.ru/ru/node/313.

2. Бабина, Ю. В. Экологические фонды в системе государственного регулирования природоохранной деятельности / Ю. В. Бабина, А. Л. Бобров. — М. : Диалог-МГУ, 2006.

3. Бурков, В. Н. Механизмы управления эколого-экономическими системами / В. Н. Бурков, Д. А. Новиков, А. В. Щепкин. — М. : Изд-во физ.-мат. лит., 2008. — 244 с.

4. Вишняков, Я. Д. Эколого-ориентированное инновационное развитие национальной экономики / Я. Д. Вишняков, С. П. Киселева. — М. : Техномаш, 2009.

5. Резник, Г. А. Механизмы управления устойчивостью эколого-экономической системы / Г. А. Резник, А. А. Малышев // Изв. высш. учеб. заведений. Поволж. регион. Обществ. науки. — 2012. — Вып. № 4 (24).

6. Никитина, Е. В. Особенности методов экономического механизма экологоориентированного общественного воспроизводства / Е. В. Никитина, И. А. Хисамутдинов // Вестн. Челяб. гос. ун-та. — 2013. — № 8 (299). Экономика. Вып. 40. — С. 62—64.

7. Железняк, О. Н. Загрязнитель платит. Экономическая безопасность — проблема XXI века / О. Н. Железняк, К. С. Родченкова // Экология и жизнь : науч.-популяр. и образоват. журн. — 2006. — № 10 (59). — С. 16—17.

8. Клыпин, А. В. Структура и механизм разрешения экономико-природных противоречий / А. В. Клыпин, Е. Г. Русскова // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. — 2010. — № 5 (62). — С. 84—87.

9. Никитина, Е. В. Совершенствование экономического механизма экологоориентированного общественного воспроизводства Республики Башкортостан / Е. В. Никитина // ЭПОС (Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда). — 2009. — № 4 (40). — С. 54—58.

10. Никитина, Е. В. Формирование экономического механизма природопользования в производственных отношениях / Е. В. Никитина // Региональная экономика в контексте современности : межвуз. сб. науч. тр. Вып. 2, кн. 2 / редкол.: И. А. Хисамутдинов [и др.]. — Уфа : Изд-во УГНТУ. — 2009. — С. 158—172.

11. Пономарева, М. А. Совершенствование системы экологических платежей как элемента механизма регулирования воздействия на окружающую среду / М. А. Пономарева // Terra Economicus. — 2011. — Т. 9, № 1-2. — С. 82—85.

12. Разумовский, В. М. Природопользование / В. М. Разумовский. — СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003.

13. Сыромятникова, О. П. Концепция эколого-экономической системы как объекта управления / О. П. Сыромятникова // Науч. журн. НИУ ИТМО. Сер.: Экономика и экол. менеджмент. — 2016. — Вып. 4 (27). — С. 403—407.

14. Хисамутдинов, И. А. Трансформация российской экономики : учеб. пособие / И. А. Хисамутди-нов. — Уфа : Изд-во УГНТУ, 2002.

15. Хоробрых, Э. В. Развитие экономического стимулирования производства и потребления экологически чистой сельскохозяйственной продукции / Э. В. Хоробрых, А. А. Литвинчук // Вестн. Полоц. гос. ун-та. Сер. D: Экон. и юрид. науки. — 2012. — № 13. — С. 24—30.

16. Шимова, О. С. Экономика природопользования / О. С. Шимова, Н. К. Соколовский. — М. : ИНФРА-М, 2005. — 355 с.

17. Яндыганов, Я. Я. Экономика природопользования / Я. Я. Яндыганов. — Екатеринбург : Изд-во УрГУ, 2006.

Сведения об авторах

Хисамутдинов Ирек Ахметович — кандидат экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономической теории Уфимского государственного нефтяного технического университета. Уфа, Россия. hisamutdinov07@bk.ru

Шнайдерман Анжела Вадимовна — старший преподаватель кафедры экономической теории и анализа Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета. Стерлитамак, Россия. kotkovaav@gmail.com

78

H. A. XucaMymduHOB, A. B. ffluaüdepMau

Bulletin of Chelyabinsk State University.

2017. No. 10 (406). Economic Sciences. Iss. 58. Pp. 72— 79.

ECONOMIC METHODS OF REGULATION OF ECOLOGICAL-ECONOMIC SYSTEM

I.A. Hisamutdinov

Ufa State Oil Technical University, Ufa, Russia. hisamutdinov07@bk.ru

A. V Schneiderman

Sterlitamak Branch of the Bashkir State University, Sterlitamak, Russia. kotkovaav@gmail.com

The article examines various economic methods for regulating the ecological and economic system and presents an analysis of their effectiveness. In the current environment of interaction between the environment and the processes of social reproduction, the fundamental goal of economic regulation of market relations in the sphere of nature management is to ensure the sustainable use of natural resources, reduce the burden on the environment, and provide an effective mechanism for its protection through centralized and decentralized funds for environmental activities. The key tool in the hands of the government is the economic mechanism for regulating the relationship between the reproduction process and the environment. In economic methods, the basic principle of the functioning of the economic mechanism is laid, namely the regulatory impact on the basis of the economic entities' material interest in environmental activities. The use of economic methods to regulate the ecological and economic system that create a material interest in the eco-orientation of entrepreneurial activities for economic entities is of paramount importance.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: ecological and economic interaction, eco-oriented management, economic mechanism, economic methods of regulation.

References

1. Zolotukhina A.V., Khisamutdinov I.A. Innovatsionnyy mekhanizm upravleniya vneshnimi effektami v usloviyakh perekhoda regiona k ustoychivomu razvitiyu [Innovative mechanism of management of external effects in the transition region to sustainable development]. Regionologiya [Regional studies], 2009, no. 2. Available at: http://regionsar.ru/ru/node/313.

2. Babina Yu.V., Bobrov A.L. Ekologicheskiye fondy v sisteme gosudarstvennogo regulirovaniyapriro-dookhrannoy deyatel 'nosti [Ecological funds in the system of state regulation of nature protection activity]. Moscow, Dialog-MGU Publ., 2006. (In Russ.).

3. Burkov V.N., Novikov D.A., Shchepkin A.V. Mekhanizmy upravleniya ekologo-ekonomicheskimi sis-temami [Mechanisms of management of ecological and economic systems]. Moscow, Publishing house of physic-mathematical literature, 2008. 244 p. (In Russ.).

4. Vishnyakov Ya.D., Kiseleva S.P. Ekologo-oriyentirovannoye innovatsionnoye razvitiye national'noy ekonomiki [Ecological-oriented innovative development of the national economy]. Moscow, Tekhnomash Publ., 2009. (In Russ.).

5. Reznik G.A., Malyshev A.A. Mekhanizmy upravleniya ustoychivost'yu ekologo-ekonomicheskoy sistemy [Mechanisms of stability management of the ecological and economic system]. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Obshchestvennye nauki [News of higher educational institutions. The Volga region. Social Sciences], 2012, iss. 4 (24). (In Russ.).

6. Nikitina Ye.V., Khisamutdinov I.A. Osobennosti metodov ekonomicheskogo mekhanizma ekologoori-yentirovannogo obshchestvennogo vosproizvodstva [Peculiarities of the methods of the economic mechanism of ecologically-oriented social reproduction]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State University], 2013, no. 8 (299), pp. 62—64. (In Russ.).

7. Zheleznyak O.N., Rodchenkova K.S. Zagryaznitel' platit. Ekonomicheskaya bezopasnost' — problema XXI veka [Polluter pays. Economic security — the problem of the XXI century]. Ekologiya i zhizn': nauchno-populyarnyy i obrazovatel'nyy zhurnal [Ecology and Life. Popular scientific and educational journal], 2006, no. 10 (59), pp. 16—17. (In Russ.).

8. Klypin, A.V. Struktura i mekhanizm razresheniya ekonomiko-prirodnykh protivorechiy [Structure and mechanism for resolving economic and natural contradictions]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' [National interests: priorities and security], 2010, no. 5 (62), pp. 84—87. (In Russ.).

9. Nikitina Ye.V. Sovershenstvovaniye ekonomicheskogo mekhanizma ekologooriyentirovannogo obsh-chestvennogo vosproizvodstva Respubliki Bashkortostan [Perfection of the economic mechanism of ecologically-oriented public reproduction of the Republic of Bashkortostan]. EPOS (Ekonomika. Predprinimatel'stvo. Okruzhayushchaya sreda) [EPOS (Economics, Entrepreneurship, Environment)], 2009, no. 4 (40), pp. 54—58. (In Russ.).

10. Nikitina Ye.V. Formirovaniye ekonomicheskogo mekhanizma prirodopol'zovaniya v proizvodstvennykh otnosheniyakh [Formation of economic mechanism of nature use in production relations]. Regional'naya ekonomika v kontekste sovremennosti. Vyp. 2, kn. 2 [Regional Economy in the Context of Modernity. Iss. 2, book 2]. Ufa, 2009. Pp. 158—172. (In Russ.).

11. Ponomareva M.A. Sovershenstvovaniye sistemy ekologicheskikh platezhey kak elementa mekhanizma regulirovaniya vozdeystviya na okruzhayushchuyu sredu [Perfection of the system of environmental payments as an element of the mechanism for regulating the environmental impact]. Terra Economicus [Terra Economicus], 2011, vol. 9, no. 1-2, pp. 82—85. (In Russ.).

12. Razumovskiy V.M. Prirodopol'zovaniye [Nature Management]. St. Petersburg, 2003. (In Russ.).

13. Syromyatnikova O.P. Kontseptsiya ekologo-ekonomicheskoy sistemy kak ob''yekta upravleniya [The concept of an ecological and economic system as a management object]. Nauchnyy zhurnal NIUITMO. Seriya: Ekonomika i ekologicheskiy menedzhment [Scientific journal of NIU ITMO. Series: Economics and environmental management], 2016, iss. 4 (27), pp. 403—407. (In Russ.).

14. Khisamutdinov I.A. Transformatsiya rossiyskoy ekonomiki [Transformation of the Russian economy]. Ufa, 2002.

15. Khorobrykh E.V., Litvinchuk A.A. Razvitiye ekonomicheskogo stimulirovaniya proizvodstva i potre-bleniya ekologicheski chistoy sel'skokhozyaystvennoy produktsii [Development of economic incentives for production and consumption of environmentally friendly agricultural products]. Vestnik Polotskogo gosu-darstvennogo universiteta. Seriya D: Ekonomicheskiye i yuridiyeskiye nauki [Bulletin of the Polotsk State University. Series D: Economic and legal sciences], 2012, no. 13, pp. 24—30. (In Russ.).

16. Shimova O.S., Sokolovskiy N.K. Ekonomika prirodopol'zovaniya [Environmental economics]. Moscow, INFRA-M Publ., 2005. 355 p. (In Russ.).

17. Yandyganov Ya.Ya. Ekonomika prirodopol'zovaniya [Economics of nature management]. Yekaterinburg, 2006. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.