УДК 502:65
В.А. Полещук, Ю.М. Юхименко СГГ А, Новосибирск
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ В ОБЛАСТИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
В статье рассматриваются современные инструменты охраны окружающей среды. Предлагается методика регулирования деятельности предприятии в области природопользования и охраны окружающей среды.
Экономический механизм охраны окружающей среды, экологических платежей, экологических фондов.
V.A. Poleschuk, U.M. Uhimenko
10 Plakhotnogo UI., Novosibirsk, 630108, Russian Federation
USE OF ECONOMIC METHODS OF REGULATION OF ACTIVITY OF THE ENTERPRISES IN THE FIELD OF WILDLIFE MANAGEMENT AND PRESERVATION OF THE ENVIRONMENT
In the article modern instruments of preservation of the environment are considered. The technique of regulation of activity the enterprise in the field of wildlife management and preservation of the environment is offered.
The economic mechanism of preservation of the environment, ecological payments, ecological funds.
С каждым годом интерес к проблемам экологической безопасности окружающей среды возрастает и это не случайно, ведь на данный момент возникает вопрос не об эволюции, росте, процветании, а о выживании людей в окружающей природной среде - которую они сами и загрязняют бездумно на наш взгляд, преследуя экономические выгоды. Но ведь надо задуматься что жизнь и здоровье человека - показатель, характеризующий среду его обитания.
С каждым годом в России все более увеличивается внимание к вопросам охраны окружающей среды, поэтому хотелось бы рассмотреть взаимодействие государства с предприятиями в этой области, а так же попытаться наметить наиболее оптимальное развитие экономических методов воздействия на производителей.
Для пресечения, исправления и контроля сложившейся ситуации и существует экономический механизм по защите окружающей природной среды. Необходимо решить проблему повышения его эффективности, т. е. улучшение механизма применения и использования эколого-правовых норм. Под понятием экономического механизма охраны окружающей природной среды понимается правовой институт, включающий в себя совокупность правовых норм, регулирующих условия и порядок аккумулирования денежных средств, поступающих в качестве платы за
загрязнение окружающей среды и иные вредные на неё воздействия, финансирование природоохранных мер и экономического стимулирования хозяйствующих субъектов путём применения налоговых и иных льгот.
Экономический механизм охраны окружающей природной среды призван создать условия для развития, как у производителей, так и граждан бережного отношения к природе. Необходимо выработать у субъектов права отношение, при котором вред окружающей среде равносилен вреду самому себе. Всё это включает в себя комплекс мер по экономическому стимулированию охраны окружающей среды, нормированию хозяйственного воздействия на окружающую среду, экологическую экспертизу, экологические требования при размещении, проектировании, эксплуатации производственно-хозяйственных объектов, экологический контроль, ответственность и возмещение убытков.
Могут быть выделены 3 типа экономических механизмов регулирования: «стимулирующий» (с преобладанием рыночных инструментов и созданием благоприятной экономической среды для развития экологически чистых производств и других видов деятельности в экосфере), «жесткий» (с использованием административных и финансово-экономических инструментов принуждения и подавлением посредством жесткой налоговой политики развития экологически опасных отраслей) и «мягкий» (с установлением либеральных ограничительных экологических рамок, относительно слабо влияющих на темпы и масштабы экологического развития). В России сформировался сейчас именно мягкий механизм регулирования.
В соответствии с действующими нормативно-правовыми документами экономический механизм охраны окружающей среды России включает как поощрительные элементы (позитивная мотивация), так и инструменты принуждения (негативная мотивация), при некотором преобладании последних.
Наиболее широкое распространение в управлении охраной окружающей среды получили: экологические платежи и налоги, а также штрафы за экологические правонарушения и иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде. Ограниченное распространение имеет: льготное налогообложение деятельности в области охраны окружающей среды, льготное кредитование, гарантирование кредитов, субсидирование процентных ставок по кредитам и т. п.
В настоящее время не применяются: амортизационная политика в отношении производственных фондов по охране природы, специальное ценообразование экологически чистой продукции.
Часть экономических инструментов экологического управления, предусмотренных российским законодательством, до сих пор применяется в крайне ограниченных масштабах. Основу экономического механизма охраны окружающей среды в России сейчас составляют экологические платежи и в меньшей степени - экономические санкции за экологические правонарушения.
Среди экономических инструментов охраны окружающей среды особо следует отметить амортизационную политику в отношении основных производственных фондов природоохранного назначения. Установление повышенных норм амортизации природоохранных фондов было предусмотрено Законом «Об охране окружающей природной среды» (ст. 24), однако в действующем Законе «Об охране окружающей среды» ускоренная амортизация очистных сооружений и природоохранного оборудования не предусматривается, что препятствует увеличению возможностей обновления природоохранных фондов и резко ухудшает обеспеченность предприятий даже действующими мощностями природоохранного назначения. Хотя в Законе «Об охране окружающей среды» (ст. 14) и предусмотрены налоговые льготы, но на практике они фактически не применяются в силу того, что нет четко установленного механизма их действия, что соответственно влияет на производителей не стимулирующим образом.
В качестве альтернативного или дополняющего элемента экономического механизма охраны окружающей среды к системе экологических платежей и экологических фондов может быть предложен такой инструмент, как торговля квотами на выбросы загрязнений, который успешно используется Агентством по охране окружающей среды США. В общем виде эта торговля предполагает установление общего лимита выбросов и распределение его между источниками выбросов по определенным квотам, за превышение которых автоматически взимаются чрезвычайно высокие штрафы - например, в 1998 году 2500дол/т сернистого ангидрида. Если предприятие в случае расширения производства по технологическим причинам нуждается в праве на дополнительный выброс, то оно должно приобрести это право у других предприятий, которые имеют выбросы ниже установленных квот. Аналогичное приобретение прав на выброс необходимо и для новых предприятий, которым квоты не выделены. В этом случае экономические отношения по поводу загрязнения окружающей среды устанавливаются не только между природопользователем и государством, но и между отдельными природопользователями как субъектами рынка. При этом государство устанавливает правила торговли, мониторинга и контроля.
На основании вышесказанного можно сделать следующие выводы.
Методы «кнута» приводят, в основном, к тому, что при достижении определенного уровня в охране окружающей среды дальнейшее развитие предприятия в этом направлении не имеет смысла, т.к. затраты значительно превосходят экономический эффект от вложенных денег. В то же время методы «пряника» могут последовательно увеличивать прибыль по мере увеличения вложений в природоохранные мероприятиях и, как следствие, значительный вклад предприятий в охрану окружающей среды на местах. В качестве примера можно привести автобазу, на которой строительство ливневых очистных сооружений будет стоить порядка 2-3 млн. руб. Оплата же за загрязнение окружающей среды составляет около 30-40 тыс.
руб./год., отсюда можно понять почему строительство очистных невыгодно, если же предприятию могли бы быть предоставлены налоговые (или иные) льготы, при условии незагрязнения окружающей среды, то комбинату было бы выгодно построить эти очистные. Такая ситуация складывается по всей России. Также принципиально важное значение имеет совершенствование учета производственных фондов по охране окружающей среды и усиление контроля за процессами их воспроизводства.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Гирусов, Э.В и др. «Экология и экономика природопользования». - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2005.
2. «Экология, охрана природы, экологическая безопасность». - М.: Изд-во МНЭПУ, 2000.
3. Маклин, Б. «Торговля квотами на выбросы SO2: каким образом функционирует данная система. Полезные уроки для торговли квотами на выбросы парниковых газов». -М.: Агентство по международному развитию США - Госкомэкологии РФ, 2007.
© В.А. Полещук, Ю.М. Юхименко, 2010