Научная статья на тему 'Основные направления стимулирования процесса устойчивого развития в современных условиях'

Основные направления стимулирования процесса устойчивого развития в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
344
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / СТИМУЛИРОВАНИЕ / МЕХАНИЗМ СТИМУЛИРОВАНИЯ / МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корба О.А.

В статье анализируются основные направления стимулирования процесса устойчивого развития в современных условиях, рассматривается механизм стимулирования устойчивого развития, изучаются способы регулирования загрязнения окружающей среды в Германии и Японии, исследуются инструменты стимулирования устойчивого развития, раскрываются основные типы мотивации к реализации основных постулатов концепции устойчивого развития, характерных как для индивидуума, так и для хозяйствующего субъекта и предлагаются основные стратегические направления в улучшении системы стимулирования устойчивого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления стимулирования процесса устойчивого развития в современных условиях»

Основные направления стимулирования процесса устойчивого развития

в современных условиях

THE MAIN DIRECTIONS OF STIMULATION PROCESS OF

SUSTAINABLE DEVELOPMENT IN MODERN CONDITIONS

О.А. Корба

Старший преподаватель кафедры креативно-инновационного

управления и права

Пятигорского государственного лингвистического университета, г.

Пятигорск.

Электронная почта: Solia-27 @yandex.ru

O.A. Korba

The senior lecturer in department of creative and innovative management and law at Pyatigorsk state linguistic University, Pyatigorsk. : Solia-

27@yandex.ru

Аннотация: В статье анализируются основные направления стимулирования процесса устойчивого развития в современных условиях, рассматривается механизм стимулирования устойчивого развития, изучаются способы регулирования загрязнения окружающей среды в Германии и Японии, исследуются инструменты стимулирования устойчивого развития, раскрываются основные типы мотивации к реализации основных постулатов концепции устойчивого развития, характерных как для индивидуума, так и для хозяйствующего субъекта и предлагаются основные стратегические направления в улучшении системы стимулирования устойчивого развития.

Abstract: The article analyzed the main directions of stimulation process of sustainable development in modern conditions, rated the mechanism of stimulation sustainable development, studied the ways of regulation of environmental pollution in Germany and Japan, explored the tools to stimulation sustainable development, revealed main types of motivation to realization the basic principles of the concept of sustainable development, typical as for the personal and for the economic fellow, and proposed the main strategic directions for improving the system for stimulation sustainable development.

Ключевые слова: устойчивое развитие, стимулирование, механизм стимулирования, мотивация.

Key words: sustainable development, stimulation, mechanisms of stimulation, motivation.

Одной из важнейших тенденций мирового развития в настоящее время становится процесс осознания необходимости достижения максимальной гармонии в отношениях человека и природы. Устойчивое социально-экономическое, политическое и духовное развитие нашей страны и мировой цивилизации в целом невозможно без решения комплекса экологических проблем местного, регионального, государственного и глобального уровня, связанных с организацией рационального природопользования в интересах как ныне живущего, так и будущих поколений.

Для России комплексное решение экологических проблем особенно актуально в силу неприемлемо высокой загрязненности окружающей среды. Богатейшие природные ресурсы при правильном их использовании должны стать источником роста благосостояния всех слоев общества, важнейшим средством повышения качества жизни многих следующих поколений россиян. Для этого необходимо совершенствовать действующий хозяйственный механизм природопользования.

Объективная реальность исключает наличие методов регулирования природопользования в обособленном виде. Фактически они образуют определенные сочетания в зависимости от их назначения: типов деятельности, конкретных технологий и производств. При этом в условиях усиления процессов экологизации экономического развития предпочтительно сочетание жестких методов регулирования со стимулирующими, причем при повышении роли последних в процессе регулирования. Это связано с тем, что общество заинтересовано в минимальном экологическом ущербе окружающей природной среде от хозяйственной деятельности природопользователей, которые, в свою

очередь, заинтересованы в сокращении платежей за негативное воздействие на окружающую среду.

Стимулирование процесса формирования основ устойчивого развития, обеспечивая реализацию и согласование экономических интересов большого круга заинтересованных субъектов, позволяет сформировать действенный хозяйственный механизм в эколого-экономической сфере, где неизбежны и реально существуют противоречия экономических интересов, необходимость разрешения которых ставит вопрос о способах согласования указанных интересов[1]. При этом, по мнению специалистов, механизм стимулирования процесса устойчивого развития со стороны органов государственного (регионального) управления можно представить следующим образом (рисунок 1).

Рисунок 1 - Механизм стимулирования процесса устойчивого

развития[2]

Установление платежей за используемые природные ресурсы и вредное воздействие на окружающую среду носит характер экологического налогообложения, содействуя оптимизации природопользования и учету

экологического фактора в экономике[3]. При этом природоресурсные платежи могут иметь как налоговую, так и неналоговую природу (рисунок 2).

Рисунок 2 - Классификация природоресурсных платежей[4]

Важным элементом в системе экономического механизма природопользования, пожалуй, единственным действующим в отношении атмосферного воздуха, являются платежи за негативное воздействие на окружающую среду. Их предназначение - это, главным образом, возмещение экологического и связанного с ним экономического ущерба и компенсирование экстерналий от деятельности предприятий-загрязнителей.

Величина платежей за загрязнение окружающей среды рассчитывается по нормативам, базирующимся на затратном подходе. Такая схема обеспечивает возмещение расходов на внедрение природоохранных мероприятий, требуемых для предотвращения нанесенного вреда либо для ликвидации его последствий. Для определения базового норматива платы за попадание загрязняющих веществ в окружающую среду в расчет принимается произведение удельного экономического ущерба при выбросе конкретного загрязняющего вещества в рамках допустимых лимитов (нормативов) на коэффициент относительной опасности указанного загрязняющего вещества и коэффициент индексации платежа. При этом

плата за загрязнение мотивирует хозяйствующих субъектов к снижению уровня выбросов и его поддержания в рамках установленных норм.

Платежи за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды выступают в качестве основного механизма регулирования загрязнения окружающей среды в индустриально развитых странах. К примеру, во Франции система экологических налогов введена еще в 1960-е годы, в Голландии она действует более двадцати лет, в Германии же подобный подход появился в 1990-е годы и полностью вписался в систему принципов экологического права ФРГ (рисунок 3).

Рисунок 3 - Принципы экологического права в Германии[5]

При этом в Германии выделяют следующие группы экологических платежей[6]:

• платежи за природопользование;

• финансирующие экологические платежи;

• выравнивающие экологические платежи;

• управляющие экологические платежи.

Вследствие наличия объективных трудностей существенно усложнена система экологических платежей за загрязнение воздуха. Она базируется на введении платежа за единицу загрязнения для различных загрязняющих веществ. Уровень данного платежа порождает у природопользователя

стремление к минимизации издержек, которое обеспечивает сокращение уровня загрязнения до установленных нормативов. Такой механизм успешно функционирует даже в условиях информационной ограниченности. На практике зачастую вводится определенный уровень налоговой ставки, анализируются возможные последствия, по итогам оценки увеличивают либо снижают уровень ставки до той степени, когда определится оптимальная ее величина.

При этом, например, в Японии практикуется система, альтернативная эмиссионному налогу. В этом случае плата вводится для всех источников загрязнения, но взимается она лишь при условии превышения уровня загрязнения установленные нормативы. В разные периоды в стране также использовались налоги на автотранспорт для контроля за выхлопными газами, надбавки к налогам за опасные производства и товары, платежи за выбросы сверх установленных норм двуокиси серы и т.д[7].

Таким образом, экологические платежи зависят от технологических характеристик источника выбросов, а, следовательно, стимулируют природоохранную деятельность, способствуют замене или сокращению экологически вредных производственных процессов, смене структуры выпуска продукции в сторону ее экологизации, введению более экологичных технологий производства, а также современного инструментария очистки.

Отметим, что функционирование данного механизма в системе хозяйственной деятельности, которая не предусматривает весь комплекс природоохранных мер, прежде всего, нацелено на снижение вредных воздействий экономических субъектов на экологию. Однако подобные платежи далеко не всегда способны точно показать экстернальные издержки, которые образуются вследствие негативных влияний природопользователя на окружающую среду. Это происходит из-за сложностей, неизбежно проявляющихся в процессе отслеживания и оценки такого влияния на основании конкретной методологии расчетов.

В частности, присутствуют объективные сложности в стоимостном выражении экстерналий, например, в оценке потерь рекреационной ценности природных объектов, а также при учете факторов времени и неопределенности, имея в виду долговременный характер экстернальных последствий и непредсказуемость ответных реакций экосистемы на антропогенные воздействия.

Кроме того, по мнению многих специалистов, плата за негативное воздействие на окружающую среду не стимулирует снижение уровня загрязнения, о чем свидетельствуют и рост платежей за загрязнение, и рост задолженности по ним, а значит, не оказывает стимулирующего воздействия на деятельность экономических субъектов.

Наряду с платностью природопользования, необходимо отметить большую роль механизма ценообразования в процессе формирования основ устойчивого развития, особенно, в отраслях, напрямую связанных с эксплуатацией природных ресурсов. Представляется целесообразным отметить следующие аспекты данной проблемы. Во-первых, недостаточно высокий уровень цен на природные ресурсы влечет за собой неэффективность ресурсосбережения, недостаточное внедрение безотходных и малоотходных технологий, а также низкий уровень использования других инновационных разработок. Во-вторых, цена должна в большей степени отражать степень экологической безопасности произведенной продукции.

Важными направлениями стимулирования являются предоставление налоговых и иных льгот при внедрении экологосберегающих технологий, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей природной среды.

Адекватным условиям рыночного механизма природопользования является расширение и совершенствование практики продажи квот на загрязнение. Механизм функционирования данного инструментария выглядит следующим образом: на определенной территории

устанавливаются ограничения на конкретное количество загрязняющих выбросов, которая при новом проектировании и строительстве не должна быть превышена. В случае, если это происходит, хозяйствующий субъект должен приобрести право на данное превышение.

При этом, по мнению ряда исследователей данный механизм имеет преимущество по сравнению с платежами за загрязнение, которое состоит в том, что он обеспечивает выполнение т.н. «принципа пузыря», в соответствие с которым общий объем выбросов не должен превышать установленных нормативов ПДК. В то же время, при использовании платы за загрязнение объем выбросов зависит от решения природопользователей, принятого ими на основе сопоставления затрат на экологические мероприятия и выгод от предотвращенных платежей.

При этом механизмы стимулирования устойчивого развития используют элементы как позитивной, так и негативной мотивации, что иллюстрирует рисунок 3.

Рисунок 3 - Ключевые инструменты стимулирования устойчивого

развития[8]

Однако ни один из инструментов, направленных на интернализацию внешних эффектов загрязнения окружающей среды, не является безупречным. Механизм устойчивого развития должен опираться как на административно-контрольные, так и на экономические и социально-этические инструменты, учитывающие мотивацию субъектов хозяйственной деятельности.

В этой связи, ключевым направлением совершенствования системы стимулирования устойчивого развития является воздействие на мотивы деятельности хозяйствующих субъектов. Отметим, что анализ имеющихся подходов к трактовке понятия «стимулирование» указывает на два различных подхода к определению его сущности. В первом из них понятие «стимул» рассматривается исключительно как внешнее побуждение, а второй подход подразумевает наличие как внешнего, так и внутреннего побуждения, проявляющегося в форме мотива.

Различие внешних и внутренних стимулов обусловлено различным пониманием исследователями тех сил, которые дают толчок возникновению мотива. В связи с этим Е. П. Ильин отмечает, что «стимул вызывает (побуждает) действие или поступок не прямо, а опосредованно, через мотив: побудителем мотива является стимул, а побудителем действия или поступка -внутреннее осознанное побуждение, принимаемое в качестве мотива»[9].

Отметим, что разделение понятий «стимулирование» и «мотивация» для отечественных авторов более характерно, чем для зарубежных, но, несмотря на это, в ряде работ, опубликованных в последние годы, данные понятия, по-прежнему, не различаются.

Однако понятия «мотив» и «стимул» имеют свою ярко выраженную специфику. В одном случае речь идет об экономическом субъекте, стремящимся получить определенное благо посредством своей деятельности, а в другом - об органе управления, обладающем набором определенных благ и предоставляющем их экономическому субъекту при условии выполнения им определенных условий. При этом отметим, что мотивация во многом

несет персонифицированную нагрузку, что обусловлено следующими обстоятельствами.

Мотивация к восприятию основных постулатов концепции устойчивого развития формируется в процессе социализации индивидуума путем усвоения им ценностей и норм морали и этики, а также посредством личного взаимодействия с окружающей средой. В это время закладываются основы отношения к этой среде как ценности, и формируется система ценностей самого индивидуума. Для формирования экологоориентированной мотивации наибольшую значимость имеет характер воспринятых индивидуумом норм и ценностей, которые придают смысл всей его дальнейшей деятельности, в том числе трудовой. Стимулирование же помогает задействовать усвоенные индивидуумом мотивационные установки.

По мнению специалистов можно выделить следующие основные типы мотивации к реализации основных постулатов концепции устойчивого развития, характерных как для индивидуума, так и для хозяйствующего субъекта[10]:

• ценностная ориентация, выражающаяся в стремлении к содержательности и общественной полезности использования природного ресурса;

• прагматическая ориентация на положительный максимальный экономический эффект и отрицательный минимальный экологический ущерб;

• нейтральная (комплексная) ориентация, характеризующаяся сбалансированностью предпочтений, лежащих в основе двух вышеназванных типов мотивации.

В этой связи большую роль играет формирование систем социальной и экологической ответственности хозяйствующих субъектов, в рамках которых одним из важнейших направлений является мотивация работников к реализации принципов устойчивого развития в своей трудовой деятельности.

Данный подход базируется на нравственных ценностях работника, осознании им своего экологически ориентированного труда как долга перед обществом и будущими поколениями, понимании ценности и полезности своих действий для окружающей среды, личной ответственности за экологическую обстановку на своем предприятии[11].

Подводя итог, отметим, что, по нашему мнению, основные стратегические направления в улучшении системы стимулирования устойчивого развития с учетом мотивационной составляющей данного процесса должны быть ориентированы на следующее:

- обеспечение ответственности и рачительного хозяйствования в использовании природных ресурсов;

- в значительно большей степени интегрирование существующих звеньев управления устойчивым развитием на всех его уровнях через государственные структуры, бизнес-сообщества и общественные объединения;

- широкое внедрение методов и механизмов координации, добровольного партнерства и кооперации всех участников хозяйственной жизни в рамках достижения целевых ориентиров, закладываемых в концепции устойчивого развития.

Библиографический список

1. Медяник Н. В. Природопользование как объект экономического стимулирования // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Экономика. - 2012, № 8. - С. 71.

2. Коряков А. Г., Логинов А. А. Исследование подходов к созданию механизма государственного стимулирования устойчивого развития химических предприятий // Теория и практика общественного развития. -2013, № 5. - С. 52.

3. Литвинов В. Ф., Десятскова Э. А., Елистратова И. А. Прикладная экология. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. - С. 97.

4. Ялбулганов А. А. Правовое регулирование природоресурсных платежей. - Курск: Курский госуд. ун-т, 2009. - С. 59.

5. Ляпина Т. М. Экологические платежи в нашей стране и за рубежом // Налоги. Инвестиции. Капитал. - 2004, № 2. - С. 22.

6. Гиряева В. Н. Экологические платежи Германии сегодня // Экологическое право. - 2002, № 5. - С. 49.

7. Тимонина И. Использование экономических инструментов в экологическом регулировании: опыт Японии // Проблемы теории и практики управления. - 2001, № 6. - С. 56.

8. Колотырин К. П. Экономические инструменты стимулирования природоохранной деятельности // Вестник Саратовского государственного технического университета. - 2009, № 1. - С. 190.

9. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2000. - С. 97.

10. Калинин А. Р. Мотивационная составляющая экономической системы стимулирования использования природных ресурсов // Горный информационно-аналитический бюллетень. - 2006, № 8. - С. 145-146.

11. Бачева А. В., Арзамасова Г. В. Анализ методов мотивации персонала в системе экологического менеджмента // Модернизация и научные исследования в транспортном комплексе. - 2013, № 2. - С. 36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.