го ЗМО РФ от 5 ноября 2002 г. № 332/500. - Москва: Воениздат, 2003. - 256 с.
2. Сильченко, С.В. Научные основы боевой подготовки / С.В. Сильчен-ко, Ю.Ф. Шлык. - М.: ВАФ, 2002. - 56 с.
3. Левентов, Н. Знать свой маневр: взгляд на некоторые итоги апробации новых программ боевой подготовки подразделений / Н. Левентов // Армейский сборник. - 2017. - № 5. - С. 14-23.
4. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. -Москва: Воениздат, 2008.
УДК 355/359
Тимошенко Андрей Станиславович
О некоторых аспектах управления повседневной деятельностью воинской части
Аннотация. Статья посвящена особенностям управления повседневной деятельностью войск. Автор раскрывает также факторы, воздействующие на боевую подготовку.
Ключевые слова: боевая подготовка, опосредованные и непосредственные факторы, механизм развития системы боевой подготовки.
Реорганизация системы управления Вооружёнными Силами Российской Федерации, изменение организационно-штатных структур общевойсковых формирований сухопутных войск, их боевого предназначения, результаты выполнения ими учебно-боевых задач в ходе манёвров и оперативно-стратегических учений «Запад-2017», определяют новые тенденции военного искусства и изменения характера вооружённой борьбы, находят своё отражение в перспективных формах и способах ведения боевых действий, корректируют традиционные взгляды на боевую подготовку.
Факторы, воздействующие на боевую подготовку, разделяются на две группы: опосредованные и непосредственные [3].
Опосредованные факторы отражают социально-политический строй государства, его экономику и идеологию.
К непосредственным факторам отнесены: военная доктрина государства; вероятный противник (его доктрина и военное искусство); средства вооруженной борьбы; способы вооруженной борьбы; принципы и способы комплектования войск, продолжительность действительной военной службы; театр военных действий; организационно-штатная структура войск; оперативное (боевое) предназначение войск.
Боевая подготовка является основным содержанием повседневной деятельности войск в мирное время. Её роль остаётся весьма значимой и во время войны.
Обученность военнослужащих, прежде всего - командиров, слаженность органов управления, подразделений, воинских частей и соединений всегда были важнейшими слагаемыми боеспособности войск.
Из всех компонентов системы боевой подготовки в современных условиях содержание обучения непосредственно и наиболее тесно связаны с содержанием боя (т.е. со средствами и способами вооруженной борьбы и другими факторами, его формирующими). Процесс развития содержания боя в современных условиях по отношению к содержанию обучения выступает как ведущая, объективная (т.е. независимая от воли и сознания субъекта боевой подготовки) сторона. Следовательно, такой же ведущей стороной выступает содержание боевой подготовки по отношению к её методике. При качественном изменении содержания боевой подготовки для его освоения разрабатываются новые формы обучения (или существенно изменяются старые). Какое-то время эти новые формы позволяют осваивать содержание. Но с развитием содержания боя изменяется содержание обучения, и уже эти новые формы препятствуют реализации последнего, до тех пор, пока не будут разработаны ещё более новые формы обучения [4].
Разнонаправленность развития системы боевой подготовки в повседневной деятельности воинской части в современных условиях обусловлена тем, что усложнение каждой новой формы обучения, а тем более появление новой формы неизбежно требует увеличения учебного времени на соответствующий этап обучения (слаживания).
Само по себе увеличение количества учебных объектов в современных условиях не вступает в противоречие с организацией боевой подготовки. Это противоречие возникает тогда, когда на новых объектах реализуется новая форма обучения. То есть исследуемая разнонаправленность опосредуется противоположными тенденциями развития организации и методики боевой подготовки, рассмотренными ранее.
Содержание боя проявляется, прежде всего, в средствах и способах (формах) вооружённой борьбы в современных условиях. Поэтому вполне логична и обусловлена взаимосвязь между средствами и способами (формами) боя с одной стороны и формами, методами и средствами обучения - с другой. Действительно, боевая подготовка только тогда будет успешной, когда военнослужащие обучаются на средствах, адекватных средствам ведения боя и в тех же формах, в каких будет вестись бой.
Именно поэтому значительная часть боевой подготовки в повседневной деятельности воинской части в современных условиях осуществляется с использованием вооружения и военной техники, а её
наиболее действительными формами являются учения, на которых обучаемые выполняют свои штатные (боевые) обязанности [1].
В современных условиях в процессе управления повседневной деятельностью войск существуют некоторые трудности в применении основных видов управления. Рассмотрим кратко основные их них.
Важным видом управления повседневной деятельностью войск в современных условиях является управление служебно-распорядительной деятельностью. Это постоянная работа командиров и штабов, направленная на практическую реализацию всех намеченных мероприятий и выполнение возникающих в ходе повседневной деятельности задач.
Можно разработать четкий план, в котором определены конкретные мероприятия и сроки их выполнения, назначены исполнители. Но если эти задачи не будут своевременно и четно доведены до исполнителей, не будет организовано обеспечение их выполнения, не будет проявлена необходимая распорядительность, то трудно надеяться, что эти задачи будут выполнены в срок и в полном объеме.
Кроме того, необходимо учитывать еще одно важное обстоятельство. От командира, кроме, умения спланировать и организовать требуется еще и проявление твердости, волевой выдержки и определенного такта в работе по выполнению многогранных задач повседневной жизнедеятельности подчиненных подразделений и воинских частей.
При этом отдаваемые распоряжения должны быть сформулированы настолько четко, чтобы не возникало никаких сомнений в их правомерности.
Это означает, что прежде, чем отдать то или иное распоряжение, необходимо всегда учитывать реальную возможность подчиненных выполнить поставленную задачу в указанном объеме и к установленному сроку. В этом случае подчиненные будут всегда стремиться не к формальному выполнению полученной задачи, а к проявлению творчества, изысканию путей и способов лучшего ее выполнения.
В процессе этого вида управленческой деятельности нежелательно отдавать распоряжения исполнителям, минуя их непосредственного командира или начальника.
В современных условиях управления повседневной деятельностью войск необходимо обратить внимание на такой вид управления как управление контрольно-исполнительной деятельностью.
Этот вид занимает особое место в повседневной жизни войск. Особенность управления контрольно-исполнительной деятельностью состоит в том, что она относится ко всем видам управления. Так как без контроля над исполнителями и без практического выполнения тех или иных мероприятий невозможно добиться ожидаемого результата или конечной цели управления повседневной деятельностью войск.
Интересы повышения эффективности управления, дальнейшего развития теоретических основ управления в ходе боевой подготовки в повседневной деятельности воинской части в современных условиях требуют глубокого анализа и оценки управленческой деятельности на всех уровнях руководства, повсеместного использования в процессах управления последних достижений науки и техники. Было бы ошибочным считать, что решением теоретических проблем управления войсками должны заниматься только учёные и должностные лица высших звеньев руководства.
В соответствии с закономерностями и принципами боевой подготовки, совокупность факторов, в первую очередь, усложнение вооружения и военной техники, изменение способов и форм вооружённой борьбы, усложнение управления боем определяют развитие и смену систем боевой подготовки воинских формирований. Особенно важно это учитывать в современных условиях, когда достижения и возможности научно-технического прогресса в значительной степени ускоряют темпы смены одной системы подготовки другой и усложняют содержание этого процесса. Именно научно-технический прогресс определяет возможность создания новых средств обучения, а это в свою очередь обусловливает появление новых форм, методов и определяет изменения в содержании и организации боевой подготовки. При этом именно методика боевой подготовки определяет требования к средствам обучения, порядку их использования в боевой подготовке. Понимание данной диалектической цепочки развития систем боевой подготовки позволит систематизировать имеющиеся научные результаты по подготовке личного состава и воинских формирований Сухопутных войск, определить направления для проведения новых научных исследований. Интеграция этих направлений в сочетании с теоретическими основами и принятым понятийным аппаратом, а также предложенными формулировками закономерностей, принципов и требований к боевой подготовке выступает основой нового облика её перспективной системы.
Библиографический список
1. Наставление по боевой подготовке в Вооруженных Силах РФ. - М.: Воениздат, 2000. - 200 с.
2. Сильченко, С.В., Научные основы боевой подготовки / С.В. Силь-ченко, Ю.Ф. Шлы. - М.: ВАФ, 2002. - 56 с.
3. Шлык, Ю.Ф. Развитие теоретических основ боевой подготовки / Ю.Ф. Шлык, О.А. Клаузер, С.В. Сильченко. - М.: ВАФ, 2008. - 56 с.
4. Поподько, И.П. Теоретические основы формирования содержания обучения личного состава и слаживания общевойсковых подразделений и частей. Дис... канд. воен. наук. - М.: 2005. - 200 с.