Научная статья на тему 'О некоторых аспектах творческих способностей студентов СПО юридических специальностей'

О некоторых аспектах творческих способностей студентов СПО юридических специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ЮРИДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ И ОБЩАЯ КОМПЕТЕНЦИИ / RESEARCH ABILITIES / CREATIVE ABILITIES / LEGAL ACTIVITY / CONTINUOUS EDUCATION / SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION / COMPETENCE-BASED APPROACH / PROFESSIONAL AND GENERAL COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косенко И. В.

Статья посвящена развитию творческих способностей в системе непрерывного образования студентов на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования. Сделан вывод о том, что создание благоприятных условий не является достаточным для воспитания личности с высокоразвитыми творческими способностями, необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала обучающегося.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concerning some aspects of creative abilities of secondary vocational school students majoring in legal programs

The article discusses development of students’ creative abilities in the system of continuous education on the basis of the Federal state educational standard of secondary vocational education. The author believes, that creation of favorable conditions only isn't enough for education of a personality with advanced creative abilities, it requires purposeful work on development of creative potential.

Текст научной работы на тему «О некоторых аспектах творческих способностей студентов СПО юридических специальностей»

УДК 37.013.32

Косенко Ирина Васильевна

кандидат технических наук,

доцент кафедры общеобразовательных

дисциплин

Северо-Кавказского филиала

Российского государственного университета

правосудия

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ СПО ЮРИДИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Kosenko Irina Vasilievna

PhD in Technical Science, Assistant Professor, General Studies Department, North Caucasus branch of Russian State University of Justice

CONCERNING SOME ASPECTS OF CREATIVE ABILITIES OF SECONDARY VOCATIONAL SCHOOL STUDENTS MAJORING IN LEGAL PROGRAMS

Аннотация:

Статья посвящена развитию творческих способностей в системе непрерывного образования студентов на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования. Сделан вывод о том, что создание благоприятных условий не является достаточным для воспитания личности с высокоразвитыми творческими способностями, необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала обучающегося.

Ключевые слова:

исследовательские умения, творческие способности, юридическая деятельность, непрерывное образование, среднее профессиональное образование, компетентностный подход, профессиональная и общая компетенции.

Summary:

The article discusses development of students' creative abilities in the system of continuous education on the basis of the Federal state educational standard of secondary vocational education. The author believes, that creation of favorable conditions only isn't enough for education of a personality with advanced creative abilities, it requires purposeful work on development of creative potential.

Keywords:

research abilities, creative abilities, legal activity, continuous education, secondary vocational education, competence-based approach, professional and general competences.

Профессиональная деятельность юриста отличается повышенными требованиями к ней со стороны как общества, так и государства. Она характеризуется наличием властных полномочий и относится к государственной деятельности, включая в себя нормотворческую, правоприменительную, правоохранительную, экспертно-консультационную, педагогическую и другие виды деятельности [1].

В настоящий период государству необходимы не просто квалифицированные выпускники юридических специальностей, общество требует юристов, которые способны ставить и решать профессиональные задачи различного уровня, тем самым достигать все новых вершин своей деятельности.

Для того чтобы сформировать активную личность, способную эффективно и нестандартно решать поставленные перед ней задачи, необходимо развитие творческих способностей [2]. Однако имеющиеся исследования в области формирования исследовательских умений не учитывают особенностей юридической профессии, не разработан комплекс мер, обеспечивающих эффективное формирование творческих способностей.

Как правило, научно-исследовательская работа студентов в вузе не дает максимального результата, так как актуальным является развитие уже имеющихся творческих способностей, отражающих наличие возможности к развитию творческой активности, познавательной самостоятельности и креативных способностей.

Общеобразовательная школа формирует лишь ключевые компетенции [3, с. 38]. Уровень компетентности выпускника школы недостаточен для эффективного решения проблем во всех сферах деятельности и во всех конкретных ситуациях. В итоге действие на уровне умения на данном этапе еще недостаточно отработано и закреплено.

При традиционном подходе обучения студент подтверждает наличие фундаментальных и специальных знаний, при этом слабо адаптируясь к новым познавательным ситуациям.

Исправить эти недостатки возможно, если, во-первых, в качестве основы для получения необходимого результата образования выбрать компетентностный подход [4, с. 4], во-вторых, рассматривать стадии формирования творческой активности студента через призму непрерывного образования.

Формирование и развитие творческих способностей на каждой стадии обучения позволит обеспечить более осознанное и глубокое усвоение студентами учебного материала, формирование исследовательских умений на базе школьных знаний, умений, навыков. Это предполагает активную деятельность самого студента, направленную на саморазвитие и самореализацию.

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования, преподавателю необходимо сформировать общие и профессиональные компетенции у студентов. В структуре профессиональной компетентности выявлены качества личности, определяющие готовность специалиста к творческому труду, и указаны условия ее формирования.

Универсальные творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода [5].

К сожалению, традиционная система творческого воспитания почти не содержит меры, направленные на последовательное систематическое развитие творческих способностей. Исследовательские умения студентов средних специальных учебных заведений формируются успешно, если в учебном процессе при изучении дисциплин предметной подготовки используются учебно-исследовательские задания [6, с. 8]. Исследовательская деятельность в этом случае, как правило, является учебной, так как главное ее предназначение состоит не столько в получении новых результатов, имеющих объективную новизну, сколько в реализации умения проводить исследование. При этом следует отметить, что творческие способности, как и любые другие, развиваются в рамках творческой деятельности. Таким образом, главной задачей при этом является поиск путей и новых форм организации аудиторной работы в процессе обучения студентов СПО.

С позиции современных требований основной целью системы среднего специального образования является не только подготовка специалистов среднего звена, но и создание условий для развития творчески активной личности, которая может реализоваться в профессиональной деятельности.

Главная цель развития творческих способностей - воспитание подлинно творческой свободной личности. Для решения этой цели определим следующие задачи:

- сформировать у студентов способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания;

- развить познавательную, исследовательскую и творческую деятельность;

- находить нестандартные решения любых возникающих проблем;

- воспитывать интерес к участию в творческой деятельности.

В основе процесса развития творческих способностей лежат:

- формирование академических успехов студентов, их интеллектуальное и нравственное развитие с использованием нестандартных уроков, форм, методов и приемов работы;

- внедрение в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности;

- создание условий для проявления творчества на занятии студентов, независимо от их личностных качеств;

- постоянное поддержание стремления студента к самостоятельной творческой деятельности [7].

Анализируя процесс формирования исследовательских умений в Северо-Кавказском филиале Российского государственного университета правосудия, отметим, что на факультете непрерывного образования сложилась следующая система включения студентов в исследовательскую деятельность:

- С первого года обучения студенты выполняют исследовательские задания в рамках изучаемых дисциплин. Организованы и ведут свою работу научные кружки: «Проблемы современного естествознания», «Информатика», «Проблемы обществознания», «Мировая художественная культура», «Проблемы истории». И уже на данном этапе студенты привлекаются для участия в работе студенческого научного общества, результатом работы которого является участие в конференциях различного уровня.

- Студенты второго курса обучения включаются в исследовательскую деятельность через написание и защиту курсовых работ.

- Студенты старших курсов под руководством преподавателя выполняют выпускные квалификационные работы.

Следует также отметить, что студенты факультета непрерывного образования систематически участвуют в ежегодных конкурсах исследовательских работ, в рамках которых проводится публичная защита исследовательских проектов.

Выступления на конференциях различного уровня, публикации в сборниках научных трудов, участие в городских, краевых конкурсах исследовательских работ и проектов - показатели качества подготовки и воспитания специалистов, способных ставить и творчески решать профессиональные задачи.

Лишь грамотно подобрав формы и методы учебно-исследовательской деятельности, педагог сможет пробудить у студента желание активно развивать свои творческие способности, творческую индивидуальность и позволит личности обучаемого развиваться в самых различных видах деятельности.

Таким образом, для воспитания личности с высокоразвитыми творческими способностями недостаточно только создания благоприятных условий, необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала обучаемого [8].

Ссылки:

1. Далдаева Т.И. Методика формирования профессиональной позиции будущих юристов в процессе профессиональной подготовки в вузе [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6. URL: www.science-education.ru/130-22722 (дата обращения: 30.11.2015).

2. Пашкова А.В., Солодовникова О.В. Развитие творческих способностей студентов в рамках внеаудиторной деятельности на иностранном языке // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. № 4 (22). С. 142-145.

3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результатов образования // Высшее образование сегодня. 2013. № 5. С. 34-42.

4. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. 2004. № 11. С. 3-14.

5. Педагогические основы развития творческих способностей студентов / Н.К. Камалова, Е.Ш. Козыбаев, Г.Т. Атемова, А.Т. Балабеков [Электронный ресурс] // Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 11. С. 197-198. URL: www.rae.ru/meo/?section=content&op=show_article&article_id=4348 (дата обращения: 30.11.2015).

6. Анисимов Ф. Развитие среднего профессионального образования в контексте модернизации образования // Среднее профессиональное образование. 2012. № 4. С. 8.

7. Сайдаматов Ф.Р. Развитие творческих способностей студентов в процессе профессиональной подготовки // Молодой ученый. 2012. № 8. С. 374-375.

8. Князева Н.Г. Процесс формирования исследовательских умений студентов среднего профессионального образования // Проблемы становления профессионала. 2013. № 8. С. 374-375.

References:

1. Daldaeva, TI 2015, 'Technique of formation of a professional position of the future lawyers in the course of vocational training in high school', Modern problems of science and education, no. 6, retrieved 30 November 2015, <www.science-educa-tion.ru/130-22722>.

2. Pashkova, AV & Solodovnikova, OV 2013, 'Development of creative abilities of students in the framework of extracurricular activities in the foreign language', Philology. Theory and practice, no. 4 (22), p. 142-145.

3. Zimnyaya, IA 2013, 'Key competences - a new paradigm of education outcomes', Higher education today, no. 5, p. 34-42.

4. Baydenko, VI 2004, 'Competencies in vocational education (to the development of competence-based approach)', Higher education in Russia, no. 11, p. 3-14.

5. Kamalov, NK, Kozybaev, ES, Atemova, GT & Balabekov, AT 2013, 'Pedagogical bases of development of creative abilities of students', International Journal of Experimental Education, no. 11, p. 197-198, retrieved 30 November 2015, <www.rae.ru/meo/?section=content&op=show_article&article_id=4348>.

6. Anisimov, F 2012, 'Development of secondary vocational education in the context of the modernization of education', Vocational education, no. 4, p. 8.

7. Saidamatov, FR 2012, 'Development of creative abilities of students in the course of vocational training', The young scientist, no. 8, p. 374-375.

8. Knyazeva, NG 2013, 'The process of formation of research abilities of students of secondary vocational education', Problems of becoming a professional, no. 8, p. 374-375.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.