УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
И.Р. Пигалева, канд. филол. наук, старший преподаватель В.А. Науменко, старший преподаватель М.Г. Анисимова, старший преподаватель
Ставропольский государственный медицинский университет (Россия, г. Ставрополь)
Аннотация. В статье рассматривается проблема развития творческих способностей обучающихся в системе высшего профессионального образования. Также проводится анализ качеств, присущих творческой личности, обозначены цели развития творческих способностей студентов, отражены объективные и субъективные условия развития творческих способностей. В статье имеет место определение роли социальных факторов в этом процессе. В заключении сформулированы педагогические условия развития творческих способностей обучающихся.
Ключевые слова: творческие способности, творческая личность, высшее профессиональное образование, условия развития, социальные факторы.
С глубокой древности проблема личности и деятельности, проявление творчества в процессе деятельности привлекала внимание учёных. В наши дни многие исследователи отмечают, что именно образовательные учреждения должны стать той сферой, где создаются условия для становления активной личности, развития её творческого потенциала, формирования профессионального интереса и познавательных способностей.
Развитие способностей к творчеству будущих специалистов - одна из актуальных проблем современного образования. Наиболее успешно творческие способности формируются в совместной деятельности преподавателя и обучающегося в результате решения проблем и проблемных задач на основе использования разнообразных форм творческой деятельности. Существует положительная взаимосвязь между успешной профессиональной самореализацией педагога и успешностью самореализации студентов в учебной деятельности и развитием их творческой готовности к предстоящей профессиональной деятельности. Будущие специалисты должны уметь мыслить, анализировать, творчески подходить к решению проблемных ситуаций, сопровождающих процессы профессиональ-
ного становления и личностного развития. Поэтому преподавателю недостаточно самому быть творческим, также необходимо поощрять творчество у своих воспитанников, т.е. недостаточно самому реализоваться в профессии, а необходимо содействовать созданию предпосылок для творческого самоосуществления и самореализации личности будущего специалиста. Преподаватель должен научить своих студентов овладению методами, стратегиями, технологиями успешной самореализации в учебной и будущей профессиональной деятельности. Целью обучающегося в данном случае является активное творческое познание, механизм которого соответствует научному исследованию (проблема, гипотеза, доказательство, вывод). Средства преподавателя и обучающегося в таком случае частично или полностью совпадают.
Согласно мнению Ковальчук Т.Н., творчество - процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материалы и духовные ценности. Под способностью к творчеству понимается совокупность свойств и качеств личности, необходимых для успешного осуществления деятельности творческого характера, поиска оригинальных, нестандартных решений в разных её видах. Творческая личность - личность
способная к созидательно-
инновационной деятельности и самосовершенствованию [1].
Большинство учёных во взглядах на творчество сошлись в том, что творчество - специфически человеческое явление, сущностная характеристика человека и форма человеческой активности. Исследователи выделяют основные составляющие творческой личности: творческая направленность, творческий потенциал, индивидуально-
психологическое своеобразие. Была попытка определить основные компоненты творчества как:
- интеллектуальный (интуиция, гибкость и быстрота мышления, воображение, обширность знаний);
- перцептивный (наблюдательность, особая концентрация внимания);
- характерологический (стремление к открытиям, к обладанию фактами, непосредственность, способность удивляться).
Известно, что творческие способности студента проявляются в том, насколько он нетрадиционно подходит к решению тех или иных вопросов, отказывается от общепринятых шаблонов, разнообразит свою деятельность, проявляет инициативу, активность и самостоятельность. Творческую личность характеризуют такие черты как, готовность к риску, независимость суждений, познавательная «дотошность», самобытность, смелость воображения и мысли, чувство юмора и т. д.
Андреев В.И. выделил следующие качества творческой личности:
1. Мировоззренческие: убеждённость, непримиримость, способность отстаивать свою творческую позицию.
2. Нравственные: честность, приверженность принципам гуманистической морали, скромность, смелость, решительность.
3. Эстетические: способность постичь гармонию простоты и красоты человеческих отношений.
4. Индивидуальные особенности: работоспособность, темп деятельности, характеристики стиля творческой деятельности [2].
Развитие творческих способностей у студентов не происходит само по себе. Необходима благоприятная стимулирующая среда, культурная и творческая атмосфера, объективные и субъективные условия.
Объективные условия связаны с реальной системой (условия среды), в которой осуществляется процесс обучения. Это: наличие адекватных средств обучения, научная обоснованность методических рекомендаций и установок, материально-техническая оснащённость процесса обучения, положительный эмоционально-психологический климат в коллективе. К объективным факторам также относятся социально-
экономические условия жизни и деятельности, качество полученного образования на всём маршруте из детства в профессию.
Субъективные условия развития творческих способностей связаны с субъективными образами искомых результатов преподавателя и студента, их согласованием. К ним относятся: мотивы, направленность, способности, компетентность, умение принимать оперативные решения в нестандартных ситуациях, стремление к творчеству, развитая интуиция, владение современными концепциями подготовки специалиста с высшим образованием, уровень общей культуры.
По мнению А.К. Марковой, развитие творческих способностей обучаемых осуществляется в единстве внутренних и внешних предпосылок:
- актуальные преобразовательные способности учащихся, включенные в учебный процесс, стремление к овладению знаниями и к саморазвитию, ценностные ориентации и интересы;
- внешняя необходимость, обусловленная объективной потребностью и востребованностью обществом, конкретной социальной структурой определённого уровня развития высококвалифицированных специалистов;
- характер деятельности, обеспечивающий творческое развитие субъекта в зависимости от его роли в конкретном процессе [3].
Однако А.П. Нечаев пришёл к выводу, что люди, достигшие выдающихся успехов, помимо творческих способностей должны обладать и настойчивостью в выполнении намеченных планов, активностью, организаторскими способностями, умением защитить полученные результаты.
На основании вышеизложенного можно сформулировать условия развития творческих способностей студентов высшей школы:
1. Развитие интуиции обучающихся.
2. Формирование у студентов уверенности в своих силах, веры в свои способности.
3. Стимулирование обучающихся к самостоятельному выбору целей, задач, путей и средств их решения. Актуализация личностного саморазвития - важнейшее условие эффективности развития творческих способностей.
4. Широкое использование технологий творческого развития личности, проблемных методов обучения, которые стимулируют у студента установку на открытие нового знания самостоятельно или с помощью преподавателя.
5. Интеллектуализация содержания профессионального образования - это содействие развитию творческих способностей личности путём формирова-
ния и закрепления устойчивых интеллектуальных качеств.
6. Формирование чувствительности к противоречиям, умение обнаруживать и сознательно формулировать их. Противоречия в развитии творческих способностей являются одним из источников их развития.
7. Создание благоприятного социально-психологического климата, благоприятной демократической среды. В процессе обучения необходимо опираться на создание положительных эмоций (переживание успеха, радость, симпатии, удивление и т. д.). Отрицательные эмоции способствуют подавлению творческой активности и тем самым не стимулируют развитие творческих способностей.
Таким образом, можно сделать вывод, что высшая школа занимает позицию профессионального ориентира студента в будущей жизни, определяя его жизненную стратегию, планы и в целом социальное самочувствие. Способствует формированию знаний, умений, навыков, личностных свойств и качеств будущих специалистов, их творческих способностей, которые в дальнейшем процессе профессиональной мобильности обеспечат успешное выполнение профессиональных функций.
Библиографический список
1. Ковальчук Т. Н. Творчество как педагогическая категория // Высшее образование в России. 2004. № 2. С. 103-105.
2. Андреев В. И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Изд-во Центр инновационных технологий, 2006. 608 с.
3. Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд Знание, 1996. 312 с.
4. Казикини А. В., Лешер О. В. Роль педагога в развитии творческих способностей студента // Science time. 2015. №6 (18). С. 189-193.
5. Сабанчиева Р. З. Акмеологические факторы продуктивной деятельности преподавателей высшей школы в развитии творческой готовности студентов в профессиональной деятельности / Акмеология. 2005. №1. С. 52-59.
6. Сайдаматов Ф.Р. Развитие творческих способностей студентов в процессе профессиональной подготовки. / Ф. Р. Сайдаматов // Молодой учёный. 2012. №8. С.374-375.
CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF FUTURE SPECIALISTS IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION
I.R. Pigaleva, candidate of philology science, senior lecturer
V.A. Naumenko, senior lecturer
M.G. Anisimova, senior lecturer
Stavropol state medical university
(Russia, Stavropol)
Abstract. The problem of development of the students' creative abilities which are trained in the system of higher professional education is considered in the article. Analysis of qualities of the creative personality is conducted. The purposes of the students' creative development are indicated. Objective and subjective conditions of development of creative abilities are reflected. The role of social factors in the development of the creative abilities is determined. In the conclusion of the article pedagogical conditions of development of students' creative abilities are formulated.
Keywords: creative abilities, the creative person, higher professional education, conditions of development, social factors.