Инвестиционная политика
о некоторых аспектах роста ввп в ходе инвестиционной деятельности
и и ,
резидентов российской федерации*
В.В. СОТСКИЙ
Кафедра экономики, бухгалтерского учета и аудита Краснодарского университета МВД России
Т.В. СОТСКАя, кандидат экономических наук Кубанский государственный университет
В своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент РФ В.В. Путин отметил, что в 2005 г. в РФ продолжился экономический рост [1]. Удалось создать новые рабочие места. Реальные доходы граждан выросли почти на 6%. Люди увереннее смотрят в завтрашний день — многие начинают строить долгосрочные личные планы.
При этом политическая стабильность и благоприятная экономическая конъюнктура на международных сырьевых и финансовых рынках не использованы в полной мере для качественного улучшения жизни граждан страны, для завоевания Россией достойного места в мировой экономической системе. Президент РФ отметил, что сегодня страны мира конкурируют друг с другом по всем параметрам экономики и политики — по величине налоговой нагрузки, по уровню безопасности страны и ее граждан, по гарантиям защиты права собственности. Они соревнуются в привлекательности делового климата, в развитии экономических свобод, в качестве государственных институтов и эффективности судебно-правовой системы.
В современных условиях реальный рост в размере 7-9 %, который требуется для того, чтобы обеспечить движение в направлении удвоения ВВП за десятилетний период, не является недостижимым показателем. Для реализации этой цели необходима благоприятная внешнеэкономическая среда, а также, прежде всего, — более активные усилия в проведении институциональных реформ, при сохранении качества бюджетной
*Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «Финансы и Кредит» при Кубанском государственном университете.
и монетарной политики на достигнутом в настоящее время уровне.
Нельзя не учитывать такой фактор, как укрепление социальной стабильности экономическими методами. К их числу относится рост благосостояния населения РФ и укрепление его уверенности в институциональной стабильности на перспективу.
Особое внимание должно быть уделено созданию дружественной среды для малого и среднего бизнеса, твердым основаниям для роста производства работ и услуг, росту занятости. немаловажным фактором является укрепление посредничающей инвестиционной роли российской банковской системы для роста региональных экономик [2].
В качестве механизмов решения обозначенных проблем Президентом РФ выделены: эффективно функционирующая банковская деятельность, способствующая повышению уровня конвертируемости национальной денежной единицы России, и система ипотечных кредитов. Низкие доходы населения и высокие процентные ставки на финансовых рынках, неразвитый рынок жилья и огромные цены на строительство — это далеко не полный перечень проблем, которые необходимо решать с помощью механизмов ипотеки.
Реальная конвертируемость рубля во многом зависит от его привлекательности как средства, используемого для расчетов и сбережений. И здесь многое предстоит сделать. В частности, рубль должен стать более универсальным средством для международных расчетов и должен постепенно расширять зону своего влияния.
Представители Правительства РФ и аналитики отмечают признаки некоторого снижения тем-
пов экономического роста. С таким прогнозом выступил Институт международных финансов (ИМФ) в конце мая 2006 г. По мнению экспертов института, в нынешнем году темпы экономического роста в России составят 5,2%, а в 2007. — 5,0% (показатели 2004—2005 гг. были соответственно 7,2 и 6,4 %). Ожидаемое замедление ИМФ связывают, прежде всего, с более низкими темпами роста добычи нефти. Однако сохраняющаяся благоприятная конъюнктура, видимо, позволит обеспечить более высокие темпы в текущем году. Хотя фундаментальные факторы, обеспечивающие фундаментальную зависимость роста потребительского рынка, а с ним и ВВП, от профицита платежного баланса рФ остаются неизменными.
В период после 1991 г. и до конца 1990-х гг. состояние мирового рынка стало играть ключевую роль в возникновении и характере финансово-экономических кризисов в экономической системе РФ, являющейся существенно более открытой по сравнению с экономикой бывшего СССР. И в настоящее время российская экономика существенно зависит от экспортных возможностей энергетического сектора (рис. 1). Кроме экономического содержания эта зависимость усилена ожиданиями на рынках, связанных с позиционированием России как мировой энергетической державы, обеспечивающей стабильность поставок энергоресурсов, прежде всего в Европейский союз, а в дальнейшем — в Китай и в
зону НАФТА. 1,1
1,08
1,06
1,04
1,02
0,98 0,96 0,94
II
ного бюджета в оценке от объема ВВП — на 0,3%, объема поступлений от экспорта — в сумме, эквивалентной 1 млрд дол. США.
2,5 2
1,5 1
0,5
ь
ЁИШ
1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.
Рис.1. Темп прироста добычи нефти, включая газовый конденсат в РФ с 1998 по 2005 г. (по данным агентства экономической информации Прайм-ТАСС)
Согласно данным Международного валютного фонда российский энергетический сектор обеспечивает 17% ВВП России и 25% доходов ее консолидированного бюджета. Этот сектор дает до 40% от всего объема инвестиций в РФ (рис. 2.), а объем экспорта на 50% состоит из энергоресурсов.
Падение цены на 1 дол. США за 1 баррель сырой нефти на мировых рынках ведет к снижению: российского ВВП — на 0,5%, доходов федераль-
1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.
Рис. 2. Темп прироста инвестиций в основной капитал в РФ (по данным агентства экономических новостей Прайм- ТАСС)
В то же время при сохранении устойчивого спроса на российские энергоресурсы при иных неизменных условиях Российская Федерация может обеспечить удовлетворительные бюджетные показатели при цене на нефть в мире на уровне 15 дол. за баррель.
Например, сайт Alexander's Gas&Oil Connections [6] в сентябре 2005 г. сообщал, что реальные разведанные запасы российских нефти и газа превышают официальные данные в два-три раза.
Согласно ежегодно публикуемым данным британской нефтяной корпорации «Бритиш Петролеум» Россия находится на шестом месте в мире по объемам разведанных запасов нефти с показателем 72 млрд баррелей и на первом по показателям газовых резервов — 1 700 трлн кубических футов. Саудовская Аравия располагает более значительными запасами нефти — 263 млрд баррелей, а Иран второй в мире по запасам газа — 950 трлн кубических футов.
Но в отличие от Саудовской Аравии российская нефть добывается по менее эффективным технологическим схемам, частично по причине более сложного географического и климатического доступа к месторождениям. Российские нефтяные компании испытывают недостаток в результатах серьезных научных исследований, которые смогли бы повысить качество и снизить себестоимость добычи. Для проведения подобных долгосрочных целевых изысканий необходимы значительные по объемам и по длительности инвестиции.
В соответствии с методологией расчета величины ВВП внешние платежи увеличивают национальный доход и чаще всего основную долю их в экономиках различных стран составляют проценты от займов и дивиденды на инвестиции за пределами страны. Также указанные платежи
увеличивают личный доход населения после уплаты налогов. В экономической литературе указывается, что в долгосрочной перспективе чистый доход от иностранных инвестиций может влиять как положительно, так и отрицательно, что предопределяется рядом внешних и внутренних для конкретной национальной экономики факторов, и интегрированно может быть представлено понятием «риск, рассчитанный по различным методикам». Нельзя не учитывать также негативный опыт использования финансовых инструментов, подобных инструментам страховой компании Si Save Invest.
Российская Федерация располагает финансовыми возможностями, но испытывает ряд затруднений институционального свойства, вызванных структурными преобразованиями, которые в свою очередь на данном этапе не способствуют росту долгосрочных инвестиций в промышленное развитие не только сырьевых, но и других отраслей российской экономики. наиболее значимым показателем в этом случае является некоторое замедление темпов роста в сфере добычи энергоресурсов.
Одним из инструментов для решения обозначенных проблем является Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» (в редакции Федерального закона от 29.08.2004 № 58-ФЗ). В соответствии с требованиями указанного Федерального закона в РФ отменяется: резервирование по операциям, связанным с движением капитала и текущими валютными операциями; предварительная регистрация счета при его открытии в банке за пределами России; обязанность уведомления налогового органа при переводе средств из РФ на собственные счета за пределами страны; ограничения видов документов, обеспечивающих исполнение обязательств нерезидентов перед резидентами.
Стоит отметить, что дальнейшие перспективы валютных правоотношений практически полностью зависят от стратегических целей экономической политики государства. Валовой национальный продукт, уровень реальных процентных ставок, занятости населения, инфляции, состояние платежного баланса страны, доходы предприятий с участием российского капитала за границей являются фундаментальными факторами и ключевыми макроэкономическими показателями состояния национальной экономики, решающим образом воздействующими на участников валютного рынка и уровень валютных курсов, а значит, и на систему валютного регулирования [4].
Центральный банк РФ динамично осуществляет мероприятия по либерализации валютных операций, прописанных в законе о валютном регулировании. С 7 мая 2006 г. отменена обязательная продажа экспортерами части валютной выручки, с 1 мая снижены в два раза нормативы резервирования средств при осуществлении валютных операций, связанных с оттоком и притоком капитала. Высока вероятность, что запланированные Центральным банком РФ темпы приведения подзаконной нормативной базы в соответствие с требованиями указанного выше Федерального закона после подтверждения Президентом РФ в Послании 2006 г. важности проводимой валютной реформы будут полностью реализованы и полная конвертируемость рубля будет достигнута к 1 января 2007 г. Кроме того, министр финансов РФ А.Л. Кудрин недавно проинформировал общественность о полном снятии всех ограничений на движение капитала в РФ.
В мае 2006 г. министр финансов РФ на конференции государств-заемщиков в Санкт-Петербурге указал, что Правительство РФ планирует в ближайшие три года снизить уровень инфляции до 5 % (текущий уровень инфляции составляет 9,8%). Это самый низкий показатель за последние 13 лет. Снижать инфляцию Минфин планирует в том числе за счет управления денежной массой с использованием средств Стабилизационного фонда, который был создан для ограничения чрезмерного денежного предложения из-за высоких цен на нефть и по аналогии с норвежским Фондом будущих поколений.
Объем Стабилизационного фонда на сегодняшний день составляет 1 трлн 929 млрд руб., который планировалось перевести в иностранную валюту в соответствии с утвержденной структурой в начале июня 2006 г. По оценке министра финансов РФ, указанное мероприятие на состояние валютного рынка влияния не окажет. Средства Стабилизационного фонда будут размещены на 45% в долларах, на 45%— в евро, и на 10% — в фунтах стерлингов.
С учетом проведения в ближайшие несколько лет мероприятий по увеличению бюджетных расходов со стороны федеральных властей, использования возможностей резервов Центрального банка для операции перевода средств Стабилизационного фонда в иностранные валютные средства, а также трудностей в развитии малого и среднего бизнеса, остро стоит вопрос о мерах противодействия инфляции и о создании финансо-
вых инструментов, обеспечивающих возможность долговременного вложения временно свободных денежных и иных ликвидных средств населения.
В основе роста как остатков на депозитах коммерческих банков, так и денежных средств на руках у населения, отметим, лежит положительный приток денежных средств резидентам РФ, вызванный, прежде всего, исключительно положительной ситуацией изменения ценового коридора энергоресурсов.
По имеющимся статистическим данным, физические лица располагают в коммерческих банках средствами, номинированными в иностранных валютах на общую сумму более 600 млрд руб. По данным годового отчета Сберегательного банка РФ, им было в 2004 г. привлечено денежных средств населения на счета «до востребования» и текущие счета на сумму 99 793, 569 млн руб., а на срочные депозиты — 1 100 123,309 млн руб. Эти же показатели составили за 2005 г. — 136 100, 326 млн руб. и 1 378 201, 478 млн руб. соответственно, что показывает, что Сбербанк России располагает подавляющей частью накопленных в банках средств физических лиц (рис. 3).
Объем рынка заимствований в Российской Федерации экспертами оценивается следующим образом:
• долгосрочные и среднесрочные облигационные займы, разменные среди населения — более 30 млрд руб.;
Рис. 3. Объем привлеченных депозитов и вкладов в рублях физических лиц, млн руб. (по материалам Прайм-Тасс)
• государственные краткосрочные облигации различных годов выпуска;
• долгосрочный 30-летний облигационный заем 1991 г. — с учетом вложений Банка России — 55-60 млрд руб.;
• внутренний валютный облигационный заем для юридических лиц — около 35,5 трлн руб.;
• казначейские обязательства — до 5 трлн руб.;
• эмиссия акций преобразованных в открытые акционерные общества государственных предприятий — около 800—900 млрд руб.;
• эмиссия акций и облигаций банков — более 2 трлн руб.;
• эмиссия чековых инвестиционных фондов — 2—2,5 трлн руб.;
• эмиссия акций вновь создаваемых акционерных обществ — 75-76 трлн руб.;
• облигации банков и предприятий — 50—60 трлн руб. [5].
По данным статистики в Российской Федерации, денежный агрегат М0 (объем наличных денег в обращении) на декабрь 2005 г. составлял 1 765,8 млрд руб. Таким образом, согласно достаточно грубой оценке население (домашние хозяйства) Российской Федерации разместило в финансовых инструментах с различной степенью срочности и ликвидности и тезаврировало около 9-10 трлн руб., что при существующих обменных курсах эквивалентно около 300 млрд дол. США.
На 26 мая 2006 г. суммарная капитализация акций, учитываемая при расчете индекса РТС, составила сумму, эквивалентную 114 948, 831740 млрд дол. США. По состоянию на 1 февраля суммарная капитализация акций, обращающихся на ММВБ, достигла 14,5 трлн руб. (516 млрд дол.). Капитализация на 10 января находилась на уровне 8,2 трлн руб. (285 млрд дол.). Причиной столь значительного роста стал как январский рост рынка в целом, так и допуск к торгам акций «Газпрома», капитализация которого на 1 февраля составила 186,3 млрд дол., капитализация на РТС на 28 мая 2006 г. составила 590 млрд дол. США.
В этих условиях отмечаются явные признаки того, что населением оказывается значительное ценовое давление на активы, являющиеся долгосрочными и низкорискованными, например недвижимость. Здесь играют роль факторы как роста потребления, так и надежного вложения собственных и заемных средств. Важным психологическим фактором такого поведения является ряд условий:
• сохраняющаяся неуверенность в устойчивости финансовой системы РФ, иногда подогреваемая в ходе конкурентной борьбы участников финансовых и промышленных рынков через средства массовой информации;
• влияние внешних факторов, предопределяющих рост рисков тезаврирования ценностей, находящихся в собственности населения;
• высокие риски вложений в предприятия малого и среднего бизнеса;
• негативные инфляционные воздействия на денежные потоки, создаваемые миноритарными долями в акционерных обществах и депозитами в российских коммерческих банках. Несмотря на безусловные успехи развития
внутреннего рынка ценных бумаг и биржевой торговли валютными ценностями, особенно связанными с участием российских компаний в операциях первоначального размещения собственных акций на зарубежных фондовых рынках IPO, а также операций с таким финансовым инструментом, как ADR, дальнейшим развитием внутреннего рынка ценных бумаг, все в большей степени способствующего мобилизации средств и их распределению, российскому финансовому рынку присущи некоторые существенные проблемы:
• фондовый рынок, по преобладающему мнению российских менеджеров, не оказывает существенного влияния на основные экономи-
ческие тенденции в национальной экономике. Так, по данным Министерства экономического развития и торговли, на 1 июля 2003 г. в структуре источников инвестиций в основной капитал преобладали собственные (46,5%) и бюджетные средства (18,4%), кредиты банков составляли 4,8%, а корпоративные обязательства и эмиссия акций вместе — 0,5%;
• недостатком российского фондового рынка является отраслевая привязка к предприятиям нефтегазового сектора и энергетики и недостаток финансовых инструментов;
• значительная степень концентрации контрольных пакетов акций в руках инсайдеров, что приводит к дальнейшему сужению инструментальной базы российского фондового рынка, к сокращению возможностей для инвесторов, расширению поля для манипулирования ценами;
• узость, недостаточность инвестиционных ресурсов внутри страны и сложившаяся модель фондового рынка приводят к тому, что российский рынок акций юридических лиц сильно смещен на рынки ADR, IPO и иностранных кредитов. Российские корпорации, в основном через сотрудничество, например, инвестиционного банка JP Morgan Stanley Russia, имеют возможность работать с инвесторами, располагающими средствами на длительные периоды времени. При этом состояние национального фондового рынка в значительной степени зависит от настроений иностранных спекулятивных инвесторов;
• российский, прежде всего фондовый, рынок по причинам высоких транзакционных издержек является рынком, на котором размещаются средства, имеющие корпоративную природу. Российский рынок, по данным Министерства экономического развития и торговли, за 2003 г. привлек средства 0,1% населения РФ;
• отмечается высокая степень волатильности, неустойчивость российского фондового рынка, на которую оказывает влияние состояние макроэкономических показателей РФ и ее институциональных особенностей.
Таким образом, на рынках валют и ценных бумаг участие населения РФ в настоящее время не играет определяющей роли. Одновременно население РФ испытывает потребность в диверсификации активов, находящихся у него в распоряжении, в целях повышения эффективности
вложений по показателям положительного денежного потока, снижения рисков и удлинения сроков инвестиций. В то же время государственные регулирующие органы заинтересованы в снижении уровня инфляции, росте национального ВВП и мерах по повышению уровня социально-психологической комфортности, прежде всего для социально активной части населения.
Кроме того, не может остаться без внимания факт активных усилий, предпринимаемых в основных странах—потребителях импортируемых жидких энергорусурсов для значительного уменьшения в исторически короткий период времени их потребления в ходе замещения их углем и ядерной энергией для производства электричества, использования метанол- или этанол-бензиновых (дизельных, керосиновых) смесей для использования на различных видах мобильного транспорта, на который приходится чуть меньше половины потребляемой нефти в мире. Ставится задача, например в США, сократить импорт нефти с Ближнего Востока более чем на 75% к 2025 г. В настоящее время отсутствуют достоверные оценки, насколько предпринимаемые меры по энергозамещению дадут значимый результат и за какой период времени.
С учетом изложенного представляется целесообразным использование механизмов валютного регулирования в соответствии со стратегическими целями развития российской национальной экономики для создания или придания дополнительных возможностей существующим участникам рынка ценных бумаг, которые могли бы обеспечить участие населения РФ в деятельности инвестиционных фондов, осуществляющих операции и функционирующих на лидирующих иностранных фондовых площадках.
После создания условий для полной конвертируемости рубля не существует юридических препятствий, кроме неопределенности с нормативным регулированием процесса со стороны Центрального банка РФ, для проведения этих операций через российские коммерческие банки.
Возникающие возможности по открытию населением счетов в иностранных банках (в случае, если Центральный банк РФ не сформирует привлекательных для российской стороны «правил игры» по проведению этих операций) созда-
дут реальные условия, способствующие переходу инициативы в руки представителей иностранных финансовых организаций. Объективные и субъективные коммерческие интересы этих организаций заставят их использовать сложившиеся условия для вовлечения средств российского населения в операции на иностранных финансовых рынках с последующим распределением полученных доходов. При этом на текущий момент не проработаны механизмы, обеспечивающие последующее распределение и использование получаемых доходов с учетом интересов России ни для роста национального ВВП, ни для создания дополнительных условий социальной стабильности в РФ.
Немаловажным фактором для оценки складывающихся условий конкуренции российского и иностранных фондовых и валютных рынков за средства населения РФ является учет этих обстоятельств и их последствий в ходе консультаций по вступлению России в ВТО.
В качестве возможного варианта решения данной проблемы представляется целесообразным предусмотреть возможность снижения рисков для Российской Федерации и ее экономических субъектов при изменении мировой экономической конъюнктуры, направляя заинтересованных участников этих операций — резидентов (физических лиц) — на фонды, операции с которыми создают элементы хеджирования рисков для трендов, в которых находятся коммерческие и финансовые организации в РФ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации. Москва, Кремль, 10.05.2006 // http ://www. kremlin. ru/appear /2006 /05/10/1357_type63372type63374type82634_105546. shtml.
2. Лопес-Карлос А. Перспективы экономического роста в России // Новое Время» // http://www. newtimes. ru.
3. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» в редакции от 29.06.2004 № 58-ФЗ.
4. Дорофеев Б.Ю. и др. Валютное право России. М.: «Норма», 2005. С. 156-157.
5. Хаертфельдер М. и др. Фундаментальный и технический анализ рынка ценных бумаг. М.: Питер, 2005. С. 282.
6. Alexander's Gas&Oil Connections // http://www. gasandoil.com.