Научная статья на тему 'Государственное регулирование инвестиционным процессом в России в условиях финансового кризиса'

Государственное регулирование инвестиционным процессом в России в условиях финансового кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
165
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Потиенко Людмила Ивановна

Акцент сделан на основные финансовые институты, связанные с организацией финансирования инвестиций. Обосновывается необходимость усиления контрольных функций государства за деятельностью финансового рынка и банковской системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE REGULATION OF INVESTMENT PROCESS IN RUSSIA IN TIMES OF FINANCIAL CRISIS

This article is focused on financial institutions and their investment activities. The main thesis is that the Government should strengthen control of the financial market and banks.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование инвестиционным процессом в России в условиях финансового кризиса»

УДК 330.332.01

Л.И. Потиенко1

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫМ ПРОЦЕССОМ В РОССИИ В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА

Акцент сделан на основные финансовые институты, связанные с организацией финансирования инвестиций. Обосновывается необходимость усиления контрольных функций государства за деятельностью финансового рынка и банковской системы.

Изучение причин и последствий глобального финансового кризиса показало, что недооценка государственного регулирования

инвестиционным процессом негативно сказывается на макроэкономических показателях. Экономический кризис, который разразился в России с августа-сентября 2008 года, показал несостоятельность модели экономического роста страны, которая была основана на внешнем финансировании и нацелена на потребление. Данная модель фактически стала реализовываться со второй половины 2006 года. Статистика основных макроэкономических показателей с самого начала действия этой модели показывала просчеты обеспечения роста ВВП за счет роста внутреннего спроса. ВВП в 2007 году вырос на 108,1%., прирост промышленного производства составил 6,3%. Причем темпы роста внутреннего спроса опережают рост производства. Более половины роста внутреннего спроса обеспечивает прирост импорта товаров. Экономический рост остается пока преимущественно количественным. Основой этого роста является высокие цены на нефть. Если в 2006 году средняя цена 1 барреля марки «Юралс» была 60,9 долларов США, то в 2007 - 69,5. В конце 2007 года, начале 2008 наблюдается новый виток повышения цены на нефть. В январе 2008 года средняя цена - 89,5 долларов. В соответствии с действующей моделью экономического роста в 2007 году высокими темпами росли денежные доходы населения (12,3%), реально начисленная заработная плата (16,2%), оборот розничной торговли (15,2%), платные услуги населению (7,1%), кредиты физическим лицам (57,0%). Индекс потребительских цен составил 111,9%.

1 Потиенко Людмила Ивановна - канд. экон. наук, доцент кафедры мировой экономики и экономической теории ВГУЭС. E-mail: ludmila.potienko@vvsu.ru.

Замедление темпов роста основных показателей произошло в октябре 2008 года. Снижение основных макроэкономических показателей к показателям октября, ноября и декабря предыдущего года составило: объем промышленного производства в процентах к соответствующему периоду прошлого года в октябре -100,6%, в ноябре - 91,3%, в декабре -89,7%; инвестиции в основной капитал: в октябре -105,3%, в ноябре -99,1%, в декабре - 92,5%. Если цена на нефть в сентябре составила 94,4 долларов за баррель, в октябре -69,4, в ноябре - 50,7, в декабре - 38,1.

За I квартал 2009 года наблюдается существенный спад промышленного производства, объем составил 85,7% от соответствующего периода прошлого года (в I квартале 2008 года рост составил 106,2% к соответствующему периоду 2007 года). Снижение объемов производства обрабатывающей промышленности еще более велики - 79,2% от показателей за I квартал 2008 года (в I квартале 2008 года рост составил 108,7% к соответствующему периоду 2007 года).

В России сохраняется тенденция сокращения сальдо торгового баланса, которая наметилась в 2007 году. Внешнеторговый оборот России в 2007 году составил 578,2 млрд. долл. США (128,4% к 2006 году), в том числе, экспорт - 355,2 млрд. долл. (116,9%), импорт - 223,1 млрд. долл. (135,4%). Сальдо торгового баланса оставалось положительным - 132,1 млрд. долларов (в 2006 году - 139,2 млрд. долларов).

Несмотря на замедление роста мировой экономики и ухудшение конъюнктуры мирового рынка во втором полугодии 2008 г., высокая динамика роста основных показателей российской внешней торговли в первом полугодии позволила высоко оценить итоги 2008 года. Внешнеторговый оборот увеличился в 2008 году на 31,9%, экспорт на 32,8%, импорт - на 30,4%. Средняя мировая цена на нефть марки Urals в

2008 году составила 94,4 доллара США за баррель, увеличившись на 36,2% к уровню 2007 года.

С августа 2008 года на динамике российского экспорта все заметнее отражалось снижение цен на мировых рынках топлива и сырья. Кризисные явления в мировой экономике обусловили снижение объемов торговли России с зарубежными странами в I квартале 2009 года. Внешнеторговый оборот, по оценке Банка России, уменьшился по сравнению с I кварталом 2008 г. на 42,2%, в том числе со странами дальнего зарубежья - на 41,9%, со странами СНГ - на 43,7 процента. В общем объеме товарооборота на долю экспорта приходился 61%, импорта

- 39 %.Положительное сальдо счета текущих операций составило 11,1 млрд. долл. США против 38 млрд. долл. США в I квартале 2008 года. Основной причиной его более чем троекратного снижения стало масштабное сокращение положительного баланса внешней торговли товарами. Экспорт товаров составил 60,1 млрд. долл., что меньше уровня сопоставимых периодов 2006-2008 годов на 12%, 16,1% и 45,4% соответственно. В условиях сжатия мирового спроса продукция

добывающих отраслей значительно подешевела к концу 2008 года. В результате в I квартале 2009 года контрактные цены на сырую нефть и нефтепродукты, необработанные медь и никель составили меньше половины уровня соответствующего периода 2008 года. Около трети сокращения экспорта было обусловлено снижением поставок в физическом выражении. В стоимостной структуре вывоза с 67,4% до 59,5% уменьшилась доля трех основных топливно-энергетических товаров.

В первом квартале 2009 года средняя цена на нефть сложилась более, чем в два раза ниже соответствующего периода 2008 года, валютный курс доллара вырос. В первом квартале 2008 года средний курс составил 24, 22 руб. за 1 доллар США, то в первом квартале 2009 года -33,99 руб. Снижение курса рубля и рост спроса на иностранную валюту, спад экономики, ускорение инфляции и снижение темпов роста цен на активы способствовали сокращению спроса на национальную валюту. В январе-феврале 2009 года использовано 794,2 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, что соответствует 85,3% к уровню соответствующего периода предыдущего года. Это самым негативным образом сказалось на состоянии инвестиционного процесса в стране.

По предотвращению дефолтов по внешней и внутренней задолженности и банкротства банков, недопущению паники банковских вкладчиков еще осенью 2008 года были срочно выделены государственные финансовые ресурсы крупнейшим банкам и корпорациям. Кроме того, государством проводилась достаточно грамотная политика плавной девальвации рубля, которая погасила ажиотажный спрос на валюту, обеспечив тем самым более устойчивое состояние банковской системы. На это государство израсходовало более 150 млрд. долларов США из государственных валютных резервов. В кризисные времена 1998 года у государства е было возможности поддержать банковскую систему, что привело к банкротству крупнейших банков.

Финансовый кризис показал неспособность фондового рынка быть проводником инвестиционных ресурсов для модернизации экономики. Фоновый рынок был и остается в основном спекулятивным, чутко реагирующим на колебания цены на нефть, т.к. его капитализация на 85% определяется энергетическим сектором российской экономики. Поэтому основным институтом, обеспечивающим организацию инвестиционного процесса, является банковская система. Фондовый рынок стал спусковым крючком валютно-финансового кризиса в России. Причем механизм запуска кризиса в 2008 году и в 1998 годах примерно одинаков. В 1998 году у Правительства не хватило средств на поддержание валютного курса национальной валюты, в рамках валютной политики фиксированного валютного курса. Ограничения на присутствие иностранных инвесторов на фондовом рынке были сняты еще в 1996

году, иностранцы могли покупать государственные ценные бумаги (ГКО-ОФЗ). С этой целью был открыт специальный счет «С» в рублях для любых нерезидентов, как физических, так и юридических лиц. Нерезиденты непосредственно влияли на рынок государственных ценных бумаг. Накануне кризиса вложения внешних инвесторов в российские государственные облигации составили в долларовом эквиваленте более 20 млрд. долл. Мотивация иностранных инвесторов понятна. Их привлекала сверхдоходность государственного финансового актива. Российское правительство такими мерами делало попытку решить проблему дефицита бюджета. Валютно-финансовая система России попала в сильную зависимость от поведения нерезидентов. И без нерезидентов было достаточно причин, которые могли привести к дестабилизации валютного рынка и которые Россия уже переживала (1994-1995 г.г.). Дестабилизация рынка во много раз увеличилась, когда зарубежные владельцы стали активно избавляться от российских ценных бумаг и вывозить доллары. Валютные ресурсы были совершенно недостаточны, чтобы выполнить принятые обязательства. Чрезвычайные антикризисные меры, объявленные российскими властями 17 августа, формально не внесли существенных изменений в правовые основы режима конвертируемости. Однако девальвация, понизившая валютный курс рубля в 2,5-3 раза при беспорядочных колебаниях в сочетании с прекращением погашения ГКО-ОФЗ и мораторием на платежи частным иностранным кредиторам в сильнейшей степени дезорганизовали внутренний валютный рынок, ограничив возможности упорядочного обмена рублей на иностранную валюту.1

В 2008 году проблемы американской экономики, впервые проявившиеся летом 2007 года в ипотечном секторе, обострились, начиная с III квартала 2008 года. К началу осени американский кризис трансформировался в глобальный финансовый. Россия была вовлечена в этот кризис. Юридической основой этого процесса явился закон «Об основах валютного регулирования и валютного контроля» и отмена ограничений на движение капитала с 1июля 2006 года, т.е. на полгода раньше. И в этот раз спусковым крючком кризиса стал фондовый рынок. На российском фондовом рынке доля участия иностранных инвесторов значительно больше, чем в других странах - более 50% на рынке акций и более 75% на рынке облигаций. На мировых рынках наблюдались распродажи по всему спектру финансовых активов, т. к. нужна была наличность. Нерезиденты активно продавали ценные бумаги на российском фондовом рынке, что в свою очередь спровоцировало резкий рост спроса на иностранную валюту, и как результат, падение курса рубля, которое могло быть обвальным. Центральным банком России была принята валютная политика плавной девальвации рубля. Таким образом,

1 Потиенко Л.И. Государственное регулирование валютно-финансовой среды в России. Владивосток, Дальнаука, 2003.

уроки кризиса 1998 года досконально не были изучены. Государством не были предложены меры по активизации инвестиционной функции фондового рынка, увеличению доли на рынке резидентов, особенно физических лиц, что сделало бы российских фондовый рынок менее уязвимым от глобальных процессов, а значит и более устойчивым.

Модель экономического роста, которая была принята Правительством с 2006 года, привела к структурным диспропорциям в банковской сфере. Прежде всего, это выражалось в том, что кредиты нефинансовому сектору превысили депозиты предприятий и населения. Дополнительное кредитование осуществлялось за счет внешних займов. В 2008 году разрыв между кредитами и депозитами превысил все собственные средства банковской системы. Когда закончился приток иностранных кредитов, чтобы не допустить банкротство банков, была оказана государственная помощь крупнейшим банкам, в основном государственным. В структуре пассивов российских банков доля государственных субординированных кредитов составляет более 12%. К началу 2009 года разрыв между кредитами и средствами клиентов нефинансового сектора составил около 3,5 трлн. Рублей. Чтобы уменьшить диспропорции необходимо или сокращать объемы кредитования или увеличивать собственные средства и сбережения. Чтобы не уменьшать объемы кредитования Правительство решило расширить практику предоставления субординированных кредитов не только крупным банкам, но и небольшим региональным банкам. Кроме того, Правительством предусмотрен большой пакет средств на поддержку системообразующих предприятий, а также предприятий малого и среднего бизнеса. Необходимо подчеркнуть, что статистика фиксирует, что размер диспропорций между кредитами и депозитами в региональных банках значительно меньше. Например, по банкам, зарегистрированным в Приморском крае, разница между кредитами и средствами клиентов в конце 2008 года составила около 2,5 млрд. рублей, а среди банков, расположенных на территории края - около 12 млрд. рублей. В Москве разница составила около 2 трлн. рублей для банков, зарегистрированных на территории, а у банков, расположенных на территории города Москвы дисбаланса не наблюдалось.1

В настоящее время наблюдается процесс наращивания капитализации банковской системы по пути выдачи субординированных кредитов. Причем не только банкам, расположенным в первой десятке, но и банкам, так называемого второго эшелона. Статистика показывает рост доли просрочки и не возврата кредитов, показатель достаточности капитала под угрозой невыполнения. Собственники вынуждены увеличивать свою долю в капитале банка, а государство выдавать субординированные кредиты. Ассоциация российских банков

1 Региональный раздел [Электронный ресурс] // Официальный интернет-сайт ЦБ РФ. ИКЬ.: http://www.cbr.ru/rigions/ (дата обращения 12 апреля 2009 г.).

предложила выдавать субординированные кредиты региональным банкам и на эти цели в федеральном бюджете предусмотреть 25 млрд. рублей.

Какую позитивную роль играет государственное регулирование денежно-кредитной политики можно проследить на примере Китая.1 КНР сумела избежать системного финансового кризиса, как фондового рынка, так и банковской системы. Контрольные органы Китая проявляют довольно большую бдительность. Развитием финансовых рынков управляет государство. Это обстоятельство имеет чрезвычайное значение для сохранения доверия населения к финансовой системе. Хотя ведущие китайские компании вышли на зарубежные фондовые площадки, тем не менее, собственный рынок еще мало используется международными компаниями. Фондовый рынок пока слабо связан с мировой финансовой системой.

Что касается банковской системы, то китайский центральный банк осуществляет контроль за процентными ставками по кредитам и депозитам. Основную массу прибыли банку дает маржа по этим ставкам. Банковская система в основном накопительная. Хотя роль банков на валютном рынке повышается за счет введения различных рыночных финансовых инструментов, но ЦБ Китая пока регулирует диапазон дневных колебаний курса юаня по отношению к доллару на рынке наличных валютных операций. В Китае проводится политика постепенного продвижения к конвертируемости юаня по финансовому счету операций платежного баланса в отличие от российской политики.

Следует отметить, что в китайской экономической модели развития страны преобладает исключительно национальный интерес. В ней значительно больше логики и здравого смысла, чем в российской экономической модели.

Из имеющихся институтов, которые активизируют

инвестиционный процесс в России, положительную динамику имеют Особые экономические зоны. Но количество рабочих мест создано еще незначительно (на 1 апреля 2009 год - 7136), хотя необходимо отметить их инновационную направленность.

ОЭЗ - это проект точечного характера. Он не способствует сокращению территориальных диспропорций в распределении инвестиций. Структурные преобразования экономики в значительной мере затрагивают интересы отдельных территорий. Поэтому, на наш взгляд, особую роль в государственном регулировании инвестиционных процессов в России должна выполнять государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», которая создается в соответствии с законом «О Банке развития». В соответствии с этим законом, Внешэкономбанк действует в целях обеспечения повышения конкурентоспособности

1 Я. Бергер. Китай в условиях глобального экономического кризиса /. Я. Бергер //Проблемы Дальнего Востока. - 2009. - №1.- С. 31-44.

- 150 -

экономики Российской Федерации, ее диверсификации; стимулирует инвестиционную деятельность по реализации проектов в Российской Федерации и за рубежом, в том числе с участием иностранного капитала, направленных на развитие инфраструктуры, инноваций, особых экономических зон, защиту окружающей среды, на поддержку экспорта российских товаров, работ и услуг, а также на поддержку малого и среднего предпринимательства. Согласно закону «О банке развития» государственная корпорация Внешэкономбанк концентрирует у себя весь ныне разрозненный механизм управления государственными инвестициями. По сути, Внешэкономбанк должен являться координатором деятельности Федерального агентства по особым экономическим зонам, Российской венчурной компании и Инвестиционного фонда и других институтов развития. Одна из функций, предусмотренная законом «О банке развития», является открытие филиалов, представительств, а также создание юридических лиц на территории отдельных регионов Российской федерации. Создание филиала Внешэкономбанка на территории, например, Дальневосточного округа будет способствовать координации деятельности государства и территориальных органов по выбору приоритетных направлений для инвестирования, отработки проведения конкурсов по выбору наиболее интересных проектов, проведения государственной экспертизы проектов, и отпадет необходимость делать все это в центре.

На преодоление последствий кризиса правительством предложен блок антикризисных мероприятий. Это меры налоговой, бюджетной политики. С целью обеспечения целевого характера поддержки, был определен перечень предприятий, которые являются

системообразующими на федеральном уровне (295). В дополнение к федеральному перечню сформирован перечень предприятий регионального значения (1148), мониторинг за состоянием которых ведется министерством регионального развития России совместно с региональными органами власти. Особо следует выделить систему мер государственной поддержки малого и среднего бизнеса. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля

2009 г. № 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства».

Указанное постановление предполагает следующие направления поддержки:

1) увеличение капитализации региональных гарантийных фондов по кредитам субъектов малого и среднего предпринимательства до 10 млрд. рублей;

2) содействие в развитии организаций микрофинансирования за счет средств федерального бюджета в размере 1,0 млрд. рублей, что позволит

в среднем финансировать около 20 000 проектов микро- и малых компаний ежегодно;

3) субсидирование процентных ставок по кредитам субъектов малого и среднего предпринимательства за счет средств федерального бюджета в размере 1,1 млрд. рублей в целях поддержки кредитования сектора в размере 11 - 14 млрд. рублей;

4) увеличение капитализации действующих 15 региональных фондов инвестиций в малые инновационные компании (венчурные фонды) на 1,1 млрд. рублей;

5) увеличение капитализации и формирование новых региональных фондов акций и фондов смешанных инвестиций с целью поддержки небольших инвестиционных проектов малых и средних компаний (30 - 60 млн. рублей);

6) развитие программы предоставления грантов начинающим -субсидий индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам -производителям товаров, работ, услуг, для компенсации целевых расходов по регистрации, аренде помещения, приобретению основных средств;

7) завершение строительства начатых ранее (до 2009 года) объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства (бизнес-инкубаторы, технопарки и промышленные парки) и сохранение темпов создания объектов, достигнутых за предшествующий период, подготовку проектно-сметной и иной разрешительной документации для проектов промышленных парков и технопарков.

В 2009 году расходы федерального бюджета на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства будут увеличены до 10,5 млрд. рублей, при этом в дополнение к ранее запланированным средствам будет выделено 6,2 млрд. рублей. Следует отметить, что на этот раз Правительство к процессу структурной перестройки экономики подключила самый мобильный и инициативный слой предпринимательства. Собственно этот слой общества вынес на своих плечах все тяготы перестройки экономического базиса в начале 90х годов прошлого века. Причем без всякой поддержки со стороны государства, скорее всего, сработал инстинкт самосохранения. И после кризиса 98 года реальный сектор некоторое время демонстрировал оживление. И надо было случиться кризису 2008 года, чтобы Правительство, наконец, выработало более реально значимые меры по поддержке реального сектора экономики.

На инвестиционные процессы и на направление финансирование инвестиций в настоящее время оказывают влияние внешнеэкономическая политика государства и меры таможенно-тарифного регулирования. В 2008-2009 г.г. особое внимание в данной области уделялось подготовке решений, направленных на защиту внутреннего рынка от увеличивающегося импорта товаров, поддержку отечественных

товаропроизводителей, привлечение дополнительных инвестиций в производство товаров в России и повышение конкурентоспособности российских товаров на мировых рынках. Этому способствуют и меры валютной политики государства, сначала направленные на девальвацию национальной валюты, а затем на сдерживание укрепления курса национальной валюты.

Насколько эффективны предложенные меры можно будет судить только к концу 2009 года, т.к. механизм государственной финансовой поддержки достаточно громоздкий и неповоротливый, т.е. особой оперативностью не отличается. И пока не наблюдается адекватное современному состоянию российской экономики государственное регулирование основных инвестиционных институтов фондового рынка и банковской системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.