Научная статья на тему 'Кредит в банковской системе России'

Кредит в банковской системе России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
127
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКИ / КРЕДИТ И КРЕДИТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ГЛОБАЛЬНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ПРОЦЕНТНЫЕ СТАВКИ / РОССИЙСКИЙ ФОНДОВЫЙ РЫНОК / АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ / BANKS / LOAN AND CREDIT RELATIONS / GLOBAL FINANCIAL AND ECONOMIC CRISIS / DISCOUNT RATES / RUSSIAN STOCK EXCHANGE / ANTIRECESSIONARY ARRANGEMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шаронов Вячеслав Вячеславович

Статья посвящена влиянию кредита и кредитных отношений на состояние мирового хозяйства в ситуации глобального финансово-экономического кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кредит в банковской системе России»

Кредит в банковской системе России В. В. Шаронов

Статья посвящена влиянию кредита и кредитных отношений на состояние мирового хозяйства в ситуации глобального финансово-экономического кризиса.

Ключевые слова: банки, кредит и кредитные отношения, глобальный финансово-экономический кризис, процентные ставки, российский фондовый рынок, антикризисные меры.

Loan in the Bank System of Russia V. V. Sharonov

The article is devoted to the influence of loan and credit relations on the state of world economy in the situation of global financial and economic crisis.

Key words: banks, loan and credit relations, global financial and economic crisis, discount rates, Russian stock exchange, antirecessionary arrangements.

На обострение кризиса на рынке недвижимости в США и на поток негативной информации с мировых финансовых рынков в августе 2007 г. банковская система России отреагировала резким ростом фактических процентных ставок на межбанковском кредитном рынке по предоставленным кредитам сроком на один день. В сентябре -октябре их средние фактические значения составили 6,2 и 5,7 % годовых, в то время как в первой половине года диапазон их среднемесячных значений не превышал 3-5 % годовых. Ликвидные активы кредитных организаций к концу октября сократились до минимального в 2007 г. значения - 632 млрд руб. Резко замедлился и темп роста российского фондового рынка.

В таких условиях Банк России и правительство РФ приняли меры, направленные на обеспечение кредитных организаций необходимым объемом ликвидности. В этих целях Банк России существенно снизил нормативы обязательного резервирования по всем средствам, привлекаемым банками как в рублях, так и в иностранной валюте от физических и юридических лиц и банков-нерезидентов. Положительный эффект дало и увеличение расходов федерального бюджета -вложения в уставные капиталы государственных корпораций. В результате принятых мер банки получили финансовые средства в необходимых объемах и по приемлемым ценам. К концу 2007 г. уровень ликвидности кредитных организаций увеличился с 10,8 % (минимальное значение в конце октября) до 16,6 %. Но эта стабилизация стала лишь временной передышкой и прелюдией к последовавшим через год потрясениям, кото-

рые едва не парализовали финансовую систему страны [7].

Одним из первых кризис затронул российский фондовый рынок. Он стал жертвой сильного внешнего шока - падения цен на нефть; кредитного кризиса на мировых финансовых рынках; начавшейся рецессии экономик США и Европы, которая вызвала сокращение внешнего спроса. Сжатие глобальных финансов привело к обвалу российского рынка и масштабному оттоку средств из отечественной финансовой системы. Главные причины этого - «перекапитализация» рынка и сильная зависимость от непредсказуемой мировой ценовой конъюнктуры.

Обрушение фондового рынка едва не парализовало банковскую систему. Часть банков, получая «короткие» деньги от фондовых операций, размещали их в «длинные» кредиты под различные долгосрочные проекты. Когда банки утратили уверенность в том, что заемщики смогут вернуть деньги, они остановили свои кредитные операции, закрыв лимиты и кредитные линии; в результате мгновенной цепной реакции рынок межбанковского кредитования оказался парализован.

Переход глобального кризиса в острую фазу в конце 2008 г. и последовавшее за этим обрушение российского фондового рынка существенно ухудшили состояние российской банковской системы. Резко возрос спрос на ликвидные средства, в результате повысились процентные ставки на денежном рынке. Кризис межбанковского кредитования достиг своей кульминации в середине ноября, когда ставки по размещению кредитов превысили 17,8 % годовых, а фактические по

предоставленным кредитам - 21,5 % против их минимального уровня в середине июля: соответственно 3,8 и 3,1 % годовых.

Недостаток ликвидности и проблемы с кредитованием, парализовав кредитную систему, привели к росту неплатежей и банкротствам банков. В связи с резким ухудшением состояния банковской системы, наряду с расширением текущих оперативных мероприятий на валютном рынке, операциями по валютным свопам и РЕПО и кратным увеличением размещения остатков средств федерального бюджета на депозитах в банках, Правительство РФ и Банк России разработали и приняли пакет антикризисных мер.

Существенное расширение рефинансирования кредитных организаций Банком России за счет операций беззалогового кредитования позволило предоставить банкам средств на сумму свыше 2800 млрд руб. В результате в IV квартале 2008 г. объем требований к кредитным организациям увеличился более чем в восемь раз, а накопленная задолженность по беззалоговому кредитованию к концу года достигла 1769,6 млрд руб [1].

До второй половины 2007 г. быстрое расширение ресурсной базы банковского сектора позволяло удовлетворять растущий спрос внутренней экономики на кредиты и даже снижать стоимость заемных средств. Зарождающийся кредитный кризис, снизив доступность внешних заимствований как основного источника фондирования ресурсной базы кредитных организаций, сформировал повышательный тренд процентных ставок по размещаемым средствам. Стоимость кредитов корпоративным клиентам и гражданам увеличилась также из-за повышения ставок по депозитам населения и нефинансовых организаций. Наиболее заметно выросли ставки по рублевым кредитам населению на срок до 1 года.

Так, если в августе 2007 г. их среднее значение составляло 17,1 % годовых, то в ноябре 2008 г. - 28,0 %. Средневзвешенные ставки по рублевым кредитам банков нефинансовым организациям на срок свыше 1 года выросли с 10,8 % годовых в сентябре 2007 г. до максимального значения 13,9 % в октябре 2008 г. (Последний раз похожие ставки действовали в январе-феврале 2004 г.) Отметим, что наиболее быстро росли ставки по краткосрочным рублевым кредитам организациям на срок от 1 до 3 месяцев. Они увеличились на 6,9 процентных пунктов (п.п.) - с 9,0 % годовых в мае 2007 г. до 15,9 % годовых в ноябре 2008 г. Снижение доступности заемных средств для населения и организаций привело к

замедлению динамики их кредитования. Так, ноябрьское увеличение задолженности нефинансовых организаций перед банками (на 0,8 %) оказалось минимальным с марта 2006 г. (на 0,6 %), а среднемесячная динамика кредитов в сентябре-ноябре замедлилась в 2,4 раза - до 1,3 % против 3,1 % за первые восемь месяцев 2008 г.

Сокращение кредитования предприятий впервые с начала кризиса было зафиксировано в ноябре, когда общий объем задолженности снизился на 28 млрд руб. Испытывая дефицит ликвидности, российские банки ограничили объем кредитования строительства, а кредитные линии для возведения новых объектов были практически закрыты. Сложности с кредитованием покупателей сказались на розничных продажах автомобилей, сложной бытовой и радиоэлектронной техники. При этом его условия ужесточились по всем параметрам.

Впервые за последние годы объем выдачи кредитов населению в банковской системе в ноябре 2008 г. сократился на 0,7 % - до 4,1 трлн руб., в том числе из-за уменьшения кредитования покупки жилья. Так, если в I квартале 2007 г. темпы роста задолженности физических лиц достигли 189,6 % в годовом исчислении, то в III квартале 2008 г. они снизились до 84,6 %. В структуре жилищного кредитования физических лиц устойчиво росла доля наиболее рискованных ипотечных кредитов. За январь-сентябрь она повысилась на 4 п. п. - до 84,7 %. При этом только в III квартале 2008 г. просроченная задолженность по ипотечным кредитам увеличилась вдвое. К концу 2008 г. острая, финансово-спекулятивная фаза кризиса была преодолена [3].

Позитивные тенденции наметились в области кредитования корпоративных клиентов: в декабре 2008 г. рост их задолженности составил 1,6 % против 0,8 % в ноябре. В то же время кредитование физических лиц сократилось на 1,5 %. Настораживает дальнейшее увеличение просроченной задолженности по кредитам, выданным как физическим лицам, так и нефинансовым организациям. При этом величина созданных кредитными организациями резервов более чем вдвое превысила объем просрочки, что свидетельствует о сохранении негативных настроений в банковской среде и об ожиданиях дальнейшего ухудшения качества кредитных портфелей и закрытия банковских счетов.

Замедление производства, накопления и потребления сопровождалось существенным изменением макроэкономических параметров финан-

сирования национального хозяйства. Ограничения при привлечении внешних заимствований и отток капитала из страны привели к увеличению иностранных активов и прекращению наращивания обязательств российских банков перед их иностранными партнерами. В результате рост иностранных пассивов банков с максимального значения во II квартале 2007 г. (+16,8 %) сменился сокращением на 3 % в октябре-ноябре 2008 г.

Таким образом, мировой финансово-экономический кризис способствовал развороту финансовых потоков между российской банковской системой и нерезидентами. На фоне сокращения внешней задолженности банков в IV квартале 2008 г. более чем на 120 млрд руб. их иностранные активы увеличились более чем на 1300 млрд руб., то есть в 1,4 раза. К концу 2008 г. отрицательная позиция по чистым иностранным активам российских организаций сократилась до 300 млрд руб. против 2065,6 млрд руб. на конец первого полугодия. Во второй половине 2008 г. существенно изменилось и распределение средств федерального бюджета между звеньями банковской системы.

Так, в прошлом году средства органов государственного управления на счетах кредитных организаций увеличились более чем в четыре раза, при этом только за август-ноябрь они выросли более чем вдвое. В результате если до сентября 2008 г. органы государственного управления были чистыми кредиторами только Банка России, то затем государство стало чистым кредитором и кредитных организаций, то есть размещенные на их счетах средства расширенного правительства превысили объем его заимствований [1].

Значение федерального бюджета в насыщении банковской системы ликвидностью проявляется в декабрьском сокращении размещенных им средств в 1,7 раза - с 1205,7 млрд до 690,1 млрд руб. соответственно в конце ноября и декабре 2008 г. Предшествовавшее этому размещение средств федерального бюджета на счетах в кредитных организациях позволило заместить обмелевший поток внешнего финансирования внутренним, пока Банк России нормативно и организационно готовил дополнительные меры и инструменты рефинансирования.

Чистый объем финансирования государством банковской системы в целом за год увеличился более чем в 1,5 раза и на конец декабря 2008 г. превысил 7,2 трлн руб. Таким образом, сократившееся внешнее финансирование банковской

системы в IV квартале 2008 г. было частично замещено централизованным внутренним - Банка России и федерального бюджета. Под влиянием мирового финансового кризиса кардинально изменилось направление движения финансовых потоков в российской экономике. Началось сокращение чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования. К уменьшению поступлений иностранной ликвидности в страну (наряду с продолжающимся снижением доступности внешних заимствований) привело укрепление доллара на мировых рынках. В результате растущего оттока капитала и увеличения размера рублевых интервенций в сентябре, впервые после III квартала 2003 г., чистые иностранные активы Банка России снизились на 233,6 млрд руб. Суммарно за IV квартал 2008 г. это снижение составило 1508 млрд руб.

Таким образом, под влиянием углубляющегося мирового финансового кризиса резко изменилась структура источников формирования денежного предложения [2].

Реализуемые антикризисные меры и принципы принятия соответствующих решений требуют совершенствования. Осуществление ряда дополнительных мер позволит адекватно противостоять выявленным вызовам. Механизмы генерирования и распределения финансовых потоков могут передавать как дополнительные кризисные импульсы, так и стимулы к макроэкономической стабилизации, поэтому поддержание работоспособности финансовой системы должно быть безусловным приоритетом антикризисной политики. В первую очередь необходимо отметить курсовую политику Центрального банка РФ, приближающую «цену» рубля (а значит, и все финансовые параметры) к новому равновесному состоянию.

Иными словами, ЦБ РФ создал для себя возможность управлять курсом рубля, контролируя банковскую ликвидность: в случае возобновления спекулятивных атак на рубль Центробанк просто сократит ее предоставление банкам. В этих условиях продажа валюты будет осуществляться в основном для целей рефинансирования внешних корпоративных займов.

Отметим, что при необходимости ЦБ может воспользоваться и такими административными мерами, как обязательное резервирование для юридических лиц части средств, которые предполагается вывезти из страны, и обязательная продажа экспортерами части валютной выручки. Еще одна возможная мера - введение норматива резервирования, который начинает автоматически дей-

ствовать при превышении величины иностранных активов над иностранными пассивами в чистой валютной позиции. Как отмечают многие участники рынка, подобных ограничений можно избежать, если в качестве инструмента регулирования краткосрочной валютной ликвидности использовать начисление хотя бы минимальных процентов на остатки по счетам банков в ЦБ в иностранных валютах. Полезны были бы и аукционы валютных облигаций Банка России [4; 5].

В целом, положительно оценивая тактику ЦБ РФ по определению ориентиров курсообразова-ния, необходимо отметить, что в 2009 г. возможен переход к новой модели денежного предложения. В силу сокращения притока капитала, то есть пополнения чистых международных резервов, и ограниченных возможностей использовать последние в целях, не связанных с обеспечением бюджетной стабильности, основным источником формирования денежного предложения должно стать увеличение ЦБ валового кредита банковской системе. Фактически такое положение уже сложилось к концу 2008 г. Эффективность дальнейших шагов денежных властей по пополнению ликвидности будет зависеть от состояния самих банков, повышения их устойчивости, способности регуляторов обеспечить консолидацию банковского сектора.

По итогам первых месяцев (острой фазы) финансового кризиса можно констатировать, что банковскую систему России удалось удержать «на плаву». Ослабление курса рубля позволило банкам создать необходимые валютные резервы и обеспечить устойчивость текущих пассивов. Вместе с тем предпринятые шаги, насытив рынок краткосрочной ликвидностью, не смогли, по признанию вице-премьера А. Кудрина, компенсировать дефицит долгосрочных ресурсов. Не просматривается пока и решение важной структурной проблемы - ликвидации нарастающего разрыва между объемом кредитов и сбережениями нефинансового сектора. По оценке Центра стратегических исследований Банка Москвы, этот структурный дисбаланс составлял: на 1 августа 2007 г. - 2,2 трлн руб., на 1 октября 2008 г. - 3,8 трлн, на 1 ноября 2008 г. - уже 4,6 трлн руб. (что на 1,1 трлн руб. превышает весь капитал банковской системы). Согласно инерционному прогнозу на 2009 г., «кредитная яма» может увеличиться еще на 3 трлн руб. Очевидно, будет расти и банковская задолженность населения (на 1 ноября 2008 г. она составляла 4,1 трлн руб., то есть 78 % всех банковских сбережений) [6].

Реализация антикризисных мер началась 20 октября 2008 г. За первую неделю проведения аукционов по кредитованию без обеспечения Банк России предоставил более 420 млрд руб., что сопоставимо с общим объемом задолженности кредитных организаций на начало октября (407,3 млрд руб.).

Часть мер была направлена на преодоление дефицита доверия, другая - на решение ключевой проблемы российских банков (отсутствие внутренних ресурсов дешевого и «длинного» фондирования). К первой группе мер следует отнести предоставление кредитов в иностранной валюте для обслуживания части внешнего долга российских банков и нефинансовых предприятий, сроки погашения по которым наступили в IV квартале 2008 г.; компенсацию коммерческим банкам части убытков на рынке межбанковского кредитования; увеличение страхового возмещения по вкладам в кредитных организациях; введение механизма беззалогового кредитования (кредитования без обеспечения) и увеличение до полугода срока предоставления ресурсов Банком России. Среди мер, относящихся ко второй группе, выделим предоставление долгосрочных субординированных кредитов ряду банков, что заменило внешнее финансирование. Так, ЦБ РФ выдал субординированный кредит Сбербанку России на срок до 31 декабря 2019 г. включительно по ставке 8 % годовых путем приобретения выпущенных им ценных бумаг.

ЦБ РФ постоянно расширяет ломбардный список для увеличения возможностей рефинансирования кредитных организаций. Тем не менее, решение об использовании залогов под кредит ЦБ РФ не работает для кредитования обществ с ограниченной ответственностью, частных предпринимателей, потому что Банку России сложно изучать каждый кредит в целях определения его надежности. Данную схему правильнее разделить на два этапа. Первый этап - оценка активов, предоставление гарантий, кредита - за Внешэкономбанком (ВЭБ). Опираясь на эту оценку, ЦБ РФ рефинансирует данные кредиты -второй этап. Но более эффективными стали бы принятие и реализация закона о секьюритизации, тогда у банков появилась бы возможность рефинансироваться под кредиты малому бизнесу.

Российские малые предприятия в 2009 г. могут получить кредитов общим объемом более 3 млрд евро. Объемы поддержки малого бизнеса правительством РФ в 2009 г. по сравнению с 2008 г. вырастут почти в 2,5 раза и составят

10,5 млрд рублей, выделяемых по линии Минэкономразвития. Также в этом году правительство выделяет еще 15 млрд рублей соответствующим региональным фондам в дополнение к 3,5 млрд, запланированным на эти цели изначально [7].

Кроме того, в рамках программы по поддержке малого бизнеса ВЭБ заключил соглашение с немецким банком KfW на сумму 200 млн евро. Эти деньги будут направляться через российские банки для выдачи малым предприятиям кредитов на срок до 3 лет под гарантии Внешэкономбанка.

Для снижения стоимости кредитных ресурсов для малых предприятий ВЭБ применяет такие инструменты, как субсидирование ставок и ограничение маржи банков-партнеров программы. Так, в 2008 г. ВЭБ распределял средства между банками под 12 % годовых, а ставки кредитов, выдаваемых банками малым предприятиям, составляли около 17 %.

Теперь целевой уровень ставки кредитов малому бизнесу оценивается в 12 %. Для поддержки закупок оборудования малыми предприятиями ВЭБ намерен профинансировать не менее 50 ли-

зинговых компаний в объеме 4 млрд рублей. Кроме того, банк собирается выделить 1 млрд рублей на программу микрофинансирования. Результатом этих усилий должен стать рост доли малого бизнеса в российской экономике.

Библиографический список

1. Замараев, Б. Экономические итоги 2008 года: конец тучных лет [Текст] / Б. Замараев, А. Назарова и т. д. // Вопросы экономики. - 2009. - № 3. - С. 4-25.

2. Гусев, К. Н. Какой должна быть экономика России после кризиса? [Текст] / К. Н. Гусев // Банковское дело. - 2009. - № 6. - С. 16-21.

3. Юргенс, И. Ю. Экономический кризис в России: экспертный взгляд [Текст] / И. Ю. Юргенс // Вопросы экономики. - 2009. - № 4. - С. 4-30.

4. Хорошев, С. Преодоление кризисной ситуации: обсуждение на годовом собрании Ассоциации «Россия» [Текст] / С. Хорошев // Банковское дело. - 2009. -№ 6. - С. 34-35.

5. www.credirs.ru

6. www.rbc.ru

7. www.banki.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.