Научная статья на тему 'О некоторых аспектах развития туризма в Омской области'

О некоторых аспектах развития туризма в Омской области Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
934
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / TOURISM / ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ / TOURISM RESOURCES / РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА / TOURISM DEVELOPMENT / ТУРИСТСКИЙ ПРОДУКТ / TOURISM PRODUCT / РЕГИОН / REGION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Кузнецова О.П., Кузьменко А.А.

В статье раскрыто происхождение термина «туризм», определены целевые направления туристско-рекреационной деятельности Омской области, выявлены преимущества и недостатки, влияющие на развитие туризма в Омской области, вместе с тем особое внимание авторы уделяют значению развития туризма в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Кузнецова О.П., Кузьменко А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some aspects of development of tourism in Omsk region

The article deals with the origin of the term «tourism». There are identified target areas of tourism and recreation activities Omsk region identified the advantages and disadvantages that affect the development of tourism in the Omsk region, however, special attention is paid to the value of tourism development in the region.

Текст научной работы на тему «О некоторых аспектах развития туризма в Омской области»

<

УДК 338.48(571.13)

О. П. КУЗНЕЦОВА А. А. КУЗЬМЕНКО

Омский государственный технический университет

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

В статье раскрыто происхождение термина «туризм», определены целевые направления туристско-рекреационной деятельности Омской области, выявлены преимущества и недостатки, влияющие на развитие туризма в Омской области, вместе с тем особое внимание авторы уделяют значению развития туризма в регионе.

Ключевые слова: туризм, туристские ресурсы, развитие туризма, туристский продукт, регион.

Термин «туризм» появляется в русском языке в середине XIX века, будучи заимствованным из английского. Однако истоки термина связаны с французским словом «tourisme». Корень слова «tour» переводится как «тур, поездка, прогулка». Следует отметить, что первоначально значение этого слова в XIV веке было «круг, поворот, округление», и только в XVIII веке оно приобрело значение «путешествие».

В 1993 году Статистическая комиссия ООН определила туризм как «деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в месте, находящемся за пределами их обычной среды в течение периода, не превышающего одного года подряд с целью отдыха, деловыми и другими целями» [1].

В современной экономической науке туризм рассматривается как системный объект изучения, что позволяет, с одной стороны, выявить его структуру с многообразием внутренних связей, а с другой — определить характер взаимодействия с внешней средой. В соответствии с дефиницией, разработанной Международной ассоциацией научных экспертов в области туризма, туризм, как социально-экономическая система, представляет собой совокупность отношений, связей и явлений, возникающих во время перемещения и пребывания людей в местах, отличных от их постоянного места проживания и не связанных с их трудовой деятельностью [2, с. 10].

Таким образом, туризм допускает только временное пребывание граждан за пределами их обычной среды, исключая осуществление оплачиваемой деятельности в месте пребывания, отсюда следует, что люди, совершающие поездки профессионально или вынужденно (дипломаты и консульские работники, военнослужащие, эмигранты, беженцы и др.) не подпадают под категорию туристов.

И. А. Раннинен, В. Ю. Мамаева и Е. В. Кулагина, изучив характеристики и понятие туризма, в своей статье выделяют следующие его основные признаки как самостоятельной отрасли:

1. Специализированная материально-техническая база.

2. Специфические природно-антропогенные ресурсы.

3. Уникальность производимых услуг и технологии обслуживания.

4. Формирующаяся, новая система управления.

5. Высокая общественная значимость, в том числе экономическая, социальная, политическая [3, с. 105].

Основными целями туризма являются познавательные цели, духовное и физическое оздоровление, отдых, развлечение, гостевые цели, стремление к спортивному образу жизни, деловые цели, получение новых ощущений, религиозные цели и другие.

Как и в любой иной сфере, в туризме основой для функционирования и развития являются ресурсы, к которым относятся природные, исторические, социально-культурные объекты.

Потребителем туристических услуг выступает турист, а для его качественного обслуживания создается, функционирует и развивается индустрия туризма.

В настоящее время сфера туризма развивается довольно интенсивно и имеет важное социальное и экономическое значение, поскольку увеличивает местный доход; создает новые рабочие места, обеспечивая занятость населения; развивает все отрасли, связанные с производством туристских услуг; развивает социальную и производственную инфраструктуру в туристских центрах; активизирует деятельность центров народных промыслов и развитие культуры; обеспечивает рост уровня жизни местного населения; увеличивает валютные поступления.

Развитие туризма создает возможность для реструктуризации соответствующей инфраструктуры, способствует повышению качества жизни, совершенствует систему социально-культурного обслуживания населения. Так же с помощью туризма повышается престиж той местности, в которой он развивается и функционирует, укрепляются межрегиональные и международные связи.

Реализуя экономические цели, туризм играет и важное социальное значение, поскольку удовлетворяет эмоционально-психологические, духовные, социальные, материальные потребности людей, что положительно отражается на таких показателях, как качество и уровень жизни населения.

Далее рассмотрим некоторые аспекты развития туризма в Омском регионе. Отметим, что развитие туризма для региона в целом имеет как преимущества, так и недостатки. Преимущества заключаются

в том, что увеличивается денежный поток в регион, в том числе приток иностранной валюты; растет валовой национальный продукт; создаются новые рабочие места; реформируется структура отдыха, которая может быть использована как туристами, так и местным населением и другое.

Недостатки развития туризма заключаются в том, что туризм влияет на рост цен на местные товары и услуги, на земельные и другие природные ресурсы, на недвижимость; способствует оттоку денег за границу при туристском импорте; может вызывать экологические и социальные проблемы.

Основными факторами, способствующими развитию туризма в Омской области, являются: выгодное географическое положение области; наличие собственных природно-рекреационных, культурно-исторических ресурсов; наличие транспортных магистралей для совершения туристических поездок. Это подтверждается проведенными экспертами исследованиями природно-ресурсного и рекреационного потенциала азиатской части России на основе математического анализа, по результатам которого определённые регионы были оценены по 10 различным факторам, отражающим качественные и количественные показатели рекреации. Оценка была проведена с использованием следующей формулы:

Я = [(а + Ь + с)<3 + е + 1: — д]Ы||,

где Я — рекреационный потенциал территории; оценка познавательной (а), лечебно-курортной (Ь) и оздоровительно-спортивной функции территории (с), индекс экономического развития (<3), культурность ландшафтов (е), показатель относительной высоты (1:), степень конфликтности территории (д), показатель транспортной доступности (И), контрастность типов ландшафта (1), комфортность условий

(I) [4].

В результате проведенный анализ показал, что Омская область имеет достаточно высокую оценку рекреационных ресурсов, однако она уступает ряду сибирских регионов (Иркутская область, Красноярский край, Алтайский край, Томская область, Новосибирская область, Республика Хакасия) по турист-ско-рекреационному потенциалу [4].

О. В. Мезенцева и Е. В. Грушевая выделяют следующие основные целевые направления туристско-рекреационной деятельности Омской области, осуществляемой на ее территории:

1) лечебно-оздоровительный туризм (СПА, баль-неолечение, пелоидотерапия, отдых и профилактика заболеваний);

2) экологический туризм (в том числе рыболовный, охотничий туризм, сбор дикоросов);

3) агротуризм (руральный туризм);

4) спортивно-оздоровительный туризм (прогулочный, активный отдых, альпинизм и скалолазание на специально оборудованных площадках, экстремальный туризм);

5) культурно-познавательный туризм (экскурсионный, этнографический);

6) событийный, конгрессный и деловой туризм;

7) паломнический (религиозный) туризм.

Первые четыре направления туризма и рекреаций тесно связаны с природными туристско-ре-креационными ресурсами региона. Остальные направления связаны с использованием культурно-исторических и социально-экономических ту-ристско-рекреационных ресурсов Омской области [5, с. 256].

На сегодняшний день в индустрии туризма Омской области можно выделить следующие факторы, негативно влияющие на его развитие: низкая конкурентоспособность объектов размещения, неразвитая инфраструктура, наличие несоответствующей информации о Сибири в условиях сложившихся стереотипов, несоответствие предлагаемых услуг уровню фактических доходов населения, слабое межотраслевое взаимодействие, небольшой выбор предложений в сфере туризма, низкий уровень сервиса. Вместе с тем А. В. Кириченко подчеркивает, что «современное развитие индустрии туризма в Омской области характеризуется наличием глубоких противоречий в его организационной структуре, в направленности развития, в состоянии качественных и количественных характеристик» [6, с. 67].

Однако, несмотря на наличие множества недостатков в сфере туризма Омской области, прослеживается заинтересованность в нем, как в органах власти, так и в различных кругах бизнеса, которая обусловлена двумя основными причинами. Во-первых, сам по себе бизнес в сфере оказания туристских услуг характеризуется достаточно высокой доходностью. Во-вторых, туристский бизнес вовлекает в свою деятельность организации смежных отраслей экономики, например: гостиницы, санатории, пансионаты, базы отдыха, учреждения культуры и досуга, предприятия общественного питания, транспортные и ремонтно-строительные компании, рекламные агентства, предприятия связи и т.д. [7, с. 145].

В ходе сбора и систематизации исходной информации на территории города Омска и Омской области было выявлено:

— 20 учреждений санаторно-курортного направления;

— 43 учреждения профилакториев, баз и домов отдыха, гостевых домов, турбаз;

— 48 детских и санаторно-оздоровительных лагерей [5, с. 256].

В целом природно-рекреационные и культурно-исторические ресурсы Омского региона делают выгодным и интересным отдых для местных жителей, отечественных туристов и иностранцев, которые из всех предлагаемых услуг выбирают наиболее интересные и относительно недорогие. Значительным фактором для туристов выступает соотношение «цена —качество», которое должно быть оптимальным и приемлемым для туристов, а для этого необходимы высокое качество и привлекательность туристских продуктов (услуг), развитая инфраструктура, надлежащее качество обслуживания [8].

Разрабатывая туристические проекты, необходимо учитывать их совместимость с единым образом региона. Наиболее перспективными туристскими продуктами в настоящее время являются природная зона Муромцевского района и некоторые объекты города Омска, а в будущем ими могут стать, например, такие проекты, как «Омск — центр Транссиба», «Омск православный», «Малые города Омской области», «Туризм малых поселений» и другие.

Стоит подчеркнуть, что подход к проектированию и реализации указанных проектов должен изначально строиться по принципу комплексного развития территории и быть ориентированным на перспективу.

В настоящее время территория Омского региона не отличается большой туристкой популярностью и в большинстве используется как территория

о

от

Е

Т

для отдыха местного населения и вместе с тем недостаточно активно исследуется. Таким образом, развитие туризма Омского региона — это не только задача настоящего и будущего, но и возможность реализоваться за счет имеющихся в области уникальных природно-рекреационных ресурсов, объектов национального и мирового значения культурно-исторического наследия, которые являются предметом туристского интереса.

Библиографический список

1. Все о туризме. Туристическая библиотека [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://tourlib.net/books_tourism/ bogolubov.htm/. — Загл. с экрана (дата обращения: 25.01.2015).

2. Лихошерстова, Г. Н. Теоретико-методологический подход разработки стратегии управления развитием сельского туризма в регионе : моногр. / Г. Н. Лихошерстова, А. Ю. Ли-хошерстов. — Белгород : ИД «Белгород», 2012. — 156 с.

3. Раннинен, И. А. Влияние развития и продвижения туристских услуг региона на социально-экономическое развитие территорий / И. А. Раннинен, В. Ю. Мамаева, Е. В. Кулагина // Вестник Омского университета. Сер. Экономика. - 2012. - № 2. - С. 104-111.

4. Раннинен, И. А. Анализ экономической эффективности управления туризмом в Омской области [Электронный ресурс] / И. А. Раннинен. - Режим доступа : http://omsk-turinfo. ru/analiz-ekonomicheskoy-effektivnosti-upravleniya-turizmom (дата обращения: 28.01.2015).

5. Мезенцева, О. В. География рекреаций и лечебно-оздоровительного туризма в Омской области / Е. В. Грушевая,

А. В. Кириченко // Омский научный вестник. Сер. Ресурсы земли. Человек. - 2014. - № 2 (134).- С. 255-259.

6. Кириченко, А. В. Проблемы организации анализа инвестиционной привлекательности предприятий сферы туризма / А. В. Кириченко // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. - 2014. - № 1 (125). - С. 67-72.

7. Кириченко, А. В. Методические основы оценки инвестиционной привлекательности предприятий туристской сферы деятельности / А. В. Кириченко // Вестник Омского университета. Сер. Экономика. - 2010. - № 4. - С. 145-153.

8. Винокуров, М. А. Что такое туризм? / М. А. Винокуров // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2004. - № 3. - С. 1-9.

КУЗНЕЦОВА Ольга Павловна, доктор экономических наук, профессор (Россия), заведующая кафедрой государственного, муниципального управления и таможенного дела, проректор по внеучебной работе и социальным вопросам, почетный работник высшего профессионального образования РФ, почетный работник сферы молодежной политики РФ.

КУЗЬМЕНКО Арина Александровна, аспирантка, ассистент кафедры государственного, муниципального управления и таможенного дела. Адрес для переписки: anglichanochka91@mail.ru

Статья поступила в редакцию 30.04.2015 г. © О. П. Кузнецова, А. А. Кузьменко

УДК 332:334.025

О. П. КУЗНЕЦОВА Е. А. ЮМАЕВ

Омский государственный технический университет

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ_

Стратегическое планирование является важным инструментом управления социально-экономическим развитием субъектов РФ и муниципальных образований. Необходимо постоянно совершенствовать процесс разработки и реализации стратегических планов территорий, с тем чтобы они соответствовали реалиям сегодняшнего дня. В проведенном исследовании рассмотрены различные аспекты формирования планов стратегического развития на уровне субъектов РФ и муниципальных образований, определены актуальные задачи, которые должны быть решены.

Ключевые слова: стратегическое планирование, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

Субъекты РФ и муниципальные образования представляют собой сложные социально-экономические системы, которые одновременно должны обладать высоким уровнем устойчивости к негативным внешним воздействиям, нацеленностью на устойчивое развитие. Управление территорией

делает возможным поддержание на достигнутом уровне всех систем жизнеобеспечения, объемов и качества государственных и муниципальных услуг [1, с. 48-51]. Также оно направлено на повышение этого уровня для роста качества жизни населения. Современные условия требуют придания процессу

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.