Электронный журнал, — 2010. — № 1. — Режим доступа: www. psyedu.ru (дата обращения: 01.01.2013).
КАЗАНЦЕВА Анна Сергеевна, преподаватель, аспирантка кафедры «Менеджмент, маркетинг и
коммерция». Статья поступила в редакцию 03.11.2013 г.
Адрес для переписки: [email protected] © а. С. Казанцева
УДК 338 4833о.322 А. В. КИРИЧЕНКО
Омский государственный институт сервиса
ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ АНАЛИЗА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ ТУРИЗМА
Один из самых важных и ответственных этапов инвестиционного процесса в сфере туризма — это выбор предприятия, в которое будут вложены ресурсы. Решить данную задачу возможно с помощью анализа инвестиционной привлекательности туристских предприятий. В статье предпринята попытка систематизировать существующие подходы к определению понятия «инвестиционная привлекательность предприятия». Исследованы методические подходы к анализу с выделением достоинств и недостатков, присущих каждому из представленных направлений, а также выделены аспекты, формирующие инвестиционную привлекательность предприятий сферы туризма, которые кратко раскрываются через систему экономических показателей.
Ключевые слова: туризм, туристские предприятия, инвестиции, инвестиционная привлекательность, экономический анализ, финансово-экономические показатели.
В России в настоящее время постепенно формируется реалистичный подход к туризму и понимание его как сферы экономики, обладающей значительными выгодами для социально-экономического развития регионов страны. По данным Всемирной туристской организации, Российская Федерация занимает одно из ведущих мест в мире в сфере международного туризма. За 2011 год страна приняла около 25 млн международных туристов (13-е место в мире), ее доходы от международного туризма в 2011 году составили $11,4 млрд [1].
Богатое культурное наследие и природное разнообразие ставит Россию на заметное место в мире среди стран с потенциальным ростом туризма. В настоящее время в стране сфера услуг и туристическая инфраструктура проходят период обновления, согласно утвержденной правительством федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 — 2018 годы)», согласно которой в течение 8 лет на развитие туризма будет выделено около 100 млрд рублей. Средства будут потрачены на самые привлекательные инвестиционные проекты, которые будут реализовываться на территориях с наибольшим туристически-рекреационным потенциалом [2].
В России внутренний и въездной туризм развит пока в нескольких регионах (Северо-Запад, Поволжье, Черноморское побережье). Освоение новых рекреационных территорий позволит решать соци-
альные проблемы и способствовать экономическому развитию регионов страны [3].
Современное развитие индустрии туризма в Омской области характеризуется наличием глубоких противоречий в его организационной структуре, в направленности развития, в состоянии качественных и количественных характеристик. Сделать выводы о привлекательности турсферы региона можно, проанализировав данные Росстата РФ об основных показателях услуг в исследуемой области (табл. 1) [4, с. 264-314].
Это подтверждается исследованиями природноресурсного и рекреационного потенциала азиатской части России, проведенного на основе математического анализа с помощью балльной оценки [3]. Омское Прииртышье, уступая ряду сибирских регионов, например Иркутской области, Красноярскому и Алтайскому краю, тем не менее имеет относительно высокую оценку рекреационных ресурсов (выше среднего).
Основными факторами, определяющими привлекательность Омской области, как туристского региона, по мнению И. А. Раннинен, являются: выгодное географическое расположение области; наличие привлекательных природно-рекреационных ресурсов; историческое и культурное наследие региона; наличие транспортных магистралей, для транзитных остановок в туристских маршрутах по Сибири и странам Азиатско-Тихоокеанского региона; место проведения известных международных
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014
Основные показатели услуг в области туризма в Омской области
Показатель 2000 2005 2008 2009 2010
Объем платных туристских услуг населению, млн руб. 21 370 954 978 1042
Численность российских туристов, отправленных турфирмами в зарубежные туры, чел. - 26351 39820 41611 53914
Объем услуг гостиниц и аналогичных средств размещения, млн руб. - 287 495 432 471
Численность лиц, размещенных в коллективных средствах размещения, тыс. чел. 189 301 333 351 451
Объем платных санаторно-оздоровительных услуг населению, млн руб. 114 363 586 613 632
и всероссийских мероприятий. Есть факторы, нега-
тивно влияющие на развитие туризма в Омской области: наличие неадекватной информации о Сибири в условиях сложившихся стереотипов; несоответствие ценовой политике предлагаемых услуг; низкая конкурентоспособность объектов размещения; неразвитость транспортного обслуживания; неэффективная инфраструктура отрасли; слабое межотраслевое взаимодействие; отсутствие информационного взаимодействия с другими регионами [3].
Таким образом, Омская область располагает достаточно большим потенциалом для дальнейшего развития туристской отрасли, основой которого являются природные и культурно-исторические ресурсы, а также материальная база и профессиональные кадры. В настоящее время в данную сферу активно привлекаются инвесторы с целью создания на базе природных эколого-рекреационных ресурсов региона современной туристской индустрии, предоставляющей широкие возможности для отдыха, изучения уникальных природных и культурно-исторических объектов.
Отметим, что сегодня привлечение инвестиций и реальный сектор экономики, к которому относится туризм и его обслуживающая инфраструктура, — вопрос выживания. Инвестиции необходимы в первую очередь для обеспечения расширенного воспроизводства, производства новых услуг с улучшенными количественно-качественными показателями, что придаст им высокую привлекательность и конкурентоспособность [5, с. 156—157].
Один из самых важных и ответственных этапов данного процесса — это выбор предприятия, в которое будут вложены инвестиционные ресурсы. На выбор же объекта инвестирования в основном влияет такая категория, как инвестиционная привлекательность предприятия.
Решению практических проблем объективной оценки инвестиционной привлекательности хозяйствующего субъекта мешает путаница в терминологии и несовершенство понятийного аппарата. В экономической литературе до настоящего времени не выработан единый подход к определению содержания понятия «инвестиционная привлекательность хозяйствующего субъекта». В этой связи задачи и проблемы, возникающие в ходе инвестиционного процесса, решаются каждым инвестором самостоятельно, опираясь на его субъективные представления в этих вопросах.
В западной экономической литературе понятие «инвестиционная привлекательность» (investment opportunity) используется в целях характеристики благоприятности внешней среды (относительно
объекта вложения) для осуществления инвестирования в данный объект в настоящем периоде времени. Таким образом, термин определяет состояние внешней среды, а не непосредственно объекта вложения.
Российскими учеными предлагаются различные толкования понятия «инвестиционная привлекательность предприятия». Тем не менее среди них можно выделить ряд сходных признаков, раскрывающих сущность данной экономической категории. В процессе систематизации подходов можно выделить следующие направления в рассмотрении инвестиционной привлекательности, такие как уровень развития предприятия; степень достижения целей и выполнения условий инвестора; совокупности показателей; степень достижения экономического эффекта; характеристики экономического состояния среды функционирования организации. Данная классификация была разработана на основе подхода, изложенного в работе О. Ю. Толкаченко [6], однако в оригинальный подход были внесены существенные изменения и дополнения [7].
Подводя итог вышесказанному и объединяя характеристики такого сложного и многозначного понятия как «инвестиционная привлекательность» применительно к туристским предприятиям, уточним данное определение.
Исходя из того, что туристское предприятие — это самостоятельно хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который на основе использования имущества трудовым коллективом производит и реализует продукцию, выполняет работы, оказывает услуги [8, с. 87].
Следовательно, под инвестиционной привлекательностью турпредприятий будем иметь в виду совокупность объективных финансово-экономических характеристик, значений и показателей состояния объекта на конкретную дату, соответствующих требованиям инвесторов по соотношению «доходность-риск» для инвестирования в соответствующие категории туристских объектов при условии достижения целей инвестора в течение определенного периода времени.
В настоящее время ни у кого из субъектов инвестиционной деятельности не вызывает сомнений необходимость анализа инвестиционной привлекательности предприятия — потенциального объекта инвестирования — как обязательной процедуры, предшествующей расчету ожидаемой эффективности любых вложений в этот объект. Причина — в признании того факта, что системный подход к организации инвестиционного процесса предполагает непременным атрибутом предварительную оценку возможностей той экономической системы, которая
Рис. 1. Характеристика подходов к оценке инвестиционной привлекательности предприятия
призвана обеспечить требуемую экономическую или иную эффективность данного процесса.
Инвесторы, принимая решение об инвестировании предприятия и стремясь при этом минимизировать риски, предъявляют определенные требования к обоснованию целесообразности использования привлекаемых средств. Как показывает практика, анализ и оценка инвестиционной привлекательности хозяйствующих субъектов во многих случаях не проводятся вообще, а если и проводятся, то преимущественно на основе использования показателей финансового состояния, т. е. носят односторонний характер. В результате задача достижения требуемой эффективности инвестиций зачастую остается нерешенной.
Следует отметить, что среди экономистов не существует единого подхода к анализу инвестиционной привлекательности, а также мнения относительно направлений, количества и структуры показателей оценки, которые характеризуют инвестиционную привлекательность субъектов хозяйствования.
Разработанные в мировой и отечественно практике методики по оценке и анализу инвестиционной привлекательности предприятия можно разделить на три группы. Преимущества и недостатки каждого из подходов схематично представлены на рис. 1.
Сравнительный анализ существующих методик оценки инвестиционной привлекательности предприятия показал, что авторы научных исследований зачастую без содержательного обоснования предлагают оценивать исследуемую экономическую категорию по разному количеству и составу показателей (табл. 2). Лишь в семи методиках предполагается сравнение расчетных и эталонных значений показателей. Большинство авторов предполагают рассчитывать сводный показатель инвестиционной привлекательности предприятия [9].
Изучив научные источники по вопросам оценки инвестиционной привлекательности предприятия, можно отметить, что методологические аспекты всестороннего, комплексного подхода к оценке инвестиционной привлекательности предприятия в настоящее время мало разработаны учеными-эко-номистами. Таким образом, для получения реальной и достоверной информации должны получать распространение частные методики оценки этой экономической категории, учитывающие не только общепринятые критерии, но и экономические реалии в том или ином секторе народного хозяйства, отраслевые особенности финансово-хозяйственной деятельности организаций, стратегические намерения и текущие интересы инвесторов. В связи с чем возникает потребность в разработке методики оценки
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014
Система показателей инвестиционной привлекательности предприятий в существующих методиках ее оценки
№ Авторы методик Наличие в методике
групповых показателей эталонных значений частных показателей интегрального показателя учета других факторов
финансовой устойчивости платеже- способности деловой активности рентабель- ности доходности
На основе анализа финансово-экономических показателей деятельности предприятия
1 Философов Л. 2 2 3 2 - - - -
2 Крылов Э. И. и др. 13 6 5 6 - - - -
3 Методические рекомендации по оценке ценных бумаг эмитента 3 1 1 2 - - - +
4 Шилов А. 1 2 - 1 2 - - -
5 Крейнина М. Н. - - - 2 3 - - -
6 Суверов С. + + + 3 - - - +
7 Ерошенков С. Г. 3 + - 3 - - - +
8 Шарп У. - 6 5 2 3 - - -
9 Ковалев В. В. - - - - 3 - - +
10 Абрютина М. С., Грачев А. В. 3 3 - - - - - -
11 Романов А. И., Лукасевич И. А. - 1 1 1 4 - - +
12 Белых Л. П. - - - - + - - -
14 Иванченко О. Г. 1 1 3 3 - - - +
На основе расчета единого интегрального показателя
14 Шеремет А. Д., Сайфулин Р. С. 2 3 7 8 - + +
15 Селезнева Н. Н., Ионова А. Ф. 2 3 7 8 - + +
16 Вахрушина М. А., Пласкова Н. С. 2 1 1 2 - - + -
17 Баканов М. И., Мельник М. В., Шеремет А. Д. 1 1 1 4 - + -
18 Гиляровская Л. И. и др. 9 + - + - - + -
19 Теплицкий В., Костюковский Ю. - - 1 1 3 - + +
20 Браверман А. 2 1 1 - - + +
21 Игольников Г. П., Патрушева Е. Г. 4 3 1 - 2 + +
22 Рейтинговый центр фирмы «АК&М» - 3 - 3 - - + +
23 Щиборщ К. В. + 3 - 1 - - + +
24 Едронова В. Н., Мизиковский Е. А. 5 5 4 11 - + -
25 Давыдов С. Б. - - - 4 - - + +
26 Симановский А. Ю. - - - - - - + +
27 Валинурова Л. С., Казакова О. Б. + + - + + - + +
28 Севрюгин Ю. В. 1 1 1 2 - - + +
29 Бабушкин В. А. + + + - - - + +
30 Денчук А. Е. + + + + + - + +
31 Белякова М. Ю. 3 1 - 2 - - + +
32 Глущенко М. Е. + + - - - - + +
33 Прибыткова Г. В. + + + + - - + +
34 Перцухов В. И. 1 2 2 2 - + -
инвестиционной привлекательности предприятий туристской сферы деятельности.
Анализ инвестиционной привлекательности предприятий, как часть экономического анализа, представляет собой элемент системы управления турпредприятием. Его функции в системе управления реализуются через принятие обоснованных решений о целесообразности вложений инвестиционных средств в тот или иной объект через формирование положительного инвестиционного образа предприятия на рынке капитала.
Основной целью анализа инвестиционной привлекательности туристского предприятия является количественная оценка достигнутого уровня инвестиционной привлекательности субъекта хозяйствования.
Предметом анализа инвестиционной привлекательности туристского предприятия являются производственно-хозяйственные процессы, полученные финансовые результаты и эффективность деятельности, а также отраслевые особенности функционирования предприятия. В качестве объекта рассматривается турпредприятие (турфирма).
Представляется целесообразным использовать при проведении анализа инвестиционной привлекательности туристского предприятия систему показателей, объединенных в блоки: анализ финансовой привлекательности; анализ ресурсного потенциала; анализ туристских потоков; анализ влияния сезонности на финансово-хозяйственную деятельность турфирмы.
На первом этапе (первый блок) для оценки финансовой привлекательности предприятия воспользуемся традиционными группами показателей финансового анализа: анализ платежеспособности, финансовой устойчивости, эффективности и результативности деятельности, способности предприятия к саморазвитию в определенный момент времени, оптимальности структуры капитала, способности своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность, сохранять равновесие активов и пассивов в изменяющихся условиях внутренней и внешней среды, переносить непредвиденные неблагоприятные обстоятельства в границах допустимого уровня риска.
На втором этапе следует оценить темпы развития туристского предприятия и определить, в какой мере оно приблизилось к наивысшему уровню использования ресурсов и эффективности деятельности. Непосредственно для определения эффективности функционирования предприятия социально-культурного сервиса и туризма необходимо оценить эффективность использования имеющихся ресурсов. Для этого используют сравнительные (приростные) показатели, т.е. определяется функция эффективности использования ресурсов. Показатели финансово-экономической деятельности туристского предприятия включают: объем продаж — количество проданных туров; выручку от продаж туристского продукта; показатели использования ресурсов рабочей силы; показатели использования основных фондов и оборотных средств; показатели производительности труда и фонда заработной платы; себестоимость поданных турпродуктов и т.д.
Анализ туристских потоков (анализ рыночных сегментов) на рынке туристских услуг и его последующее прогнозирование являются важнейшими составляющими успеха турфирм. Это становится тем более актуальным в условиях обостряющейся конкурентной борьбы. Экономический и марке-
тинговый анализ рыночного спроса способствует повышению уровня его регулируемости и предсказуемости, что позволяет строить соответствующие маркетинговые стратегии и максимально эффективно осуществлять бизнес-планирование. В конечном итоге подобный анализ помогает достижению турфирмой ее основополагающих целей, основанных на современном маркетинговом подходе, — получение максимально возможной прибыли на основе удовлетворения потребностей потребителей в туристских услугах, приращение своей инвестиционной привлекательности [10, с. 160—179].
Для туристского рынка, а значит, и для субъектов, осуществляющих свою деятельность в границах этого рынка (турфирм и прочих предприятий туриндустрии), характерны значительные сезонные колебания спроса на туристские продукты. Сезонность — явление сложное и по своим последствиям противоречивое. Динамика спроса на различные турпродукты обуславливает колебания цен (их дифференциацию) в течение года. Анализ сезонности продаж турпродукта может проводиться при помощи любого ныне известного метода: простой средней, относительных чисел (величин), скользящей (подвижной) средней, аналитического сравнения.
Разработанный подход к анализу инвестиционной привлекательности предприятий сферы туризма, базирующийся на комплексном подходе к изучению объекта исследования, позволяет учитывать разнообразные аспекты привлекательности предприятия и отраслевые особенности его деятельности, что обеспечивает наиболее точные и достоверные результаты проводимых аналитических процедур.
Библиографический список
1. Туризм в России [Электронный ресурс]. — URL:http:// ru.wikipedia.org/wiki/ Туризм_в_России# (дата обращения:
22.10.2013).
2. О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации»: постановление Правительства Российской Федерации от 02.08.2011 № 644 // СПС «КонсультантПлюс-3000» (дата обращения:
22.10.2013).
3. Раннинен, И. А. Анализ экономической эффективности управления туризмом в Омской области / И. А. Раннинен. [Электронный ресурс]. — URL: http://omsk-turinfo.ru /index. php?option = com_ content&view= article&id = 130&Itemid = 51 &lang = ru (дата обращения: 22.10.2013).
4. Платное обслуживание населения в России. 2011 : стат. сб. / Росстат. — M., 2011. — 387 с.
5. Боголюбов, В. С. Экономика туризма : учеб. пособие / В. С. Боголюбов. — 2-е изд., стер. — М. : Академия, 2007. — 192 с.
6. Толкаченко, О. Ю. Классификация подходов к определению инвестиционной привлекательности предприятия / О. Ю. Толкаченко // Транспортное дело в России. — 2008. — № 4. - С. 86-87.
7. Кириченко, А. В. Методические основы оценки инвестиционной привлекательности предприятий туристской сферы деятельности / А. В. Кириченко // Вестник Омского университета. Сер. Экономика. — 2010. — № 4. — С. 145-153.
8. Яковлев, Г. А. Экономика и статистика туризма : учеб. пособие / Г. А. Яковлев — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство РДЛ, 2007. — 480 с.
9. Кириченко, А. В. Методологические проблемы оценки инвестиционной привлекательности предприятий сферы туризма в условиях инновационной экономики / А. В. Кириченко // Научные ведомости Белгородского государственного
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014
университета Сер. История. Политология. Экономика. Информатика. - 2011. - № 1 (96). - Вып. 17/1. - С. 45-56.
10. Сосненко, Л. С. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. Краткий курс : учеб. пособие / Л. С. Сосненко [и др.] - М. : КноРус, 2007. - 344 с.
КИРИЧЕНКО Анастасия Владимировна, старший преподаватель кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.11.2013 г. © А. В. Кириченко
УДК 336774 Н. А. МОРОЗОВА
Новосибирский государственный университет экономики и управления
«НИНХ»
К ВОПРОСУ О ТИПОЛОГИИ РИСКОВ МАЛОЙ И СРЕДНЕЙ ФИРМЫ В КРЕДИТНОМ ПРОЦЕССЕ
Становление «новой экономики» предопределило обновление парадигмы управления банковскими рисками кредитования. В статье предложена методика идентификации сущностных характеристик малых и средних предприятий с целью выявления факторов их риска в кредитном процессе. Определены и систематизированы риски малых и средних фирм. Сделан акцент на применение маржинального анализа с учетом особенностей российского законодательства для оценки влияния рисков малых и средних предприятий на кредитные риски банков.
Ключевые слова: кредитные риски, малые и средние предприятия, классификация рисков, управление рисками кредитования, маржинальный анализ.
Современное состояние финансовой системы характеризуется нестабильностью в различных сферах экономических отношений, в процессе которых происходит формирование и использование денежных фондов хозяйствующих субъектов, государства и домохозяйств. В связи с усилением конкуренции, ростом ожиданий потребителей продукции и услуг, снижением доходности практически во всех отраслях на фоне кредитного сжатия особую актуальность для банков приобрела новая парадигма менеджмента в рамках освоения более рискованные направления деятельности. Безусловно, сегодня малые и средние предприятия являются наиболее перспективной группой клиентов, обеспечивающей потенциально высокую маржинальность банковского бизнеса. Однако прибыль и риск имеют один вектор развития. В настоящее время перед банками стоит задача построения системы управления рисками, основанной на восприятии риска как возможности, а не стоп-фактор развития банка.
Риски банковского обслуживания малых и средних фирм преимущественно сконцентрированы в кредитных взаимоотношениях. Очевидно, рисковые поля банков и его контрагентов находятся во взаимной зависимости и взаимном влиянии. Степень банковского риска в значительной мере определяется величиной риска, которую он получает от своих партнеров. Чем выше риск клиента, тем большему риску подвержен банк. Поэтому в системе кредитных отношений банка и малого и среднего предприятия наиболее значимым видом кредитного
риска является риск заемщика — дебитора, то есть внешний риск.
Базисом эффективного управления рисками кредитования малых и средних фирм является корректная и адаптированная к современным реалиям идентификация рисков на принципах научности. В связи с этим определим и проанализируем риски субъектов малого и среднего бизнеса с целью оценки их влияния на совокупный риск банковского кредитования данного сегмента клиентов.
Анализ литературы по вопросу исследования показал рассмотрение разными авторами общих определений и классификаций рисков предприятий. В большинстве своем имеющиеся исследования носят фрагментарный характер, не учитывают современные условия хозяйствования. Комплексные работы, отражающие внутреннюю специфику субъектов малого и среднего предпринимательства, формирующую их рисковое поле на современном этапе развития экономической системы отсутствуют.
В настоящем исследовании автор полагает, что особенности поля рисков малого и среднего предпринимательства определяются характером совокупности сред, которые содержат внутренние и внешние факторы, вызывающие неопределенность развития его хозяйственной деятельности и конечного результата. Это отражает прямую связь специфики внешней и внутренней среды организации с типологией ее рискового пространства.
Автором предлагается следующая методика идентификации сущностных характеристик мало-