Научная статья на тему 'Влияние развития и продвижения туристских услуг региона на социально-экономическое развитие территорий'

Влияние развития и продвижения туристских услуг региона на социально-экономическое развитие территорий Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2122
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ УСЛУГ / ТУРИСТИЧЕСКИЕ УСЛУГИ / РАЗВИТИЕ И ПРОДВИЖЕНИЕ ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ / ТУРИСТСКИЙ БРЕНД РЕГИОНА / SERVICES MARKETING / TOURIST SERVICES / DEVELOPMENT AND PROMOTION OF TOURISM / TOURIST BRAND

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Раннинен Ирина Анатольевна, Мамаева Валерия Юрьевна, Кулагина Евгения Викторовна

Статья посвящена проблемам развития и продвижения туристических услуг региона. Авторы рассматривают преимущества и недостатки, социально-экономические последствия развития туризма для регионов, в том числе одного из регионов Российской Федерации Омской области. Рассмотрены факторы позитивного и негативного воздействия на развитие туризма в Омской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Раннинен Ирина Анатольевна, Мамаева Валерия Юрьевна, Кулагина Евгения Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT AND PROMOTION OF THE TOURIST SERVICES IN THE REGION AND ITS INFLUENCE ON SOCIAL-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE TERRITORY

The article is devoted to the problems of the development and promotion of tourist services in the region. The authors consider the advantages and disadvantages, the social-economic consequences of tourism development for the regions, including one of the regions of Russia Omsk area. The factors of positive and negative impact on the development of tourism in Omsk region are considered.

Текст научной работы на тему «Влияние развития и продвижения туристских услуг региона на социально-экономическое развитие территорий»

УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ И МАРКЕТИНГОВОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2012. № 2. С. 104-111.

УДК 351.82

ВЛИЯНИЕ РАЗВИТИЯ И ПРОДВИЖЕНИЯ ТУРИСТСКИХ УСЛУГ РЕГИОНА НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ

DEVELOPMENT AND PROMOTION OF THE TOURIST SERVICES IN THE REGION AND ITS INFLUENCE ON SOCIAL-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE TERRITORY

И.А. Раннинен

I.A. Ranninen

Министерство по делам молодёжи, физической культуры и спорта Омской области

В.Ю. Мамаева V.Y. Mamaeva Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского Е.В. Кулагина E.V. Kulagina Омский государственный институт сервиса

Статья посвящена проблемам развития и продвижения туристических услуг региона. Авторы рассматривают преимущества и недостатки, социально-экономические последствия развития туризма для регионов, в том числе одного из регионов Российской Федерации - Омской области. Рассмотрены факторы позитивного и негативного воздействия на развитие туризма в Омской области.

The article is devoted to the problems of the development and promotion of tourist services in the region. The authors consider the advantages and disadvantages, the social-economic consequences of tourism development for the regions, including one of the regions of Russia - Omsk area. The factors of positive and negative impact on the development of tourism in Omsk region are considered.

Ключевые слова: маркетинг услуг, туристические услуги, развитие и продвижение туристических услуг, туристский бренд региона.

Key words: services marketing, tourist services, development and promotion of tourism, tourist brand.

Роль современного туризма полифункцио-нальна и высоко значима. Оказывая огромное влияние на отрасли экономики, туризм выступает своеобразным катализатором социального, культурного и экономического развития, играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, в обеспечении занятости населения, создании дополнительных рабочих мест, активизации внешнеторгового баланса, в сохранении культурно-исторического наследия, развитии межкультурной толерантности и международных связей. С туризмом прямо или косвенно связано более 30 направлений экономической деятельности. Согласно статистическим данным 2010 г. на долю туризма приходилось 3,2 % мирового ВВП, с учетом мультипликативного эффекта - 9,4 %.

В числе основных причин, препятствующих реализации туристского потенциала Российской Федерации выделяют в ряде регионов слабое развитие инфраструктурного обеспечения, низкое качество обслуживания в секторах туристкой индустрии, низкую проработанность механизмов долгосрочных инвестиционных кредитований и пр. Помимо общих причин существует и ряд специфических проблем, касающихся процессов управления и продвижения услуг регионального туризма. Большинство регионов России обладают привлекательными для отечественных и иностранных граждан туристскими объектами. И развитие данных объектов невозможно без осуществления целенаправленного комплексного систематического управления, а также разработки и вне-

© И.А. Раннинен, В.Ю. Мамаева, Е.В. Кулагина, 2012

дрения механизмов продвижения как инструментов маркетинговой территориальной политики. В этой связи формирование и усовершенствование стратегий управления и продвижения услуг регионального туризма, создание прикладных разработок выявления конкурентных преимуществ и специфичности позиционирования и продвижения региональных природных и культурно-исторических туристских объектов будет способствовать более эффективной реализации социально-экономических механизмов стратегического маркетинга региональных территорий, востребованости и популяризации туристских услуг на рынке.

В Федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011-2018 годы» отечественный туризм определен как фактор государственной важности, обеспечивающий «создание условий для улучшения качества жизни граждан Российской Федерации». Территория Российской Федерации обладает высоким туристско-рекреационным потенциалом. В международном рейтинге туристские возможности нашей страны оценивается достаточно высоко: по данным Всемирного экономического форума (2009 г.) по природным ресурсам Россия занимает пятое место, по объектам культурноисторического наследия - девятое, однако в общем рейтинге конкурентоспособности - лишь 59 место из 133 стран.

Изучив характеристики и понятие туризма, можно выделить его основные признаки, как самостоятельной отрасли:

1. Специализированная материально-техническая база.

2. Специфические природно-антропогенные ресурсы.

3. Уникальность производимых услуг и технологии обслуживания.

4. Формирующаяся, новая система управлений.

5. Высокая общественная значимость, в том числе экономическая, социальная, политическая.

В настоящее время каждое 7-е рабочее место в мире приходится на туристический бизнес. По прогнозам ВТО, к 2020 г. количество международных туристических прибытий составит 1,6 млрд, т. е. в 3 раза превысит показатели 2009 г. Ежегодные расходы туристов, исключая авиаперевозки, вырастут до 5 млрд долл. в день. Туризм во всем мире стал одной из самых значительных экономических отраслей, а для некоторых развивающихся государств -основой их существования (Таиланд, Кипр, Малайзия и др.).

Туризм в России - это развивающийся комплекс. Поэтому постоянно ведется поиск новых форм работ на рынке, путей решения возникающих в данной ситуации проблем. В современных условиях экономический аспект в туристском бизнесе обретает особую значимость. Научные исследования в области маркетинга туристических услуг в последние годы становятся всё более актуальными в связи с переходом экономики страны к условиям рынка и превращения данной сферы человеческой деятельности в доходную отрасль народного хозяйства. Потенциал ряда территорий и субъектов Федерации, не имеющих большой туристкой популярности и используемые исключительно как территории для отдыха местного населения, практически не исследуется.

К таким территориям можно, в частности, отнести и территорию Омской области. Удачное расположение Омской области на юге Западно-Сибирской равнины, наличие богатого природно-рекреационного и культурно-исторического потенциала, развитого промышленного и сельскохозяйственного комплексов, близость к транспортным магистралям, место проведения международных и всероссийских мероприятий - всё это факторы, способствующие развитию межрегиональных и международных связей, в том числе туризма. Согласно официальным статистическим данным за 2010 г., экономика Омской области по размеру ВРП занимает 5-е место в Сибирском федеральном округе, по экономической структуре область относится к числу регионов-производителей с упором на промышленное производство (36 % ВРП - обрабатывающая промышленность) [1].

Омская область третий год сохраняет минимальный уровень инвестиционного риска среди субъектов Сибирского федерального округа, подтверждает очень высокую кредитоспособность по отношению к другим субъектам Российской Федерации со стабильным прогнозом развития.

В области открыты широкие возможности для развития экономических кластеров: агропромышленный кластер, нефтехимический кластер, кремниевый кластер, лесопромышленный кластер. Также следует отметить формирование мультимодального транспортно-логистического узла [2].

На территории региона сосредоточены уникальные природно-рекреационные ресурсы, объекты национального и мирового значения культурно-исторического наследия, проходят важные социальные, культурные и спортивные события, которые являются (или могут являться) предметом туристского интереса.

Экономические, социально-культурные, природно-климатические инфраструктурные спецификации Омской области создают необходимые предпосылки усиления развития регионального туризма.

Развитие туризма для каждого региона имеет как преимущества, так и недостатки.

Преимущества проявляются в следующем:

1) увеличивается денежный поток в регион, в том числе приток иностранной валюты;

2) растет валовой национальный продукт;

3) создаются новые рабочие места;

4) реформируется структура отдыха, которая может быть использована как туристами, так и местным населением;

5) привлекается капитал, в том числе иностранный (см. таблицу 1).

Недостатки развития туризма проявляются в том, что туризм

1) влияет на рост цен на местные товары и услуги, на земельные и другие природные ресурсы, на недвижимость и т. д.;

2) способствует оттоку денег за границу при туристском импорте;

3) вызывает экологические и социальные проблемы.

Развитие туристской индустрии в нашем регионе и повышение качества туристского обслуживания являются дополнительным источником формирования доходной части территориального бюджета.

Создание предприятий туристской индустрии в удаленных малонаселенных и индустриально слаборазвитых регионах, но представляющих интерес для туристов (из-за красивого ландшафта, богатых охотничьих угодий, мест, удобных для занятий спортом, и т. п.) способствует развитию Омской области.

Анализ показывает, что Омское Прииртышье, уступая ряду сибирских регионов по туристско-рекреационному потенциалу, тем не менее, имеет относительно высокую оценку рекреационных ресурсов. Важное значение имеет развитие и продвижение индустрии туризма и отдыха, всей инфраструктуры по приёму гостей как значимой отрасли, имеющей своё особое социально-экономическое значение и потенциал для привлечения российских и иностранных инвестиций в Омский регион. Разнообразие ландшафтов и климатических условий обусловливает, на наш взгляд, возможность развития всех видов туризма в зависимости от целей путешествия. Перспективными могут стать лыжный, конный, водный, пеший и другие виды экологического туризма.

При создании туров важно учесть благоприятное территориальное расположение Омской области в центре России. Возросший интерес к культурно-познавательному туризму позволяет в рамках одного тура за короткий срок пребывания в Омске познакомить туристов с богатым национальным, культурным, историческим наследием Омской области. Экзотичность и привлекательность Омской области для массового отдыха проявляется прежде всего в таёжных природных комплексах, в сочетании с простейшими формами организации рекреации на базе райцентров и малых населённых пунктов.

Природные факторы и социально-экономическое положение Омского Прииртышья делают выгодным и интересным отдых для иностранных туристов. В настоящее время в международном туризме Омск и Омская область используются в качестве транзитной территории для посетителей из-за рубежа.

Т аблица 1

Положительные социально-экономические эффекты от развития профессионального туризма региона

Направление влияния Последствия

Туристическое направление и регион Повышение престижа/репутации региона, увеличение налогооблагаемой прибыли, параллельное развитие общей инфраструктуры (дороги и т. д.)

Экономические последствия Экономический рост как следствие устойчивого развития туризма, развитие смежных отраслей (например, строительные компании, отрасль спортивных товаров и т. д.), повышение инвестиционной привлекательности региона

Население и социальные последствия Создание дополнительных рабочих мест, улучшение качества жизни населения территории, повышение доступности качественной общественной инфраструктуры

Проведенная нами туристская паспорти- предложения, основой которого являются при-

зация и аналитические обзоры Омской облас- родные и культурно-исторические ресурсы.

ти говорят о широком потенциале туристского Оценка состояния рынка туристских услуг в

Омской области свидетельствует о повышении его роли в экономике региона. На территории региона насчитывается 133 охраняемых государством объекта, их них 32 заказника, 13 ботанических парков, 99 памятников природы. Большой интерес представляют такие объекты, как Природная зона Муромцевского района, где расположены озера метеоритного происхождения, в воде которых содержится активное серебро; район деревни Окунево, где наблюдаются необычные природные явления, энергетические зоны, изучаемые уфологами; реликтовый бор Красноярско-Чернолученской зоны отдыха.

Можно выделить следующие преимущества, способствующие развитию туризма в Омской области:

1) выгодное географическое положение области в центре России;

2) наличие разнообразных природных объектов, имеющих особое рекреационное и иное ценное значение;

3) историческое и культурное наследие региона;

4) наличие транспортных магистралей для транзитных остановок во время туристских маршрутов;

5) место проведения международных и всероссийских мероприятий.

Наряду с преимуществами, есть факторы, негативно влияющие на развитие туризма в Омской области:

1) наличие неадекватной информации о Сибири в условиях сложившихся стереотипов;

2) несоответствие ценовой политики качеству предлагаемых услуг;

3) низкая конкурентоспособность объектов размещения;

4) неразвитость транспортного обслуживания;

5) неэффективная инфраструктура отрасли;

6) слабое межотраслевое взаимодействие;

7) отсутствие информационного взаимодействия с другими регионами.

Спектр позитивных и негативных факторов отраслевого развития еще не полон и нуждается в скорейшем и качественном изучении.

Одним из современных и эффективных инструментов продвижения туристских продуктов на рынке являются бренд-технологии. Для обоснования содержания туристского бренда и конструирования имиджа области в общественном мнении по инициативе Правительства Омской области с участием специалистов ЗАО «Международный пресс-клуб. Чумиков РЯ и

консалтинг», Института социологии РАН и Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского было проведено исследование апробирования ряда характеристик внешнего позиционирования региона (К = 700) [3; 4].

По результатам опроса иерархия восприятия имиджа региона выстроилась в следующем порядке. Омский регион воспринимается как центр нефтяной промышленности среди 89,9 % опрошенных, как спортивный центр Сибири - 88,8 %, как родина российских талантов в разных областях - 87,5 %, как культурный центр Сибири - 82,1 %, в качестве форпоста приграничного сотрудничества - 81,5 %, как регион с высоким научным инновационным потенциалом - 76 %, как столица Сибири

- 74,1 %, как регион социально стабильности и толерантности - 66,3 %. На последнее место были поставлены ассоциации, связанные с «местом ссылки». Таким образом, потенциал позитивного восприятия области по комплексу позиций у населения уже существует и нуждается лишь в развитии.

Иерархия словесных ассоциаций, связанных с Омской областью, выстроилась в следующей последовательности: река Иртыш (90,3 %), хоккейная команда «Авангард» (67,3 %), исторический памятник «Крепость» (49,3 %), природные ресурсы - «Пять озер» (28,7 %), «Университет» (23,2 %), «Степь» (22,1 %), «Приграничье» (19,2 %).

В число типичных цветовых ассоциаций, связанных с Омским регионом, вошли: зеленый, салатовый (по 35,8 %), синий, голубой (по 33,2 %), желтый, оранжевый (по 11,5 %). Очевидно, сочетание этих цветов и их символического ряда будет положительно восприниматься жителями и гармонично позиционировать Омскую область.

В характеристике личности типичного жителя Омского края опрошенные указали такие преобладающие качества, как «типичный сибиряк» (44,5 %), «открытый оптимистичный» (38,4 %), «трудолюбивый покладистый» (37,2 %).

Обращает на себя внимание высокий процент респондентов, удовлетворенных уровнем образования (90,7 %), уровнем жизни (84 %), условиями для воспитания детей (79,5 %). Значительно ниже процент респондентов, удовлетворенных возможностями для работы и бизнеса.

В оценке утверждений об Омском регионе на соответствие действительности ведущие по позитивному восприятию позиции занимают: безопасность (89,5 %), образование и нау-

ка (86,7 %), культурная жизнь 82,1 %. Большая часть опрошенных высоко оценила возможности проведения на Омской земле культурных, спортивных, деловых мероприятий всероссийского масштаба.

Экономическими ограничивающими показателями притока инвестиций в область, по мнению респондентов, являются «слабая инфраструктура», «покупательная способность», «невыразительный имидж» и «недостаток информации». Это еще раз подчеркивает необходимость наличия и усиления продуманной имиджевой политики.

В ответах на вопрос о придании некоторых особых, акцентированных черт образу Омской были выделены «экономические перспективы» (47,8 %), «стабильность» (41,4 %), «молодежность» (41,2 %), «инновационность» (36,9 %). Такие черты образа, как «агрессивность» и «консерватизм» отметили всего лишь 6,7 % и 6,2 % опрошенных.

На основании комплекса ассоциаций, включающего в себя природные, исторические, культурные, спортивные и другие символы Омского региона, были дополнительно проверены и смоделированы основные варианты сочетания имиджевых фреймов по рядам. В результате в первый ряд вошло сочетание «хоккей» и «нефть», во второй ряд - «Чернолучье», «Авангард» и «Ачаир», в третий - «газ», «зерно», «университет», «Успенский собор», «Колчак». Полученные ряды могут быть использованы как опорные позиции бренда не только в указанных, но и в других комбинациях. Такие символы, как «дороги» и «кластер» оказались наименее популярными, очевидно, в силу их неразвитости.

В качестве основных направлений продвижения области за ее пределами респонденты в первую очередь видят такие, как образовательные учреждения (71,7 %), спорт (71,3 %), история (68,6 %), знаменитые люди (60,2 %); объекты культуры и искусства (58,7 %), природа (58,6 %). Среди отстающих направлений, диапазон выбора которых составил от 26 до 33,2 %, отмечены социальное обслуживание, условия для развития бизнеса, экология, научные открытия, лечебные учреждения, сельское хозяйство.

На вопрос «Можно ли считать Омскую область агропромышленной?» большинство опрошенных ответили положительно. Позиционирование региона как промышленного не подтверждено ответами респондентов. В ходе исследования выявлено, что утраченные в ходе перестройки позиции региона как области с развитым и мощным военно-промышленным

комплексом не восполнены. Респонденты отмечают фактическое отсутствие крупных промышленных производств, их уход из региона, отсутствие альтернативных военному направлений промышленности. Омский нефтезавод воспринимается градообразующим предприятием, что не соответствует действительности. Иные проекты, осуществляемые региональной властью в области промышленности, часто воспринимаются как неудачные, что может быть связано в первую очередь с проблемами информирования населения: как правило, широко освещается начало проекта и отсутствует информация о его поэтапной реализации.

Респонденты видят потенциальные возможности в развитии лесоперерабатывающего кластера. Наиболее проблемным в сознании респондентов является кремниевый кластер. Опрошенные затруднились объяснить это направление. По-видимому, декларирование необходимости строительства кремниевых заводов не сопровождается информацией об экспертных мнениях по практическому применению продукта.

Роль мультимодального узла в развитии региона признается опрошенными, однако все респонденты отмечают высокую конкуренцию с ближайшим регионом - Новосибирской областью.

По мнению респондентов, в настоящее время наиболее яркими маркерами региона является спорт и культура. Спортивные достижения вызывают гордость омичей, особенно достижения омской школы художественной гимнастики. Сложившимся брендом региона является спортивный клуб «Авангард», визитной карточкой региона названы Рождественский полума-рафон и Международный марафон. Важным аспектом построения бренда региона является его персонификация с политическими лидерами и общественными деятелями. Респондентами названы следующие имена, ассоциирующиеся с регионом: губернатор Л.К. Полежаев, врач В.П. Бисярина, первый директор Омского нефтеперерабатывающего завода А.М. Малунцев и генеральный директор Омского нефтеперерабатывающего завода И.Д. Лицкевич, первый секретарь Омского обкома КПСС С.И. Манякин. Культурными маркерами названы Омский академический театр драмы, Ачаирский монастырь, Большеречье и Большереченский зоопарк, город Тара. Наиболее яркими природными памятниками, ассоциирующимися с Омским регионом, являются «Птичья гавань», район Муром-цево («Пять озер»), озеро Ик, Большереченский зоопарк.

Таким образом, полученные результаты позволяют спланировать структуру туристского регионального бренда, основанную на учете сложившейся ситуации и брендов в различных направлениях экономической и социальной деятельности.

Туристский бренд Омской области включает четыре блока. В каждый блок включены группы уже узнаваемых на рынке брендов и ресурсы, которые могут быть использованы в качестве туристского потенциала при продвижении различных региональных видов туризма и туристских продуктов.

Первый блок включает ресурсы делового туризма и бренды в области экономики. В качестве составляющих данного блока выступают: бренд инвестиционной привлекательности, бренды отраслей, бренды крупных предприятий, известные товарные и сервисные бренды.

Второй блок включает ресурсы экологического туризма - это национальные парки, уникальные экологические комплексы, уникальные виды флоры и фауну, природные ресурсы и возможности.

Третий блок составляют ресурсы культурно-познавательного, образовательного, спортивного и событийного туризма. Данный блок включает значительные научные и учебные учреждения области, личности выдающихся ученых, художников, писателей, артистов и т. д., жившие и работавшие в области.

Основой четвертого блока являются культурно-исторические, этнические, экологические туристские ресурсы малых поселений Омской области.

В качестве тематических направлений туристского регионального бренда определены следующие направления:

- деловой туризм: идея кластерного развития экономики области, суть каждого из кластеров, демонстрация их привязки к историкогеографическим и экономическим реалиям области;

- экологический туризм: экологические инициативы властей по сохранению природного богатства Омской области. Тема экологического туризма, туристических маршрутов, развития местных природных курортов;

- культурно-познавательный туризм: воссоздание городской исторической среды, усиление привлекательности городов области как объектов туризма, объект общероссийского и мирового значения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- образовательный туризм: практическая сторона последних инициатив области в сфере высшего и профессионального образования;

- спортивный туризм, событийный туризм: спортивные достижения и традиционные спортивные мероприятия Омского региона;

- туризм малых поселений: малые города области как комфортные, привлекательные места для жизни, работы, отдыха.

Брендообразующие тематические направления, бренд-объекты, товарные и персональные бренды (образы) для позиционирования в информационном пространстве как объекты туристского интереса представлены в таблице 2.

Главным стратегическим решением при формировании политики развития и продвижения туризма в регионе является выработка идеи, на основе которой будет создан уникальный образ (бренд) Омской области.

Программа разработки туристического бренда включает в себя следующие составляющие:

- на основе комплексного аудита бренда региона разрабатывается концептуальная основа программы «Концепция туристического бренда региона», отвечающая конкретным целям брендинга региона;

- в соответствии с утверждённой Концепцией туристического бренда региона разрабатывается пакет графических стандартов бренда, включая логотип, слоганы, образцы стиля и варианты его применения на различных носителях;

- на основе Концепции туристического бренда и пакета графических стандартов разрабатывается базовый пакет коммуникационных стандартов (рекламно-информационных материалов), а также базовый дизайн выставочного стенда (павильона);

- Концепция туристического бренда региона, пакет графических стандартов и пакет коммуникационных стандартов составляют Brand Book региона;.

- разрабатывается и реализуется план продвижения туристического бренда региона по привлечению гостей и туристов и по привлечению инвестиций в туристическую отрасль региона.

В качестве инструментов продвижения туристского бренда Омской области могут быть использованы:

- приемы визуализации бренда (символика, слоган и их носители: сувенирная продукция, система навигации в регионе, концепция рекламы, сценарий проморолика);

- аудиостиль (техническое задание, экспериментальные элементы);

- печатные издания, интернет-портал.

Т аблица 2

Бренд-атлас туристского бренда Омской области

Брендообразующие направления Объекты/проекты Сопутствующие образы

Блок 1. Деловой туризм Омский НПЗ, ОАО «Г азпром нефть», ОАО «Омскхим-пром», ОАО «Завод технического углерода», ОАО «Омский каучук» (группа «Титан»), ОАО «Омскгидропри-вод», Омское моторостроительное объединение имени П.И. Баранова, ГУП «Омский завод транспортного машиностроения», ОАО «Омский электромеханический завод», ОАО «НПП "Эталон"», ПО «Полет», ОАО «Омский бекон», ОАО «Механический завод Калачинский», Овцеводческий совхоз Марьяновский, ГНУ «Сибирский институт птицеводства», совхоз «Ермак». М.А. Сутягинский (депутат ГД РФ, руководитель федерального проекта «Парк»); О.В. Шишов (директор НПО «Мостовик», депутат ЗС Омской области); М.А. Ульянов (народный артист СССР)

Блок 2. Экологический туризм Реки Иртыш и Омь, природный парк «Птичья гавань», Омское Муромцево (Окунево и пять озер), Омские озера Ик и Тенис, Большереченский зоопарк, Васюганское болото, природные памятники «Чертов палец» и «Чудская гора» М.А. Врубель

Блок 3. Культурно-познавательный туризм Спортивный туризм, событийный туризм Музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля, Омский государственный литературный музей Ф. М. Достоевского, Омский научный и художественнопублицистический проект «Достоевский. Сибирь. ХХ1 век», Омская выставка «Эпоха Врубеля. Русское искусство 1880-1900-х годов», Омские мероприятия к 100-летию А. Либерова, Омский академический театр драмы, Образцовые казачьи поселения, культурно-этнографический центр старинных казачьих обрядов и быта, VI Международная научно-практическая конференция «Немцы Сибири: история и культура», Российско (ом-ско) казахстанские предприятия, презентация омских вузов в Казахстане, торгово-экономическая миссия деловых кругов Омской области, возведение национальнокультурного комплекса «Омское Окунево». Омский хоккейный клуб «Авангард», открытые всероссийские соревнования по художественной гимнастике, Сибирский международный марафон, Рождественский омский полумарафон, легкоатлетическая эстафета на призы Правительства Омской области, Омские областные летние спортивные игры среди лиц с ограниченными возможностями Ф.М. Достоевский, А.В. Колчак, И. Д. Бухольц, Е. Канаева, И. Чащина (гимнастки), A. Тищенко (боксер), B. Барнашов (биатлонист), В. Попов (борец)

Блок 4. Туризм малых поселений Проекты в Таре: Международный проект «Великий чайный путь», проведение выставки «Император белых чашек»; открытие музея и памятника М. Ульянову, строитольство объектов сельского туризма в с. Екатериновка, с. Усть-Тара. Проекты в Исилькуле: спортивный комплекс, современный ледовый дворец. Проекты в Муромцевском районе: туристские стаянки близ озра Линево, д. Окунево, проведение энтического фестиваля «Солнцестояние»; изготовление сувенирной продукции, работа керамической мастерской, строительство средств размещения (гостевые дома и комнаты). Проекты в Калачинском, Азовском, Крутинском районах: введение в эксплуатацию средств размещения (гостевые дома, комнаты). Проекты в Большереченском районе: обрядовые и экскурсионные программы в ИКК «Старина Сибирская» Современники из числа живущих в малых городах

При продвижении туристских услуг регионального туризма Омской области необходимо придерживаться следующих условий стратегической оптимизации информационного поля:

- фиксация и акцентированное продвижение в информационное пространство актуальных для области тем (тематическое позиционирование);

- инвентаризация, развитие и активное использование в информационном пространстве объектов, товаров, персон, в наибольшей степени ассоциируемых с областью (бренд-позиционирование);

- развитие в целях поддержки тем и брендов прямых связей с журналистами федеральных СМИ; открытие бюро, корреспондентских пунктов федеральных телевизионных, радиоканалов и газет; создание областных информационных площадок для СМИ; формирование областных интернет-ресурсов, пользующихся популярностью у журналистов;

- проведение вокруг тем и брендов значительных и/или оригинальных событий.

Создание собственного туристического бренда Омской области будет способствовать привлечению внимания российских туроператоров и потенциальных гостей к нашему региону. Туристический бренд выступает эффективным мультипликатором не только посетительской активности, но и общей деловой, ин-

вестиционной и поселенческой привлекательности региона.

Таким образом, развитие и продвижение туризма позволит значительно увеличить поток туристов в Омскую область, а также обеспечить, с одной стороны, рост налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, а с другой стороны, развитие смежных туризму отраслей, повышение занятости населения и пропаганду здорового образа жизни. При продвижении туристских услуг Омской области необходимо осуществлять целенаправленное позиционирование региональных туристских продуктов в сопровождении с четко выраженными тематическими и бренд-акцентами, влекущими за собой позитивные для области тактические и стратегические последствия.

1. Омская область в цифрах. - URL : http://omsk.gks.ru.

2. Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года. - URL : http: www.sibfo.ru/strategia/ strdok.php #invest

3. Программа развития бренда Омской области «100 идей, как сделать Омскую область лучше», Омск, 24 июня 2011 года. - URL : http://pr-club.com.

4. Информационно-правовой портал «Гарант». - URL : http://www.garant.ru/news/3438 79/ (дата обращения 20.09.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.