УДК 343 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2019-10469
О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН
W W _ _
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Анастасия Сергеевна ПЕЧЕРСКАЯ, аспирант Елецкого государственного университета имени И. А. Бунина E-mail: avart@bk.ru
Научная специальность: 12.00.08 — уголовное право и криминология;
уголовно-исполнительное право
Аннотация. В статье на основе анализа литературы и законодательства в аспекте противодействия преступлениям иностранных граждан в Российской Федерации автор делает следующие заключения.
Миграция предполагает организацию миграционного учета специально предназначенными самостоятельными государственными органами; миграционный учет необходимо возложить на вновь сформированную систему органов по контролю за миграцией, неподконтрольную отдельным ведомствам и министерствам; содержание статуса иностранных граждан целесообразно определить во вновь принятом Федеральном законе РФ «О статусе иностранных граждан в Российской Федерации»; в отдельных субъектах Российской Федерации со значительным миграционным потоком нужно принять соответствующие нормативные правовые акты.
Ключевые слова: иностранные граждане, мигранты, адаптация, преступность, профилактика преступного поведения, законодательство, нормативный правовой акт.
Annotation. The article on the basis of the analysis of literature and legislation on combating crimes of foreign citizens in the Russian Federation made several judgments: migration of people involves the organization of migration registration, specially designed independent state bodies; migration registration to assign to the newly formed system of bodies for migration control, beyond the control of individual departments and ministries; the content of the status of foreign citizens to determine the newly adopted Federal law of the Russian Federation «On the status of foreign citizens in the Russian Federation»; in some subjects of the Russian Federation with a significant migration flow to adopt normative legal acts.
Keywords: foreign citizens, migrants, adaptation, crime, prevention of criminal behavior, legislation, normative legal act.
В соответствии с избранной темой исследования в первую очередь мы решили проанализировать научную литературу, касающуюся данной проблемы. Так, A.A. Бакин определил «особенности» криминологической профилактики «групповых преступлений, совершаемых иностранными гражданами и лицами без гражданства»: «К специфическим мерам предупреждения групповой преступности мигрантов следует отнести:
1) раннее выявление криминогенных личностей, представителей организованной и профессиональной преступности;
2) проведение регулярных массовых мероприятий по отработке отдельных регионов с целью выявления и задержания незаконных мигрантов, преступников, для обнаружения и ликвидации притонов, мест сбора и концентрации маргинальных личностей;
3) совершенствование качества оперативно-розыскной деятельности (в частности, необходимо предусмотреть в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» особенности работы с иностранными гражданами);
4) дальнейшее совершенствование уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-ис-
ЗАКОН И ПРАВО • 10-2019
полнительного и административного законодательства»1.
П.Н. Кобец высказал следующее суждение: «В современной России члены национальных диаспор, состоящие из иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих в Российской Федерации, вправе требовать от государства обеспечения личной безопасности — защиты жизни, здоровья, достоинства и имущества. В настоящее время на территории Российской Федерации ряд проблем, возникающих с участием представителей национальных диаспор, во многом связаны с проблемой урбанизации и социальной адаптации. Поэтому решать вопросы, связанные с уменьшением негативного влияния национальных диаспор из числа иностранных граждан и лиц без гражданства и их интеграции в российское общество, необходимо усилиями широкого воздействия различных министерств и ведомств».
Далее П.Н. Кобец делает следующий вывод: «... в первом десятилетии XXI столетия жизненно важно создать в Российской Федерации такие условия, при которых национальные диаспоры из числа иностранных граждан и лиц без гражданства будут привлекать к себе меньше внимания со стороны правоохранительных органов и органов исполнительной власти. С экономической и социальной точки зрения это будет выгоднее, чем привлекать членов национальных диаспор к различным видам юридической ответственности. для того чтобы понять, опасны ли национальные диаспоры для государства, надо выяснить, что они представляет собой и каким образом оказывают воздействие на государство? [Следует] изучить зарубежный опыт и проработать вопросы, связанные, в частности, с негативными последствиями, которые несут национальные диаспоры для принимающего государства»)2.
В.Н. Галузо и С.Л. Никонович сформулировали несколько обобщающих суждений относительно противодействия преступности иностранных граждан: «Положения об общем порядке уголовного судопроизводства (статьи 1—3 УПК РФ) распространяются и на часть пятую УПК РФ (статьи 453—472). для учета правового статуса иностранных граждан в уголовном процессе Российской Федерации используется правовая категория «процессуальный иммунитет. для всякой стадии уголовного процесса присущи особенности производства отдельных процессуальных действий с участием иностранных граждан»3.
А теперь проанализируем законодательство Российской Федерации, регулирующее данные вопросы.
В Конституции РФ сформулировано:
«1. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
2. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
3. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации» — ст. 62.
И далее в Конституции РФ отмечено:
«1. Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.
2. В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации» — ст. 63.
Положения статей 62—63 Конституции РФ детализированы в иных нормативных правовых актах.
Так, в Федеральном законе РФ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 21 июня 2002 г.4 определено содержание «правового положения» иностранных граждан; данный Закон также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на тер-
ЗАКОН И ПРАВО • 10-2019
ритории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.
В Федеральном законе РФ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 30 июня 2006 г.5 в преамбуле закреплено следующее положение: «Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции».
Имеются и подзаконные нормативные правовые акты об иностранных гражданах: Указ Президента РФ «О сборе биометрических персональных данных иностранных граждан и лиц без гражданства» от 24 ноября 2014 г. № 7356; Указ Президента РФ «Об отдельных категориях иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке» от 29 апреля 2019 г. № 1877.
Таким образом, преступность в Российской Федерации включает и преступления, совершаемые иностранными гражданами.
В связи с проведенным анализом мы можем сделать некоторые выводы.
Миграция людей предполагает организацию миграционного учета специально предназначен-
ными самостоятельными государственными органами.
Миграционный учет, на наш взгляд, следует возложить на вновь сформированную систему органов по контролю за миграцией, неподконтрольную отдельным ведомствам и министерствам.
Содержание статуса иностранных граждан, как нам представляется, целесообразно определить в Федеральном законе РФ «О статусе иностранных граждан в Российской Федерации».
В отдельных субъектах Российской Федерации со значительным миграционным потоком, по нашему мнению, нужно принять нормативные правовые акты (например, такие, как Закон г. Москвы «Об особенностях противодействия преступлениям иностранными гражданами в городе Москве»).
1 Бакин A.A. Особенности криминологической профилактики групповых преступлений, совершаемых иностранными гражданами и лицами без гражданства // Миграционное право. 2011. № 2. С. 26—28.
2 Кобец П.Н. Совершенствование предупреждения преступлений, совершаемых незаконными мигрантами из числа иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, на основе взаимодействия государственных органов и представителей национальных диаспор // Общество и право. 2008. № 2.
3 Галузо Б.Н., Никонович С.Л. Об особенностях производства по уголовным делам с участием иностранных граждан в Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2014. № 12. С. 128—133.
4 СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3032; Рос. газ. 2019. 10 июня.
5 СЗ РФ. 2006. № 30. Ст. 3285; 2019. № 18. Ст. 2224.
6 Там же. 2014. № 48. Ст. 6848.
7 Там же. 2019. № 18. Ст. 2226.
ЗАКОН И ПРАВО • 10-2019