Научная статья на тему 'О некоторых аспектах профессионального образования в области логистики'

О некоторых аспектах профессионального образования в области логистики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
62
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Радионов Р.А.

Общепризнанным является то, что наше вузовское или даже школьное образование является одним из лучших в мире. Поэтому так ценятся за рубежом выпускники наших вузов. В связи с этим нужно задуматься, следует ли проводить реформу нашего образования, подгоняя его под зарубежные стандарты в соответствии с Болонской конвенцией. Поясним этот тезис на основе только двух читаемых курсов − «Логистика запасов» и «Логистика снабжения».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О некоторых аспектах профессионального образования в области логистики»

Реформа образования

о некоторых аспектах профессионального образования

в области логистики

Р.А. РАДионов,

кандидат технических наук, научный руководитель ООО «Норматив Консалтинг»

Общепризнанным является то, что наше вузовское или даже школьное образование является одним из лучших в мире. Поэтому так ценятся за рубежом выпускники наших вузов. В связи с этим нужно задуматься, следует ли проводить реформу нашего образования, подгоняя его под зарубежные стандарты в соответствии с Болонской конвенцией. Поясним этот тезис на основе только двух читаемых курсов - «логистика запасов» и «логистика снабжения».

В ближайшее время, вероятно, должен быть утвержден новый стандарт образования по логистике, так как стандарт 2000 г. уже устарел и не действует с 31.07.2005 г. [1]. Опыт же его практического применения показал, что специалисты, окончившие вузы (государственные университеты: Высшая школа экономики, МГТУ им. Баумана, Институт управления и др.) и обучавшиеся на основе указанного стандарта по специальности «Логистика», не имеют достаточной подготовки для работы в рыночных условиях. Студентам, к великому сожалению, преподаватели не читают курсы «Нормирование и управление запасами и оборотными средствами предприятия», «Планирование снабжения», «Контроль за уровнями запасов» и т. д. Раньше эти курсы были обязательны при обучении. И специалисты хорошо владели этими методами: знали все методики, методы и умели применять их на практике. Сегодня в вузах уже не преподают то, чему всегда учили в советское время. И практики, работающие на предприятиях и приезжающие на бизнес-семинары, жалуются, что нет методик и инструкций по этим вопросам и им нечем воспользоваться в своей практической работе.

Перед анализом целесообразных, на взгляд автора, методов обучения вопросам материально-технического снабжения и управления запасами рассмотрим сначала как пример условия формирования товарных запасов (ТЗ). Они формируются на складах коммерческих предприятий - предприятий оптовой торговли1: крупно-, средне-, мелкооптовых базах снабжения, универсальных базах снабжения (реализующих широкую номенклатуру материальных ресурсов и товарно-материальных ценностей), специализированных базах снабжения (например, металлобазах, нефтебазах и т. п.); предприятий, фирм или компаний, занимающихся снабжен-ческо-сбытовой деятельностью и т.д.; а также предприятий розничной торговли2: супермаркетов, универсамов; торговых домов, универмагов; магазинов и т. п. (далее — предприятий). Предприятия оптовой торговли снабжают предприятия-потребителей и предприятия розничной торговли. Первые снабжают соответствующей и необходимой им (по принадлежности) номенклатурой материальных ресурсов (МР) или товарно-материальных ценностей (ТМЦ), а предприятия розничной торговли - необходимым ассортиментом товаров народного потребления (ТНП): продовольствен-

1 «оптовая торговля — торговля, как правило, товарами..., которые используются либо непосредственно для производственного потребления, или для дальнейшей розничной торговли» [2, с. 919].

2 торговля розничная — торговля, которая представляет со-

бой конечное звено при продаже товаров и оказании услуг непосредственно конечным потребителям для их личного не некоммерческого использования и обмен их на денежные средства (2, с. 919).

Таблица 1

Распределение оборота розничной торговли по формам собственности, % *

Показатель Год

1990 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005

Государственная и муниципальная собственность 70,3 12,0 8,7 7,1 5,5 4,7 4,2 3,8 3,5 3,1 2,6 2,2

Частная собственность 7,6 70,4 75,0 76,9 80,6 82,4 82,9 84,5 86,0 86,4 86,3 86,3

Другие формы собственности 17,6 16,3 16,0 13,9 12,9 12,9 12,9 11,7 10,5 10,5 11,1 11,5

*Российский статистический ежегодник, 2005. — С. 540.

ными и непродовольственными товарами и т. п. В супермаркетах (универсамах, универмагах и т. п.) осуществляется продажа потребительских товаров (ПТ 3) населению и предприятиям.

Предприятия оптовой торговли имеют систему складов и т. п., где хранятся до момента реализации МР (или ТМЦ, ПТ). У предприятий же розничной торговли в большинстве случаев потребительские товары хранятся как на складах, так и в других местах хранения (например, в подсобках). Все эти хранящиеся ТНП представляют собой товарные запасы. К ним также следует отнести товары, поданные в торговый зал (или залы) предприятия розничной торговли и находящиеся на стеллажах, прилавках самообслуживания, контейнерах и т. п., и хранящиеся там до момента их (товаров) продажи, т. е. оплаты населением или предприятиями.

товарные запасы (т. е. вся их совокупность у предприятий оптовой и розничной торговли) - это составная часть всего суммарного запаса народного хозяйства (н/х) России, который включает в себя как сами эти товарные запасы (ТЗ), так и производственные запасы (ПЗ), сбытовые запасы (СбЗ) и запасы в пути, т. е. МР (ТМЦ, ТНП), следующие в железнодорожном, водном и другом транспорте от мест производства (или добычи) этих ресурсов к коммерческим предприятиям и предприятиям-потребителям.

В принципе у всех вышеуказанных субъектов снабженческо-сбытовой и торговой деятельности примерно одинаковые условия формирования ТЗ каждой отдельной марки МР или наименования ТМЦ; каждого наименования потребительского товара. Различия же имеются только в объеме и количестве одновременно реализуемой номенклатуры МР (или ТМЦ, или в ассортименте продовольственных и непродовольственных товаров), т. е. в количестве марок МР, ТМЦ, наименований ТНП, а также в неравномерности поставок и отпусков по объемам и интервалам.

3 Термины «товары народного потребления» и «потребительские товары» — это синонимы, и вводятся два термина для того, чтобы избежать тавтологии и облегчить чтение текста.

Под коммерческим предприятием далее будем понимать любой хозяйствующий субъект: предприятие оптовой торговли (базу снабжения; фирму или компанию, занимающуюся снабжен-ческо-сбытовой деятельностью и т.д.); предприятия розничной торговли (супермаркет и т. д.) по продаже потребительских товаров и т. п. разных форм собственности (государственной, частной) и занимающийся различными видами коммерческой деятельности (оптовой и розничной торговлей). Эти коммерческие предприятия реализуют предприятиям-потребителям продукцию производственно-технического назначения (ППТН) например, металлопрокат, цемент, строительное стекло, кабельную продукцию и т. п., ТМЦ - тракторные моторы, грузовые автомобили и т. п.; населению -товары народного потребления (электротовары, мебель, одежду, постельные принадлежности, предметы гигиены и т. п.), ТМЦ (трактора и т. д.), хозяйственный инвентарь (лопаты, косы и т. п.), продовольственные товары и т. д.

Из данных, приведенных в табл. 1, следует, что в 1995 г. (судя по объему оборота) основная масса предприятий розничной торговли (70 %) перешла в частную собственность, а к 2005 г. этот процесс практически завершился - их доля в государственной собственности составила всего 2,2 %, а в частной собственности (в 2004 г.) - уже 86,3 %, и далее эти цифры пока не менялись.

Многообразие условий4 производства и потребления продукции, способов ее перемещения, организации и методов распределения МР (ТМЦ, ПТ) предопределяет необходимость применения различных форм снабжения (складской или транзитной).

При этом использование каждой из них в конкретных обстоятельствах обусловлено объективными факторами. Формы снабжения проявляются в

4 Далее будем пояснять механизм формирования ТЗ на примере базы снабжения или предприятия оптовой торговли, и эти термины условно следует рассматривать как синонимы. Почти полностью аналогичны условия формирования ТЗ на других коммерческих предприятиях.

Таблица 2

Динамика товарооборота у российских предприятий оптовой торговли в 2000 — 2003 гг. *

(в фактически действовавших ценах)

Показатель 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г.

млрд руб. относительно к ВВП**, % млрд руб. относительно к ВВП, % млрд руб. относительно к ВВП, % млрд руб. относительно к ВВП, %

Оборот, всего, 4 281,0 58,6 5 542,6 61,3 6 866,5 63,2 8 962,2 67,5

в том числе:

организациями оптовой торговли, 3 137,7 42,9 4 235,6 46,9 5 490,3 50,5 7 284,7 54,8

из них реализующих:

продукцию производственно-технического назначения 483,2 6,5 655,4 7,3 779,6 7,2 1 053,1 7,9

потребительские товары 2 654,5 36,3 3 580,2 39,6 4 710,7 43,4 6 231,6 46,9

"Российский статистический ежегодник, 2004. — С. 492, 594.

** Для оценочных расчетов динамика ВВП принята по данным Российского статистического ежегодника 2004 г., с. 33.

способах организации товародвижения, в режиме реализации продукции, степени участия в процессе обращения5 снабженческо-сбытовых, торговых организаций и ряде других особенностей.

Нужно отметить, что в Российской Федерации • (РФ) в настоящее время, как это следует из анализа данных, приведенных в табл. 2, недостаточно развита система материально-технического обеспечения • (МТО) предприятий-потребителей по складской форме снабжения (примерно 40 — 50 %). Недостающие в этих случаях МР поставляются предприятиям-потребителям с баз снабжения (предприятий оптовой торговли и т. п.). Для возможности сравнения для разных лет и оценки темпов динамики товарооборота6 у предприятий оптовой торговли • эти значения (товарооборота) условно отнесены к размерам валового внутреннего продукта.

Из данных табл. 2 следует, что за четыре года (с 2000 по 2003 г.) объемы реализации предприятиями оптовой торговли продукции производственно- ► технического назначения выросли примерно в 1,2 раза (с 6,6 до 7,9 %). ►

Недостаточный уровень развития МТО, вероятно, можно объяснить следующим: ► • низким уровнем развития производственно-технической базы складского хозяйства. При- ► мерно у 25 % складов площадь не превышает 500 кв. м. Такая же часть складов имеет площадь от 501 до 2000 кв. м. Характерно то, что • на 12 % складов приходится около 2/3 склад-

5 «обращение - характерная для товарного производства форма обмена продуктов труда, денег и других объектов собственности посредством купли-продажи» [2, с. 456].

6 «товарооборот - процесс обращения товаров. Показатель и сам процесс обращения (реализация и возобновление запасов) товаров в хозяйствующем субъекте, занимающемся розничной и оптовой торговлей» [2, с. 915].

ских площадей. Эти цифры показывают, что большинство предприятий оптовой торговли имеет небольшие складские площади, а значит, и низкую эффективность; приблизительно 30 % основных фондов складских помещений физически и морально устарели и нуждаются в обновлении; в результате одного из исследований установлено, что доля оптовых фирм в достаточном объеме обеспеченных подъемно-транспортным оборудованием составляет около 60 %, на недостаток оборудования ссылается 10 % организаций, на четверти обследованных организаций оно вообще отсутствует; прежде всего историческим отставанием сферы обращения продукции от производственной сферы, особенно сферы торговли. Для иллюстрации этого положения можно привести следующие данные (по СССР): ручным трудом в торговле было занято работников, % 70

погрузочно-разгрузочные работы механизированы на, % 20 — 30

операции по расчету с потребителями механизированы на, % 3 — 5

производственные фонды страны, ориентированные на потребительский рынок, всего, % 8 — 10

слабым развитием промышленности по производству современных видов тары и упаковки. Из-за недостаточного обеспечения тарой и упаковкой и плохого ее качества в России безвозвратно теряется ежегодно около 40 % фруктов и овощей, более 3 % мороженой рыбы, около 1 млн т мяса и молока; недостатком организованных торговых рынков на крупно- и среднеоптовом уровнях;

Таблица 3

Товарооборот предприятий оптовой и розничной торговли*

Показатель 2004 г. 2005 г.

Все Из них: Все Из них:

предприятия КиСП** предприятия КиСП

млрд руб. % млрд руб. % млрд руб. % млрд руб. %

Оборот предприятий оптовой торговли (ОТ), всего 7 902,6 100,0 3792,3 100,0 11 487,6 100,0 5 306,8 100,0

из них:

предприятия ОТ, реализующие автотранспортные 819,0 10,4 420,0 11,1 1 211,7 10,5 596,6 11,2

средства и мотоциклы и обеспечивающие их техничес-

кое обслуживание

предприятия ОТ, реализующие автотранспортные 436,9 5,5 179,8 4,7 687,8 6,0 271,9 5,1

средства и мотоциклы

предприятия ОТ, реализующие запасные части к авто- 135,7 1,7 78,0 2,1 180,0 1,6 94,8 1,8

транспортным средствам

предприятия ОТ (кроме предприятий ОТ реализующих автомобили и т.д.) 7 083,6 89,6 3372,3 88,9 10 275,9 89,5 4 710,2 88,8

в том числе:

предприятия ОТ реализующие машины и оборудование 316,7 4,0 194,3 5,1 425,0 3,7 241,3 4,5

предприятия ОТ, реализующие продовольственные товары (включая напитки и табачные изделия) 1 452,0 18,4 561,5 14,8 2 062,0 17,9 727,7 13,7

предприятия ОТ, реализующие сельскохозяйственное 90,0 1,1 34,3 1,0 127,1 1,1 43,6 0,8

сырье и живых животных

предприятия ОТ, реализующие топливо 1 623,2 20,5 1 623,2 42,8 2 308,6 20,1 2 308,6 43,5

предприятия ОТ, реализующие непродовольственные потребительские товары 1 201,7 15,2 303,5 8,0 1 752,3 15,3 435,4 8,2

Оборот предприятий розничной торговли (РТ), всего 1 745,6 100,0 738,7 100,0 2 659,8 100,0 1048,9 100,0

из них:

предприятия РТ, размещенные в неспециализирован- 891,7 51,1 448,7 60,7 1 327,4 49,9 818,6 78,0

ных магазинах

предприятия РТ, реализующие продовольственные 251,4 14,4 46,0 6,2 389,4 14,6 60,7 5,8

товары (включая напитки и табачные изделия в специ-

ализированных магазинах)

предприятия РТ, реализующие фармацевтические и 201,0 11,5 105,3 14,3 279,5 10,5 126,3 12,0

медицинские товары, косметические и парфюмерные

товары

прочие предприятия РТ, размещенные в специализи- 372,0 21,3 131,4 17,8 619,3 23,3 234,3 22,3

рованных магазинах

*Российский статистический ежегодник, 2006. — С. 540.

** КиСП - крупные и средние предприятия.

• отсталостью транспортной инфраструктуры, прежде всего в качестве и количестве автомобильных дорог. Так, например, среднесуточная скорость доставки продукции при выполнении международных перевозок в нашей стране составляет 350 - 380 км/сутки, в США - 1200 -1400 км/сутки. Среднесуточная скорость доставки партий продукции в РФ в 5 - 10 раз ниже (главным образом из-за длительного хранения их на терминалах отправления и прибытия), а

доля продукции, доставляемой через терминалы, меньше в 5 — 10 раз. Средняя грузоподъемность магистрального автопоезда составляет: в России - 15 т, а в США, Франции, Швеции -

25 — 30 т. Российские транспортные экспедиторы из-за больших порожних пробегов транспортных средств нередко завышают тарифную плату за доставку в 1,5 — 2 раза, что отражается на росте цены перевозимой продукции;

• высокой степенью физического и морального износа подвижного состава транспорта;

• слабым уровнем развития современных средств электронных коммуникаций (в США в 1999 г. на 100 жителей приходилось 52 компьютера, в Японии - 21, а в России - 0,7);

• отсутствием продуманной стратегии развития систем распределения продукции. Сбытом продукции заняты тысячи криминальных пос-

Таблица 4

Факторы, ограничивающие деловую активность предприятий розничной торговли *,

% от общего числа предприятий розничной торговли

Показатель Год

1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Высокий уровень налога 82,0 80 80 76 70 72 63 52 52

Недостаточный платежеспособный спрос - 61 65 65 62 59 58 57 54

Высокая арендная плата 36 32 29 26 26 26 29 29 32

Высокие транспортные расходы 28 23 26 33 34 31 29 28 28

Высокий процент коммерческого кредита 20 21 21 20 20 20 21 21 21

Недостаток торговых, складских помещений 5 4 4 3 4 5 6 8 10

Недостаточный ассортимент 6 14 20 15 14 13 13 13 14

"Российские статистические ежегодники, 2005. — С. 549; 2006. — С. 542.

реднических структур, которые увеличивают хаос на рынке и генерируют трансакционные издержки, превышающие в 2 — 3 раза первоначальную цену продукции. Так, экспортную продукцию в Российской Федерации производят около 2 000 предприятий, а занято во внешнеэкономической деятельности по экспорту 670 тыс. фирм (данные 2000 г.). В итоге на одного производителя приходится в среднем 335 торговых посредников [3, с. 22 - 25]. Ранее и далее в табл. 3 — 17 приведены некоторые показатели, характеризующие коммерческо-финансовую деятельность предприятий розничной и оптовой торговли, которые в определенной степени определяют условия формирования товарных потоков и товарных запасов.

Путем анкетирования и обработки ответов на вопросы заочного опроса руководителей и сотрудников предприятий розничной торговли были выявлены основные факторы, ограничивающие деловую активность их предприятий. Полученные результаты анкетирования обобщены в табл. 4.

Из данных табл. 4 видно, что в качестве основных факторов, ограничивающих деловую активность предприятий розничной торговли, в течение последних восьми лет (1997 — 2004 гг.) руководители и ведущие специалисты этих предприятий называли два: высокий уровень налогов и недостаточный платежеспособный спрос населения - 50 — 60 % (см. табл. 4).

В качестве иллюстрации в табл. 5 приведены за 2004 г. структуры издержек обращения предприятий розничной и оптовой торговли, а в табл. 6 -рентабельность 7 и структура затрат на оказание услуг (производство работ, продукции) в 2003 г.

7 «Рентабельность - один из основных качественных стоимостных показателей эффективности., характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования средств в процессе производства и реализации продукции» [2, с. 751].

на предприятии оптовой торговли, реализующей ППТН.

Из данных, приведенных в табл. 5, следует, что за период с 2002 по 2004 г. в структуре издержек обращения предприятий розничной торговли РФ основную долю составляли затраты на оплату труда — 32 — 34 %, материальные затраты (на приобретение материалов, топлива, оплату энергии) - 12,5 — 13,5 %, оплату услуг сторонних организаций - 14 — 17 %, затраты на арендную плату - 9 — 12 %, а налоги (единый социальный налог, налоги и сборы, включаемые в себестоимость) в структуре издержек обращения 8 составляли только 8 — 10 %, в оптовой же торговле аналогичные показатели (отчисления на зарплату, материальные затраты, оплату услуг сторонних организаций, арендную плату и на налоги) были равны, соответственно: 20 — 24, 16 — 22, 35 — 37, 4 и 9 %. Указанная последняя цифра по налогам, приведенная в табл. 5 для розничной торговли (8 — 10 %), не подтверждает полученные результаты по проведенному анкетированию, где утверждалось, что высокие налоги - один из важнейших факторов, ограничивающий деловую активность этих предприятий.

В 2000 — 2003 гг. рентабельность снабженчес-ко-сбытовой деятельности предприятий оптовой торговли, реализующих продукцию производственно-технического назначения, составляла 3,5 — 4,7 %, т. е. на каждый один рубль, вложенный в ОбС предприятий оптовой торговли, реализующих ППТН (см. табл. 15), они (предприятия) получали прибыль соответственно 3,5 — 4,7 коп. /руб., что почти в четыре раза меньше, чем в целом по н/х РФ - там

8 «Издержки обращения - расходы, связанные со сбытом и приобретением товаров. Различают дополнительные издержки обращения - расходы, связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения (в том числе доставка, доработка, фасовка товаров), и чистые издержки, связанные с куплей/продажей товаров» [2, с. 260].

в 2004 г. было получено 17,9 коп. на один вложенный руб. На взгляд автора, это (более низкий уровень рентабельности) объясняется в большей степени малыми объемами реализации ППТН предприятиями оптовой торговли предприятиям-потребителям, т. е. в 2003 г. в России транзитная форма снабжения (поставки напрямую от предприятия-изготовителя предприятиям-потребителям) значительно превосходила складскую форму снабжения (от предприятия оптовой торговли предприятиям-потребителям, а также к потребителям, т. е. населению).

Из структуры затрат, приведенной в табл. 5 (гр. 2 — 4), следует, что у предприятий розничной торговли затраты на формирование товарных за-

пасов составляли 12,5 — 13,5 %, а у предприятий оптовой торговли, реализующих продукцию производственно-технического назначения, материальные затраты на формирование товарных запасов составляли 39 - 44 % (данные гр. 4 в табл. 6).

Издержки же этих предприятий по содержанию товарных запасов примерно в 1,5 раза были выше затрат на формирование самих товарных запасов [т. е. оплаты изготовителям приобретаемых у них МР (или ТМЦ) за счет ОбС (принадлежащих базе) для реализации впоследствии их (МР или ТМЦ) предприятиям-потребителям]. Последние (издержки) включают в себя затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, разме-

Таблица 5

Структуры издержек обращения предприятий розничной и оптовой торговли в 2004 г., %

(в фактически действовавших ценах)*

Розничная Оптовая Оптовая

Показатель торговля торговля ППТН торговля ПТ

2002 г. 2003 г. 2004 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.

Издержки обращения, всего 100 100 100 100 100 100 100 100 100

в том числе:

сырье, материалы, покупные полуфабрикаты, 7,8 8,2 7,7 12,3 13,1 19,8 16,7 14,5 12,8

комплектующие изделия, спецодежда,

спецоснастка

топливо и энергия 5,4 5,3 4,8 1,5 1,4 1,0 5,2 3,7 3,3

затраты на оплату труда 35,4 33,8 32,1 17,1 16,4 10,1 23,6 21,4 19,9

единый социальный налог 7,8 6,8 6,1 3,8 3,7 2,2 6,6 5,9 5,1

амортизация оборотных средств 3,3 3,8 4,3 2,5 3,1 1,9 5,5 5,4 7,3

амортизация нематериальных активов 0,1 0,1 0,0 0,1 0,0 0,0 0,1 0,1 0,6

арендная плата 9,4 10,7 11,8 4,9 5,3 3,3 3,8 4,0 4,0

обязательные страховые платежи 0,9 1,0 1,1 0,3 0,3 0,2 0,4 0,5 0,6

добровольные страховые платежи 0,2 0,4 0,3 0,3 1,2 0,4 0,9 2,1 1,6

представительские расходы 0,1 0,1 0,1 0,2 0,2 0,1 0,1 0,1 0,1

суточные и подъемные 0,3 0,2 0,2 0,7 0,6 0,3 0,4 0,3 0,3

налоги и сборы, включаемые в себестоимость 2,6 3,1 1,8 2,4 2,3 1,7 2,8 5,7 4,4

оплата услуг сторонних организаций 13,9 15,2 17,2 38,1 37,6 35,2 24,7 26,7 30,8

другие затраты 12,5 11,1 12,5 15,6 14,7 23,7 9,0 9,3 9,2

* Российский статистический ежегодник, 2005. — С. 547, 554.

Таблица 6

Рентабельность и структура затрат на оказание услуг (производство работ, продукции) в 2003 г. на предприятии оптовой торговли, реализующем продукцию производственно-технического назначения, % *

Год Рентабельность оказания услуг продукцией, товарами, % Все затраты, % В том числе, %, из них Затраты на оплату труда, % Отчисления на социальные нужды, % Амортизация основных фондов, % Прочие затраты, %

материальные сырье, материалы топливо энергия

1996 2,8 100 43,9 16,9 2,4 5,2 18,8 6,9 7,5 22.9

1997 1,3 100 45,3 15,6 2,3 5,4 19,5 7,2 6,3 21,7

1998 4,9 100 41,4 11,6 2,7 4,0 21,4 7,8 7,0 22,4

1999 5,8 100 43,0 12,5 2,6 2,9 20,7 7,4 4,7 24,2

2000 3,5 100 42,0 18,3 2,6 1,8 19,4 7,2 3,5 27,9

2001 2,6 100 62,0 41,9 1,7 1,2 13,9 4,1 2,1 17,0

2002 3,3 100 39,0 8,4 2,3 3,1 25,3 7,0 5,1 23,6

2004 4,7 100 39,1 14,5 2,0 1,7 21,4 5,9 5,4 28,2

* Российский статистический ежегодник, 2004. — С. 594.

ры амортизации и т. д. В прочие затраты входят уплаченные налоги на имущество, страховка, оплата услуг транспортных организаций (тарифов) за поставки грузов на предприятия оптовой торговли и т. д. (табл. 7).

За период с 1998 по 2004 г. включительно в табл. 8 и 9 приведены динамики численности предприятий розничной и оптовой торговли, изменение товарооборота по предприятиям розничной и оптовой торговли. Из табл. 8 и 15 видно, что в 2004 г. было 135 тыс. крупных, средних и малых предприятий розничной торговли. Крупные и средние из них по численности составляли всего 18 % от суммарного числа предприятий розничной торговли, а по товарообороту - 99,9 %.

В том же году всех предприятий оптовой торговли (крупных, средних и малых) было 32,2 тыс., крупные и средние по численности составляли

всего только 20 % от суммарного числа всех предприятий оптовой торговли, а по товарообороту -67,8 % (см. табл. 15).

В статистической отчетности, разрабатываемой Госкомстатом РФ и в публикуемой им в Российских статистических ежегодниках, не приводятся такие показатели, как размеры товарных запасов, величины оборотных средств (приводится только их структура), которыми располагают предприятия розничной и оптовой торговли, уровни рентабельности оборотных средств у коммерческих предприятий и т. д. Но эти показатели (величины ОбС, размеры запасов и т. п.) можно получить путем расчетной обработки по нижеприведенному алгоритму данных, (см. в табл. 7 — 15).

В табл. 10 и 11 приведены сложившиеся структуры оборотных средств у предприятий розничной и оптовой торговли. Из данных табл. 10 и 11 видно,

Таблица 7

Структура оборотных активов в целом по всем предприятиям оптовой торговли (03) и розничной торговли (Р3), а также предприятиям, осуществляющим ремонт автотранспортных средств и мотоциклов, бытовых изделий и т. д. в 2005 г., % *

Год Оборотные активы, всего Запасы В том числе, % Краткосрочные финансовые вложения Денежные средства дебиторская за-должен-ность Прибыль, млрд руб. Рентабельность оборотных средств***, коп. /руб.

сырье, материалы затраты на НЗП** расходы будущих периодов готовая продукция товары отгруженные

2004 100 15,5 1,0 2,4 0,3 11,0 0,7 9,4 6,4 68,7 1 603,2 -

2005 100 20,8 1,2 3,1 0,5 14,9 1,0 9,2 7,7 62,3**** 1 759,3 32,8

* Российский статистический ежегодник, 2006. — С. 540, 659, 662. ** НЗП - незавершенное производство.

*** Рентабельность оборотных средств (ОбС) - полученная прибыль на один рубль, вложенный в ОбС.

****В 2005 г. дебиторская задолженность предприятий ОТ и РТ, ремонтных предприятий и т. п. составила 3 345,6 млрд руб.

Показатель Единица измерения 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.

Крупные и средние предприятия в розничной торговле

Число предприятий (на конец года) Тыс. 25,5 25,2 24,2 25,1 24,5

Оборот розничной торговли (в фактически действовавших ценах) Млрд руб. 381,2 486,1 595,0 787,4 1116

Малые предприятия в розничной торговле

Число предприятий (на конец года) Тыс. 126,3 122,2 114,6 107,2 111,3

Оборот розничной торговли (в фактически действовавших ценах) Млрд руб. 0,857 0,841 0,861 0,760 0,852

Крупные и средние предприятия в оптовой торговле, реализующие ППТН

Число предприятий (на конец года) Тыс. 5,3 5,8 6,1 6,7 6,5

Оборот розничной торговли (в фактически действовавших ценах) Млрд руб. 291,6 358,3 513,3 635,1 778,1

Малые предприятия в оптовой торговле, реализующие ППТН

Число предприятий (на конец года) Тыс. 13,9 15,9 27,9 27,4 25,7

Оборот розничной торговли (в фактически действовавших ценах) Млрд руб. 183,1 295,4 263,2 314,0 370,6

* Российский статистический ежегодник, 2005. — С. 547, 554.

Таблица 8

Основные показатели коммерческо-финансовой деятельности предприятий оптовой и розничной торговли*

Таблица 9

Финансовые показатели деятельности предприятий розничной и оптовой торговли *

(в фактически действовавших ценах**)***

Показатель Единица измерения 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.

Предприятия розничной торговли

Валовая прибыль (ВП) Млрд руб. 75,9 82,1 111,4 125,1 170,2

Издержки обращения (ИО) Млрд руб. 66,6 68,7 90,8 108,4 138,2

Доля ИО в валовой прибыли % 87,7 83,7 81,5 86,7 81,2

Предприятия оптовой торговли, реализующие ППТН

Валовая прибыль Млрд руб. 10,6 12,6 15,6 19,3 20,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Затраты на производство и реализацию продукции (ПЗ) Млрд руб. 9,7 10,9 13,4 17,1 17,9

Доля ПЗ в валовой прибыли % 91,5 86,5 85,9 88,6 87,3

* Российский статистический ежегодник, 2005. — С. 547. ** По данным бухгалтерской отчетности.

*** По основному виду деятельности. Без субъектов малого предпринимательства.

Таблица 10

Структура оборотных активов у предприятий розничной торговли, % *

Показатель Год

2002 2003 2004

Оборотные активы, всего 100 100 100

в том числе:

запасы 13,3 15,8 15,5

из них:

остаточная стоимость производственных запасов 1,1 1,1 1,0

издержки обращения на формирование ЗНЗП ** 1,8 2,9 2,7

расходы будущих периодов 0,4 0,4 0,4

готовая продукция и товары для перепродажи 8,8 10,7 10,6

товары отгруженные 1,2 0,6 0,7

краткосрочные финансовые вложения 13,0 11,6 9,8

денежные средства 10,3 7,5 6,7

в том числе:

расчетный счет 2,2 *** ***

валютный счет 3,5 *** ***

прочие денежные средства 4,6 *** ***

дебиторская задолженность 63,4 65,1 68,0

* Российский статистический ежегодник, 2005. — С. 643.

** Издержки обращения на формирование заделов незавершенного производства. *** Данные в ежегоднике не приведены.

что основную долю в этих структурах составляет дебиторская задолженность, равная 60 — 70 %.

ДЗ

ОбС = -

8

(1)

ДЗ

где ОбС — суммарная величина оборотных средств, которыми располагают предприятия оптовой или розничной торговли, соответственно;

ДЗ — величина дебиторской задолженности, которая имеется у предприятия оптовой (или розничной) торговли, соответственно;

8д3 — относительная величина дебиторской задолженности у предприятия оптовой (или розничной) торговли, соответственно.

3 = ОбС 8 , (2)

зап' ^ 7

где З - величина запаса в стоимостном выражении;

ОбС - то же обозначение, что и в формуле (1);

8зап - относительная доля запасов в структуре ОбС (см. данные табл. 10 и 11).

Пр

Ре =

ОбС

(3)

где Ре - рентабельность ОбС коммерческих предприятий, коп. /руб.;

Пр - валовая прибыль, полученная коммерческими предприятиями;

ОбС - то же обозначение, что и в формуле (1).

Ъ = ОбС 8 , (4)

тов тов' у '

где Ътов - величина товарных запасов в стоимостном выражении;

ОбС - то же обозначение, что и в формуле (1); 8 тов - относительная доля ТЗ в структуре ОбС (см. табл. 10 и 11).

Таблица 11

Структура оборотных активов у предприятий оптовой торговли, реализующих продукцию производственно-технического назначения (в %) *

Показатель Год

2000 2001 2002 2003 2004

Оборотные активы, всего 100 100 100 100 100

в том числе:

запасы 12,9 11,5 7,4 10,3 7,9

из них:

остаточная стоимость производственных запасов 1,9 1,8 0,9 2,4 0,5

издержки обращения (ЗНЗП ***) 0,4 0,4 0,3 0,8 0,5

расходы будущих периодов 0,2 0,2 0,2 0,3 0,3

готовая продукция и товары для перепродажи 9,4 8,6 5,7 6,7 6,3

товары отгруженные 0,9 0,5 0,2 0,2 0,1

краткосрочные финансовые вложения 3,9 6,3 9,1 15,1 11,3

денежные средства 4,3 4,8 5,8 6,2 6,2

в том числе:

расчетный счет 3,2 2,7 2,3 ** **

валютный счет 0,3 0,3 0,2 ** **

прочие денежные средства 0,8 1,8 3,3 ** **

дебиторская задолженность 78,1 77,9 77,7 68,4 74,6

* Российский статистический ежегодник, 2005. — С. 643. ** Данные тсутствуют.

*** Издержки обращения на формирование заделов незавершенного производства.

7ТО = ОбС 8ТО, (5)

где 7ТО - величина товаров отгруженных в стоимостном выражении;

ОбС - то же обозначение, что и в формуле (1);

8ТО - относительная доля отгруженных товаров в структуре ОбС и т. д.

П = ^, (6)

К и

где П - показатель, характеризующий коммерчес-ко-финансовую деятельность одного коммерческого предприятия;

ПЕ - один из показателей, характеризующих коммерческо-финансовую деятельность всех предприятий розничной (или оптовой) торговли, соответственно (данные из табл. 15);

К - число предприятий розничной (или оптовой) торговли, соответственно (данные из табл. 15).

Результаты расчетов, полученные по ранее указанным формулам, сведены в табл. 15.

В 2004 г. дебиторская задолженность9 предпри-

9 «Дебиторская задолженность - задолженность по расчетам с покупателями и заказчиками за товары, работы и услуги, в том числе задолженность. обеспеченная векселями полученными; задолженность, с дочерними предприятиями по расчетам; суммы, уплаченные другим организациям, авансов; задолженность по расчетам с прочими дебиторами, включающая в себя задолженности финансовых и налоговых органов (в том числе по переплате налогов, сборов и прочим платежам в бюджет); задолженности работников организации по представленным им ссудам, займам, кредитам (ссуды на кооперативное строи-

ятий розничной торговли от суммарной задолженности всех предприятий (розничной торговли) составляла 70 %, а кредиторская10 - 53,9 %, в оптовой торговле - 59,68 и 62,8 %, соответственно. Хорошо понятно, что кредиторская задолженность и задолженность по кредитам (или займам) банков - это задолженность коммерческого предприятия перед другими организациями и т. д., а дебиторская задолженность - это задолженность других организаций и т. д. уже перед коммерческим предприятием. Поэтому две задолженности (дебиторская и кредиторская), рассчитанные для предприятий розничной торговли (или оптовой торговли соответственно) в сумме не дают 100 %.

В связи с существенным недостатком у отечественных предприятий (коммерческих, потребителей, изготовителей) собственных оборотных средств (ОбС) в РФ были значительно парализованы все расчеты между грузополучателями и грузоотправителями (естественно, что первые платят вторым). В частности, в 2003 г. МТО в стране и продвижение МР (от изготовителей ^ к предприятиям оптовой

тельство и т. п.); задолженности подотчетных лиц, поставщиков по недостачам, обнаруженным при приемке // Российский статистический ежегодник. — 2003. — С. 605.

10 «Кредиторская задолженность — задолженность данной организации другим организациям, работникам и лицам, которые называются кредиторами. Кредиторов, задолженность которым возникла в связи с покупкой у них материальных ценностей, называют поставщиками.» [1, с. 223].

Таблица 12

Задолженность и просроченная задолженность предприятий розничной и оптовой торговли, млрд руб.

(на конец года)*

Показатель Розничная торговля Оптовая торговля ППТН

2002 г. 2003 г. 2004 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.

Суммарная задолженность по обязательствам, 1 364,5 1 528,1 1 751,2 314,2 365,5 382,8

в том числе просроченная 129,0 86,8 19,8 22,0 19,8 10,2

из сумм задолженностей:

кредиторская задолженность, 716,2 814,6 943,1 264,6 271,9 240,4

в том числе просроченная 125,0 84,0 92,2 18,9 17,6 9,0

задолженность по кредитам банков и займам, 648,3 713,6 808,1 49,6 93,6 142,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в том числе просроченная 3,9 2,8 2,3 3,2 2,3 1,2

дебиторская задолженность, 889,3 958,4 1 227,2 250,9 273,5 228,2

в том числе просроченная 149,4 136,2 153,0 20,3 18,7 13,1

* Российские статистические ежегодники: 2003. — С. 582; 2004. — С. 598; 2005. — 646.

торговли ^ а затем уже к потребителям) осуществлялось в условиях, когда все всем оказались существенно должны (табл. 12). Сами предприятия оптовой торговли являлись должниками перед предприятиями-изготовителями (кредиторская задолженность), которые (изготовители) поставляли МР базам снабжения для реализации этих ресурсов предприятиям-потребителям. В свою очередь, например, предприятия-потребители, которым оптовая база снабжения уже поставила материальные ресурсы, не заплатили этой базе ввиду отсутствия финансовых ресурсов на расчетном счете и в кассе предприятия (это уже дебиторская задолженность).

В структуре ОбС дебиторская задолженность составляла основную долю в размере примерно 70 — 80 % (табл. 15). Это говорит как об одном следствии и причине замедления взаиморасчетов между предприятиями, что объясняется существенной нехваткой собственных ОбС у предприятий.

Просроченная же дебиторская задолженность -почти 27 % (15,8/58,8 « 0,27 - см. данные, приведенные в табл. 13). Причем просроченная дебиторская задолженность покупателей составила 84 % от всей дебиторской задолженности баз снабжения (см. данные, приведенные в табл. 13).

Таблица 13

Дебиторская и просроченная дебиторская задолженность предприятий оптовой торговли, реализующих продукцию производственно-технического назначения (на конец 2003 г.*)**

Показатель Всего В том числе покупателей

млрд руб. % млрд руб. %

Дебиторская задолженность -всего 58,8 100

в том числе:

просроченная дебиторская задолженность 18,7 100 15,8 84,4

* Отсутствуют данные по 2004 г.

** Российский статистический ежегодник, 2004. — С. 599 — 600.

Но при этом следует иметь в виду, что, например, в 2003 г. указанная просроченная задолженность от всей кредиторской задолженности предприятий оптовой торговли, реализующих ППТН, составила около 30 % (229,9/837,5 « 0,27 - см. данные, приведенные в табл. 14), а просроченная задолженность от всей дебиторской задолженности -почти 30 % (18,7/58,8 « 0,32 - см. данные, приведенные в табл. 13).

Таблица 14

Кредиторская и просроченная кредиторская задолженность предприятий оптовой торговли, реализующих продукцию производственно-технического назначения (на конец 2003 г.) *

Показатель Всего, млрд руб. В том числе

поставщикам в бюджет в государственные внебюджетные фонды

млрд руб. % млрд руб. % млрд руб. %

Кредиторская задолженность 837,5 ** ** ** ** ** **

в том числе:

просроченная кредиторская задолженность 229,9 155,3 67,5 11,7 5,1 63,0 27,4

* Российский статистический ежегодник, 2004. — С. 599. ** Данные отсутствуют.

Таблица 15

Основные показатели хозяйственной деятельности предприятий оптовой и розничной торговли *

Показатель Единица измерения Розничная торговля Оптовая торговля ППТН

2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.

Число предприятий, всего (на конец года) Тыс. 151,8 151,5 138,8 132,3 135,8 19,2 21,7 34,0 34,1 32,2

Число крупных и средних предприятий (КиСП) Тыс. 25,5 25,2 24,2 25,1 24,5 5,3 5,8 6,1 6,7 6,5

Относительная доля КиСП в общем числе предприятий % 16,8 16,6 17,4 19,0 18,0 27,6 26,7 17,9 19,6 20,2

Товарооборот, всего (ТО) (в фактически действовавших ценах) Млрд руб. 382,0 486,9 595,9 788,2 1117 474,7 653,7 776,5 1053 1149

Товарооборот КиСП (в фактически действовавших ценах) Млрд руб. 381,2 486,1 595,0 787,4 1116 291,6 358,3 513,3 635,1 778,1

Относительная доля товарооборота КиСП в общем объеме % 99,9 99,8 99,8 99,9 99,9 61,4 54,8 66,1 66,9 67,7

Валовая прибыль, всего Млрд руб. 75,9 82,1 111,4 125,1 170,2 10,6 12,6 15,6 19,3 20,5

Дебиторская задолженность (ДЗ) Млрд руб. 889,3 958,4 1 227 250,9 273,5 228,2

Относительная доля ДЗ % 63,4 65,1 68,0 77,7 68,4 74,6

Оборотные средства - всего Млрд руб. 1 403 1 472 1 804 322,9 399,9 305,9

Рентабельность, всего Коп. / руб. 7,9 8,5 9,4 4,8 4,8 6,7

Доля товарных запасов в ОбС % 8,8 10,7 10,6 5,7 6,7 6,3

Товары (товарные запасы) Млрд руб. 123,5 157,5 191,2 18,4 26,8 19,3

Доля запасов в ТО % 0,21 0,20 0,17 2,4 2,8 1,8

Товарные запасы в «днях» среднесуточной реализации в стоимостном выражении Дни 75,6 72,9 62,5 8,6 10,3 6,1

Данные в пересчете на одно предприятие (условные)

Товарооборот Млн руб. 2,516 3,214 4,293 5,958 8,225 24,7 30,1 21,1 27,8 35,7

Прибыль Млн руб. 0,501 0,542 0,803 0,946 1,254 0,553 0,581 0,459 0,566 0,637

Оборотные средства Млн руб. 18,2 11,1 13,3 9,5 11,7 9,5

Величина запасов Млн руб. 0,890 1,198 1,408 0,541 0,788 0,599

* Данные не обработаны Госкомстатом РФ.

Не говоря уже о величине кредиторской задолженности, нужно отметить, что только ее просроченная часть перед поставщиками у предприятий оптовой торговли, реализующих продукцию производственно-технического назначения, составила почти 15 % от ее (ППТН) величины товарооборота (155,3/1053,1 « 0,15 - здесь и далее все объемные показатели в млрд руб. - см. данные, приведенные в табл. 15).

В зависимости от способа организации продвижения продукции (МР, ТМЦ, ПТ) от предприятий-изготовителей (заводов, производственных фирм или компаний и т. п., далее — изготовителей) к базам снабжения (или торговым предприятиям) и предприятиям-потребителям (заводам, производственным фирмам или компаниям, индивидуальным частным хозяйствам и т. д., далее — потребителям) различают две формы снабжения: транзитную и складскую. При транзитной форме снабже-

ния продукцию (далее - ресурсы 11) поставляют непосредственно коммерческим предприятиям (затем последние в свою уже очередь поставляют эти же ресурсы предприятиям-потребителям) по складской форме снабжения. В основном в России преобладает транзитная форма снабжения, минуя промежуточные звенья - базы снабжения. При складской форме снабжения поставки ресурсов от предприятия-изготовителя до потребителя осуществляют через снабженческо-сбытовые организации - базы снабжения и т. п. Например, в СССР в 1980 — 1990 гг. по транзитной форме снабжения поставляли предприятиям-потребителям 84 % металлопроката, и только 16 % - по складской форме

11 Для сокращения в дальнейшем применяемых дефиниций и общности используемой терминологии все такие понятия, как марка материала и др. условно будем называть материальным ресурсом. Это позволит значительно упростить изложение материала.

снабжения. Примерно аналогичные цифры были и по другим видам МР и ТМЦ (сегодня по РФ такие данные не публикуются).

Под снабжением по транзитной форме снабжения коммерческих предприятий (предприятий оптовой торговли и т. п.; фирмы или компании, занимающихся снабженческо-сбытовой деятельностью и т. п.; предприятий розничной торговли: супермаркета, гипермаркета, универсама и т. д.)

следует понимать, что предприятие получает ресурсы напрямую от предприятий-изготовителей и завозят ему (коммерческому предприятию) эти товары в основном железнодорожным или водным транспортом. Эти предприятия всегда расположены вблизи от железнодорожных товарных станций или водных путей.

(Окончание следует)

Литература

1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (государствен -ные требования к минимуму содержания и уровню подготовки по направлению 062200 «Логистика»). — М.: Министерство образования Российской Федерации, 2000.

2. Краткий экономический словарь. — М.: Институт новой экономики, 2001.

3. Аникин Б. А, Тяпухин А. П. Коммерческая логистика. — М.: Проспект, 2006.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации. — М.: Эксма, 2006.

5. Радионов Р.А. Анализ методов управления запасами и оборотными средствами // Экономический анализ. - 2005. - № 8.

К сведению авторов и читателей

Федеральное агентство по науке и инновациям Министерства образования и науки РФ и Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU приступили к реализации проекта «Разработка системы статистического анализа российской науки на основе данных российского индекса научного цитирования (РИНЦ)» по Федеральной целевой научно-технической программе.

В Российский индекс научного цитирования включены все издания, выпускаемые нашим издательским домом: «Финансы и кредит», «Дайджест-Финансы», «Экономический анализ: теория и практика», «Региональная экономика: теория и практика», «Национальные интересы: приоритеты и безопасность», «Международный бухгалтерский учет», «Всё для бухгалтера», «Бухгалтер и закон», «Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях», «Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии».

РИНЦ - это многофункциональная информационная система, в которой обрабатывается библиографическая информация, аннотации и пристатейные списки цитирования из российских научных журналов. Поисковые и информационные сервисы базы данных эффективно реализуют различные виды поиска информации, анализируют и рассчитывают индексы цитирования отдельных авторов, научных коллективов и организаций, тематических направлений, импакт-факторы журналов. Авторам предоставлена возможность самостоятельно вводить и корректировать информацию о том, что, где и когда они опубликовали, используя для этой цели интерфейс Единого реестра научных публикаций. Используя систему управления ссылками, возможно без труда выходить не только на полные тексты статей, которые обрабатываются в самом РИНЦ, но и на статьи, которые цитировались в этих публикациях.

Подробная информация о проекте размещена на сайте разработчика

- www.elibrary.ru.

Уважаемые авторы и читатели!

Мы также напоминаем Вам, что электронные версии всех наших журналов доступны на сайте Научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU.

Мы прилагаем все усилия для того, чтобы доступ к необходимой информации был максимально быстрым и простым для Вас, и надеемся, что использование современных информационных технологий сделает Вашу работу с материалами наших изданий еще более удобной!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.