Научная статья на тему 'Развитие принципов коммерческого финансирования в мировой и российской практике'

Развитие принципов коммерческого финансирования в мировой и российской практике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
510
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕБАНКОВСКОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ФАКТОРИНГ / РЕВОЛЬВЕРНЫЙ КРЕДИТ / ТЕНДЕНЦИИ / СТАВКА / АВАНСИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колобанов Д.Е.

В статье подчеркивается, что развитие факторингового бизнеса побуждает уделять повышенное внимание изучению тенденций спроса на рынке финансовых услуг и разработке новых продуктов. Факторинг во всем мире является частью более широкой индустрии, известной как коммерческое или небанковское финансирование (Commercial Finance). Данный аспект пока не получил должного освещения в научной и практической литературе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие принципов коммерческого финансирования в мировой и российской практике»

Факторинг

развитие принципов коммерческого финансирования

в мировой и российской практике

В статье подчеркивается, что развитие факторингового бизнеса побуждает уделять повышенное внимание изучению тенденций спроса на рынке финансовых услуг и разработке новых продуктов. Факторинг во всем мире является частью более широкой индустрии, известной как коммерческое или небанковское финансирование (Commercial Finance). Данный аспект пока не получил должного освещения в научной и практической литературе.

Ключевые слова: небанковское финансирование, факторинг, револьверный кредит, тенденции, ставка, авансирование.

В мире существуют два вида финансирования: банковское (в международной практике обозначаемое термином Cashflow Finance или Corporate-Based Finance) и небанковское (обозначаемое термином Commercial Finance).

Банковское финансирование (Corporate-Based Finance — CBF) подразумевает предоставление финансирования бизнесу на основании оценки его финансового состояния в настоящем и способности генерировать выручку в будущем. Часто финансирование предоставляется под залог активов. Но специалисты банка, занимающиеся финансированием CBF, не являются профессионалами в управлении активами. И поэтому финансируют под них в очень ограниченном объеме, с большим дисконтом. Задача банка — получить возврат выданной ссуды. Он стремится избежать получения заложенного актива. Поэтому банк должен выбирать надежных заемщиков, а финансирование под залог предоставлять с большим дисконтом.

Небанковское/коммерческое финансирование (Commercial Finance — CF) — финансирование бизне-

Д. Е. КОЛОБАНОВ, главный специалист отдела корпоративного кредитования Ярославского филиала ОАО «Промсвязьбанк» E-mail: d-dimas@mail.ru

са, при котором ключевую роль в принятии решения о предоставлении финансирования, определении его объема и обеспечении сделки играет не оценка финансового состояния заемщика, а анализ имеющихся у заемщика активов (дебиторская задолженность, товары на складе, сырье, оборудование, недвижимость, нематериальные активы и др.). Если для банковского финансирования ключевой в принятии решения о финансировании является способность заемщика вернуть деньги, то для небанковского (CF) финансирования главным условием является способность финансовой компании адекватно оценивать активы заемщика и распоряжаться ими в случае невозврата заемных средств. Преимущества финансирования CF для клиента: возможность получения финансирования в большем объеме и в более короткие сроки, а также простой доступ к финансированию при наличии хороших активов.

Разница между банковским и небанковским финансированием заключается, во-первых, в том, как осуществляется риск-менеджмент. В случае банковского финансирования риск-менеджеру банка важно оценить финансовое состояние клиента, его технологии и главное — способность заемщика вернуть деньги. Перед тем как предоставить финансирование, банк также оценивает предполагаемый в качестве обеспечения вид залога. В практике же небанковского финансирования определяется, прежде всего, способность финансовой компании (CF-компании) управлять данным активом.

Отличие коммерческого от банковского финансирования состоит и в отношении к обеспечению. Банк, требуя залог, рассчитывает, прежде

всего, на то, что нежелание утратить предмет залога будет мотивировать заемщика платить. При этом банк вынужден оценивать финансовое состояние заемщика, поскольку необходимость реализации предмета залога — это тоже риск. Компания, осуществляющая небанковское финансирование, фактически выкупает актив, опираясь лишь на собственное умение им управлять. Это позволяет при принятии решений не базироваться на оценке финансовых рисков самого заемщика и, соответственно, предлагать ему более выгодные условия. Если заемщик выполняет свои обязательства перед финансовой компанией, он продолжает свободно пользоваться и распоряжаться активом. Главная цель финансовой компании в данном случае — получить выгоду от эффективного управления активом, будь то проценты по ссуде, обеспеченной данным активом, комиссия за его администрирование

Commercial Finance

Factoring

(финансирование под дебиторскую задолженность)

Real estate financing

(финансирование под залог недвижимости)

Inventory financing

(финансирование под товарно-материальные запасы)

Equipment financing

(финансирование под оборудование)

Turnaround financing

(финансирование оборота в виде кредита, овердрафта)

Import/export trade financing

(импортно-экспортное финансирование)

Рис. 1. Инфраструктура Commercial Finance

по просьбе клиента или доход с его продажи. Самое главное для CF-компании — научиться управлять активом, чтобы в случае невозврата средств уметь выгодно его продать.

Традиционно в комплекс небанковского финансирования (Commercial Finance) входят такие услуги, как факторинг, лизинг, форфейтинг, финансирование под оборудование, товарно-материальные запасы, недвижимость, финансирование на основе трастовых расписок, импортно-экспортное финансирование и др. (рис. 1).

Таким образом, в рамках коммерческого финансирования можно выделить две главные формы (теории) финансирования — небанковское финансирование Asset-Based Lending (ABL) и небанковское финансирование Asset-Based Finance (ABF).

При небанковском финансировании ABL существует факт получения ссуды, т. е. можно сказать,

что деньги ссужаются под актив. Например, факторинг является финансированием ABL, поскольку налицо факт предоставления клиенту ссуды под уступленную им дебиторскую задолженность. Другие ABL-услуги: финансирование под залог недвижимости; финансирование под товарно-материальные запасы; финансирование под оборудование; финансирование оборота в виде кредита, овердрафта; импортно-экспортное финансирование.

При небанковском финансировании ABF не существует факта получения ссуды, или ссуда выдается чисто по «техническим» соображениям, так как направлена на покупку четко определенного объекта. То есть, можно сказать, что мы финансируем покупку актива. Например, лизинг — это факт финансирования

Asset-Based Finance (ABF)

Floor plan financing

(финансирование на основе трастовых расписок)

Equipment leasing

(лизинг)

Purchase order financing

(финансирование под уступку будущих денежных требований)

Leveraged Buyout

(финансирование на покупку контрольного пакета акций корпорации)

Forfaiting

(финансирование экспорта путем покупки коммерческих векселей или других долговых инструментов без оборота на продавца)

под актив, но нет факта получения ссуды. Ведь в рамках лизинга клиенту предоставляются не деньги, а оборудование. Другие ABF-услуги: финансирование на основе трастовых расписок; финансирование под уступку будущих денежных требований; финансирование на покупку контрольного пакета акций корпорации; финансирование экспорта путем покупки коммерческих векселей или других долговых инструментов без оборота на продавца.

Факторинг, как мы видим, является частью индустрии небанковского финансирования и представляет собой комплекс финансовых услуг, включающий две или более из следующих составляющих: финансирование оборотного капитала, покрытие кредитного риска, учет дебиторской задолженности и сбор дебиторской задолженности. Финансирование оборотного капитала в рамках факторинга является разновидностью финансирования, обеспеченного активами (Asset Based Lending), при котором обеспечением является уступка клиентом денежных требований, вытекающих из поставки товаров, оказания услуг или выполнения работ на условиях отсрочки платежа. Рассмотрим финансирование ABL более подробно.

Финансирование ABL по своей сути — это форма финансирования, представляющая собой возобновляемую кредитную линию или револьверный кредит.

Главным отличием финансирования ABL от банковского кредита является определение суммы финансирования, не только исходя из анализа бизнеса клиента, но и на основе оценки всех видов активов, находящихся на балансе предприятия и рассматриваемых в качестве обеспечения сделки. При этом учитываются любые активы, имеющие рыночную стоимость: основные средства, уступленные права требования, товарно-материальные ценности, а также нематериальные активы. Компании, осуществляющей небанковское финансирование, не важно финансовое состояние заемщика. Она оценивает не его, а тот актив, который у него есть. Как правило, предоставлением ABL-финан-сирования занимаются финансовые компании, а не банки. Банкам, которые обязаны соблюдать жесткие нормативы, регулирующие деятельность любой кредитной организации в любой стране, достаточно сложно предоставлять подобное финансирование. Финансирование ABL служит реальной альтернативой банковскому кредитованию, так как позволяет предоставлять финансирование заемщи-

кам, риски которых превышают приемлемый для банков уровень.

Финансирование ABL существенно отличается от классического факторинга, во-первых, за счет значительного расширения круга активов, под которые предоставляется финансирование, не только за счет уступки права денежного требования (дебиторской задолженности), но и товарно-материальных запасов, коммерческих контрактов, оборудования и других более экзотичных активов (например, торговой марки). Во-вторых, различие между факторингом и финансированием ABL заключается в праве собственности. При факторинге права требования «покупаются» фактором, и он становится их владельцем. При ABL-финансиро-вании права требования и прочие активы (ТМЦ, оборудование, здания) закладываются кредитору в качестве обеспечения под полученное финансирование, но при этом заемщик остается владельцем этих активов, полностью их контролирует и учитывает на своем балансе.

Поскольку основная форма предоставления финансирования ABL — револьверный кредит, необходимо более подробно остановиться на этом понятии. Револьверный кредит — это кредит, который может время от времени погашаться, и заемщик имеет право снова его получить без дополнительных длительных согласований до ранее оговоренного в кредитном соглашении размера. Револьверное финансирование в первую очередь предназначено для оптимизации величины и доступности оборотного капитала предприятия.

Процесс револьверного финансирования можно представить следующим образом. Заемщик передает кредитору право в случае неплатежа вступить во владение собственностью, предложенной в качестве обеспечения (как правило, дебиторской задолженностью и товарно-материальными запасами). Заемщик в обмен на переданное обеспечение получает необходимые средства. Когда дебиторская задолженность выплачивается, деньги возвращаются обратно кредитору и остаток выданного кредита уменьшается автоматически. В результате кредитор и заемщик оказываются в выигрыше. Кредитор уменьшает свой риск, а клиент снижает излишки оборотных средств и уменьшает проценты. Если заемщик снова нуждается в деньгах, процедура передачи обеспечения повторяется. Этот процесс может повторяться столько раз, сколько необходимо.

Кредитор управляет револьверным кредитом и лежащим в его основе обеспечением так, чтобы

заемщик в любое время мог получить максимально возможную сумму средств. Дебиторы в случае револьверного кредита обычно не уведомляются об уступке прав требования кредитору, и заемщик продолжает сам управлять дебиторской задолженностью.

Револьверное финансирование чаще всего обеспечивается дебиторской задолженностью и товарно-материальными запасами. Возникает вопрос: любая ли дебиторская задолженность и все ли товарно-материальные ценности могут использоваться в качестве обеспечения? Как правило, дебиторская задолженность в значительной своей части может служить обеспечением. Исключение составляют, например, просроченные более 90 дней счета или счета, связанные с внутрикорпоративными расчетами. Некоторые кредиторы не принимают в обеспечение дебиторскую задолженность государственных или иностранных компаний. Что касается товарно-материальных ценностей (ТМЦ), то тут дело обстоит немного сложнее. С учетом того, что идеология финансирования ABL всегда предусматривает возможность последующей продажи активов, кредитор очень тщательно подходит к выбору ТМЦ в качестве обеспечения. Так, кредитор предпочтет согласиться на готовую продукцию или сырье, нежели на незавершенную продукцию. Также он, естественно, откажется от неликвидных активов или специализированной продукции, которая может быть реализована ограниченному кругу покупателей. Если компания вообще не имеет дебиторской задолженности, но при этом имеет товарно-материальные запасы, она также может рассчитывать на предоставление финансирования в форме ABL. Ярким примером таких компаний являются розничные сети, которые не предоставляют отсрочку платежа своим покупателям.

Начав сотрудничество только с компанией, осуществляющей коммерческое финансирование, клиент имеет возможность получить финансирование сразу под все свои активы, не обращаясь к разным финансовым институтам — банкам, лизинговым и факторинговым компаниям по отдельности. Для каждого актива применяется собственный коэффициент финансирования. Например , он может быть равным 0, 8 для дебиторской задолженности; 0,5 — для основных средств; 0,6 — для товарно-материальных запасов. Таким образом, финансирование ABL позволяет получить гораздо больше средств в распоряжение предприятия, нежели при использовании альтернативных

источников финансирования. И даже лозунг рекламной кампании, используемый во всем мире для продвижения финансового продукта ABL, звучит так: «Больше денег!» (More money).

Принцип небанковского финансирования под различные активы (ABL) является новаторским не только для российского рынка факторинга, но и для многих европейских стран. В большинстве государств Европы ABL-финансирование существует не более 5 лет, а сама практика впервые появилась в США, где успешно развивается более 30 лет.

Логика и мировая практика развития рынка небанковского финансирования, как правило, предполагает три этапа.

На первом этапе на рынок выходит ряд игроков, среди которых значительное число универсальных банков, предоставляющих исключительно финансирование под уступку (залог) денежного требования. При этом применяются те же технологии и подход к управлению рисками, что и при кредитовании. Далее финансовый поток, направляемый в обмен на поток уступаемых денежных требований, постепенно начинает обрастать дополнительными услугами. Такими, как управление дебиторской задолженностью, ее взимание, страхование рисков. Так появляется полноценный факторинг. В России многие банки заявляют услугу факторинга, но на практике предлагают лишь финансирование под уступку денежного требования.

На втором этапе количество предоставляемых услуг расширяется. Но оказываются они всегда под один и тот же актив — денежные требования, что позволяет предлагать факторинг на базе банковской структуры. Дебиторская задолженность, в отличие от других активов, может восприниматься банком как отдельный специфический тип залога, и потому конкуренция с традиционными залоговыми кредитными продуктами банка весьма условна. Тем не менее, чтобы обслуживать действительно существенные обороты дебиторской задолженности, нужны мощная IT-система, качественное управление рисками, основанное на накопленной статистической базе по дебиторам, и разветвленная сеть дистрибуции, желательно отделенная от структуры банка. Сегодня большинство участников российского факторингового рынка уже перешли на второй этап, предлагая помимо финансирования иные услуги, входящие в комплекс факторинга. Среди банков-факторов многие выделили факторинговое направление бизнеса в отдельную компанию или планируют это сделать в обозримом будущем. Это делается для того, чтобы избежать конкуренции

факторинга с другими банковскими продуктами и не применять единый подход к анализу кредитных рисков в банке и единый подход к оценке рисков при финансировании под активы — в компании.

На третьем этапе, если финансовая структура планирует предлагать не только факторинг, но и предоставлять финансирование и оказывать услуги под иные активы помимо дебиторской задолженности, отсутствие хотя бы одного из вышеназванных элементов его бизнеса станет критичным. Произойдет это потому, что те активы, под которые оказывают свои услуги компании, осуществляющие финансирование ABL, пересекаются с теми, которые выступают в качестве залога при банковском кредитовании (недвижимость, оборудование, товары в производстве).

В итоге получаем два типа финансовых институтов, универсальных по выбору активов, под которые выдается финансирование, но специализированных с точки зрения единства используемых подходов к управлению рисками, — банки и CF-компании (рис. 2).

Следует заметить, что хотя указанные на рисунке способы финансирования бизнеса клиентов различаются по уровню сложности, нельзя утверждать, что какой-то из них лучше или совершеннее. Эти способы для разных клиентов призваны решать разные задачи. Выбор клиентами между банковскими услугами и услугами небанковского кредитования (CF), предоставляемыми под одни и те же активы, будет зависеть от финансового состояния компании-клиента, от качества его активов и, самое главное, от потребности в объемах финансирования и стратегии ведения бизнеса. В некоторых случаях для средней, активно развивающейся компании обращение к услугам CF-компании может стать лучшим способом получить финансирование в требуемом объеме. Необходимо помнить, что процедура мониторинга активов компании — весьма дорогостоящее мероприятие. Поскольку речь идет не просто о первоначальной оценке активов, но и о постоянном отслеживании (на ежемесячной основе) состояния активов клиента. Поэтому маловероятно, что такая услуга может быть

предложена мелким клиентам. Для CF-компаний это будет просто невыгодно. Для консервативного крупного клиента более предпочтительным может стать банковский кредит. В то же время одна и та же компания, диверсифицируя источники своего фондирования, может пользоваться и банковскими, и CF-инструментами финансирования, используя при этом небанковское кредитование преимущественно для финансирования оборотного капитала. В данном ключе банки и CF-компании не являются конкурентами, а взаимно дополняют друг друга на финансовом рынке. Вне зависимости от того, осуществляется ли финансирование банком или CF-компанией, все финансовые операции в любом случае проводятся через счета в банках и не уходят из банковской системы.

Необходимо заметить, что финансирование в рамках ABL (по аналогии с факторингом) производится, как правило, не на всю сумму обеспечивающего актива, а на определенный процент от него. В связи с этим введем понятие «ставка авансирования».

Ставка авансирования — это максимальная сумма финансирования, выраженная в процентах от принятого в обеспечение актива, которую кредитор может предоставить заемщику. В качестве примера можно рассмотреть товарно-материальные запасы. Если в состав товарно-материальных запасов входят 26 % сырья, 14 % товаров в незавершенном производстве и 60 % готовых к реализации товаров, то только 86 % от всех ТМЦ могут быть рассмотрены в качестве обеспечения (за минусом товаров в незавершенном производстве). При условии ставки авансирования, равной 50 % подходящего обеспечения, фактически сумма по-

ч о а

и

Ё? О

о «

H о

(D

F

О «

к

Идеология

Полноценный Commercial Asset-Based lending -

факторинг finance характерна для

специализированных

компаний (CF-компаний)

Идеология

Invoice Банковский кредитного

discounting кредит финансирования -

характерна для банков

Приоритет

Количество активов, под которые оказываются услуги рис. 2. Матрица способов финансирования

лученного финансирования окажется равной 43 % всей суммы товарно-материальных запасов (50 % от 86 % = 43 %). Реальные ставки авансирования очень сильно варьируются в зависимости от компании и отрасли и от индивидуальных особенностей и обстоятельств.

Для того чтобы понять, каким образом устанавливается ставка авансирования, необходимо рассмотреть еще один аспект работы с дебиторской задолженностью. Очевидным фактом является то, что не все выставленные счета оплачиваются. Неоплата может быть следствием неверно выставленных счетов, дебиторской задолженности плохого качества, возврата товаров по гарантии и пр. Разницу между суммой выставленных счетов и суммой оплаты, выраженную в процентах от общей суммы счетов, обозначим термином «Dilution» (в переводе с англ. «размытие») (далее — D). Например, компания выставила счетов на 2 млн долл., из них оплатили 1,9 млн долл. (на 50 тыс. долл. товаров вернули и в размере 50 тыс. долл. применили скидку за немедленную оплату). Разница составила: 2 млн долл. — 1,9 млн долл. = 100 тыс. долл. Уровень D составил 5 % (100 тыс. долл. от 2 млн долл.).

Для расчета ставки авансирования D имеет очень важное значение. Для определения ставки авансирования применяется общее правило, основанное на практическом опыте финансовой индустрии, которое выражается следующей формулой: Ставка авансирования = 1 — (2D + 0,05/

Если D составляет 5 %, тогда ставка авансирования будет равна 85 %:

Ставка авансирования = 1 — (2D • 0,05 + 0,05) = 85 %.

При определении ставки авансирования кредитор также постарается учесть срок оборачиваемости и качество управления дебиторской задолженностью.

Что касается ставки авансирования, применяемой к материальным запасам, то дело обстоит несколько сложнее. Простой арифметической формулой здесь обойтись сложно. Ставка может зависеть от типа запасов (сырье, готовая продукция, незавершенное производство), времени хранения на складе, скорости оборачиваемости и от того, насколько эффективно компания управляет своими складскими запасами. Многие кредиторы для определения правильного уровня ставки авансирования прибегают к помощи сторонних компаний, специализирующихся на оценке такого рода обеспечения.

Важное значение имеет стоимость ABL-финан-сирования. В упрощенном виде она складывается

из цены непосредственно за денежные средства и ряда комиссий.

Стоимость финансирования, как правило, устанавливается на базе плавающей ставки. Это означает, что проценты, которые заемщик должен заплатить, будут варьироваться в зависимости от изменения базовой ставки. Такой, например, как лондонская межбанковская ставка (LIBOR); ставка доходности краткосрочных свободнообра-щающихся корпоративных ценных бумаг высокого качества, не превышающих по сроку 270 дней (CP) или публикуемая банками ставка по кредитам первоклассным заемщикам (Prime Rate).

Проценты за финансирование, которые заемщик должен выплатить, будут складываться из любой из величин вышеуказанных базовых ставок плюс маржи кредитора. Какой именно базовой ставкой пользоваться, решает сам кредитор. Маржа варьируется в зависимости от кредитоспособности заемщика и других обстоятельств.

Комиссии также очень сильно зависят от кредитного качества заемщика, целей финансирования и других факторов. Например, комиссия, которую будет платить предприятие, находящееся в стадии банкротства, должна существенно отличаться от комиссии для успешной компании, которая стремится рефинансировать кредит первой очереди, или от комиссии для группы инвесторов, которые готовят сделку поглощения.

В зависимости от типа финансирования комиссии могут включать:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) комиссию за организацию финансирования (платится практически всегда). Эта комиссия платится заемщиком, чтобы кредитор смог покрыть свои первоначальные расходы, связанные с организацией сделки, и частично получить прибыль. Размер комиссии может варьироваться от 0,5 % от суммы займа до величины, во много раз превышающей данное значение;

2) комиссию за неиспользование кредитной линии, которая применяется для того, чтобы компенсировать кредитору затраты на привлечение средств для финансирования;

3) административную комиссию, которая должна покрыть затраты кредитора, связанные с последующим аудитом и мониторингом обеспечения;

4) комиссию за досрочное погашение, которая применяется в том случае, если заемщик возвращает финансирование раньше обозначенного в соглашении срока;

5) комиссию за аудит.

200,0-

100,0

314,4

Далеко не каждый воо,о заемщик платит все виды вышеперечисленных ко- 500,0-миссий. Это зависит от типа и условий соглаше- 4000 ния, обеспечения и т. д. При этом небанковское 3000 финансирование нельзя назвать «неприхотливым» бизнесом. Для его роста требуется специализированная структура и поддержание оптимальных условий развития, без которых по достижении определенных объемов портфель будет фиксироваться.

Для решения проблем, возникающих у компаний на пути к превращению в полноценную CF-компанию, участники рынка объединяются в различные сообщества. Одним из наиболее известных объединений, заложивших теоретические основы и разработавших идеологию небанковского финансирования, является Ассоциация коммерческого финансирования (CFA).

Эта ассоциация была учреждена в 1944 г. как международная торговая ассоциация участников рынка факторинга и торгового финансирования. Штаб-квартира ассоциации расположена в Нью-Йорке. Несмотря на то, что по статусу CFA является международной, более 95 % ее членов — компании США и Канады. Остальные члены этой ассоциации находятся в Европе, главным образом в Великобритании. Практически все свои мероприятия ассоциация проводит в США, и лишь отдельные организуются в Канаде.

Ассоциация коммерческого финансирования объединяет около 300 компаний, среди которых есть и факторинговые компании, и подразделения коммерческих банков, занимающихся финансированием ABL, и независимые финансовые компании, и финансовые подразделения промышленных корпораций, хедж-фонды. 76 % членов ассоциации — небанковские финансовые организации, 24 % — банки.

Задачами ассоциации являются:

— обсуждение перспектив развития индустрии;

— распространение информации об изменении законодательства и судебной практике в отрасли;

— развитие технологий, применяемых факторами;

420,0

325,9

2005

2006

2007

2000 2001 2002 2003 2004

Источник: данные CFA (Commercial Finance Association).

Рис. 3. Объем рынка небанковского финансирования в США в 2000—2007 гг., млрд долл.

— продвижение идеи социальной ответственности среди членов ассоциации;

— обмен опытом и обучение. Факторинговая индустрия в Соединенных

Штатах является наиболее развитой в мире. Рынок США значительно эволюционировал от классического факторинга до более сложных продуктов коммерческого финансирования, в том числе Asset-Based Lending. Поэтому вполне логично, что самым крупным рынком ABL-услуг является рынок США.

По данным CFA, объем рынка небанковского финансирования по итогам 2007 г. составил 545 млрд долл. (рис. 3), увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 55,7 млрд, или на 11,4 %. Если рассматривать период с 2000 по 2007 г., то темп прироста рынка составил 59 % и при этом тренд в целом сохранялся положительный.

Первая сделка с использованием ABL в США была проведена в 1976 г. Начиная с этого времени, индустрия Commercial Finance показывала плавный динамичный рост (см. таблицу).

На графике (рис. 4) представлена кривая роста среднегодовой задолженности компаний по финансированию ABL. В рассматриваемом периоде средний темп роста задолженности, профинансированной посредством инструментария индустрии небанковского финансирования, составил 13,9 %. Это крайне высокая цифра для рынка, на котором представлены абсолютно все известные способы финансирования. Такие темпы роста свидетельствуют в пользу того, что финансирование ABL действительно представляет большой интерес для различных предприятий.

545,0

489,3

362,1

334,1

динамика развития Asset-Based Lending

Окончание таблицы

год Общая сумма задолженности по ABL, млрд долл. процентное изменение, % к предыдущему году

2007 545,0 11,4

2006 489,3 16,5

2005 420,0 16,0

2004 362,1 8,4

2003 334,1 2,5

2002 325,9 3,7

2001 314,4 -8,2

2000 342,7 16,7

1999 293,8 15,6

1998 254,2 23,9

1997 205,1 21,0

1996 164,5 19,8

1995 141,4 20,7

1994 117,0 14,6

1993 102,1 12,7

1992 90,5 8,1

600 т-

500 --

400

300 --

200

100

год Общая сумма задолженнос- процентное изменение,

ти по ABL, млрд долл. % к предыдущему году

1991 83,8 -12,5

1990 95,8 -4,7

1989 100,7 6,8

1988 94,3 12,6

1987 83,7 21,8

1986 68,7 18,9

1985 57,7 38,1

1984 41,8 36,4

1983 30,7 0,4

1982 30,5 9,7

1981 27,8 11,1

1980 25,1 12,2

1979 22,3 61,0

1978 13,7 8,4

1977 12,8 7,2

1976 11,9 -

Источник: по данным CFA (Commercial Finance Association).

d^ ¿Л & o?>N o^ & o£> & o?N c^ c^ c^ c^ c^

ф ф Ф

Источник: данные CFA (Commercial Finance Association).

рис. 4. Динамика роста среднегодовой задолженности компаний по ABL в 1976—2007 гг., млрд долл.

Интересен тот факт, что общее количество людей, занятых в различных организациях, которые предоставляют те или иные виды небанковского финансирования, в 2007 г. увеличилось на 1 650 человек и составило по итогам года 35 250 человек (рис. 5).

Относительно структуры и количественного состава клиентской базы CF-компаний в мире можно отметить, что самые последние статистические данные по данному вопросу есть только по состоянию на конец 2004 г.

Согласно этим данным, самое большое число компаний, пользующихся ABL-финансировани-ем, наблюдалось в 2003 г. На конец 2004 г. 61 568 компаний решали проблемы с помощью финан-

сирования ABL (рис. 6), при этом основную долю составляли клиенты в США (рис. 7).

Анализ рис. 6 показывает существенное уменьшение количества клиентов на конец 2004 г. При этом объем предоставленного ABL-финансирова-ния вырос по сравнению с предыдущим годом. Это говорит о том, что клиенты компаний, получающих такое финансирование, укрупнились и стали потреблять гораздо более крупные суммы финансирования. Рост суммы, приходящейся на одного клиента, составил в 2004 г. по сравнению с 2003 г. 36 %.

Финансирование ABL, в принципе, используют различные компании, но чаще всего розничные сети, оптовые продавцы, обрабатывающие произ-

0

35500 35000 34500 34000 33500 33000 32500

35250

33600

2006

2007

Источник: данные CFA (Commercial Finance Association).

Рис. 5. Общее число занятых в системе небанковского финансирования, чел.

90000 80000 70000

I 60000 £

I 50000

Ц 40000 i

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

R 30000 20000 10000 0

6000 i

3000 I

2000 I i

1000 1

] количество клиентов

■ сумма финансирования на 1 клиента, $ тыс.

Источник: данные CFA (Commercial Finance Association)

Рис. 6. Количество клиентов, использующих ABL, и суммы финансирования на 1-го клиента в 200—2004 гг.

Европа 4396

Канада 1860

Другие 66

0

США 55246

Источник: данные CFA (Commercial Finance Association).

Рис. 7. Структура клиентской базы (по странам), 2004 г.,

количество компаний

водства. Поскольку компаниям именно такого профиля особенно выгодно увеличение рабочего капитала. И, кроме того, они имеют специфическую структуру активов, основную долю которых составляют дебиторская задолженность и остатки товарно-материальных ценностей.

Не остаются в стороне от данного вида финансирования и публичные компании. Публичные компании обращаются к финансированию ABL по той же причине, что и все остальные — для ускорения оборачиваемости денежных средств. К тому же финансирование ABL является более дешевым источником финансирования, чем акционерный капитал.

Компании часто используют финансирование ABL тогда, когда возможности банковского кредитования исчерпаны, а бизнес требует дополнительных средств. Это могут быть компании, испытывающие проблемы с платежеспособностью. Поскольку ABL-кредиторы умеют работать с компаниями, находящимися в стадии банкротства, неплатежеспособные компании их совершенно не пугают. При помощи ABL финансируются капитальные расходы: приобретение зданий и оборудования.

Финансирование ABL часто используется в сделках слияний и поглощений. Действительно, вполне возможно использовать активы приобретаемой компании для финансирования ее покупки. Высокий уровень дебиторской задолженности и товарно-материальных запасов может оказаться преимуществом при определении цены организации. Такие компании — перспективный объект для приобретения (главное в приобретении — это будущий денежный поток), и компании, предоставляющие ABL, охотно финансируют такие сделки.

В США ABL как формой финансирования оборотного капитала пользуются предприятия различного уровня. Но львиную долю (86 %) составляют предприятия с годовым оборотом до 5 млн евро (рис. 8). Количество клиентов, пользующихся финансированием ABL, в США на конец 2007 г. составило 48 782.

При этом необходимо отметить, что совсем мелкие компании обычно не являются клиентами кредиторов, предоставляющих ABL-финансиро-вание. Кредиторы, как правило, не работают с залоговым обеспечением стоимостью менее 100 тыс. долл. Особенно в том случае, если обеспечением выступают товарно-материальные ценности, в силу того, что трудности и потенциальные расходы, связанные с мониторингом и последующей реализацией этого имущества, могут превысить доходы от сделки.

Многие аналитики считают, что эволюция к небанковскому финансированию является естественным направлением развития факторинговых компаний в соответствии с меняющимися потребностями рынка. Факторы расширяют ассортимент услуг за его счет. Причем многие ныне крупные CF-компании были созданы не на базе кредитных организаций, а «выросли» из промышленных предприятий. Яркими примерами являются GE Commercial Finance, GMAC Commercial Finance.

Американская компания General Electric (GE) Commercial Finance прекрасно иллюстрирует ту идею, что компания, осуществляющая небанковское финансирование, перед тем как выдать средства, сначала оценивает свою способность управлять данными активами.

Компания GE изначально развивалась в качестве инжиниринговой. Инженеры GE, разбирающиеся в летательных аппаратах, первоначально

решили финансировать другие компании под такой актив, как двигатели самолетов. Ныне они осуществляют финансирование под активы в виде самолетов.

Компания GE по сей день остается лидером многих технологических отраслей. Именно на фундаменте ее опыта в промышленном секторе выросла GE Commercial Finance. Компания выдает деньги под активы, которыми умеет управлять. GE вырастила из этого небанковского финансового бизнеса глобальную корпорацию, которая сегодня по объему операций сопоставима с крупнейшими мировыми финансовыми компаниями.

О значительных масштабах развития и значимости индустрии небанковского финансирования свидетельствует тот факт, что активы лишь GE Commercial Finance к началу 2008 г. составили 300 млрд долл. В то время как активы крупнейшего российского банка — Сбербанка России за аналогичный период достигли лишь 200 млрд долл.

За рубежом существуют некоторые виды услуг коммерческого финансирования, до сих пор не распространенные, но имеющие большой потенциал для развития в России. Например, так называемый факторинг кредитных карт — вид финансирования, при котором владелец бизнеса любого типа (включая ресторанный бизнес и розничные продажи) может продать компании-фактору фиксированную сумму своих будущих продаж по кредитным картам. Владелец бизнеса получает наличные средства в течение короткого срока (1—7 дней), а определенный процент платежей по картам в дальнейшем перечисляется фактору, пока им не будет получена вся сумма финансирования. Эта сумма рассчитывается на основе среднемесячной суммы продаж по картам и составляет, как правило, не более 150—200 тыс. долл. на точку продаж.

1 - 5 млн € (32%)

100 млн € (1%)

500 тыс. - 1 млн € (16%)

до 500 тыс. € (38%)

свыше 100 млн € (1%)

10 - 50 млн € Источник: данные CFA (Commercial Finance Association) (5%) рис. 8. Дифференциация по клиентам

В мировой практике выделяют также финансирование до 100 % средств, необходимых клиенту CF-компании для закупки оборудования или иных видов активов у конкретного продавца (вендора).

Однако пока рано говорить об активном развитии таких сложных форм небанковского финансирования в России. Ведь на сегодня даже потенциал отечественного рынка финансирования товарных отсрочек освоен довольно слабо (общий объем российского рынка отсроченных платежей в торговле в 2007 г. факторами оценивался в 240—250 млрд долл., тогда как на факторинг приходится всего 20,2 млрд, т. е. около 10 % этого рынка), не говоря об оказании услуг под другие активы.

В США объем факторингового рынка по итогам 2007 г. составил 135 млрд долл., что, в свою очередь, составляет лишь 25 % от общего американского рынка небанковского финансирования (на конец 2007 г. этот объем составил 545 млрд долл.). По итогам 2006 г. в США на 100 тыс. человек приходилось 33,2 точки банковского обслуживания, в то время как в России этот показатель, по данным Ассоциации российских банков, составляет менее 14.

Идея небанковского финансирования позволяет игрокам практически неограниченно расширять потенциальную емкость рынка, ведь ее суть состоит в вовлечении в процесс финансирования все новых и новых видов активов. При этом в будущем факторинг станет тем продуктом-развилкой, начиная с которого корпоративное финансирование будет четко разделено на банковское и небанковское.

Важно понимать, что финансирование ABL — это методологическая основа для небанковского кредитования, а вот финансирование CF — уже сама по себе индустрия. Как уже отмечалось, суть небанковского финансирования состоит в финансировании на основании активов. К примеру, дебиторская задолженность среднего убыточного торгового предприятия с плохой кредитной историей может быть очень высокого качества, если оно реализует товар нескольким тысячам независимых рыночных точек. В результате подобной диверсификации рейтинг актива реально выше рейтинга клиента. Небанковское финансирование удобнее и интереснее банковского для клиента тем, что клиент Х-рейтинга может получить в банке, например, 1 тыс. долл., причем в любом банке он получит ровно 1 тыс., потому что он обладатель Х-рейтинга. При этом у клиента может быть актив Y-рейтинга, за который уже можно получить 1 млн долл. В итоге, клиент X-рейтинга потенциально способен получить 1 млн долл. под свой актив при

небанковском финансировании. В этом и есть принципиальная разница: клиент при ABL-финан-сировании получает практически неограниченный кредит. Конечно, для него это выгодно.

Кстати, если углубиться в эту тему, можно найти еще одну базу для сравнения банковского и небанковского финансирования. Неохотно рассматривая технику или оборудование предприятия как актив, выступающий в качестве залога, банк опасается, что все это может оказаться некачественным и в этом случае он не сможет потом такой актив продать. Опасения толкают банк на то, чтобы сделать большой дисконт. В то же время CF-компания, имеющая договорные отношения с производителями и продавцами этого оборудования, просто нанимает профессионалов, способных оценить и реализовать актив.

Привлекательность финансирования ABL очевидна. Это универсальный, эффективный по стоимости долговой инструмент, который обеспечивает большую гибкость, чем другие формы традиционного финансирования. Кроме того, может предоставить заемщикам расширенную эксплуатационную гибкость через все фазы делового цикла, что можно увидеть на рис. 9 и 10. Принципиальное и главное преимущество использования данного способа финансирования состоит в ускорении оборачиваемости рабочего капитала. Используя оборотные средства в качестве обеспечения, компания способна получить денежные средства значительно быстрее, чем ожидая, пока запасы товарно-материальных ценностей будут проданы и по выставленным счетам получены деньги. Предприятие получает деньги тогда, когда они ему действительно необходимы. Все лишние средства на ежедневной основе возвращаются кредитору, с тем, чтобы минимизировать проценты за финансирование. Получается, что ABL действительно является реальной альтернативой для бизнеса, который нуждается в быстром увеличении оборотного капитала. По сравнению с медленно растущей прибылью ABL действует гораздо эффективнее, а увеличение капитала компании, который является источником оборотных средств, может быть сопряжено с большими трудностями.

Отдельные услуги комплекса небанковского финансирования уже давно существуют в России. Но их провайдерами являются лизинговые и факторинговые компании, в большинстве своем созданные при банках, и сами банки. Отдельных же CF-компаний, предлагающих полный спектр услуг, присущих данной индустрии, в России пока нет.

Оплачены затраты, оставшиеся деньги в банке

Деньги в банке

/

Деньги по выставленным счетам получены

Денежн ый ЦИКЛ

тмц

проданы и выставлены счета к оплате

Покупка ТМЦ

Получено ABL-финансирование на приобретение ТМЦ

Покупка ТМЦ

\ .

Денежные средства перечислены кредитору

\

ТМЦ проданы и выставлены счета к оплате

рис. 9. Стандартный денежный цикл

Интересно, что и мировые CF-компании пока не спешат в нашу страну. Амбиции иностранцев ограничивает неэффективность российской правовой системы и молодость российского финансового рынка. На нем только начинают развиваться институты, способные обеспечить инфраструктуру оценки кредитных рисков (в частности, кредитные бюро). Имея хорошую юридическую закалку и собственную наработанную базу по дебиторам, доморощенные факторы имеют значительно больше шансов преуспеть на отечественном рынке небанковского финансирования, чем крупные и опытные западники. И это чуть ли не единственный сегмент финансового рынка, где российские институты обладают подобной форой. Кроме того, CF-компа-нии работают в секторе В2В (business-to-business) и не имеют отношения к кредитованию физических лиц. Это позволяет таким компаниям не испытывать влияния негативных тенденций на внешних рынках. Вот почему даже в условиях мирового кризиса ликвидности они могут рассчитывать на финансовую поддержку со стороны крупных инвесторов, желающих зарабатывать на российском рынке.

Тем не менее, большинство сегодняшних участников российского рынка факторинга, с нашей точки зрения, не захотят или не смогут предоставлять полный комплекс услуг на основе финансирования ABL, ограничившись факторингом. Развитие бизнеса коммерческого финансирования требует существенных инвестиций в специальные технологии, системы управления рисками и развитие каналов дистрибуции. Это не всегда укладывается в планы акционеров универсального банка, предлагающего факторинг, и с финансовой точки зрения не для всех доступно.

Деньги по выставленным счетам получены

рис. 10. Денежный цикл с использованием ABL-финансирования

Следует отметить, что основным активом, с которым работают CF-компании, является дебиторская задолженность, а ключевым бизнесом — факторинг-индустрия, которая достаточно давно и активно развивается в России. Поэтому, несмотря на эволюцию в небанковском финансировании, факторинг остается одной из важнейших составляющих финансового рынка, так как эволюция не означает тотального превращения. Суть в том, что значительная часть роста рынка начинает происходить за счет альтернативных продуктов. При этом динамично развивается и сам факторинг. А значит, этот вид услуг представляет собой не только прошлое и настоящее рынка коммерческого финансирования, но и в значительной степени определяет его будущее.

список литературы

1. Пивоваров С. Э. Международная экономика: финансирование внешней торговли и технологии инвестиций // Экономика XXI века. 2002. № 5. С. 13-16.

2. Покаместов И. Е, Патрин Д. А., Родионов М. М, СтешинаМ. О. Факторинг: продажи, технологии, риск-менеджмент. Практическое пособие. М.: Издательский дом «Регламент». 2008.

3. Родионов Е. Б. Развитие факторинговых операций в России // Финансовые проблемы РФ и пути их решения: теория и практика. Междунар. науч.-практ. конф. 2001. СПб.: Нестор. 2001.

4. Udell Gregory F. Asset-Based Finance. Proven Disciplines for Prudent Lending. The Commercial Finance Association. 2004.

5. RutbergSidney. The History of Asset-Based Lending. The Commercial Finance Association. 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.