Научная статья на тему 'О некоторых аспектах профессионального образования в области логистики'

О некоторых аспектах профессионального образования в области логистики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
89
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Радионов Р.А.

Общепризнанным является то, что наше вузовское или даже школьное образование является одним из лучших в мире. Поэтому так ценятся за рубежом выпускники наших вузов. В связи с этим нужно задуматься, следует ли проводить реформу нашего образования, подгоняя его под зарубежные стандарты в соответствии с Болонской конвенцией. Поясним этот тезис на основе только двух читаемых курсов − «Логистика запасов» и «Логистика снабжения».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О некоторых аспектах профессионального образования в области логистики»

Реформа образования

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ЛОГИСТИКИ*

Р.А. РАДШШВ,

кандидат технических наук, научный руководитель ООО «Норматив Консалтинг»

Под снабжением по складской форме снабжения коммерческих предприятий (предприятий оптовой торговли: районной базы снабжения, т. е. средне-, мелкооптовой базы снабжения и т. п.; фирмы или компании, занимающихся снабженческо-сбытовой деятельностью; предприятий розничной торговли: супермаркета, универсама, магазина по продаже продовольственных и непродовольственных товаров и т. п., находящихся в глубинке, т. е. вдали от товарных железнодорожных станций) следует понимать, что предприятия получают ресурсы с крупнооптовой базы снабжения и завозят ему (коммерческому предприятию) эти товары автотранспортом.

На этих предприятиях оптовой торговли (базах снабжения и т. п.) из МР (металлопроката, строительных материалов, запасных частей и т. п.) и ТМЦ (станков, электрооборудования, сельскохозяйственных машин и т. д.), поступающих от предприятий-изготовителей, формируются товарные запасы, за счет объемов которых и осуществляется снабжение потребителей ППТН или товарами народного потребления, необходимой им (потребителям) номенклатуры. Предприятия-потребители оплачивают коммерческим предприятиям поступившие к ним (предприятиям-потребителям) ресурсы, а также оказанные при этом снабженческие услуги. Кроме того, к ТЗ относятся также и продовольственные и непродовольственные товары, которые формируются в предприятиях розничной торговли [супермаркетах, гипермаркетах, универсамах, универмагах, торговых домах, магазинах по продаже потребительских товаров: непродо-

Окончание. Начало см.: Экономический анализ. — 2008. — № 4 (109).

вольственных товаров (мебели, холодильников, телевизоров, одежды, обуви и т. п.) и продовольствия (хлебобулочных изделий, мясных продуктов, колбасных изделий, молочных продуктов и т. д.], которые реализуют населению.

Товарные запасы - это оборотные фонды 1 коммерческого предприятия. образование товарных запасов и необходимость обязательного их наличия у коммерческого предприятия обусловлены и связаны с развитием общественного разделения хозяйственной деятельности. Товарные запасы предприятий оптовой торговли (на базах снабженческо-сбытовых организаций и т.д.) создают условия для удовлетворения потребностей обслуживаемых этими организациями предприятий-потребителей, населения. Создание достаточных и комплексных ТЗ (материалов, запчастей, оборудования, машин, потребительских товаров и т. п.) позволяет своевременно выполнять планы реализации продукции и этим увеличивать прибыль коммерческих предприятий. Достаточные объемы товарных запасов продовольственных и непродовольственных товаров и т. д. создают все необходимые условия для своевременного обеспечения населения всем ассортиментом нужных ему продовольственных и непродовольственных товаров. Необходимость наличия товарных запасов и поддержания их на нужном уровне почти у

1 «оборотные фонды - часть производственных фондов... предприятий, целиком потребляемых в одном производственном цикле и полностью переносящая свою стоимость на изготавливаемый продукт. Включают производственные запасы (сырье, материалы, топливо, запчасти, инструмент, хозтовары...), незавершенное производство и полуфабрикаты собственного производства» [1, с. 1003].

каждого коммерческого предприятия обусловлена и зависит от множества причин:

• от местонахождения, хозяйствующего субъекта: прирельсовая крупнооптовая база снабжения (т. е. имеющая железнодорожные подъездные пути к складам от товарной станции железной дороги), получающая материальные ресурсы, товарно-материальные ценности, потребительские товары (ПТ - продовольственные или непродовольственные товары) для реализации по транзитной форме снабжения; предприятие оптовой торговли (областного или районного значения), находящиеся вдали от железнодорожных товарных станций, на которое (предприятие) МР завозят в основном с крупнооптовой базы снабжения по складской форме снабжения и т. д.;

• от круга предприятий-потребителей (заводы, фабрики, строительные организации; производственные и строительные фирмы или компании; сельскохозяйственные предприятия, индивидуальные частные хозяйства и т. д.), население и т. п., которым (потребителям) коммерческое предприятие обеспечивает доступ к реализуемым товарным ресурсам;

• от вида реализуемых (или продаваемых) через коммерческое предприятие материальных ресурсов (продукции производственно-технического назначения, товарно-материальных ценностей, потребительских товаров: продовольственных или непродовольственных товаров);

• от способа снабжения самого хозяйствующего субъекта товарами, подлежащими в дальнейшем реализации (транзитом, по складской форме снабжения);

• от способа доставки МР (или ТМЦ) коммерческому предприятию: железнодорожным транспортом, речными или морскими судами, автомобильным транспортом;

• от способа продажи получаемых товаров (путем оптовой торговли, мелкооптовой или розничной торговли).

В зависимости от тех наименований ресурсов, оборудования, сельскохозяйственных машин, товаров и т. д., которыми коммерческое предприятие должно обеспечивать соответствующий регион, оно (например, база снабжения) должно иметь на своих складах в нужных объемах необходимые товарные запасы по всей ранее указанной номенклатуре ресурсов (МР, ТМЦ, ПТ). Отсутствие у коммерческого предприятия какого-нибудь только одного из наименований МР (или ТМЦ, ПТ) - материалов,

оборудования, машины и т. п., поставляемого этой базой снабжения потребителям или коммерческим предприятиям, может привести к остановке всего производства (или реализации ПТ) у одного или сразу у нескольких предприятий-потребителей (или предприятий розничной торговли, соответственно). Аналогично отсутствие отдельных наименований необходимых запасных частей (строительных материалов и т. д.) на предприятии оптовой торговли и в связи с этим невозможности их отгрузить приведет к остановке ремонтных работ (или строительства) у потребителя, специализирующегося на ремонте, например, грузовых автомобилей (строительстве намеченных объектов, например для сельскохозяйственных предприятий и т. п.).

Товарные запасы формируются у каждого коммерческого предприятия из поступивших к нему ресурсов: сырья, материалов, запасных частей, моторного топлива, машин, оборудования и т. д.

Товарным запасом являются все наименования ресурсов:

• поступившие в коммерческое предприятие от предприятий-изготовителей (или предприятий оптовой торговли: баз снабжения и т. п.) и находящиеся у него на складе (или в других местах хранения), в торговом зале в ожидании их (ресурсов) реализации;

• кроме того, к ТЗ также относят ресурсы, которые в это же время поступили в коммерческое предприятие и их выгружают из транспортных средств (железнодорожных вагонов, железнодорожных цистерн, грузового автотранспорта, морских и речных судов и т. п);

• после выгрузки принимают по количеству и качеству, складируют;

• с МР выполняют специальные подготовительные операции (например, расфасовку, загрузку в торговые контейнеры для подачи в торговый зал и т. д.) для подготовки их к реализации;

• таким образом, к товарному запасу относится любая марка МР (или наименование ТМЦ, ПТ), поступившая в коммерческое предприятие, но еще не реализованное (т. е. не проданное) им.

В состав товарного запаса не входят ресурсы, находящиеся:

• в пути железнодорожным или водным транспортом, следующим от предприятия-изготовителя к коммерческому предприятию 2;

2 «Запас в пути» не принимают во внимание при нормировании товарного запаса ресурса, а его учитывают только при нормировании оборотных средств, вложенных в этот товарный запас.

• у коммерческого предприятия на ответственном хранении и принадлежащие другому предприятию (или организации). Для обеспечения бесперебойного процесса реализации коммерческое предприятие должно получать ресурсы, необходимые ему для снабжения потребителей, от большого числа предприятий-изготовителей (региональные базы от крупнооптовых баз снабжения и т. п.). В зависимости от местонахождения и экономической целесообразности поставка коммерческому предприятию ресурсов может осуществляться различными видами транспорта: железнодорожным, морскими и речными судами, автотранспортом. К примеру, рассмотрим функционирование двух коммерческих предприятий: одно из них - предприятие оптовой торговли, а второе - специализированная крупнооптовая база снабжения, например металлобаза.

В «глубинке» сегодня, естественно, нет необходимого и достаточного большого количества специализированных баз снабжения, т. е. чтобы каждая из них специализировалась бы на реализации определенной номенклатуры ресурсов, например электрооборудования, металлопроката и т. д. В районе (и далеко не в каждом) сегодня имеется небольшое предприятие оптовой торговли, к примеру региональная (или районная) база снабжения (обычно эта база была раньше собственностью бывшей Госкомсельхозтехники), находящаяся в значительном удалении от ближайшей товарной железнодорожной станции, где расформировывают прибывающие железнодорожные маршруты. Часто эта универсальная база снабжения реализует местным потребителям (сельхозпредприятиям, индивидуальным частным хозяйствам и т. п.) широкую номенклатуру МР (или ТМЦ, ПТ): запчасти, строительные материалы (металлопрокат, цемент, шифер, строительное стекло, сельхозмашины, оборудование и т. п., и т. д. Завозит эта база снабжения к себе ранее указанные ресурсы автомобильным транспортом с крупнооптовых прирельсовых баз снабжения (чаще со специализированных, например металлобазы и т. п.).

Прирельсовые же специализированные крупнооптовые базы снабжения получают ресурсы (например, металлопрокат) от множества предприятий-изготовителей. Очень часто эти крупнооптовые базы снабжения бывают территориально значительно удалены от предприятий-изготовителей -на очень большие расстояния: иногда на тысячу или даже несколько тысяч километров. При данных условиях имеют место определенные задержки в

доставке ресурсов от грузоотправителя к грузополучателю (коммерческому предприятию), т. е. имеет место определенная неравномерность поставок к грузополучателю по интервалам между поставками (далее — интервалы поставки) и объемам поставок. Эта неравномерность обусловлена особенностями организации производства у предприятий-изготовителей и порядка в организации перевозки грузов железнодорожным транспортом. В коммерческом предприятии в зависимости от частоты поступления ресурса (например, поступления на базу снабжения какой-либо марки металлопроката) интервалы транзитных поставок могут меняться в достаточно широком диапазоне - от 5 до 120 дней и более, и это не является нарушением в организации процесса снабжения коммерческого предприятия, а узаконено в ст. 508 Гражданского кодекса РФ [4, с. 282, 283].

Поясним ранее указанные значения рассмотрением следующего примера организации снабжения коммерческого предприятия, который часто встречается на практике. Например, при 36 поставках в год расчетный средний интервал поставки составляет примерно 10 дней (точнее, 365/36 « 10,1 дня). Каждая поставка при этих условиях (36 поставок в год) производится не точно через 10 дней, а с интервалами, которые могут меняться в диапазоне от 1 до 19 дней. И данные интервалы (т. е. такая неравномерность поставок по интервалам) не являются нарушением в организации материально-технического снабжения (МТС) самого коммерческого предприятия, а установлены действующими юридическими нормами, регламентированными в ст. 508 Гражданского кодекса РФ [4, с. 282, 283]. Это вытекает из юридической нормы, записанной в Гражданском кодексе, что в «каждой декаде должно быть произведено по одной поставке» (в рассматриваемом случае — базе снабжения) марки материала и заранее неизвестно, в какой день декады. В результате могут возникнуть следующие три ситуации:

• в первой из двух смежных декад поставка марки МР была произведена первого числа (т. е. в начале первой декады), во второй же декаде -в последний ее день. В данном случае интервал поставки будет равен 19 дням;

• второй случай, когда в первой из двух смежных декад поставка была осуществлена в последний день этого периода, а в смежной декаде - в первый ее день. Здесь интервал будет равен 1 дню;

• при любых других датах поставок в этих двух смежных декадах интервалы будут меняться от 1 до 19 дней.

И далее нетрудно посчитать, что, например, при двенадцати поставках в год интервалы могут меняться в диапазоне от 1 до 59 дней, при шести поставках в год интервалы могут меняться в диапазоне от 1 до 120 дней, при четырех - от 1 до 179 дней. И все это в соответствии с юридическими нормами о допустимой неравномерности поставок, установленными в Гражданском кодексе этими нормами, регламентировано, что если в договоре между грузоотправителем (предприятием-изготовителем, т. е. поставщиком) и грузополучателем (в рассматриваемом случае - коммерческим предприятием) записано, что поставки должны осуществляться равномерно по периодам (декадам, месяцам, кварталам и т. д.), а это и означает, что поставки могут быть осуществлены в любой день записанного периода, заранее неизвестно, в какой.

Неопределенность и большой разброс по срокам поставок (предприятию) МР (или ТМЦ, ПТ) обусловлены сложившимися особенностями в организации производства у предприятия-изготовителя и установленного порядка осуществления железнодорожных перевозок грузов, отправляемых грузополучателям.

В отличие от крупнооптовых баз снабжения в такие коммерческие предприятия, как супермаркет, торговый дом, универмаг, универсам, продовольственные магазины и т. п., потребительские товары поставляют транзитными поставками (непосредственно с близко расположенных предприятий-изготовителей, находящихся, например, в одном городе и т. п.). Завозят эти ресурсы в основном автотранспортом.

Коммерческое предприятие обязано так организовать процесс торговли ресурсами и постоянное обеспечение этого процесса, чтобы не мог возникнуть дефицит или образование излишних ТЗ, так как это приведет к снижению эффективности его снабженческо-сбытовой и финансово-хозяйственной деятельности. Как недостаток, так и наличие излишних товарных запасов у предприятия оптовой торговли приводит к негативным последствиям. Отсутствие (дефицит) на складе (а одновременно также и в торговом зале) коммерческого предприятия товарных запасов каких-либо видов наименований ресурсов, пользующихся большим спросом у потребителей (или населения), приводит к снижению объемов продаж (к упущенной выгоде) и уменьшению размеров получаемой прибыли. Наличие же излишних товарных запасов каких-либо отдельных наименований ресурсов, пролеживающих без движения в коммерческом предприятии,

например в течение года (квартала и т. п.), приводит к уменьшению товарооборота у предприятия. В излишних запасах «замораживаются» оборотные средства коммерческого предприятия, которые можно было бы с пользой использовать: к примеру, для закупки новых партий товаров, пользующихся большим спросом; уплаты налогов; внесение коммунальных платежей; выплаты заработной платы сотрудникам своего предприятия и т. д. Все это (наличие дефицита и излишних запасов) в конечном счете ведет к нарушению эффективной снаб-женческо-сбытовой и финансово-хозяйственной деятельности коммерческого предприятия, уменьшению объемов товарооборота (т. е. реализации товаров), повышению себестоимости оказываемых услуг по снабжению (или по продажам) и, соответственно, к уменьшению получаемой прибыли, а как следствие — к снижению конкурентоспособности коммерческого предприятия.

Из данных, приведенных в табл. 16, видно, что более 40 % потребительских товаров поставляется сегодня в Россию по импорту. Эти перевозки, вероятно, будут неравномерны по интервалам между поставками, так как импортные грузы следуют через границу, везут их на большие расстояния, по прибытии в Россию должны быть рассмотрены и т. д.

В качестве иллюстрации в табл. 17 приведены данные по уровням запасов в днях среднесуточной реализации (или продаж) в натуральном выражении. Как видно из данных табл. 17, уровни запасов меняются в широком диапазоне - от 5 до 120 дней в натуральном выражении. Даже по одному виду МР, например прокату черных металлов, данные за период с 2000 по 2004 г. изменились почти в полтора раза. И у продуктов питания товарные запасы меняются в широком диапазоне. Например, у таких продуктов, как мясо и птица, — от 8 до 13 дней, а

Таблица 16

Структура товарных ресурсов для обеспечения оборота розничной торговли

(в действующих ценах, в процентах к итогу)

Товарные ресурсы В том числе

Год оборота розничной отечест- поставки

торговли, всего венные по импорту

1998 100 52 48

2000 100 59 41

2001 100 60 40

2002 100 59 41

2003 100 59 41

2004 100 57 43

2005 100 55 45

* Российский статистический ежегодник, 2006. — С. 553.

у сахара — от 60 до 120 дней и т. д. Значительное изменение год от года уровня товарных запасов не в абсолютном, а в относительном выражении (в днях) говорит только о том, что в коммерческих предприятиях РФ плохо управляют ТЗ.

В теории управления запасами условно принято, что выражение величины товарного запаса в днях среднесуточной реализации в целом по виду материального ресурса (например, сыра или стальных труб и т. п.) есть его (ТЗ) относительная величина. Например, по данным 2005 г. вычисленная относительная величина товарного запаса сыра равна «8.! дней/365 дней (в году) « 0,022». Величина «8,1 дня» имеет определенный методологический смысл, она показывает, на сколько дней хватит ТЗ в данном случае сыра для обеспечения бесперебойного процесса реализации этого продукта населению страны, но при этом совершенно непонятна другая форма выражения относительной величины ТЗ, которая равна «0,022».

Если условия снабжения и реализации МР в стране по рассматриваемому периоду (например, 2000 — 2005 гг.) были примерно одни и те же (или очень незначительно менялись), то относительная величина ТЗ материального ресурса должна год от года быть приблизительно постоянной величиной. Но большой разброс в относительных величинах ТЗ (от 1,5 до 5 и более) почти у многих видов МР, данные по которым приведены в табл. 17, показывает, что в России плохо управляют (или совсем не осуществляют управления) товарными запасами.

Далее по тексту будет более подробно пояснен рассматриваемый факт и причины сделанного из него вывода.

Товарные запасы необходимы коммерческому предприятию для обеспечения организации бесперебойного процесса снабжения предприятий-потребителей и торговли ресурсами для населения в перерывах между их (ресурсов) поставкой в коммерческое предприятие с предприятий-изготовителей (или с баз снабжения, предприятий оптовой торговли и т. п.). Образование ТЗ у любого коммерческого предприятия связано с необходимостью обеспечения бесперебойности самих процессов снабжения и торговли. При организации его обеспечения путем снабжения и осуществления транспортировки к нему (предприятию) грузов (т. е. ресурсов) любое рассматриваемое наименование товара поступает на предприятие в большинстве случаев не каждый день (за исключением, например, хлебопродуктов и т. п.), при этом могут происходить определенные задержки и отклонения от запланированных сроков и размеров партий поставки товаров, что требует в этом случае наличия у коммерческого предприятия товарных запасов ресурсов, которых бы хватило на период до следующей очередной поставки указанного наименования товара.

При необоснованном снижении уровня ТЗ ниже допустимого уровня возможно снижение объемов продаж и нарушение бесперебойности торгового процесса. Обычно такая ситуация складывается при каком-либо нарушении поставщиком

Таблица 17

Объемы продаж и запасы на предприятиях оптовой торговли отдельных видов товаров *

(запасы в днях среднесуточной реализации в натуральном выражении).

Вид товара Объемы продаж Товарные запасы, дни **

2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.

Продукция производственно-технического назначения, тыс. т

Прокат черных металлов 5 446 5 831 6 267 7 921 7 242 7 507 56,8 138 139 178 25,6 33,5

Трубы стальные 1 122 1 543 1 668 1 756 3 082 3 359 26,8 24,8 18,3 19,4 18,1 15,9

Продовольственные товары, тыс. т

Мясо и птица 347,0 615,0 700,0 698,0 542,0 674,0 13,2 8,5 10,3 11,5 15,3 24,0

Колбасные изделия 83,5 137,0 259,0 349,0 324,0 450,0 12,2 6,4 5,8 2,4 2,6 2,8

Животное масло 150,7 60,5 107,0 107,0 130,0 135,0 17,7 18,7 7,8 28,3 16,0 11,6

Сыр 21,7 28,7 52,6 72,9 80,5 85,6 11,8 8,9 5,6 5,0 11,3 8,1

Масло растительное 357,0 240,0 463,0 682,0 681,0 808,0 5,0 12,2 11,8 10,6 15,9 17,5

Сахар 566,0 717,0 752,7 778,0 2900 2872 123,8 85,5 70,8 80,7 16,1 21,7

Крупа 375,0 350,0 466,0 618,0 642,0 624,0 22,4 30,9 18,8 11,3 13,8 17,7

Непродовольственные товары, тыс. шт.

Холодильники 160,0 329,0 468,0 886,0 1 227 1 634 12,8 11,1 13,6 13,8 14,0 18,0

Телевизоры 44,1 55,1 146,0 368,0 607,0 829,0 19,9 19,9 28,5 12,7 16,4 173,6

Автомобили грузовые 56,8 138 139 178 179,0 225,0 10,9 13,8 14,7 11,3 11,2 10,1

* «Российские статистические ежегодники»: 2005, с. 553; 2006, с. 558.

** Величина запасов (в днях) пересчитана по данным Российского статистического ежегодника, в котором значения запасов приведены в натуральном выражении.

(т. е. предприятием-изготовителем, базой снабжения) сроков и объемов поставки, предусмотренных договором. Отсутствие же на предприятии в эти периоды товаров вследствие исчерпания товарных запасов нарушает ритм установленного процесса продаж. Следовательно, бесперебойность и ритмичность продаж будут обеспечиваться тем лучше, чем больше будет величина товарных запасов, так как в этом случае гарантируется обеспечение бесперебойности процесса снабжения или торговли от всяких случайностей в процессе организации снабжения и транспортировки ресурсов к коммерческому предприятию.

Но это приводит к тому, что у предприятия отвлекаются из оборота значительные финансовые и материальные ресурсы (на образование излишних запасов). В связи с этим главная проблема оптимизация товарных запасов заключается в нахождении такого его оптимального значения, которое позволяло бы обеспечить бесперебойность процесса снабжения (или торговли) при минимально необходимом и достаточном уровне товарных запасов у коммерческого предприятия, чтобы не было как дефицита, так и не образовывались излишние запасы.

В табл. 18 — 20 приведены состав, структура и некоторые другие финансовые показатели предприятий оптовой и розничной торговли, характеризующие их (предприятий) финансово-коммерческую деятельность в 2005 г.

Из данных табл. 18 видно, что у предприятий розничной торговли в просроченной задолженности основную долю составляет задолженность перед поставщиками - почти 92 %. Из даных табл. 20 следует, что у предприятий розничной и оптовой торговли в 2005 г. относительная доля валовой прибыли в товарообороте менялась в диапазоне 6 — 12 %, наибольшая доля (11,9 %) была у предприятий розничной торговли.

На конец 2005 г. по сравнению с предыдущим периодом (2004 г.) в розничной торговле наметилась

Таблица 18

Структура просроченной кредиторской задолженности предприятий розничной торговли другим организациям в 2005 г.*

Всего В том числе:

поставщикам в бюджет в государственные внебюджетные фонды

млрд руб. % млрд руб. % млрд руб. % млрд руб. %

75,8 100,0 69,4 91,6 1,2 1,6 0,5 0,7

* Российский статистический ежегодник: 2006., с. 665.

негативная тенденция - в основном сократилось число функционирующих крупных и средних предприятий РТ, а в оптовой торговле увеличилось число предприятий, которые реализовали такие виды ресурсов, как топливо, непродовольственные потребительские товары и т. д., но с малым объемом товарооборота (табл. 19).

Коротко суть предложений, заложенных в стандарте образования по «Логистике» 2000 г [1], заключается в следующем. В нем рассматривается, как это положено по делу, не организация на предприятии самого процесса материально-технического снабжения (МТС) и формирования запасов товарных (производственных и т. п.), а только управление датами самих поставок марок МР. Вот эту систему управления датами и назвали» логистический метод управления запасами» (ЛМУЗ).

При ЛМУЗ срок очередной поставки каждой марки МР устанавливается так называемой «точкой заказа». В этом случае принимается, что любая марка МР, например товарного запаса (ТЗ), или аналогично производственного запаса включает в себя две части: текущую и страховую. При этом предполагается, что текущая часть запаса образуется в начале каждого интервала поставки за счет объема поставки этой марки МР (ТМЦ, ТНП) на предприятие и полностью же расходуется в этом интервале. Причем принимается, что они (поставки) осуществляются или постоянными объемами, или через постоянные интервалы (с пополнением запаса до максимального значения), или оптимальными партиями (рассчитанными по формуле Уилсона) и т. п. Посредством же обработки статистических данных о поступлениях каждой марки МР следует рассчитать страховую часть запаса. Но не дается алгоритм определения подготовительной составляющей. Что же касается ОбС, вложенных в эти запасы, то для управления ими рекомендуются методы, оторванные от методов управления запасами. И сегодня их (эти методы, т. е. эти пять способов) назвали ЛМУЗ. Эти методы по своей сути являются просто реанимацией идеализированных способов управления запасами, разработанными в докомпьютерную эпоху и изложенными в [2, с. 15-18, 29-34] и [3, с. 23-35]. Подробнее см. [7]. И государственным «стандартом по Логистике 2000 г.» [1] обязали использовать всю эту «голубую муть» (ЛМУЗ) вместо всей той большой и хорошей науки о МТС и управлении запасами, разработанной советскими учеными-экономистами за шестидесятилетний период.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Получается же по своей сути, что цель проводимой образовательной реформы предназначена

Таблица 19

Число хозяйствующих субъектов, тыс. шт. *

Показатель 2004 г. 2005 г.

всего из них КиСП** всего из них: КиСП

Предприятий торговли, всего 852,0 61,4 804,2 54,8

Предприятия оптовой торговля (ОТ), всего 645,9 37,2 605,6 32,1

из них:

Предприятия ОТ, включая торговлю через агентов (кроме торговли автомобилями и мотоциклами) 54,3 3,6 61,7 3,7

Предприятия ОТ, реализующие машины и оборудование 31,7 1,7 37,9 1,9

Предприятия ОТ, реализующие топливо 14,9 2,0 16,6 1,8

Предприятия ОТ, реализующие пищевые продукты (включая напитки и табачные изделия) 80,8 4,9 79,3 4,7

Предприятия ОТ, реализующие непродовольственные потребительские товары 68,0 3,7 77,1 3,8

Предприятия ОТ, реализующие сельскохозяйственное сырье и живых животных 11,3 1,4 12,0 1,2

Предприятия розничной торговли (РТ), всего (кроме торговли автомобилями и мотоциклами) 206,1 24,2 198,6 22.7

из них:

Предприятия РТ, реализующие пищевые продукты (включая напитки и табачные изделия в специализированных магазинах) 25,5 2,0 26,4 1,8

Предприятия РТ, реализующие фармацевтические, медицинские, косметические и парфюмерные товары 19,3 5,7 18,5 5,5

Прочие неспециализированные предприятия РТ 79,6 9,4 76,9 8,9

Прочие специализированные предприятия РТ 47,3 3,9 53,9 4,5

Индивидуальных предпринимателей в розничной торговле, тыс. человек 1 463,0 - 1 314,9 -

«Российский статистический ежегодник»: 2006, с. 539. ** КиСП - крупные и средние предприятия.

Таблица 20

Основные показатели финансовой деятельности предприятий оптовой торговли (ОТ) и розничной торговли (РТ)

Предприятия ОТ, Предприятия ОТ, Предприятия РТ,

реализующие автотранс- реализующие товары реализующие товары

портные средства и мото- (кроме автотранспортных (кроме автотранспортных

Показатель циклы, а также обеспечивающие их техническое обслуживание и т. д. средств, мотоциклов, а также кроме предприятий, обеспечивающих их обслу- средств, мотоциклов, а также кроме предприятий, обеспечивающих их обслу-

живание, и т. д.) живание, и т. д.)

2004 г. 2005 г. 2004 г. 2005 г. 2004 г. 2005 г.

Оборот (в фактически действовав- 819,1 1 211,7 7 083,6 1 275,9 1 745,6 2 659,8

ших ценах), млрд. руб.

Валовая прибыль, млрд руб. 57,4 76,0 1 382,1 1 459,6 162,7 223 «7

Относительная доля валовой при- 7,0 6,3 19,5 11,4 9,3 12,8

были в обороте, %

«Российский статистический ежегодник»: 2006, с. 540.

только для того, чтобы за рубежом признавали дипломы выпускников наших вузов, а как конечный результат - снижение уровня самого образования. В результате наша страна, затрачивая огромные финансовые ресурсы на обучение студентов, чтобы они затем могли уехать работать за рубеж, т. е. тратим деньги и силы на бесплатное обеспечение квалифицированными кадрами зарубежных фирм и компаний. Но самое интересное — это то, что эти

наши выпускники (в данном случае — логистики) не могут работать на российских предприятиях, так как их в вузе не учили российской специфике МТС и управления запасами.

В «логистике снабжения» и «логистике запасов», узаконенной образовательным стандартом, исчезли такие ключевые понятия, и им, к великому сожалению, в настоящее время не учат вышеуказанных студентов — таким как формы снабжения

(транзитивные и складские поставки, сезонная форма снабжения), транзитная норма отгрузки, периоды поставки товаров (ст. 508 Гражданского кодекса [4, 282]), что условия формирования запасов носят стохастический характер (вероятностный), надежность обеспечения запасами, методы расчета подготовительных операций, экономические механизмы снижения уровня запасов, дебиторская задолженность и т. д.

Российские особенности в организации МТС и в формировании запасов, например по сравнению с Америкой или Японией, заключаются в том, что они регулируются нормами, записанными в Гражданском кодексе РФ (см. ранее), а не логистическими подходами (что поставки должны осуществляться через одинаковые интервалы, оптимальными объемами и т. п., т. е. детерминированные процессы). Наши особенности выражаются в том, что в РФ совершенно не развито логистическое окружение предприятий, т. е. мал удельный вес складских поставок с близко расположенных баз снабжения. В России МТС осуществляется в основном транзитом, грузы от заводов-изготовителей везут почти через всю страну - за тысячу и более километров, сроки поставок МР и условия

Литература

формирования запасов носят стохастический характер, у предприятий большой недостаток собственных ОбС (они обесценились в результате гиперинфляции 1992 г. и дефолта в 1998 г., а правительство их не проиндексировало). В связи с этим у предприятий большая дебиторская и кредиторская задолженности и т. п., и т. д.

Поэтому в России очень долго (пока не построим сотии тысяч баз снабжения, на что нужны огромные инвестиции) нельзя будет применять ЛМУЗ. И финансовые ресурсы, вложенные в подготовку логистиков-снабженжев, - это просто выброшенные «на ветер деньги », так как такие специалисты не востребованы нашим народным хозяйством.

Без глубоких знаний особенностей организации МТС и формирования запасов в России нельзя заниматься снабжением и управлением запасами в РФ. В результате, когда они (выпускники вузов) приходят наниматься на работу в отделы материально-технического снабжения российских предприятий и в наши коммерческие и промышленные компании, их (молодых специалистов) надо совершенно заново переучивать российским особенностям и специфике организации МТС и управления запасами на наших предприятиях.

1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки по направлению 062200 «Логистика»). — М.: Министерство образования Российской Федерации, 2000.

2. Краткий экономический словарь. — М.: «Институт новой экономики», 2001.

3. Аникин Б.А., Тяпухин А.П. Коммерческая логистика. — М.: «Проспект», 2006.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации. — М.: «Эксма», 2006.

5. Радионов Р.А. Анализ методов управления запасами и оборотными средствами» // Экономический анализ. - 2005. - № 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.