Научная статья на тему 'Розничная торговля в России: финансовый портрет отрасли'

Розничная торговля в России: финансовый портрет отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
327
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дайджест-финансы
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Розничная торговля в России: финансовый портрет отрасли»

1 (133) - 2006

торговый БИЗНЕС

РОЗНИЧНАя ТОРГОВЛя В РОССИИ: ФИНАНСОВЫЙ ПОРТРЕТ ОТРАСЛИ

И.А. МАТВЕЕВА,

преподаватель кафедры «Финансы,денежное обращение и кредит» Московского банковского института

Розничная торговля (retail) является одним из важнейших видов экономической деятельности, ее назначение — обеспечение связи между производителями и непосредственными потребителями товаров. Все изобилие и огромное разнообразие потребительских благ, которое обеспечивается современным производством, может быть успешно продано лишь при соответствующем развитии товаропроводящей сети в виде совокупности организаций розничной торговли.

Бурное развитие розничной торговли в России в последние 15 лет связано с переходом от административно-командной системы к рынку. В конце 1980-х гг. в России стало развиваться частное предпринимательство в сфере торговли

— сначала в рамках кооперативов, затем, по мере развития гражданского законодательства, в других организационно-правовых формах: в форме закрытых и открытых акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, индивидуального предпринимательства без образования юридического лица, «челночной» торговли. В настоящее время в России действуют около 212 тыс. организаций розничной торговли и 6,4 тыс. вещевых, смешанных и продовольственных рынков1, за годы рыночных преобразований объем розничного товарооборота в стране в фактически действовавших ценах вырос в десятки раз.

Розничная торговля — социально значимая отрасль экономики, она выполняет важную миссию

— доведение товаров до конечного потребителя. Именно здесь проверяется соответствие предложения товаров спросу населения по количеству, качеству, цене. Розничная торговля дает сигнал производителям потребительских товаров о возникающих диспропорциях, несоответствии предложения спросу, на основании которых они вносят коррективы в производство.

1 Россия в цифрах — 2005. Официальное издание. — М., 2005.

— С. 261.

Другой важный социальный аспект розничной торговли состоит в том, что она обеспечивает большое количество рабочих мест, что влияет на формирование общего уровня занятости в экономике. Розничная торговля — одна из самых массовых сфер занятости в нашей стране. Среднегодовая численность занятых в торговле в 2004 г. составила в России более 11,3 млн чел., т. е. 17,2% всех занятых в экономике, это второе место после промышленности (14,1 млн чел.) 2. Розничная торговля — безусловный лидер среди других отраслей экономики России по количеству малых предприятий. В 2004 г. в розничной торговле и общественном питании действовали 441 тыс. малых предприятий, т. е. 46,3% их общего числа, на них были заняты 33,6% всех работников малого бизнеса 3.

Формирование первоначального капитала организаций розничной торговли в России в период перехода к рынку непосредственным образом связано, прежде всего, с приватизацией торговых организаций. В 1993 г. была приватизирована основная масса государственных и муниципальных организаций розничной торговли — 13 159, в 2004 г.

— всего 71, что свидетельствует о практической завершенности этого важного процесса 4. При переходе к рынку выжили и успешно развиваются в новых условиях такие флагманы советской торговли, как ГУМ и ЦУМ, которые заняли свою нишу среди столичных дорогих магазинов в фирменной торговле. На базе бывшего советского Детского Мира образована Группа компаний, составляющая сеть детских супермаркетов (16 магазинов, из них 11 — в Москве) 5.

В розничной торговле и общественном питании России очень значительно присутствие иностранного капитала: в 2003 г. в этой отрасли

2 Россия в цифрах — 2005. Официальное издание Росстата.

- М., 2005. - С. 81.

3 Там же. - С. 166-167.

4 Там же. - С. 182.

5 http://www.det-mir.ru/

действовали 4 083 организаций с участием иностранного капитала, или 34,2% от их общего числа во всех отраслях экономики (для сравнения, на долю промышленности приходится 25,8% численности организаций с участием иностранного капитала)6.

Процесс проникновения иностранного капитала в розничную торговлю нашей страны продолжается. Так, Швейцарская компания JeLmoLi Holding стала владельцем 49% акций новой компании Hypercenter Investment SA, которой будут принадлежать все последующие гипермаркеты «Мосмарт». Подтвердила доверие российским партнерам и австрийская Meinl European Land (дочерняя структура Julius Meinl Bank, специализирующаяся на инвестициях в коммерческую недвижимость в Восточной Европе). В конце апреля 2005 г. она выкупила площади в еще не запущенном в эксплуатацию торговом центре «Парк Хаус» са-

марской компании «Время» в Екатеринбурге. Ранее она приобрела их торговые центры в Волгограде. Эксперты отдела финансовых рисков и инвестиций Jones Lang LaSalle отмечают, что поводов для проявления решительности у иностранных инвесторов достаточно — начиная от присвоения России инвестиционного рейтинга и заканчивая стабильным экономическим ростом. Кроме того, существует нехватка качественных торговых площадей, и иностранцы считают, что настало время занять свою нишу на рынке. Выгоды от покупки торговых центров для них очевидны: долгосрочное вложение капитала при более высоких ставках доходности, чем в других городах Европы7.

Розничная торговля и общественное питание являются весьма привлекательным видом бизнеса (табл. 1) — отдача на вложенный капитал здесь соответствуют средним показателям по экономике в целом и даже несколько превышают их8.

Таблица 1

Показатели доходности бизнеса в сфере розничной торговли и общественного питания в РФ

9

Показатель Всего в экономике В торговле и общественном питании

2000 г. 2003 г. 2000 г. 2003 г.

Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг), % 18,9 10,2 18,5 9,8

Рентабельность активов, % 7,6 5,9 7,5 7,0

Затраты на один рубль продукции (работ, услуг), коп. 81,0 85,8 80,1 70,8

Таблица 2

Основные показатели розничной торговли в России10

Показатель 1992 г. 1995 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.

Оборот розничной торговли - всего, 5,1 512 1 043 1 797 2 352 3 069 3 764 4 515 5 598

млрд руб. (до 1998 г. — трлн руб.)

в том числе:

оборот торгующих организаций 4,0 376 771 1 313 1 735 2 293 2 842 3 439 4 362

продажа товаров на вещевых, 1,1 136 272 484 617 776 922 1 076 1 236

смешанных и продовольственных

рынках

Из общего объема оборота рознич-

ной торговли, млрд руб. (до 1998 г.

— трлн руб.)

продовольственные товары 2,3 239 490 866 1 093 1 417 1 753 2 092 2 556

непродовольственные товары 2,8 273 553 931 1 259 1 652 2 011 2 426 3 042

Товарные запасы в организациях роз-

ничной торговли (на конец года):

всего, млрд руб. (до 1998 г. — 0,8 33,2 48,3 79,7 98,2 117,9 134,2 158,8

трлн руб.) 200,4

в днях торговли 49 41 26 29 29 31 32 32 32

Среднегодовая численность работни-

ков организаций розничной торговли, тыс. чел. 2324 2627 2207 2123 2014 1945 2037 1829 1776

6 Россия в цифрах. — 2005. Официальное издание Росстава. — М., — 2005. — С. 171-172.

7 Западные инвесторы начали вкладываться в российский ритейл. http://www.bpn.ru/service/news/7060/. Дата публикации: 12.05.2005.

8 В 2003 г. в России лидерами по рентабельности товаров (работ, услуг) являлись связь (38,0%), цветная металлургия (33,8%), нефтедобывающая, нефтеперерабатывающая и газовая промышленность (около 20%). По рентабельности активов впереди

— черная металлургия (19,9%), связь (14,6%).

9 Составлено по: Финансы России 2004. Статистический сборник, с. 129, 132.

Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг) рассчитывается как соотношение между величиной сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) от проданных товаров и их себестоимостью. Рентабельность активов

- соотношение сальдированного финансового результата и стоимости активов организаций. Затраты на один рубль продукции, (работ, услуг) рассчитаны как отношение затрат на производство и реализацию продукции к объему продукции (работ, услуг).

10 Россия в цифрах — 2005. Официальное издание Росстата. — М., 2005. — С. 261.

Таблица 3

Имущество (активы) организаций розничной торговли и общественного питания (на конец года)11

Показатель 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г.

Всего имущества (активов) организаций, млрд руб. 15 653 18 733 21 531 24 863

в процентах к предыдущему периоду 109.2 119.7 114.9 115.5

Розничная торговля и общественное питание, млрд руб. 2 032 3 153 3 626 3 894

в процентах к предыдущему периоду в 3.0 раза 155.2 115.0 107.4

Доля имущества (активов) организаций розничной торговли и общественного питания в общей сумме имущества (активов) организаций, % 13,0 16,8 16,8 15,7

Показатели розничной торговли в России свидетельствуют о том, что отрасль развивается стабильно. Наблюдается равномерный рост оборота розничной торговли, как по ее организационным формам (торгующие организации и рынки), так и по видам товаров (продовольственные и непродовольственные товары) (табл. 2).

Доля имущества (активов) организаций розничной торговли и общественного питания в суммарной стоимости имущества организаций в России в настоящее время составляет около 16%. В 2000 г. в нашей стране наблюдался «взрывной» рост стоимости имущества (активов) ОРТ, за год они увеличились в 3 раза при росте суммарных активов в экономике всего на 9,2% (табл. 3).

В составе активов организаций розничной торговли и общественного питания произошли заметные структурные изменения (табл. 4). В 2003 г. доля основных средств в активах возросла до 36,9 % по сравнению с 28,6 % в 2000 г., что свидетельствует о существенных вложениях в техническое перевооружение отрасли. В составе оборотных активов преобладает дебиторская задолженность, которая состоит, в основном, из авансов, перечисленных поставщикам, а также задолженности покупателей за товары, проданные в рассрочку.

Таблица 4

Структура активов отрасли «Розничная торговля и общественное питание»(на конец года), %12

Наименование активов 2000 г. 2003 г.

Внеоборотные активы 47,0 54,9

из них:

основные средства 28,6 36,9

незавершенное строительство 2,1 4,8

долгосрочные финансовые вложе- 0,7 3,6

ния

Оборотные активы 53,0 45,1

в том числе:

запасы 6,0 7,1

краткосрочные финансовые вло- 3,2 10,0

жения

дебиторская задолженность 12,8 24,6

из них задолженность покупателей 10,0 13,2

денежные средства 4,7 3,4

Итого активов 100,0 100,0

11 Рассчитано по: Финансы России. — 2004, Статистический сборник. - М., 2004. - С. 166.

12 Извлечение из Агрегированного баланса отрасли, представленного в Приложении 1.

Оборачиваемость оборотных активов в розничной торговле и общественном питании значительно выше, чем в среднем по экономике, за последние годы она заметно ускорилась (табл. 5).

Таблица 5

Оборачиваемость оборотных активов организаций в России13

Год Оборачиваемость, дней

в целом в экономике в розничной торговле и общественном питании

2000 161 124

2001 154 114

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2002 148 120

2003 132 109

С началом нового века в сфере розничной торговли России наступил период качественных изменений, свидетельством которых является рост эффективности работы организаций отрасли. Так, если в первой половине 1990-х гг. товарные запасы организаций розничной торговли составляли свыше 40 дней торговли, то в последующий период они стабилизировались на отметке около 30 дней. Уменьшение численности работников торговли на фоне роста показателей товарооборота как в физическом, так и в денежном выражении говорит также о повышении производительности труда в данной отрасли. Это подтверждается и заметными изменениями в структуре затрат на производство организаций розничной торговли. В последние годы в отрасли увеличилась доля материальных затрат при одновременном снижении доли затрат на оплату труда (табл. 6).

Таблица 6

Структура затрат в организациях розничной торговли и общественного питания в РФ14

Наименование затрат 2000 г. 2003 г.

Затраты - всего 100,0 100,0

в том числе

материальные затраты 47,5 63,5

затраты на оплату труда 18,0 11,9

амортизация основных средств 1,6 1,6

отчисления на социальные нужды 5,4 2,5

прочие затраты 27,5 20,5

13 Составлено по: Финансы России 2004. Статистический сборник, с.178. Оборачиваемость активов рассчитывается как отношение средней стоимости оборотных активов и затрат на производство реализованной продукции, умноженное на количество дней в периоде (год).

14 Финансы России. — 2004, Статистический сборник. — М., 2004. — С. 132.

Уровень производительности труда в розничной торговле в определяющей степени зависит от качества организации торгового процесса, применения современных форм торговли, ее технического оснащения. В последние годы в России розничная торговля приобретает все более цивилизованный характер, на потребительском рынке страны все большее место занимают крупные торговые организации, располагающие огромными торговыми площадями, современным торговым оборудованием, системой оперативного управления товародвижением на основе компьютерных технологий, квалифицированным персоналом. На сегодня доля крупных и средних организаций розничной торговли составляет примерно У4 их общей численности.

Статистика свидетельствует, что рыночная торговля, этот наименее цивилизованный вид розничной торговли, все еще сохраняет свои позиции, так как на нее существует и, по-видимому, еще долго будет существовать спрос со стороны населения с низкими доходами, особенно в провинции. В столице же, а также во многих крупных городах все большее значение приобретают два вида розничной торговли, которые при их разумном сочетании позволяют в наибольшей степени удовлетворить спрос потребителей — это магазины шаговой доступности и гипермаркеты. Весьма интенсивно развивается торговля через Интернет, заказы по каталогам.

В последние годы в России бурно развиваются розничные торговые сети. Если в 1999 г. розничные сети обеспечивали всего 0,2% оборота розничной торговли г. Москвы, то в 2003 г. их доля составила уже 30%. Лидеры по количеству магазинов, входящих в сеть и расположенных на территории Москвы, — это «Пятерочка», «Дикси», «Перекресток», «Самохвал», «Седьмой континент», «Копейка» (число магазинов, соответственно, от 88 до 40 точек). Наиболее разнообразный ассортимент продовольственных товаров представлен в сетях Martkauf (60 000 ассортиментных позиций), Рамс-тор, Аы^ап, МосМарт (по 40 000 ассортиментных позиций). Наиболее мощные сети розничной торговли непродовольственными товарами не только в Москве, но и в других регионах имеют компании SELA, Л*Этуаль, М.Видео, Мир, Партия, Техноси-ла, Эльдорадо и др.15.

По прогнозам аналитиков, за 10—15 лет сфера мелкого бизнеса в российской розничной торговле будет сжата до 20—25% товарооборота, т. е. практически сократится по масштабам своей деятельности в 3 раза. На гипермаркеты и супермаркеты будет приходиться до 50% рынка, на дискаунтеры16 — бо-

15 Данные об организациях розничной торговли наиболее полно представлены на сайте TorgRus.com.

лее 20%. Таким образом, российский продовольственный рынок по своей структуре приблизится к европейскому. Гипермаркеты там занимают до 40% розничного товарооборота, столько же приходится на дискаунтерные сети17.

В структуре источников финансирования организаций розничной торговли собственные средства и обязательства представлены приблизительно в равных пропорциях (табл. 7). В структуре обязательств над кредиторской задолженностью несколько преобладают кредиты и займы.

Таблица 7

Структура источников финансирования деятельности организаций розничной торговли и общественного питания в России, %18

Показатель 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г.

Собственные средства 43,5 57,0 55,4 54,3

Обязательства — всего 56,5 43,0 44,6 45,7

в том числе:

кредиты и займы 38,6 22,4 24,8 24,8

кредиторская задол- 17,9 20,6 19,8 20,9

женность

из них задолженность 12,8 12,0 14,2 12,8

поставщикам

БАЛАНС 100,0 100,0 100,0 100,0

Таким образом, структура пассивов отрасли наглядно демонстрирует тесную связь торгового капитала с промышленным и ссудным капиталом. Связь с промышленным капиталом осуществляется, прежде всего, по линии коммерческого кредитования (отпуск товаров с отсрочкой или рассрочкой платежа), в таком случае организация розничной торговли формирует свою кредиторскую задолженность поставщику, тем самым временно используя в обороте часть его оборотного капитала. Ссудный капитал участвует в торговой деятельности в виде банковского кредита, денежных займов юридических и физических лиц, может привлекаться путем эмиссии долговых ценных бумаг (облигаций, векселей).

Практика показывает, что российские организации розничной торговли и общественного питания (особенно крупные) способны генерировать внутренние денежные ресурсы, достаточные для бесперебойного финансирования своей текущей деятельности и капитальных вложений, ликвидность организации

16 Дискаунтер - это сетевая система розничной торговли (главным образом, продовольственными и непродовольственными товарами повседневного спроса), где в качестве основного механизма обеспечения прибыльности выступает снижение издержек. На западном рынке концепцию классических дискаунтеров впервые разработала корпорация Aldi (Германия). http://sbrysk.narod.ru/diskaunt.html

17 ИА «Альянс Медиа» по материалам журнала «КоммерсантЪ-Деньги». http: //otrasl.webplan.ru/cgi-bin/newsp. cgi?idn=30571&ot=16 (опубликовано 12/04/2005).

18 Рассчитано по: Финансы России — 2004, Статистический

сборник. -М., 2004.

отрасли также несколько выше среднестатистического показателя по экономике (табл. 8).

Таблица 8

Коэффициенты ликвидности и автономии организаций розничной торговли РФ, %19

Показатель 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г.

Коэффициент текущей ликвидности

по экономике в целом 102,5 106,1 109,7 116,2

в розничной торговле и общественном питании 112,2 111,8 119,1 119,0

Коэффициент автономии

по экономике в целом 59,9 60,9 60,1 57,7

в розничной торговле и общественном питании 43,5 57,0 55,4 54,3

Однако более широкое использование кредита может придать дополнительный импульс развитию этой социально значимой отрасли. Коэффициент автономии отрасли «Розничная торговля и общественное питание» немного ниже, чем в среднем в экономике России (см. табл. 8), что вполне естественно для данной отрасли, которая традиционно широко пользуется заемными источниками, однако и это его значение избыточно. Это можно подтвердить, например, несложными расчетами, используя критерии оценки кредитоспособности заемщиков, применяемые Сбербанком России20. Для заемщика второго класса («середнячка»), занимающегося торговой деятельностью, рекомендуется значение коэффициента соотношения собственных и заемных средств в интервале 0,4 — 0,6. Путем несложных арифметических преобразований получаем на основе этих показателей соответствующие им значения коэффициента автономии - 28,5 — 37,5%. Среднестатистический коэффициент автономии в торговле и общественном питании в 2003 г. составил 54,3%, что позволяет сделать вывод о том, что отрасль слишком финансово автономна и может позволить себе расширить присутствие заемных средств в бизнесе. Выбор форм кредитования бизнеса в России достаточно широк, важно выбрать из альтернативных форм наиболее экономически выгодные и соответствующие насущным потребностям развития торговой организации.

При переходе к рынку в России коренным образом изменился характер заемных источников финан-

19 Составлено по: Финансы России — 2004, Статистический сборник. -М., 2004. - С. 136-137.

Коэффициент текущей ликвидности — отношение стоимости оборотных активов к сумме наиболее срочных обязательств в виде краткосрочных кредитов и займов, кредиторской задолженности. Коэффициент автономии — доля собственных средств в общей величине источников средств организаций (определяет степень зависимости от кредиторов).

20 Регламент предоставления кредитов юридическим лицам Сбербанком России и его филиалами (Редакция 3) от 19.04.2002 № 285-3-р.

сирования деятельности торговых организаций — на первое место по значимости выдвинулись формы кредита, запрещенные в СССР, — это коммерческий и товарный кредит. По сравнению с банковским кредитом эти формы кредита не требует больших формальностей, они более оперативны и дешевы.

Коммерческий кредит предоставляется организациям розничной торговли поставщиками товаров в виде отсрочки и рассрочки платежа. Товарный кредит, в отличие от коммерческого кредита, представляет собой самостоятельную сделку заемного типа, в то время как коммерческий кредит — это лишь специальное условие о порядке проведения расчетов. Для договора коммерческого кредита существенным условием является указание цены товара и сроков его оплаты. Если данное условие отсутствует, такой договор будет считаться незаключенным. Для договора товарного кредита это условие несущественно. Существенным условием договора товарного кредита будет являться указание наименования и количества передаваемого в кредит товара. Торговая организация имеет возможность согласовывать в договоре необходимые ей условия о качестве, ассортименте, комплектности приобретаемых товаров и требовать от кредитора строгого соблюдения этих правил21.

Организации розничной торговли сами активно кредитуют покупателей, предоставляя им потребительский кредит в виде отсрочки или рассрочки платежа. Сегодня объем продаж в рассрочку в секторе торговли бытовой и компьютерной техникой, автомобилями и мебелью достигает иногда 30—40 и даже 90% от объемов месячной реализации. Применение кредитных схем в торговле товарами длительного пользования позволяет увеличить оборот торговых организаций на 20—30%. Основываясь на нынешних темпах роста потребительского кредитования, аналитики международной аудиторской компании Ernst&Young прогнозируют, что к концу 2006 г. будет приобретаться в рассрочку 20% всей бытовой техники и автомобилей отечественного производства, а на рынке иномарок покупки в кредит составят 30% продаж22. Полная сумма стоимости товаров, проданных с отсрочкой или рассрочкой платежа (дебиторская задолженность), включается в выручку от реализации организации розничной торговли.

Масштабы коммерческого, товарного и потребительского кредитования можно оценить на основании показателей дебиторской и кредиторской задолженности организаций розничной торговли и общественного питания (табл. 9)

21 Орлова Е.В. Товарный кредит // Российский налоговый курьер., — 2002. — № 17.

22 http://www.dayudm.m/aгtide.php?id=1864.

Таблица 9

Дебиторская и кредиторская задолженность организаций розничной торговли и общественного питания РФ, млн руб.23

Год Дебиторская задолженность Кредиторская задолженность Превышение дебиторской

задолженности над кредиторской

текущая просроченная текущая просроченная текущая просроченная

2000 260 123 86 418 363 942 103 314 - 103 819 - 16 896

2001 823 117 225 104 649 142 114 436 173 975 110 668

2002 889 313 149 405 716 228 125 016 173 085 24 389

2003 958 350 136 219 814 568 83 977 143 782 52 241

Новые, ранее не использовавшиеся в СССР формы заимствований заметно потеснили банковский кредит, который был основным источником финансирования текущей деятельности торговых организаций при социализме. Однако в силу своих особенностей (быстрый оборот капитала, равномерное поступление торговой выручки, достаточно высокая рентабельность) торговые организации являются для банков желанными клиентами, а потому российские банки предлагают им достаточно широкий набор механизмов кредитования, среди которых разовые ссуды, кредитные линии (нево-зобновляемые, возобновляемые, рамочные), овердрафт (кредитование счета). В 2001-2004 гг. доля кредитов, предоставленных торговым организациям, занимала в кредитном портфеле российских банков 21-23% (табл. 10), большая часть кредитов выдавалась в рублях. Объемы кредитования торговых организаций ежегодно возрастают примерно в тех же пропорциях, что и объемы кредитования юридических лиц в целом, что свидетельствует о стабилизации распределения кредитных ресурсов российских банков между отраслями.

Таблица 10

Кредитование торговых организаций российскими банками в 2001-2004 гг. 24

Показатель 1.01.02 1.01.03 1.01.04 1.01.05

Общая сумма ссудной 249 826 379 353 533 100 714 954

задолженности торго-

вых организаций, млн руб.

в рублях 189 816 278 244 405 683 581129

в валюте 60 010 101109 127417 133 825

Динамика общей сум- 100,0 151,8 140,5 134,1

мы ссудной задолжен-

ности торговых

организаций, %

Доля ссудной задол- 21,2 23,5 23,2 22,4

женности торговых организаций в общей

сумме ссудной задол-

женности юридичес-

ких лиц, %

В настоящее время сотрудничество банков с торговыми организациями развивается, однако пока российские банки отдают свое предпочтение

23 Составлено по: Финансы России. — 2004, Статистический сборник. - М., 2004. С. 194-195.

24 Рассчитано по: Бюллетень банковской статистики.

в основном крупным клиентам из этой отрасли, так как мелкие торговые организации имеют небольшие обороты, менее устойчивы, у них часто возникают проблемы с предоставлением обеспечения кредита. Крупные торговые предприятия, как правило, имеют свой «дружественный» банк, который либо напрямую участвует в его капитале, как, например, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) в «Пятерочке», либо входит в состав одной с ним группы. Так, например, Торговый дом «Перекресток» и Альфа-банк объединены в «Альфа-группу», а сеть «БИН» и БИН-банк — в одноименный промышленно-финансовый союз25.

Наиболее гибкими механизмами кредитования, в наибольшей степени соответствующими особенностям кругооборота средств торговых организаций, являются кредитные линии и овердрафт. Общее в них то, что бесперебойность финансирования текущей деятельности клиента подготавливается заранее — открывается лимит, в пределах которого заемщик получает кредит по заранее определенному графику (или, в случае острой необходимости — вне графика, как это бывает при использовании кредитных линий) или он может воспользоваться «скорой помощью» банка в любой момент (при овердрафте).

Многие российские банки предлагают торговым организациям кредитование под инкассированную выручку, которая используется для погашения краткосрочного кредита. Этот механизм кредитования в сущности является родственным обычному овердрафту, который предоставляется в случае недостатка средства у клиента и погашается при поступлении выручки на расчетный счет.

Независимо от выбранного механизма кредитования, оно, как правило, осуществляется под вид обеспечения, типичный и наиболее удобный для торговых организаций — залог товаров в обороте. Это так называемый залог с переменным составом — ассортимент предоставленных в залог товаров может изменяться в течение всего срока кредитования при условии сохранения общей стоимости заложенных ценностей. Такая форма кредитования позволяет торговым организациям наиболее эф-

25 Шакланова Н. Банки привечают торговлю. Пока только крупную. // Менеджмент http://www.torgrus.eom/management/8/23. html

фективно использовать предоставленный кредит и повысить оборачиваемость своих активов.

Одна из главных проблем в кредитовании торговых организаций заключается в контроле стоимости товарного страхового депозита, который клиент банка может предложить под обеспечение кредита. В настоящее время предлагается новая схема обеспечения залога товаров в обороте с участием специализированной организации (логистической компании), которая имеет складской комплекс и может обеспечить непрерывную приемку и выдачу товара. При этом на основе учета с использованием штрих-кода контролируется для банка неснижаемый товарный остаток, который является обеспечением кредита. В частности, такой вид услуг предлагает Национальная логистическая компания26.

Сравнительно новый вид финансовой услуги, который все активнее развивается в России, — это факторинг. Прежде всего, это относится к крупным поставщикам товаров для розничных сетей. Именно они вовлекли в факторинговые операции ряд известных сетей: «Ашан», «Перекресток», Metro, «Рамстор» и др. Но и для самих сетей, как выясняется, факторинг таит немалые возможности. Сутью факторинга является уступка дебиторской задолженности специализированному финансовому институту-банку или факторинговой компании. Например, поставщик может продать розничной сети партию товаров с отсрочкой платежа. А образовавшуюся таким образом дебиторскую задолженность уступить специализированной компании, получив в день отгрузки от 60 до 90% от суммы уступленных счетов. Оставшаяся часть (за вычетом комиссии, процента по кредиту и других предусмотренных договором платежей) поступит к нему позже — в день погашения дебиторской задолженности розничной сетью27.

Существует и другой важный аргумент в пользу развития факторинга — развитие потребительского кредитования в виде рассрочки платежа, предоставляемой магазином покупателю (обычно сложной бытовой техники или мебели). Предоставляя покупателю рассрочку, торговая организация отвлекает их средства из оборота, которые она может возместить в процессе факторинга, уступив свое требование банку. Активно продвигает услуги подобного рода Газпромбанк. В настоящее время банк предлагает торговым организациям две схемы факторингового обслуживания. Первая схема — когда торговая организация берет регресс на себя, сейчас эта схема широко применяется на практике. В ней три участника — ритейлер, банк и покупатель-клиент. Ритейлер уступает банку право денежного требования на отсроченную сумму платежа покупателя-клиента и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26 http://www.warehouse.ru/services/crediting.html

27 Кандалинцев В. Фактор уступки // Менеджмент http://www. torgrus.com/management/8/29.html

получает в обмен финансирование. Банк получает от покупателя-клиента платежи по графику рассрочки, но в случае неплатежа с его стороны осуществляет обратную переуступку права требования ритейлеру (обращает регресс на него). Вторая схема только начинает применяться. Отличается она от первой тем, что регресс на торговую организацию не обращается, а риск неплатежа со стороны покупателя страхуется страховой компанией28.

Таким образом, практика российских банков в области кредитования торговых организаций постепенно обогащается за счет освоения новых для нашей страны механизмов кредитования, что, несомненно, будет способствовать развитию этого важного направления их работы.

Важным инструментом привлечения средств в бизнес, который пока еще редко используется российскими организациями розничной торговли, является эмиссия облигаций. Использование облигационных займов позволяет привлечь в бизнес более значительные финансовые ресурсы от большого числа кредиторов. Первой это сделала компания «Седьмой континент», которая в сентябре 2002 г. при помощи Внешторгбанка разместила на Московской Межбанковской валютной бирже (ММВБ) свои корпоративные облигации на сумму 300 млн руб. Этот способ заимствований считается более дорогим и трудоемким, чем простой банковский кредит. Однако его преимущества для заемщика бесспорны: облигационные займы не требуют залогового обеспечения, к тому же благодаря им о компании узнает неограниченное количество потенциальных кредиторов29. В дальнейших планах компании «Седьмой континент» - реструктуризация портфеля краткосрочных облигаций в долгосрочные и выход на рынок с новыми займами при условии благоприятной конъюнктуры.

12 июля 2005 г остоялось размещение выпуска облигаций ЗАО «ТД «Перекресток» общей номинальной стоимостью 1,5 млрд руб. Размещение осуществлено на ММВБ по открытой подписке в форме конкурса по определению ставки первого купона облигаций. В ходе размещения были поданы 115 заявок инвесторов. Общий объем спроса на аукционе составил 3 687 млн руб. В ходе конкурса была удовлетворена 31 заявка инвесторов, весь облигационный выпуск был реализован на аукционе в первый день размещения30.

Таким образом, набор форм и механизмов привлечения заемных средств в розничный торговый бизнес расширяется, что свидетельствует о более тесном взаимодействии торгового, промышленного и ссудного капитала в экономике России.

28 Кандалинцев В. Фактор уступки // Менеджмент http://www. torgrus.eom/management/8/29.html

29 Шакланова Н. Банки привечают торговлю. Пока только крупную. ttp://www.torgrus.com/management/8/23.html

30 http://www.perekrestok.ru/ru/for_partners/for_investors/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.