Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ В АКАДЕМИИ УПРАВЛЕНИЯ МВД РОССИИ'

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ В АКАДЕМИИ УПРАВЛЕНИЯ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА / ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ИССЛЕДОВАНИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Митин Александр Анатольевич, Осипов Иосиф Вячеславович, Филимонов Валерий Афанасьевич

В статье рассматриваются проблемные вопросы организационного характера, связанные с поэтапной подготовкой материалов выпускной квалификационной работы обучающимися заочной формы Академии управления МВД России 2019 и 2020 гг. набора обучения. Практика руководства выпускными квалификационными работами показывает, что обучающиеся заочной формы испытывают определенные трудности на подготовительном этапе своей исследовательской деятельности, и от того, насколько продуктивно она будет организована, зависит качество самой работы и результативность процесса обучения по программе магистратуры. К таким проблемным вопросам можно отнести следующие: процесс выбора темы исследования, определение ее структуры, содержания, процедура согласования с руководителем выпускной работы, порядок организации и контроля подготовки материалов ВКР и т. д. Кроме того, указанные мероприятия проходят параллельно с промежуточной аттестацией обучающихся за учебный год в дистанционном формате на платформе moodle-akademy.ru, вследствие чего большинству магистрантов заочной формы сложно ориентироваться в разнообразном потоке информации. Для эффективного усвоения материалов учебной программы необходимо предусмотреть дополнительные мероприятия организационного и методического характера, направленные на обеспечение планомерной работы обучающихся заочной формы к подготовке выпускной квалификационной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Митин Александр Анатольевич, Осипов Иосиф Вячеславович, Филимонов Валерий Афанасьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SOME ASPECTS OF THE PREPARATION OF THE FINAL QUALIFYING WORK BY CORRESPONDENCE STUDENTS AT THE ACADEMY OF MANAGEMENT OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The article deals with problematic issues of an organizational nature related to the phased preparation of materials for the final qualifying work by students of the correspondence form of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia in 2019 and 2020. The practice of managing final qualifying works shows that part-time students experience certain difficulties at the preparatory stage of their research activities, and the quality of the work itself and the effectiveness of the learning process under the master’s program depend on how productively it will be organized. Such problematic issues include the following: the process of choosing a research topic, determining its structure, content, the procedure for agreeing with the head of the final work, the procedure for organizing and controlling the preparation of materials of the WRC, etc. In addition, these events are held in parallel with the intermediate certification of students for the academic year in a remote format on the platform moodle-akademy.ru as a result, it is difficult for most undergraduates of correspondence form to navigate in a diverse flow of information. For the effective assimilation of the materials of the curriculum, it is necessary to provide additional organizational and methodological measures aimed at ensuring the systematic work of correspondence students for the preparation of final qualifying work.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ В АКАДЕМИИ УПРАВЛЕНИЯ МВД РОССИИ»

О некоторых аспектах подготовки выпускной квалификационной работы обучающимися заочной формы в Академии управления МВД России

АЛЕКСАНДР АНАТОЛЬЕВИЧ МИТИН,

старший преподаватель кафедры организации огневой и физической подготовки Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8 E-mail: lipezk2009@rambler.ru

ИОСИФ ВЯЧЕСЛАВОВИЧ ОСИПОВ,

доцент кафедры организации огневой и физической подготовки, кандидат юридических наук Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8 E-mail: iosifosipov782@gmail.com

ВАЛЕРИЙ АФАНАСЬЕВИЧ ФИЛИМОНОВ,

старший преподаватель кафедры организации огневой и физической подготовки Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8 E-mail: valeriy.filimonov@mail.ru

About Some Aspects of the Preparation of the Final Qualifying Work By Correspondence Students at the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia

ALEXANDER ANATOLYEVICH MITIN,

Senior lecturer of the Department of Organization of Fire and Physical Training Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia

Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: lipezk2009@rambler.ru

JOSEPH VYACHESLAVOVICH OSIPOV,

Associate Professor of the Department of Organization

of Fire and Physical Training, Candidate of Legal Sciences Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia

Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: iosifosipov782@gmail.com

VALERY AFANASYEVICH FILIMONOV,

Senior Lecturer of the Department of Fire and Physical Training Organization Management Academy

of the Ministry of the Interior of Russia Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: valeriy.filimonov@mail.ru

УДК 378.1

Аннотация. В статье рассматриваются проблемные вопросы организационного характера, связанные с поэтапной подготовкой материалов выпускной квалификационной работы обучающимися заочной формы Академии управления МВД России 2019 и 2020 гг. набора обучения. Практика руководства выпускными квалификационными работами показывает, что обучающиеся заочной формы испытывают определенные трудности на подготовительном этапе своей исследовательской деятельности, и от того, насколько продуктивно она будет организована, зависит качество самой работы и результативность процесса обучения по программе магистратуры. К таким проблемным вопросам можно отнести следующие: процесс выбора темы исследования, определение ее структуры, содержания, процедура согласования с руководителем выпускной работы, порядок организации и контроля подготовки материалов ВКР и т. д. Кроме того, указанные мероприятия проходят параллельно с промежуточной аттестацией обучающихся за учебный год в дистанционном формате на платформе moodle-akademy.ru, вследствие чего большинству магистрантов заочной формы сложно ориентироваться в разнообразном потоке информации. Для эффективного усвоения материалов учебной программы необходимо предусмотреть дополнительные мероприятия организационного и методического характера, направленные на обеспечение планомерной работы обучающихся заочной формы к подготовке выпускной квалификационной работы.

Ключевые слова и словосочетания: выпускная квалификационная работа; заочная форма обучения; дистанционное обучение; проблемные вопросы исследования; организационные и методические рекомендации; образовательная среда.

Annotation. The article deals with problematic issues of an organizational nature related to the phased preparation of materials for the final qualifying work by students of the correspondence form of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia in 2019 and 2020. The practice of managing final qualifying works shows that part-time students experience certain difficulties at the preparatory stage of their research activities, and the quality of the work itself and the effectiveness of the learning process under the master's program depend on how productively it will be organized. Such problematic issues include the following: the process of choosing a research topic, determining its structure, content, the procedure for agreeing with the head of the final work, the procedure for organizing and controlling the preparation of materials of the WRC, etc. In addition, these events are held in parallel with the intermediate certification of students for the academic year in a remote format on the platform moodle-akademy.ru as a result, it is difficult for most undergraduates of correspondence form to navigate in a diverse flow of information. For the effective assimilation of the materials of the curriculum, it is necessary to provide additional organizational and methodological measures aimed at ensuring the systematic work of correspondence students for the preparation of final qualifying work.

Keywords and phrases: final qualification work; correspondence form of education; distance learning; problematic issues of research; organizational and methodological recommendations; educational environment.

Защита выпускной квалификационной работы (далее — ВКР) является заключительным этапом обучения магистрантов, проводимая на основании нормативных правовых актов Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, а также локальных подзаконных актов. Обучающиеся заочной формы в процессе защиты ВКР должны показать свои теоретические знания и практические умения в решении профессиональных задач,

связанные с выявлением проблемных вопросов и определением необходимого инструментария для их разрешения. В настоящее время на профильных сайтах сети Интернет можно найти значительный объем материалов по теме исследования, что существенно упрощает работу обучающимся по поиску и обработке информации, но, с другой стороны, приводит к снижению оригинальности текста и качества самой работы. Научное сообщество отмечает значительный

рост плагиата в выпускных работах магистрантов и диссертационных исследованиях соискателей. Рассмотрим основные проблемные направления, связанные с подготовкой материалов выпускной квалификационной работы, на примере обучающихся заочной формы набора 2019 и 2020 гг. Академии управления МВД России.

Результаты проведенного анкетирования и бесед с указанной категорией обучающихся позволили распределить проблемные направления в зависимости от этапов разработки материалов магистерских диссертаций.

1. Этап выбора темы магистерской диссертации. Около 62 % респондентов, принимавших участие в анкетировании, испытывали трудности в данном направлении. Из них 17 % ука-

зали на сложность в работе на портале moodle. academy.ru, 28% — на отсутствие понимания в формулировке названия темы, 5 % — на отсутствие своевременной информации о процедуре выбора темы исследования на указанной выше платформе, 8 % высказались о том, что не успели организовать взаимодействие с руководителем работы для закрепления темы исследования, около 4 % хотели предложить свою формулировку темы магистерской диссертации, но не знали организационных аспектов оформления. В таблице 1 представлена динамика выбора тем выпускных квалификационных работ обучающимися заочной формы 2019 и 2020 гг. набора, а также количество тем, измененных по инициативе магистрантов1.

Таблица 1

Учебный год Количество тем ВКР Временные рамки выбора темы ВКР Количество измененных тем ВКР

январь февраль март апрель

2019 386 91 122 140 33 39

2020 434 98 146 162 28 27

Проводя количественную и качественную интерпретацию результатов, представленных в таблице 1, можно сделать следующий вывод, что, несмотря на разницу в 48 темах между рассматриваемыми учебными годами, временные рамки выбора тем ВКР обучающимися отличаются незначительно. Большинство обучающихся выбирали темы магистерских

диссертаций в феврале (32 %) и марте (36 %), меньше всего в январе (24 %), около 7 % добирают темы в апреле месяце. Наблюдается тенденция к уменьшению тем ВКР, предложенных по личной инициативе обучающимися. Динамику выбора тем ВКР обучающимися заочной формы 2019 и 2020 гг. набора можно рассмотреть на рисунке 1.

Рис. 1. Динамика выбора тем выпускных квалификационных работ обучающимися заочной формы 2019 и 2020 гг. набора

1 Об утверждении списка тем и руководителей выпускных квалификационных работ (магистерских диссертаций) слушателей

1 курса 2 факультета подготовки руководителей (начальников) территориальных органов МВД России (набор 2019 года) и внесении

изменений в приказ Академии управления МВД России от 14 мая 2020 года № 247: приказ Академии управления МВД России от 1 июня 2020 г. № 284.

Все рассматриваемые выше обстоятельства влияют на своевременность подготовки руководителем выпускной работы контрольной карточки выбора темы исследования и регистрации ее в электронном журнале. Обучающиеся заочной формы обязаны выбрать тему магистерской диссертации не позднее, чем за пять календарных дней до окончания промежуточной аттестации за первый курс обуче-ния1.

2. Этап организации взаимодействия обучающегося с руководителем ВКР. Обучающийся обязан «своевременно представлять руководителю магистерской диссертации материалы для проверки в сроки и в объеме, установленные планом-графиком2. В связи с тем, что обучающиеся заочной формы параллельно проходят обучение в дистанционном формате, то им не всегда удается своевременно организовать взаимодействие с руководителем ВКР. Для координации рассматриваемых действий на кафедре назначается ответственное лицо для осуществления данного взаимодействия. К сожалению, существуют определенные затруднения в организации телефонной (видеосвязи) руководителя ВКР с обучающимися, проживающими в дальних регионах России, в разных часовых поясах. К ним же можно отнести отсутствие в данных регионах стабильности в работе сотовой связи и Интернета. С данной проблемой столкнулись около 8 % респондентов.

3. Этап разработки обучающимся структуры выпускной работы и согласования ее с руководителем магистерской диссертации для подготовки плана-графика ВКР. С трудностями на данном этапе столкнулись около 37 % респондентов, объяснив это тем, что им не всегда удается перестроиться и переключиться с выполнения своих повседневных профессиональных задач плавно на образовательный процесс. Многие обучающиеся указали в анкетах на отсутствие должного опыта и понимания в подготовке материалов, необходимых для решения задач, определяемых рабочей программой учебной дисциплины и способов достижения цели исследования ВКР.

4. Этап подбора нормативных правовых актов и эмпирических материалов. Около 6 % респондентов отметили трудности, возникающие в подборе диссертационных ис-

1 Об утверждении Положения о подготовке и защите выпускных квалификационных работ (магистерских диссертаций) в Академии управления МВД России: приказ Академии управления МВД России от 12 февраля 2020 г. № 75.

2 Там же.

следований, проводившихся по тематике ВКР, а также необходимого инструментария для проведения анкетирования и тестирования, подготовке справочных материалов и т. д. При использовании фонда учебно-методической литературы библиотеки Академии управления МВД России многие обучающиеся констатировали, что не все материалы, указанные в учебных программах дисциплин, включая планы проведения лекций и семинарских занятий, имеются в электронном виде. Для развития у обучающихся компетенций в данном направлении предусмотрено прохождение практики по получению первичных профессиональных умений и навыков.

5. Этап написания магистерской диссертации и информирования руководителя ВКР о проведенной работе. Обучающийся обязан «ежемесячно информировать руководителя магистерской диссертации о состоянии проводимой работы по теме исследования»3. Пожалуй, это самый сложный и ответственный этап для каждого обучающегося. Практически каждый третий респондент в анкете указывал на высокую служебную нагрузку как в процессе всего периода обучения, так и непосредственно при прохождении промежуточной аттестации, что влияет на соблюдение временных рамок подготовки материалов, которые определенны планом-графиком подготовки ВКР. По мнению руководителей магистерских диссертаций, важной составляющей для качественной подготовки материалов ВКР к защите является соблюдение принципа системности. Опираясь на собственный опыт руководства выпускными квалификационными работами, можно с уверенностью констатировать, что у обучающихся заочной формы активнее всего происходит процесс подготовки материалов выпускной работы в периоды прохождения промежуточной аттестации и практик, а не в течение всего периода обучения, поэтому о качестве подготовленных материалов, представляемых на проверку руководителям выпускных работ, говорить не приходится. В дальнейшем до этапа предзащиты на профильной кафедре важной задачей для обучающегося является «борьба» с антиплагиатом, о чем и пойдет речь далее.

6. Этап организации проверки материалов ВКР обучающегося через автоматизированную систему «Антиплагиат». Персональную ответственность за соответствие текста магистерской диссертации, представленной к защите, тексту, ранее представленному для про-

3 Там же.

верки с использованием автоматизированной системы «Антиплагиат», несут непосредственно обучающийся, руководитель ВКР и начальник профильной кафедры. Рассматривая данный аспект в рамках подготовки материалов ВКР, можно говорить, что у определенной категории обучающихся отсутствует опыт работы с информацией, которую они заимствуют на интернет-

Минимальный порог оригинальности в 17 % был показан у одного обучающегося, который получил неудовлетворительную оценку на защите ВКР, при прохождении государственной итоговой аттестации в феврале 2021 г. Общие результаты защиты ВКР таковы: «отлично» — 161 человек, «хорошо» — 180 человек, «удовлетворительно» — 45 человек, «неудовлетворительно» — 1 человек.

Для развития и совершенствования компетенций при подготовке материалов ВКР обучающемуся необходимо самостоятельно изучать содержание защищенных магистерских диссертаций и диссертационных исследований по тематике работы. Особое внимание необходимо обратить на порядок оформления сносок при цитировании текста и научный стиль изложения материалов. Анализ результатов анкетирования, касающегося вопросов применения результатов диссертационных исследований в ВКР обучающихся, показал, что в среднем они ссылаются на двух, трех авторов, но при этом в списке использованной литературы они не всегда указываются.

7. Этап предварительной защиты магистерской диссертации на профильной кафедре. Начальник кафедры назначает предварительную защиту магистерской диссертации на кафедре, которая должна быть проведена не позднее, чем за две недели до начала государственной итоговой аттеста-ции1. Данное мероприятие проводится в рамках заседания научной исследовательской группы профильной кафедры, на котором педагогическими работниками рассматрива-

1 Там же.

ресурсах и пытаются скопировать в содержание свой магистерской диссертации. Об этом свидетельствуют результаты проведенной работы по определению степени оригинальности магистерских работ обучающихся заочной формы 2019 г. набора, подготовленные за 4 месяца до прохождения ими предзащиты на профильных кафедрах в декабре 2021 г. (таблица 2).

Таблица 2

ются материалы магистерской диссертации. При этом необходимо наличие не менее 2/3 профессорско-преподавательского состава кафедры и непосредственно руководителя данной работы. Опыт проведения предварительных защит ВКР показывает, что к основным недостаткам представляемого материала обучающимися можно отнести следующие: некачественная подготовка средств дистанционного обучения к данной процедуре; отсутствие тренировок в выступлениях перед аудиторией; не отрепетирована сама процедура защиты как по временным параметрам, так и в четкости изложения основной информации; содержание представленных материалов не соответствует локальным нормативным правовым актам; обучающиеся слабо ориентируются в содержании свой работы; отсутствует единообразие в подготовке слайдов презентации и т. д.

В статье рассматривается лишь часть проблем организационного и технического характера, по подготовке материалов ВКР к процедуре защиты, которые были выявлены по результатам проведенного анкетирования и бесед с магистрантами заочной формы обучения набора 2020 и 2021 гг. Академии управления МВД России. По результатам проведенного исследования можно констатировать, что важным аспектом для качественной подготовки материалов ВКР является соблюдение принципа системности в кропотливой исследовательской работе, а другие сопутствующие компоненты данного процесса будут являться второстепенными.

Процент оригинальности после первой проверки ВКР до 20 % от 20 % до 40 % от 40 % до 60 % от 60 % и выше

Количество обучающихся 8 чел. 2 % 27 чел. 7 % 120 чел. 31 % 231 чел. 60 %

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.