Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДИНАМИКИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ ЗАЩИТЫ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДИНАМИКИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ ЗАЩИТЫ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / ЗАЩИТА / ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПРОЦЕДУРА / ОЦЕНКИ / АНАЛИЗ / ПЕРСПЕКТИВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Элипханов С. Б., Алиева М. А., Кайсаров М. Т., Ханкельдиев Ш. Х.

В научно-практической статье рассмотрена проблема определения динамики качества знаний студентов факультета физической культуры. Учеными издан большой объем методических пособий по планированию, организации и проведению защиты выпускных квалификационных работ, но не до конца изученной остается проблема использования средств и методов для улучшения качества знаний на последних этапах учебы. Цель исследования: выявление оптимальных педагогических условий и методики организации, защиты выпускной квалификационной работы. Перед исследователями стояли задачи обоснования актуальности и анализ данных государственной итоговой аттестации. На подготовку и проведение процедуры защиты выпускных квалификационных работ накладывает отпечаток специфика организации учебного процесса на факультете физической культуры: практико-ориентированность, тренировочный процесс, учебные сборы, поездки и соревнования, что в свою очередь актуализирует данную проблему. Было проведено лонгитюдное исследование с использованием данных результатов защиты курсовых работ за три года путем анализа и сравнительных характеристик. На динамику роста качества знаний оказал влияние перевод студентов на онлайн форму обучения в 2020 году. В результате анализа данных (оценок) защиты выпускных квалификационных работ была выявлена устойчивая тенденция к росту качества знаний. Перспектива исследования видится в ранней специализации: перехода курсовой работы в выпускную и дальнейшем в магистерскую диссертацию, с нацеленностью на кандидатскую.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Элипханов С. Б., Алиева М. А., Кайсаров М. Т., Ханкельдиев Ш. Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE DYNAMICS OF THE QUALITY OF KNOWLEDGE OF THE PROTECTION OF QUALIFYING WORKS

In the scientific and practical article, the problem of determining the dynamics of the quality of knowledge of students of the Faculty of Physical Culture is considered. Scientists have published a large volume of methodological manuals on planning, organizing and conducting the defense of final qualifying works, but the problem of using tools and methods to improve the quality of knowledge at the last stages of study remains not fully studied. The purpose of the study: to identify optimal pedagogical conditions and methods of organization, protection of final qualifying work. The researchers were faced with the tasks of substantiating the relevance and analyzing the data of the state final certification. The specifics of the organization of the educational process at the Faculty of Physical Culture: practice orientation, training process, training camps, trips and competitions, which in turn actualizes this problem, affect the preparation and conduct of the procedure for the protection of final qualifying works. A longitudinal study was conducted using the data of the results of the defense of term papers for three years by analyzing and comparing characteristics. The dynamics of the growth of the quality of knowledge was influenced by the transfer of students to online education in 2020. As a result of the analysis of the data (assessments) of the defense of final qualifying works, a steady trend towards an increase in the quality of knowledge was revealed. The prospect of research is seen in early specialization: the transition of coursework into graduation and further into a master's thesis, with a focus on a candidate's thesis.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДИНАМИКИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ ЗАЩИТЫ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ»

разовательном процессе по оценкам респондентов положительное воздействие оказывают диалогичный и творческий характер педагогического общения (90%); применение продуктивных форм учебной деятельности (87%); умение работать с разными материалами (100%); помощь педагога в фокусировании на положительном конечном результате (100%); выявление и оценка творческих способностей обучающихся (67%); наличие взаимосвязи теории и практики (100%). Результаты педагогических наблюдений показывают, что включение методик и технологий арт-терапии в практико-ориентированную деятельность повлияло на позитивную психоэмоциональную атмосферу в группе и позволило повысить мотивацию к творчеству обучающихся.

ВЫВОДЫ

Таким образом, в современном образовательном процессе бакалавр по направлению подготовки 49.03.02 способен овладеть профессиональными компетенциями, решать задачи личностно-ориентированного и развивающего образования, позволяющими в дальнейшем эффективно осуществлять свою деятельность. Используя методы и технологии арт-терапии, можно повысить мотивацию обучающихся, раскрыть их творческие способности. Всё это подтверждает важность роли дисциплины «Арт-терапия» в подготовке бакалавра по адаптивной физической культуре.

ЛИТЕРАТУРА

1. Копытин, А.И. Современная клиническая арт-терапия : учебное пособие / А.И. Копы-тин. - Москва : Когито-центр, 2015. - 526 с.

REFERENCES

1. Kopytin, A.I. (2015), Modern clinical art therapy: tutorial, publishing house К(^йо-сеп1ег, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 10.03.2022

УДК 37.09

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДИНАМИКИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ ЗАЩИТЫ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ

Салман Байсултанович Элипханов, доктор педагогических наук, профессор, Мадина Алхазуровна Алиева, старший преподаватель, Майрбек Тимурович Кайсаров, студент, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный; Шер Хакимович Ханкельдиев, доктор педагогических наук, профессор, Ферганский государственный

университет, г. Фергана

Аннотация

В научно-практической статье рассмотрена проблема определения динамики качества знаний студентов факультета физической культуры. Учеными издан большой объем методических пособий по планированию, организации и проведению защиты выпускных квалификационных работ, но не до конца изученной остается проблема использования средств и методов для улучшения качества знаний на последних этапах учебы. Цель исследования: выявление оптимальных педагогических условий и методики организации, защиты выпускной квалификационной работы. Перед исследователями стояли задачи обоснования актуальности и анализ данных государственной итоговой аттестации. На подготовку и проведение процедуры защиты выпускных квалификационных работ накладывает отпечаток специфика организации учебного процесса на факультете физической культуры: практико-ориентированность, тренировочный процесс, учебные сборы, поездки и соревнования, что в свою очередь актуализирует данную проблему. Было проведено лонгитюдное исследование с использованием данных результатов защиты курсовых работ за три года путем ана-

лиза и сравнительных характеристик. На динамику роста качества знаний оказал влияние перевод студентов на онлайн форму обучения в 2020 году. В результате анализа данных (оценок) защиты выпускных квалификационных работ была выявлена устойчивая тенденция к росту качества знаний. Перспектива исследования видится в ранней специализации: перехода курсовой работы в выпускную и дальнейшем в магистерскую диссертацию, с нацеленностью на кандидатскую.

Ключевые слова: качество, защита, выпускная квалификационная работа, педагогические условия, процедура, оценки, анализ, перспектива.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.3.p551-555

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE DYNAMICS OF THE QUALITY OF KNOWLEDGE OF THE PROTECTION OF QUALIFYING WORKS

Salman Baysultanovich Elipkhanov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Madina Alkhazurovna Alieva, the senior teacher, Mayrbek Timurovich Kaysarov, the student, Chechen State Pedagogical University, Grozny; Sher Khakimovich Khankeldiev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Fergana State University, Fergana

Abstract

In the scientific and practical article, the problem of determining the dynamics of the quality of knowledge of students of the Faculty of Physical Culture is considered. Scientists have published a large volume of methodological manuals on planning, organizing and conducting the defense of final qualifying works, but the problem of using tools and methods to improve the quality of knowledge at the last stages of study remains not fully studied. The purpose of the study: to identify optimal pedagogical conditions and methods of organization, protection of final qualifying work. The researchers were faced with the tasks of substantiating the relevance and analyzing the data of the state final certification. The specifics of the organization of the educational process at the Faculty of Physical Culture: practice orientation, training process, training camps, trips and competitions, which in turn actualizes this problem, affect the preparation and conduct of the procedure for the protection of final qualifying works. A longitudinal study was conducted using the data of the results of the defense of term papers for three years by analyzing and comparing characteristics. The dynamics of the growth of the quality of knowledge was influenced by the transfer of students to online education in 2020. As a result of the analysis of the data (assessments) of the defense of final qualifying works, a steady trend towards an increase in the quality of knowledge was revealed. The prospect of research is seen in early specialization: the transition of coursework into graduation and further into a master's thesis, with a focus on a candidate's thesis.

Keywords: quality, protection, final qualification work, pedagogical conditions, procedure, evaluation, analysis, perspective.

ВВЕДЕНИЕ

При защите выпускной квалификационной работы выпускник должен показать совокупность знаний, умений, навыков, способностей необходимых для эффективной профессиональной, социальной деятельности и личностного развития. Вузы разрабатывают положение о порядке выполнения выпускной квалификационной работы по образовательным программам высшего образования бакалавриата, магистратуры и устанавливают требования к ним: процедуру проверки текстов на объем, заимствований, критерий оценки, порядок размещения их в электронно-библиотечной системе. Основной целью государственной итоговой аттестации является определение соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ федерального государственного образовательного стандарта.

Достаточно разработанными являются этапы планирования, организации и проведения государственной итоговой аттестации в форме защиты выпускной квалификационной работы (ВКР).

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ

При большом объеме написанных методических пособий по планированию, организации и проведению защиты выпускных квалификационных работ до конца нерешен-

ными остаются вопросы использования средств и методов повышения качества знаний на последнем этапе обучения - защите выпускной квалификационной работы.

Цель исследования. При соблюдении каких педагогических условий и применения средств и методов показатели качества знаний итогов защиты выпускной квалификационной работы будут лучше?

Задачи исследования:

1. Обосновать актуальность лонгитюдного исследования итогов защиты выпускных квалификационных работ.

2. Провести анализ трехлетней выборки результатов защиты выпускных квалификационных работ на очном и заочном отделении факультета физической культуры.

3. Выявить оптимальные педагогические условия и методику организации и проведения государственной итоговой аттестации в форме защиты выпускной квалификационной работы.

Организация учебного процесса на факультете физической культуры имеет свою специфику, связанную с тренировочным процессом, учебными сборами, поездками и соревнованиями, что накладывает отпечаток на подготовку и проведение процедуры защиты выпускных квалификационных работ. В связи с этим, важными являются необходимость четкого плана, требования дисциплины, организация и сроки, своевременное доведение информации до студента и работа научных руководителей.

ОБСУЖДЕНИЕ И АНАЛИЗ

Результаты защиты выпускных квалификационных работ 2019 году были невысокими (таблица 1).

Таблица 1 - Защита выпускной квалификационной работы бакалавриата (2019 г.)

Год выпуска 2019 Кол-во сдававших, чел. Оценки

«5» и «4» «Удовл.» «Неуд.»

Профиль подготовки Очное Заочное Оч. кол-во / % Заоч. кол.-во / % Оч. кол-во / % Заоч. кол.-во / % Очное% Заочное%

«Физическая культура» 35 76 9 / 25,7 30 / 39,5 26 / 74,3 46 / 60,5

Итого 111 44 / 32,6 67 / 67,4 -

Руководством университета была высказана недопустимость таких слабых результатов и поставлена задача перед преподавателями факультета физической культуры, заведующими и деканом улучшить качество знаний студентов последних курсов. В этих целях применить возможный арсенал педагогических средств и методов в процессе обучения и на этапе подготовки к Государственной итоговой аттестации (ГИА).

Результаты государственной итоговой аттестации в форме защиты ВКР 2020 года оказались лучше (таблица 2).

Таблица 2 - Защита выпускной квалификационной работы бакалавриата (2020 г.)

Год выпуска 2020 Кол-во сдававших, чел. Оценки

«5» и «4» «Удовл.» «Неуд.»

Профиль подготовки Очное Заочное Оч. кол-во / % Заоч. кол.-во / % Оч. кол-во / % Заоч. кол.-во / % Очное% Заочное%

«Физическая культура» 42 56 26 / 61,9 20 / 35,7 16 / 38,1 36 / 64,3 - -

Итого 98 46 /48,8 52 / 51,2 -

Были уточнены и конкретизированы графики консультаций научных руководителей. Своевременно проведены установочные и итоговые конференции по преддипломной практике. На установочной конференции до студентов доводились цель, задачи, объем работы, этапы, методические особенности прохождения преддипломной практики, также каждым научным руководителем был определен один день в неделю для консультации. На итоговой конференции студенты отчитывались о проделанной работе, о результатах проведенного эксперимента, предоставляли черновой вариант ВКР и проходили публичную защиту преддипломных практик в присутствии научных консультантов.

При общей тенденции к улучшению на качество знаний повлияли мероприятия, связанные с уходом студентов на дистанционное обучение.

Если на очном отделении удалось проработать со студентами 9 месяцев стационарно, то заочники полностью были на дистанционном обучении и в связи с этим результаты оказались хуже (35,7%) по сравнению с очным отделением (61,9%). Требует осмысления факт невысокого качества знаний студентов заочного обучения, показанные 2020 году: возможно, повлиял формат обучения и отсутствие контактной работы с ними, в связи с требованиями оперативного штаба по борьбе с коронавирусной инфекцией. При всех положительных особенностях дистанционного обучения перед стационарным обучением онлайн проигрывает.

После прохождения защиты выпускной квалификационной работы путем анализа результатов с привлечением заведующих, преподавателей и методистов были обсуждены и приняты управленческие решения по следующим вопросам:

- какие ошибки были сделаны при организации и подготовке ГИА;

- в каких компетенциях студенты показали слабые знания, недостатки в методологическом аппарате ВКР, презентациях и в докладах выпускников;

- что необходимо для лучшего проведения процедуры защиты;

- что необходимо для устранения замечаний председателя ГАК.

Итоги защиты выпускной квалификационной работы 2021 года были лучше по сравнению с предыдущими годами (таблица 3). Студенты очной формы обучения показали качество знаний (85,3%), а заочной формы обучения (40,4%), хотя не удалось существенно повысить качество знаний на заочной форме обучения, но общий итог был лучше (таблица 3).

Таблица 3 - Защита выпускной квалификационной работы бакалавриата (2021 г.)

Год выпуска 2021 Кол-во сдававших, чел. Оценки

«5» и «4» «Удовл.» «Неуд.»

Профиль подготовки Очное Заочное Оч. кол-во / % Заоч. кол.-во / % Оч. кол-во / % Заоч. кол.-во / % Очное% Заочное%

«Физическая культура» 34 47 29 / 85,3 19 / 40,4 5 / 14,7 28 / 59,6

Итого 81 48 / 62,9 33 / 37,1 -

Коллективом факультета физической культуры были учтены некоторые недостатки предыдущих лет. Был разработан график этапов подготовки к государственной итоговой аттестации. Кроме применяемых ранее средств и методов были добавлены обзорные лекции, приняты меры по повышению уровня дисциплины студентов, научные руководители были поставлены в известность об их персональной ответственности.

Процедура предзащиты проходила в течение двух недель с 9:00 до 17:00 каждый день кроме воскресенья, к участию были привлечены преподаватели факультета, с ответственный каждый день заведующим одной из кафедр. Студенты не прошедшие предзащиты не были допущены к ГИА.

Среднеарифметические данные показывают уверенную тенденцию к улучшению качества знаний. Если в 2019 году среднеарифметические данные качества знаний составили 32,6%, то в 2020 году они выросли на 16,2% и были 48,8% соответственно. В следующем 2021 году прирост качества знаний был 14,1% и составил 62,9%. Динамика прироста качества знаний с 2019 по 2021 год составила 30,3%.

Объективность оценок обеспечивалась уровнем и качеством состава государственной итоговой комиссии: председатель - доктор педагогических наук, члены комиссии - 2 доктора и 2 кандидата педагогических наук и в качестве работодателей - директора среднеобразовательных школ. При прохождении процедуры защиты ВКР (как правило) присутствовал один из проректоров университета.

ВЫВОДЫ

Выявлена актуальность анализа и необходимость принятия мер по улучшению качества знаний студентов в процессе обучения и на этапе подготовки и защиты выпускной квалификационной работы.

Обоснованы педагогические условия организации и проведения государственной итоговой аттестации в форме защиты выпускной квалификационной работы.

Доказана возможность улучшения качества знаний выпускников при использовании средств, методов и методических особенностей при подготовке к Государственной итоговой аттестации.

За рамками данного исследования остались необходимость и возможность перехода курсовой работы в выпускную квалификационную работу. Возможно, потенциал улучшения качества знаний и компетенций выпускника в дальнейшем будет связан с переходом курсовой работы в выпускную квалификационную работу.

ЛИТЕРАТУРА

1. Валеева О. А. Мониторинг качества образования как фактор реализации преемственности уровней образования // Преемственность в образовании. - 2019. - №24 (12). - С. 41-47.

2. Евдокимов В.И. Методология и методика проведения научной работы по физической культуре и спорту / В.И. Евдокимов, О.А. Чурганов. - Москва : Советский спорт, 2010. - 249 с.

3. Элипханов, С.Б. Учебно-методический комплекс для студентов с ограниченными возможностями здоровья. / С.Б. Элипханов, Р.Н. Хамсуев, П.И. Изиева. - Грозный : ЧГПУ, 2018. - 108 с.

REFERENCES

1. Valeeva, O.A. (2019), "Monitoring the quality of education as a factor in the implementation of the continuity of education levels", Continuity in education. No. 24 (12), pp. 41-47.

2. Evdokimov V.I. and Churganov. O.A. (2010), Methodology and methodology of scientific work on physical culture and sports, Soviet sport, Moscow.

3. Elipkhanov, S.B., Khamsuev R.N. and Izieva P.I. (2018), Educational and methodological complex for students with disabilities, ChSPU, Grozny.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 20.03.2022

УДК 796.853.23

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НЕОБХОДИМОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ КОМБИНАЦИОННЫХ ДЕЙСТВИЙ В ДЗЮДО

Антон Евгеньевич Эрастов кандидат педагогических наук, доцент, Великолукская государственная сельскохозяйственная академия, Великие Луки; Александр Александрович Фомичев соискатель, Кирилл Игоревич Романов соискатель, Псковский филиал академии ФСИН России, Псков; Елена Александровна Девятиярова соискатель, Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого, Тула

Аннотация

В статье установлены факторы, определяющие необходимость применения комбинационных действий в дзюдо. В качестве основных факторов, определяющих необходимость применения комбинационных действий в дзюдо, респонденты отметили преобладание комбинационных действий в борьбе дзюдо, а также преимущественное применение атакующих комбинационных действий в дзюдо. Респонденты также обратили внимание на необходимость дифференциации комбинационных действий, исходя из приоритетов дзюдоистов, а также на применение контратакующей тактики комбинационных действий. Большое значение имеют высокая результативность комбинационных действий дзюдоистов, а также необходимость применения предварительных комбинационных действий для успешного выполнения подножек и бросков в дзюдо.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.