Научная статья УДК 378 ББК 74.48
DOI 10.25588/CSPU.2021.166.6.009
Ю. В. Корчемкина1, С. А. Рогозин2
1ORCID № 0000-0002-5864-8075 Старший преподаватель кафедры информатики, информационных технологий и методики обучения информатике, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
2ORCID № 0000-0002-6800-2702 Старший преподаватель кафедры информатики, информационных технологий и методики обучения информатике, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ БАКАЛАВРОВ
Аннотация
Введение. В статье обоснована важность подготовки будущих бакалавров к выполнению, оформлению и защите выпускной квалификационной работы, которая является обязательной частью программы обучения в соответствии с ФГОС ВО. Предложена система мер по развитию информационно-аналитических умений при подготовке к защите выпускной квалификационной работы.
Материалы и методы. Основными методами исследования являются опрос, анализ и обобщение результатов. В ходе исследования был проведён опрос руково-^ дителей выпускных квалификационных работ и преподавателей, ответственных за проведение процедуры нормоконтроля выпускных квалификационных работ.
Результаты. Были выявлены трудности, возникающие у студентов вуза
а
§ при выполнении и подготовке к защите выпускной квалификационной работы.
| Причиной затруднений является недостаточная сформированность информационно-аналитических умений студентов. У значительной части студентов на недо-
^ статочном уровне сформированы умения как поиска информации, так и репродук-
^ тивно-продуктивного и эвристического преобразования.
^ Обсуждение. Высказано предположение, что необходимо развивать инфор-
@ Корчемкина Ю. В., Рогозин С. А., 2021
мационно-аналитические умения будущих бакалавров как в процессе учебной практики и при выполнении любых письменных работ по дисциплинам учебного плана, а также посредством проведения семинаров на выпускных курсах бакалавриата, посвященных подготовке к написанию и защите выпускной квалификационной работы.
Заключение. Сделан вывод о том, что данные умения следует развивать и ^
ной квалификационной работы.
закреплять системно в течение всего срока обучения в вузе по программам бака- ^
лавриата, что позволит уменьшить затруднения при подготовке к защите выпуск- н
§
Ключевые слова: информационно-аналитические умения; бакалавриат; а
л
выпускная квалификационная работа. ^
Основные положения: к
а
- проведён опрос руководителей выпускных квалификационных работ и и
о
нормоконтролёров; нн
- выявлены недостаточные уровни сформированности информационно- § аналитических умений различных видов, что вызывает затруднения студентов ^ при подготовке и защите ВКР; |
- предложено развивать информационно-аналитические умения в ходе к учебной практики, при выполнении письменных работ по различным дисципли- к нам и при проведении специальных обучающих семинаров на выпускных курсах. е
о
1 Введение (Introduction)
В соответствии с федеральными государственными стандартами высшего образования (ФГОС ВО) по направлениям подготовки бакалавриата обязательной частью программы является выполнение и защита выпускной квалификационной работы (ВКР), которая входит в состав блока 3 «Государственная итоговая аттестация». Данная работа
тентности бакалавра [1; 2; 3]. Подготовкой к написанию ВКР является как освоение содержания дисциплин учебного плана, так и выполнение таких письменных работ, как рефераты, курсовые работы, а также прохождение практик. При этом стоит отметить, что при выполнении ВКР студенты сталкиваются с большим количеством трудностей, связанных не только с её содержательным наполнением, но и с оформлением текста работы в соответствии с принятыми в вузе требованиями к письменным работам, а также с подготовкой к процедуре защиты. Цель исследования — предложить систему мер, способствующих подготовке будущего
№ О
£
IS № К
S К
So
К
ж £
бакалавра к выполнению и защите выпускной квалификационной работы на протяжении всего срока освоения программы.
2 Материалы и методы (Materials and methods)
В ходе исследования был проведён опрос руководителей выпускных квалификационных работ ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ» (20 человек), по результатам которого были выявлены основные виды затруднений, которые возникают у студентов очной и заочной форм обучения при написании ВКР, а также лиц, ответственных за проведение нормо-контроля ВКР (проверки текста работы на соответствие «Регламенту оформления письменных работ», утверждённому в вузе). Обобщён опыт проведения мероприятий, способствующих преодолению данных затруднений.
3 Результаты (Results)
В процессе выполнения ВКР бакалавра педагогических направлений подготовки можно выделить несколько укрупненных этапов: поиск информации и проведение экспериментальной работы, оформление текста выпускной квалификационной работы, подготовка доклада и презентации [1]. Таким образом, для того чтобы успешно выполнить ВКР, студент должен обладать информационно-аналитическими умениями, которые мы определяем как владение способами деятельности по поиску, аналитико-синтетической обработке информации и получению новых знаний с использованием информационно-коммуникационных технологий [4]. Руководители ВКР отмечают, что у многих студен-
соответствии с ранее разработанным кодификатором. Затруднения на
| тов (65 %) на низком уровне сформированы умения всех этапов в
о го
0
йн
^ этапе поиска информации проявляются при подготовке к проведению
и
а" экспериментальной работы (70 % студентов), а именно — при подборе
ни
к
1
^ обучения, например, универсальных учебных действий младших школьников. Чаще всего студенты, обратившись только к открытым источникам в сети Интернет, находят методики, не обоснованные
эффективных методик диагностики сформированности результатов
научно и, вероятнее всего, не являющиеся валидными. Таким образом, можно говорить о недостаточной сформированности умения поиска источников информации [5].
При подборе информации для написания теоретической части
исследования, помимо поиска источников информации, необходимо |
с
§ § § § ^ §
-К
8
О §
§ §
3 §
О
произвести выделение необходимой информации в источниках и её компиляцию. При недостаточной сформированности данных умений теоретическая часть, представленная студентами руководителям (63 % студентов), представляет собой отдельные параграфы, содержание которых не вытекает одно из другого. Даже в рамках одного параграфа руководители обнаруживают части текста, написанные в разном стиле, в том числе, не научном, а публицистическом. Собранная информация
подлежит преобразованию. В рамках кодификатора информационно- §
§
аналитических умений выделено два этапа, тесно взаимосвязанных §
С
№ д о
между собой: репродуктивно-продуктивное (составление таблиц, схем, обработка числовых данных и т. п.) и эвристическое (анализ, синтез, обобщение и др.) преобразование [4; 6]. В ходе выполнения преобразования информации при написании выпускной квалификационной работы у студентов отмечаются как трудности при выполнении мыслительных операций (анализ, систематизация и др.), так и затруднения О технического характера при работе с таблицами, диаграммами, подпи- §
»К О
сями к рисунку и т. п. §
§
о §
§ § 8
В состав информационно-аналитических умений на эвристическом этапе включено умение представления обработанной информации, то есть в рассматриваемом случае выполнения выпускной квалификационной работы результатом применения данного умения (наряду с остальными умениями) является непосредственно итоговый текст работы, представляемый на защиту, а также презентация к докладу и текст доклада [3; 7]. С затруднениями при оформлении текста работы и пре-
№
О 3
§
§ 8 8 8 §
8 Л №
0
1
№
№ §
8
Й
К
§
зентации к докладу сталкиваются более 85 % студентов. Очевидно, что §
3
О
§
все этапы получения и обработки информации при написании выпуск-
ной квалификационной работы связаны с применением информационно-коммуникационных технологий, и многие затруднения в процессе выполнения работы возникают вследствие недостаточной компетентности студентов в части применения данных технологий, особенно это касается оформления текста работы и презентации к докладу.
В целях подготовки студентов ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ» к применению информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе обучения, в том числе при выполнении ВКР, в учебные планы бакалавриата в соответствии с ФГОС ВО с учётом профессиональных стандартов (3++) по основным направлениям подготовки включена учебная практика (ознакомительная), в рамках которой студенты учатся осуществлять поиск информации, работать с текстовым и табличным процессорами, средствами визуализации информации, создавать образовательный контент в социальных сетях, контролировать свой цифровой след в сети Интернет и т. п. По нашему мнению, данная практика является одним из важных мероприятий по подготовке студентов к выполнению ВКР, формированию их цифровой грамотности.
4 Обсуждение (Discussion)
Несмотря на то, что учебная практика (ознакомительная) способствует формированию информационно-аналитических умений студентов, особенно умений поиска и репродуктивно-продуктивного преобразования информации и умения представления информации, наблюдение за студентами третьего курса показали, что часть этих умений не прошла закрепление, поскольку в учебном процессе на младших курсах
н и
со
о
го
с^ вуза применение данных умений в полной мере осуществляется нечасто.
и
а" н и
к
В первую очередь это касается умений, связанных с построением таблиц, схем, графиков, но при этом затруднения возникают даже в части оформления текстовой информации, а также поиска информации [6]. В связи
еч
^ с этим можно сделать вывод о том, что закрепление полученных в про-аз цессе практики умений необходимо производить в процессе изучения
§
всех учебных дисциплин. Так преподавателям необходимо обращать
внимание не только на содержание любой письменной работы студента, но и на её оформление. Кроме того, необходимо установить более жёсткие правила по подготовке рефератов и других работ, связанных с поиском и отбором информации, задавать требования к используемым источникам и не принимать в зачёт работы, не соответствующие уста-
г5
новленным правилам и требованиям, как в части содержащейся в рабо- §
§
§ ^ §
-К 8 О
Ж §
пускной квалификационной работы, по нашему мнению, должны стать §
§
О
тах информации, так и в части оформления [1]. В этих условиях будут происходить закрепление информационно-аналитических умений студентов и системная подготовка к написанию ВКР.
Завершающим этапом подготовки к выполнению и защите вы-
семинары для студентов выпускных курсов, на которых акцентируются основные моменты, аспекты по написанию и оформлению текста ВКР, подготовке презентации и доклада. Опыт проведения таких семинаров
§
на факультете подготовки учителей начальных классов показывает, что о
они позволяют снизить количество ошибок оформления и ускорить процедуру нормоконтроля ВКР, а также способствуют повышению качества презентаций к докладам. Важным моментом при проведении семина-
5 Заключение (Conclusion)
№
О §
§ 8 8
ров является подготовка наглядных материалов, например, образцов Ж
оформления основных элементов ВКР, эталонных презентаций и т. п. 3
§
К 8
О
Сформированность информационно-аналитических умений о
§
студентов имеет важное значение для выполнения и защиты выпускной §
§
8
квалификационной работы бакалавров педагогических направлений подготовки. Данные умения следует формировать и закреплять системно в течение всего срока обучения в вузе по программам бака-
8 Л №
0
1
№
лавриата. Кроме того, на завершающем этапе необходимо проведение 8
семинаров по применению данных умений в процессе выполнения и §§
§
§ § О §
подготовки к защите ВКР.
Библиографический список
1. Лобашев И. В., Лобашев В. Д. Этапы выполнения комплексной выпускной квалификационной работы // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71-1. С. 229-233.
2. Сбитнева Г. И., Дворовенко О. В. Структура и содержание выпускных квалификационных работ бакалавров // Ученые записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). 2018. № 3 (17). С. 233-237.
3. Степанова С. В. Об оценке качества выпускных квалификационных работ бакалавра // Высшее образование в России. 2017. № 7 (214). С. 21-24.
4. Belousova N.A., Korchemkina Y.V., Matuszak A.F., Fortygina S.N., Shulgina T.A., Kovtun R.F. & Permyakova N.E. (2020), "Digital environment components for the formation of students' information and analytical skills", Journal of Advanced Pharmacy Education and Research, vol. 10, no. 4, pp. 118-125. (Scopus).
5. Климова А. Б. Разноуровневые веб-квесты как средство формирования информационно-аналитической компетенции студентов // Казанский педагогический журнал. 2016. № 5 (118). С. 115-120.
6. Улендеева Н. И. Факторы успешного формирования информационно-аналитической компетентности обучающихся ведомственных вузов // Вестник Самарского юридического института. 2018. № 4 (30). С. 111-118.
7. Семенова Е. Н. Педагогический смысл формирования информационно-аналитической культуры курсантов ведомственного вуза // Общество: социология, психология, педагогика. 2018. № 1. С. 105-109.
Yu. V. Korchemkina1, S. A. Rogozin2
1ORCID No. 0000-0002-5864-8075 Senior Lecturer at the Department of Informatics, Information Technologies and Informatics Teaching Methods, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.
E-mail: korchemkinayuv@cspu. ru
2ORCID No. 0000-0002-6800-2702 Senior Lecturer at the Department of Informatics, Information Technologies
8
Qi and Informatics Teaching Methods, South-Ural state Humanities-Pedagogical ^ University, Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
R
GRADUATE QUALIFICATION
| WORK AS A MEANS OF DEVELOPING INFORMATION AND ANALYTICAL SKILLS OF BACHELORS
Abstract
Introduction. The article substantiates the importance of preparing future bachelors for the implementation, registration and defense of the final qualifying work, which is an obligatory part of the training program in accordance with the Federal State Educational Standard of Higher Education. A system of measures for the development of information and analytical skills in preparation for the defense of the final qualifying work is proposed.
Materials and methods. The main research methods are polling, analysis and generalization of results. In the course of the study, a survey was onducted of managers of final qualifying works and teachers responsible for carrying out the procedure for monitoring the final qualifying works.
Results. Were identified the difficulties encountered by university stu- r dents in the implementation and preparation for the defense of the final qual- u ifying work. The reason for the difficulties is the insufficient formation of e
information and analytical skills of students. A significant part of students U
a
c a
have at an insufficient level formed the skills of both information search and reproductive-productive and heuristic transformation.
Discussion. It is suggested that it is necessary to develop the infor- n
mation and analytical skills of future bachelors both in the process of educa- ^
tional practice and in the performance of any written work on the disciplines ^
of the curriculum, as well as through seminars at the final bachelor's courses as
devoted to the preparation for writing and defending the final qualifying work. M
Conclusion. It is concluded that these skills should be developed and a
consolidated systematically throughout the entire period of study at the uni- o
versity for undergraduate programs, which will reduce the difficulties in pre- D
paring for the defense of the final qualifying work. e
l
i <1'
Keywords: Information and analytical skills; Bachelor's degree; Final qualification work.
Highlights: ^
A survey of the heads of final qualification works and normative controllers was carried out;
O"
Revealed insufficient levels of formation of information and analytical » skills of various types, which causes difficulties for students in the preparation dd and defense of FQP; ^
It was proposed to form information and analytical skills in the course of educational practice, when performing written work in various disciplines and when conducting special training seminars at graduation courses.
l
References o
1. Lobashev I.V. & Lobashev V.D. (2021), Etapy vypolneniya kom- b
pleksnoy vypusknoy kvalifikatsionnoy raboty [Stages of the complex final hh
el
qualifying work], Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, r
71-1, 229-233. (In Russian).
8
ft;
^
fi
t£ s
50
1з £
2. Sbitneva G.I. & Dvorovenko O.V. (2018), Struktura i soderzhaniye vypusknykh kvalifikatsionnykh rabot bakalavrov [Structure and content of graduate qualification works of bachelors], Uchenyye zapiski (Altayskaya gosu-darstvennaya akademiya kul'tury i iskusstv), 3 (17), 233-237. (In Russian).
3. Stepanova S. V. (2017) Ob otsenke kachestva vypusknykh kvalifikatsionnykh rabot bakalavra [On the assessment of the quality of the final qualifying work of a bachelor], Vyssheye obrazovaniye v Rossii, 7 (214), 21 -24. (In Russian).
4. Belousova N.A., Korchemkina Y.V., Matuszak A.F., Fortygina S.N., Shulgina T.A., Kovtun R.F. & Permyakova N.E. (2020), "Digital environment components for the formation of students' information and analytical skills", Journal of Advanced Pharmacy Education and Research, vol. 10, no. 4, pp. 118 -125. (Scopus).
5. Klimova A.B. (2016), Raznourovnevyye veb-kvesty kak sredstvo formi-rovaniya informatsionno-analiticheskoy kompetentsii studentov [Multilevel web quests as a means of forming information and analytical competence of students], Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal, 5 (118), 115-120. (In Russian).
6. Ulendeyeva N.I. (2018), Faktory uspeshnogo formirovaniya infor-matsionno-analiticheskoy kompetentnosti obuchayushchikhsya vedomstven-nykh vuzov [Factors of successful formation of information and analytical competence of students of departmental universities], Vestnik Samarskogo yuridicheskogo instituta, 4 (30), 111 -118. (In Russian).
7. Semenova Ye.N. (2018), Pedagogicheskiy smysl formirovaniya in-formatsionno-analiticheskoy kul'tury kursantov vedomstvennogo vuza [Pedagogical meaning of the formation of information and analytical culture of cadets of a departmental university], Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika, 1, 105-109. (In Russian).
Статья поступила в редакцию 08.12.2021; одобрена после рецензирования 10.12.2021; принята к публикации 17.12.2021.
The article was submitted 08.12.2021; approved after reviewing 10.12.2021; accepted for publication 17.12.2021.