Научная статья на тему 'ИНСТРУМЕНТЫ И СЦЕНАРИИ УПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКОЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ MOODLE'

ИНСТРУМЕНТЫ И СЦЕНАРИИ УПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКОЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ MOODLE Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
235
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ОНЛАЙН ОБУЧЕНИЕ / MOODLE / LMS / E-LEARNING / ПЛАГИНЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдураманов З. Ш., Сейдаметова З. С.

Системы управления обучением предоставляют обучающимся многообразие подходов, возможности изучения контента как удаленно, так и в аудиториях. С одной стороны, онлайн-обучение представляет собой эффективную образовательную технологию, позволяющую частично или полностью заменять некоторые традиционные программы обучения, уменьшая затраты, а также интенсифицировать сам процесс обучения. С другой стороны, онлайн-обучение порождает множество собственных проблем. В статье рассмотрены возможности разворачивания системы управления обучением Moodle, а также проанализированы важные плагины, инструменты отчетности и аналитики, а также сценарии подготовки учебных курсов. Многие образовательные учреждения используют LMS Moodle в качестве платформы поддержки обучения без серьезного анализа возможностей системы. В статье подробно описывается использование в Moodle блока «Семинар (Workshop)» в том виде, в каком он существует или с изменениями, для поддержки и совершенствования учебных мероприятий и задач по оценке выпускных квалификационных работ. Система Moodle с помощью плагинов, разнообразных элементов курса, инструментов отчетности и аналитики облегчает работу кафедр и образовательных учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOOLS AND SCENARIOS OF STUDENTS SUPERVISION GUIDELINE IN MOODLE

Learning management systems provide students with a variety of approaches, the ability to study content both remotely and in classrooms. On the one hand, online learning is an effective educational technology that allows you to partially or completely replace some traditional training programs, reducing training costs, as well as intensifying the learning process itself. On the other hand, online learning has many problems of its own. The article discusses the possibilities of deploying the Moodle learning management system, and also analyzes important plugins, reporting and analytics tools, as well as scenarios for preparing training courses. Many educational institutions use LMS Moodle as a learning support platform without serious analysis of the system's capabilities. The article describes the use of the "Workshop" block in Moodle, as it exists or with changes, to support and improve educational activities and tasks for assessing graduate qualification works. The Moodle system facilitates the work of departments and educational institutions with the help of plugins, a variety of course elements, reporting and analytics tools.

Текст научной работы на тему «ИНСТРУМЕНТЫ И СЦЕНАРИИ УПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКОЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ MOODLE»

ПЕДАГОГИКА

ф Ф

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 8 (74). 2022. № 1. С. 24-34.

УДК 378.2

ИНСТРУМЕНТЫ И СЦЕНАРИИ УПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКОЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ MOODLE

Абдураманов З. Ш.1, Сейдаметова З. С.2

12ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова»,

Симферополь, Республика Крыш, Россия

E-mail: z.abduramanov@kipu-rc.ru1, z.seidametova@kipu-rc.ru2

Системы управления обучением предоставляют обучающимся многообразие подходов, возможности изучения контента как удаленно, так и в аудиториях. С одной стороны, онлайн-обучение представляет собой эффективную образовательную технологию, позволяющую частично или полностью заменять некоторые традиционные программы обучения, уменьшая затраты, а также интенсифицировать сам процесс обучения. С другой стороны, онлайн-обучение порождает множество собственных проблем. В статье рассмотрены возможности разворачивания системы управления обучением Moodle, а также проанализированы важные плагины, инструменты отчетности и аналитики, а также сценарии подготовки учебных курсов. Многие образовательные учреждения используют LMS Moodle в качестве платформы поддержки обучения без серьезного анализа возможностей системы. В статье подробно описывается использование в Moodle блока «Семинар (Workshop)» в том виде, в каком он существует или с изменениями, для поддержки и совершенствования учебных мероприятий и задач по оценке выпускных квалификационных работ. Система Moodle с помощью плагинов, разнообразных элементов курса, инструментов отчетности и аналитики облегчает работу кафедр и образовательных учебных заведений.

Ключевые слова: образование, онлайн обучение, Moodle, LMS, e-learning, плагины.

ВВЕДЕНИЕ

Многие представители образовательного сообщества считают, что онлайн-образование уступает по качеству обучения традиционному «face-to-face» формату (преподавание в аудитории). Однако нет научно-обоснованных подтверждений такого утверждения. Для повышения эффективности обучения используются смешанный (гибридный) формат обучения (blended learning), соединяющий техники традиционного «face-to-face» обучения с возможностями онлайн-обучения.

Хасанов И. Б. [1] обсуждает сложную проблему выбора эффективных методов и способов доставки контента онлайн-образования. Рассматриваются проблемы онлайн образования с точки зрения синергизма, измерения эффективности результатов онлайн-обучения [2-4], проводится сравнительный анализ синхронных и асинхронных взаимодействий преподавателей и обучающихся в онлайн-средах обучения [5], рассмотрены особенности разворачивания онлайн-обучения в условиях чрезвычайной ситуации (Emergency Remote Teaching - ERT), проведено

24

сопоставление формата ERT с традиционным онлайн-обучением [6], представлены возможности платформы Moodle для управления подготовкой выпускных квалификационных работ в университетах [7], проанализированы возможности мониторинга и автоматизации проверки работ обучающихся [8, 9].

Анализ эволюции программного обеспечения Moodle дает полезную информацию для принятия образовательным учреждениям решения о внедрении Moodle и использования всех возможностей LMS [10, 11]. С помощью информации, предоставленной в открытом доступе на сайте проекта Moodle (https://moodle.org/), и с помощью бесплатных программных инструментов можно получить большое количество данных, которые могут оказаться полезными.

Стандартизованные требования к выпускным квалификационным проектам и рекомендации по подготовке проектов даны в работах [12-14], а в статьях [15] и [16] описаны возможности автоматизации контроля подготовки и представления исследовательских работ в системе Moodle.

В 2020 году из-за пандемии, вызванной Covid-19, учебным заведениям пришлось искать решения, как и в каком формате продолжить обучение в условиях карантинных мер, чтобы обеспечить безопасность преподавателей и обучающихся, не снижая при этом качества подготовки.

Для реализации онлайн-обучения используются системы управления обучением, например, Moodle, Sakai, Blackboard и др. Большинство e-learning систем разрабатываются сообществом программистов и предлагаются на условиях freeware лицензии. Такие программные продукты предоставляют в открытый доступ не только исходный код, но и возможность ознакомления со многими аспектами процесса разработки, такими как система контроля версий, система отслеживания ошибок, списки рассылок и доступ к предыдущим версиям. В настоящее время Moodle является одной из наиболее используемых учебными заведениями систем управления обучением (LMS). Однако нередко образовательные организации используют Moodle как черный ящик для поддержки обучения, не проводя серьезного анализа возможностей данной платформы.

В этой статье мы будем использовать платформу Moodle, используемую в качестве системы дистанционного обучения в КИПУ имени Февзи Якубова [17]. Многие образовательные учреждения используют платформу Moodle, для этого они берут исходный код Moodle и вносят в него небольшие изменения, разворачивая и настраивая программное обеспечение в соответствии со своими потребностями. Такие действия допускаются условиями лицензии программного продукта Moodle. Система Moodle разработана для интенсификации и контроля образовательного процесса.

Целью исследования является анализ возможностей системы управления обучением Moodle, а также описание инструментов и плагинов Moodle для поддержки учебных мероприятий и задач по контролю обучения и подготовки выпускных квалификационных работ (на примере системы дистанционного обучения, развернутой в КИПУ имени Февзи Якубова [17]).

25

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

Система управления обучением (LMS) представляет собой программную систему для администрирования обучения и подготовки различных учебных курсов. В современном мире LMS, как правило, облачная система, которая позволяет обучающимся аутентифицировать себя, регистрироваться на учебную дисциплину, завершать изучение дисциплины, оценивать результаты обучения.

Образовательные учреждения во всем мире внедряют системы управления обучением (LMS), настраивая их на свои требования к обучению. Массовый переход на онлайн-обучение c использованием LMS произошел в прошлом году во время карантинных мероприятий, связанных с пандемией Covid-19. По сравнению с традиционной формой обучения (формат «face-to-face») использование LMS имеет несколько преимуществ:

• обучение не ограничивается занятием, где преподаватель объясняет теоретические или практические аспекты учебной дисциплины всем обучающимся одновременно, независимо от их способностей к обучению и способности усваивать, запоминать и воспроизводить. Система LMS позволяет учиться в удобном для обучающегося темпе. Более того, содержание дисциплины представлено в квантованном виде, что позволяет обучающимся усваивать сразу одну концепцию, затем переходить на следующий уровень;

• обучающиеся не ограничены рамками физических аудиторий, могут обучаться где угодно и когда угодно - дома, офисе или в дороге;

• облачная LMS также может использоваться для командного обучения студентов, находящихся в разных регионах, обеспечивая обмен знаниями и предоставляя возможности мозгового штурма.

Имеется достаточно разнообразные по типу LMS. Наиболее популярна система управления обучением на основе Moodle. LMS на основе Moodle - это бесплатная система с открытым исходным кодом, достаточно гибкая и удобная для пользователя платформа электронного обучения, которая поддерживается глобальным сообществом и имеет более 70 миллионов пользователей по всему миру.

LMS на основе Moodle имеет следующие преимущества:

1. Удобный интерфейс с информативными функциями навигации.

2. Легкость интеграции - интегрируется с различными бизнес-функциями на предприятии (например, управление человеческими ресурсами, соблюдение нормативных требований, управление талантами, управление рабочими процессами, управление взаимоотношениями с клиентами, обработка платежей).

3. Управление контентом - поддерживает все новейшие стандарты электронного обучения, такие как SCORM и Tin Can/xAPI. позволяет загружать существующие документы и видео, обмениваться материалами и событиями между дисциплинами или методиками обучения.

4. Адаптивный дизайн - контент можно адаптировать к разным размерам экрана, поддерживает мобильное обучение, контент может быть интерактивным и доставляться короткими сегментами.

26

5. Функции смешанного обучения - может поддерживать автономное обучение и включает функции для отслеживания, записи и оценки событий наряду с онлайн-событиями.

6. Оценка и тестирование - может поддерживать претестирование и посттестирование как часть процесса обучения, имеет несколько функций тестирования и оценивания (например, автоматическое и ручное выставление оценок, хранение полного портфолио оценок).

7. Отчетность и отслеживание - включает в себя функции для отслеживания и записи прогресса обучающихся в процессе обучения, позволяет анализировать результаты экзамена в целом или выполнения определенных заданий.

8. Безопасность - имеет функцию безопасного входа для защиты конфиденциальных данных, обеспечивает контролируемый доступ, гарантирует постоянное поддерживание целостности данных.

9. Многофункциональность - настраиваемый, гибкий и многофункциональный с более чем пятью сотнями плагинов.

Для предоставления взаимодействия обучающихся и преподавателя в видео формате имеется продукт BigBlueButton (https://bigbluebutton.org/). Это система веб-конференций для онлайн-обучения с открытым исходным кодом, интегрируемая в систему Moodle при помощи плагина. BigBlueButton позволяет преподавателю (администратору):

1. Следить за участием студентов в чатах.

2. Выявлять в онлайн-классе студентов, у которых имеются вопросы по пройденному материалу.

3. Проводить онлайн-опросы.

4. Отслеживать работу студентов в группах, распределенных по разным онлайн-комнатам.

Также в Moodle имеются инструменты отчетности LeamerScript (https://learnerscript.com/). LeamerScript - это плагин Moodle, с помощью которого можно собрать отчетность и аналитику в Moodle. Перечислим некоторые возможные отчеты, которые можно получить в Moodle:

• Отчет «Лучшие обучающиеся». Этот отчет демонстрирует лучшие результаты среди, ключевые показатели эффективности, образовательные измерения. При помощи комбинированных диаграмм и гистограмм можно отражать различные стороны процесса обучения (выполненные действия, выполненные задания, завершенные учебные пособия, завершенные отзывы и др.).

• Отчет «Тенденции оцениваемых действий». Действия могут быть любыми, например, задание, тест, пакет SCORM, ресурс и др. Эти действия должны быть оценены. Преподаватель узнает, какие учебные действия оцениваются, какие имеют тенденции и по какой причине. Такая аналитика дает возможность преподавателю узнать эффективность обучения, которая оценена с помощью действий.

• Сводный отчет о выполненном задании. В этом отчете представлена аналитика обучения по заданиям дисциплины. Сводка по заданиям включает такие сведения, как дисциплина, задания отправленные/завершенные студентами,

27

минимальная оценка, средняя оценка, затраченное на выполнение задание время, список студентов, не прошедших аттестацию и т. д. Этот отчет показывает «вовлеченность в учебу» студентов.

• Сводный отчет по контрольному опросу. В этом отчете говорится об «оценке обучения» студентов. Показатели обучения включают оценки, затраченное время, общее количество попыток, оценки (максимальная, средняя), список студентов, не приступивших к тесту, завершивших тест и т.д. Данный отчет дает преподавателю всю аналитику оценки обучения, которая позволит использовать ее для улучшения своих стратегий обучения, улучшения учебного онлайн-курса.

• Сводный отчет SCORM. SCORM - это технический стандарт содержания онлайн-обучения в LMS. Данный отчет в Moodle предоставляет аналитические данные об использовании контента SCORM обучающимися.

• Отчет «Среднее время, затрачиваемое обучающимися и преподавателями». Дает представление о времени, затраченном преподавателем и студентами. «Время, потраченное студентами» может быть общим количеством времени, потраченным всеми студентами, зачисленными на этот курс. Индивидуальное время, затраченное студентами, отображается в сводном отчете по учебным курсам.

Наиболее приемлемыми для разворачивания учебного курса являются пять сценариев разворачивания окружения курсов в системе Moodle. Перечислим эти сценарии.

Сценарий 1. Разворачивание основного окружения, позволяющего преподавателю совершать только простейшие действия - добавлять материалы учебных курсов и получать выполненные задания. Для этого сценария необходимо использование:

• Файлов (или папок), чтобы иметь возможность доставлять простой контент, например, формата pdf;

• Страницы (Pages) для создания простого онлайн HTML контента;

• Задания (Assignments) для сбора простых задач с целью оценивания.

Сценарий 2. Разворачивание окружения, которое активизирует некоторые

процессы, связанные с обратной связью:

• Задания (Assignments), заменяющие распечатанную коллекцию заданий и ручное оценивание;

• Форум последних новостей, заменяющий доску объявлений;

• Форум или группы, заменяющие «face-to-face» обсуждения учебного материала;

• Календарь, в котором будут отмечаться (и впоследствии напоминаться) все основные даты по выполнению и предъявлению заданий;

• Чат (Chat) - для замены консультаций в аудитории.

Сценарий 3. Разворачивание стимулирующего окружения, которое вызовет у студентов желание регулярно использовать этот формат в обучении. Для этого сценария необходимо использовать:

• Блок удаленных RSS-каналов (remote RSS feeds) для предоставления динамического контента;

28

• Блок случайной записи глоссария (random glossary entry) для предоставления динамического контента;

• Встроенные мультимедиа, использующие фильтры Moodle и поддержку репозитория;

• Встроенный элемент «Условная активность (conditional activities)» для создания индивидуальной образовательной траектории студентов.

Сценарий 4. Разворачивание окружения с активной обратной связью. Для этого необходимо добавить блоки:

• Активность по выбору (the choice activity) для обеспечения быстрой и простой обратной связи по дисциплине;

• Обратная связь для получения более сложных и структурированных фидбэков. Сценарий 5. Разворачивание активного открытого окружения, которое

позволит применять новые методики преподавания и обучения, а также интенсифицировать проектную и исследовательскую работу студентов. Для этого сценария необходимо добавление:

• Вики и Группы (Wiki and Groups) для группового взаимодействия, коллаборации и совместного выполнения заданий;

• Базы данных для сбора структурированной информации и поддержки квалифицированного рецензирования;

• Блоги для поддержки собственного размышления, которые стимулируются изучаемыми дисциплинами;

• Семинар (workshop) для поддержки стороннего и самооценивания, а также разработки оценочных рубрик.

Для разворачивания учебного курса достаточны первые два сценария, для проведения практик, подготовки курсовых проектов, выпускных квалификационных работ в Moodle желательны другие сценарии. Важным фактором образовательной и исследовательской среды является процесс квалифицированного рецензирования. Квалифицированное рецензирование пронизывает все сферы деятельности при проведении научных исследований (презентации, публикации, подготовка грантовых предложений), а также присутствует в процессе обучения (например, взаимодействие в коллективных проектах, курсовое проектирование, выпускные квалификационные проекты). Система Moodle позволяет развернуть соответствующее окружение, для этого можно воспользоваться сценариями 4 и 5.

В инструментах Moodle имеется блок «Семинар (Workshop)», позволяющий использовать различные педагогические технологии для поддержки обучения и преподавания, включая рецензирование и оценку. На рис. 1 представлены фазы и рабочие процессы, которые разворачиваются элементом «Workshop (семинар)». Деятельность, которую возможно автоматизировать этим элементом, состоит из шести фаз (от начальной № 0 до финальной № 5): планирование, настройка, представление, оценивание, балльное оценивание, завершение. На рис. 1 расписаны рабочие процессы, доступные преподавателям и студентам.

На рис. 2 представлен планировщик элемента «Семинар», т.е. визуальное представление рабочего процесса активности участников (научных руководителей и

29

студентов) от настройки до закрытия. Активная фаза подсвечивается, а завершенные задачи обозначаются «галочкой». Задачи каждой фазы могут иметь зеленую «галочку», если задача выполнена, серую «галочку» - в случае, если требуется внимание, красный крест - если задача не запущена. Нажатие на любую задачу открывает настройки задачи. Например, чтобы изменить инструкции по отправке задания, необходимо перейти к этапу настройки в планировщике и выбрать «Предоставить инструкции по отправке».

Рис. 1. Фазы и рабочие процессы элемента «Workshop (семинар)».

Фаза настройки Фаза представления работ О Фаза оценивания С Фаза оценивания оценок ® Закрыто Ф

V Задать введение для семинара V" Предоставить инструкции по О Открыто для оценивания с: Четверг, 16 V Вычислить оценки за работы

>/ Предоставить инструхци и для р аботы оцениванию июля 2020,22:40 (Осталось дней - 9) «»далось: 0

V Редактировать форму оценки X Задать плановое распределение О Срок оценивания:Пятница, 31 июля вычислено: 0

V Подготовить примеры работ V Распределение работ 2020,22:40 (Осталось дней - 24) *|/ Вычислил» баллы за оценивание

О Ограничение времени к Баи не ожидалось: 0

не размещено: 0 >/ Написать заключение для семинара

О Начало представления работ: Вторник,

7 июля 2020,22:40 (сегодня)

О Конец представления работ: Среда, 15

июля 2020,22:40 {Осталось дней - в>

О Разрешить работы, отправленные с

опозданием

Рис. 2. Пример планировщика элемента «Семинар».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В процессе настройки фазы представления работ одним из важных параметров является настройка ограничений на представляемые студентами работы, в частности, максимальное количество приложений к работе, разрешенные типы файлов, прикрепляемых к ответу и максимальный размер вложенного файла.

Переключение между фазами для доступа студентов к фазе, в которой они должны работать, делается вручную составителем курса или ассистентом. Чтобы активировать фазу, необходимо выбирать значок «лампочки» рядом с заголовком фазы. Переключение между фазами осуществляется вручную, можно настроить переключение с фазы представления на фазу оценивания в автоматическом режиме.

30

Переключение между фазами может быть выполнено в любое время, но переключение с фазы представления работ на любую другую фазу блокирует загрузку студентами ответов на задания (даже если допускается представление после установленного срока).

Задачи элемента «Семинар» можно изменять и обновлять из блока администрирования, выбрав «Изменить настройки». Для изменения настройки оценивания необходимо выбрать «Изменить форму оценки». Для настройки и изменения распределения проверок для видов действий необходимо выбрать «Распределить представления». На рис. 3, 4, 5 представлены древовидные структуры для методических материалов и инструкций (рис. 3), для образцов и шаблонов документов (рис. 4), для документов для предзащиты и защиты ВКР (рис. 5). Для настройки этих структур использованы элементы «Лекция» и «Задания».

5° Общие требования и рекомендации Структура, содержание и объем работы Критерии оценивания МР Полезные источники для подготовки МР Правила оформления списка использованных источников Регламент выполнения МР

Инструкция: подготовка текста МР и сопутствующих документов

Рис. 3. Структура методических материалов и инструкций в [10].

Эь Заявление об утверждении темы МР

□□ Отзыв руководителя на МР

I Образцы и шаблоны материалов для МР Для тренировки презентаций ВКР

Рис. 4. Структура образцов и шаблонов документов в [10].

Отчет на антиплагиат Программный продукт МР

Ф Видео конференция защиты МР

.43 Задание на магистерскую работу 43 Отчетом о проверке на уникальность

Отзыв на магистерскую работу .¿¿I Рецензия на магистерскую работу 5*1 Исходные коды программного продукта Архивный файл для размещения в ЭБС Презентация магистерской работы

Рис. 5. Представление документов для предзащиты и защиты ВКР, которые оцениваются научными руководителями, в [17].

31

На рис. 6 можно увидеть пример настройки элемента «Семинар» для представления и оценки текстовой части магистерской работы с инструкцией для студентов.

Текстовая часть МР®

Фаза представления работ

Фаза настройки О Фаза представления работ Фаза оценивания Ф Фаза оценивания оценок О Закрыто О

V задать введение для семинара «/ Предоставить инструкции по Оценки сокурсников "•/ Вычислить оценки за работы

«/ Предоставить инструкции для работ оцениванию «мллось:!!

«/ Редактировать форму оценки V Распределение работ .ыиисле»:!!

ожидалось. Я V Вычислить баллы за оценивание

© Конец представления работ: Вторник. ■ч/ Написать заключение для семинара

16 июня 2020,23:55 (Прошло дней - 20)

0 Ограничение времени к Bau не

Инструкции для работы ▼

Методические указания по подготовке и защите магистерской работы для магистрантов сочной и заочной форм обучения направления подготовки 09.Й4 03 При^адная информатика магистерской программы «Прикладная информатика в информационной сфере» факультета экономики, менеджмента и информационных технологий ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова»

Рис. 6. Пример настройки элемента «Семинар» для представления и оценки текстовой части магистерской работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Использование системы Moodle для обучения, контроля образовательной траектории позволяет эффективно отслеживать прогресс обучающихся. Кроме того, инструменты Moodle помогают обучающимся и руководителям проверять готовность выполнения выпускных квалификационных работ, сопутствующей документации, представленных экспериментальных данных и др. Студенты имеют возможность получать не только соответствующую информацию, своевременно представлять документы, коды, тексты, отзывы и рецензии, но и загружать файлы и свои материалы в любом месте и в любое время до установленного срока. Научные руководители и модераторы могут также оценивать студентов в любом месте и в любое время. Важно, что сокращается представление печатных копий и оценивание проводится онлайн. Система Moodle с помощью разнообразных элементов курса, инструментов отчетности и аналитики облегчает работу кафедр и образовательных учебных заведений.

Список литературы

1. Хасанов И. Б. Выявление эффективных методов и способов доставки образования студентам / И. Б. Хасанов // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. - 2021. - Том 7 (73), № 1. - С. 110-117.

2. Zawacki-Richter O. Online distance éducation: Towards a research agenda / O. Zawacki-Richter, T. Anderson. - London: Athabasca University Press, 2014. - 520 p.

3. Bates T. Synergies between online learning, on-campus teaching and flexible learning Online Learning and Distance Education Resources / T. Bates. - Columbus, 2014. - 72 p.

4. Koumi J. Learning outcomes afforded by self-assessed, segmented video-print combinations / J. Koumi. -Columbus, 2015. - 403 p.

5. Сейдаметова З. С. Синхронные и асинхронные взаимодействия в онлайн средах обучения / З. С. Сейдаметова // Информационно-компьютерные технологии в экономике, образовании и социальной сфере. - 2020. - № 1 (27). - С. 95-102.

32

6. Сейдаметова З. С. Особенности проектирования онлайн-обучения в условиях чрезвычайной ситуации / З. С. Сейдаметова // Информационно-компьютерные технологии в экономике, образовании и социальной сфере. - 2020. - № 3 (29). - С. 83-90.

7. Абдураманов З. Ш. Управление подготовкой выпускных квалификационных работ в Moodle / З. Ш. Абдураманов, З. С. Сейдаметова // Информационно-компьютерные технологии в экономике, образовании и социальной сфере. - 2020. - № 2 (28). - С. 50-60.

8. Абдураманов З. Ш. Автоматизация средств мониторинга и проверки работ обучающихся на примере Хакатона / З. Ш. Абдураманов, Г. С. Сейдаметов, Р. И. Ибраимов // Информационно-компьютерные технологии в экономике, образовании и социальной сфере. - 2019. - № 4 (26). - С. 79-86.

9. Dimopoulos I. Using learning analytics in Moodle for assessing students' performance / I. Dimopoulos, O. Petropoulou, M. Boloudakis, S. Retalis // Proceedings of the 2nd Moodle Research Conference, 2013. - P. 40-46.

10. Hussain M. Mining Moodle data to detect the inactive and low-performance students during the Moodle course / M. Hussain, S. Hussain, W. Zhang, W. Zhu, P. Theodorou, S. Abidi // Proceedings of the 2nd International Conference on Big Data Research, 2018. - P. 133-140.

11. Louhab F. Smart adaptive learning based on Moodle platform / F. Louhab, A. Bahnasse, M. Talea // Proceedings of the Mediterranean Symposium on Smart City Application. - New York, NY, USA: ACM, 2017. - P. 1-5.

12. Абдураманов З. Ш. Государственная итоговая аттестация студентов направления подготовки прикладная информатика: бакалаврская и магистерская программы / З. Ш. Абдураманов, З. С. Сейдаметова, Г. С. Сейдаметов. - Симферополь: ИП Хотеева Л.В., 2017. - 144 с.

13. An overview of the workshop activity in Moodle / UMASS [e-resource]. - URL: https://www.umass.edu/it/support/moodle/overview-workshop-activity-moodle

14. Khamaruddin P. F. Using moodle as an integrated final year project management system / P. F. Khamaruddin, A. Sauki, N. H. Othman, A. Kadri // IEEE 9th International Conference on Engineering Education (ICEED), 2017. - P. 238-242.

15. Enabling peer review in Moodle: a look at the workshop activity / S. Watkins. 2015 [e-resource]. - URL: shorturl.at/giPQS

16. Quick guide to managing a workshop activity / University of Wollongong, Australia [e-resource]. - URL: shorturl. at/biNVZ

17. Система дистанционного обучения КИПУ имени Февзи Якубова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://e.kipu-rc.ru/

TOOLS AND SCENARIOS OF STUDENTS SUPERVISION GUIDELINE

IN MOODLE

Abduramanov Z. S.1, Seidametova Z. S.2

12Fevzi Yakubov Crimean Engineering and Pedagogical University

Simferopol, Republic of Crimea, Russian Federation

E-mail: z.abduramanov@kipu-rc.ru1, z.seidametova@kipu-rc.ru2

Learning management systems provide students with a variety of approaches, the ability to study content both remotely and in classrooms. On the one hand, online learning is an effective educational technology that allows you to partially or completely replace some traditional training programs, reducing training costs, as well as intensifying the learning process itself. On the other hand, online learning has many problems of its own. The article discusses the possibilities of deploying the Moodle learning management system, and also analyzes important plugins, reporting and analytics tools, as well as scenarios for preparing training courses. Many educational institutions use LMS Moodle

33

as a learning support platform without serious analysis of the system's capabilities. The article describes the use of the "Workshop" block in Moodle, as it exists or with changes, to support and improve educational activities and tasks for assessing graduate qualification works. The Moodle system facilitates the work of departments and educational institutions with the help of plugins, a variety of course elements, reporting and analytics tools.

Keywords: education, online learning, Moodle, LMS, e-learning, plugins.

References

1. Hasanov I.B., Identifying effective methods and ways of delivering education to students, Scientific Notes of Crimean Federal V.I. Vernadsky University. Sociology. Pedagogy. Psychology, 7(73), 1, p. 110 (2021).

2. Zawacki-Richter O. and Anderson T., Online distance education: Towards a research agenda, 520 p. (London: Athabasca University Press, 2014).

3. Bates T., Synergies between online learning, on-campus teaching and flexible learning Online Learning and Distance Education Resources, 72 p. (Columbus, 2014).

4. Koumi J., Learning outcomes afforded by self-assessed, segmented video-print combinations, 403 p. (Columbus, 2015).

5. Seidametova Z.S., Synchronous and asynchronous interactions in online learning environments. Information and computer technologies in economics, education and social sphere, 1(27), p. 95 (2020).

6. Seidametova Z.S., Features of the design of online education in an emergency, Information and computer technologies in economics, education and social sphere, 3(29), p. 83 (2020).

7. Abduramanov Z.S. and Seidametova Z.S., Management of the preparation of graduate qualification works in Moodle, Information and computer technologies in economics, education and social sphere, 2(28), p. 50 (2020).

8. Abduramanov, Z.S., Sejdametov G.S. and Ibraimov R.I., Automation of monitoring and verification tools for students' work on the example of Hackathon. Information and computer technologies in economics, education and social sphere, 4(26), p. 79 (2019).

9. Dimopoulos I., Petropoulou O., Boloudakis M. and Retalis S., Using learning analytics in Moodle for assessing students' performance. Proceedings of the 2nd Moodle Research Conference, p. 40 (2013).

10. Hussain M., Hussain S., Zhang W., Zhu W., Theodorou P. and Abidi S., Mining Moodle data to detect the inactive and low-performance students during the Moodle course, Proceedings of the 2nd International Conference on Big Data Research, p. 133 (2018).

11. Louhab F., Bahnasse A., Talea M., Smart adaptive learning based on Moodle platform, Proceedings of the Mediterranean Symposium on Smart City Application, p. 1 (New York, NY, USA: ACM, 2017).

12. Abduramanov Z.S., Seidametova Z.S. and Seydametov G.S., State final certification of students in the major of the applied informatics: undergraduate and graduate programs, 144 p. (Simferopol: IP Hoteeva L.V., 2017).

13. An overview of the workshop activity in Moodle, UMASS. URL: https://www.umass.edu/it/support/moodle/overview-workshop-activity-moodle

14. Khamaruddin P.F., Sauki A., Othman N.H. and Kadri A., Using moodle as an integrated final year project management system, IEEE 9th International Conference on Engineering Education (ICEED), p. 238 (2017).

15. Watkins S., Enabling peer review in Moodle: a look at the workshop activity (2015). URL: shorturl. at/giPQS

16. Quick guide to managing a workshop activity, University of Wollongong, Australia. URL: shorturl. at/biNVZ

17. Sistema distancionnogo obucheniya KIPU imeni Fevzi Yakubova [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http:77e.kipu-rc.ru/

34

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.