Научная статья на тему 'О некоторых аспектах инвестиционной политики в России'

О некоторых аспектах инвестиционной политики в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
105
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Артюх Олег Вячеславович, Растегаева Фания Саитовна

This research is devoted to the consideration of problems of the investment policy in Russia at the modern stage. Major problems and factors of investment policy development are determined. The main tools of state economic regulation of the investment process are given. Investment processes on the regional level are analyzed in detail.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On some aspects of investment policy in Russia

This research is devoted to the consideration of problems of the investment policy in Russia at the modern stage. Major problems and factors of investment policy development are determined. The main tools of state economic regulation of the investment process are given. Investment processes on the regional level are analyzed in detail.

Текст научной работы на тему «О некоторых аспектах инвестиционной политики в России»

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ

О.В. Артюх, Ф.С. Растегаева

Artyukh O.V., Rastegaeva F.S. On some aspects of investment policy in Russia. This research is devoted to the consideration of problems of the investment policy in Russia at the modern stage. Major problems and factors of investment policy development are determined. The main tools of state economic regulation of the investment process are given. Investment processes on the regional level are analyzed in detail.

Россия переживает период роста экономики. Финансовые вложения организаций в РФ в 2005 г. составили 9209,2 млрд руб. Объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов, - 53651 млн долл. США.

Но в настоящий период в России актуальной является проблема активизации инвестиционного процесса, которая требует перестройки инвестиционной политики и управления инвестициями.

Наиболее важными из этих проблем являются:

• недостаточное внимание к развитию внутреннего спроса и увеличению внутренней базы сбережений;

• повышенное внимание к профициту бюджета в ущерб финансированию приоритетных отраслей;

• неразвитый фондовый рынок;

• плохое состояние инфраструктуры;

• малый объем организованных сбережений;

• неустойчивость банковской системы страны;

• отсутствие мер по стимулированию экспорта высокотехнологичных товаров.

Перед нами стоит двойственная проблема анализа инвестиционной политики с:

1) макроэкономической, 2) мезоэкономиче-ской (региональной) точек зрения.

Обращаясь к макроуровню экономики, стоит заметить, что сущность инвестиционной политики государства состоит в формировании и использовании системы мер регулирования экономики, направленной на формирование благоприятного инвестиционного климата и повышение эффективности использования инвестиционных ресурсов (в частности, сбережений).

Инвестиционный процесс в современной экономике России определяется тремя группами факторов:

1. Особенности корпоративного управления.

2. Финансовое обеспечение инвестиций.

3. Участие государства в инвестиционном процессе.

Частная проблема внутри общей инвестиционной политики - оптимизация доли производственного накопления.

Этот вопрос решается в рамках раскрытия взаимосвязи роста социально-экономической эффективности и обновления производственных фондов в процессе их возмещения и расширенного воспроизводства. Данная проблема возникла в связи с тем, что при достаточно высоком уровне производственного накопления в России наблюдалось отставание в росте благосостояния.

Учитывая интересы участников инвестиционного процесса, выделяют основные факторы, влияющие на инвестиционную политику (А.В. Шастин):

1. Необходимость осуществления долгосрочного экономического роста высокими темпами, совершенствование структуры экономики.

2. Ожидания основных субъектов инвестиционной политики (фирм и населения). От ожиданий зависит, с одной стороны, срок и уровень сбережений, а с другой - объем и срок инвестиций.

3. Повышение конкурентоспособности страны в мировом хозяйстве. Данный фактор наиболее значим для иностранных инвесторов, которые оценивают перспективность вложений в ту или иную страну в зависимости от конкурентоспособности ее на глобальном уровне.

4. Обороноспособность. Настоящий фактор снижает риск потери инвестиций в

случае возникновения конфликтов на и вне территории страны.

5. Общая экономическая ситуация (уровень инфляции, валютный курс). Стабильность в экономике позволяет более эффективно и на более долгий срок привлекать инвестиции.

6. Инвестиционный климат (законодательство, риски вложений в страну и конкретные предприятия, имидж и репутация страны или предприятия как заемщика). Механизм влияния данного фактора близок по форме к механизму влияния общей экономической ситуации на инвестиционную активность.

7. Уровень жизни населения, объем потребления. При высоком уровне потребления снижаются сбережения у населения, что влечет за собой и снижение инвестиций. Однако в этом случае возможно увеличение накоплений у фирм за счет больших объемов продаж и аккумуляции значительных объемов прибыли. Но подобная ситуация возможна при наличии высокой рентабельности.

8. Уровень развития рыночной инфраструктуры. Если рыночные институты не развиты в необходимой мере, то трансформация сбережений в инвестиции затрудняется, что ведет к снижению экономического роста.

В качестве инструментов государственного экономического регулирования инвестиционного процесса выступают:

1. управление процентными ставками (необходимо прийти к равновесию на рынке капитала, при котором сбережения будут равны инвестициям, что обеспечит устойчивый экономический рост);

2. управление налоговыми ставками (минимальные налоговые ставки способствуют расширению инвестиций, поскольку оставляют больше свободных средств в распоряжении фирм и домохозяйств; вместе с тем недостаточный уровень налогообложения не позволит государству сформировать необходимые сбережения для осуществления собственных инвестиционных проектов, например, направленных на развитие инфраструктуры, что негативно скажется на экономическом росте в долгосрочной перспективе);

3. повышение инвестиционной привлекательности предприятий на основе решения проблемы «эффективного собственника» за

счет повышения требований к корпоративному управлению и установления стандартов качества образования управленцев (повышение эффективности управления предприятиями, выраженное в росте доли рынка, повышении рентабельности и так далее, повысит и его инвестиционную привлекательность);

4. развитие инфраструктуры инвестиционного рынка (формирование организационно-правовых предпосылок снижения инвестиционных рисков на основе укрепления судебной системы и повышения качества гарантий защиты прав инвесторов с целью стимулирования трансформации в реальные инвестиции сбережения населения);

5. снижение уровня государственного вмешательства в экономику (уменьшение количества согласований для осуществления инвестиционного проекта значительно повысит его эффект, что позволит увеличить объем инвестиционных вложений в экономику);

6. применение дифференцированного инструментария стимулирования инвестиционной деятельности в различных отраслях экономики и регионов с учетом их стратегических перспектив, приоритетов развития для экономики страны и возможности перелива мультипликационного эффекта за счет перелива инвестиционного спроса по цепочкам межотраслевых и межрегиональных взаимодействий;

7. повышение эффективности использования бюджетных инвестиционных ресурсов на основе улучшения отбора и реализаций целевых программ;

8. усиление внешних факторов оживления инвестиционной активности, предполагающее отказ от ускоренного укрепления рубля в отрыве от процесса повышения конкурентоспособности реального сектора экономики.

Региональная инвестиционная политика рассматривается нами как составляющая социально-экономической политики, реализуемой на территории конкретного региона, которая выражает отношение региональных органов власти к инвестиционной и инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности законодательных и исполнительных органов власти региона в области инвестиций.

Под региональной инвестиционной политикой также понимается система мер, про-

водимых на уровне региона и способствующих мобилизации инвестиционных ресурсов и определению направлений их наиболее эффективного и рационального использования в интересах населения региона и отдельных инвесторов [1].

Безусловно, что инвестиционная политика в каждом регионе предполагает свои особенности, которые обусловливаются следующими факторами [2]:

• географические пространства России исключительно разнообразны и сложны;

• географическое разделение труда на огромном российском пространстве связывает его природное, этническое и хозяйственное разнообразие в единое целое, формируя мозаику взаимосвязанных и взаимообусловленных территориальных комплексов, районов и узлов;

• районы и отдельные местности России обладают ярко выраженной индивидуальностью как в природном, так и в социально-экономическом отношении: нет двух одинаковых районов, все районы уникальны;

• уникальность районов многолика, она проявляется и в географическом положении, и в своеобразии ландшафтов, и в обеспеченности различными природными, демографическими, трудовыми, экономическими, финансовыми, культурными ресурсами, и в территориальной структуре хозяйства и его месте в системе географического разделения труда, и в региональном менталитете населения;

• территория России неоднородна не только по обеспеченности ресурсами, но и по уровню и типу хозяйственной и социальной освоенности;

• существует исторически сложившаяся пространственная иерархия социально-экономических центров, оказывающая значительное влияние на виды и масштаб эффективной предпринимательской деятельности;

• отраслевая и особенно территориальная структуры хозяйства районов инерционны, для их трансформации необходимо длительное время и крупномасштабные инвестиции;

• районы и центры не являются экономически изолированными, они связаны многочисленными хозяйственными связями друг с другом (инвестируя средства в какой-либо регион, необходимо учесть, как изменятся

эти связи и как это отразится на эффективности предпринимательства);

• географические факторы влияют на предпринимательство не по отдельности, а в комплексе (когда сочетание факторов не есть простая сумма); сдерживающее влияние на предпринимательство одних факторов может компенсироваться действием других.

Важнейшим условием достижения интегрального регионального эффекта является повышение качества материального воплощения инвестиций, т. е. технологического уровня оборудования, используемого в составе инвестиционных проектов. В данном аспекте проблема эффективности инвестиций тесно взаимосвязана с задачами развития инновационной деятельности.

Для развития инвестиционного процесса в целом в экономике важно:

1. Стимулирование государством массированных инвестиций в отдельных отраслях, производящих конечную продукцию, а именно: инвестиционное машиностроение, легкую, пищевую (в том числе переработку сельхозсырья) промышленность, торговлю, а также отрасли, обеспечивающие функционирование рынка.

2. Работа с мелкими и средними предприятиями.

3. Повышение инвестиций через прямое стимулирование потребления инвестиционной продукции (связанных кредитов, субсидирования производства инвестиционных ресурсов, лизинга, факторинга, форфетинга).

4. Осуществление стимулирования должно проводиться за счет преимущественного предоставления на возвратной основе льготных и связанных кредитов на закупку отечественного оборудования и сырья. Необходимо развитие селективных форм кредитования и финансирования.

Итак, в результате мы приходим к следующим выводам:

1. На макроэкономическом уровне необходимо усиление роли государства в инвестиционном процессе в форме предоставления гарантий, указание приоритетов с помощью инструментов государственного программирования, налоговой, таможенной и иных политик, а также прямого бюджетного финансирования проектов, направленных на развитие инфраструктуры.

2. На региональном уровне необходимо управление рисками (используя методы правового и экономического регулирования экономики) в сфере инвестиционного процесса, что через создание благоприятного инвестиционного климата позволит привлечь на финансовый рынок средства населения и иностранных инвесторов.

3. На всех уровнях целесообразна активизация инвестиций в человека и инфраструктуру (наука, образование, здравоохранение), развитие на основе полученного эф-

фекта инновационных проектов, что обеспечит конкурентоспособность страны в мировом хозяйстве.

1. Артемова Л.В. Инвестиции и инновации. Словарь-справочник от А до Я. М., 1998.

2. Коваленко Е.Г. Региональная экономика и управление. СПб., 2005.

Поступила в редакцию 1.06.2007 г.

СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЦИКЛОВ

М.В. Лоскутова, М.С. Белоусов

Loskutova M.V., Belousov M.S. The essential characteristics of the economic cycles. The questions of the essence and nature of cycles are examined in this research. The problems of correlation between the economic development and recurrence and the classification of cycles are touched upon. Numerous factors have an influence on the recurrence nature, its influence determines irregular, cycling development of the economy. The cycling development of the economy does not circle, but twists spirally; therefore recurrence ultimately ensures the progressiveness of the development.

Экономическое развитие представляет собой динамический процесс перехода из одного типа экономического неравновесия к другому. Причем, развитие происходит по спирали, неравномерно, являясь результатом взаимодействия различных циклических и нециклических экономических процессов. Основная характерная черта циклов, в том числе и экономических, заключается в повторяемости состояний через определенный период времени. Поэтому раскрытие механизмов функционирования отдельных циклов, установление взаимосвязи между ними позволяет:

1) сделать прогноз развития российской экономики, оценить перспективы и конечную цель развития;

2) проводить более эффективную экономическую политику на федеральном и региональном уровнях, а также на уровне промышленного предприятия.

Теория экономических циклов относится к теориям экономической динамики, которая объясняет движение народного хозяйства. Если теория экономического роста исследует факторы и условия роста как долговременной

тенденции, то теория цикла - причины колебаний экономической активности во времени.

Экономисты обратили внимание на идею цикличности сравнительно недавно, в начале XIX в. Именно тогда в работах Ж. Сисмонди, К. Родбертуса-Ягецова и Т. Мальтуса появились исследования кризисных циклических явлений в экономике. Причем проблемами кризиса и цикла занимались, как правило, представители побочных течений экономической мысли. Экономистами же ортодоксального направления идея цикличности отвергалась как противоречащая закону Ж.Б. Сэя, согласно которому спрос всегда равен предложению. Поэтому у старых классиков: А. Смита, Д. Рикардо, Дж.Ст. Милля, А. Маршалла феномен цикла если и просматривался, то как частное, мимолетное явление. К тому же ни А. Смит, ни Д. Рикардо, основатели классической школы, не были свидетелями экономических циклов.

Природа цикла до сих пор является одной из самых спорных и малоизученных проблем. Исследователей, занимающихся изучением конъюнктурной динамики, условно можно разделить на тех, кто не признает

4S

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.