1. Формирование региональных кластеров в промышленных секторах новой экономики.
2. Перемены в сложившихся региональ-
ных кластерах из-за формирования более широких сетевых структур, основанных на применении новейших информационно-
коммуникационных технологий.
3. Включение фирм и предприятии, организованных в региональные кластеры, в глобальную сетевую структуру, созданную транснациональными корпорациями, специализирующимися на информационно-коммуникационных технологиях, чтобы иметь возможность лучшей координации глобальной деловой активности.
В регионах, которые наиболее связаны с развитием новой экономики, наблюдается сильный эффект кластеризации.
Важным итогом вмешательства новой экономики в развитие региональных кластеров является необходимость многоуровневого комплексного подхода к формированию стратегии и тактики регионального кластера. Это означает, что различные типы знания требуют различных географических масштабов. Региональные кластеры вынужденно подвергнутся трансформации, но отнюдь не перестанут существовать как пережиток индустриальной эпохи в новой экономике.
1. Портер М.Э. Конкуренция: пер. с англ. М., 2005. С. 207, 258.
Поступила в редакцию 9.07.2007 г.
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ ХОЗЯЙСТВЕННОГО РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
А.Н. Шурлаев
Shurlaev A.N. Investment activity in the system of economic regional management. The article sets the target of investment policy in the region, reveals the factors enabling the regions to more efficiently attract investment resources. The sources of regions’ financing resources are considered.
Один из возможных путей увеличения конкурентоспособности региона - проведение инвестиционной политики, в соответствии с которой региональные органы государственной власти могут направить ресурсы в отрасли, перспективные для экономического роста. Поскольку это означает перемещение ресурсов из других отраслей, такая политика всегда предполагает развитие одних отраслей хозяйства за счет других. Главная проблема для этой политики - как определить критерий отбора приоритетной отрасли, т. е. как выбрать те отрасли, которые получат поддержку за счет остальных.
В рыночной экономике одни отрасли будут развиваться, другие сокращаться под влиянием законов рынка. Региональные же органы государственной власти должны быть в состоянии не просто определить отрасли, имеющие перспективы в будущем, они
должны быть готовы к ответу на более важный вопрос: какие сферы хозяйства должны развиваться или сокращаться быстрее, чем их подталкивают к этому рыночные силы. Для того чтобы обосновать активную региональную программу, которая будет стимулировать переток ресурсов, необходимо показать, что этот процесс развивается слишком медленно, т. е. обосновать вмешательство региональных органов власти наличием дефекта рыночного регулирования.
Региональные власти должны способствовать развитию следующих отраслей:
• с высокой добавленной стоимостью на одного работающего;
• играющих роль «связующего звена»;
• имеющих потенциал роста в будущем;
• позволяющих повысить вертикальную интеграцию предприятий региона.
Например, для Тамбовской области сотрудничество с инвесторами может иметь первостепенное значение в секторах, в которых есть потенциал для реализации продукции на внешних рынках, но загрузка производственных мощностей недостаточна. Это химическая промышленность и машиностроение, производство строительных материалов.
Целью инвестиционной политики является создание условий для эффективных вложений в экономику региона. Под эффективными вложениями обычно понимают такие инвестиционные вложения, которые помимо платы за риск инвестиций позволяют получить приемлемую как для инвестора, так и для региона, принимающего инвестиции, экономическую выгоду в виде, например, прибыли от инвестиций. Основным критерием для инвестора будет являться ожидаемая доходность на вложенный капитал в сопоставлении со степенью риска, а для региона -повышение бюджетной эффективности его экономики.
Факторами, которые позволяют региону эффективнее привлекать инвестиционные ресурсы, являются: создание законодательно-правового механизма защиты инвестиций; формирование организационно-правовой
системы мобилизации ресурсов населения; государственные гарантии привлечения инвестиций; ипотечное кредитование жилья и производственного развития; инвестирование производства и сферы социальных услуг.
Решение перечисленных проблем создаст финансово-экономические предпосылки, сконцентрирует трудовые, финансовые и материальные ресурсы для реализации инвестиционной политики. Основным принципом управления инвестициями может быть создание централизованной иерархической системы, основными целями которой являются стимулирование инвестиционной деятельности в регионе и повышение его инвестиционной привлекательности.
Региональное хозяйственное управление инвестиционной деятельности региона должно включать в себя:
• создание нормативно-правовой базы для привлечения инвестиций в регион;
• создание специализированного регионального органа для координации инвестиционной деятельности.
Возможности перестройки экономики региона зависят во многом от инвестиционного климата в регионе в целом, а также в отдельных отраслях экономики, от инвестиционной привлекательности отдельных предприятий и реализуемых инвестиционных программ и проектов. Структурные сдвиги в экономике происходят в результате движения ресурсов, связанных с инвестиционными процессами. Очевидна взаимосвязь инвестиционной привлекательности субъектов региональной экономики и возможностей структурной перестройки. Структурная же перестройка экономики региона невозможна без повышения инвестиционной активности и роста инвестиций.
В последнее время анализ инвестиционной привлекательности региона является объектом активных научных исследований.
Проблема методического обеспечения комплексного анализа инвестиционной привлекательности представляет не только теоретический, но и практический интерес. Разработка соответствующих методических подходов необходима для оценки возможных направлений развития и их последствий, разработки предложений по необходимым координирующим и регулирующим мерам.
Осуществление результативной инвестиционной деятельности региона зависит от трех условий: благоприятной инвестиционной ситуации, инвестиционного климата в регионе в целом и по каждой отрасли в частности, а также от наличия преимуществ, которые принесут инвестору дополнительную прибыль и уменьшат риск.
Инвестиционная ситуация в регионе характеризуется инвестиционной активностью и эффективностью инвестиционных процессов.
Экономика большинства черноземных областей испытывает в современных условиях острый дефицит инвестиционных ресурсов.
Необходимость оживления инвестиционной активности предполагает реализацию системы мер, связанных с созданием благоприятного инвестиционного климата для национальных и иностранных инвесторов. Формированию хозяйственных связей и пропорций, координированию экономических процессов, увязке частных и общественных интересов способствует правильное региональное хозяйственное управление. Его роль
в формировании благоприятного инвестиционного климата региона весьма значительна.
На микроуровне инвестиционный климат проявляет себя через двусторонние отношения инвестора (частного или юридического лица) и конкретных государственных органов, хозяйственных субъектов поставщиков, клиентов, банков, небанковских финансовых структур, а также профсоюзов и трудовых коллективов региона - реципиента инвестиций. На этом уровне происходит конкретизация обобщенной оценки инвестиционного климата в ходе реальных экономических, юридических, культурных контактов.
Понятия инвестиционного климата на макро- и микроуровне воспринимаются инвесторами как единое целое, поскольку любые нормативно-правовые и законодательные усилия правительства по формированию благоприятного инвестиционного климата могут быть заблокированы нормотворчеством местных властей, а усилия на местном уровне по созданию льготного хозяйственного режима для иностранных инвесторов зачастую могут компенсировать некоторые изъяны общеэкономического регулирования центрального правительства. В последнее время именно эта сторона взаимоотношений стала определяющей.
Объектом инвестирования могут выступать отдельный инвестиционный проект, предприятие, корпорация, город, регион, отрасль государство. Нетрудно выделить то общее, что ставит их в один ряд, а именно наличие собственного бюджета и собственной системы управления. Объект каждого уровня обладает собственным набором значимых качеств, но регион в этом ряду занимает особое место: в силу особенностей он имеет свою специфику и в то же время в силу целостности структуры не является уникальным.
Общим для регионов является то, что рыночная среда усложнила условия воспроизводства в аграрном секторе экономики из-за сокращения государственных капвложений на укрепление материально-технической базы, а также из-за удорожания продукции промышленности относительно цен реализации сельскохозяйственных продуктов питания и сырья. Это происходит на фоне того, что спад производства в сельском хозяйстве меньше, чем в промышленности.
Сельское хозяйство является важнейшей отраслью жизнеобеспечения, в силу чего при снижении уровня получаемых населением доходов удельный вес расходов на приобретение продуктов питания не сокращается, а увеличивается. В результате отставание сельского хозяйства от промышленности и экономики в целом проявляется в изменившихся формах воспроизводства и по-прежнему остается одним из главных источников макроэкономической несбалансированности регионального процесса воспроизводства. При осуществлении регионального хозяйственного управления эта проблема требует первоочередного решения.
Рассмотрим отдельные источники финансовых ресурсов регионов.
Государственный бюджет играет очень малую роль в экономике региона. Абсолютная величина этих средств крайне мала, чтобы делать на этот источник серьезную ставку в инвестиционной политике, причем, доля госбюджета в общей сумме инвестиций в экономику регионов неуклонно снижается.
Областные и местные бюджеты: их наполняемость является индикатором качества работы местных властей, эффективностью проводимой ими экономической политики. Последняя характеризуется системой взимаемых налогов, экономическим положением предприятий и состоянием инвестиционной активности в области. В условиях экономического спада областные и местные бюджеты являются дефицитными, «неинвестиционными» и ориентированы исключительно на решение текущих социальных задач.
Собственные средства предприятий зависят также от системы налогов, экономического положения предприятий, условий для их деловой активности, наличия рынков сбыта продукции и устойчивости партнерских связей.
При этом потенциал собственных инвестиционных ресурсов на отдельном предприятии включает в себя: амортизационные отчисления; часть прибыли, оставшуюся после уплаты налогов, выплат дивидендов, на социальные нужды, покрытия убытков; ресурсы, которые можно извлечь посредством участия на рынке ценных бумаг (этот источник у предприятий областей практически отсутствует) и долговых обязательств. Кроме того, некоторые предприятия в качестве ин-
вестиционных ресурсов используют также такие иррациональные источники, как собственные долги по выплате заработной платы, налогов, социальных сборов, поставщикам за электроэнергию, воду и отопление, т. е. крупным производственным и коммунальным системам, в значительной степени финансируемым за счет бюджета.
Внебюджетные (государственные)
фонды (дорожный, медицинского страхования, пенсионный) - в большинстве своем негибкие и труднодоступные финансовые структуры (фактически это тот же бюджет).
Средства частных финансовых компаний, банков, фондов и пр. - наиболее перспективный тип инвесторов, у которых сосредоточена большая часть инвестиционных ресурсов.
Средства населения - перспективный тип инвестора, у которого сосредоточена половина средств, необходимых для инвестирования экономики.
Зарубежные инвесторы. Этот источник финансовых ресурсов в силу превалирования политических приоритетов над экономическими, бесчисленных попыток под видом финансовой помощи получить доступ к сырьевым источникам и протолкнуть на российский рынок устаревшую технику, техно-
логии и некачественные товары требует особой методологии работы.
Одним из необходимых условий инвестиционной деятельности в системе регионального управления должна стать эффективная инвестиционная программа, при обосновании которой инвестор может получить ответы на самые главные для него вопросы об отдаче вложенных средств и гарантиях. И если структура экономики или природно-климатические, географические факторы сложились независимо от политики местных властей, то все остальные перечисленные вышнее факторы - во многом результат работы областных администраций и сфера их компетенции. В соответствии с этим должна формироваться и ее целенаправленная инвестиционная политика.
В современных условиях развитие и внедрение действительно инновационных технологий, создание соответствующих объектов и оборудования связано с затратами капитала, зачастую неподъемными для одного собственника-инвестора. Обычной практикой при реализации крупных инвестиционных проектов является привлечение внешнего капитала в форме кредитов или долевого участия.
Поступила в редакцию 17.07.2007 г.