Научная статья на тему 'О некоторых аспектах информационного обеспечения управленческой деятельности профсоюзов республики Башкортостан'

О некоторых аспектах информационного обеспечения управленческой деятельности профсоюзов республики Башкортостан Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
160
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СОЮЗЫ / СОЦИОЛОГИЯ ПРОФСОЮЗНОГО ДВИЖЕНИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / TRADE UNIONS / SOCIOLOGY OF TRADE-UNION MOVEMENT / SOCIAL PARTNERSHIP / INFORMATION SOCIETY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Cунарчина Мунира Мунировна

В статье рассматриваются основные проблемы организации информационной деятельности профессиональных союзов в Республике Башкортостан. Особое внимание уделено классификации информационных потоков и анализу возможностей их регулирования в современных условиях развития региональных объединений профессиональных союзов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On some aspects of the IT support in the administrative activity of trade unions in Bashkortostan Republic

Principal issues of the IT support for the trade unions of Bashkortostan Republic are considered. Special attention is given to classifying information streams and analysing means of their control in modern regional associations of trade unions

Текст научной работы на тему «О некоторых аспектах информационного обеспечения управленческой деятельности профсоюзов республики Башкортостан»

М. М. Сунарчина

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФСОЮЗОВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Думается, что вполне правы некоторые исследователи, называющие информацию «валютой будущего», ибо она является главной составляющей современного общества, охватывая все области жизни человека и государства. В настоящее время эффективное управление информационными технологиями — самая большая проблема в деятельности современного российского профсоюзного движения.

Будет справедливо отметить, что в последние годы идет более активная работа профсоюзных структур по совершенствованию информационно-аналитической деятельности. В первую очередь это касается оснащения техническими средствами, создания сайтов и Интернет-страниц, взаимодействия со СМИ, содействия членским организациям в информационной деятельности, фотосъемки профсоюзных мероприятий, использования современных информационных технологий (презентаций, деловых игры, анкетирования и т.д.) при выборах президиума, проведении заседаний, семинаров, обучающих тренингов. Однако, несмотря на определенный прогресс в информационной деятельности профсоюзов, работа в этой сфере все еще носит бессистемный характер: информационное обеспечение не выделяется как самостоятельное направление деятельности профсоюзных органов, а реализуется лишь как прикладное.

Профсоюзы никогда не смогут эффективно выполнять свои функции, если они не будут владеть информацией о работе предприятия или организаций, на которых действуют, не будут осведомлены о работе государственных органов, с которыми должны взаимодействовать, знать в целом социально-политическую ситуацию в стране.

Также в достаточной степени ограничен доступ современных профсоюзов к информации о положении дел на предприятиях, например, для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства, норм техники безопасности и охраны труда, коллективных договоров и соглашений, индивидуальных трудовых договоров и т. д.

Это, в свою очередь, затрудняет профсоюзам возможность обоснованно требовать изменений в размере заработной платы и улучшения условий труда, т. е. выполнять свое основное предназначение и миссию.

В действующем законодательстве установлен ряд норм, призванных обеспечить доступ профсоюзов к информации, касающейся их деятельности. Вопросы предоставления профсоюзам информации и защиты права на информацию регулируются федеральными законами «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «О коллективных, договорах и соглашениях», «Об информации, информатизации и защите информации»; Гражданским кодексом РФ, Перечнем сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, утвержденным постановлением Правительства РФ от 5 декабря 1991 г., Федеральным законом «О государственной тайне», Уголовным кодексом РФ, Законом РФ «Об обжаловании в суде действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

© М. М. Сунарчина, 2009

В частности, в ст. 17 Закона РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» право профсоюзов на информацию закрепляется следующим образом: «Для осуществления своей уставной деятельности профсоюзы вправе бесплатно и беспрепятственно получать от работодателей и их объединений, органов государственной власти и местного самоуправления информацию по социально-трудовым вопросам и обсуждать ее с представителями работодателей и органов власти; профсоюзы имеют право, пользоваться государственными средствами массовой договоренности с их учредителями, а также могут сами выступать учредителями средств массовой информации в соответствии с федеральным законодательством».

Таким образом, можно констатировать, что законодательное поле информационного обеспечения деятельности профсоюзов на сегодняшний день в основном сформировано. Однако отсутствуют реальные механизмы для осуществления эффективной информационной деятельности профсоюзов, отсутствует налаженная система обратной связи между профорганами разных уровней, зато в полной мере присутствуют устаревшие информационные технологии, а порой нежелание и неумение эффективно работать с информацией и ее основными субъектами взаимодействия.

Важно отметить, что проблемы информационного обеспечения, с которыми в настоящее время сталкиваются профсоюзные организации, достаточно противоречивы. С одной стороны, наблюдается явный избыток сведений, необходимых для решения проблем жизнедеятельности трудящихся, а с другой — отсутствие достоверной и качественной информации приводит к снижению своевременности и качества принятия социально-значимых управленческих решений, и, как следствие, в трудовых коллективах происходит накопление и увеличение нерешенных проблем.

Профсоюзную информацию можно классифицировать следующим образом:

• Социально-управленческая, то есть информация, получаемая и передаваемая профорганами, необходимая для принятия ими решений, в наибольшей мере направленных на регулирование социально-трудовых отношений. Сюда входит информация о жизнедеятельности трудящихся, и их социальной защите, о здравоохранении, об образовании, о социально-демографических процессах, о социально-экономической жизни населения и другие сведения.

• Информация, направляемая профорганами общественности о своей деятельности, о работе профсоюзных организаций (в том числе, распространяемая через СМИ).

Оба вида взаимозависимы, но каждый имеет свою специфику. Четкая и надежная социально-управленческая информация предназначена для общественности. В свою очередь, потребность общества в информации задает стандарты формирования базы необходимых сведений в рамках профсоюзной структуры.

Известно, что информация, используемая профорганами в своей организационноуправленческой деятельности, разнообразна по составу и структуре. Попытаемся ее систематизировать.

Юридическая включает в себя федеральные, региональные законы, нормативноправовые акты, комментарии к ним, указы, распоряжения, положения и т. д. Источниками получения юридической информации являются СМИ, глобальная сеть Интернет, система правовой информации «Гарант» и «Консультант+».

Юридическая информация поступает в профсоюзные органы непрерывно и играет важную роль в выполнении функций профсоюзов. Прежде всего, она является основой для осуществления ими управленческой деятельности, так как вся деятельность по защите прав и интересов трудящихся строится именно на законах и нормативно-пра-

вовых актах, и от их знания, применения зависит успешная деятельность профсоюзов в этом направлении.

В основном движение юридической информации происходит сверху вниз. Поступая в профорганы федерального или регионального уровня, информация обрабатывается в юридическом отделе и направляется через отраслевые комитеты в первичные организации в виде информационных документов иногда с дополнительными разъяснениями. Руководители профкомов крупных предприятий также имеют возможность сами получать и использовать информацию юридического характера из печатных изданий, СМИ и Интернета. Задача председателя профкома — донести эту информацию до членов профкома и применять в своей работе.

Отчетная информация включает в себя отчетные формы ФНПР, членских организаций ФНПР, Госкомстата. Периодичность предоставления отчетов в эти органы варьируется от квартала до года (отчеты квартальные, полугодовые, годовые). Возникают ситуации, когда ФНПР может запросить какую-либо информацию вне плановых отчетов.

Первичные профсоюзные организации свои отчетные формы направляют в вышестоящие отраслевые профорганы. Затем эта информация сводится и анализируется в профильном отделе территориальных объединений организаций профсоюзов. В соответствующем профильном отделе ФНПР, собрав со всех территориальных организаций отчетные формы и проанализировав их, готовят аналитическую записку по этой информации и возвращают для ознакомления и использования в планах работы обратно в регионы.

В настоящее время ситуация такова, что полученные из ФНПР аналитические записки с итоговыми отчетными данными по всей России, а также информация, собранная в территориальной профорганизации, не анализируются и не доводятся до первичных организаций и до СМИ.

Информация общественно-политического характера. Эта информация поступает из вышестоящей профсоюзной организации (ФНПР, органов государственной власти, средств массовой информации, Интернета). Информация включает в себя сведения об экономической ситуации в стране и в регионах, новости общественно-политической жизни, аналитические материалы институтов и экспертов, платформы политических партий и т. д. Такого рода материалы носят информативный характер, они необходимы руководителям профсоюзных организаций для сведения, чтобы быть в курсе событий, происходящих в стране, регионе, в той или иной области народного хозяйства. Информация этого вида, поступающая из ФНПР в региональные профорганизации, уже преломляется через призму интересов профсоюзов (например, выражает отношение профсоюзных органов к какому-либо политическому событию), что делает ее более выигрышной для профсоюзных работников территориальных профобъединений, так как они, используя ее в своей работе, могут выражать общее мнение российских профсоюзов.

Общественно-политическая информация имеет не обязательный характер, поступает по мере возникновения, поэтому она часто теряется на отраслевом уровне и не доходит до первичных профсоюзных организаций и рядовых членов профсоюзов. Это неправильно, потому что именно рядовые члены профсоюзов нуждаются в информации такого рода для того, чтобы реально оценивать существующую ситуацию в стране и в регионах, формировать мнение по какому-либо вопросу, отслеживать работу и развитие различных общественных и политических институтов.

Публикации средств ма,ссовой информации. Информация, поступающая из федеральных и региональных СМИ, чаще всего носит познавательный характер. Из всех

видов СМИ по-прежнему наиболее часто профсоюзами используется пресса. Федеральная и республиканская пресса постоянно поступает в аппарат ФНПР и территориальные профобъединения. Работники отделов и отраслевых комитетов могут ознакомиться с печатными изданиями в библиотеке и методических кабинетах. Среди рядовых членов профсоюза в организациях и на предприятиях распространяются только профсоюзные издания (газета «Солидарность», журналы «Профсоюзы и экономика», «Профсоюзы», издания территориальных профобъединений).

В последнее время к средствам массовой информации стали относить электронные СМИ, такие как Интернет, которым пользуется очень небольшое в процентном соотношении число работников профорганизаций в виду отсутствия навыков работы с компьютерной техникой, самих компьютеров и финансовых средств.

Статистические данные, которые используют профсоюзы в своей работе, можно разделить на государственные и внутрипрофсоюзные. К государственным относятся поступающие из Госкомстата данные о социально-экономической ситуации в стране, области, регионе, уровне заработной платы, доходах населения, соотношении прожиточного минимума и заработной платы, экономическая информация, касающаяся конкретной отрасли народного хозяйства. К профсоюзным статистическим данным относятся те, которые касаются членства в профсоюзе, итогов правозащитной работы колдого-ворных компаний, статистика производственного травматизма и т. д., представляемые в вышестоящую профсоюзную организацию по конкретным предприятиям, отраслям, или по территориальному принципу. Статистические данные из всех источников поступают ежемесячно.

Информация из Госкомстата поступает в большом объеме и содержит статистические данные, касающиеся всех областей жизни. Профорганам для их деятельности информация в таком объеме не нужна, поэтому из нее делается выборка необходимых материалов, которые издаются в виде справочника и передаются нижестоящим профорганизациям. До членов профсоюза на предприятиях эта информация доводится председателем профкома.

Результаты социологических исследований. Объем этой информации, используемой в профсоюзной работе, сравнительно невелик. Во-первых, профорганы социологические исследования самостоятельно практически не проводят. Это объясняется отсутствием у них соответствующих структурных подразделений (социологических служб, лабораторий социологических исследований, социологов-аналитиков) или отсутствием финансовых средств на их проведение. Чаще всего в своей работе профорганы используют данные социологических исследований, проведенных сторонними структурами, которые при их организации и проведении преследовали свои цели. Поэтому эти сведения не могут дать четкое представление о различных направлениях деятельности профсоюзов.

Возможность проведения профсоюзами собственных исследований положительно отразилась бы на работе профсоюзов. Информация, полученная ими в результате социологических исследований, не только дополняла бы основную, используемую в работе профорганов, но и отражала объективную картину реальной ситуации на предприятиях, в конкретных отраслях народного хозяйства и в целом в регионах, так как опросы чаще всего проводятся анонимно. По результатам социологических исследований легче определить проблемные направления деятельности профсоюзов и направить туда реальные действия.

Методические рекомендации, поступающие из Государственных органов — министерств, ведомств, администраций городов и республик, — имеют свою специфику, так

как чаще всего они предназначены для специалистов, работающих в определенной области, например, юристов и бухгалтеров. После получения эта информация обрабатывается и направляется в нижестоящие профсоюзные организации в виде методических указаний или писем.

Обращения граждан. Все обращения граждан можно разделить на индивидуальные и коллективные. Они поступают в письменной форме, в устной — на личных приемах руководителей профорганов или через другие инстанции. Количество и тематика обращений фиксируется в отраслевых комитетах или в отделах вышестоящей профорганизации для анализа.

Текущая информация. Это информация, касающаяся различных аспектов деятельности профсоюзов, которая поступает непрерывным потоком из вышестоящих профор-ганов, из профорганизаций других регионов и областей, сторонних организаций. Она направляется по принадлежности или по принципу полезности.

Рассмотрев различные виды получаемой профсоюзными органами информации, необходимо отметить, что объем, специфика и качество получаемой информации зависят от уровня профоргана и от организации его информационной работы.

Информационная работа профсоюзов построена и осуществляется на основе Концепции информационной политики ФНПР. Целью информационной политики ФНПР является содействие успешной деятельности Федерации и ее членских организаций по защите социально-экономических и трудовых прав членов профсоюзов и их семей, укреплению и развитию профсоюзного движения, росту его авторитета в обществе, популяризации профсоюзов, их идей, целей и задач, усилению мотивации членства в профсоюзах.

Основными задачами единой информационной политики являются:

1. Агитационная — распространение информации о деятельности профсоюзов, о функционировании институтов социального партнерства, об организации и проведении коллективных акций, их целях, задачах и результатах.

2. Пропагандистская — формирование общественного мнения в интересах трудящихся и профессиональных союзов, привлечение внимания общества к проблемам, решения которых добиваются профсоюзы, разъяснение стратегических целей и задач профсоюзного движения, формирование у большей части населения устойчивого положительного отношения к профсоюзам, формирование у членов профсоюзов, у трудящихся негативного отношения к работодателям, нарушающим трудовое законодательство.

3. Информационная — сбор информации о деятельности профорганизаций, органов государственной власти, социально-экономической ситуации в стране, новых нормативно-правовых актах, опыте социального партнерства, общественных и политических движений и партий и т. п.

4. Аналитическая — обобщение и анализ информации о деятельности различных общественных институтов, современной социально-экономической ситуации, законодательных актов, исследований, связанных с изучением общественного мнения, подготовка аналитических записок.

5. Организационная — обеспечение информационной связи между различными звеньями и уровнями профсоюзного движения, постоянной информированности профактива о деятельности профсоюзных органов, о новых законодательных актах и действиях исполнительной власти, об оценке общественно-политической ситуации с позиций профсоюзов, о передовом опыте работы профорганизаций.

6. Идеологическая — обобщение и анализ информации о деятельности профсоюзов и ситуации в обществе, изучение и распространение опыта членских организаций ФНПР

по взаимодействию со СМИ, популяризация передового опыта с целью совершенствования форм и методов профсоюзной работы, выработки стратегии профсоюзного движения.

7. Построение имиджа — формирование имиджа ФНПР как основного и наиболее дееспособного в РФ объединения профессиональных союзов, последовательно отстаивающего права трудящихся на всех уровнях, от местного до федерального.

Концепция информационной политики ФНПР нацелена на создание единой системы информационного обеспечения профсоюзных структур всех уровней, входящих в ФНПР. Концепция включает не только организацию и осуществление взаимодействия со СМИ, но и систематизацию деятельности в информационной сфере, совершенствование работы с информационными ресурсами, формирование единой информационной политики.

Одним из важнейших уровней регулирования социально-трудовых отношений является региональный уровень. Именно на региональные организации профсоюзов ложатся самые ответственные задачи по организации профсоюзной работы в первичках производственных коллективах.

Федерация профсоюзов Республики Башкортостан, как и любая другая территориальная профорганизация, осуществляет свою работу на основе Устава, согласно которому она объединяет и координирует деятельность организаций профсоюзов по представительству и защите социально-трудовых, профессиональных и иных связанных с ними прав и интересов членов профсоюза, коллективных прав и интересов работников, а также деятельность по представительству и защите прав и общих интересов организаций профсоюзов, входящих в Федерацию. В Федерацию профсоюзов РБ входят 24 членские организации, которые объединяют более 1 млн. членов профсоюзов. В составе членских организаций более 9 тыс. первичных профсоюзных организаций. Для руководства работой Федерации избран Совет ФП РБ и Президиум СФП. Для осуществления текущей деятельности есть аппарат СФП РБ, в составе которого сформированы следующие отделы: правовой защиты, охраны труда и экологии, социальногуманитарных проблем, производственно-экономический, финансовый и организационный.

Информационная работа Федерации профсоюзов Республики Башкортостан проводится в соответствии с Концепцией информационной политики ФНПР и разработанной Программы «Информационное обеспечение деятельности профсоюзов РБ на 2006-2008 годы». Данная Программа содержит набор мероприятий для активизации информационной работы профсоюзов в республике. Основной их целью является создание благоприятного имиджа профсоюзов путем распространения информации об их работе, но здесь важно подчеркнуть, что в программе не предусматриваются мероприятия, нацеленные на создание единой информационно-аналитической системы, создание которой в настоящее время становится насущной задачей.

На региональном уровне Федерация профсоюзов РБ реализует конституционное право законодательной инициативы в Госсобрании РБ посредством разработки, внесения и участия в принятии законодательных актах РБ, содействует развитию системы социального партнерства, реализации принципа трехстороннего сотрудничества на всех уровнях, ведет переговоры о заключению (изменению) и заключает Генеральное соглашение по социально-трудовым вопросам между Правительством РБ, Объединением работодателей РБ и Федерацией профсоюзов РБ, осуществляет контроль за выполнением условий соглашения, участвует в разрешении коллективных трудовых споров и т. д. Для выполнения своих функций Федерация профсоюзов взаимодействует с основными социальными партнерами — Правительством РБ, Госсобранием РБ, Торгово-про-

мышленной Палатой, органами исполнительной власти, министерствами, ведомствами, руководителями предприятий и учреждений, средствами массовой информации и т. д. Также Федерация профсоюзов РБ находится в непосредственном взаимодействии с вышестоящим профорганом — ФНПР, ее Российскими отраслевыми профсоюзами и профобъединениями других субъектов РБ.

Рассмотрим коротко современную систему информационного обеспечения Федерации профсоюзов РБ.

Информационные потоки делятся на внешние и внутренние, соответственно, разные виды информации поступают в Федерацию профсоюзов РБ из различных источников. Из внешних структур в Федерацию профсоюзов РБ поступает информация следующего характера: нормативно-правовые акты, материалы общественно-политического и экономического характера, статистические данные в различных областях хозяйства, информация о ситуации в различных сферах общественной жизни (занятости, ЖКХ, социальном страховании и др.), программы политических партий, региональные новости, отчетная информация и т. п. Информация, поступающая из вышестоящей профсоюзной организации (ФНПР), касается всей деятельности ФНПР. Это решения Генсовета, Исполкома ФНПР, законодательные акты в сфере труда, принятые на федеральном уровне, профсоюзные статистические данные по России, отчеты, справки и т. д. Из профорганов отраслевого и местного уровней поступает оперативная информация, отчетные формы, информация о проведенных мероприятиях и заключенных договорах и т. п.

Официальная информация поступает по почте или факсу в письменном виде в форме документов. Она регистрируется для того, чтобы упорядочить, систематизировать и проконтролировать входящую информацию. Профорганы также могут использовать для своей работы статистическую информацию, содержащуюся в СМИ, глобальной сети Интернет, публицистических, научно-исследовательских и других изданиях. Вся официально входящая информация, независимо от ее вида, поступает руководству Федерации профсоюзов РБ, которое, ознакомившись с ней и определив ее важность, значимость и срочность, направляет ее по принадлежности в соответствующие отделы аппарата ФПРБ или членские организации, где ее обрабатывают, анализируют и либо возвращают в исходящий источник, либо передают в членские организации ФПРБ, которые, в свою очередь, доводят ее до сведения своих первичных организаций. Обратная информация проделывает такой же путь и через руководство ФПРБ попадает в ФНПР.

Существующая система информационного обмена имеет серьезные недостатки, так как обработкой, формализацией, анализом и распространением информации, к тому же и контролем над всем этим процессом занимается руководство Федерации профсоюзов республики. Объем же поступающей информации достаточно велик, что, естественно, создает трудности в эффективной обработке, анализе и доведении информации до адресата, а также в обеспечении механизма обратной связи между профорганами разных уровней и основными субъектами взаимодействия. В этой связи остро встает проблема реструктуризации существующей информационной системы.

В решении задачи совершенствования существующего информационного обмена, а также формирования единого информационно-аналитического пространства Федерации профсоюзов РБ важную роль сыграло бы создание специального, самостоятельного структурного подразделения, основной целью и функцией, которого была бы координация информационной деятельности профсоюзных структур всех уровней. Для этого потребуется разработать методологию ведения информационной работы в современных условиях и подготовка профессиональных профсоюзных кадров.

1. Афанасьев В. Г. Социальная информация и управление обществом. М., 1985.

2. Афанасьев Э. В., Ярощенко В. Н. Эффективность информационного обеспечения управления. М., 1997.

3. Закон РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ.

4. Информация и информационные процессы. иИ,Ь: http://www.ido.rudn.ru/nfpk/inf/ inf1.html.

5. Королева С. Об информационных ресурсах органов управления регионального и муниципального уровней // Информационные ресурсы России. 1998. №4. С. 39-40.

6. Материалы официального сайта Федерации Независимых Профсоюзов России 10. иИЬ: http://www.fnpr.ru.

7. Материалы официального сайта Федерации Профсоюзов Республики Башкортостан. иИЬ: http://www.fprb.ru.

8. Овчаров А. В. Информатизация образования как закономерный процесс в развитии педагогических технологий. иИЬ: http://aeli.altai.ru/nauka/sbornik/2000/ovcharov2.html.

9. Профсоюзы России в Интернете. иИЬ: http://www.trud.org.

10. Средства массовой информации: состояние и тенденции развития / Отв. ред. Т. П. Сухомлинова. М., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.