Правовое регулирование общественных
отношений
УДК 316.354.4
А.Ю. Денищик
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЛАГОПРИЯТНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ УСЛОВИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФСОЮЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В
РФ
Белгородский государственный национальный исследовательский
университет
Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы совершенствования трудового законодательства, с целью повышения эффективности защиты социально-экономических интересов работающего населения профсоюзными организациями. Среди возможных изменений в трудовом законодательстве в данной статье рассматриваются: право на членство в профсоюзе в соответствии c отраслевой принадлежностью, закрепление ответственности всех сторон за невыполнение коллективно -договорных обязательств, защита членов профкома от увольнения.
Ключевые слова: профсоюзные организации, социальное партнерство, освобожденный председатель, профсоюзный комитет, коллективный договор.
UDC 316.354.4
A.Yu. Denishchik
PROVIDING OF FAVORABLE LEGAL CONDITIONS OF THE TRADE UNION ORGANIZATIONS' ACTIVITY IN RUSSIA
Belgorod State National Research University
Abstract: In this article are considered the questions of improvement of the labor legislation, with the aim to increase the efficiency of protection of socioeconomic interests of employed population via the Trade Union organizations. Among all possible changes in the labor legislation, in this article are considered: the right to the membership in the Trade Union according to the branch affiliation, the assignment of duties and responsibilities of all sites for failure to comply with collective labor obligations, protection the trade union members from dismissal.
Key words: Trade union organizations, social partnership, exempt Chairman, the Trade Union Committee, Collective agreement
Профессиональный союз - это добровольное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов [1].
Характеризуя деятельность современных отечественных профсоюзов, отметим, что их эффективность невысока. В частности, по данным исследования «ФНПР в российском обществе: мнения, суждения, оценки», каждый второй респондент считает, что в защите социально-экономических интересов работника от профсоюзов мало что зависит [2].
По данным Фонда общественного мнения, об участии в деятельности профсоюзов сообщают всего 5% населения малых и средних городов [3]. Исследование, проведенное в Белгородской области, показало, что профсоюзы являются наиболее массовой общественной организацией, о членстве в них заявляют 21,8% опрошенных, однако 51,8% сообщают о его формальном характере [4].
Данные различных социологических служб показывают, что профсоюзы уже многие годы являются одними из лидеров в рейтингах недоверия. По результатам опроса, осуществленного Левада-Центром в 2012 году, профсоюзы по рейтингу недоверия находятся в первой пятерке списка (24% им не доверяют) вместе с представителями крупного бизнеса и органами местного самоуправления. В 2015 году они по-прежнему лидируют в рейтинге институционально недоверия (22%), уступая только политическим партиям (27%) и органам местного самоуправления (24%) [5]. А данные ВЦИОМа показывают, что профсоюзы находятся среди лидеров также по значениям индекса неодобрения деятельности общественных институтов [6].
Результаты исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения показывают, что 68% респондентов низко оценивают роль профсоюзных организаций в защите прав трудящихся в нашей стране, а 42% опрошенных отмечают заметное ослабление значимости профсоюзов за последние 3-5 лет [7].
Исследователи, анализируя низкую эффективность профсоюзов, среди проблем часто называют несовершенство нормативно-правого поля функционирования профсоюзных организаций [8], с чем мы согласны.
Серьезной проблемой, препятствующей эффективной работе профсоюзов и вызванной несовершенством трудового законодательства, является возможность работодателя и его представителей влиять на деятельность профсоюзов посредством членства в них. Такая норма в законе «О профессиональных союзах, и правах и гарантиях деятельности» от 12.01.1996 № 10-ФЗ отсутствует, что снижает степень защищенности рядовых работников и обуславливает императив закрепления такого требования.
В этой связи, необходимо законодательно исключить возможность того, что в одном профсоюзе могут состоять и рядовые работники, и представители руководства различных уровней (менеджеры ИТР, специалисты юридических служб, кадровые службы организации и т.д.) [912].
Для этого в существующих условиях широкого разнообразия форм организации профсоюзов у профсоюзных организаций должно быть право самостоятельно определять и затем фиксировать в уставах, какие группы работников могут быть в них включены. В связи с этим встает вопрос о законности такого уставного требования в связи со ст. 30 Конституции РФ, закрепляющей право граждан на объединение, включая право создавать профессиональные союзы [13]. Решение данной проблемы лежит в создании спе-
циализированной профсоюзной организации, ориентированной, на защиту социально-экономических интересов руководителей высшего и среднего звена. Права и гарантии профсоюзной организации, объединяющие так называемых «белых воротничков», также должны найти свое отражение в коллективном договоре, а в случае, если данный профсоюз меньше по численности, чем профсоюз работников неуправленческого сектора, - в дополнительном соглашении. Причем дополнительное соглашение должно быть оформлено с учетом мнения профсоюзной организации «белых воротничков», которое от имени профсоюзной организации должен подписывать председатель этой группы работников. За профсоюзом «белых воротничков» должно быть законодательно закреплено право на защиту от увольнения по схеме, аналогичной защите от дискриминации членов других профсоюзов.
Для того чтобы данный механизм был действенным, а именно, чтобы руководитель организации не мог отказать работникам в создании такой профсоюзной организации, необходимо помимо уже существующих отраслевых профсоюзов добавить в систему членских организаций ФНПР профессиональный союз управленческих кадров [14-15].
В случаях же малочисленности таких сотрудников в отдельных профсоюзных организациях необходимо предусмотреть, что первичные профсоюзные организации могут быть организованы по территориальному принципу, то есть из числа членов профсоюза, работающих в разных организациях, которые расположены в одном административно-территориальном образовании.
Еще одной проблемой правого поля, в котором функционируют профсоюзы, является формальность заключения коллективно-договорных отношений. Это связано с отсутствием нормативно закрепленной ответственности всех сторон за невыполнение принятых
на себя обязательств. Вследствие этого выполнение коллективно-договорных обязательств носит рекомендательный характер.
На сегодняшний день не существует организованной системы контроля исполнения коллективно-договорных отношений, хотя такая проверка возможна по заявлению члена профсоюза или в связи с комплексной проверкой профсоюзной инспекцией соблюдения трудового законодательства на предприятии, что из-за слабой низовой активности членов профсоюза, сращения профсоюзов с работодателем, практически никогда не происходит.
Для преодоления проблемы формальности коллективно-договорных отношений мы предлагаем: внести статьи, во-первых, в Трудовой Кодекс Российской Федерации, делающие пункты об ответственности сторон за неисполнение коллективно-договорных отношений в коллективном договоре обязательными, во-вторых, в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях - ужесточающие ответственность работодателя за неисполнение данных пунктов.
Характер ответственности в коллективном договоре или соглашении сторон в каждом случае самостоятельно оговаривается и формулируется их участниками. Это может быть, например, выплата профсоюзной организации дополнительных 4% от годового дохода организации на спортивную (оздоровительную, культурно-массовую) работу с членами профсоюза и предоставление тех или иных льгот работникам, не предусмотренных коллективным договором и т.д. [16-17].
Для эффективной реализации функции контроля над исполнением коллективных договоров представителями профсоюзной организации, следует учредить персональную ответственность членов профкома и председателя первичной профорганизации перед членами профсоюзов за неисполнение своей части обязательств коллективного договора. С этой целью в положениях первичных профсо-
юзных организаций необходимо зафиксировать пункты о ежегодной отчетности председателя профсоюза перед его членами об исполнения положений коллективного договора. Также целесообразно в положении о профсоюзной организации закрепить механизм, предусматривающий комиссионное рассмотрение обстоятельств неисполнения коллективного договора в случае, если такое произошло по вине профкома (например, не проведены плановые мероприятия). Такая комиссия создается из членов профсоюза, а при необходимости - из сотрудников Областной профсоюзной трудовой инспекции, и осуществляет свою работу с последующим публичным обнародованием информации об установленных фактах. В такой ситуации увеличивается мотивация профсоюзных лидеров и членов профкома, заинтересованных в продолжении своей деятельности в этих должностях, контролировать исполнение коллективно-договорных обязательств.
Члены профсоюза совместно с представителями областного профобъединений будут осуществлять профсоюзный контроль по факту обнаружения неисполнения коллективно-договорных обязательств при условии, что данный факт вызван неисполнением взятых на себя обязательств профкомом учреждения.
При появлении ответственности в части соблюдения коллективно-договорных отношений существуют риски, что часть работодателей будет «оттягивать» заключения коллективных договоров (что является распространенной российской практикой) или создавать фиктивные правовые акты. Во избежание этого в Трудовом кодексе должны быть прописаны сроки подготовки такого договора.
В целях превенции риска формализма в заключении коллективных договоров и поощрения работодателей, активно участвующих в социальном диалоге, профсоюзы могут учредить награды за
развитее социального партнерства, создать реестр наиболее социально ответственных работодателей и «черный список», которые будут распространяться в СМИ, находиться в открытом доступе в различных информационных источниках.
Из вышеизложенного следует, что так или иначе решение профсоюзных проблем связано с обеспечением условий для их независимости, исключением давления работодателя на профсоюзный актив и председателя первичной профсоюзной организации. Решению этой проблемы также может содействовать институт освобожденного председателя - достаточно распространенная в России и Белгородской области социальная практика. Вообще под освобожденными работниками профсоюзов мы понимаем лица, которые «профессионально» занимаются профсоюзной деятельностью - после избрания на выборную должность в профсоюзе и освобождения от работы в организации или у индивидуального предпринимателя [18].
На сегодняшний день далеко не все профсоюзные председатели освобожденные. Это обусловлено, во-первых, тем, что не все первичные организации имеют финансовую возможность позволить себе платить зарплату «освобожденному» председателю. Во-вторых, многие председатели сами не хотят быть освобожденными, например, в силу нежелания прерывать свою профессиональную карьеру, в то время когда карьера профсоюзного работника не вполне «надежна» в силу «конфликтного» характера должности, низкого престижа. Все это еще в большей степени, чем к институту освобожденного председателя, относится к возможности других членов профсоюзного актива заниматься только профсоюзной работой.
Таким образом, в большинстве случаев профсоюзные активисты, являясь сотрудниками организации, находятся в прямой зависимости от работодателя и в то же время вынуждены противостоять ему для эффективной деятельности профсоюзной организации.
Трудовой Кодекс предусматривает увольнение членов профсоюзных выборных органов только в определенных случаях, установленных ч. 1 ст. 81 ТК РФ:
сокращение численности или штата работников организации;
- несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации;
неоднократное неисполнение
работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание.
Кроме этого, нормативно-правовой механизм защиты членов профсоюзных коллегиальных органов заключается в том, что их увольнение может произойти только с соблюдением процедуры учета мнения вышестоящего выборного профсоюзного органа. Но, несмотря на мнение профсоюзной организации, окончательное решение об увольнении остается за работодателем. А потому нередки случаи, когда первыми под сокращения, попадают именно активисты профсоюзной организации.
Безусловно, трудовое законодательство закрепляет право работника на защиту от дискриминации по принадлежности к общественным организациям, однако на деле такую дискриминацию практически невозможно доказать [19]. Об этом свидетельствуют, в частности, многочисленные апелляционные жалобы, обращенные в Верховные суды РФ [20].
Из этого следует, что защита выборных профсоюзных работников не может основываться только лишь на возможности учета мнения профсоюзных органов и весьма сложной процедуре сбора и предоставления доказательств фактов дискриминации.
В этой связи мы предлагаем законодательно закрепить защиту представителей трудящихся на предприятии от увольнения, связанного с их членством в профсоюзе или участием в
профсоюзной деятельности, и не допускать увольнение по инициативе администрации предприятия работников, избранных в состав профсоюзных органов и не освобожденных от производственной работы, без предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются.
Также необходимо законодательно закрепить защиту от преследования работодателем бывших членов выборных коллегиальных органов. Например, не допускать в течение двух лет после окончания исполнения ими полномочий, связанных с работой в профсоюзах, увольнения, кроме случаев ликвидации предприятия или совершения ими действий, за которые законодательством предусмотрена возможность увольнения.
В современных странах консолидированной демократии профсоюзные организации являются неотъемлемой частью политической культуры и используются гражданами как инструмент изменения социальной реальности. Более того, данный институт западными государствами развивается и поддерживается, в том числе, и законодательно. В России же ситуация обратная: трудовое законодательство настолько несовершенно, что во многих случаях его строгое соблюдение приводит к формализму и имитации профсоюзной деятельности.
По нашему мнению, обеспечение благоприятных нормативных правовых условий деятельности профсоюзных организаций в первую очередь связано:
- с совершенствованием законодательно закрепленного механизма защиты членов профсоюзного актива от дискриминации,
- с разработкой механизма ответственности работодателей за неисполнение коллективно-договорных отношений,
- с организацией системы контроля реализации коллективных договоров,
- с отражением в уставах профсоюзных организаций принципа членства по отраслевой принадлежности;
- с отражением в уставе профсоюза принципа отраслевого профсоюзного
членства.
Список литературы
1. О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности: федер. закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ // Собрание Законодательства Российской. 1996. № 3. Ст. 148.
2. Буданова М.А., Иванов С.Ю. Профсоюзы и гражданское общество: практика и перспективы партнерского взаимодействия в сфере труда: (по материалам социологических исследований) // Власть. № 1. 2012. С. 41- 44.
3. Участие в НКО в малых и средних городах. Репрезентативный опрос жителей малых и средних городов 18 лет и старше в режиме face-to-face. 17 февраля - 3 марта 2014. 51 субъект РФ. //Фонд общественное мнение. 25 мая 2014 г. URL: http://soc.fom.ru/obshchestvo/11521 (дата обращения: 07.05.2016).
4. Моргунова А. Профсоюзы: доверие как основа и фактор успешности / Центр социально-трудовых прав / 26.12.2012. URL: http://trudprava.ru/expert/article/651. (дата обращения: 06.05.2016);
5. Институциональное доверие // Левада центр/ 07.10.2015. URL: http://www.levada.ru/2015/10/07/institutsionalnoe-doverie/ (дата обращения: 06.05.2016).
6. ВЦИОМ: Россияне больше не верят в профсоюзы // Известия. 2016. 16 февр.
7. Одобрение деятельности общественных институтов (январь, 2016 г.). / ВЦИОМ. URL: http://wciom.ru/news/ratings/odobrenie_deyatelnosti_obshhestvennyx_institutov/ (дата обращения: 06.05.2016).
8. Дивеева Н.И. Теоретические проблемы индивидуального правового регулирования трудовых отношений. - Барнаул: Азбука. - 2008.
9. Булатов Е.В., Панина Д.С. Совершенствование системы некоммерческих организаций в российском гражданском праве // Территория науки. 2016. № 3. С. 159167.
10. Габелко Н.Е. Социальное партнёрство: основной элемент и метод социального управления обществом // Территория науки. 2015. № 4. С. 100-107.
11. Мартиросян М.М. О важности применения компромиссной стратегии на всех уровнях и этапах развития хозяйствующего субъекта // Успехи современной науки и образования. 2016. Т 2. № 4. С. 22-27.
12. Медведева Е.В. Совершенствование нормативно-правового регулирования государственных учреждений в современных условиях хозяйствования // Вестник НГИЭИ. 2015. № 7 (50). С. 56-61.
13. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок от т 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ. 2014. №31. Ст. 4398.
14. Кузнецова С.П. Проблемы взаимодействия административной комиссии с органами власти и пути их решения // Территория науки. 2016. № 2. С. 135-139.
15. Жаренова А.И., Галкин А.А.Возможность использования международного опыта профсоюзного движения в российской экономике // Территория науки. 2013. № 6. С. 5155.
16. Игошин А.Н., Черемухин А.Д. Сущность экономического роста, его типы и измерители // Вестник НГИЭИ. 2015. № 5 (48). С. 52-58.
17. Тхамокова С.М., Яицкая Е.А. Бедность - социально-экономическая проблема России или всего мира? // Успехи современной науки. 2016. Т. 1. № 8. С. 32-34.
18. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 № 197-ФЗ // Российская газета. 2001. 31 декабря.
19. Шершуков А.В. Голосуйте за ужесточение ответственности за нарушение прав профсоюзов! Официальное периодическое издание: Центральная профсоюзная газета
«Солидарность» [М.], 1990-2016. URL: http://www.solidamost.org/artides/act-them/act-them_799.html (дата обращения: 05.04. 2016).
20. Примеры судебной практики - по статье 374 ТК РФ/ РосПравосудие 2012-2016. URL: https://rospravosudie.com/law/статья_ТК_347 (дата обращения: 16.03.2015).
Информация об авторах:
Information about author:
Денищик Алина Юрьевна,
Аспирант кафедры социальных технологий, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород, Россия
Denishchik Alina Yurievna,
Graduate student of the Department of Social Technologies, Belgorod State University, Belgorod, Russia