УДК 070.15-057 ББК 76.024.7
Стяжкин Вадим Евгеньевич
старший научный сотрудник, факультет журналистики, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова,
125009, г. Москва, ул. Моховая, 9, e-mail: [email protected]
Styazhkin Vadim E.
Senior researcher, Faculty of Journalism,
Lomonosov Moscow State University,
125009, Moskow, Mohovaya st., 9, e-mail: [email protected]
профсоюзная пресса как выразитель интересов трудовых коллективов и наемных работников
В статье рассматриваются проблемы функционирования профсоюзной прессы в сфере защиты социально-экономическмх прав, основные направления деятельности профсоюзных журналистов и специфика освещения профсоюзной проблематики, а также эффективность решения трудной, но крайне необходимой для профсоюзных СМИ задачи способствовать консолидации разобщенных профсоюзных структур в единое движение, добиваться сплоченности профсоюзных масс в их борьбе за свои законные права.
Ключевые слова: профсоюз, информационная политика, социальная проблематика, трудовые права, наемные работники работодатели, солидарность, справедливость.
trade union press as mouthpieces of labor collective and employees
The problems of the functioning of the trade union press in protecting social-economic rights, main activities of trade unions of journalists and trade union specific lighting issues, and efficiency of the decision difficult, but very necessary for trade media tasks of helping consolidate disparate union structures in a single movement, to achieve cohesion union of the masses in their struggle for their legitimate rights.
Keywords: union, information policy, social issues, human rights, employees, employers, solidarity and justice.
Социальное расслоение, происшедшее в нашей стране за время проведения постсоветских радикальных реформ, привело к поляризации общества и обособлению экономических и политических интересов богатых и бедных. Это не могло не отразиться на дифференциации российских СМИ. Определенная их
часть взяла на вооружение ведущие ценности рыночной цивилизации (например, Бизнес, Богатство, Выгода, Конкуренция, Роскошь) и стала настойчиво навязывать населению примат личного интереса и утилитарно-прагматических критериев жизнедеятельности, при этом не давая бедным слоям ничего, что удовлет-
воряло бы их потребность в смысле жизни и в ценностных ориентирах. Другие же СМИ продолжают руководствоваться такими общечеловеческими ценностями, как Справедливость, Равенство, Солидарность, Гуманизм, а также модусами социальной значимости, каковыми являются Труд, Мастерство, Здоровье, Безопасность.
Именно эти ценности стали главным мерилом, нравственным императивом повседневной деятельности журналистов профсоюзной прессы. Этим подтверждается их приверженность ключевым направлениям усилий российских профсоюзов, на практике демонстрирующих верность избранному курсу борьбы за достойный труд как основы благосостояния человека и экономического роста, а также преданность своим принципам: единства, солидарности, справедливости, коллективизма и консолидации сил трудящихся масс.
Вхождение журналистики в третье тысячелетие характеризуется не только стремительным развитием средств массовой коммуникации и внедрением новых информационных технологий, но и значительным видоизменением самой журналистики, ее роли, задач и функций в общественно-политической, социально-экономической и культурнонравственной среде.
К одному из существенных явлений в теории и практике российской журналистики следует отнести становление такого функционального направления, как социальная публицистика, ведущей проблематикой которой стала защита социальных прав населения. При кажущейся излишней «приземленности» и неяр-кости этой проблематики, на самом деле она охватывает широкий спектр весьма серьезных и актуальных проблем, отражающих жизненно-важ-
ные интересы практически подавляющего большинства людей. Ведь именно социально-экономические права являются важной составляющей компонентой конституционного статуса личности, гарантирующего учет и удовлетворение потребностей каждого человека в достижении достойных условий его жизни и труда.
Весомый вклад в борьбу за достойный уровень жизни населения нашей страны призваны вносить профсоюзы, главной функцией которых прежде всего является защита социальных прав и интересов трудовых коллективов и наемных работников.
К сожалению, те кардинальные изменения в политической и социальной структуре российского общества, которые произошли в нашей стране в последнем десятилетии прошлого века, самым существенным образом отразились и на судьбе отечественных профсоюзов. Они утратили не только свою былую монолитность и целый ряд делегированных им правящей партией коммунистов функций, но и свою мощную материально-экономическую базу, а вместе с этим и достаточно влиятельную сеть печатных изданий.
Пожалуй, именно на долю профсоюзного сегмента российских СМИ пришелся самый серьезный удар в связи со сменой социальноэкономической формации, и он сильно потерял как в количественном, так и в качественном отношении. В первую очередь, профсоюзы лишились своего центрального печатного органа — газеты «Труд», редакция которой в 1991 г. вышла из-под опеки ослабевшего ВЦСПС и «приватизировала» это влиятельное, авторитетное издание, переведя его в ранг массовой общественно-политической «газеты о работе и жизни». Постепенно отделились от профсоюзов и редакции таких отраслевых газет
и журналов, как «Воздушный транспорт», «Лесная промышленность», «Медицинская газета», «Строитель», «Сельская новь» и многих других.
Между тем, необходимость в наличии собственной информационной сети для профсоюзов не только не уменьшилась, но и значительно возросла, поскольку в новых условиях они стали подвергаться нападкам и обструкции со стороны ряда так называемых «независимых», а по сути коммерчески зависимых от предпринимательских структур изданий. Время от времени в них появляются утверждения о том, что де профсоюзы ныне «изжили свое», что от них нет никакой пользы, и что поэтому люди из них в массовом порядке убегают. Общественности настойчиво навязывается мнение, будто сейчас в условиях «социального согласия и партнерства труда и капитала» призывы профсоюзов бороться за повышение заработной платы и улучшение условий труда такое согласие нарушают и т.п.
Справедливости ради следует заметить, что оснований для критики наших профсоюзов более чем достаточно. Это, например, создание нескольких автономных профессиональных объединений, не просто конкурирующих, а всячески умаляющих в публичных выступлениях роль в рабочем движении друг друга. Это и соглашательская (в отличие от согласительной) позиция некоторых председателей профкомов в переговорах с администрациями предприятий и с предпринимателями-работодате-лями. Это и пассивность многих низовых организаций, существующих формально и занимающихся лишь сбором членских сборов. Это и другие упущения, снижающие эффективность усилий профактива в достижении уставных целей. Однако есть немало и таких руководителей
и рядовых активистов, которые на деле доказывают свою способность к защите законных прав и интересов наемных работников. Вот только количество профсоюзных организаций, сумевших завевать заслуженное уважение и трудящихся масс, и предпринимателей, пока еще не настолько велико, чтобы говорить о безоговорочном влиянии профсоюзов на трудовые, социально-бытовые и иные общественные отношения в масштабах всей страны.
Одним из факторов, который может и должен способствовать эффективной деятельности профсоюзов, повышению их авторитета и усилению действенности, является создание сильных и влиятельных профсоюзных средств массовой информации, призванных выполнять целый комплекс присущих им функций. В частности, они должны всемерно популяризировать деятельность профсоюзных организаций, показывать их реальные достижения, конкретными примерами доказывать эффективность проводимых ими акций, формировать в пользу профсоюзов общественное мнение, лоббировать интересы профсоюзов во властных структурах. Большое значение для СМИ имеет умение пропагандировать идеологию, стратегию и тактику профсоюзного движения, доходчиво и убедительно разъяснять роль профсоюзов как существенного элемента, важного института гражданского общества. Трудной, но крайне необходимой для этих СМИ является задача способствовать консолидации разобщенных профсоюзных структур в единое движение, добиваться сплоченности профсоюзных масс в их борьбе за свои законные права. В связи с этим нельзя не выделить такие, казалось бы, частные задачи, как мобилизация трудящихся под знаменами профсоюзов в дни их коллек-
тивных выступлений, а также призывы к солидарности с бастующими или проводящими голодовку тружениками, протестующими против невыплаты заработной платы, массовых сокращений рабочих мест, создания невыносимых условий труда и многих других административных проявлений несправедливости. Постоянной заботой профсоюзных СМИ была и всегда остается продуманная, системная пропаганда правовых знаний, правовое просвещение членов профсоюзов по вопросам профсоюзного и трудового законодательства, в том числе по предусмотренному законом участию профактива в регулировании трудовых отношений, в разрешении трудовых споров и социально-экономических конфликтов.
В конечном итоге все это означает, что профсоюзные СМИ должны выполнять в полной мере присущие им основополагающие политические и социальные коммуникативные функции. Это прежде всего информационная функция, заключающаяся в решении задачи по распространению сведений о деятельности профсоюзов; это и функция представительства интересов трудящихся масс, состоящая в обнародовании сообщений о социально-трудовых конфликтах и предупреждении о необходимости принятия соответствующих форм защиты от угроз стабильности общества, а также формирования «повестки дня» для коммуникации власти и профсоюзов. Весьма важной является и функция групповой солидаризации, когда и информационная, и агитационно-пропагандистская, и мобилизационно-организационная деятельность профсоюзной прессы направлена на усиление чувства принадлежности человека к своему профсоюзу, в частности, и к профсоюзному движению в целом, выработке групповой солидарности,
а также функция передачи социального опыта и социализации граждан. Особо следует выделить функцию критики руководителей всех уровней профсоюзных органов и организаций, при том что эта критика должна быть не огульной и надуманной, а конкретной и конструктивной.
Характеризуя современное состояние профсоюзных СМИ, приходится признать, что на всероссийском информационном рынке этот сегмент, к сожалению, пока представлен довольно скромно, причем речь может идти в основном только о печатной прессе. Правда, в последнее время все более уверенно голос профсоюзных журналистов начинает звучать в веб-пространстве глобальной сети Интернета.
Что же касается традиционной печатной прессы российских профсоюзов, то по статистическим данным Книжной палаты РФ в 2009 г. профсоюзную тематику освещали 15 журналов, сборников и бюллетеней, средний разовый тираж которых составил 20,1 тыс. экз., а общегодовой — 124,3 тыс. экз. В том же году выходили 66 профсоюзных газет со сренеразовым тиражом 457,3 тыс. экз. и общегодовым тиражом 9 271,4 тыс. экз. В информационном поле России печатная периодика представлена сегодня несколькими типами изданий:
- международными журналами «Профсоюзы» и «Вестник профсоюзов»;
- общероссийскими газетами «Солидарность» (ФНПР) и «Рабочая сила» (СОЦПРОФ), а также журналами «Вестник ФНПР» и «Профсоюзы и экономика» (ФНПР);
- региональными газетами «Профсоюзная защита» (Иваново), «Голос» (Петрозаводск), «Человек труда» (Краснодар), «Вестник профсоюзов Ставрополья», ярослав-
ская «Голос профсоюзов», пермский еженедельник «Профсоюзный курьер» и др.;
— отраслевыми газетами и бюллетенями: «На-гора» (профсоюз рабочих угольной промышленности), «Голос профсоюза» (профсоюз работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения), «Сигнал» (профсоюз работников железнодорожного транспорта), журнал «Вестник Электропрофсоюза», газета профессионального союза работников народного образования и науки «Мой профсоюз» и др.;
— заводскими многотиражными газетами (например, южноуральская шахтерская газета «Наш профсоюз»).
Функциональная специфика профсоюзной прессы в значительной степени обусловливается характером аудитории, которой издания адресуются. Они главным образом апеллируют к защитникам профессиональных интересов и социальнотрудовых прав наемных работников. Базой читательской аудитории для этой прессы являются штатные сотрудники профсоюзного аппарата, широкий круг профсоюзных активистов и рядовые члены профсоюзов — труженики различных сфер народного хозяйства, науки, вузов, государственных учреждений и т.д.
Основной корпус профсоюзной прессы сосредоточен в недрах Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР), являющейся наиболее крупным и влиятельным объединением профсоюзов и действующим на всей территории Российской Федерации. Эта федерация представлена своими структурами практически во всех отраслях российской экономики и во всех субъектах страны — республиках, краях и областях, в городах-мегаполисах Москве и Санкт-Петербурге. В каче-
стве основных структурных единиц в состав ФНПР входит 48 отраслевых и межрегиональных профсоюзов, которые сотрудничают с Федерацией на основе договоров и соглашений, 78 территориальных объединений организаций профсоюзов, свыше 300 тыс. первичных профсоюзных организаций общей численностью более 38 млн чел., причем «первич-ки» ФНПР охватывают 52% от всех занятых трудовой деятельностью наемных работников. А в целом вся совокупность структурных единиц ФНПР позволяет обеспечивать решение многообразных проблем защиты социально-трудовых интересов и прав рабочих и служащих как на уровне предприятий и организаций всех форм собственности, так и в отраслях экономики.
В определенной мере ФНПР удалось сохранить, а по некоторым направлениям и усилить свои позиции в информационном пространстве страны. Вся массово-информационная работа осуществляется профцентром на основе положений Концепции информационной политики ФНПР, Генеральным Советом федерации в 1996 г. Спустя восемь лет, в феврале 2004 г. была принята новая редакция этой концепции, предусматривающей проведение комплекса мероприятий организационного, издательского, исследовательского и иного характера. В качестве основной цели информационной политики было провозглашено содействие успешной деятельности Федерации и всех ее звеньев по защите социально-экономических и трудовых прав членов профсоюза и членов их семей, укреплению и развитию профсоюзного движения, росту его авторитета в обществе, популяризации целей и задач профсоюзов, усилению мотивации вступления в их ряды.
Вне зависимости от складывающейся политической конъюнктуры и несмотря на всем известную ангажированность многих средств массовой информации, их стремление либо замолчать, либо принизить и даже отрицать роль и место профсоюзов в общественной жизни, ФНПР чаще всего удается преодолевать постоянно создаваемую вокруг нее информационную блокаду. Во всяком случае, Федерация делает все возможное, чтобы доводить до сведения общественности правду об остроте и накале противостояния между наемными работниками и работодателями, об эффективности деятельности российских профсоюзов, об истинном размахе профсоюзного движения в стране. Большое значение в этом важном деле имеют те каналы распространения информации, которыми располагают руководящие органы, региональные объединения и низовые организации ФНПР.
Лидирующую пропагандистскую, агитационную и организационную роль в обеспечении информационной политики ФНПР играет центральная профсоюзная газета «Солидарность», в число учредителей которой входят Московская федерация профсоюзов, ФНПР и Общественно-политическое движение «Союз Труда». Газета издается еженедельно в формате А-3 тиражом свыше 30 тыс. экз. и распространяется по подписке. Имеется также электронная версия на сайте www. solidarnost.org. На 24 страницах «Солидарности» публикуются сообщения о деятельности ФНПР и входящих в ее состав отраслевых профсоюзов, региональных объединений и первичных организаций. Здесь регулярно появляются публикации об опыте социального партнерства и коллективных действиях профсоюзов, ин-
формация об уровне жизни, доходах и нуждах населения, о состоянии рынка труда и техники безопасности, методические материалы для профсоюзных работников и профактива, правовые акты по социальнотрудовым вопросам и комментарии к ним, рассказы о международном рабочем движении.
О том, насколько разносторонни направления и насыщенна проблематика выступлений «Солидарности», можно судить хотя бы по тем постоянным рубрикам газеты, один перечень которых составляет внушительный список. Главной из них, пожалуй, можно считать рубрику «Профсоюзная жизнь», под которой на нескольких полосах публикуются представленные в разных жанрах и объемах (от информационных заметок до публицистических статей) материалы о текущих событиях и проблемах профсоюзного движения. Наиболее важным проблемам текущего времени посвящены в каждом выпуске выступления руководителя редакции под рубрикой «Монолог главного редактора». Много интересного и полезного узнают читатели в рубриках «Важно». «Классовая борьба», «Наше право», «Наша почта», «Неправовое поле», «Мнение законодателя», «Забугорье», «Ин-форм-Москва», «Вопрос главному профбухгалтеру», «Уроки истории», «Кошелек и жизнь», «Социальный репортаж», «Закулиса», «Социум» и пр. Особую ценность имеют включаемые в каждый номер вкладки, которые редакция рекомендует вывешивать на стендах. О значимости содержания этих вкладышей можно судить по их названиям. Это «Профсоюзная политика», «Профсоюзная база данных», «Профсоюзное обозрение», «Профсоюзная юридическая газета», «Профсоюзная история». «Профсоюзная молодежь»,
«Официальные профсоюзные ведомости», «Профсоюзные финансы и бухгалтерия». В качестве приложений выступают вкладки «Профсоюзный мегаполис (Московская область)», «Профсоюзный регион», «Профсоюзная отрасль», «Профсоюзный обком» и «Профсоюзный горком», а также «Профком», где обобщается практика этих структурных единиц и где профсоюзные руководители, работники и активисты делятся своим опытом.
Достойную лепту в реализацию информационной политики профсоюзов вносит Информационно-издательский дом «Профиздат», чья продукция пользуется большим спросом. Так, выпускаемый им журнал «Коллективный договор» рассказывает о содержании основных разделов и порядке заключения колдоговора, советует, как его правильно подготовить, что в него включить, как оговорить ответственность сторон и как обязать работодателей выполнять обещанное. Читатели этого журнала узнают о всем новом в трудовом законодательстве, о том, как разрешаются индивидуальные трудовые споры и производственные конфликты.
В журнале «Профком и охрана труда» публикуются законодательные акты по охране труда и технике безопасности, разъясняются санитарные нормы и правила, которые должны действовать на предприятиях. На его страницах освещается международная практика и отечественный передовой опыт в этой жизненно важной сфере, роль Международной организации труда и наших профсоюзов в защите прав наемных работников, проблемы взаимоотношения профорганов и работодателей при объявлении забастовки или локаутов, вопросы самозащиты работников своих прав и отстаивания интересов.
Журналы «Справочник председателя профкома» и «Библиотечка профсоюзного актива и предпринимателей» освещают актуальные вопросы работы профсоюзных организаций, практики и проблем повседневной профсоюзной жизни, подготовки и проведению отчетно-выборных собраний и колдоговорных кампаний, ведения коллективных переговоров, организации страхового дела, порядка и условий возмещения ущерба, использования активных форм воздействия на работодателей и т.д.
Журнал «Справочник бухгалтера профкома» посвящен проблемам финансовой отчетности, бухгалтерской отчетности и документооборота, а также конфиденциальности персональных данных. А журнал «Профсоюзный университет» стал своеобразной заочной школой подготовки и обучения профсоюзных кадров и актива.
Надежными каналами распространения профсоюзной информации являются и другие печатные издания Федерации — ежемесячный сборник «Вести ФНПР», тираж которого составляет 2 тыс. экз., и журнал «Профсоюзы и экономика» (тираж 3 тыс. экз.). С учетом присущей им специфики они достаточно полно освещают деятельность ФНПР, публикуют сообщения с мест, а также принятые руководящими органами Федерации официальные документы и отклики на них, выступления и комментарии лидеров профсоюзного движения, правоведов, социологов и экономистов.
Важно и то, что многие объединения и организации ФНПР выпускают свои региональные газеты и журналы. Так, Федерация профсоюзов республики Башкортостан два раза в месяц выпускает газету «Действие» с тиражом в 4,8 тыс. экз.; Федерация профсоюзов Белгородской области
издает еженедельник «Единство» (тираж 2,4 тыс. экз.); Объединение профсоюзов Владимирской области имеет ежемесячную газету «Трибуна» (4,3 тыс. экз.); в Новосибирске выходит газета областной Федерации профсоюзов «Доверие» (1,5 тыс. экз.), в Оренбурге — газета «Простор» (10 тыс. экз.) и т.д. Публикации этих и других местных изданий отражают жизнь простых тружеников, объективно рассказывают о конкретной правозащитной работе профсоюзов всех уровней, обобщают опыт работы первичных профсоюзных организаций.
Незаменимым средством массовой коммуникации, на качественно новом уровне повышающем как оперативность, так и возможность более широкого распространения и увеличения объема обмениваемой между ФНПР и организациями информации становится Интернет. Первые шаги по созданию единой информационной сети профсоюзов в этой всемирной компьютерной системе были сделаны еще в конце 1997 г., когда Генеральный Совет ФНПР принял постановление «О мерах по улучшению взаимодействия членских организаций ФНПР для более эффективной реализации задач, стоящих перед профсоюзами». Правда, лишь в марте 1999 г. появилось распоряжение «О странице ФНПР в электронной системе Интернет», которым предлагалось создать веб-сайт ФНПР, но уже осенью 2000 г. был запущен «пилотный» проект, а с января 2001 г. официальный сервер ФНПР по адресу www. fnpr.ru заработал в полном объеме.
На «страничке» Федерации в глобальной компьютерной сети размещены все основные официальные документы, а также оперативные материалы, рассказывающие о повседневной деятельности ФНПР.
К тому же любой посетитель этой «странички» может переключиться на сайт «Профсоюзы России в Интернете» на котором представлены все имеющиеся электронные ресурсы российского профсоюзного движения. Дело в том, что в глобальной сети Интернет появились профсоюзные веб-сайты, где размещается информация о деятельности и проблемах членских организаций ФНБР. Так, в числе «пионеров» освоения Интернета выступили Общероссийский профсоюз работников связи, Профсоюз работников образования и науки Российской Федерации, Рос-химпрофсоюз, организации Ивановской, Томской, Свердловской и других областей. В некоторых регионах профсоюзные информационные материалы размещаются на официальных сайтах местных администраций.
Свою лепту в освещение профсоюзной проблематики вносит пресса Всеобщей конфедерации профсоюзов (ВКП). Это региональное международное профсоюзное объединение профцентров СНГ образовано на добровольной основе в целях консолидации действий по защите социально-трудовых прав и интересов граждан, содействия охране прав и гарантий деятельности профессиональных союзов, укрепления международной профсоюзной солидарности. В практике ВКП важное значение имеет массово-информационная работа. Конфедерация, как и все профсоюзные объединения, освоила новые информационные технологии. В 2000 г. штаб-квартира ВКП была подключена к всемирной сети Интернет, создан сайт www.vkp.ru. Тогда же Пресс-центр Конфедерации разработал концепцию информационной деятельности ВКП, нацеленную на создание целостной системы информации профсоюзов стран СНГ и единого элек-
тронного банка данных Исполкома ВКП по основным направлениям деятельности профсоюзов.
Исходя из местных особенностей и действующих законодательств, ВКП наладила деловые отношения со средствами массовой информации стран СНГ. Но все же своей приоритетной задачей Конфедерация считает создание и поддержку профсоюзных СМИ, осуществление собственных информационных проектов, ориентированных не только лишь на членов профсоюзов, но и на самую широкую общественность, в том числе и на международном уровне. В ряду профсоюзных СМИ заметно выделяются собственные издания ВКП — «Вестник профсоюзов» и «Профсоюзы».
Информационно-аналитический журнал «Вестник профсоюзов» адресован профсоюзным активистам. Он выходит два раза в месяц тиражом 3 тыс. экз. и объемом 2 печатных листа. Это издание является плодом коллективного труда сотрудников Исполкома ВКП и работников членских организаций Конфедерации. В него включаются подборки оперативных сообщений о деятельности профсоюзов стран СНГ и публикуются нормативные документы, регламентирующие профсоюзную работу. Авторы журнала дают честный и квалифицированный анализ текущей социально-экономической ситуации в странах содружества и в мире. Что касается международного раздела, то он формируется на базе публикаций большого числа других изданий и той информации, которую предоставляют профсоюзы мира. «Вестник профсоюзов» поддерживает живые связи с читателями из всех стран СНГ, рассматривая их, прежде всего, как интересных собеседников и надежных соратников по профсоюзному движению.
Другое информационно-аналитическое издание — ежемесячный журнал «Профсоюзы» является воспреемником журнала ВЦСПС «Советские профсоюзы», который в прежние времена выпускался тиражом 730 тыс. экз. Теперь, к сожалению, «Профсоюзы» имеют тираж всего лишь 3 тыс. экз. Тем не менее, он и сейчас остается серьезным подспорьем для профсоюзных лидеров, активистов и работников разных уровней — от низовых ячеек до региональных и отраслевых комитетов профсоюзов, помогая им повышать эффективность их работы. Будучи не только российским, но и международным изданием, предназначенным для профсоюзов всех стран СНГ, он широко освещает проблемы профсоюзного движения в этих странах, показывает опыт борьбы по защите прав трудящихся в области труда, заработной платы и занятости.
Журнал «Профсоюзы» не избегает острых углов, он ставит острые вопросы, рассматривает конфликтные ситуации и помогает находить пути их разрешения, дает советы по многим аспектам профсоюзного строительства. Главное его достоинство — деловитость. Он подробно освещает все стороны профсоюзной деятельности, состоящей из разносторонней ежедневной работы профсоюзных кадров и активистов. В нем уделяется одинаково пристальное внимание и проблемам «первичек» и охране труда, социально-бытовым вопросам и своевременности выплаты зарплаты, пенсионному обеспечению и медицинскому обслуживанию — словом, всему, что волнует и тревожит человека труда. Традиционно сильным в журнале заслуженно считается раздел «Юридические консультации», где выступают лучшие профсоюзные юристы-трудовики, а потому их
ответы на вопросы читателей всегда компетентны и обстоятельны.
Знакомясь с содержанием этого издания, можно узнать, кто есть кто в профсоюзах, и каково истинное лицо тех или иных работодателей. Журнал уделяет огромное внимание человеческому фактору, тем людям в профсоюзах, для которых понятие «защита рабочего человека» наполнено глубоким смыслом. Как и в «Вестнике профсоюзов», в нем широко освещается мировое профсоюзное движение. Вместе с тем, журнал «Профсоюзы» интересен и для семейного чтения, на его страницах можно найти полезные медицинские и хозяйственные советы, сведения о тысяче разных мелочей, нужных в быту любого человека.
Глобальный финансовый кризис, поразивший практически все сферы российской экономики, особенно тяжело и остро сказался на уровне жизни значительной части населения нашей страны. Доля россиян, чье социальное положение и достаток существенно пострадали, достигла примерно пятой части от всей совокупности трудоспособных граждан, а численность безработных превысила 6 млн. чел. Это во многом явилось следствием того, что отечественный капитал стал все чаще использовать порочную практику — взваливать бремя своих финансовых затруднений на плечи наемных работников. На многих предприятиях им длительное время не выплачивали заработную плату, их отправляли в принудительные отпуска, сокращали рабочие места, принуждали увольняться «по собственному желанию».
Стоит ли удивляться, что эти и другие социальные последствия кризиса стали самой главной, самой горячей и практически повседневно освещаемой темой для профсоюзной прессы, призванной выражать и от-
стаивать интересы трудящихся масс. Наиболее ярко и глубоко эта тема отразилась в публикациях «Солидарности». Не было ни одного номера в тот тяжелый период, когда журналисты не обращались бы к этой важной теме, не уделяли бы ей пристального внимания. По одним лишь многочисленным заголовкам посвященных этой теме материалов можно было судить и о масштабах, и о географии народного бедствия. Вот лишь некоторые примеры: «Голодный тупик. На Брянском военном заводе зарплату не платят уже восемь месяцев»; «Увольнение по-дивногорски»; «В неожиданный отпуск отправились работники «Уралвагонзавода»; «Сокращение в никуда. Кузбасский «Евраз» ликвидирует предприятия»; «Зарплатный штиль. Приморские судоремонтники почти полгода без денег»; «На Алтае продолжаются массовые сокращения».
Однако журналисты «Солидарности» не только сочувственно повествовали об этих бедах, но и приводили вопиющие факты социальной несправедливости, когда владельцы предприятий уговаривали работников трудиться по сокращенной неделе, а сами находили миллионы для распределения их между аукционерами в качестве дивидендов. Газета сообщала о растущем протестном движении недовольных своим положением россиян, вынужденных прибегать к таким крайним мерам как забастовки, голодовки, митинги и перекрытие трасс. Не ограничиваясь лишь констатацией тревожных фактов, «Солидарность» рассказывала о том, как добиваться успехов в борьбе за трудовые и гражданские права, о роли в их защите профсоюзных организаций. Газета также давала практические советы по легитимизации протестных акций и подробно освещала положительный опыт коллекти-
вов, добивающихся удовлетворения своих законных требований.
В отличие от тех изданий, которые извещают о забастовочном движении лишь в коротких информационных сообщениях, а тем более от тех, кто призывает наемных работников отказаться от этой формы борьбы за свои права, «Солидарность» всегда оперативно и заинтересованно выступают на стороне бастующих. Ее журналисты не замалчивают ни одной акции коллективного протеста, предавая гласности требования работников, решившихся на крайний шаг в борьбе против несправедливого распределения жизненных благ, против несвоевременной выплаты заработной платы, против ненадлежащих условий труда. Каждое проявление протестной активности профсоюзная пресса расценивает как повод для последовательного освещения всех этапов проведения забастовок, от их объявления до завершения. Журналисты ведут серьезную расследовательскую работу по выявлению и анализу причин забастовочного движения, изучению позиций сторон трудового конфликта, привлечению внимания к бедственному положению рядовых тружеников, извлечению уроков из происходящих конфликтов и поиску путей ослабления социальной напряженности. Важно и то, что «Солидарность» особое внимание уделяет законности проведения забастовок, выступая за совершенствование трудового законодательства, которое, с одной стороны, должно обеспечивать основу для цивилизованных отношений между работодателями и наемными работниками, а с другой — предоставлять последним возможность на законных основаниях бороться за свои трудовые права.
Не секрет, что в современных условиях рыночной экономики боль-
шинство средств массовой информации напрямую зависит от финансовых вливаний их владельцев-бизнесменов и рекламодателей, а эти вливания чуть ли не целиком зависят от того, насколько журналисты «подневольных» изданий послушно воспевают благодеяния бизнес-сообщества. Однако есть вольнолюбивые островки свободного публичного слова, где сохранилась независимость от диктата капитала. Среди них в первую очередь можно назвать профсоюзную прессу, настойчиво и целеустремленно отстаивающую трудовые права наемных работников. Эта пресса во главе с ее авторитетным лидером — центральной профсоюзной газетой «Солидарность» — из номера в номер ведет неустанную борьбу против непрекращающихся попыток работодателей — миллионеров и миллиардеров — снизить социальные гарантии трудящихся в сфере оплаты и охраны труда, занятости и правовой защищенности.
В этом свете совсем не удивительно, что и сама «Солидарность», и другие (отраслевые, региональные и местные) профсоюзные издания решительно восстали против лукавой «инициативы» олигарха Прохорова и его одноклубников из Российского союза промышленников и предпринимателей. Суть ее в том, чтобы в законном порядке заставить своих работников «добровольно» трудиться по 12 ч в день. К тому же помимо увеличения рабочей недели до 60 ч ключевыми предложениями российских работодателей является существенное расширение практики применения срочных трудовых договоров, упрощение и удешевление для работодателей увольнения сотрудников, сокращение гарантий для работников, сочетающих работу с обучением. Журналисты профсоюзной прессы справедливо расценили
этот сумасбродный проект как опасный шаг к социальной войне. Ведь под дымовой завесой пышной риторики о «модернизации», «свободе выбора» и «повышенном заработке» работникам предложено отказаться от реальных трудовых прав во имя очередного светлого будущего, хотя на самом деле их пытаются вернуть к уровню кабальной эксплуатации рабочих конца XIX — начала ХХ вв.
Развенчивая миф о пресловутых российских лентяях как виновниках низкой производительности труда, журналисты разоблачают работодателей, которые не вкладывают средства в новое оборудование и не снижают сверхдоходы топ-менеджеров, предпочитая путь интенсификации труда работников за счет их сверхэксплуатации. Примечательно, что в «Солидарности» прозвучало предупреждение и своим коллегам из тех СМИ, со страниц которых подчас раздается высокомерно-либеральный совет притесняемым работникам: «Не соблюдаются ваши трудовые права, не платят зарплату, не нравятся хозяева — уходите!». А потом, когда в редакции начинают притеснять и ущемлять, они слышат ту же самую песню от своего начальства. Давая отпор олигархам, журналисты профсоюзной прессы предупреждают: российские трудящиеся не будут мириться с кабальными «законодательными нововведениями». А развязываемая
олигархами социальная война может иметь очень серьезные и очень нежелательные последствия.
Как видим, профсоюзные издания делают немало интересного и полезного для популяризации деятельности российских профсоюзов и привлечению в их ряды тех, кто в профсоюзное движение еще не вовлечен или по каким-то причинам из него вышел. На это же нацелены и организуемые центрами общественных связей и пресс-центрами федераций профсоюзов оперативные брифинги, пресс-конференции и эксклюзивные интервью лидеров профсоюзного движения, а также организуемые в штаб-квартирах ФНПР, ВКТ и других объединений пресс-клубы, куда приглашаются и корреспонденты профсоюзной прессы, и их коллеги — журналисты центральных и региональных средств массовой информации. Все это, так или иначе, работает на имидж профсоюзов, способствуя формированию у населения положительного отношения к ним, росту их популярности, усилению позиций в обществе. И все же и самим профсоюзам, и особенно их прессе предстоит еще больше сделать, чтобы стать более массовыми и активными, более действенными в исполнении своей важной миссии — быть подлинным пропагандистом, агитатором и организатором широких трудящихся масс, выразителем и защитником их социально-трудовых прав.