Научная статья на тему 'О некоторых актуальных проблемах организации сотрудничества МВД России и ФСИН России по противодействию экстремизму'

О некоторых актуальных проблемах организации сотрудничества МВД России и ФСИН России по противодействию экстремизму Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
54
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
экстремизм / ФСИН России / МВД России / сотрудничество / противодействие / extremism / Federal Penitentiary Service of Russia / Ministry of Internal Affairs of Russia / cooperation / counteraction

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Анатолий Михайлович Кононов, Дмитрий Олегович Матвеев

Введение. Посвящается рассмотрению ряда актуальных проблем организации сотрудничества Министерства внутренних дел и Федеральной службы исполнения наказаний в работе по противодействию проявлениям экстремизма в учреждениях уголовно-исполнительной системы. В настоящее время значимость этой темы обусловлена усложнившейся внешнеполитической обстановкой и, как следствие, потенциальными угрозами обострения межэтнических, межконфессиональных и идеологических противоречий. Приходится констатировать, что особую опасность случаи проявления нетерпимости и радикализма представляют для учреждений уголовно-исполнительной системы. Из-за отсутствия в структуре Федеральной службы исполнения наказаний подразделений, задачей которых является борьба с экстремизмом, важным инструментом противодействия ему выступает сотрудничество с Министерством внутренних дел. Цель исследования заключается в получении нового знания об имеющихся проблемах, возникающих в процессе взаимодействия МВД России и ФСИН России в работе по противодействию экстремизму с формированием на этой основе научно обоснованных выводов и предложений относительно повышения эффективности таких мер. На основе обобщения полученных результатов научного исследования авторами делается вывод о том, что основными направлениями совершенствования сотрудничества Министерства внутренних дел и Федеральной службы исполнения наказаний в противодействии экстремизму являются развитие нормативного регулирования, а также создание системы подготовки специалистов по борьбе с экстремизмом в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On some topical problems of organizing cooperation Ministry of Internal Affairs of Russia and the Federal Penitentiary Service of Russia for combating extremism

Introduction. The article is devoted to the consideration of a number of urgent problems of the organization of cooperation between the Ministry of Internal Affairs and the Federal Penitentiary Service in the work on countering manifestations of extremism in institutions of the penal system. Currently, the importance of this topic is due to the complicated foreign policy situation and, as a result, potential threats of aggravation of interethnic, interfaith and ideological contradictions. We have to state that instances of manifestations of intolerance and radicalism pose a special danger to institutions of the penitentiary system. Due to the absence in the structure of the Federal Penitentiary Service of units whose task is to combat extremism, an important tool for countering it is cooperation with the Ministry of Internal Affairs. The purpose of the study is to obtain new knowledge about the existing problems that arise in the process of interaction between the Ministry of Internal Affairs of Russia and the Federal Penitentiary Service of Russia in countering extremism with the formation on this basis of evidence-based conclusions and proposals for improving the effectiveness of such measures. Based on the generalization of the results of the scientific study, the authors conclude that the main areas for improving cooperation between the Ministry of Internal Affairs and the Federal Penitentiary Service in combating extremism are the development of regulatory regulation, as well as the creation of a system for training specialists in combating extremism in institutions of the penitentiary system.

Текст научной работы на тему «О некоторых актуальных проблемах организации сотрудничества МВД России и ФСИН России по противодействию экстремизму»

Правоохранительная деятельность

Научная статья УДК 343.342.3

О некоторых актуальных проблемах организации сотрудничества МВД России и ФСИН России по противодействию экстремизму

Анатолий Михайлович Кононов1,

Дмитрий Олегович Матвеев2

1■ 2Академия управления МВД России, Москва, Россия

1a.kononov@bk.ru

2Dimon1205M@rambler.ru

АННОТАЦИЯ. Введение. Посвящается рассмотрению ряда актуальных проблем организации сотрудничества Министерства внутренних дел и Федеральной службы исполнения наказаний в работе по противодействию проявлениям экстремизма в учреждениях уголовно-исполнительной системы. В настоящее время значимость этой темы обусловлена усложнившейся внешнеполитической обстановкой и, как следствие, потенциальными угрозами обострения межэтнических, межконфессиональных и идеологических противоречий. Приходится констатировать, что особую опасность случаи проявления нетерпимости и радикализма представляют для учреждений уголовно-исполнительной системы. Из-за отсутствия в структуре Федеральной службы исполнения наказаний подразделений, задачей которых является борьба с экстремизмом, важным инструментом противодействия ему выступает сотрудничество с Министерством внутренних дел.

Цель исследования заключается в получении нового знания об имеющихся проблемах, возникающих в процессе взаимодействия МВД России и ФСИН России в работе по противодействию экстремизму с формированием на этой основе научно обоснованных выводов и предложений относительно повышения эффективности таких мер.

На основе обобщения полученных результатов научного исследования авторами делается вывод о том, что основными направлениями совершенствования сотрудничества Министерства внутренних дел и Федеральной службы исполнения наказаний в противодействии экстремизму являются развитие нормативного регулирования, а также создание системы подготовки специалистов по борьбе с экстремизмом в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: экстремизм, ФСИН России, МВД России, сотрудничество, противодействие

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Кононов А. М., Матвеев Д. О. О некоторых актуальных проблемах организации сотрудничества МВД России и ФСИН России по противодействию экстремизму // Научный портал МВД России. 2023. № 1 (61). С. 38-42.

Law Enforcement

Original article

On some topical problems of organizing cooperation Ministry of Internal Affairs of Russia and the Federal Penitentiary Service

of Russia for combating extremism

Anatoly M. Kononov1, Dmitry O. Matveev2

12Academy of Management of the MIA of Russia, Moscow, Russia

1a.kononov@bk.ru

2Dimon1205M@rambler.ru

ABSTRACT. Introduction. The article is devoted to the consideration of a number of urgent problems of the organization of cooperation between the Ministry of Internal Affairs and the Federal Penitentiary Service in the work on countering manifestations of extremism in institutions of the penal system. Currently, the importance of this topic is due to the complicated foreign policy situation and, as a result, potential threats of aggravation of interethnic, interfaith and ideological contradictions. We have to state that instances of manifestations of intolerance and radicalism pose a special danger to institutions of the penitentiary system. Due to the absence in the structure of the Federal Penitentiary Service of units whose task is to combat extremism, an important tool for countering it is cooperation with the Ministry of Internal Affairs.

© Кононов А. М., Матвеев Д. О., 2023

The purpose of the study is to obtain new knowledge about the existing problems that arise in the process of interaction between the Ministry of Internal Affairs of Russia and the Federal Penitentiary Service of Russia in countering extremism with the formation on this basis of evidence-based conclusions and proposals for improving the effectiveness of such measures.

Based on the generalization of the results of the scientific study, the authors conclude that the main areas for improving cooperation between the Ministry of Internal Affairs and the Federal Penitentiary Service in combating extremism are the development of regulatory regulation, as well as the creation of a system for training specialists in combating extremism in institutions of the penitentiary system.

KEYWORDS: extremism, Federal Penitentiary Service of Russia, Ministry of Internal Affairs of Russia, cooperation, counteraction

FOR CITATION: Kononov A. M., Matveev D. O. On some topical problems of organizing cooperation Ministry of Internal Affairs of Russia and the Federal Penitentiary Service of Russia for combating extremism // Scientific portal of the Russian Ministry of internal Affairs. 2023. № 1 (61). P. 38-42 (In Russ.).

Вряд ли необходимо доказывать, что успех в деле противодействия преступности, и особенно ее наиболее опасным проявлениям, во многом зависит от сплоченности, скоординированности, единения усилий всех правоохранительных органов.

Экстремизм представляет собой серьезную угрозу безопасности любого государства. Современная геополитическая обстановка, в которой оказалась Россия, провоцирует рост экстремизма внутри нашей страны. Только в период с января по июнь 2022 г. в Российской Федерации было зарегистрировано 885 преступлений экстремистской направленности, что на 28,8 % превышает показатель предыдущего года1. Радикальная идеология, на которой базируется экстремизм, проникает в различные сферы общества, под ее влияние попадают граждане различного возраста, национальности, вероисповедания и социального положения. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации констатирует, что усиливающаяся нестабильность в мире, рост радикальных и экстремистских настроений могут привести к попыткам разрешить нарастающие межгосударственные противоречия за счет поиска внутренних и внешних врагов, к разрушению экономики, традиционных ценностей и игнорированию основных прав и свобод человека2.

Особую опасность представляет проникновение экстремистских идей в среду осужденных к лишению свободы. Как справедливо отмечал в одной из своих многочисленных работ Н. В. Румянцев, осужденные, находясь в местах лишения свободы, испытывают серьезный психологический стресс, вызванный самим фактом осужде-

1 См.: Состояние преступности в Российской Федерации (за январь-июнь 2022 г.) : аналитический сборник. С. 4. Ш_ : ЬПрз://хп--Ь1аеш.хп--р1а|/геро^8/^ет/31904956/ (дата обращения : 14.09.2022).

2 См.: О Стратегии национальной безопасности Россий-

ской Федерации : Указ Президента Рос. Федерации от 2 июля

2021 г. № 400 // Собр. законодательства Рос. Федерации.

2021. № 27 (ч. II), ст. 5351.

ния, вследствие чего становятся легкодоступными для идеологов экстремистских взглядов [1, с. 73]. Как правило, источником распространения таких идей становятся лица, отбывающие наказание за совершение преступлений экстремистского характера. Находясь в местах лишения свободы, такие лица нередко продолжают свою противоправную деятельность, втягивая в свои ряды новых адептов. Подтверждением тому являются многочисленные примеры создания подпольных ячеек экстремистской направленности в исправительных учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФСИН России).

О важности указанной проблемы свидетельствует тот факт, что в основном программном документе развития уголовно-исполнительной системы на период до 2030 г. усиление мер, направленных на недопущение распространения экстремизма в учреждениях уголовно-исполнительной системы, указано в качестве одной из главных задач, стоящих перед пенитенциарной системой в ближайшие годы3.

Отсутствие собственных подразделений по борьбе с экстремизмом обусловливает необходимость сотрудничества ФСИН России с иными правоохранительными органами, центральное место среди которых занимает Министерство внутренних дел (далее - МВД России). В свою очередь для МВД России взаимодействие с ФСИН России позволяет обеспечить комплексный подход к работе по данному направлению.

Положение о Федеральной службе исполнения наказаний устанавливает, что ФСИН России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной

3 См.: Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года : распоряжение Правительства Рос. Федерации от 29 апр. 2021 г. № 1138-р. URL : https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/400639567/ (дата обращения : 14.11.2022).

власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями4. Аналогичная норма содержится и в Положении о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, которое предписывает МВД России, помимо вышеуказанных органов, взаимодействовать также с иными государственными органами5.

В настоящее время Федеральная служба исполнения наказаний наиболее тесно взаимодействует с Министерством внутренних дел.

На совместной коллегии МВД России и ФСИН России 26 октября 2022 г. Министр внутренних дел Российской Федерации генерал полиции В. А. Колокольцев отмечал, что подразделения двух ведомств активно взаимодействуют по самому широкому спектру вопросов: «Сотрудники органов внутренних дел вместе с коллегами из Службы исполнения наказаний устанавливают виновных в совершении преступлений, обеспечивают их содержание в спецучреждениях и участие в уголовном судопроизводстве. Принимают меры для предупреждения повторных нарушений. Сообща нам удалось добиться весомых результатов. За последние пять лет число криминальных посягательств, раскрытых при содействии учреждений уголовно-исполнительной системы, выросло в два раза. В минувшем году этот показатель превысил 40 тыс. Позитивная динамика сохраняется и в текущем периоде. Более чем на 20 % увеличилось количество деяний, по которым лица установлены при помощи Службы, в том числе почти на 40 % - прошлых лет. Это значимый вклад в восстановление прав и законных интересов граждан, соблюдение принципа неотвратимости наказания»6.

Изучавшая вопросы совместной деятельности МВД России и ФСИН России Н. С. Малолет-кина выделяет следующие основные сферы их взаимодействия:

оказание со стороны ФСИН России содействия оперативным подразделениям МВД России при осуществлении оперативно-розыскной дея-

4 См.: Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний : Указ Президента Рос. Федерации от 13 окт. 2004 г. № 1314 : ред. от 11 апр. 2022 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 42, ст. 4109.

5 См.: Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации : Указ Президента Рос. Федерации от 21 дек. 2016 г. № 699 : с изм. от 6 июня 2022 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 52, ст. 7614.

6 Владимир Колокольцев выступил на совместном заседании коллегий МВД России и ФСИН России. Ш_ : ИПрв:// mvdmedia.ru/news/official/vladimir-kolokoltsev-vystupil-na-sovmestnom-zasedanii-kollegiy-mvd-rossii-i-fsin-rossii/ (дата обращения : 14.11.2022).

тельности в рамках раскрытия и расследования преступлений7;

совместную профилактику и предупреждение совершения лицами, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, преступлений и иных правонарушений8;

осуществление административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы9;

совместную деятельность по подготовке к действиям при чрезвычайных ситуациях, ликвидации последствий при стихийных бедствиях [2, с. 64].

Перечисленные сферы взаимодействия свидетельствуют о высоком уровне взаимоотношений, достигнутом в последние годы между двумя ведомствами. Вместе с тем считаем, что приведенный перечень на сегодняшний день является неполным. Отдельное самостоятельное место среди направлений взаимодействия по праву занимает сотрудничество по противодействию экстремизму со стороны лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы.

Следует также отметить, что применительно к деятельности, направленной на противодействие экстремизму, необходимо говорить не просто о взаимодействии двух ведомств, а об их сотрудничестве как высшей форме взаимодействия. Ранее в работах по данной тематике достаточно аргументированно была обоснована точка зрения, согласно которой «сотрудничество представляет собой не просто совместный труд, совместное участие в решении задач по охране правопорядка, а такую совместную деятельность, которая строится как на принципах согласованности, единства мнений и слаженности действий, систематичности и устойчивости, так и на принципах взаимного партнерства и взаимного доверия, взаимной заинтересованности, поддержки, позитивного и созидательного взаимодействия,

7 См.: Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы : Закон Рос. Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1 : ред. от 11 июня 2022 г. // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Рос. Федерации. 1993. № 33, ст. 1316.

8 См.: Об утверждении Регламента взаимодействия ФСИН России и МВД России по предупреждению совершения лицами, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций, преступлений и других правонарушений : приказ Минюста России и МВД России от 4 окт. 2012 г. № 190/912 : ред. от 20 янв. 2017 г. // Рос. газ. 2012. № 248.

9 См.: Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы : Федер. закон от 6 апр. 2011 г. № 64-ФЗ : ред. от 1 окт. 2019 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 15, ст. 2037.

что свидетельствует о качественно ином уровне взаимоотношений» [3, с. 122].

Социальная опасность пенитенциарного экстремизма, выражающаяся в его способности «заразить» большое число как осужденных к лишению свободы, так и сотрудников пенитенциарного ведомства, а также в тяжести грозящих обществу последствий, свидетельствует о необходимости максимального привлечения совместных сил и средств, что, естественно, возможно только в рамках сотрудничества.

Следует несколько слов сказать о непосредственных субъектах сотрудничества в рассматриваемой сфере. В системе МВД России функционируют Главное управление по противодействию экстремизму и региональные центры противодействия экстремизму, в задачи которых входит выявление и профилактика правонарушений экстремистского характера. Именно на данные подразделения возлагается обязанность по организации сотрудничества с представителями уголовно-исполнительной системы в рамках борьбы с экстремизмом. Со стороны уголовно-исполнительной системы такими субъектами выступают сотрудники оперативных подразделений и воспитательных служб ФСИН России.

Несомненно, сотрудничество МВД России и ФСИН России по такому важному направлению, как противодействие экстремизму, организовано и успешно осуществляется уже не один год. Вместе с тем ставшие известными случаи создания ячеек экстремистской направленности на территории исправительных учреждений свидетельствуют о проблемах в такой организации.

Главным недостатком, препятствующим более эффективной организации сотрудничества между МВД России и ФСИН России по противодействию экстремизму, на наш взгляд, является несовершенство правовой регламентации такого взаимодействия. Вместе с тем опыт сотрудничества МВД России и ФСИН России по другим направлениям показывает, что наибольшие результаты совместной деятельности ведомств достигаются в тех сферах, которые получили нормативное регулирование.

Ярким примером такого направления взаимодействия является профилактика и предупреждение совершения лицами, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, преступлений и иных правонарушений. Так, совместным приказом Минюста России и МВД России утвержден Регламент взаимодействия ФСИН России и МВД России по предупреждению совершения лицами, состоящими на учете уголовно-испол-

нительных инспекций, преступлений и других правонарушений. Другим примером успешной совместной деятельности ФСИН России и МВД России является организация административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Полномочия органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы при осуществлении административного надзора установлены федеральным законом с одноименным названием10.

Не менее важной проблемой является отсутствие единой системы подготовки сотрудников полиции и работников уголовно-исполнительной системы к деятельности по профилактике и пресечению проявлений экстремизма. В образовательных организациях МВД России и ФСИН России в рамках преподавания отдельных дисциплин обучающиеся получают знания о таких явлениях, как экстремизм, нетерпимость, ксенофобия, учатся идентифицировать данные явления в огромном массиве общественных отношений, осваивают основы профилактики. Однако необходимо признать, что будущие сотрудники органов внутренних дел, которым предстоит вести борьбу с экстремизмом, зачастую плохо знают специфику функционирования учреждений уголовно-исполнительной системы, особенности исполнения наказания в виде лишения свободы, характеристику среды осужденных. В свою очередь выпускники образовательных учреждений ФСИН России не обладают всей полнотой знаний о противодействии правонарушениям экстремистской направленности. Это связано с тем, что Федеральная служба исполнения наказаний не имеет такой специфической задачи, как борьба с экстремизмом. Все это может в дальнейшем оказать негативное влияние на организацию совместной деятельности в рассматриваемом направлении.

В связи с этим считаем целесообразным предусмотреть ряд организационных мер. Во-первых, разработать унифицированные образовательные программы для обучающихся образовательных организаций МВД России и ФСИН России, которые позволили бы аккумулировать в себе опыт всех предшествующих лет по профилактике и противодействию этому общественно опасному явлению. Во-вторых, необходимо организовать на базе образовательных учреждений ФСИН России проведение краткосрочных курсов (до двух месяцев) для сотрудников центров противодей-

10 См.: Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы : Федер. закон от

6 апр. 2011 г. № 64-ФЗ : ред. от 1 окт. 2019 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 15, ст. 2037.

ствия экстремизму МВД России, в рамках которых сотрудники полиции смогут более подробно ознакомиться со спецификой деятельности отечественной пенитенциарной системы и получить знания об особенностях проявления экстремизма среди осужденных к лишению свободы.

Таким образом, сотрудничество Министерства внутренних дел и Федеральной службы исполнения наказаний по противодействию экстремизму является важным инструментом в

борьбе с этим общественно опасным явлением. Вместе с тем при организации взаимодействия двух ведомств по данному направлению на сегодняшний день существует ряд проблем. Их решение обусловливает необходимость проведения научных исследований. Разработка научно обоснованных предложений позволит более эффективно осуществлять противодействие экстремизму в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Румянцев Н. В. О задачах органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы по противодействию экстремистской и террористической деятельности: современное состояние, методы и приемы профилактики // Вестник Московского университета МВД России. 2020. № 1. С. 72-75.

2. Малолеткина Н. С. Вопросы взаимодействия Федеральной службы исполнения наказаний с другими правоохранительными органами // Вестник Самарского юридического института ФСИН России. 2019. № 1. С. 62-66.

3. Кононов А. М., Петрова О. В. К вопросу о применении понятий «взаимодействие» и «сотрудничество» в соглашениях МВД России и его территориальных органов на региональном уровне с государственными органами и негосударственными организациями // Научный портал МВД России. 2020. № 1 (49). С. 117-125.

REFERENCES

1. Rumyantsev N. V. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii (Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia), 2020, No. 1, pp. 72-75.

2. Maloletkina N. S. Vestnik Samarskogo yuridicheskogo instituta FSIN Rossii (Bulletin of the Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia), 2019, No. 1, pp. 62-66.

3. Kononov A. M., Petrova O. V. Nauchnyj portal MVD Rossii (Scientific portal of the Ministry of Internal Affairs of Russia), 2020, No. 1 (49), pp. 117-125.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

А. М. Кононов - доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, главный научный сотрудник научно-исследовательского центра федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Российская Федерация, 125993, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8);

Д. О. Матвеев - адъюнкт федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Российская Федерация, 125993, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8).

INFORMATION ABOUT THE AUTORS

A. M. Kononov - Doctor of Law, Professor, Honored Lawyer of the Russian Federation, Chief Researcher of the Research Center of the Federal State Public Educational Establishment of Higher Education «Management Academy of the Ministry of the Interior of the Russian Federation» (Zoya and Alexander Kosmodemyanskikh str., В, Moscow, 125993, Russian Federation);

D. O. Matveev - post-gratuited student of the of the Federal State Public Educational Establishment of Higher Education «Management Academy of the Ministry of the Interior of the Russian Federation» (Zoya and Alexander Kosmodemyanskikh str., В, Moscow, 125993, Russian Federation).

ВКЛАД АВТОРОВ

Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

CONTRIBUTION OF THE AUTHORS

The authors contributed equally to this article.

The authors declare no conflicts of interests.

Рукопись поступила в редакцию 29.11.2022; одобрена после рецензирования 30.11.2022; принята к публикации 30.01.2023.

The article was submitted 29.11.2022; approved after reviewing 30.11.2022; accepted for publication 30.01.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.