Научная статья на тему 'Генезис понятия «взаимодействие» применительно к деятельности МВД России и ФСИН России'

Генезис понятия «взаимодействие» применительно к деятельности МВД России и ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
51
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
взаимодействие / МВД России / ФСИН России / органы внутренних дел / уголовно-исполнительная система / сущность / признаки / interaction / Ministry of Internal Affairs of Russia / Federal Penitentiary Service of Russia / internal affairs bodies / penal enforcement system / essence / signs

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Матвеев Дмитрий Олегович

Актуальность изучения процесса развития научных взглядов на сущность понятия «взаимодействие» применительно к деятельности МВД России и ФСИН России обусловлена потребностью в научном сопровождении управленческих процессов в данных правоохранительных органах на современном этапе. Постановка проблемы: общеизвестно, что первопричиной многих разногласий в практической деятельности является неоднозначное понимание фундаментальных понятий в той или иной сфере общественных отношений. В обстановке возрастающей международной напряженности и, как следствие, обострения негативных процессов в нашей стране, способных повлечь массовые нарушения прав граждан, правоохранительным органам государства необходимо объединить усилия, сплотиться для противостояния возникающим угрозам. МВД России традиционно занимает центральное место в системе таких органов. Именно МВД России, на наш взгляд, обладает всеми средствами, необходимыми для эффективной борьбы с преступностью, а значит, должно стать ведомством, координирующим взаимодействие всех элементов правоохранительной системы при решении задач по обеспечению внутренней безопасности. Как было сказано выше, эффективному выполнению практических задач в любой сфере должно предшествовать их научное исследование. В данном случае должно быть уделено внимание изучению такого понятия, как взаимодействие в органах внутренних дел. При этом наиболее глубокое осмысление семантики этого явления возможно лишь посредством ретроспективного анализа научных взглядов на его сущность. Пенитенциарная система нашей страны, ныне отнесенная к ФСИН России, в недалеком прошлом являлась неотъемлемой частью органов внутренних дел. Науки управления в органах внутренних дел и уголовно-исполнительной системе хотя и развивались самостоятельно, однако оказывали друг на друга большое влияние. В этой связи для полноты понимания процессов взаимодействия в МВД России необходимо дополнительное изучение аналогичных явлений в деятельности Федеральной службы исполнения наказаний. Цель исследования: изучение основных этапов развития научной мысли о сущности понятия «взаимодействие» применительно к деятельности МВД России и ФСИН России. Методы исследования: в исследовании использованы общенаучные методы: анализ, синтез, дедукция, индукция, позволившие проанализировать содержащиеся в научной литературе определения. Результаты и ключевые выводы: большинство исследователей, занимавшихся изучением вопросов взаимодействия применительно к деятельности МВД России и ФСИН России, уделяли внимание семантическому анализу данного явления, выделению его сущностных характеристик. Длительное функционирование органов внутренних дел и исправительных учреждений в рамках единой системы обусловило унификацию научных подходов к пониманию сущности взаимодействия в этих ведомствах. Данная традиция существует и поныне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Матвеев Дмитрий Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Genesis of the Concept of "Interaction" in Relation to the Activities of the Ministry of Internal Affairs of Russia and the Federal Penitentiary Service of Russia

The relevance of studying the process of developing scientific views on the essence of the concept of “interaction” in relation to the activities of the Ministry of Internal Affairs of Russia and the Federal Penitentiary Service of Russia is due to the need for scientific support of management processes in these law enforcement agencies at the present stage. Problem statement: it is well known that the root cause of many disagreements in practice is an ambiguous understanding of fundamental concepts in a particular sphere of public relations. In an environment of increasing international tension and, as a result, the aggravation of negative processes in our country that can lead to massive violations of citizens’ rights, the law enforcement agencies of the state need to join forces, unite to confront emerging threats. The Ministry of Internal Affairs of Russia traditionally occupies a central place in the system of such bodies. It is the Ministry of Internal Affairs of Russia, in our opinion, that has all the means necessary to effectively combat crime, which means that it should become an agency coordinating the interaction of all elements of the law enforcement system in solving internal security tasks. As mentioned above, the effective implementation of practical tasks in any field should be preceded by their scientific research. In this case, attention should be paid to the study of such a concept as interaction in the internal affairs bodies. At the same time, the most profound understanding of the semantics of this phenomenon is possible only through a retrospective analysis of scientific views on its essence. The penitentiary system of our country, now referred to the Federal Penitentiary Service of Russia, in the recent past was an integral part of the internal affairs bodies. The sciences of management in the internal affairs bodies and the penal system, although they developed independently, nevertheless had a great influence on each other. In this regard, in order to fully understand the processes of interaction in the Ministry of Internal Affairs of Russia, additional study of similar phenomena in the activities of the Federal Penitentiary Service is necessary. The purpose of the study: to study the main stages of the development of scientific thought about the essence of the concept of “interaction” in relation to the activities of the Ministry of Internal Affairs of Russia and the Federal Penitentiary Service of Russia. Research methods: general scientific methods were used in the study: analysis, synthesis, deduction, induction, which made it possible to analyze the definitions contained in the scientific literature. Results and key conclusions: most of the researchers who studied the issues of interaction in relation to the activities of the Ministry of Internal Affairs of Russia and the Federal Penitentiary Service of Russia paid attention to the semantic analysis of this phenomenon, highlighting its essential characteristics. The long-term functioning of internal affairs bodies and correctional institutions within a single system has led to the unification of scientific approaches to understanding the essence of interaction in these departments. This tradition still exists today.

Текст научной работы на тему «Генезис понятия «взаимодействие» применительно к деятельности МВД России и ФСИН России»

196

Dmitriy Olegovich Matveev,

Adjunct of the 3rd Faculty

(Training of Scientific and Pedagogical Staff),

Management Academy of the Ministry

of the Interior of Russia,

Russian Federation, 125171, Moscow,

Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8

ORCID 0000-0002-0644-3510

E-mail: Dimon1205M@rambler.ru

Scientific speciality: 5.1.2. Public Law (State Law) Sciences

Матвеев Дмитрий Олегович,

адъюнкт 3-го факультета (подготовки научных и научно-педагогических кадров), Академия управления МВД России, Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8

ORCID 0000-0002-0644-3510

E-mail: Dimon1205M@rambler.ru

Научная специальность: 5.1.2. Публично-правовые (государственно-правовые) науки

УДК 342.6

DOI 10.24412/2072-9391-2023-367-196-203

Дата поступления статьи: 16 марта 2023 г. Дата принятия статьи в печать: 18 сентября 2023 г.

Генезис понятия «взаимодействие» применительно к деятельности МВД России и ФСИН России

The Genesis of the Concept of "Interaction" in Relation to the Activities of the Ministry of Internal Affairs of Russia and the Federal Penitentiary Service of Russia

Аннотация

Актуальность изучения процесса развития научных взглядов на сущность понятия «взаимодействие» применительно к деятельности МВД России и ФСИН России обусловлена потребностью в научном сопровождении управленческих процессов в данных правоохранительных органах на современном этапе.

Постановка проблемы: общеизвестно, что первопричиной многих разногласий в практической деятельности является неоднозначное понимание фундаментальных понятий в той или иной сфере общественных отношений. В обстановке возрастающей международной напряженности и, как следствие, обострения негативных процессов в нашей стране, способных повлечь массовые нарушения прав граждан, правоохранительным органам государства необходимо объединить усилия, сплотиться для противостояния возникающим угрозам. МВД России традиционно занимает центральное место в системе таких органов. Именно МВД России, на наш взгляд, обладает всеми средствами, необходимыми для

Abstract

The relevance of studying the process of developing scientific views on the essence of the concept of "interaction" in relation to the activities of the Ministry of Internal Affairs of Russia and the Federal Penitentiary Service of Russia is due to the need for scientific support of management processes in these law enforcement agencies at the present stage.

Problem statement: it is well known that the root cause of many disagreements in practice is an ambiguous understanding of fundamental concepts in a particular sphere of public relations. In an environment of increasing international tension and, as a result, the aggravation of negative processes in our country that can lead to massive violations of citizens' rights, the law enforcement agencies of the state need to join forces, unite to confront emerging threats. The Ministry of Internal Affairs of Russia traditionally occupies a central place in the system of such bodies. It is the Ministry of Internal Affairs of Russia, in our opinion, that has all the means necessary to effectively combat crime, which means that it should become an agency coordinating the interaction of all elements of the law

эффективной борьбы с преступностью, а значит, должно стать ведомством, координирующим взаимодействие всех элементов правоохранительной системы при решении задач по обеспечению внутренней безопасности. Как было сказано выше, эффективному выполнению практических задач в любой сфере должно предшествовать их научное исследование. В данном случае должно быть уделено внимание изучению такого понятия, как взаимодействие в органах внутренних дел. При этом наиболее глубокое осмысление семантики этого явления возможно лишь посредством ретроспективного анализа научных взглядов на его сущность. Пенитенциарная система нашей страны, ныне отнесенная к ФСИН России, в недалеком прошлом являлась неотъемлемой частью органов внутренних дел. Науки управления в органах внутренних дел и уголовно-исполнительной системе хотя и развивались самостоятельно, однако оказывали друг на друга большое влияние. В этой связи для полноты понимания процессов взаимодействия в МВД России необходимо дополнительное изучение аналогичных явлений в деятельности Федеральной службы исполнения наказаний.

Цель исследования: изучение основных этапов развития научной мысли о сущности понятия «взаимодействие» применительно к деятельности МВД России и ФСИН России.

Методы исследования: в исследовании использованы общенаучные методы: анализ, синтез, дедукция, индукция, позволившие проанализировать содержащиеся в научной литературе определения.

Результаты и ключевые выводы: большинство исследователей, занимавшихся изучением вопросов взаимодействия применительно к деятельности МВД России и ФСИН России, уделяли внимание семантическому анализу данного явления, выделению его сущностных характеристик. Длительное функционирование органов внутренних дел и исправительных учреждений в рамках единой системы обусловило унификацию научных подходов к пониманию сущности взаимодействия в этих ведомствах. Данная традиция существует и поныне.

enforcement system in solving internal security tasks. As mentioned above, the effective implementation of practical tasks in any field should be preceded by their scientific research. In this case, attention should be paid to the study of such a concept as interaction in the internal affairs bodies. At the same time, the most profound understanding of the semantics of this phenomenon is possible only through a retrospective analysis of scientific views on its essence. The penitentiary system of our country, now referred to the Federal Penitentiary Service of Russia, in the recent past was an integral part of the internal affairs bodies. The sciences of management in the internal affairs bodies and the penal system, although they developed independently, nevertheless had a great influence on each other. In this regard, in order to fully understand the processes of interaction in the Ministry of Internal Affairs of Russia, additional study of similar phenomena in the activities of the Federal Penitentiary Service is necessary.

The purpose of the study: to study the main stages of the development of scientific thought about the essence of the concept of "interaction" in relation to the activities of the Ministry of Internal Affairs of Russia and the Federal Penitentiary Service of Russia.

Research methods: general scientific methods were used in the study: analysis, synthesis, deduction, induction, which made it possible to analyze the definitions contained in the scientific literature.

Results and key conclusions: most of the researchers who studied the issues of interaction in relation to the activities of the Ministry of Internal Affairs of Russia and the Federal Penitentiary Service of Russia paid attention to the semantic analysis of this phenomenon, highlighting its essential characteristics. The long-term functioning of internal affairs bodies and correctional institutions within a single system has led to the unification of scientific approaches to understanding the essence of interaction in these departments. This tradition still exists today.

Ключевые слова: взаимодействие; МВД России; ФСИН России; органы внутренних дел; уголовно-исполнительная система; сущность; признаки.

Keywords: interaction; Ministry of Internal Affairs of Russia; Federal Penitentiary Service of Russia; internal affairs bodies; penal enforcement system; essence; signs.

Являясь элементами единого государ- вей власти при реализации возложенных ственного механизма, органы всех вет- на них функций не могут действовать авто-

198

номно — они вынуждены взаимодействовать между собой. Наиболее остро потребность в консолидации сил и средств проявляется в деятельности правоохранительных органов государства. Защита прав граждан и юридических лиц, борьба с преступностью, профилактика правонарушений — важнейшие задачи органов охраны правопорядка — требуют объединения усилий всех уполномоченных субъектов.

Ни для кого не секрет, что среди правоохранительных органов, осуществляющих борьбу с преступностью в нашей стране, ведущую роль играет МВД России, силами которого раскрывается и расследуется большая часть преступлений и административных правонарушений. Исполнение подавляющего числа наказаний, предусмотренных отечественным уголовным законодательством, возложено на ФСИН России, которая путем реализации процесса исправления лиц, осужденных за совершение преступлений, содействует профилактике новых противоправных деяний. Надо отметить, что отечественная пенитенциарная система, возглавляемая ФСИН России, не единожды за свою историю меняла ведомственную принадлежность. Начиная с 1879 г., когда было создано Главное тюремное управление, объединившее под своим началом все существующие на тот момент места заключения, пенитенциарная система поочередно являлась частью то Министерства (Наркомата) внутренних дел, то Министерства (Наркомата) юстиции. При этом наиболее длительное руководство пенитенциарными учреждениями осуществляло Министерство (Наркомат) внутренних дел - с 1879 по 1895 г., с 1922 по 1953 г., и с 1954 по 1998 г. [24, с. 11]. Учитывая все вышесказанное, не вызывает сомнений особая роль, которую играет взаимодействие МВД России и ФСИН России на современном этапе развития правоохранительных органов нашей страны.

Для того чтобы понять уровень сложившихся на данный момент взаимоотношений между МВД России и ФСИН России, а также определить перспективы их дальнейшего развития, необходимо обратиться к семантическому анализу понятия «взаимодействие» применительно к деятельности данных правоохранительных органов.

Наука управления не была первой дисциплиной, занимавшейся исследованием вопросов взаимодействия. Появлению работ по осмыслению категории взаимодействия мы обязаны, в первую очередь, таким наукам, как философия, кибернетика, общая теория систем.

Впервые взаимодействие в системах в 20-х гг. XX в. исследовал известный русский ученый-экономист А. А. Богданов (1873— 1928). Он явился основоположником новой научной дисциплины — Всеобщей организационной науки (тектологии), главным положением которой явилась мысль о том, что любое явление необходимо изучать с учетом его организации (т. е. взаимосвязи между собой всех его составляющих, а также отношения целого явления с внешними системами). По мнению А. А. Богданова, единые законы организации систем действуют в отношении любых объектов, а структурные связи и закономерности характерны даже для самых разнородных явлений [4]. На сегодняшний день можно с уверенностью утверждать, что учение А. А. Богданова явилось первой попыткой представить общую теорию систем.

Впоследствии развитием положений общей теории систем в своих работах занимались такие ученые, как Н. Винер, О. Лан-ге, Людвиг фон Берталанфи, М. Месарович, У. Р. Эшби. Среди соотечественников, внесших значительный вклад в развитие идей взаимодействия, можно выделить исследователей — Н. М. Амосова, В. И. Вернадского, В. М. Глушкова, А. И. Уёмова, А. Л. Чижевского и др.

Толчком для изучения взаимодействия в науке управления явились процессы специализации и дифференциации труда, проявившиеся на рубеже Х1Х—ХХ вв. в производстве и экономике большинства развитых стран Запада. Именно в этот период взаимодействие стало рассматриваться как объективная закономерность процесса управления и стало изучаться с целью его организации и придания ему направленного характера [6].

Специализация в производстве предопределила появление новых подходов к решению проблем в сфере управления. Достижения управленческой науки, а именно разработка основ организации взаимодействия, нашли свое отражение в работах таких иностранных ученых, как Дж. Бернхем, Т. Парсонс, А. Сло-ун, Ф. Тейлор, А. Файоль, Г. Форд, Г. Черч, Г. Эмерсон и др.

Среди вышеуказанных исследователей наибольший вклад в изучение проблем взаимодействия, на наш взгляд, внес Ф. Тейлор. Он первым из ученых в своих работах стал уделять внимание таким вопросам, как организация взаимодействия в управленческом процессе, введение порядка в организации распределения работ, поиск и распределение персонала [21].

В России идеи научной организации управления получили свое развитие в 20-е гг.

XX в. Им были посвящены труды А. К. Гасте-ва, Л. А. Жданова, П. М. Керженцева и других авторов. Вместе с тем, как пишет А. Н. Власов, вопросы управления в правоохранительной сфере на данном этапе практически не рассматривались, так как внимание прежде всего уделялось вопросам управления в социалистическом хозяйстве [6].

Впервые вопросы взаимодействия в правоохранительных органах стали предметом изучения отечественных правоведов на рубеже 60—70-х гг. прошлого столетия. Взаимодействию в системе органов внутренних дел посвятили работы такие ученые, как: С. Е. Вицин [5], В. З. Весёлый, А. П. Ипакян [14], В. Г. Кутушев, А. Ф. Майдыков [16], Г. А. Туманов и др. Так, например, В. Г. Кутушев под взаимодействием понимает «основанное на законах и подзаконных актах, согласованное по задачам, направлениям и времени совместное использование сил и средств органа внутренних дел, других государственных органов, общественных организаций и трудовых коллективов в интересах достижения общей цели обеспечения правопорядка в городе или районе» [19, с. 88].

Примерно в этот же период отдельные авторы стали рассматривать исправительно-трудовые учреждения, которые являлись на тот момент частью системы органов внутренних дел, как специфическую социальную систему, наделенную целями и задачами, имеющую собственную структуру и функции. Данное обстоятельство обусловило необходимость отдельной, более глубокой разработки вопросов взаимодействия как внутри данной системы, так и с другими субъектами [6].

Наиболее весомый вклад в исследование вопросов организации взаимодействия в уголовно-исполнительной системе на данном этапе внесли такие ученые, как:

A. А. Аксёнов [1], Д. В. Гребельский [8],

B. В. Дедюхин и Ф. Г. Канцарин [10], К. К. Ермаков, М. П. Мелентьев [17] и др. Так, например, в учебном пособии, изданном в 1978 г. за авторством В. В. Де-дюхина и Ф. Г. Канцарина, было определено значение и сущность взаимодействия структурных подразделений пенитенциарного учреждения, дана характеристика его основных направлений, а также указаны типичные недостатки организации. Под взаимодействием частей и служб исправительных учреждений авторы понимают основанные на законах и подзаконных актах, совместные или согласованные по задачам, направлениям и времени действия в интересах выполнения служебно-оперативных задач с максимальной эффективностью [10].

Несмотря на довольно активный интерес, проявленный к теме взаимодействия со стороны вышеуказанных исследователей, необходимо отметить, что вопросы, связанные с ней, были изучены недостаточно полно. Вызвано это было тем обстоятельством, что органы внутренних дел в указанный период представляли собой довольно закрытую социальную систему, что не позволяло подробно исследовать проблемы организации взаимодействия как внутри нее, так и с иными субъектами. Разработки осуществлялись узким кругом специалистов, имеющих доступ к материалам ограниченного пользования. Это обусловило субъективизм в оценке ситуации.

Новым импульсом к изучению проблем взаимодействия послужили демократические преобразования, происходившие в нашей стране в конце 80-х — в начале 90-х гг. Деятельность органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы стала более открытой и прозрачной, перед ними были поставлены новые цели и задачи, появились дополнительные функции, изменения коснулись структуры этих органов. Исходя из этого, появился запрос на проведение более глубоких научных исследований в сфере их деятельности, в том числе и по вопросам взаимодействия. Так, на данном этапе стали известными работы В. Е. Южанина [23], в которых автор характеризует правовое регулирование взаимодействия в органах внутренних дел в целом и в уголовно-исполнительной системе в частности, формулирует основные принципы взаимодействия, а также предлагает пути его совершенствования.

Важной особенностью развития научной мысли в рассматриваемый период явился акцент на изучение особенностей взаимодействия органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы по отдельным направлениям деятельности. Так, например, Н. Н. Жильским был описан механизм взаимодействия органов внутренних дел и внутренних войск при осуществлении охраны общественного порядка [12]. И. О. Кулиев рассмотрел проблемы взаимодействия МВД России со средствами массовой информации при разрешении межнациональных конфликтов [15]. Н. П. Барабанов раскрыл особенности взаимодействия пенитенциарных учреждений с иными правоохранительными органами в рамках организации противодействия незаконному обороту наркотических средств и распространению наркомании [3]. Кроме того, были также проведены диссертационные исследования Ф. Ф. Давыдовым по проблемам сотрудничества испра-

200

вительных учреждений с религиозными организациями [9] и Г. Г. Никитиным по проблемам взаимодействия администрации исправительных колоний с общественностью в целях исправления осужденных [20].

Указом Президента Российской Федерации от 28 июля 1998 г. № 904 уголовно-исполнительная система в рамках реформирования была передана в ведение Министерства юстиции Российской Федерации1. Еще через шесть лет, в 2004 г., Главное управление исполнения наказаний Минюста России было реорганизовано в самостоятельную службу — ФСИН России2. Ни у кого не вызывает сомнения, что данные преобразования явились важным шагом на пути совершенствования деятельности отечественной пенитенциарной системы — в частности, были созданы условия для дальнейшей гуманизации исполнения уголовных наказаний. Кроме того, как пишет, Ю. И. Калинин, в результате этого уголовно-исполнительная система приобрела совершенно иное качество. ФСИН России стала полноправным участником политико-правовых отношений с иными органами различных уровней и ветвей власти (ФСБ России, МВД России, суды, прокуратура и другие) [14]. Значение высших руководителей отечественной пенитенциарной системы в формировании уголовно-исполнительной политики возросло как никогда.

Вместе с тем следует отметить, что «отпочкование» уголовно-исполнительной системы от МВД России имело для нее и негативные последствия. Став самостоятельной, пенитенциарная система была вынуждена принять ряд функций, ранее выполняемых иными подразделениями органов внутренних дел. Так, вновь созданному ведомству пришлось решать задачи по конвоированию осужденных и лиц, заключенных под стражу, правовому и медицинскому обеспечению, кадровой работе и профессиональному образованию. Помимо этого, как показала практика, по ряду направлений деятельности ФСИН России обойтись без помощи МВД России до сих пор не в состоянии (например, ресоциализация лиц, освободившихся из мест лишения свободы, розыск

1 О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации : Указ Президента Рос. Федерации от 28 июля 1998 г. № 908 : в ред. от 8 мая 2005 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 31. Ст. 3841.

2 Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний : Указ

Президента Рос. Федерации от 13 октября 2004 г. № 1314 : в ред. от 11 апреля 2022 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 42. Ст. 4109.

бежавших из исправительных учреждений и следственных изоляторов, противодействие экстремизму и т. д.). Именно осознание этой проблемы послужило в дальнейшем причиной появления ряда нормативных правовых актов, направленных на совершенствование взаимодействия двух ведомств3.

Изменения в организации и право-в ом обеспечении деятельности МВД России и ФСИН России послужили основанием для проведения новых научных изысканий по вопросам взаимодействия данных ведомств как между собой, так и с другими субъектами. В 2005 г. вышла в свет монография Р. Г. Миронова, посвященная проблеме взаимодействия органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы по обеспечению национальной безопасности в сфере правопорядка. В данной работе автор, опираясь на разработки предыдущих лет, определяет взаимодействие как «функционирование взаимосвязанных общей целью элементов системы органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы, объединенных в единую систему, занимающих равное положение, согласованное по месту и времени на основе кооперации, делового сотрудничества, взаимо помощи, направленное на эффективное и рациональное устранение внутренних угроз и конфликтов и нормализацию сложившейся обстановки в кратчайшие сроки в соответствии с действующим законодательством» [19]. В 2009 г. Г. В. Артамонов защитил кандидатскую диссертацию по вопросам взаимодействия оперативных отделов ФСИН России с подразделениями по борьбе с экономическими преступлениями МВД России. Проблему взаимодействия в сфере предупреждения преступлений лицами, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, исследовала И. С. Минаева [18]. Особенности взаимодействия МВД России и ФСИН России с иными субъектами изучали: И. С. Баженов, Н. П. Белая, Н. В. Желтова, И. В. Иващук, А. П. Матвеев, А. С. Потапова, О. В. Петрова и др.

3 См., например: О порядке взаимодействия Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы исполнения наказаний при реализации международных договоров Российской Федерации о реадмиссии : постановление Правительства Рос. Федерации от 19 июля 2012 г. № 728 : в ред. от 13 марта 2017 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 31. ст. 4359; Об утверждении Регламента взаимодействия ФСИН России и МВД России по предупреждению совершения лицами, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций, преступлений и других правонарушений : приказ Минюста России № 190, МВД России № 912 от 4 октября 2012 г. : ред. от 20 января 2017 г. // Рос. газ. 26 окт. 2012. № 248; и др.

Рассматривая взаимодействие как одну из важнейших функций, реализуемых в деятельности МВД России и ФСИН России, каждый из упомянутых нами исследователей пытался выделить присущие этому явлению признаки. Изучение научной литературы свидетельствует, что часть признаков, характеризующих понятие взаимодействия, выделяются в качестве обязательных всеми авторами, а в отношении отдельных признаков существуют разногласия. Так, наиболее важными признаками взаимодействия признаются следующие:

а) взаимодействие — это частная разновидность взаимосвязи как более общего философского понятия, представляющего собой взаимозависимость отдельных элементов [11, с. 193];

б) многосубъектность — для взаимодействия необходимо как минимум два субъекта [8, С. 71];

в) наличие согласованности между взаимодействующими элементами [1, 8];

г) согласованность таких действий по месту, времени и целям [10];

д) динамичность элементов взаимодействующей системы [6];

е) объективная необходимость такой деятельности [12; 17].

Таким образом, проведенное исследование показало, что взаимодействие является важным философским понятием, осмыслением которого занимались ученые в различных отраслях научного знания. Особое внимание данной категории было уделено в трудах исследователей, посвященных изучению управленческих вопросов в деятельности правоохранительных органов, в первую очередь МВД России и ФСИН России. Разнообразие авторских подходов к пониманию сущности и механизма взаимодействия применительно к деятельности данных органов обусловлено неоднократными изменениями в их структуре и функциональном наполнении.

Список литературы:

1. Аксёнов А. А. О понятии «организация взаимодействия» // Исправительно-трудовые учреждения. 1978. Вып. 5. С. 33-35.

2. Афанасьев В. Г. Научное управление обществом (опыт системного исследования). Москва, 1973. 384 с.

3. Барабанов Н. П. Исправительные учреждения России в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и наркоманией (криминологические, пенитенциарные, правовые и организационные аспекты предупреждения). Рязань, 2000. 238 с.

4. Богданов А. A Тектология: всеобщая организационная наука : в 2 кн. Москва, 1989. Кн. 1. 304 с.

5. Вицин С. Е. Системный подход и преступность. Москва, 1980. 140 с.

6. Власов А. Н. Теоретический аспект организации взаимодействия уголовно-исполнительной системы с органами внутренних дел // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2007. № 2. С. 41-47.

7. Гвишиани Д. М. Организация и управление. Социологический анализ буржуазных теорий. Москва, 1971. 536 с.

8. Гребельский Д. В. Теоретические основы и организационно-правовые проблемы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. Москва, 1997. 171 с.

9. Давыдов Ф. Ф. Организация сотрудничества исправительных учреждений с рели-

References:

1. Aksyonov A. A O ponyatii «organizaci-ya vzaimodejstviya» // Ispravitel'no-trudovye uchrezhdeniya. 1978. Vyp. 5. S. 33-35.

2. Afanas'ev V. G. Nauchnoe upravlenie obsh-chestvom (opyt sistemnogo issledovaniya). Moskva, 1973. 384 s.

3. Barabanov N. P. Ispravitel'nye uchrezhdeniya Rossii v bor'be s nezakonnym oborotom narkot-icheskih sredstv i narkomaniej (kriminologich-eskie, penitenciarnye, pravovye i organizacionnye aspekty preduprezhdeniya). Ryazan', 2000. 238 s.

4. Bogdanov A. A. Tektologiya: vseobshchaya organiza-cionnaya nauka : v 2 kn. Moskva, 1989. Kn. 1. 304 c.

5. Vicin S. E. Sistemnyj podhod i prestupnost'. Moskva, 1980. 140 s.

6. Vlasov A. N. Theoretical aspect of the organization of interaction of the penal enforcement system with the internal affairs bodies // Criminal-Executory System: law, economy, management. 2007. № 2. S. 41-47.

7. Gvishiani D. M. Organizaciya i upravlenie. Soci-ologicheskij analiz burzhuaznyh teorij. Moskva, 1971. 536 s.

8. Grebel'skij D. V. Teoreticheskie osnovy i or-ganizacionno-pravovye problemy operativno-rozysknoj deyatel'nosti organov vnutrennih del. Moskva, 1997. 171 s.

9. Davydov F. F. Organizaciya sotrudnichestva ispravitel'nyh uchrezhdenij s religioznymi or-ganizaciyami : avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Moskva, 1999. 24 s.

10. Dedyuhin V. V., Kancarin F. G. Vzaimodej-stvie chastej i sluzhb ispravitel'no-trudovyh

202

гиозными организациями : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 1999. 24 с.

10. Дедюхин В. В., Канцарин Ф. Г. Взаимодействие частей и служб исправительно-трудовых учреждений в борьбе с правонарушениями. Москва, 1978. 40 с.

11. Долгополов А. А. Основы организации взаимодействия органов внутренних дел с иными субъектами органов исполнительной власти // Общество и право. 2012. № 2 (39). С. 192—196.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Жильский Н. Н. Правовые и организационные основы взаимодействия органов внутренних дел с внутренними войсками в охране общественного порядка : дис. ... канд. юрид. наук. Санкт-Петербург, 1995.

13. Ипакян А. П. Взаимодействие и координация. Основы научной организации управления и труда в органах внутренних дел. Москва, 1973. 112 с.

14. Калинин Ю. И. Реформирование уголовно-исполнительной системы Минюста России // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 2002. № 9. С. 45—50.

15. Кулиев И. О. Организация взаимодействия органов внутренних дел со средствами массовой информации в условиях межнациональных конфликтов : дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 1996.

16. Майдыков А. Ф. Управление городским, районным органом внутренних дел (вну-триорганизационный аспект). Москва, 1979.113 с.

17. Мелентьев М. П. Функции и структура управления исправительно-трудовыми учреждениями. Рязань, 1971. 71 с.

18. Минаева И. С. Организационно-правовые основы взаимодействия уголовно-исполнительной системы и органов внутренних дел в сфере предупреждения совершения преступлений осужденными к наказаниям и иным мерам уголовно-правового характера, не связанным с изоляцией от общества : дис. ... канд. юрид. наук. Псков, 2021.

19. Миронов Р. Т. Взаимодействие органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы по обеспечению национальной безопасности в сфере правопорядка : моногр. Уфа, 2005. 295 с.

20. Никитин Г. Г. Организация взаимодействия исправительно-трудовой колонии с общественностью в решении задач исправления и перевоспитания осужденных : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 1987. 24 с.

21. Основы менеджмента / под ред. О. А. Зайцева, А. А. Радугина. Москва, 2000. 432 с.

uchrezhdenij v bor'be s pravonarusheniyami. Moskva, 1978. 40 s.

11. Dolgopolov A. A. Bases of the organization of interaction of law-enforcement bodies with other subjects of executive authorities // Obshchestvo i pravo. 2012. № 2 (39). S. 192-196.

12. Zhil'skij N. N. Pravovye i organizacionnye osnovy vzaimodejstviya organov vnutrennih del s vnutren-nimi vojskami v ohrane obshchestvennogo poryad-ka : dis. ... kand. yurid. nauk. St. Peterburg, 1995.

13. Ipakyan A. P. Vzaimodejstvie i koordinaciya. Osnovy nauchnoj organizacii upravleniya i truda v organah vnutrennih del. Moskva, 1973. 112 s.

14. Kalinin Yu. I. Reformirovanie ugolovno-ispolnitel'noj sistemy Minyusta Rossii // Byul-leten' Ministerstva yusticii Rossijskoj Federacii. 2002. № 9. S. 45-50.

15. Kuliev I. O. Organizaciya vzaimodejstviya organov vnutrennih del so sredstvami massovoj in-formacii v usloviyah mezhnacional'nyh konflik-tov : dis. ... kand. yurid. nauk. Moskva, 1996.

16. Majdykov A. F. Upravlenie gorodskim, rajon-nym organom vnutrennih del (vnutriorganiza-cionnyj aspekt). Moskva, 1979. 113 s.

17. Melent'ev M. P. Funkcii i struktura upravleniya ispravitel'no-trudovymi uchrezhdeniyami. Ryazan', 1971. 71 s.

18. Minaeva I. S. Organizacionno-pravovye osnovy vzaimodejstviya ugolovno-ispolnitel'noj siste-my i organov vnutrennih del v sfere preduprezh-deniya soversheniya prestuplenij osuzhdenny-mi k nakazaniyam i inym meram ugolovno-pra-vovogo haraktera, ne svyazannym s izolyaciej ot obshchestva : dis. ... kand. yurid. nauk. Pskov, 2021.

19. Mironov R. T. Vzaimodejstvie organov vnutrennih del i ugolovno-ispolnitel'noj sistemy po obespecheniyu nacional'noj bezopasnosti v sfere pravoporyadka : monogr. Ufa, 2005. 295 s.

20. Nikitin G. G. Organizaciya vzaimodejstviya ispravitel'no-trudovoj kolonii s obshchestvennost'yu v reshenii zadach isprav-leniya i perevospitaniya osuzhdennyh : avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Moskva, 1987. 24 s.

21. Osnovy menedzhmenta / pod red. O. A. Zajce-va, A. A. Radugina. Moskva, 2000. 432 s.

22. Osnovy upravleniya v organah vnutrennih del / pod red. A. P. Koreneva. Moskva, 1994. 395 s.

23. Yuzhanin V. E. Mekhanizm realizacii nakazani-ya v vide lisheniya svobody : avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk. Moskva, 1986. 47 s.

24. Yakovleva O. N., Mal'chuk O. I. The legal basis for transferring the penal system to the jurisdiction Ministry of Justice of the Russian Empire at the end of the XIX century // Vestnik Tomsko-go gosudarstvennogo universiteta. Pravo. 2017. № 25. S. 11-32.

22. Основы управления в органах внутренних дел / под ред. А. П. Коренева. Москва, 1994. 395 с.

23. Южанин В. Е. Механизм реализации наказания в виде лишения свободы : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Москва, 1986. 47 с.

24. Яковлева О. Н, Мальчук О. И. Правовые основы передачи пенитенциарной системы в ведение Министерства юстиции Российской империи в конце XIX в. // Вестник Томского государственного университета. Право. 2017. № 25. С. 11-32.

Для цитирования:

For citation:

Матвеев Дмитрий Олегович. Генезис понятия «взаимодействие» применительно к деятельности МВД России и ФСИН России // Труды Академии управления МВД России. 2023. № 3 (67). С. 196-203.

Matveev Dmitriy Olegovich. The Genesis of the Concept of "Interaction" in Relation to the Activities of the Ministry of Internal Affairs of Russia and the Federal Penitentiary Service of Russia // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2023. № 3 (67). P. 196-203.

С —

С I tfc У

ъ

с —

il с

<

I

«

s

a Е-

203

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.