DOI 10.46741/2686-9764-2020-14-4-493-498 УДК 343.8:342
Теоретические аспекты взаимодействия подразделений специального назначения ФСИН России, Росгвардии и МВД России в сфере правоохранительной деятельности
с. в. ПОНИКАРОВ
Академия ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация
ORCID: https://orcid.org/ 0000-0002-1450-6825, е-таП: [email protected]
Реферат. В статье впервые рассматриваются вопросы, связанные с взаимодействием подразделений специального назначения уголовно-исполнительной системы с иными (особыми) подобными органами, а именно: полицией и Федеральной службой войск национальной гвардии (включая отряд мобильный особого назначения и специальный отряд быстрого реагирования). Отмечается, что ранее данные подразделения находились в системе МВД России.
В работе представлены результаты исследования организационно-правового взаимодействия спецназа уголовно-исполнительной системы с иными органами в сфере правоохранительной деятельности. Утверждается, что сотрудничество указанных подразделений имеет наибольший потенциал при проведении специальных операций по пресечению чрезвычайных ситуаций, связанных с захватом заложников, массовыми беспорядками, побегами осужденных.
Фиксируются основные организационные критерии взаимодействия рассматриваемых подразделений. Дается авторское определение сущности организации взаимодействия отделов специального назначения уголовно-исполнительной системы с иными особыми подразделениями из других ведомств при чрезвычайных ситуациях в исправительных учреждениях. Описываются характерные черты рассматриваемого взаимодействия. Интеграция этих признаков позволила сформулировать научное определение исследуемого взаимодействия в широком смысле.
В статье анализируется специфика сотрудничества подразделений специального назначения уголовно-исполнительной системы с иными органами, которая предполагает установление межличностных контактов между руководителями подразделений. Делается акцент на научно-организационных принципах взаимодействия, таких как сбалансированность, мобильность, подготовленность. Предложено тактическое взаимодействие, которое состоит из плана действий, заблаговременной подготовки, управленческих решений и практических действий личного состава. В работе также представлены результаты эмпирического исследования, касающегося изучения вопроса объединения подразделений спецназа.
Ключевые слова: взаимодействие; организация и тактика; учреждения и органы ФСИН России; правоохранительная деятельность; спецназ уголовно-исполнительной системы; иные особые органы.
12.00.11 - Судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность.
Для цитирования: Поникаров С. В. Теоретические аспекты взаимодействия подразделений специального назначения ФсИн России, Росгвардии и МВД России в сфере правоохранительной деятельности. Пенитенциарная наука. 2020, т. 14, № 4 (52), с. 493-498. йО! 10.46741/2686-9764-2020-14-4-493-498.
Theoretical Aspects of Interaction between Special Forces Units
of the Federal Penitentiary Service of Russia, the National Guard of Russia, and the Ministry of Internal Affairs of Russia in the Field of Law Enforcement
SERGEI V. PONIKAROV
® Academy of FSIN Russia, Ryazan, Russian Federation
ORCID: https://orcid.org/ 0000-0002-1450-6825, e-mail: [email protected]
Abstract. The paper investigates a novel issue related to the cooperation between special forces units of the penal system and other (special) similar units, namely, the police and the National Guard (including the Special Purpose Mobile Unit and the Special Rapid Response Unit). We note that earlier these units were part of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The paper presents the results of a study of organizational and legal interaction of the special forces of the penal system with other bodies in the field of law enforcement. We argue that the cooperation between these units has the greatest potential in conducting special operations to prevent emergencies related to hostage-taking, mass riots, and escapes of convicts. We highlight major organizational criteria for interaction between the divisions under consideration. We put forward our own definition of the essence of organizing the interaction between special forcesunits of the penal system and special units of other agencies in emergency situations taking place in correctional institutions. We describe characteristic features of this interaction. The integration of these features allowed us to formulate a scientific definition of the interaction under consideration in a broad sense. The article analyzes specific features of cooperation between special forces units of the penal system and other bodies; these features involve the establishment of interpersonal contacts between the heads of these units. We emphasize the scientific and organizational principles of interaction, such as balance, mobility, and preparedness.We propose tactical interaction, which consists of an action plan, preliminary training, management decisions and practical actions of thepersonnel. The paper also presents the results of an empirical study on the integration ofspecial forces units.
Key words: interaction; organization and tactics; institutions and bodies of FSIN Russia; law enforcement; special forces of the penal system; other special bodies.
12.00.11 - Judicial activity, prosecutor's activity, human rights and law enforcement activities.
For citation: Ponikarov S.V. Theoretical aspects of interaction between special forces units of the Federal Penitentiary Service of Russia, the National Guard of Russia, and the Ministry of Internal Affairs of Russia in the field of law enforcement. Penitentiary Science, 2020, vol. 14, no. 4 (52), pp. 493-498. DOI 10.46741/2686-9764-2020-14-4493-498.
В научной литературе рассмотрены некоторые проблемы взаимодействия правоохранительных органов [9, с. 15]. Однако вопросы взаимодействия подразделений специального назначения уголовно-исполнительной системы с иными подобными органами в сфере правоохранительной деятельности не подвергались комплексному анализу. Это объясняется тем, что юридически подразделения Росгвардии (войск национальной гвардии) созданы не так давно. Кроме того, из системы МВД России были переданы особые подразделения: отряд мобильный особого назначения (ОМОН) и специальный отряд быстрого реагирования (СОБР).
Анализ деятельности спецназа уголовно-исполнительной системы позволяет сде-
лать вывод, что взаимодействие с другими схожими органами МВД России и Росгвардии (ОМОН, СОБР) необходимо.
Несмотря на то что проблема взаимодействия занимает одно из центральных мест в теории и практике управления [1, с. 98; 8], вопросы взаимодействия подразделений специального назначения уголовно-исполнительной системы с подобными органами Росгвардии и МВД России до настоящего времени не рассматривались.
Существует большое количество определений понятия «взаимодействие». Различия в толкованиях, как правило, касаются лишь отдельных сторон рассматриваемого понятия, не затрагивают его сущности и сводятся к пониманию взаимодействия как
совместной, согласованной по целям (задачам), месту и времени деятельности сотрудников различных правоохранительных органов, как возможности комплексного использования этими органами предоставленных им средств в интересах всех участников взаимодействия.
Толковый словарь русского языка определяет взаимодействие как взаимную связь явлений, взаимную поддержку [6, с. 78]. В научной литературе данная категория рассматривается в узком и широком смысле. Взаимодействие в узком смысле - совместная или согласованная в пространстве и времени деятельность двух или более субъектов по достижению одной или нескольких общих целей [10, с. 16-18], в широком - универсальная система взаимозависимости явлений и процессов, такое состояние взаимодействующих субъектов, которое характеризуется их непрерывным воздействием друг на друга и взаимовлиянием. Кроме того, в широком смысле взаимодействие выступает как философская категория, отражающая процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого. Суть взаимодействия заключается в совместной деятельности, направленной на решение общих задач (целей) конкретных органов, должностных лиц, занимающих при этом равноправное положение [7, с. 106].
Взаимодействие - сложный, динамичный и непрерывный процесс. Согласованность действий подразумевает активность всех субъектов, каждый из которых, осознавая свою роль в этом процессе и проявляя разумную инициативу, своевременно совершает необходимые действия.
Профессор В. Д. Малков рассматривал взаимодействие как одну из функций управления. По его мнению, с точки зрения структурно-логического анализа оно включает в себя субъекты, цели взаимодействия, механизм реализации функций [3, с. 122-123].
Следует подчеркнуть, что взаимные действия возможны при наличии некоторых условий. Во-первых, во взаимодействии должны участвовать как минимум два субъекта (например, спецназ ФСИН России и подразделения Росгвардии). Это означает, что каждый из участников должен ясно осознавать, что он выполняет возложенные функции совместно с другим субъектом. Во-вторых, должна быть общность целей и задач для всех участников взаимодействия.
Исходя из юридического содержания и значимости, система нормативных право-
вых актов, регулирующих правоохранительную деятельность подразделений специального назначения уголовно-исполнительной системы, представлена следующим образом:
1) международные правовые акты, подписанные и ратифицированные Российской Федерацией:
- Минимальные стандартные правила обращения с заключенными 1955 г. [4, с. 290311];
- Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка 1979 г. [4, с. 319-325];
- Международная конвенция по борьбе с захватом заложников 1979 г.;
- Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка 1990 г. [5, с. 212-220];
2) федеральные законы Российской Федерации:
1) от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"»;
2) от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».
Общие вопросы взаимодействия отделов специального назначения уголовно-исполнительной системы России с аналогичными правоохранительными подразделениями закреплены в ряде нормативных правовых актов различного уровня, в частности Федеральном законе от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» и Указе Президента Российской Федерации от 30.09.2016 № 510 «О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации».
Так, например, в соответствии с п. 30 ст. 9 федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» войска национальной гвардии наделяются полномочиями по пресечению массовых беспорядков в населенных пунктах, а при необходимости и в исправительных учреждениях.
Согласно п. 4 Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» собственно в структуру данной службы включены:
1) специальные отряды быстрого реагирования территориальных органов Мини-
стерства внутренних дел Российской Федерации (СОБР);
2) отряды мобильные особого назначения территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации (ОМОН).
Следовательно, специальные подразделения СОБР и ОМОН наделяются полномочиями по пресечению массовых беспорядков в пенитенциарных учреждениях России.
Более того, отделы специального назначения уголовно-исполнительной системы оказывают содействие другим особым органам, например подразделениям Российской гвардии и МВД России, в проведении специальных мероприятий:
- по обеспечению общественной безопасности и общественного правопорядка при возникновении чрезвычайных обстоятельств;
- обеспечению режимов чрезвычайного положения;
- изъятию оружия у населения (например, оказывая помощь);
- оцеплению места проведения специальной операции, проводимой иными особыми подразделениями (например, ОМОН, СОБР);
- разоружению незаконных вооруженных формирований, а в случае оказания ими вооруженного сопротивления - в их ликвидации и др.
В свою очередь иные особые подразделения Росгвардии и МВД России в рамках взаимодействия также способны оказать помощь отделам специального назначения уголовно-исполнительной системы в следующих видах правоохранительной деятельности:
- пресечение массовых беспорядков в исправительных учреждениях и следственных изоляторах;
- обеспечение безопасного функционирования учреждений и органов уголовно-исполнительной системы;
- пресечение полетов беспилотных летательных объектов, выполняемых над территорией пенитенциарных учреждений;
- обеспечение следственно-оперативных мероприятий;
- охрана правопорядка;
- изъятие оружия, наркотических средств;
- задержание вооруженных преступников.
Сотрудничество отделов специального назначения уголовно-исполнительной системы с иными подразделениями МВД России и Росгвардии при чрезвычайных ситуациях в
исправительных учреждениях включает следующие организационные черты:
1) обеспечение единства стратегического курса;
2) решение проблем комплексного использования сил и средств отделов специального назначения;
3) обеспечение тактического единства действий привлекаемых сил и средств;
4) обеспечение открытого наращивания достаточных сил и средств.
Критерии организационного взаимодействия сводятся:
а) к обеспечению единства понимания всеми сотрудниками замысла руководителя оперативного штаба;
б) обеспечению твердого знания специальными подразделениями поставленных задач и способов совместных действий;
в) систематизированному обмену информацией об оперативной обстановке; совместной разработке наиболее важных документов по организации служебной деятельности;
г) согласованию намеченных мероприятий по выполнению приказов и иных документов;
д) установлению и освоению единой системы сигналов взаимодействия.
Принципы организации взаимодействия будут реализовываться при наличии целостного планирования, согласованности в действиях отделов специального назначения. Среди принципов можно выделить сбалансированность, мобильность, подготовленность. Сбалансированность действий обеспечивает целесообразное распределение основных сил, единую стратегию и линию поведения. Мобильность позволяет оптимально использовать компоненты коллективных действий, варьировать резервы, рационально расходовать силы и средства отделов специального назначения. Подготовленность позволяет эффективно применять силы и средства при возникновении любой ситуации в исправительном учреждении.
Более того, принципы взаимодействия отражают закономерности совместной деятельности спецназа уголовно-исполнительной системы с иными специальными подразделениями других ведомств. Необходимо учитывать предельные возможности по управлению специальными подразделениями.
Таким образом, сущность организации взаимодействия отделов специального назначения уголовно-исполнительной системы с иными особыми подразделениями при чрезвычайных ситуациях в исправительных
учреждениях представляет собой совокупность согласованных принципов, прав и обязанностей, направленных в единое русло для обеспечения безопасности объектов уголовно-исполнительной системы.
Практика показывает, что взаимодействие состоит из таких обязательных элементов, отражающих стратегический аспект, как:
- координирование сил и средств;
- согласование порядка оповещения и взаимного информирования;
- определение мероприятий по боевому, морально-психологическому, тыловому, техническому и транспортному обеспечению;
- уточнение совместных действий и порядка оказания взаимной помощи.
Тактику взаимодействия спецназа уголовно-исполнительной системы с частями и соединениями войск национальной гвардии в особых условиях следует рассматривать как большое количество методических рекомендаций по осуществлению совместных действий при выполнении специальных задач в чрезвычайных ситуациях.
Считаем, что тактическое взаимодействие состоит из плана действий, заблаговременной подготовки управленческого решения, практических действий личного состава. В содержание тактики взаимодействия спецназа уголовно-исполнительной системы и соединений войск национальной гвардии следует включить и непосредственный служебно-контактный компонент, который предполагает установление межличностных связей как между руководителями, так и между сотрудниками спецподразделений. Взаимодействие наиболее эффективно при наличии прямых контактов между командирами отрядов, руководителями УМВД, Росгвардии, ФСИН России.
К другим вопросам организации взаимодействия относятся информационно-аналитическая работа, организация контроля и учета, проведение режимных мероприятий. Данные вопросы являются второстепенными, но от их решения во многом зависит выполнение поставленных задач.
Еще одним важным моментом является вопрос об объединении подразделений специального назначения в единую структуру [2].
В рамках исследования было проведено интервьюирование 224 сотрудников спецназа уголовно-исполнительной системы, силовых подразделений МВД России и Росгвардии Центрального федерального округа.
Большинство опрошенных (67 %) возражают против такого объединения, что объ-
ясняется узкой специализацией и направлением деятельности рассматриваемых подразделений. Треть респондентов (33 %), наоборот, считает, что объединение позволит более оперативно решать служебно-бо-евые вопросы, связанные с обеспечением правопорядка.
Так, например, основным назначением пенитенциарного спецназа является обеспечение безопасного функционирования уголовно-исполнительной системы, подразделений войск национальной гвардии - обеспечение государственной безопасности (охрана важных государственных объектов, сооружений, специальных грузов), силовых подразделений МВД России (например, «Гром») - обеспечение общественного порядка непосредственно в городе, районе и других населенных пунктах.
Полагаем, что постановка вопроса об объединении спецподразделений вполне справедлива, так как это позволит уравнять спецназ уголовно-исполнительной системы, ОМОН, СОБР, войска национальной гвардии в социально-правовой и финансовой сфере. Например, у военнослужащих войск национальной гвардии размер заработной платы на порядок больше, чем у бойцов ОМОН, хотя они относятся к одному ведомству - Федеральной службе войск национальной гвардии. Это объясняется тем, что сотрудники отряда мобильного особого назначения имеют специальные (не военные) звания полиции, то есть они не обладают статусом военнослужащего национальной гвардии, у которого оклад денежного содержания выше.
На наш взгляд, причина нежелания объединить спецподразделения заключается в специфике выполняемых функций, а также в узковедомственных интересах каждого из подразделений. Сотрудники пенитенциарного спецназа регулярно оказывают содействие подразделениям МВД России в задержании преступников, обеспечении безопасности оперативно-розыскных мероприятий, охране общественного порядка (например, на выборах в Государственную Думу, губернатора), выполняя при этом не свойственные им функции. Привлечение полицейских подразделений для разрешения проблем, возникающих в исправительных учреждениях, происходит крайне редко.
Таким образом, преждевременно объединять отделы специального назначения уголовно-исполнительной системы с подразделениями полиции и войсками национальной гвардии. Полагаем, что спецназу уголовно-исполнительной системы необ-
ходимо дать большую самостоятельность в местах постоянной дислокации, сделав упор на взаимодействии с иными особыми подразделениями из других ведомств.
В заключение сформулируем научное определение взаимодействия подразделений специального назначения ФСИН России с другими структурами, под которым следует понимать основанную на нормативных
актах взаимосвязанную, согласованную в пространстве и времени правоохранительную деятельность спецназа уголовно-исполнительной системы и аналогичных органов Росгвардии, МВД России, направленную на достижение общей цели, решение общих задач в сфере обеспечения безопасности объектов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.
I СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Афанасьев, В. Г. Научное управление обществом / В. Г. Афанасьев. - Москва : Политиздат, 1973. - 391 с.
2. Гришин, Д. А. Административно-правовое регулирование деятельности отделов специального назначения Федеральной службы исполнения наказаний: современное состояние, проблемы и перспективы / Д. А. Гришин // Административное право и процесс. - 2011. - № 4. - С. 19-21.
3. Малков, В. Д. Планирование в управлении органами внутренних дел (теоретические и организационно-методические проблемы) : диссертация на соискание научного звания доктора юридических наук / Малков Вадим Дмитриевич. - Москва, 1979. - 453 с.
4. Международная защита прав и свобод человека : сборник документов. - Москва : Юридическая литература, 1990. - 672 с. - ISBN 5-7260-0263-6
5. Международные акты о правах человека : сборник документов. - Москва : НОРМА-ИНФРА-М, 2002. - 911 с. -ISBN 5-89123-606-0.
6. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - Москва : Азбуковник, 2009. -944 с. - ISBN 5-89285-003-Х.
7. Организация управления в уголовно-исполнительной системе : учебник в з томах. Том 1. Общая часть / под общей редакцией Ю. Я. Чайки. - Рязань : Академия права и управления Минюста России, 2002. - 532 с.
8. Поникаров, С. В. Классификация нормативных актов, регулирующих правоохранительную деятельность подразделений специального назначения учреждений и органов, выполняющих функции в сфере исполнения уголовных наказаний / С. В. Поникаров // Пенитенциарная наука. - 2019. - Том 13, № 4. - С. 552-557.
9. Старостин, С. А. Управление органами внутренних дел при чрезвычайных ситуациях (правовые и организационные аспекты) : автореферат диссертации на соискание ученого звания доктора юридических наук / Старостин Сергей Алексеевич. - Москва : Академия управления МВД России, 2000. - 469 с.
10. Томин, В. Т. Проблемы оптимизации сферы функционирования органов внутренних дел : учебное пособие / В. Т. Томин. - Горький : ГВШ МВД СССР, 1978. - 112 с.
Щ REFERENCES
1. Afanas'ev V.G. Nauchnoe upravlenie obshchestvom [Scientific management of society]. Moscow: Politizdat, 1973. 391 P.
2. Grishin D.A. Administrative and legal regulation of the activities of special forces units of the Federal Penitentiary Service: current state, problems and prospects.Administrativnoe pravo i protsess = Administrative Law and Process, 2011, no. 4, pp. 19-21.(In Russian).
3. Malkov V.D. Planirovanie vupravleniiorganami vnutrennikh del(teoreticheskie iorganizatsionno-metodicheskieproblemy): dissertatsiya na soiskanie nauchnogo zvaniya doktora yuridicheskikh nauk [Planning in the management of internal affairs bodies (theoretical, organizational and methodological aspects): Doctor of Sciences (Law) dissertation]. Moscow, 1979.453 p.
4. Mezhdunarodnaya zashchita prav i svobod cheloveka: sbornik dokumentov [International protection of human rights and freedoms: a collection of documents]. Moscow: Yuridicheskaya literatura, 1990. 672 p.
5. Mezhdunarodnye akty o pravakhcheloveka: sbornik dokumentov [International human rights instruments: a collection of documents]. Moscow: NORMA-INFRA-M, 2002. 911 p.
6. Ozhegov S.I.,ShvedovaN.Yu. Tolkovyislovar'russkogoyazyka [Dictionary of the Russian language]. Moscow: Azbukovnik, 2009. 944 p.
7. ChaikaYu.Ya. (Ed.). Organizatsiya upravleniya vugolovno-ispolnitel'noisisteme: uchebnik vz tomakh. Tom 1. Obshchaya chast' [Organization of management in the penal system: textbook in two volumes. Volume 1. General part]. Ryazan: Akademiya prava i upravleniya Minyusta Rossii, 2002. 532 p.
8. Ponikarov S.V. Classification of normative acts regulating the law enforcement activities of special units of institutions and agencies performing functions in the field of criminal penalties. Penitentsiarnaya nauka = Penitentiary Science, 2019, vol. 13, no. 4, pp. 552-557. (In Russian).
9. Starostin S.A. Upravlenie organami vnutrennikh del pri chrezvychainykh situatsiyakh (pravovye i organizatsionnye aspekty): avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenogo zvaniya doktora yuridicheskikh nauk [Management of internal affairs bodies in emergency situations (legal and organizational aspects): Doctor of Sciences (Law) dissertation abstract]. Moscow: Akademiya upravleniya MVD Rossii, 2000. 469 p.
10. Tomin V.T. Problemy optimizatsii sfery funktsionirovaniya organov vnutrennikh del: uchebnoe posobie [Problems of optimization of the sphere of functioning of internal affairs bodies: textbook]. Gorky: GVSh MVD SSSR, 1978.112 p.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ПОНИКАРОВ - адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических кадров Академии ФСИН России, г Рязань, Российская Федерация. ORCID: https://orcid.org/ 0000-0002-1450-6825, е-таИ: [email protected]
SERGEI V. PONIKAROV- post-graduate at the Department for Scientific and Pedagogical Personnel Training, Academy of FSIN Russia, Ryazan, Russian Federation. ORCID: https://orcid.org/ 0000-0002-1450-6825, e-mail: minrs@ yandex.ru