Научная статья на тему 'Компоненты доказывания в правоохранительной деятельности сотрудников подразделений специального назначения, выполняющих функции в сфере исполнения уголовных наказаний'

Компоненты доказывания в правоохранительной деятельности сотрудников подразделений специального назначения, выполняющих функции в сфере исполнения уголовных наказаний Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
65
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПРЕДМЕТ И ПРЕДЕЛЫ ДОКАЗЫВАНИЯ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ / ФУНКЦИЯ / ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ / PUBLIC ADMINISTRATION / SUBJECT AND LIMITS OF EVIDENCE / LAW ENFORCEMENT / SPECIAL FORCES / FUNCTION / EXECUTION OF PUNISHMENTS / THE FPS OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Поникаров Сергей Владимирович, Поникаров Владимир Анатольевич, Смолев Сергей Михайлович, Строилов Сергей Валерьевич

Объектом исследования в статье выступают компоненты (предмет, а также пределы) доказывания в правоохранительной деятельности сотрудников подразделений специального назначения, выполняющих функции в сфере исполнения уголовных наказаний. Предметом исследования являются нормативные акты, регламентирующие основы доказывания в правоохранительной деятельности подразделений специального назначения учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. Достоверность исследования подтверждается результатами анкетирования 80 сотрудников подразделений специального назначения г. Москвы, Московской, Рязанской и Тульской областей. Указанные регионы были выбраны исходя из числа расположенных в них исправительных учреждений. Выводы, полученные при проведении исследования:компоненты доказывания специфический вид правоохранительной деятельности подразделений специального назначения уголовно-исполнительной системы;доказывание по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности подразделений спецназа не является приоритетным, вместе с тем сотрудникам необходимо иметь полное представление о доказательствах по административным и иным делам;требуется законодательно закрепить перечень доказательств применения физической силы, спецсредств и оружия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Поникаров Сергей Владимирович, Поникаров Владимир Анатольевич, Смолев Сергей Михайлович, Строилов Сергей Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPONENTS OF EVIDENCE IN LAW ENFORCEMENT ACTIVITIES OF EMPLOYEES OF SPECIAL FORCES UNITS PERFORMING FUNCTIONS IN THE FIELD OF CRIMINAL PENALTIES EXECUTION

The object of the study in this article are the components (subject, as well as the limits) of evidence in law enforcement activities of employees in special forces units performing functions in the field of execution of criminal penalties. The subject of the study is the normative acts regulating the basis of evidence in law enforcement activities of special purpose units in institutions and bodies executing criminal penalties. The reliability of the study is confirmed by the results of a survey of 80 employees of special purpose units in Moscow, the Moscow region, the Ryazan region and the Tula region. These regions were selected based on the number of correctional facilities located in them. Conclusions of the study are:components of evidence is a specific type of law enforcement activities of special purpose units of the Penal system;proving in cases of administrative offences in law enforcement activities of special forces units is not a priority, however, their employees need to have a full understanding of the evidence in administrative and other cases; it is required to legislate the list of evidence of the use of physical force, special means and weapons.

Текст научной работы на тему «Компоненты доказывания в правоохранительной деятельности сотрудников подразделений специального назначения, выполняющих функции в сфере исполнения уголовных наказаний»

УДК 343.8:342.92

DOI 10.33463/1999-9917.2019.27(1-4).4.481-489

СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ПОНИКАРОВ,

адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических кадров, Академия ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: [email protected]; ВЛАДИМИР АНАТОЛЬЕВИЧ ПОНИКАРОВ, доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры административного и финансового права, Академия ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: [email protected]; СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ СМОЛЕВ, начальник кафедры огневой подготовки, Академия ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: [email protected]; СЕРГЕЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ СТРОИЛОВ, заместитель начальника кафедры огневой подготовки, Академия ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

КОМПОНЕНТЫ ДОКАЗЫВАНИЯ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СПЕЦИАЛЬНОГО

НАЗНАЧЕНИЯ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ ФУНКЦИИ В СФЕРЕ ИСПОЛНЕНИЯ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ

Для цитирования

Компоненты доказывания в правоохранительной деятельности сотрудников подразделений специального назначения, выполняющих функции в сфере исполнения уголовных наказаний / С. В. Поникаров [и др.] // Человек: преступление и наказание. -2019. - Т. 27(1-4), № 4. - С. 481-489. - DOI : 10.33463/1999-9917.2019.27(1-4).4.481-489.

Аннотация. Объектом исследования в статье выступают компоненты (предмет, а также пределы) доказывания в правоохранительной деятельности сотрудников подразделений специального назначения, выполняющих функции в сфере исполнения уголовных наказаний. Предметом исследования являются нормативные акты, регламентирующие основы доказывания в правоохранительной деятельности подразделений специального назначения учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. Достоверность исследования подтверждается результатами анкетирования 80 сотрудников подразделений специального

© Поникаров С. В., Поникаров В. А., Смолев С. М., Строилов С. В., 2019

1^®©© Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

назначения г. Москвы, Московской, Рязанской и Тульской областей. Указанные регионы были выбраны исходя из числа расположенных в них исправительных учреждений. Выводы, полученные при проведении исследования:

компоненты доказывания - специфический вид правоохранительной деятельности подразделений специального назначения уголовно-исполнительной системы;

доказывание по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности подразделений спецназа не является приоритетным, вместе с тем сотрудникам необходимо иметь полное представление о доказательствах по административным и иным делам;

требуется законодательно закрепить перечень доказательств применения физической силы, спецсредств и оружия.

Ключевые слова: государственное управление, предмет и пределы доказывания, правоохранительная деятельность, подразделения специального назначения, функция, исполнение наказаний, Федеральная служба исполнения наказаний.

Предмет доказывания по делам об административных правонарушениях непосредственно в правоохранительной деятельности подразделений специального назначения (спецназа) уголовно-исполнительной системы (УИС) обусловлен явлениями объективной реальности, связанной со спецификой прохождения службы в данных подразделениях. Вопрос о содержании предмета доказывания остается открытым. Как нам представляется, сотрудникам спецназа УИС в части предмета доказывания необходимо руководствоваться гл. 26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

В обстоятельствах (ст. 26.1 КоАП РФ), подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении содержатся как события, так и действия, а также отдельные свойства, формы, связанные с правонарушением, например виновность (умысел и неосторожность) лица в совершении административного правонарушения.

Однако при доказывании по делам об административных правонарушениях в деятельности исправительных учреждений и следственных изоляторов ФСИН России выявляются отдельные вещи, которые, на наш взгляд, являются не предметом, а объектом доказывания по делам об административных правонарушениях в деятельности пенитенциарных учреждений России. Следовательно, предмет доказывания по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности спецназа УИС состоит из событий и действий, а также из отдельных свойств, форм, связанных с правонарушением.

Статья 26.1 КоАП РФ закрепляет положение о том, что одни элементы, обозначенные в данной статье и входящие в состав предмета доказывания, относятся к фактам (например, наличие события правонарушения), другие - к условиям (например, обстоятельства, исключающие производство по делу). Рассматривая понятие «предмет доказывания» в производстве по делам об административных правонарушениях, следует учитывать факты и условия во взаимосвязи, то есть любые явления объективной действительности, необходимые для правильного разрешения дела об административном правонарушении.

Факт означает действительное, вполне реальное событие. Условие - это обстоятельство, определяющее какое-либо положение [1]. Принимая во внимание содержание этих терминов, было бы неверно свести предмет доказывания по делам об административ-

ных правонарушениях в правоохранительной деятельности подразделений спецназа УИС лишь к самим фактам. Предмет доказывания охватывает также другие явления, относящиеся к условиям.

Содержание предмета доказывания в правоохранительной деятельности подразделений спецназа УИС закреплено нормативно. Только в отличие от административного производства в уголовном судопроизводстве условия (обстоятельства) и факты, указанные в ч. 1 ст. 73 УПК РФ, подлежат доказыванию, а не выяснению, как это определено в ст. 26.1 КоАП РФ.

Формулировка, зафиксированная в ч. 1 ст. 73 УПК РФ, с точки зрения сущности достижения истины представляется нам более уместной и справедливой. Следовательно, подобная формулировка («подлежит доказыванию») должна присутствовать и в ст. 26.1 КоАП РФ.

Требование законодательства к установлению наличия события правонарушения предполагает выяснение сотрудником рассматриваемого подразделения характера противоправного деяния (действие или бездействие), а также времени, места, способа совершения правонарушения и иных обстоятельств и фактов, указывающих на объект посягательства. Кроме того, в ходе выяснения сведений о лице, совершившем правонарушение, сотрудникам спецназа необходимо доказательно установить (или подлежит доказыванию):

- возраст субъекта (административная ответственность наступает с шестнадцати лет);

- специальный статус правонарушителя;

- виновность субъекта правонарушения (включает в себя доказывание вины физического лица в форме умысла или неосторожности).

Основная сложность в доказывании по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности подразделений спецназа заключается в надлежащей фиксации предметов, орудий совершения административного правонарушения непосредственно на режимной территории учреждений и органов ФСИН России.

Анализ правоприменительной практики подразделений спецназа показал, что в рамках рассматриваемого доказывания сотрудники подразделения спецназа обязаны установить следующие основные обстоятельства и факты:

1) факт передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы;

2) фактическое (реальное, не мнимое или надуманное) неповиновение гражданина законному распоряжению или требованию сотрудника уголовно-исполнительной системы;

3) виновность лица в совершении административного правонарушения.

Предмет доказывания в правоохранительной деятельности подразделений спецназа

не ограничивается информацией об обстоятельствах событий прошедшего времени, поскольку в него также входят обстоятельства и факты, которые продолжают существовать либо наступили после совершения правонарушения. В частности, к ним относятся обстоятельства, характеризующие личность физического лица, привлекаемого к административной ответственности, состав его семьи, место работы (например, с места работы запрашивается характеристика, фактическое место жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу).

В рамках доказывания по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности рассматриваемых подразделений спецназа является

актуальным вопрос об отнесении иных доказательств к предмету доказывания по указанным выше делам.

В ст. 26.1 КоАП РФ включены лишь те обстоятельства и факты, которые имеют юридическое значение для разрешения соответствующих дел. Полагаем, что в предмет доказывания по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности подразделений тюремного спецназа входят также другие обстоятельства, которые подлежат выяснению.

Таким образом, указанное утверждение корреспондируется с п. 7 ст. 26.1 КоАП РФ. Данная статья закрепляет положение о том, что в предмет доказывания входят иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

При доказывании конкретного дела может возникнуть необходимость в доказывании не только основных, но и второстепенных обстоятельств и фактов. Отличие между юридическими фактами, имеющими непосредственное правовое значение, и доказательными заключается в том, что первые прямо влияют на разрешение дела. Кроме того, их перечень установлен законом, а вторые являются второстепенными, и их список в принципе не может быть определен по причине неисчислимости и многообразия.

Однако, по существу, и основные, и дополнительные обстоятельства и факты в равной степени подлежат доказыванию. Ни одно из них не может лечь в основу доказывания до тех пор, пока не будет установлено его наличие и осуществлены его сбор, проверка и оценка в установленном законом порядке.

Принимая во внимание соответствие понятий «предмет познания» и «предмет доказывания», следует признать, что в предмет доказывания по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности подразделений спецназа входят как основные, юридически значимые, так и второстепенные обстоятельства и факты, посредством которых устанавливается законодательная база.

В целях установления объективной истины по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности указанных подразделений в предмет доказывания следует включить каждое обстоятельство и факт, имеющие значение для дела.

Основным подходом к классификации обстоятельств и фактов, входящих в предмет доказывания, является их деление на основные и второстепенные (дополнительные) доказательства. Отметим, что систематизация содержания предмета доказывания обладает существенными недостатками и нуждается в более глубоком осмыслении и доработке. Проанализируем указанную выше систематизацию.

Во-первых, деление обстоятельств и фактов на основные и дополнительные (второстепенные) условия существует в действующем административном законодательстве.

Во-вторых, в теории права факты доказывания, зафиксированные в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, следует разделить на прямые и косвенные. Критерием такой классификации будет служить юридическое содержание обстоятельств, подлежащих доказыванию по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности подразделений спецназа УИС.

В-третьих, обстоятельства и факты, которые не относятся к уликам, выпадают из структуры предмета доказывания в правоохранительной деятельности подразделений спецназа УИС.

С учетом обстоятельств и фактов, составляющих предмет доказывания по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности подразделе-

ний спецназа, необходимо систематизировать содержание предмета доказывания надлежащим образом, а именно в предмет доказывания по указанным выше делам входят:

1) фактические обстоятельства события и состав правонарушения, а также следующие систематизированные компоненты:

- факт события непосредственного совершения лицом или группой лиц правонарушения;

- характер совершенного противоправного деяния (действие или бездействие), наступление вредных последствий, причинно-следственная связь с административным правонарушением, наличие материального ущерба, факультативные признаки (время, место, способ совершения административного правонарушения);

- наличие признаков субъективной стороны состава административного правонарушения (форма вины, мотив и цель совершения административного правонарушения);

- обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность;

2) обстоятельства и факты, имеющие юридическое значение в части прекращения дела об административном правонарушении в правоохранительной деятельности рассматриваемых подразделений (например, начальник отдела спецназа тоже имеет право возбуждать соответствующие дела). Такая компетенция предусмотрена приказом ФСИН России от 19 декабря 2013 г. № 780 «Об утверждении перечня должностных лиц учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, и перечня должностных лиц учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, уполномоченных осуществлять административное задержание». В данные обстоятельства входят следующие классифицированные компоненты:

- обстоятельства, исключающие производство по делу об административных правонарушениях в сфере учреждений и органов УИС;

- обстоятельства, характеризующие возраст личности физического лица (по юридическим лицам должностные лица не рассматривают дела), привлекаемого к административной ответственности;

- обстоятельства, способствовавшие совершению административного правонарушения в учреждении и органе УИС;

3) обстоятельства и факты, имеющие специальное доказательственное значение для дела об административном правонарушении в правоохранительной деятельности подразделений спецназа. В данные обстоятельства входят следующие классифицированные компоненты:

- специфика категорий дел об административных правонарушениях, находящихся в компетенции должностных лиц подразделений спецназа (например, в ходе доказывания необходимо установить собственно запрещенный законодательством предмет, который был передан лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы России);

- отсутствие специального субъекта (например, осужденного) административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.3 КоАП РФ (осужденный не является субъектом административного правонарушения по рассматриваемому составу).

Приведенная систематизация обстоятельств и фактов, входящих в состав предмета доказывания дела об административном правонарушении в правоохранительной деятельности подразделений спецназа, способствует формированию целостного представления о содержании самого предмета доказывания.

Следует отметить, что предмет доказывания не только является совокупностью юридических обстоятельств, подлежащих установлению, но и содержит определение конкретных причин (условий), способствующих совершению правонарушения.

Обстоятельства и факты, входящие в предмет доказывания в рамках производства по делам об административных правонарушениях в анализируемой сфере деятельности, могут иметь как позитивное, так и негативное выражение.

В ходе доказывания подтверждается наличие противоправного деяния, за совершение которого предусмотрена административная ответственность (негативный факт), или его отсутствие (позитивный факт); виновность лица в совершении административного правонарушения (позитивный факт) или его невиновность (негативный факт).

С предметом доказывания тесно связано понятие «пределы доказывания». Пределы доказывания по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности подразделений спецназа являются границами предмета доказывания, которые обеспечивают своевременное, полное и достоверное установление обстоятельств и фактов, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении.

Законом установлен перечень обстоятельств и фактов, подлежащих доказыванию при производстве по делам об административных правонарушениях. Однако среди требований, предъявляемых к форме и содержанию протокола об административном правонарушении, отсутствует указание на необходимость отражения в данном документе обстоятельств и фактов, установленных в ст. 26.1 К КоАП РФ.

Формально без этого невозможно надлежащим образом обеспечивать доказательствами дела об административных правонарушениях. Взаимосвязь предмета и пределов доказывания выражается в том, что первое конкретизирует цель доказывания, а второе является средством ее достижения. Предмет доказывания устанавливает, что подлежит доказыванию, а пределы доказывания определяют необходимые границы (конкретных пределов) доказывания по делам об административных правонарушениях непосредственно в деятельности указанных подразделений.

Вопрос о сущности пределов доказывания в науке остается открытым, поскольку данное понятие является наименее устоявшимся в теории доказывания. Существует множество определений, касающихся предмета доказывания [2]. Масса данных определений осложняет понимание места и значения данного понятия в теории доказывания и в правоохранительной деятельности подразделений спецназа уголовно-исполнительной системы.

В отличие от предмета доказывания пределы доказывания по исследуемым делам в деятельности пенитенциарного спецназа нормативно не регламентированы, поскольку каждая категория дел об административных правонарушениях имеет свои пределы доказывания, а единые критерии для их обобщения отсутствуют.

Пределы доказывания по данным делам в рассматриваемой деятельности указанных подразделений характеризуют степень достаточности собранных доказательств. Если предмет доказывания является системой фактов и обстоятельств, установление которых необходимо для правильного разрешения дела об административном правонарушении, то пределы доказывания представляют их материально-процедурное выражение, которое позволяет сделать достоверные выводы о них.

Пределы доказывания по рассматриваемым делам в правоохранительной деятельности подразделений спецназа находятся в прямой зависимости от содержания предмета доказывания. Отметим, что рассматриваемые понятия (пределы и содержание)

связаны с различными аспектами доказывания в уголовно-исполнительной сфере и не соотносятся друг с другом как целое и часть.

Признаками пределов доказывания по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности подразделений спецназа являются глубина исследования обстоятельств и фактов дела и достаточное количество доказательств.

Предмет доказывания необходим для правильного разрешения дела об административном правонарушении в правоохранительной деятельности отмеченных подразделений уголовно-исполнительной системы. Данный предмет подлежит конкретизации с учетом состава административного правонарушения, разбираемого должностными лицами отдела спецназа.

Кроме того, в предмет доказывания входит содержание диспозиции конкретной статьи, а также нормы процессуального права, которые фиксируют диспозицию нарушенной нормы. Это очень важно для доказательственного значения по рассматриваемым делам в деятельности подразделений спецназа.

Пределы доказывания по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности рассматриваемых подразделений представляют собой более конкретную материально-процедурную составляющую объема доказательной базы по соответствующим делам.

Таким образом, необходимой совокупностью доказательств по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности подразделений пенитенциарного спецназа является такое их количество, которое достаточно для признания доказанными как всей системы обстоятельств и фактов, входящих в предмет доказывания, так и каждого из них в отдельности.

Вопрос об определении пределов доказывания по рассматриваемым делам в деятельности исследуемых подразделений УИС законодатель фактически оставил на усмотрение правоприменительного субъекта доказывания (например, должностного лица отдела или подразделения спецназа).

Типичными ошибками может стать необоснованное сужение или расширение пределов доказывания. В первом случае фактов и обстоятельств, имеющих доказательственное значение, на стадии возбуждения административного дела может оказаться недостаточно для вынесения законного и обоснованного постановления по делу. Во втором случае происходит нерациональное использование сил и средств, а также возникает избыток информации, затрудняющей процесс доказывания по рассматриваемым делам.

В указанных случаях избыточность доказательственной информации неизбежна и может оказать положительное влияние на процесс доказывания по делам об административных правонарушениях в изучаемой деятельности особых подразделений УИС. Доказательства по данным делам должны достоверно устанавливать фактические обстоятельства по делу, а также создавать резерв доказательственной информации, необходимой на тот случай, если в ходе дальнейшего производства по делу отдельные доказательства подвергнутся сомнению или будут исключены.

Пределы доказывания являются одной из характеристик познавательной деятельности субъектов доказывания по делам об административных правонарушениях в деятельности подразделений спецназа (включая конвойные подразделения УИС).

Доказывание является неотъемлемой частью производства по делам об административных правонарушениях. В ходе доказывания реализуются задачи (всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела), закре-

пленные в ст. 24.1 КоАП РФ. Вследствие этого требования, предъявляемые к пределам исследования обстоятельств и фактов, входящих в предмет доказывания, являются общими как на стадии возбуждения дел об административных правонарушениях, так и на других стадиях производства по делам об административных правонарушениях в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

Например, в ходе производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.12 КоАП РФ, должностные лица отдела спецназа обязаны доказать, что действительно была передача (попытка передачи) любым способом лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, запрещенных предметов. Полагаем, что в целях обеспечения законности по делам об административных правонарушениях в деятельности исправительных учреждений и следственных изоляторов ФСИН России подобные запрещенные предметы должны быть зафиксированы в федеральном законе (например, в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации), а не в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений и следственных изоляторов.

Отметим, что только объективные признаки состава правонарушения влияют на пределы доказывания. Субъективные признаки состава правонарушения, например признание лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вины в совершении противоправного деяния, не являются основанием для отказа от сбора иных объективных доказательств, поскольку субъективная позиция данного лица не должна влиять на объективность принимаемого по делу постановления о наложении административного наказания.

Пределы доказывания по анализируемым делам в правоохранительной деятельности подразделений спецназа неодинаковы. Это объясняется тем, что составы административных правонарушений, рассмотрение которых отнесено к компетенции учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, различны по своим объективным признакам. Например, доказывание факта неповиновения (физическое сопротивление, нападение, неподчинение) гражданина законному требованию сотрудника подразделения спецназа - это одно, а доказывание реальной передачи любым способом лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, запрещенных предметов, веществ, питания - это уже другое доказательственное содержание предмета и пределов доказывания.

Таким образом, исследуемые компоненты доказывания в правоохранительной деятельности сотрудников подразделений спецназа, выполняющих функции в сфере исполнения уголовных наказаний, ориентируют должностных лиц отдела спецназа в реализации ст. 19.3 и 19.12 К КоАП РФ.

На практике должностные лица спецназа редко составляют протоколы по делам об административных правонарушениях, тем не менее такая компетенция у них имеется. При опросе около 65 % сотрудников заявили, что им интересно знать все о доказательствах по конкретным делам. Отметим, что объективность, достаточность и достоверность результатов исследования подтверждается анкетированием около 80 сотрудников подразделений спецназа г. Москвы, Московской, Рязанской и Тульской областей.

Кроме того, результаты опроса показали, что расширить перечень доказательств (например, необходим рапорт сотрудника правоохранительного органа). Об этом высказались 45 % респондентов. Интересно отметить, что многие сотрудники считают,

что нужен перечень доказательств, связанный с применением физической силы, спецсредств и оружия. Об этом заявили более 70 % сотрудников спецподразделений УИС.

С учетом изложенного сделаем следующие выводы:

компоненты доказывания - специфический вид правоохранительной деятельности подразделений специального назначения уголовно-исполнительной системы;

доказывание по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности подразделений спецназа не является приоритетным, однако их сотрудникам необходимо иметь полное представление о доказательствах по административным и иным делам;

требуется законодательно закрепить перечень доказательств применения физической силы, спецсредств и оружия.

Библиографический список

1. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. М. : Мир и образование ; Оникс, 2012. 1376 с.

2. Поникаров В. А., Павлова Л. В., Сенатова Е. В. Институт доказывания по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности исправительных учреждений и следственных изоляторов ФСИН России : монография. М. : Проспект ; Академия ФСИН России, 2017. 144 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.