Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМАХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБОРОТА ГРАЖДАНСКОГО ОРУЖИЯ В КОНТЕКСТЕ ПРИНЯТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 28 ИЮНЯ 2021 Г. № 231-ФЗ"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОРУЖИИ" И ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"'

О НЕКОТОРЫХ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМАХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБОРОТА ГРАЖДАНСКОГО ОРУЖИЯ В КОНТЕКСТЕ ПРИНЯТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 28 ИЮНЯ 2021 Г. № 231-ФЗ"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОРУЖИИ" И ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
279
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПОЛИЦИЯ / ПРАВИЛА ОБОРОТА ОРУЖИЯ / УТРАТА ОРУЖИЯ / ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ ОРУЖИЯ / НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ХРАНЕНИЯ ОРУЖИЯ / КОНТРОЛЬ ЗА ОБОРОТОМ ГРАЖДАНСКОГО ОРУЖИЯ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / НАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ОБОРОТА ОРУЖИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Торгерсен А.С.

В статье обозначаются и рассматриваются административно-правовые проблемы регулирования оборота гражданского оружия, сохраняющие актуальность, несмотря на изменения законодательства. Обосновывается необходимость изменения действующего законодательства, в частности Правил оборота гражданского и служебного оружия, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. № 814.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Торгерсен А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SOME TOPICAL ISSUES OF REGULATORY REGULATION OF THE CIRCULATIONOF CIVILIAN WEAPONS IN THE CONTEXT OF THE ADOPTION OF FEDERAL LAW NO. 231-FZ DATED JUNE 28, 2021"ON AMENDMENTS TO THE FEDERAL LAW "ON WEAPONS" AND CERTAIN LEGISLATIVE ACTS OF THE RUSSIAN FEDERATION"

The article identifies and examines the administrative and legal problems of regulating the circulation of civilian weapons, which remain relevant despite changes in legislation. The necessity of changing the current legislation, in particular the Rules for the circulation of civil and service weapons, approved by the Decree of the Government of the Russian Federation No. 814 of July 21, 1998, is justified.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМАХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБОРОТА ГРАЖДАНСКОГО ОРУЖИЯ В КОНТЕКСТЕ ПРИНЯТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 28 ИЮНЯ 2021 Г. № 231-ФЗ"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОРУЖИИ" И ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"»

УДК 355/359 001 10.51980/2686-939Х_2021_3_75

О НЕКОТОРЫХ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМАХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБОРОТА ГРАЖДАНСКОГО ОРУЖИЯ В КОНТЕКСТЕ ПРИНЯТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 28 ИЮНЯ 2021 Г. N 231-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОРУЖИИ» И ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ON SOME CURRENT PROBLEMS OF REGULATORY AND LEGAL REGULATION OF THE CIRCULATION OF CIVILIAN WEAPONS IN THE CONTEXT OF THE ADOPTION OF FEDERAL LAW NO. 231-FZ OF JUNE 28, 2021 "ON AMENDMENTS TO THE FEDERAL LAW" ON WEAPONS "AND CERTAIN LEGISLATIVE ACTS OF THE RUSSIAN FEDERATION"

Торгерсен Александр Сергеевич,

старший преподаватель кафедры огневой подготовки Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск)

fppsib@mail.ru

/ X

Ключевые слова:

полиция, правила оборота оружия, утрата оружия, транспортирование оружия, нарушение правил хранения оружия, контроль за оборотом гражданского оружия, административная ответственность, нарушения в сфере оборота оружия.

В статье обозначаются и рассматриваются административно-правовые проблемы регулирования оборота гражданского оружия, сохраняющие актуальность, несмотря на изменения законодательства. Обосновывается необходимость изменения действующего законодательства, в частности Правил оборота гражданского и служебного оружия, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. № 814.

Keywords:

police, rules for the circulation of

weapons, loss of weapons, transportation of weapons, violation of the rules for the storage of weapons, control over the circulation of civilian weapons, administrative responsibility, violations in the field of arms trafficking.

The article identifies and examines the administrative and legal problems of regulating the circulation of civilian weapons, which remain relevant despite changes in legislation. The necessity of changing the current legislation, in particular the Rules for the circulation of civil and service weapons, approved by the Decree of the Government of the Russian Federation No. 814 of July 21, 1998, is justified.

Трагические события 11 мая 2021 г. в Казани всколыхнули общественность и руководство государства, вновь привлекая внимание к праву граждан на владение оружием и нормативно-правовому регулированию в обозначенной сфере. Закономерной реакцией на указанные события было принятие Федерального закона от 28 июня 2021 г. № 231-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оружии» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Из ключевых моментов можно отметить повышение возраста приобретения гражданского гладкоствольного охотничьего оружия с 18 до 21 года, ограничение на приобретение охотничьего оружия или оружия самообороны с двумя и более стволами или магазином владельцам, впервые приобретающим гладкоствольное длинноствольное оружие, ужесточение требований к лицам, претендующим на получение лицензии на приобретение оружия; также введена обязанность владельца оружия уведомлять полицию или Росгвардию о факте утраты оружия. Необходимость введения указанной обязанности неоднократно отмечалась как нами, так и иными авторами, исследовавшими проблемы правового регулирования в обозначенной сфере [подр.: 1, с. 40; 2, с. 256].

Однако, на наш взгляд, изменения в нормативной правовой базе оборота оружия в Российской Федерации недостаточно затронули еще один важнейший нормативный правовой акт - постановление Правительства РФ от 21 июля 1998 г. № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», утверждающее Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (далее - Правила). Анализ возникающих в ходе правоприменительной практики, проблем и указанного нормативного правового акта привел к следующим выводам. Во-первых, в Правилах отсутствуют нормативно-определенные понятия «транспортирование», «перевозка», «ношение», а ст. 1 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ определяет только «оборот оружия и основных частей огнестрельного оружия как производство оружия, торговля оружием, продажа, передача, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, пере-

возка, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение, ввоз оружия в Российскую Федерацию и вывоз его из Российской Федерации», не конкретизируя остальные понятия.

Во-вторых, в рамках правоприменительной практики сотрудников органов внутренних дел, в частности сотрудников ДПС ГИБДД, возникает неясность в ситуациях, когда осуществляется транспортировка оружия, по критерию его незаряженности. Пункт 69 Правил предписывает осуществлять транспортирование оружие в разряженном состоянии, отдельно от патронов. На наш взгляд, под разряженным состоянием следует понимать отсутствие патрона в патроннике (барабане), курки должны находиться на предохранительном взводе, оружие должно быть поставлено на предохранитель (при его наличии). Поскольку Правила детально не конкретизируют, где и в каком именно виде должны находиться патроны, на наш взгляд, допустимо транспортирование патронов отдельно от оружиякак в упаковке производителя (коробках), так и иным способом (патронташи, кейсы для патронов, специальные карманы в чехлах или кофрах, россыпью в чехле и т.п.). При этом должно соблюдаться требование п. 77 Правил - общее количество транспортируемых гражданином патронов не должно превышать 1000 штук, а количество оружия - 5 единиц.

В-третьих, еще одной проблемой, возникающей в рамках правоприменительной практики, является утрата оружия при его транспортировании, в том числе водным транспортом (например, маломерными судами). Как уже отмечалось, отечественный законодатель не дает нормативного определения понятию «транспортирование». Толковый словарь Ожегова под словом «транспортировать» подразумевает «перевезти (возить) из одного места в другое»1. Пункт 13 Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России от 6 июля 2020 г. № 487, не вводит каких-либо ограничений или запретов в части транспортирования оружия и патронов к нему. Таким образом, можно сделать вывод о том, что транспортирование может осуществляться как автомобильным, так и водным транспортом, в том числе маломерными судами. Суть проблемы вытекает из отсутствия нормативно закрепленной в Правилах или Федеральном законе «Об оружии» императивной обязанности обеспечивать сохранность оружия и патронов к нему как при транспортировании (п.п. 66, 77 Правил оборота оружия), так и при ношении (п.п. 62-64 Правил оборота оружия). Формально владелец оружия обязан обеспечивать условия сохранности оружия и патронов к нему, безопасности хранения и исключения доступа к ним посторонних лиц только по месту жительства, а условия, исключающие доступ посторонних лиц, - по месту пребывания. Иными словами, в случае уничтожения оружия, находящегося в сей-

1 URL: https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=32161 (дата обращения: 01.08.2021).

фе гостиничного номера или домика на охотничьей базе в результате пожара, владелец не может быть привлечен к административной ответственности по ч. 4 ст. 20.8 КоАП РФ ввиду отсутствия нормативной обязанности обеспечения сохранности оружия при его транспортировании, в том числе и при помощи маломерных судов, а в случае утраты оружия в рамках действующей нормативной правовой базы владелец также не может быть привлечен по ч. 2 ст. 20.12 КоАП РФ. Кроме того, на наш взгляд, оружие, в первую очередь охотничье, является предметом, эксплуатируемым зачастую в экстремальных условиях, когда имеют место случаи потопления или опрокидывания маломерных судов, при которых возникает угроза жизни и здоровью самого владельца, поэтому сохранность оружия в указанной ситуации невозможна. На наш взгляд, адекватным решением сложившейся ситуации будет введение в ст. 20.8 КоАП РФ ч. 4.6 следующего содержания: «неисполнение лицом, владеющим им на законном основании, обязанности сообщения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган о факте утраты или хищения оружия, а равно несвоевременное сообщение о факте утраты или хищения оружия».

В случае установления в ходе проверки обстоятельств утраты оружия (на примере утопления), фактов нахождения владельца на плавательном средстве (в т.ч. маломерном судне) с включенным двигателем в охотничьих угодьях с охотничьим оружием в расчехленном состоянии, равно со снаряженным магазином (барабаном) и (или) имеющим патрон в патроннике, указанные действия необходимо квалифицировать по ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ, так указанные действия нарушают п. 62.15 Правил охоты, утвержденных приказом Минприроды России от 24 июля 2020 г. № 477.

Устранение вышеуказанных противоречий и изменение правоприменительной практики с учетом анализа рассмотренных нами проблем и предложенных вариантов решения позволит повысить эффективность реализации средств административно-правового воздействия в обозначенной сфере.

Библиографический список

1. Торгерсен, А.С. О некоторых актуальных вопросах участия участковых уполномоченных полиции в мероприятиях по контролю за оборотом оружия в контексте изменений отечественного законодательства / А.С. Торгерсен // Научный компонент. - 2021. - № 1(9). - C. 35-41.

2. Шишкин, П.Е. О некоторых актуальных вопросах административной ответственности в сфере оборота гражданского оружия / П.Е. Шишкин // NovaUM. - 2018. - № 15. - C. 252-257.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.