Сартаева Наталья Абаевна,
доктор юридических наук, доцент
о научном обеспечении правового мониторинга
(на примере уголовного законодательства)
В Концепции правовой политики на 20102020 года, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года, отмечается, что «оценивая современное состояние уголовного права, можно констатировать, что в целом обеспечено его поступательное развитие. Действующий Уголовный кодекс - достаточно эффективный инструмент борьбы с преступностью и уголовно-правовой защиты прав и свобод человека, интересов государства и общества.
При этом дальнейшее совершенствование уголовного права связано с повышением качества законов - закон, ограничивающий конституционные права и свободы, должен соответствовать требованиям юридической точности и предсказуемости последствий, то есть его нормы должны быть сформулированы с достаточной степенью четкости и основаны на понятных критериях, позволяющих со всей определенностью отличать правомерное поведение от противоправного, исключая возможность произвольной интерпретации положений закона» [1].
Названное концептуальное направление развития уголовного законодательства, несомненно, должно основываться на научном обеспечении принятия законодательных и иных нормативных правовых решений. в качестве примера можно привести ГУ «Институт законодательства Республики Казахстан», который проводит фундаментальные и научно-прикладные исследования по злободневным проблемам национального законодательства. Результаты этих исследований используются при разработке концепций и проектов законов и т.д.
Так, в настоящее время Институтом проводится исследование на тему: «Правовой мониторинг законодательства: проблемы и перспективы», изучению подлежат конституционное, гражданское, уголовное и другие отрасли законодательства.
Что касается уголовного законодательства Республики Казахстан, то анализируются не только его теоретические и правовые основы, но и практика применения. Полагаем, что в целях научной обеспеченности правового мониторинга уголовного законодательства, целесообразно исследовать нижеследующие вопросы.
Первый - расширение сферы применения уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы, в том числе исключение из отдельных санкций наказания в виде лишения свободы либо снижение максимальных сроков лишения свободы.
Изучение данного вопроса напрямую связано с проблемой увеличения криминологического содержания уголовного наказания, поскольку «целями наказания, согласно уголовному законодательству, являются исправление осужденных, а также предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и другими лицами... Позитивный и ретроспективный аспекты юридической ответственности не противостоят друг другу, они тесно связаны и выражают разные стороны одного и того же понятия. Причем главным в характеристике юридической ответственности выступает позитивный смысл. таким образом, социальная ответственность, в том числе и уголовная, имеет сознательное значение. Ее назначение заключается не только в том, чтобы разрешить уже возникший конфликт, но и в том (и это главное), чтобы не допустить его возникновения» [2, с. 142].
Следует отметить, что закрепив в Уголовном кодексе Республике Казахстан (далее УК РК) его профилактическую цель, «механизм ее реализации законодательно не разработан. Система мер предупреждения (общие, специальные, индивидуальные) должна соответствовать системе самой преступности и причин, ее порождающих» [3, с. 74]. Таким образом, уголовный закон, имея
превентивную направленность, в практической плоскости не может ее реализовать в полной мере.
Полагаем, что достижению увеличения профилактического содержания уголовного закона может способствовать: законодательное определение, что лишение свободы является мерой наказания, применять которую надлежит лишь в крайних случаях; увеличение количества составов преступлений, предусматривающих вместо лишения свободы альтернативные виды наказания; преобладание в уголовном законе краткосрочных сроков наказания.
также следует отметить, что принцип профилактической цели должен быть учтен не только в уголовном, но и в уголовно-процессуальном и уголовно-исполнительном законодательствах, а также в других отраслях права, напрямую не сопровождающих реализацию уголовно-правовых норм. Это связано с тем, что «ни для кого не секрет, что чем меньше этих отношений попадает в сферу действия уголовного законодательства, тем эффективнее будет его применение, тем действеннее станет его общепревентивное воздействие. Основные силы соответствующих правоохранительных органов и специальных подразделений должны быть направлены исключительно на борьбу лишь с тем социальным злом, с которым справиться иными (гражданско-правовыми, административно-правовыми, дисциплинарными) средствами невозможно» [4, с. 237]. таким образом, нормы гражданского, административного, трудового и других законодательств должны содержать в себе профилактическую цель, что представляется весьма актуальным и значимым.
второй - повышение качества уголовного закона, при этом особое внимание следует уделить юридической технике его изложения.
Кстати, на актуальность ведения мониторинга законодательных ошибок обращалось внимание в Рекомендациях правительственного часа с участием Министра юстиции Республики Казахстан по вопросу совершенствования законотворческой деятельности, проведенного 6 апреля 2012 года в Сенате Парламента Республики Казахстан, в них отмечается, что, «учитывая, что мониторинг законодательства, является систематической, комплексной деятельностью по оценке, анализу, обобщению и прогнозу состояния законодательства с целью повышения качества принимаемых законов, одной из форм этой деятельности, можно считать мониторинг законодательных ошибок, то есть деятельность по ана-
лизу, обобщению и оценке дефектов юридико-технического оформления законодательных актов» [5].
в этой связи возникает вопрос о целесообразности разработки и принятия Правил юридической техники. Предлагается юридической технике, также, как и правовому мониторингу, придать обязательный статус, утвердив постановлением Правительства Республики Казахстан, соответствующие Правила юридической техники.
Реализация этого предложения потребует и внесения соответствующего дополнения в пункт 3 статьи 19 Закона Республики Казахстан «О нормативных правовых актах», как вариант в следующей редакции: «Правила юридической техники утверждаются Правительством Республики Казахстан».
в вышепредлагаемых Правилах юридической техники в более развернутом формате следует осветить вопросы стиля (языка) изложения нормативного правового акта, уделив особое внимание основам формального языкового выражения мысли, юридической терминологии и классификации юридических терминов, их употреблению, использованию синонимов и анонимов в тексте нормативных правовых актов и другим вопросам, определяющим в конечном итоге качество нормативного правового акта.
Для разработки Правил следует привлечь ученых юристов и языковедов, научные организации и т.д., а для взаимосвязи научной и законопроектной работы целесообразно провести соответствующее фундаментальное и научно-прикладное исследование.
также следует изучить вопрос о возможности подготовки печатного либо электронного издания (как вариант «вестник правового мониторинга»), в котором бы на основе анализа и обобщения нормотворческой деятельности государственных органов освещались бы наиболее характерные и часто встречающиеся недостатки юридико-технического оформления нормативных правовых актов, обсуждались наиболее злободневные вопросы правового мониторинга.
третий - приведение уголовного законодательства в соответствие с международными договорами, ратифицированными Казахстаном.
«Сегодня уголовная политика Казахстана на международной арене и в ближайшее десятилетие в соответствии с Концепцией правовой политики должна быть нацелена на вовлечение нашей страны в интеграционные процессы, оптимизацию сотрудничества с зарубежными странами и международными организациями с учетом
целесообразности. Будет продолжена работа по приведению законодательной базы республики в соответствие с принятыми международными обязательствами и международными стандартами» [6, с. 22-23].
К примеру, если же говорить о правовой составляющей дальнейшего развития международного сотрудничества в рамках межгосударственных объединений, то одним из условий совместной деятельности видится единый подход к определению в законодательстве юридически значимых категорий.
Так, в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков - это унификация как минимум двух определений: минимальный размер наркотических средств, за который наступает уголовная ответственность (сегодня минимальный размер, содержащийся в законодательстве в одних странах, порой превышает размеры, установленные в других). второе - отнесение новых видов средств, веществ к разряду наркотических (имеются случаи, когда одни и те же вещества в одной стране включены в список наркотических средств и психотропных веществ, в то время как в другой они в таком списке не состоят).
А в сфере борьбы с терроризмом - это единое определение термина «терроризм» и «террористическая деятельность», а также оснований для установления «режима контртеррористической операции» и эффективных внутренних и внешних механизмов контроля над действиями силовых структур.
Четвертый - совершенствование правового мониторинга уголовного законодательства и широкое применение социологических методов при его проведении.
Правовой мониторинг уголовного законодательства можно определить как систему наблюдения, позволяющую определить его состояние и оценить его качество, а также установить своевременность принятия нормативных правовых актов, связанных с привлечением к уголовной ответственности, их исполнением и эффективностью.
Иначе конечной целью правового мониторинга должен стать ответ на вопрос, улучшил ли тот или иной нормативный правовой акт реальное положение гражданина, обеспечил ли он реализацию и защиту его конституционных прав либо оказал позитивное влияние на регулируемые им общественные отношения. Если же нет, то в чем проблема - ненадлежащем правоприменении, в правовой культуре или же недостатках самого правового акта, которые необходимо устранять?
Указанную цель можно конкретизировать в нижеследующих задачах правового мониторинга:
- получение информации для комплексного анализа уголовного закона (согласованность, своевременность, качество и его действенность);
- получение информации для анализа и выводов о достаточности и непротиворечивости уголовного закона действующему законодательству;
- учет специфики уголовного закона, связанной с его прохождением (поступление - принятие), выявление и фиксация последующих дополнений, изменений;
- прогноз развития уголовного закона с учетом потребностей государства;
- соответствие уголовного закона принципам и нормам международного права;
- оценка эффективности действия уголовного закона либо выявление причин его неэффективности.
Исходя из задач правового мониторинга уголовного законодательства, его проведение предполагает использование совокупности способов, приемов, в их числе:
- анализ содержания самого уголовного законодательства;
- сравнительно-правовой анализ соответствия уголовного законодательства социально-политической и правовой ситуации в обществе, национальному законодательству, а также международным нормам и стандартам. выявление отличий и общих черт в правоприменительной практике в странах, где существуют аналогичные уголовно-правовые нормы, изучение международного опыта;
- статистические методы. Изучение статистических показателей в сфере, регулируемой уголовным законодательством (состояние преступности, ее структура и т.д.), а также до и после принятия, к примеру, новых составов преступлений;
- документальный метод, предполагающий анализ информации правоохранительных и специальных государственных органов, а также других государственных органов. Например, прокуратуры, в части осуществления надзора за исполнением уголовного закона на территории страны и рассмотрения обобщения жалоб и заявлений граждан и юридических лиц по его исполнению.
Следует отметить, что последние годы характеризуются заметным усилением влияния общественного мнения на законодательную сферу. в этой связи правовой мониторинг уголовного
законодательства должен включать и:
- опрос лиц, на которых распространяется действие закона (общественное мнение). Суть применения этого метода состоит в том, что эффективность уголовного закона отражает общий уровень правовой культуры граждан и их правосознания, в конечном итоге, порождающих действенность, к примеру УК РК;
- анализ материалов средств массовой информации. Освещение в средствах массовой информации реализации той или иной уголовно-правовой нормы либо новеллы, играет немаловажную роль на их восприятие общественностью;
- опрос сотрудников правоохранительных и специальных государственных органов. Определение отношения лиц, непосредственно реализующих уголовный закон;
- анализ и опрос представителей неправительственных организаций. Установление отношения неправительственного сектора к УК РК и его реализации.
Совершенствованию правового мониторинга, а точнее повышению его эффективности и объективности способствовало бы исключение возможности ведомственного подхода при его проведении. Согласно подпункту 12-1) статьи 1 Закона РК «О нормативных правовых актах», правовой мониторинг нормативных правовых актов отнесен к деятельности государственных органов. таким образом, отчеты о результатах правового мониторинга составляются одним и тем же субъектом - государственным органом, который разрабатывает нормативные правовые акты и их же реализует. в подобной ситуации надо стараться давать заключение о правовом мониторинге, включающем анализ правоприменительной практики, совершенно с независимых позиций. Например, в ГУ «Институт законодательства Республики Казахстан» создан Центр правового мониторинга. в случае наделения его соответствующими функциями, он мог бы оказать существенный вклад в решение концептуальных вопросов, связанных с правовым мониторингом, поскольку для этого в Институте имеется необходимый научный потенциал.
Наличие независимого, самостоятельного субъекта правового мониторинга позволит создать единую информационную базу, услугами которой могли бы пользоваться все субъекты законотворчества, ученые, партии, некоммерческие организации, средства массовой информации, все заинтересованные юридические и
физические лица. в свою очередь это позволит установить общественный контроль за законодательством, тем самым обеспечив его необходимой информацией и предотвратив появление некачественных нормативных правовых актов.
Шестой - критерии эффективности уголовного законодательства. в большинстве научных определений эффективность рассматривается как отношение между фактически достигнутым результатом и той целью, для достижения которой принималось соответствующее решение.
Полагаем, что разработка критериев эффективности уголовного закона потребует проведения соответствующих научно-практических исследований, экспертных опросов, позволяющих изучить искомую проблему системно и комплексно. В категорию экспертов целесообразно включить представителей: законодательной, исполнительной и судебной власти; юридической общественности; правоохранительных и специальных государственных органов; неправительственных организаций правозащитной и юридической направленности. таким образом, будет проанализировано и обобщено мнение, как государственных структур, так и институтов гражданского общества, что представляется весьма важным.
С вопросом эффективности уголовного закона напрямую связана проблема прогнозирования социально-правовых, экономических последствий. Сегодня на практике прогнозирование не имеет своего применения, а если и проводится, то на основе интуиции экспертов при проведении научной правовой экспертизы и характеризуется высоким процентом неопределенных и ошибочных прогнозов, что чревато нарушениями прав и законных интересов граждан, особо это касается уголовно-правовой сферы.
Подытоживая, можно сделать вывод о том, что научное обеспечение должно стать обязательным и неотъемлемым звеном проведения правового мониторинга.
Необходимо активизировать и расширять проведение фундаментальных и научно-прикладных исследований в сфере нормотворчества, тем самым встраивая алгоритм принятия законодательных и иных нормативных правовых решений, в том числе и в сфере уголовно-правовых отношений, что соответствует тенденциям современной мировой науки, когда «акцент делается не столько на материальные ценности, сколько на интеллектуальный потенциал» [7].
Список литературы
1. Концепция правовой политики на 2010-2020 года, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года. - Информационно-справочная система «Юрист».
2. Балтабаев К.Ж. Понятие уголовной ответственности // Проблема воплощения принципов правового государства в Конституции Республики Казахстан. Сборник научных трудов. - Караганда: КарГУ, 1995.
3. Рустемова Г.Р. О профилактической роли уголовного закона // Актуальные проблемы борьбы с преступностью на современном этапе: материалы международной научно-практической конференции. - Алматы: ООНИиРИР Академии МВД Республики Казахстан, 2002. - Ч. 1.
4. Векленко С.В. Проблемы уголовно-правового регулирования в современных условиях // Современная уголовно-правовая политика в Республике Казахстан и проблемы правового воспитания: материалы международной научно-практической конференции. - Караганда: КарЮИ МВД РК им. Б. Бейсенова, 2000. - Т. 1.
5. Рекомендации правительственного часа с участием Министра юстиции Республики Казахстан по вопросу совершенствования законотворческой деятельности, проведенного 6 апреля 2012 года в Сенате Парламента Республики Казахстан. - www.parlam.kz
6. Рогов И. Уголовная политика Республики Казахстан // Тураби. - 2003. - № 5.
7. Государственная программа развития науки Республики Казахстан на 2007-2012 годы, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 20 июня 2007 года. - Информационно-справочная система «Юрист».
Мащалада щылмыстыщ зацнама мысалында К^щыщтыщ мониторингтг гылыми цамтамасыз ету мэселелер1 щарастырылады, оныц жеттд1ру багыттары белгтенген.
TyuIh свздер: щущыщтыщ мониторинг, щылмыстыщ зацнама.
В статье на примере уголовного законодательства рассматриваются вопросы научного обеспечения правового мониторинга, определяются направления его совершенствования.
Ключевые слова: правовой мониторинг, уголовное законодательство.
In the article, on the example of criminal legislation, the issues of scientific support of legal monitoring are considered and areas of its improvement are identified.
Keywords: legal monitoring, criminal law.
Наталья Абаевна Сартаева,
з.г.д., доцент
^кыктык мониторинга Fылыми камтамасыз ету туралы (кылмыстык; зацнама мысалында)
Сартаева Наталья Абаевна,
д.ю.н., доцент
О научном обеспечении правового мониторинга (на примере уголовного законодательства)
Sartayeva Natalya Abaevna,
doctor of Laws, docent
On the scientific support of legal monitoring (for example, criminal law)