Научная статья на тему 'О НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ МВД РОССИИ ДО 2030 ГОДА'

О НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ МВД РОССИИ ДО 2030 ГОДА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
606
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бецков А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ МВД РОССИИ ДО 2030 ГОДА»

безопасностью, являются несовершенство нормативно-правовой базы и, как следствие, сложность позиционирования этих центров в структуре государственного управления, как на региональном, так и федеральном уровнях.

Полученные результаты будут использованы при реализации основных направлений государственной

Результаты исследований и сформированные на их основе рекомендации получены в рамках выполнения государственного задания ИИММ КНЦ РАН (тема № 022 6-2 019-0 035). Научное обоснование и практическая реализация разработок выполнена при поддержке РФФИ (проект № 18-2 9-03 022-мк).

ЛИТЕРАТУРА

1. Маслобоев А.В. Концепция Центра перспективных исследований и обеспечения безопасности Арктики // Арктика: экология и экономика. - 2019. - №2(34). - C. 129-143.

2. Салухов В.И., Соколов Б.В. Информационно-методические основы формирования системы распределенных ситуационных центров и центров компетенций // Модели мышления и интеграция информационно-управляющих систем: материалы II Междунар. науч. конф. - Нальчик: КБНЦ РАН, 2018. - С. 72-76.

3. Oleynik A., Fridman A., Masloboev A. Informational and analytical support of the network of intelligent situational centers in Russian Arctic // CEUR Workshop Proceedings. 2018. vol. 2109. pp. 57-64.

4. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. N 683). URL: http://kremlin.ru/acts/bank/4 03 91

5. Когнитивные центры как информационные системы для стратегического прогнозирования / И.В. Десятов и др. // Информационные технологии и вычислительные системы. 2011. №1. С. 65-81.

6. Моисеев Н.Н. Математические задачи системного анализа. М.: Наука, 1981. 488 с.

7. Маслобоев А.В., Путилов В.А. Информационное измерение региональной безопасности в Арктике. Апатиты: КНЦ РАН, 2016. 222 с.

8. Wooldridge M. An Introduction to MultiAgent Systems. Second Edition. John Wiley & Sons, 2009. 4 84 p.

9. Официальный сайт специального программного обеспечения «Облачный сервис сетевой экспертизы». URL: http://nsa-ltd.ru.

10. Сухорослов, О.В. Интеграция вычислительных приложений и распределенных ресурсов на базе облачной программной платформы / О.В. Сухорослов // Программные системы: теория и приложения: электрон, научн. журн. 2014. T. 5., №4(22). С. 171-182.

11. Проект IACPaaS. Комплекс для интеллектуальных систем на основе облачных вычислений / В.В. Грибова и др. // Искусственный интеллект и принятие решений. 2011. № 1. С. 27-35.

12. Маслобоев А.В., Горохов А.В. Проблемно-ориентированная агентная платформа для создания полимодельных комплексов поддержки управления безопасностью региона // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. 2012. № 2 (78). С. 60-65.

13. Sallam, A. Integration of Web Services and Agent technologies: Web Services supervision system based on JADE. LAP Lambert Academic Publishing, 2011. 96 p.

14. AgentBuilder - an integrated software toolkit that allows software developers to quickly develop intelligent software agents and agent-based applications. URL: http://www.agentbuilder.com.

15. Cognitive Agent Architecture (Cougaar) Open Source Project site. URL: http://cougaar.org.

16. Liu Ch.-H., Chen J. J.-Y. A Group Agent Architecture Based on FIPA and Ontology: A novel approach to build an agent system in multiple abstraction layers. LAP Lambert Academic Publishing, 2012. 64 p.

17. Deloach S.A., Garcia-Ojeda J.C. O-MaSE: a customisable approach to designing and building complex, adaptive multi-agent systems // International Journal of Agent-Oriented Software Engineering. 2010. Vol. 4., Iss. 3. pp. 244-280.

18. Маслобоев А.В. Разработка социальной сети BarentsNet для задач информационного обеспечения безопасности и инновационного развития арктических регионов // Вестник МГТУ: Труды Мурманского государственного технического университета. 2014. Т. 17. №3. С. 523-530.

19. Зуев А.С., Фадеев И.С. Виртуальные ситуационные центры - новый инструмент управления социально-экономическими системами // Информационные технологии. 2016. Т. 22. № 3. С. 229-232.

20. Охтилев М.Ю., Соколов Б.В., Юсупов Р.М., Пухов Г.Г. Методология и технологии создания и использования систем поддержки принятия решений в ситуационных центрах при управлении сложными объектами // Мат. XI Российской мультиконф. по проблемам управления. СПб: АО «Концерн «ЦНИИ «Электроприбор», 2018. С. 17-30.

21.Игнатьев М.Б. Просто Кибернетика. СПб: «Страта», 2016. 248 с.

политики РФ в Арктике на период до 2035 года в части разработки методов и средств поддержки принятия решений для информационно-аналитического обеспечения региональных ситуационных центров Мурманской области.

Бецков А.В.

Академия управления МВД России, Москва, Россия

О НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ МВД РОССИИ до 2030 года

Авторским коллективом Академии управления МВД России совместно с подразделениями центрального аппараты МВД России, ведущими научными и образовательными организациями системы МВД России в 2019 году проведена и успешно сдана заказчику научно-исследовательская работа о формировании Концепции научно-технической политики МВД России до 2030 года.

Актуальность проведения данной научно-исследовательской работы очень высока. Потребность в подобном документе МВД России испытывало в течение нескольких последних лет.

Основные вызовы и угрозы в сфере внутренних дел определяются воздействием внешних факторов по отношению к системе МВД России (в том числе угрозы государственной и общественной безопасности определённые Стратегии национальной в безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 31.12.2015 № 683),

Внешние факторы

- организованная преступность, в том числе транснациональная, связанная с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, организацией незаконной миграции и торговлей людьми;

- изменения в социально-демографической характеристике обслуживаемой территории органами внутренних дел Российской Федерации;

- нарастающее информационное противоборство радикально настроенных лиц, связанное с эскалацией протестных настроений граждан;

- деятельность радикальных общественных объединений и группировок;

- возрастание социально-экономической напряженности;

- коррупция;

- нецелевое расходование и расхищение бюджетных средств, выделенных на реализацию национальных проектов (программ), а также крупных инвестиций на развитие экономики и социальной сферы;

- противоправное использование информационных и коммуникационных технологий;

- мошенничество в кредитно-финансовой и иных сферах;

- стихийные бедствия, аварии и катастрофы, в том числе связанные с глобальным изменением климата, ухудшением технического состояния объектов социальной инфраструктуры и возникновением ЧС;

- снижение эффективности механизмов правового регулирования и правоприменения;

- снижение эффективности государственного и муниципального администрирования, бюрократизация управления.

а также внутренних факторов. Внутренние факторы

- бюрократизация внутреннего администрирования и взаимодействия с населением;

- укрытие заявлений (сообщений) о преступлениях, административных правонарушениях, происшествиях от регистрации и учета;

- низкая эффективность и качество предварительного следствия и дознания; нарушения законности в административном процессе и при расследовании уголовных дел;

- технологическое отставание практических органов внутренних дел по ключевым направлениям -формированию единого эффективного информационного пространства, технологиям ситуационного управления, робототехническим и аэромобильным комплексам.

- низкий уровень материально-технического обеспечения органов внутренних дел;

- неудовлетворительные финансовые условия для стимулирования результатов деятельности сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников системы МВД России.

- низкая эффективность системы подготовки и повышения квалификации кадров для органов внутренних дел.

В условиях сокращения личного состава органов внутренних дел, возрастающего количества массовых и публичных мероприятий, проводимых в стране, а также угроз террористического и экстремистского характера, актуализируется необходимость внедрения современных технических средств, в т.ч. АПК «Безопаснвй город», «Умный город», обеспечивающих правопорядок на улицах и в иных общественных местах.

Минимизация негативных последствий организационно-штатных мероприятий путем широкого задействования технических средств аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», «Умный город», «Цифровой полицейский», в том числе систем видеонаблюдения, способно частично решить проблему отсутствия нарядов полиции на территории обслуживания ОВД.

В период до 2030 года наибольшее влияние на криминогенную обстановку в стране по направлениям деятельности МВД России по имеющимся данным окажут три взаимосвязанных фактора;

- преступность в сфере высоких технологий (прежде всего компьютерных и при использовании электронных платежных систем);

- демографические (в том числе миграционные) процессы;

- рост «профессионализма» преступников. Профессионализм преступника - вовлечение в преступную деятельность новых технологий и современных информационно-технических систем.

Преступность в сфере высоких технологий и электронных платежей, при сохранении имеющейся динамики, к 2030 году превзойдет в количественном отношении все остальные виды преступлений.

Ситуация усугубляется крайне высокой трудоёмкостью расследования преступлений, совершенных с использованием компьютерных и иных высоких технологий, а также недостаточной соответствующей следственной и судебной практики.

Особую опасность представляет социальная напряженность, обусловленная инфляцией, снижением реальных доходов населения, конкуренцией на рынке труда, высокой закредитованностью населения.

Научными исследованиями охвачены все важнейшие направления деятельности органов внутренних дел и стратегические направления развития системы МВД России. На научной основе осуществляется разработка предложений по совершенствованию уголовного, уголовно-процессуального, административного, оперативно-розыскного, антинаркотического и миграционного законодательств, законодательства о противодействии терроризму, экстремизму, коррупции, а также ведомственных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность органов внутренних дел.

Научно-техническое обеспечение деятельности ОВД находится в неразрывной взаимосвязи с научно-технологическим комплексом России, состояние которого в настоящее время определяется следующими факторами [1]:

- исчерпание научно-технологического задела, оставшегося от советского периода;

- возрастающий разрыв между потребностями практики в новых технологиях и предложениями отечественных разработчиков и производителей научно-технической продукции;

- нарастающий дисбаланс между имеющимся научно-технологическим заделом, финансированием не коммерческих перспективных прикладных исследований и финансированием коммерческих опытно-конструкторских работ, что приводит к недостаточности заделов для проведения прикладных НИР и ОКР даже в рамках возможностей финансирования последних;

- ограниченное участие бизнеса, в том числе компании с государственным участием в финансировании формирования научно-технологического задела;

- отсутствие системности в планировании и координации как фундаментальных, так и прикладных исследований, выполняемых за счет государственного бюджета;

- низкая эффективность расходования бюджетных средств.

Помимо этого, на эффективность научно-технического обеспечения деятельности ОВД оказывают влияние следующие социально-демографические и экономические факторы:

- снижение качества образования по техническим специальностям;

- снижение количества квалифицированных кадров в сфере науки и производства по мере их старения;

- прямое отрицательное влияние западной политики и транснациональных корпораций на развитие научно-технологического потенциала, в том числе в форме санкций, организации «утечки мозгов»;

- снижение объёмов бюджетного финансирования научно-технологического развития.

В системе МВД России сегодня не имеется головного органа, обеспечивающего реализацию научно-технической политики. После упразднения в 2001 году Технического управления МВД России решение задач научно-технического обеспечения деятельности фактически выполняет ФКУ НПО «СТиС» МВД России.

Вместе с тем в большинстве иных федеральных органах исполнительной власти, обеспечивающих безопасность государства, в том числе Минобороны, ФСБ, МЧС, такие органы существуют и показывают высокую эффективность.

Окончательное решение о разработке проекта Концепции и определении головного исполнителя было принято 16 ноября 2018 г. на совещании у заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации генерал-лейтенанта полиции Виталия Дмитриевича Шулики.

Основным исполнителем была определена Академия управления МВД России.

В качестве заказчика научной продукции выступил ДИТСиЗИ МВД России.

К проведению НИР были привлечены ведущие научные и образовательные организации системы МВД России. Серьезное участие в НИР приняло НПО «СТиС» МВД России, коллектив которого в рамках полученного от Академии управления МВД России технического задания подготовил обоснование дальнейшего развития специальной техники, специальных информационно-коммуникационных технологий и средств связи, специального вооружения и боеприпасов к нему.

Авторским коллективом проведена оценка современного состояния нормативно-правовой базы, регулирующей научно-техническую деятельность МВД России и вопросы стратегического планирования в РФ. Изучены концепции, стратегии и иные программные документы, разработанные Правительством РФ, МВД России и иными федеральными органами исполнительной власти в области информатизации, связи, коммуникаций, технической защиты информации, иных разделов техники и технологий, а также по вопросам ресурсного обеспечения деятельности МВД России. Проанализированы условия и перспективы научно-технического развития МВД России с учетом потенциала отечественной науки и техники.

После этого удалось сформулировать целевую направленность разрабатываемой Концепции и перечень основных проблем, на преодоление которых она должна быть направлена. Это:

объективная необходимость повышения эффективности деятельности органов внутренних дел Российской Федерации за счет их оснащения современными и перспективными технологиями (в том числе информационными), специальной техникой, специальным вооружением и боеприпасами к нему, на основе передовых достижений науки и техники;

необходимость укрепления и наращивания научно-технического потенциала в сфере деятельности органов внутренних дел Российской Федерации;

необходимость приведения организационно-штатного построения органов внутренних дел, системы ведомственных нормативных правовых актов, в соответствие с требованиями законодательства в сфере стратегического планирования и положений документов, определяющих направления научно-технического развития Российской Федерации.

Настоящая Концепция представляет собой систему стратегических взглядов по осуществлению научно-технической деятельности, цели, задачи, приоритеты, направления и формы (механизм) реализации научно-технической политики в сфере деятельности органов внутренних дел Российской Федерации.

Научно-техническая политика Министерства внутренних дел Российской Федерации является составной частью государственной научно-технической политики.

Концепция является руководящим документом долгосрочного планирования и регулирования отношений между субъектами научно-технической деятельности и потребителями научно-технической продукции, в том числе в рамках поддержки инновационного развития в системе МВД России.

Структура Концепции содержит следующие разделы:

Общие положения

Цель, задачи и принципы научно-технической политики МВД России

Приоритеты научно-технической политики МВД России

Направления реализации концепции научно-технической МВД России

Механизм реализации концепции научно-технической политики МВД России

Согласно наименованиям разделы содержат цель, задачи и принципы научно-технической политики МВД России, приоритеты НТП и основные направления внедрения и использования достижений науки и техники для выполнения задач органами внутренних дел Российской Федерации, а также механизм

реализации концепции научно-технической политики МВД России до 2030 года.

При разработке проекта Концепции был применен функциональный подход к формированию направлений реализации Концепции.

Все функции и полномочия, реализуемые МВД России, как органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, были объединены в три основные направления деятельности ОВД (внешняя деятельность):

Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности (в том числе профилактика, предупреждение преступлений и административных правонарушений).

Выявление, пресечение, раскрытие и расследование преступлений (в том числе оперативно-разыскная и экспертно-криминалистическая деятельность).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предоставление государственных услуг. Дополнительно к основным направления в Концепции указаны пять направлений ресурсного и иного обеспечения деятельности ОВД (внутренняя сфера):

Информационные и коммуникационные технологии, средства связи, системы защиты информации, ки-бербезопасность.

Специальное вооружение и боеприпасы к нему, специальная техника, средства защиты и бронеза-щиты.

Системы и технологии ситуационного управления.

Научное, правовое и кадровое обеспечение. Финансовое, материально-техническое и медицинское обеспечение.

Мероприятия по научно-техническому совершенствованию охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности (в том числе профилактика, предупреждение преступлений и административных правонарушений):

Дальнейшее развитие технологии мониторинга обстановки в целях охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.

Развитие технологий в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

Совершенствование системы управления нарядами полиции и иными силами и средствами, задействованными в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности.

Внедрение роботов и робототехнических систем. Мероприятия, направленные на научно-техническое обеспечение деятельности ОВД по выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений (в том числе в сфере оперативно-розыскной и экспертно-криминалистической деятельности):

Совершенствование оперативно-технических

средств.

Развитие технологий обеспечения уголовного и административного процессов.

Совершенствование применения экспертно-кри-миналистической техники и технологий.

Совершенствование технологий предоставления государственных услуг:

модернизация электронных форм подачи заявлений на получение государственных услуг;

развитие web-сервисов, в том числе с использованием мобильных приложений;

дальнейшее развитие межведомственного информационного взаимодействия в сфере оказания государственных услуг в электронном виде;

внедрение автоматизированной информационной системы обжалования действий (бездействия) и решений должностных лиц, как составной части единой автоматизированной информационной системы «Ходатайства и жалобы».

Мероприятия в сфере совершенствования информационных и коммуникационных технологий, средств связи, систем защиты информации, обеспечения ки-бербезопасности:

Внедрение новых и совершенствование существующих информационных и коммуникационных технологий.

Совершенствование систем и средств связи.

Совершенствование деятельности в сфере защиты информации и информационной безопасности.

Мероприятия по совершенствованию специального вооружения и боеприпасов к нему, специальной техники, средств защиты и бронезащиты:

Совершенствование специального вооружения и боеприпасов.

Совершенствование средств защиты и бронеза-щиты.

Совершенствование транспортного обеспечения: оперативно-служебного транспорта; служебно-боевых транспортных средств; служебного водного транспорта; служебных летательных (воздухоплавательных) аппаратов и аэромобильных комплексов посредством разработки и формирования новых целевых систем.

Внедрение и развитие систем и технологий ситуационного управления:

Внедрение систем поддержки принятия управленческих решений

Совершенствование деятельности дежурных частей

Совершенствование подвижных пунктов управления

Научное, правовое и кадровое обеспечение: Научно-техническое информирование и информатизация научных исследований.

Информатизация в правовой работе. Научно-техническое обеспечение образования. Совершенствование психологического обеспечения и психофизиологического обследования.

Финансовое, материально-техническое и медицинское обеспечение:

Информатизация финансового обеспечения. Информатизация материально-технического

обеспечения.

Совершенствование медицинских технологий. Реализацию Концепции предполагается осуществить в три этапа:

(2020-2021 гг.) Проведение реорганизации системы управления научно-технической политикой МВД России, внесение изменений в нормативные правовые акты и организационную структуру МВД России. Выполнение научно-исследовательских работ и подготовка к проведению опытно-конструкторских работ.

(2022 - 2024 гг.) Выполнение НИР и ОКР по разработке современных и фундаментальных пер-

спективных образцов специальной техники, специального вооружения и боеприпасов к нему, разработки специальных технологий. Апробация и опытная эксплуатация разработанных образцов и технологий на базе экспериментальных площадок территориальных ОВД. Разработка раздела МВД России в Государственной программе вооружения 2024 -2030 гг. с учетом результатов НИР, ОКР и опытной эксплуатации образцов специальной техники, специального вооружения и боеприпасов к нему, разработки специальных технологий. Внесение изменений в номенклатуру специальных средств, специальных технологий, специального вооружения и боеприпасов к нему, а также в нормы положенности на данные средства и технологии.

(2025 - 2030 гг.) Мероприятия по оснащению ОВД в соответствии с нормами положенности современными образцами специальной техники, специального вооружения и боеприпасов к нему, специальными технологиями в соответствии с перечнями специальных средств, специальных технологий, специального вооружения и боеприпасов к нему, принятых на вооружение в МВД России.

В ходе проведения исследования достигнута его цель - разработка проекта концепции научно-технической политики МВД России до 2030 года.

Решены задачи исследования:

произведена оценка современного состояния и перспектив научно-технического развития МВД России с учётом потенциала отечественной науки и техники;

определены основные направления внедрения и использования достижений науки и техники для выполнения задач органами внутренних дел Российской Федерации;

определены цели, задачи и принципы научно-технической политики МВД России;

разработан механизм реализации концепции научно-технической политики МВД России до 2030 года.

Проект Концепции был отработан и своевременно направлен заказчику, получен акт приемки, прошел обсуждение на заседании Научно-технического Совета МВД России при руководстве ведомства. Результаты освещены общественности 30 октября 2019 года в Академии управления МВД России (докладчик начальник кафедры информационных технологий д.т.н., доцент Бецков А.В.).

ЛИТЕРАТУРА

1. Распоряжение Правительства РФ от 02.05.2013 № 736-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России" на 2014 - 2020 годы»

УДК 62.192

Садыхов Г.С.,+ Кудрявцева С.С.

ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)», Москва, Россия

РАСЧЕТ И ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ НАДЕЖНОСТИ НЕВОССТАНАВЛИВАЕМЫХ ОБЪЕКТОВ ПРИ НАРАБОТКАХ, РАСПРЕДЕЛЕННЫХ КАК СМЕСЬ ДВУХ ЭКСПОНЕНЦИАЛЬНЫХ РАСПРЕДЕЛЕНИЙ

Для невосстанавливаемых технических объектов, наработки которых распределены как смесь двух экспоненциальных распределения, доказаны формулы расчета и оценок показателей надежности, а также исследованы основные характеристики надежности. Ключевые слова:

ИНТЕНСИВНОСТЬ ОТКАЗОВ, СРЕДНИЙ РЕСУРС, ГАММА-ПРОЦЕНТНЫЙ РЕСУРС Введение

В каждом техническом объекте существует определенное количество разных причин отказов, которые проявляются по разным законам распределения наработок до отказа. Поэтому в статье решается задача расчета и оценок показателей надежности невосстанавливаемого объекта, наработки до отказа которых распределены как смесь распределений.

Функция распределения наработок до отказа объекта для смеси п функций распределений

¿ = 1,2,...,п определяется по формуле [1]

2

а, = 1.

где {> 0

время,

а, > 0

постоянные,

причем

Основная часть

Для простоты дальнейших рассуждений рассмотрим смесь из двух экспоненциальных распределений [2]

И^) = 1 - ехр^),= 1 - ехр(А^),

где Я1 > 0 - интенсивность отказов объекта при первом распределении наработок до отказа, Я2 > 0 - при втором. Положим, что

К<хг. (1)

Тогда вероятность безотказной работы невос-станавливаемого объекта в течение времени t будет равна

= а1ехр (—Я1 {) + а2ехр (—Я2 {), (2)

так как

Р& = 1 — Р0:),

[ = 1

[ = 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.