Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СИТУАЦИОННОЙ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ НА ОСНОВЕ СЕТИ ВИРТУАЛЬНЫХ КОГНИТИВНЫХ ЦЕНТРОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ СИТУАЦИОННОЙ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ НА ОСНОВЕ СЕТИ ВИРТУАЛЬНЫХ КОГНИТИВНЫХ ЦЕНТРОВ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
191
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИТУАЦИОННАЯ ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ВИРТУАЛЬНЫЙ КОГНИТИВНЫЙ ЦЕНТР / ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МНОГОАГЕНТНАЯ СИСТЕМА / ВЕБ-СЕРВИС

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Маслобоев А.В.

Для повышения ситуационной осведомленности в сетецентрической системе управления региональной безопасностью в работе предлагается расширение системы распределенных ситуационных центров за счет формирования сети виртуальных когнитивных центров как интеллектуальных систем информационной поддержки управления региональным развитием и безопасностью критически важных объектов. Рассматриваются возможности создания и перспективы использования виртуальных когнитивных центров для задач государственного и регионального управления в условиях перехода к цифровой экономике, их роль в системе распределенных ситуационных центров. Обсуждаются история развития, нормативная база и вопросы организации функционирования ситуационных центров в России. Обосновывается необходимость совершенствования системы распределенных ситуационных центров. Дана общая характеристика созданного прототипа виртуального когнитивного центра управления региональной безопасностью, реализованного в виде гибридного облачного сервиса на базе IaaS-архитектуры с применением технологий автономных программных агентов и веб-сервисов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Маслобоев А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СИТУАЦИОННОЙ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ НА ОСНОВЕ СЕТИ ВИРТУАЛЬНЫХ КОГНИТИВНЫХ ЦЕНТРОВ»

ЛИТЕРАТУРА

1. Кофанов, Ю.Н. Моделирование и обеспечение надёжности технических систем. М.:Энергоатомиздат, 2011

2. Жаднов, В.В. Разработка методов и средств для проектных исследований надёжности радиоэлектронной аппаратуры. М.: МИЭМ, 2010.

3. Жаднов, В.В. Технология надёжностно-ориентированного проектирования. /В.В.Жаднов// Электронные компоненты. 2002. №8. С.39-42.

4. Каштанов В. А., Медведев А. И. Теория надежности сложных систем М.:Физматлит. 2010.

5. Юрков, Н.К. Синтез концептуальной модели предметной области. Особенности моделирования сложных систем/Н.К.Юрков//Измерительная техника. 2004. № 2. С. 11-14.

6. Юрков, Н.К. Модели и алгоритмы управления интегрированными производственными /Н.К.Юр-ков//Пенза, ИИЦ Пенз. гос. ун-та, 2003, 198 с.

7. Yurkov N.K. Synthesis of a conceptual model of a subject domain. Characteristic features of modeling complex systems Measurement Techniques. 2004. Т. 47. № 2. С. 128-133.

8. Юрков, Н.К. Особенности управления сложными системами на основе концептуальных моде-лей/Н.К.Юрков//Измерительная техника. 2004. № 4. С. 14-16.

9. Management of structural components complex electronic systems on the basis of adaptive model / Grishko, A., Goryachev, N., Kochegarov, I., Brostilov, S., Yurkov, N. // Modern Problems of Radio Engineering, Telecommunications and Computer Science, Proceedings of the 13th International Conference on TCSET 2016. DOI:10.1109/TCSET.2016.7452017

10. Dynamic analysis and optimization of parameter control of radio systems in conditions of interference / Grishko, A.K., Goryachev, N.V., Kochegarov, I.I., Yurkov, N.K. // 2016 International Siberian Conference on Control and Communications, SIBCON 2016 - Proceedings.DOI:10.110 9/SIB-CON.2016.7491674

11. The method of obtaining the thermal model of the printing circuit assembly / Kochegarov, I.I., Tynda, A., Goryachev, N. // Proceedings of the 19th International Conference on Soft Computing and Measurements, SCM 2016. DOI:10.1109/SCM.2016.7519722

12. Максимов Я.А. Технология автоматизированного моделирования надежности информационных систем

13. Программный комплекс автоматизированного структурно-логического моделирования и расчета надежности и безопасности систем (ПК АСМ СЗМА, базовая версия 1.0) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.szma.ru/pkasm.shtml

14. BQR Reliability Ingineering Ltd. [Electronic resource], -http://www.bqr.com/con-tent/view/15/87/lang,en/

УДК 004.89, 338.24 Маслобоев А.В.

Институт информатики и математического моделирования Федерального исследовательского центра «Кольский научный центр Российской академии наук», Апатиты, Россия

ФОРМИРОВАНИЕ СИТУАЦИОННОЙ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ НА ОСНОВЕ СЕТИ ВИРТУАЛЬНЫХ КОГНИТИВНЫХ ЦЕНТРОВ

Для повышения ситуационной осведомленности в сетецентрической системе управления региональной безопасностью в работе предлагается расширение системы распределенных ситуационных центров за счет формирования сети виртуальных когнитивных центров как интеллектуальных систем информационной поддержки управления региональным развитием и безопасностью критически важных объектов. Рассматриваются возможности создания и перспективы использования виртуальных когнитивных центров для задач государственного и регионального управления в условиях перехода к цифровой экономике, их роль в системе распределенных ситуационных центров. Обсуждаются история развития, нормативная база и вопросы организации функционирования ситуационных центров в России. Обосновывается необходимость совершенствования системы распределенных ситуационных центров. Дана общая характеристика созданного прототипа виртуального когнитивного центра управления региональной безопасностью, реализованного в виде гибридного облачного сервиса на базе IaaS-архитектуры с применением технологий автономных программных агентов и веб-сервисов.

Ключевые слова:

СИТУАЦИОННАЯ ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ, УПРАВЛЕНИЕ, РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, ВИРТУАЛЬНЫЙ КОГНИТИВНЫЙ ЦЕНТР, ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, МНОГОАГЕНТНАЯ СИСТЕМА, ВЕБ-СЕРВИС

Введение крайне необходимо для повышения эффективности

В настоящее время цифровизация государствен- современной системы обеспечения национальной и ного и регионального управления является обще- региональной безопасности, а также для поддер-мировой тенденцией. Однако потенциал цифровых жания риск-устойчивого развития экономики нашей технологий в управлении социально-экономиче- страны.

скими системами значительно шире и может охва- Решение этой задачи затрудняется необходимо-

тывать все этапы управления - от сбора данных, стью интеграции, обработки и анализа больших мониторинга и анализа слабоструктурированной ин- объемов семантически и организационно разнород-формации до прогнозирования различных вариантов ной информации для различных субъектов управле-развития ситуаций, непрерывного форсайта и фор- ния, а также ее представления в виде, обеспечи-мирования рекомендаций для принятия решений в вающем адекватное восприятие и интерпретацию че-процессе оперативного, тактического и стратеги- ловеком для последующего принятия эффективных ческого планирования и управления. Эффективным управленческих решений. Таким образом, актуаль-инструментом ситуационного управления сегодня ной задачей является разработка новых и развитие являются ситуационные центры (СЦ), способные в существующих методов и средств информационно-реальном масштабе времени обрабатывать огромные аналитического обеспечения региональных СЦ. В потоки разноплановой информации о влиянии раз- рамках данной задачи перспективным направлением личных угроз на состояние социально-экономиче- исследований является создание моделей и техно-ских систем, вследствие чего потребности в СЦ логий, обеспечивающих формирование и расширение возрастают с каждым днем [1]. Система распреде- сетецентрической информационной инфраструктуры ленных СЦ позволяет создать условия для обеспе- системы распределенных СЦ для задач цифровой чения целенаправленности процессов управления и трансформации управления и обеспечения регио-координации принятия решений в многоуровневой нальной безопасности.

распределенной управленческой среде при высоком Исторические этапы развития СЦ и современные

уровне рисков и неопределенности причин возни- проблемы

кающих кризисных событий. Создание таких условий В развитии СЦ в России для задач государ-

на основе внедрения цифровых технологий во все ственного управления и обеспечения региональной сферы государственного управления посредством СЦ

безопасности можно условно выделить пять основных этапов:

1986-1996 гг. - идея создания СЦ и первый опыт;

1997-2007 гг. - разработка и ввод в эксплуатацию отдельных СЦ, формирование типовых функциональных и информационных элементов СЦ;

2008-2012 гг. - массовое внедрение СЦ в практику работы органов государственной власти;

2013-2017 гг. - создание системы распределенных СЦ, работающих по единым организационным и техническим регламентам;

с 2018 г. по настоящее время - развитие и расширение системы распределенных СЦ за счет разработки и внедрения новых моделей ситуационной осведомленности, а также формирования сети виртуальных когнитивных центров ситуационного управления.

СЦ позволяют реализовать новый формат управления региональной безопасностью, прежде всего, на основе создания особого информационно-технологического пространства для проблемного мониторинга и прогнозирования показателей безопасности региональных социально-экономических систем, а также для координации децентрализованного принятия решений и контроля их исполнения.

Сегодня представления об СЦ, как просто ситуационном зале, отошли на второй план. Приоритеты при создании СЦ смещаются в содержательную

область. В условиях дефицита времени на выработку и реализацию управленческих решений, особенно в различных сферах безопасности, генеральной целью системы обеспечения региональной безопасности становится комплексное, эффективное и оптимальное ситуационное управление. Эта цель -одна из ключевых при решении экономических и социальных проблем средствами СЦ федерального и регионального уровней. Для достижения этой цели в нашей стране создается пространственно-распределенная сеть СЦ - принципиально нового класса информационно-управляющих систем, предназначенных для повышения эффективности принятия решений органами государственного управления в социально-экономической и общественно-политической сферах. Эти системы в рамках СЦ должны обеспечивать целеполагание, формализацию функциональных задач, мониторинг, комплексный анализ вероятных сценариев развития чрезвычайных (кризисных) ситуаций, формирование взаимоувязанных баз данных и обобщенных метаданных (базы знаний) и их оперативную аналитическую обработку для организации стратегического планирования и контроля качества реализации антикризисных мероприятий, а также координации сил, средств и ресурсов по обеспечению региональной и национальной безопасности страны.

На рис. 1 представлена обобщенная структура и состав сети СЦ Российской Федерации.

Рисунок 1 - Структура и состав системы распределенных СЦ Российской Федерации

Основными целями создания системы распределенных СЦ являются [2]:

обеспечение информационно-аналитической поддержки государственного и регионального управления, стратегического планирования и мониторинга реализации комплексных планов обеспечения национальной безопасности и риск-устойчивого развития экономики страны;

повышение эффективности государственного и регионального управления в мирное и в военное время, в том числе при возникновении чрезвычайных (кризисных) ситуаций за счет использования информационных и технологических возможностей СЦ, обеспечивающих анализ, оценку, прогнозирование изменения обстановки и поддержку принятия управленческих решений.

Главной задачей сетецентрической системы СЦ является информационная поддержка управления -формирование ситуационной осведомленности и выработка рекомендаций для согласованного принятия управленческих решений на всех уровнях управления. Эта задача пока еще остается открытой как

у нас, так и за рубежом, не имеет окончательного решения и, поэтому, требует детальной научной и экспериментальной проработки [3].

Перечислим основные этапы создания системы распределенных СЦ:

I этап (2012 г.) - разработка и утверждение концепции создания системы распределенных СЦ;

II этап (2014 г.) - разработка и утверждение единого регламента взаимодействия и методических рекомендаций по созданию СЦ, ввод в эксплуатацию опытного района системы распределенных СЦ;

III этап (2015 г.) - создание и ввод в эксплуатацию Центра управления и координации системы распределенных СЦ, завершение создания системы и развитие ее функциональных возможностей;

IV этап (2016 г.) - разработка системного проекта на создание системы распределенных СЦ;

До 2020 г. - реализация Плана по модернизации действующих и созданию новых СЦ (поручение Правительства РФ).

Общие функции региональных и федеральных СЦ в составе системы распределенных СЦ:

поддержка управленческой деятельности на стратегическом, тактическом и оперативном уровнях принятия решений;

разработка и информационно-аналитическое сопровождение реализации эффективных стратегий развития государства и Субъектов РФ, а также системы обеспечения региональной безопасности;

прогнозирование непредвиденных явлений и событий в социально-экономической и общественно-политической сферах на основе комплексного мониторинга, анализа и оценки оперативной обстановки как в стабильных, так и в критических условиях, а также тенденций и закономерностей развития региональных кризисных ситуаций;

многофакторный анализ текущей ситуации по результатам мониторинга;

формирование рекомендаций лицам, принимающим решения, по оперативному реагированию в случае чрезвычайных обстоятельств;

интеграция систем информационной поддержки государственного и регионального управления в единое информационное пространство для повышения эффективности работы системы обеспечения региональной безопасности, построенной на базе СЦ, с точки зрения качества и оперативности формирования и анализа информации для принятия решений.

Основные задачи СЦ управления региональной безопасностью в рамках системы распределенных СЦ:

регулярно проводимый по определенной программе мониторинг и контроль внутренних и внешних угроз региональной безопасности для оценки состояния развития региона, оценки происходящих в нем процессов и своевременного выявления негативных тенденций их изменения;

сценарный анализ и прогнозирование состояния процессов эффективного развития региона и показателей его безопасности в различных измерениях;

программно-целевое планирование на перспективу и постановка задач оптимального распределения ресурсов для достижения поставленных целей безопасного развития региона, формирование соответствующих программ управления и проектов решений;

регулирование процессов реализации программ управления и проектов решений в целях эффективного развития и обеспечения безопасности региона.

В настоящее время информационная поддержка реализации «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [4] осуществляется при координирующей роли Совета Безопасности РФ за счет привлечения информационных ресурсов заинтересованных органов государственной власти и государственных научных учреждений с использованием системы распределенных СЦ.

Известные модели и подходы к организации функционирования и информационного взаимодействия действующих СЦ имеют ряд слабых сторон:

поддержка принятия решений на основе ретроспективной информации и архивных отчетных материалов;

слабая интероперабельность (совместимость) функциональных и информационных компонентов разнородных СЦ;

отсутствие единых организационных и технических регламентов информационного взаимодействия и обмена данными в системе распределенных СЦ в силу организационной разнородности источников оперативной информации;

централизованная архитектура используемых информационно-аналитических систем;

необходимость автоматизированного выбора и реализации методов и средств анализа и обработки данных в условиях известных источников первичной информации для информационной поддержки принятия решений в кризисных ситуациях;

реализация проблемного мониторинга состояния исследуемой системы в режиме, частично приближенном к реальному времени, что снижает оперативность поддержки принятия решений, например, в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

необходимость ориентации СЦ на различные категории пользователей и экспертов.

Вместе с тем, существуют и другие проблемы использования СЦ, касающиеся отсутствия четкого определения СЦ в системе государственного управления, его организационно-функциональной структуры, методического и информационного обеспечения, а также отсутствия средств координации децентрализованного принятия решений в системе распределенных СЦ.

Нормативная база создания и внедрения СЦ

Основания для проведения работ по разработке СЦ и развитию сетецентрической системы СЦ определяются рядом нормативных документов, принятых на государственном уровне:

Указ Президента РФ «О стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г.» от 12 мая 2009 г. №637 ;

Комплекс мер по исполнению Комплексного плана мероприятий по реализации Стратегии национальной безопасности РФ и Основ стратегического планирования в РФ;

Указ Президента РФ «О формировании системы распределенных СЦ, работающих по единому регламенту взаимодействия» от 25 июля 2013 г. №648;

Концепция создания системы распределенных СЦ, работающих по единому регламенту взаимодействия» от 3 сентября 2013 г. № Пр-2308;

План первоочередных мероприятий, направленных на формирование и обеспечение функционирования системы распределенных СЦ от 5 октября 2013 г. № Пр-23 63;

Концепция информационной безопасности системы распределенных СЦ, работающих по единому регламенту взаимодействия (протокол №1 Межведомственная комиссия по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти от 5 декабря 2 013 г.);

Единый регламент взаимодействия распределенных СЦ (протокол №2 Межведомственная комиссия по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти от 7 мая 2015 г.);

Методические рекомендации по созданию и вводу в эксплуатацию СЦ, работающих по единому регламенту взаимодействия (протокол №2 Межведомственная комиссия по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти от 7 мая 2015 г.);

О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. N 683);

О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года (Указ Президента РФ от 13.05.2017 г. № 208).

Анализ новых направлений развития и расширения потенциала СЦ

Развитием современных технологий построения и организации работы СЦ является методология создания и использования когнитивных центров, как информационных систем для прогнозирования и стратегического планирования развития региональных социально-экономических систем [5]. Прототип системы проектирования будущего на основе использования когнитивных центров реализован в Центре компьютерного моделирования и экспертного анализа Института прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН. Когнитивный центр обеспечивает поддержку управления развитием сложных децентрализованных систем, таких как регион, территория, отрасль, предприятие. Основу когнитивного центра составляет метод вычислительного эксперимента [6].

Другим перспективным подходом к информационно-аналитическому обеспечению СЦ и когнитивных центров с точки зрения необходимости интеграции, обработки и анализа больших объемов разноплановой информации о влиянии множественных угроз на состояние региональных систем, является построение распределенной многоуровневой среды управления региональной безопасностью по сетецентри-ческому принципу [7] на базе формирования сети виртуальных когнитивных центров (ВКЦ). Новый подход основан на реализации моделей неявного

управления развитием региональных социально-экономических систем через создание адаптивной интеллектуальной среды поддержки регионального управления в рамках виртуального пространства региона. ВКЦ представляет собой тренажерно-мо-делирующий комплекс, предназначенный для интеллектуальной поддержки принятия решений в сфере управления рискоустойчивым развитием региона в чрезвычайных (кризисных) ситуациях. Основными задачами ВКЦ являются: моделирование и прогнозирование, стратегическое планирование развития региональных социально-экономических систем, синтез спецификаций взаимодействия и моделей координации субъектов управления для решения управленческих задач в различных предметных областях, в том числе и в сфере региональной безопасности. ВКЦ может рассматриваться как инструмент комплексной информационно-аналитической поддержки управления регионом.

В качестве технологической основы для создания ВКЦ предложено использовать мультиагентные [8], облачные [9] и веб-технологии, а также средства их интеграции [10], что обеспечивает возможность комплексной информационно-аналитической поддержки принятия управленческих решений в кризисных ситуациях на оперативном, тактическом и стратегическом уровнях на базе виртуализации и адаптивного моделирования проблемно-ориентированной деятельности субъектов регионального управления. Позиционирование ВКЦ как гибридного облачного решения делает его инструментарий доступным не только субъектам управления различного уровня и экспертам, но и всем заинтересованным государственным и некоммерческим организациям, использующим в своей практической деятельности Интернет-технологии и средства телекоммуникаций.

В ходе исследований была проведена серия экспериментов по программной реализации исследова-

тельского прототипа ВКЦ в виде гибридного облака, построенного на базе сервисной архитектуры IaaS (Infrastructure as a service - инфраструктура как сервис) [11]. Для этого инсталлировано и использовано следующее специальное программное обеспечение: гипервизор (монитор виртуальных машин) Microsoft Hyper-V Server, облачная платформа OpenNebula, веб-сервер Apache, СУБД MySQL, операционная система Ubuntu 12.04 LTS, управляющее ядро и компоненты распределенной агентной платформы [12] для исполнения и поддержки функционирования мобильных программных агентов (включая JADE-компоненты), а также специализированные веб-сервисы: OpenMeetings, GeoServer, FreeBase, Redmine, Ushahidi, Sage и другие, используемые для оперативной аналитической обработки распределенных данных с территориальной привязкой, интеграции разнородных информационных ресурсов и обеспечения коллективной работы пользователей в сети Интернет. Базовые шаблоны программных агентов для разнотипных субъектов управления разработаны на платформе JADE (Java Agent Development Environment) [13] с использованием инструментальных средств AgentBuilder

[14] и Cougaar (Cognitive Agent Architecture)

[15] на языке Java в соответствии со стандартом FIPA (Foundation for Intelligent Physical Agents) [16] и методологией проектирования мно-гоагентных приложений GAIA [17]. Интеграция сервисов агентов, облачных и веб-сервисов в рамках ВКЦ позволяет субъектам управления региональной безопасностью использовать современные когнитивные информационные технологии и инструменты моделирования для выработки согласованных стратегий и принятия управленческих решений в кризисных ситуациях в условиях неопределенности и риска. Структура и схема работы ВКЦ как гибридного облачного сервиса приведена на рис. 2.

Рисунок 2 - Структура и схема работы ВКЦ на базе облачных технологий

Обозначения на рис. 2: ВКЦ - виртуальный когнитивный; центр; ГИС - геоинформационные системы; ЛПР - лица, принимающие решения; SaaS -Software as a Service (модель обслуживания по принципу программное обеспечение как сервис); IaaS - Infrastructure as a Service (модель обслуживания по принципу инфраструктура как сервис).

Основной инструментарий ВКЦ включает средства оперативного, разностороннего анализа текущих бизнес- и социально-экономических процессов, а также средства оперативного прогнозирования и стратегического планирования социально-экономи-

ческого развития для задач информационной поддержки управления региональными системами в слабоструктурированных кризисных ситуациях. Кроме того, в состав основного инструментария ВКЦ входят технологии поддержки коллективной работы экспертов в режиме реального времени при оказании информационных услуг субъектам регионального управления и бизнес-структурам различных отраслей и сфер деятельности, связанных с предоставлением средств оперативной аналитической обработки и проблемно-ориентированного поиска информации для поддержки принятия управленческих решений по преодолению кризисных и экстремальных ситуаций.

Формирование координационных комиссий и экспертных рабочих групп по различным аспектам управления региональной безопасностью в рамках сети ВКЦ осуществляется автоматизированным путем посредством использования специального инструмента - веб-сервиса Barentsnet [18], интегрированного в функциональную структуру ВКЦ. Barentsnet - это не только реестр экспертов в области безопасности, но и профессиональная социальная сеть, представляющая собой виртуальную интеграционную площадку для взаимодействия субъектов управления безопасностью региона и обеспечивающая автоматизированный поиск субъектов совместной деятельности для реализации сценариев управления безопасностью.

Используемый инструментарий обеспечивает решение комплекса задач формализации, интеграции, согласования, обработки, анализа и интерактивной визуализации коллективных экспертных знаний для информационной поддержки принятия управленческих решений в сфере региональной безопасности, а также моделирование поведения субъектов управления в условиях кризисных ситуаций.

Экспериментальной площадкой для развертывания сети ВКЦ на территории Арктической зоны России является информационно-коммуникационная инфраструктура действующих и создаваемых в арктических регионах СЦ, например, таких как Единая национальная диспетчерская служба Арктики (г. Архангельск), Центр исследований и обеспечения безопасности в Арктике (г. Мурманск), региональные центры управления в кризисных ситуациях МЧС России. Объединение потенциала этих центров посредством формирования сети ВКЦ позволит построить комплексную систему управления региональной безопасностью и обеспечит ее адаптивность и координацию в условиях децентрализованного управления безопасностью критически важных объектов региональной экономики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показатели состояние развития СЦ в с

Перспективность предложенного подхода к расширению возможностей существующей системы распределенных СЦ за счет виртуализации процессов управления на базе сети ВКЦ хорошо согласуется с выводами и результатами современных исследований, например, [19].

Состояние развития СЦ в субъектах РФ СЗФО Необходимость увязки развития СЦ с направлениями модернизации российской экономики и цифровой трансформации системы государственного управления обусловлена четырьмя факторами [20]: для осуществления стратегического, тактического и оперативного планирования мер по обеспечению безопасности социально-экономического развития государства и субъектов РФ существует объективная необходимость обмена информацией между СЦ Президента, Правительства РФ и других органов государственной власти, а также СЦ регионального уровня;

работы по проектированию и созданию СЦ в ряде министерств и Субъектах РФ ведутся без учета необходимости их интеграции с действующими СЦ;

необходимо провести работу по созданию единого информационного пространства субъектов РФ, а также по разработке и внедрению информационно-аналитических систем для поддержки принятия управленческих решений во все сферы регионального управления;

в настоящее время уже разработаны концептуальные подходы к созданию системы распределенных СЦ и использованию доверенной программно-аппаратной среды на основе специальных средств защиты информации.

Показатели состояния развития и готовности к эксплуатации региональных СЦ в субъектах РФ Северо-Западного Федерального округа (СЗФО) приведены в таблице.

ктах РФ СЗФО (на апрель 2019 г.) Таблица

№ п/п Субъект РФ ТЗ Проект Аппаратный комплекс Программный комплекс Уровень готовности

1. Архангельская область 100% 100% 40% 80% 50%

2. Вологодская область 100% 100% 80% 80% 70%

3. Калининградская область 100% 100% 40% 40% 40%

4. Республика Карелия 100% 20% 20% 5% 13%

5. Республика Коми 100% 100% 40% 40% 40%

6. Ленинградская область 100% 100% 40% 20% 30%

7. Мурманская область 100% 100% 80% 20% 50%

8. Ненецкий автономный округ 100% 100% 100% 20% 60%

9. Новгородская область 100% 100% 80% 40% 60%

10. Псковская область 100% 20% 20% 5% 13%

11. Санкт-Петербург 100% 100% 100% 100% 100%

12. СЗФО 100% 100% 100% 40% 70%

К примеру, в Мурманской области создаются СЦ, которые предназначены для поддержки оперативного принятия управленческих решений и мониторинга социально-экономической ситуации в регионе. Однако на текущий момент они находятся еще в стадии развития. По экспертным оценкам на апрель 2019 г. проектирование и разработка СЦ Главы Мурманской области практически завершена - общая готовность СЦ к эксплуатации составляет 50%, в том числе выполнение технического задания - 100%, реализация проекта - 100%, готовность аппаратного комплекса - 80%, готовность программного комплекса - 20%. Дополнительно требуется создание и внедрение средств интеллектуальной поддержки принятия решений в работу этого СЦ, а также развертывание и настройка информационно-коммуникационной инфраструктуры СЦ для стыковки с другими СЦ региона и интеграции в сетецентри-ческую систему СЦ.

Отдельные ведомства, отвечающие за различные стороны региональной безопасности, являются организационно разобщенными и имеют разные цели и сферы интересов. Поэтому управлять ими и координировать их деятельность чрезвычайно трудно. Для повышения эффективности их деятельности предлагается формирование единого информационного пространства СЦ, как попытка объединить их

всех под эгидой сетецентрического управления [21] . Это будет способствовать решению существующих проблем управления региональной безопасностью, особенно в условиях перехода государства к цифровой экономике.

Заключение

В ходе исследования получены следующие основные результаты:

Предложен подход к расширению системы распределенных ситуационных центров за счет формирования сети виртуальных когнитивных центров управления, обеспечивающих повышение уровня ситуационной осведомленности в сетецентрической системе управления региональной безопасностью.

Разработан прототип виртуального когнитивного центра управления региональной безопасностью, реализованный в виде гибридного облачного сервиса на базе IaaS-архитектуры с применением технологий автономных программных агентов и веб-сервисов.

Предложена модель функциональной организации виртуального когнитивного центра и выполнена программная реализации его базовых функциональных компонентов.

Исследования показали, что лимитирующими факторами, влияющими на внедрение виртуальных когнитивных центров в работу субъектов управления

безопасностью, являются несовершенство нормативно-правовой базы и, как следствие, сложность позиционирования этих центров в структуре государственного управления, как на региональном, так и федеральном уровнях.

Полученные результаты будут использованы при реализации основных направлений государственной

Результаты исследований и сформированные на их основе рекомендации получены в рамках выполнения государственного задания ИИММ КНЦ РАН (тема № 022 6-2 019-0 035). Научное обоснование и практическая реализация разработок выполнена при поддержке РФФИ (проект № 18-2 9-03 022-мк).

ЛИТЕРАТУРА

1. Маслобоев А.В. Концепция Центра перспективных исследований и обеспечения безопасности Арктики // Арктика: экология и экономика. - 2019. - №2(34). - C. 129-143.

2. Салухов В.И., Соколов Б.В. Информационно-методические основы формирования системы распределенных ситуационных центров и центров компетенций // Модели мышления и интеграция информационно-управляющих систем: материалы II Междунар. науч. конф. - Нальчик: КБНЦ РАН, 2018. - С. 72-76.

3. Oleynik A., Fridman A., Masloboev A. Informational and analytical support of the network of intelligent situational centers in Russian Arctic // CEUR Workshop Proceedings. 2018. vol. 2109. pp. 57-64.

4. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. N 683). URL: http://kremlin.ru/acts/bank/4 03 91

5. Когнитивные центры как информационные системы для стратегического прогнозирования / И.В. Десятов и др. // Информационные технологии и вычислительные системы. 2011. №1. С. 65-81.

6. Моисеев Н.Н. Математические задачи системного анализа. М.: Наука, 1981. 488 с.

7. Маслобоев А.В., Путилов В.А. Информационное измерение региональной безопасности в Арктике. Апатиты: КНЦ РАН, 2016. 222 с.

8. Wooldridge M. An Introduction to MultiAgent Systems. Second Edition. John Wiley & Sons, 2009. 4 84 p.

9. Официальный сайт специального программного обеспечения «Облачный сервис сетевой экспертизы». URL: http://nsa-ltd.ru.

10. Сухорослов, О.В. Интеграция вычислительных приложений и распределенных ресурсов на базе облачной программной платформы / О.В. Сухорослов // Программные системы: теория и приложения: электрон, научн. журн. 2014. T. 5., №4(22). С. 171-182.

11. Проект IACPaaS. Комплекс для интеллектуальных систем на основе облачных вычислений / В.В. Грибова и др. // Искусственный интеллект и принятие решений. 2011. № 1. С. 27-35.

12. Маслобоев А.В., Горохов А.В. Проблемно-ориентированная агентная платформа для создания полимодельных комплексов поддержки управления безопасностью региона // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. 2012. № 2 (78). С. 60-65.

13. Sallam, A. Integration of Web Services and Agent technologies: Web Services supervision system based on JADE. LAP Lambert Academic Publishing, 2011. 96 p.

14. AgentBuilder - an integrated software toolkit that allows software developers to quickly develop intelligent software agents and agent-based applications. URL: http://www.agentbuilder.com.

15. Cognitive Agent Architecture (Cougaar) Open Source Project site. URL: http://cougaar.org.

16. Liu Ch.-H., Chen J. J.-Y. A Group Agent Architecture Based on FIPA and Ontology: A novel approach to build an agent system in multiple abstraction layers. LAP Lambert Academic Publishing, 2012. 64 p.

17. Deloach S.A., Garcia-Ojeda J.C. O-MaSE: a customisable approach to designing and building complex, adaptive multi-agent systems // International Journal of Agent-Oriented Software Engineering. 2010. Vol. 4., Iss. 3. pp. 244-280.

18. Маслобоев А.В. Разработка социальной сети BarentsNet для задач информационного обеспечения безопасности и инновационного развития арктических регионов // Вестник МГТУ: Труды Мурманского государственного технического университета. 2014. Т. 17. №3. С. 523-530.

19. Зуев А.С., Фадеев И.С. Виртуальные ситуационные центры - новый инструмент управления социально-экономическими системами // Информационные технологии. 2016. Т. 22. № 3. С. 229-232.

20. Охтилев М.Ю., Соколов Б.В., Юсупов Р.М., Пухов Г.Г. Методология и технологии создания и использования систем поддержки принятия решений в ситуационных центрах при управлении сложными объектами // Мат. XI Российской мультиконф. по проблемам управления. СПб: АО «Концерн «ЦНИИ «Электроприбор», 2018. С. 17-30.

21.Игнатьев М.Б. Просто Кибернетика. СПб: «Страта», 2016. 248 с.

политики РФ в Арктике на период до 2035 года в части разработки методов и средств поддержки принятия решений для информационно-аналитического обеспечения региональных ситуационных центров Мурманской области.

Бецков А.В.

Академия управления МВД России, Москва, Россия

О НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ МВД РОССИИ до 2030 года

Авторским коллективом Академии управления МВД России совместно с подразделениями центрального аппараты МВД России, ведущими научными и образовательными организациями системы МВД России в 2019 году проведена и успешно сдана заказчику научно-исследовательская работа о формировании Концепции научно-технической политики МВД России до 2030 года.

Актуальность проведения данной научно-исследовательской работы очень высока. Потребность в подобном документе МВД России испытывало в течение нескольких последних лет.

Основные вызовы и угрозы в сфере внутренних дел определяются воздействием внешних факторов по отношению к системе МВД России (в том числе угрозы государственной и общественной безопасности определённые Стратегии национальной в безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 31.12.2015 № 683),

Внешние факторы

- организованная преступность, в том числе транснациональная, связанная с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, организацией незаконной миграции и торговлей людьми;

- изменения в социально-демографической характеристике обслуживаемой территории органами внутренних дел Российской Федерации;

- нарастающее информационное противоборство радикально настроенных лиц, связанное с эскалацией протестных настроений граждан;

- деятельность радикальных общественных объединений и группировок;

- возрастание социально-экономической напряженности;

- коррупция;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.