Научная статья на тему 'О направленности энергии инициативы населения и деятельности органов власти на развитие и повышение комфортности территории'

О направленности энергии инициативы населения и деятельности органов власти на развитие и повышение комфортности территории Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
12
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
местное самоуправление / власть / население / ТОС / инициативные проекты / опыт разви-тия территорий

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лякишева Валентина Григорьевна, Алтынгов Евгений Константинович, Кособокова Дарья Сергеевна

Рассматриваются вопросы реализации населением своего конституционного права на осуществление мест-ного самоуправления в условиях муниципальных реформ и внесения новелл в основы муниципального управле-ния. Приводятся практические примеры деятельности ТОС, реализации инициативных проектов, направленных на достижение энергичными активистами целей повышения комфортности проживания. Подчеркивается важность эффективного взаимодействия власти и местного сообщества, продвижения передовых идей и лучших муници-пальных практик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Лякишева Валентина Григорьевна, Алтынгов Евгений Константинович, Кособокова Дарья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О направленности энергии инициативы населения и деятельности органов власти на развитие и повышение комфортности территории»

4. Титаренко А.П. Тенденции террористической активности деструктивных организаций в условиях глобальных вызовов современности // Ученые записки Ал-

тайского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. - 2022. - №2 (21). - С. 104-109.

УДК 323.2

О направленности энергии инициативы населения и деятельности органов власти на развитие и повышение комфортности территории

Лякишева Валентина Григорьевна, Алтынгов Евгений Константинович,

Кособокова Дарья Сергеевна

************

Рассматриваются вопросы реализации населением своего конституционного права на осуществление местного самоуправления в условиях муниципальных реформ и внесения новелл в основы муниципального управления. Приводятся практические примеры деятельности ТОС, реализации инициативных проектов, направленных на достижение энергичными активистами целей повышения комфортности проживания. Подчеркивается важность эффективного взаимодействия власти и местного сообщества, продвижения передовых идей и лучших муниципальных практик.

Ключевые слова: местное самоуправление, власть, население, ТОС, инициативные проекты, опыт развития территорий.

************

В декабре 2023 г. исполняется 30 лет с момента принятия Конституции Российской Федерации. Основной Закон нашей страны от 12.12.1993 гл. 8 посвятил местному самоуправлению (далее - МСУ), прописав, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. МСУ осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы МСУ [1]. Вместе с тем, необходимо заметить, что принятию российской Конституции предшествовали события октября 1993 г., радикально повлиявшие на структуру органов власти и наложившие отпечаток на их взаимоотношения с населением. Поправки, внесенные в Конституцию Российской Федерации в 2020 г., включили органы МСУ в систему единой публичной власти России, которые совместно с органами государственной власти осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории.

В октябре 2023 г. свое 20-летие отметил Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». За этот период базовый закон претерпел значительное количество изменений, внесенных (по состоянию на 30.09.2023) более 190-ми законами, затрагивающими территориальные, правовые, организационные, экономические и иные основы МСУ [2]. Этому процессу, его влиянию на муниципальное

управление и связанным с ним проблемам посвящено достаточное количество работ, как теоретиков, так и опытнейших специалистов - практиков в сфере государственного и муниципального управления (ГМУ), таких как Н.С. Бондарь, В.Б. Зотов, С.В. Нарутто, Е.С. Шугрина, А.Н. Широков, С.Н. Юркова. Алтайские исследователи О.Л. Казанцева, Л.А. Капустян, С.В. Краснов, Н.Г. Ломова, В.В. Мищенко, В.В. Юдина и многие другие также акцентируют внимание на теме МСУ в ходе его реформирования, трансформации основ управления территориями и взаимоотношений органов государственной и муниципальной власти, их взаимодействия с представителями местного сообщества.

Целью данной статьи стало продолжение не теряющей свою актуальность темы взаимодействия власти и населения в ходе муниципальных реформ и реализации как ранее установленных и успешно апробированных форм участия населения в МСУ, так и новелл в этой сфере. Ст. 1 ФЗ № 131 подчеркивает самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы МСУ вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций [2]. Гл. 5 закона, посвященная участию населения в МСУ, наряду с осуществляемыми уже около 30 лет такими формами как территориальное общественное самоуправление (далее - ТОС), изучение которого давно входит в сферу наших научных интересов, вводит их новые виды. Среди них представляется заслуживающей вни-

мания практика реализации новой формы гражданского участия в соответствии со ст. 26.1 ФЗ № 131 «Инициативные проекты» (дополнение внесено Федеральным законом от 20.07.2020 № 236-Ф3 и введено в действие с 01.01.2021) [2]. Нами уже отмечалось, что инициативные проекты стали законодательно регулируемой формой участия населения в осуществлении МСУ, позволяющей гражданам быть непосредственно вовлеченными в управленческий процесс, выходить на новый уровень развития взаимоотношений с органами власти, что может стать драйвером социально-экономического развития территорий [3]. В Алтайском крае Проект поддержки местных инициатив (далее - ППМИ), запущенный в 2016 г., сопровождает проектный центр инициативного бюджетирования. В 2017 г. была разработана информационная платформа алтайпредлагай.рф [4], что стало значимой составляющей информационной обеспеченности эффективного взаимодействия власти и населения, открытости и прозрачности управленческого процесса. Свободный доступ к документам позволяет инициаторам проектов детально знакомиться с требованиями, предъявляемыми к заявкам, и на примерах составлять собственные качественные проекты. Это система была отмечена в Докладе Минфина России о лучших практиках развития инициативного бюджетирования в субъектах РФ и муниципальных образованиях за 2019 г. А в аналогичном Докладе по итогам 2021 г. были отмечены организация сопровождения данного процесса, а также деятельность по внедрению в Алтайском крае школьного инициативного бюджетирования. Здесь же была подчеркнута актуальность нашего регионального слогана ППМИ: «Не нужно ждать -давайте делать!» [5]. В подтверждение приведем

Таблица 1 - Инициативные спортивные проекты, реализованные в г. Барнауле в 2022 г.

Район г. Барнаула Инициативный проект Объем бюджетных средств, руб. Объем инициативных платежей, руб.

Железнодорожный «Здоровье. Спорт. Успех» (обустройство спортплощадки на территории школы № 68) 1 337 410,0 100 000,0

Индустриальный Комплексная спортивная площадка по ул. Спортивной, 1а-1л в селе Власиха 855 052,16 95 084

Октябрьский «Западный за здоровый образ жизни» (обустройство спортплощадки между ул. Горно-Алтайской, 4 и ул. Чеглецова, 7) 1 100 637,6 100 637,6

«Спорт без травм» (обустройство покрытия на спортплощадке школы № 56) 1 899 724,0 100 280,0

«Спорт, доступный каждому» (обустройство беговой дорожки на спортплощадке лицея № 130) 2473789,99 175 457,75

Центральный Создание спортивной площадки на территории МБОУ «СОШ № 13» 1 000 000,0 50757,0

В апреле 2023 г. депутаты городской Думы бюджета Барнаула, в том числе на финансирова-приняли решение об увеличении расходной части ние спортивных инициативных проектов: 1,7 млн

руб. - на спортплощадку школы № 54; 1,2 млн

ряд примеров. В 2022 г. в г. Барнауле в рамках актуализированных правовых актов был выполнен 21 городской проект на общую сумму 36,1 млн руб., (в том числе 2,1 млн руб. - средства населения). На 2023 г. конкурсный отбор прошли 26 проектов инициативных групп на общую сумму 50 млн руб. [6, 7]. Как отмечают эксперты, неоспоримым фактом является то, что именно сами граждане лучше знают, какие объекты общественной инфраструктуры для них в этот момент актуальны. Участвуя в ППМИ, они получают возможность устранять социально-значимые проблемы местного значения, производить ремонт объектов водоснабжения, дорог, обустраивать детские и спортивные площадки [8].

За 2022 г. в крае было построено 65 объектов для более 70 тыс. благополучателей на общую сумму более 92 млн руб. [4]. Данные проекты стали важным инструментом для улучшения материально-технической базы сферы физической культуры и спорта Алтайского края. Наглядным примером успешного инициативного проекта в 2022 г. стал объект «Обустройство хоккейной коробки» в с. Залесово, расположенном на территории первого в крае Залесовского муниципального округа (эти процессы нами были изучены ранее) [3, 9]. Общая стоимость проекта составила более 2,3 млн руб., в том числе средства: краевого бюджета - 1,3 млн руб. (55,21%); местного бюджета -565,5 тыс. руб. (24,01%); безвозмездные поступления от физических лиц - 239,35 тыс. руб. (10,16%), от юридических лиц - 250,0 тыс. руб. (10,62%) [4]. В таблице 1 приведены данные по реализации спортивных проектов в Барнауле [4, 6].

руб. - на проект «Планета спорта» в лицее № 52; 0,4 млн руб. - на мини-стритбольную площадку в селе Власиха. По данной программе был отремонтирован стадион школы № 50, где с 1 сентября т.г. стали заниматься ее учащиеся и жители близлежащих домов. Комиссией были поддержаны 4 проекта ТОС Петровского и Локомотивного микрорайонов Железнодорожного района, в том числе обустройство спортплощадки на территории гимназии № 80 [7]. Названный проект стал подтверждением того, что для решения любой проблемы необходимо соединение энергии инициативы различных представителей местного сообщества - здесь совпали идеи В.Г. Юдина, председателя Совета ТОС Петровского микрорайона и его коллеги по городской Думе, депутата нескольких созывов, члена Общественной палаты г. Барнаула, директора гимназии № 80 А.А. Миронова, а их начинания поддержали жители микрорайона. Как мы видим, общественные инициативы могут проявляться в разных формах и при благоприятном стечении обстоятельств аккумулироваться в различных проектах на благо места проживания.

В 2024 г. ТОС в Барнауле отметит свое 35-летие. За этот период число советов и комитетов с 2-х в 1989 г. выросло до 66 в 2022 г. [6]. Практику барнаульских ТОСов на различных форумах освещали В.И. Бжицких, Н.С. Тарская, В.Г. Юдин. Активную просветительскую работу сейчас ведет А.В. Смелов - председатель ТОС с. Гоньба, член Общенациональной ассоциации ТОС (ОАТОС). Эволюция ТОС отражена во многих работах [10, 11]. На фоне обозначенной публикации включенность в данный процесс стала основанием для выражения авторского взгляда на работу ТОС Привокзального микрорайона Железнодорожного района г. Барнаула, которому в июне 2023 г. исполнилось 15 лет. До 2019 г. ТОС считался одним из лучших не только в городе и крае, но и в стране, а его председатель В.И. Бжицких за 10 лет работы в нем была отмечена многими наградами, в том числе знаком отличника ТОС - движения в России. Несмотря на то, что Совет ТОС в трудный для него период 2019-2022 гг. остался практически без поддержки администрации района, с осени 2022 г. общественники (в том числе автор данной статьи) делали все возможное для организации работы с населением, проведения культурно-просветительских мероприятий, взаимодействия с другими НКО и пр. Это участие в проведении совместно с АКОО «Вместе против рака» Дней здоровья и музыкальных гостиных; организация экскурсий и традиционных мероприятий, посвященных Дню защиты детей, 9 мая, Дню города, новогодних праздников. Во многих встречах участвуют депутаты и волонтеры, а часть средств на организацию выделяется за счет субсидий из бюджета города. Примечательно, что на заседании комитета Барнаульской городской Думы по

законности и местному самоуправлению в сентябре 2023 г. был поднят вопрос поддержки ТОС и озвучен общий призовой фонд. В 2024 г. он составит 6,8 млн руб., из них на соискание грантов -3,55 млн руб. и на предоставление грантов в форме субсидий - 3,25 млн руб. [12].

Несмотря на положительные примеры, в исследуемой сфере усугубляются нерешенные вопросы, отмечаемые специалистами. Это обсуждаемая уже много лет тема несовершенства правового регулирования ТОС, его финансовые и организационные проблемы, отсутствие должного взаимовыгодного диалога общества и государства, когда провозглашается необходимость вовлечения населения в МСУ, а на деле эти возможности уменьшаются [13, 14]. Важность решения проблем, в том числе в части коллаборации власти и населения, возрастает при возможном переходе к новой схеме его организации в случае принятия законопроекта № 40361-8, критикуемого многими специалистами. Мы согласны с экспертным мнением о том, что хотя МСУ должно быть наиболее приближенным к населению, местная власть отдаляется от него. А МСУ нуждается в поддержке государства, ведь за ним стоят люди, которым необходимо обеспечить реальное участие в его осуществлении, создать условия для повышения уровня жизни и благосостояния [15].

Актуальность затронутых вопросов подчеркивается тем, что в конце сентября 2023 г. под девизом «Вместе к развитию, преодолевая проблемы» прошел XXIII Российский муниципальный форум. Для пленарного заседания была выбрана тема: «Местное самоуправление: повышение качества жизни населения в условиях ресурсных ограничений». Участники обсудили прошлое, настоящее и будущее местного самоуправления, вопросы правового регулирования, эффективного управления муниципальным хозяйством и ряд других важных вопросов. Подобные встречи способствуют развитию сотрудничества, обмену опытом и информацией, подготовке кадров для сферы ГМУ, способных повысить эффективность совместной деятельности власти и инициативного населения с целью улучшения комфортности как локальной, так и общей территории проживания.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. - 2020. -№ 31. - Ст. 4398.

2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 (ред. от 04.08.2023 № 449-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 40. - Ст. 3822.

3. Мищенко В.В., Лякишева В.Г., Кириллов А.А. Инициативные проекты как одна из перспективных форм гражданского участия в решении вопросов социально-

экономического развития территории (на материалах Алтайского края) // Экономика Профессия Бизнес. -2022. - № 3. - С. 74-83.

4. Проект поддержки местных инициатив в Алтайском крае [офиц. сайт]. - URL: https://алтайпредла-гай.рф.

5. Организация сопровождения процесса инициативного бюджетирования - Алтайский край. Доклад о лучших практиках развития инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях / Министерство финансов Российской Федерации. - М., 2022. - С. 54-60.

6. Основные итоги работы администрации города Барнаула 2022. - Барнаул, 2023. - 70 с.

7. Официальный сайт города Барнаула [офиц. сайт]. - URL: https://barnaul.org/news.

8. Стрижкина И.В., Капустян Л.А., Сабына Е.Н. Региональный опыт проектов, основанных на инициативе граждан // Ученые записки Алтайского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. -Вып. 1 (22). - Барнаул. 2023. - С. 11-15.

9. Мищенко В.В., Лякишева В.Г., Юдина В.В. О внедрении опыта регионов России при создании муниципальных округов в контексте совершенствования административно-территориального устройства Алтайского

края // Экономика. Профессия. Бизнес. - 2020. - № 4. -С. 81-89.

10. Территориальное общественное самоуправление: теория и практика формирования и функционирования: монография / В.В. Мищенко, В.Г. Лякишева, Л.А. Капустян, Я.Н. Мураева; под ред. В.В. Мищенко. -Барнаул, 2016. - 237 с.

11. Лякишева В.Г., Постникова Л.Н., Найданова А.Н. Об опыте реализации конституционного права граждан на участие в местном самоуправлении (на примере территориального общественного самоуправления Привокзального микрорайона г. Барнаула) // Алтайский вестник государственной и муниципальной службы. -2020. - № 18. - С. 17-21.

12. Официальный сайт Барнаульской городской Думы [офиц. сайт]. - URL: https://www.duma-barnaul.ru.

13. Ломова Н.Г., Милоданова О.И. Диалог гражданского общества и власти: проблемы взаимодействия // Алтайский вестник государственной и муниципальной службы. - 2021. - № 19. - С. 27-29.

14. Нарутто С.В., Шугрина Е.С. Муниципальная демократия: от теории к практике. - М., 2020. - 272 с.

15. Казанцева О.Л. Оптимизация российского местного самоуправления // Ученые записки Алтайского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. - 2023. - №1 (22). - С. 53-54.

УДК 316

Организационно-правовые основы реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта в Российской Федерации

Пархатская Наталья Геннадьевна,

Ильин Всеволод Николаевич

************

В данной статье приведен анализ организационно-правовых основ реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта в Российской Федерации. Авторы делают вывод, что сформированные в Российской Федерации организационно-правовые основы способствуют эффективной реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта как на федеральном, так и на региональном уровнях. Наличие взаимосвязи между уровнями власти делает эту систему универсальной, а полномочия органов в этой системе охватывают максимально возможные масштабы деятельности в изучаемой сфере.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, государственная политика, Российская Федерация.

************

Современная физическая культура имеет значение для сохранения и улучшения здоровья и жизненных сил человека. Как результат, многие виды физической культуры, такие как спорт, стали неотъемлемой частью повседневной жизни людей. Физическая культура может быть осуществлена как на индивидуальном уровне, так и в группах, с использованием специального оборудования или без него. Она также может быть проявлена в различных формах, таких как соревнования, тренировки, физическая рекреация и т.д. Спорт представляет собой важную область деятельности, которая позволяет людям развивать

свои способности и обеспечивает положительный вклад в их здоровье. Спортивные достижения и высокие результаты требуют упорного труда и заботы о своей физической и моральной подготовке.

Спорт - это понятие, которое простирается далеко за рамки физической культуры. Спортивные виды деятельности могут быть различными, включая киберспорт, стрельбу, шашки, бильярд и другие. Однако физическая культура также является важной составляющей спорта, за исключением видов, которые не включают в себя физические нагрузки и активность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.