УДК 330.34 (571.150) DOI 10.14258/epb202240
ИНИЦИАТИВНЫЕ ПРОЕКТЫ КАК ОДНА ИЗ ПЕРСПЕКТИВНЫХ ФОРМ ГРАЖДАНСКОГО УЧАСТИЯ В РЕШЕНИИ ВОПРОСОВ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ (НА МАТЕРИАЛАХ АЛТАЙСКОГО КРАЯ)
В. В. Мищенко1, В. Г. Лякишева1, А. А. Кириллов2
1Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия) 2Алтайское краевое Законодательное Собрание (Барнаул, Россия)
В статье в контексте темы социально-экономического развития территории рассматривается механизм внедрения новой и перспективной формы участия граждан в решении вопросов местного значения — инициативные проекты. Они предполагают предоставление населению муниципальных образований возможности разрабатывать и выдвигать на рассмотрение органов власти собственные проекты, направленные на благоустройство и развитие места своего проживания. Инициативные проекты способствуют укреплению доверительных отношений между населением и органами власти, их взаимовыгодному сотрудничеству, более рациональному использованию бюджетных средств, росту заинтересованности жителей в повышении комфортности микротерритории, появлению новых и более эффективных подходов к решению общих насущных дел.
Авторы рассматривают правовые и организационные основы внедрения инициативных проектов, приводят практические примеры, подтверждающие значимость реального взаимодействия власти и населения в ходе исследуемого процесса. Подчеркивается роль населения в формировании практики инициативного бюджетирования и необходимость внедрения новых форм привлечения граждан к местным проблемам. Заостряется внимание на актуальности вовлечения жителей в конкретный управленческий процесс и повышении заинтересованности всех его участников в конечном результате совместной деятельности.
Ключевые слова: программа поддержки местных инициатив, власть, население, инициативные проекты, гражданское участие.
INITIATIVE PROJECTS AS ONE OF THE PROMISING FORMS
OF CIVIL PARTICIPATION IN RESOLUTION OF ISSUES OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE TERRITORY (BY THE MATERIALS OF THE ALTAI TERRITORY)
V. V. Mischenko1, V. G. Lyakisheva1, A. A. Kirillov2
1Altai State University (Barnaul, Russia) 2Altai Regional Legislative Assembly (Barnaul, Russia)
In the article, in the context of the topic of socio-economic development of the territory, the mechanism for introducing a new and promising form of citizens» participation in solving issues of local importance — initiative projects is considered. They involve providing the population of municipalities with the opportunity to develop and put forward for consideration by the authorities their own projects aimed at improving and developing their place of residence. Initiative projects contribute to the strengthening of trusting relations between the population and authorities, their mutually beneficial cooperation, more rational use of budgetary funds, the growth of residents»
interest in improving the comfort of the micro-territory, the emergence of new and more effective approaches to solving common pressing issues.
The authors consider the legal and organizational foundations for the implementation of initiative projects, give practical examples confirming the importance of real interaction between the authorities and the population in the course of the process under study. The role of the population in shaping the practice of initiative budgeting and the need to introduce new forms of involving citizens in local problems are emphasized. Attention is focused on the relevance of involving residents in a specific management process and increasing the interest of all its participants in the final result of joint activities.
Keywords: support program for local initiatives, government, population, initiative projects, civic participation.
Взаимосвязь вопросов социально-экономического развития страны, ее регионов и муниципальных образований в контексте совершенствования системы государственного и муниципального управления, формирования зрелого и активного гражданского общества вызывает интерес у исследователей и не теряет своей актуальности на протяжении многих лет. Эта тема является и предметом обсуждения на различных дискуссионных площадках самого высокого уровня. Так, в июне 2022 г. на XXV Петербургском международном экономическом форуме при обсуждении проблем глобальной и российской экономики, социальной и технологической повестки дня был также затронут вопрос совершенствования человеческого потенциала. Ранее, осенью 2021 г. на XVIII заседании международного дискуссионного клуба «Валдай» при обсуждении темы года «Глобальные встряски XXI: человек, ценности, государство» Президентом России было отмечено, что в будущем все ресурсы общества, государства должны концентрироваться вокруг интересов человека. Это еще раз подчеркивает важность взаимодействия власти и населения, включенности российских граждан в процесс управления государством и актуальность темы совершенствования правовых и организационных основ этой деятельности.
Изучению проблем государственного и муниципального управления посвящено множество научных работ отечественных и зарубежных ученых — историков, правоведов, экономистов. Так, среди отечественных авторов, занимающихся глубоким исследованием вопросов развития самоуправления, взаимодействия органов власти с общественностью, можно выделить Г. В. Барабашева, Л. А. Велихова, В. Б. Зотова, Н. Г. Ломову, В. В. Не-винского, В. И. Фадеева, Е. С. Шомину, Е. С. Шугри-ну и многих других ученых.
Ряд новых форм гражданского участия населения в управленческом процессе, в том числе в развитии основ инициативного бюджетирования и реализации инициативных проектов, рассматривается в трудах таких авторов как В. В. Ва-
гин, Н. В. Гаврилова, С. В. Романов, В. Н. Стрижкина, А. С. Сухова, Е. А. Тимохина, А. Я. Троцковский, И. Е. Шульга, Г. Н. Хачатрян и др.
На самом близком к населению местном уровне взаимоотношения общества и власти, закрепленные Конституцией Российской Федерации от 12.12.1993, регламентируются и Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее ФЗ № 131). Основные формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления (далее МСУ) и участия в нем определяются главой 5 закона [1]. Среди наиболее доступных форм можно отметить такие как местный референдум, муниципальные выборы, публичные слушания, правотворческая инициатива граждан, сельский староста, сходы и собрания, хотя в последнее время можно наблюдать отчуждение населения от участия в ряде из них. Мы неоднократно освещали опыт реализации такой формы участия жителей в МСУ как территориальное общественное самоуправление (далее ТОС), его плюсы, проблемы и перспективы [2]. Вместе с тем появляются и законодательно закрепляются новые формы участия населения в осуществлении МСУ, такие как инициативные проекты, поэтому целью статьи стало освещение некоторых аспектов данного процесса. При изучении темы применялись методы анализа правовой базы, обобщения информационных источников, сравнения экспертных оценок и других выводов, а также метод включенного наблюдения.
Ранее мы отмечали, что одним из инструментов региональной и муниципальной политики становится инициативное бюджетирование как форма участия населения в решении вопросов местного значения, определения и выбора направления расходования бюджетных средств. В основу этого процесса заложены принципы публичного обсуждения гражданами бюджетных вопросов, выбора объектов, налаживания населением контроля за реализацией проектов, организации публичной отчетности, что должно способствовать дости-
жению положительных социально-экономических эффектов [3].
Эксперты определяют инициативное бюджетирование как совокупность практик вовлечения граждан в бюджетный процесс, объединенный общей идеологией гражданского участия, считают его сферой государственного и муниципального регулирования процесса участия населения в выборе финансируемых из бюджета проектов и последующем контроле за их реализацией [4]. Специалисты также подчеркивают важность внедрения государственно-гражданского партнерства для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях, особенно в условиях ограниченных возможностей местных бюджетов и заметных различий в социально-экономическом развитии городских и сельских территорий [5].
Инициативные проекты — новая форма участия населения в осуществлении МСУ, закрепленная с 01.01.2021 в статье 26.1 ФЗ № 131. По мнению специалистов, эта формулировка вытекает из понятия и опыта инициативного бюджетирования, основой которого стала Программа поддержки местных инициатив (далее ППМИ), стартовавшая в Ставропольском крае в 2007 г. и показавшая реальную возможность совпадения интересов органов власти и гражданских инициатив в решении местных локальных проблем путем соучастия. Соучаствующее проектирование — это процесс проектирования и планирования с привлечением выступающего в новой роли населения, представителей административных структур, бизнес-сообществ, инвесторов и заинтересованных в проекте лиц с целью выявления реально существующих проблем и потребностей [4]. А истоками этой практики стало партисипаторное бюджетирование, зародившееся более 30 лет назад в Бразилии как форма гражданского участия, поддерживаемого властными структурами, для совместного решения местных проблем, успешный опыт которой получил дальнейшее активное международное распространение [6].
Инициативные проекты направлены на реализацию мероприятий, имеющих приоритетное значение для жителей муниципального образования или его части. Предложения по проектам рассматриваются на собраниях, конференциях или сходах граждан, а затем направляются в местную администрацию. Мнение граждан по предлагаемым к внедрению проектам может быть также выявлено путем опроса или сбора подписей. Но на этом участие инициаторов не заканчивается, оно играет важную роль в составлении заявки, в выполнении самих проектов и в последующем контроле за ходом работ. Особенность проектов состоит в их реализации не только за счет финансовой поддержки
из бюджетов, но и посредством добровольных платежей и имущественных взносов граждан, организаций, индивидуальных предпринимателей и иных юридических лиц.
Основной сферой применения инициативных проектов считается благоустройство территории. Оно может осуществляться по нескольким направлениям, начиная от дорог, тротуаров и освещения, до создания детских или спортивных площадок, обустройства пространств, где может быть организован досуг, при этом создается возможность самореализации жителей соответствующей территории.
Федеральным законодательством не закреплено понятие «инициативный проект», однако оно зафиксировано в Методических рекомендациях по подготовке и реализации практик инициативного бюджетирования в Российской Федерации, утвержденных Министерством финансов РФ 27.12.2021. Согласно данным рекомендациям, под инициативными проектами понимаются предложения граждан, разработанные и внесенные в установленном порядке в местную администрацию в целях определения вопросов местного значения, имеющих приоритет для жителей, право решения которых предоставлено органам МСУ. Проекты всегда направлены на выполнение поставленной задачи или воплощение идеи как ответ на проблемную ситуацию, а их реализация позволяет решить проблему, вследствие чего их можно считать инструментом позитивных изменений.
Субъектом выдвижения инициативного проекта является инициативная группа численностью не менее 10 граждан, достигших возраста 16 лет и являющихся жителями соответствующего муниципального образования, староста сельского поселения; органы ТОС. Кроме того, инициатором проекта в соответствии с нормативным правовым актом представительного органа могут выступить и иные лица, занимающиеся какой-либо деятельностью на соответствующей территории. Установление законом минимального возраста инициаторов проекта (16 лет) свидетельствует о том, что государство стремится вовлечь в процесс не только умудренное опытом население, но и молодежь, с надеждой на ее тягу к интересным проектам с использованием современных тенденций и новых, в том числе цифровых технологий.
Законодатель также определяет финансово-экономическую основу процесса в статье 56.1 ФЗ № 131, где выделены такие источники финансирования, как межбюджетные трансферты из бюджета субъекта РФ; местные бюджеты; инициативные платежи [1]. Еще одним законом, регламентирующим исследуемый процесс, стал Федеральный закон от 20.07.2020 № 216-ФЗ «О внесении измене-
ний в Бюджетный кодекс Российской Федерации». Законодательные нововведения наделили Министерство финансов РФ полномочиями по осуществлению методического обеспечения планирования и исполнения расходов региональных и местных бюджетов на реализацию инициативных проектов и формирование информации о соответствующем бюджете в доступной и понятной для граждан форме. При этом мы видим, что значимым результатом инициативного проектирования становится не только создание новых инфраструктурных объектов, но и формирование новых сообществ людей, готовых к совместной работе по выявлению ресурсов развития территории, и, что очень важно, к добровольному внесению своего материального вклада в это дело.
Отмеченные выше новеллы федерального законодательства ведут к внесению поправок в региональные и муниципальные правовые акты. Изучение вопроса на примере нашего региона выявило, что в Уставе (Основном Законе) Алтайского края от 05.06.1995 № З-ЗС формы участия населения в МСУ отражены в главах 2, 6 и 11. В краевом уставе нет отдельной статьи по инициативным проектам, но после внесения данной формы в ФЗ № 131 Законом Алтайского края от 05.05.2021 № 38-ЗС в пункт 1 статьи 103 было внесено следующее дополнение: «обсуждения вопросов внесения инициативных проектов и их рассмотрения» [7].
Процесс актуализации муниципальных правовых актов можно проследить на примере г. Барнаула. Так, решением Барнаульской городской Думы (далее — БГД) от 04.09.2020 № 556 в Устав городского округа — города Барнаула Алтайского края была введена статья 22.1 по инициативным проектам. Кроме того, были внесены дополнения в статью 25, где пункт 1 был дополнен тезисом, что на собраниях граждан может также проводиться обсуждение вопросов внесения инициативных проектов и их рассмотрения, и введен пункт 5.1, определяющий порядок проведения таких собраний [8].
Мы видим, что инициативные проекты стали законодательно регулируемой формой участия населения в осуществлении МСУ, позволяющей гражданам быть непосредственно вовлеченными в управленческий процесс, выходить на новый уровень развития взаимоотношений с органами власти, а это может стать драйвером социально-экономического развития территорий. Далее мы рассмотрим деятельность в исследуемой сфере на конкретных практических примерах.
Еще раз подчеркнем, что отличительной особенностью Алтайского края является большое количество муниципальных образований
(4 место в РФ): по состоянию на 01.01.2022 всего их в крае — 708, в том числе 58 муниципальных районов, 1 муниципальный округ, 632 сельских поселения [9].
Вместе с тем развитие сельских территорий Алтайского края ограничено рядом проблем, поэтому среди путей их решения важное место занимает разработка проектов, направленных на улучшение жизни села и их финансирования. На наш взгляд, ППМИ является перспективным направлением в данной сфере. Проекты, реализуемые практически во всех муниципальных образованиях Алтайского края, оказывают наибольшее влияние на развитие региональной практики бюджетных инициатив.
Анализ документов показал, что официальным стартом ППМИ в крае принято считать 2016 г., началом реализации проектов — 2017 г., а первым правовым актом, регламентирующим данный процесс, стала принятая постановлением Администрации Алтайского края от 31.12.2013 № 722 региональная государственная программа «Создание условий для устойчивого исполнения бюджетов муниципальных образований и повышения эффективности бюджетных расходов в Алтайском крае». Порядок оценки эффективности реализации программы в регионе, разработанный Министерством финансов Алтайского края, вошел в список лучших практик в номинации «Оценка эффектов» [10].
Несмотря на то, что выбор объектов ППМИ в н. в. ограничивается по ФЗ № 131 вопросами местного значения и региональными компонентами программы, власти совместно с населением могут серьезно повлиять на структуру проектов и расширить их типологию. Так, эксперты отмечают, что в Алтайском крае в 2021 г. значительно увеличилось количество реализованных проектов и объем средств, привлеченных из различных источников для разработки программ инициативного бюджетирования [6]. Всего в 2021 г. в крае реализованы 394 проекта на сумму более 400 млн руб., число благополу-чателей превысило 308 тыс. чел. Были построены детские площадки, спортивные объекты, дороги, отремонтированы объекты культуры, места отдыха, восстановлены мемориалы славы, места захоронений, проведено водоснабжение, освещение, инженерные коммуникации, построены природоохранные объекты [11].
Для оценки эффективности деятельности по реализации ППМИ нами было проанализированы реализованные и заявленные проекты с начала действия программы в Алтайском крае и выявлено, что их количество за период 2018-2022 гг. выросло в 17 раз. В таблице 1 приведены данные в разрезе типологий инициативных проектов [11].
Таблица 1
Вицы типологий проектов в 2018-2022 гг. в Алтайском крае
Типология 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. (план) Всего, ед. %
Детские площадки 32 57 82 77 63 311 20,2
Объекты культуры 42 45 58 50 29 224 14,55
Спортивные объекты 23 33 64 68 65 253 16,43
Дороги 9 12 32 64 86 203 13,2
Водоснабжение 20 13 27 29 24 113 7,34
Места захоронения 5 14 30 45 51 145 9,42
Освещение 7 14 26 34 53 134 8,7
Мемориалы славы 9 7 38 10 10 74 4,9
Места отдыха 8 9 13 23 28 81 5,26
Коммунальное хозяйство 1 0 0 0 0 1 >1
Всего 156 204 370 400 409 1539 100
Необходимо отметить, что в 2021 г. реализация инициативных проектов была сопряжена трудностями, связанными с распространением COVID-19. В каждом случае решения принимались индивидуально: в одних случаях переносились сроки реализации программ, в других урезались лимиты бюджетных ассигнований, в ряде регионов процессы управления были автоматизированы, формы информирования и обучения изменены, процедуры участия граждан частично или полностью были переведены в онлайн-формат. Но, по большей части, пандемия не смогла помешать процессу внедрения существующей практики инициативного бюджетирования. Реализация всех запланированных мероприятий, за очень редким исключением, продолжалась даже в условиях введенных ограничительных мер.
Ярким примером по реализации инициативных проектов на Алтае в 2021 г. стал Первомайский район. Общая стоимость проектов, реализованных на территории данного муниципального района, составила более 12 млн руб., в том числе средства: краевого бюджета — 8,9 млн руб. (74%); местного бюджета — 1,8 млн руб. (15%); собранные населением — 0,8 млн руб. (7%); собранные юридическими лицами — 0,5 млн руб. (4%) [11]. При реализации проектов жители активно контролировали ход работ, их объем, качество, сроки выполнения, вносили предложения по совершенствованию процесса.
Успешная реализация инициативных проектов прошлых лет способствует повышению интереса населения и органов МСУ к участию в конкурсе. В 2022 г. значительно увеличилось количество проектов в типологиях «Освещение» и «Благоустройство рекреационных зон»; стабильным спросом пользуются проекты в типологиях «Детские площадки» и «Дороги».
Общий объем средств краевого бюджета на реализацию инициативных проектов на 2022 г. в соответствии с Законом Алтайского края от 30.11.2021 № 105-ЗС «О краевом бюджете на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов» утвержден в размере 375 млн руб. [12]. Также решением Губернатора края совместно с депутатами Алтайского краевого Законодательного Собрания увеличен максимальный размер субсидии на реализацию одного инициативного проекта с 1 млн до 1,3 млн руб. Всего на конкурс было подано 524 заявки от 65 муниципальных образований. Победителями конкурсного отбора на 2022 г. стали 409 проектов на общую сумму более 507 млн руб. [11].
Наглядным примером успешного инициативного проекта в 2022 г. стал объект «Обустройство хоккейной коробки» в с. Залесово, расположенном на территории созданного в 2021 г. первого в крае Залесовского муниципального округа. Общая стоимость проекта составила более 2,3 млн руб., в том числе средства: краевого бюджета — 1,3 млн руб. (55,21%); местного бюджета — 565,5 тыс. руб. (24,01%); безвозмездные поступления от физических лиц — 239,35 тыс. руб. (10,16%), от юридических лиц — 250,0 тыс. руб. (10,62%). Основной задачей проекта является создание благоприятных условий для формирования активной жизненной позиции детей, подростков и молодежи посредством занятий физкультурой и зимними видами спорта, организации мероприятий на хоккейной площадке. Это позволит не только создать условия для бесплатного оздоровления жителей в будущем, но и усилить хоккейные команды, как среди молодежи, так и среди школьников разных возрастных категорий, участвующих в региональных соревнованиях. А это, в свою очередь, позволит привлечь в бюджет Зале-совского муниципального округа дополнительные региональные средства, направленные на решение
задач, связанных с развитием спорта на селе, сэкономить собственные бюджетные средства и направить их на другие статьи расходов [13].
Затрагивая тему создания муниципальных округов, мы отмечали значимость налаживания отношений между органами власти и населением на вновь создаваемых муниципальных территориях, необходимость поддержки различных форм проявления общественных инициатив, приближения активистов к решению вопросов местного значения [14]. Считаем, что экспертное мнение по вопросу создания особых зон как инструмента ускоренного развития региона [15], в настоящее время можно спроецировать и на вновь создаваемые муниципальные округа, где в условиях реорганизации органов МСУ энергия инициативы неравнодушного населения может способствовать целенаправленным действиям по повышения уровня жизни на «новой земле».
Как показало изучение начальных этапов процесса, в реализации ППМИ ранее могли участвовать лишь сельские территории региона, однако с 2021 г. такую возможность получило и городское население. И если раньше в столице Алтайского края г. Барнауле инициативные проекты могли реализовывать-ся лишь на сельских территориях Индустриального, Ленинского и Центрального районов, то сейчас они могут охватывать весь городской округ.
Одним из основных документов, регулирующих исследуемый процесс, является решение БГД от 03.09.2021 № 715 «Об утверждении Порядка выдвижения, внесения, обсуждения, рассмотрения инициативных проектов, а также проведения их конкурсного отбора в городском округе — городе Барнауле Алтайского края». Решением БГД от 03.09.2021 № 716 «Об утверждении Порядка определения части территории города Барнаула, на которой могут реализовываться инициативные проекты» установлены возможные границы реализации проектов, подчеркнуто, что объекты могут быть размещены только на земельных участках,
являющихся муниципальной собственностью, либо участках, государственная собственность на которые не разграничена. Предусмотрены случаи, когда проект реализован с затратами меньше плановых, либо не реализован вообще. Если проект не может быть реализован по каким-то причинам, инициативные платежи возвращаются населению в полной сумме. Она рассчитывается по методике, установленной решением БГД от 03.09.2021 № 719 «Об утверждении Порядка расчёта и возврата сумм инициативных платежей, подлежащих возврату (в том числе организациям), осуществившим их перечисление в бюджет города Барнаула» [16].
Мы убедились, что права населения на участие в решении местных проблем расширяются, оно получает возможность не только предлагать новые проекты, но и активно их осуществлять путем прямого участия (имущественного и/или трудового) и контроля хода реализации. Несмотря на то, что инициативные проекты — новая форма прямого волеизъявления граждан, регламентирующее ее законодательство является достаточно проработанным. А это очень важно для жителей, постоянно выдвигающих новые инициативы, так как знание требований к проектам повышает качество их разработки и увеличивает шансы на одобрение органами МСУ.
Освещая вопрос совместной деятельности органов власти и населения, мы уже отмечали, что в 2020 г. органами ТОС Барнаула реализовано 88 проектов, в том числе 6 проектов сельских территорий города в рамках ППМИ (2019 г. — 6), привлечено на развитие территорий 14,2 млн руб. Всего в 2017-2020 гг. по краевому проекту на сельских территориях городского округа реализовано 19 проектов на общую сумму 23 млн руб. [17].
Так как все барнаульцы активно включились в процесс инициативного проектирования лишь в 2021 г., то ниже в таблицах 2-3 представлен перечень реализованных проектов на сельских территориях городского округа [13, 16].
Таблица 2
Инициативные проекты, реализованные в г. Барнауле в 2020 г.
Район г. Барнаула Инициативный проект Планируемые расходы, тыс. руб. Стоимость, тыс. руб.
Индустриальный Детская площадка с игровыми и спортивными элементами в п. Лесной 1039,5 930,4
Ленинский Беговая дорожка на территории школы № 72 в п. Научный Городок 1499,9 1499,9
Ремонт линии наружного освещения по ул. Центральная в п. Березовка 1239,1 1232,9
Ремонт дороги по ул. Надежды в п. Казенная Заимка 1399,7 1189,7
Центральный Спортивная площадка на территории школы № 96 в п. Бор-зовая Заимка 1432,2 1432,2
Ремонт тротуара по пер. Благодатный в п. Центральный 1394,9 994,9
Таблица 3
Инициативные проекты, реализованные в г. Барнауле в 2021 г.
Район г. Барнаула Инициативный проект Планируемые расходы, тыс. руб. Стоимость, тыс. руб.
Индустриальный Детско-спортивная площадка в с. Власиха 949,3 949,3
Ленинский Ремонт дороги по ул. Гвардейская в п. Научный Городок 1799,9 1610,9
Ремонт линии наружного освещения по ул. Садовая в п. Казенная Заимка 1510,2 1502,6
Детско-спортивная площадка в с. Гоньба 1649,4 1648,4
Центральный Спортивная площадка на территории школы № 95 в п. Чер-ницк 1349,6 1349,6
Обустройство тренажеров на детской площадке по ул. Клубная в п. Мохнатушка напротив дома № 42 319,7 319,7
Разворотная площадка маршрутного транспорта и установка остановочного пункта по пер. Благодатный в п. Центральный (конечная остановка маршрутного такси № 59) 868,8 777,6
Ремонт дороги по ул. Ивлева на ст. Ползуново 1699,9 1521,5
В 2021 г. органами ТОС Барнаула реализовано 8 проектов на сельских территориях Барнаула в рамках ППМИ (2020 г. — 6) на сумму 9,7 млн руб. [18].
Исходя из изученных данных, можно сделать вывод о том, что при всем разнообразии объектов реальная стоимость большинства их них была меньше запланированной. Анализируя софинан-сирование участников при реализации в Барнауле 14 проектов, мы установили, что большая доля затрат (в пределах 50-65%) ложится «на плечи» краевого бюджета, 25-35% составляют средства бюджета г. Барнаула, вклад населения — от 5 до 19%, а доля средств юридических лиц составляет около 8% [13, 16].
В сентябре 2021 г. в Барнауле был открыт прием заявок на проекты 2022 г. Всего в администрацию города было подано 26 заявок, 22 из них прошли конкурсный отбор (в том числе от 13 органов ТОС и 9 инициативных групп) на сумму 22,8 млн руб. [18]. Обеспечение процесса реализации инициативного бюджетирования на территории г. Барнаула становится одним из самых приоритетных направлений по развитию инфраструктуры города и привлечению большего числа граждан к осуществлению МСУ.
Следует подчеркнуть, что процесс непосредственного участия населения в выявлении приоритетных проблем является ключевым проектным элементом, что в конечном итоге обеспечивает изменение отношения людей к своей роли в развитии муниципальных образований, где они проживают, а также повышает доверие к существующим механизмам взаимодействия власти и населения.
В Алтайском крае регламентация ППМИ позволяет решать задачи местного значения и включает мероприятия по развитию объектов муни-
ципальной инфраструктуры общего пользования, в том числе их создание, возведение, строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, ремонт или снос. Участие в реализации инициативных проектов позволяет жителям самостоятельно обсуждать и принимать решения по приоритетным социальным вопросам, задавать направления использования бюджетных средств, софинансировать выбранные проекты, участвовать в их реализации и контролировать выполнение работ.
С 2022 г. у участников ППМИ региона появились дополнительные возможности: допущены к участию малые города с численностью населения до 50 тыс. чел., с возможностью подачи двух заявок на конкурс (Заринск, Камень-на-Оби, Слав-город, Алейск, Белокуриха, Горняк, Яровое, Змеи-ногорск); муниципальным районам предоставлено право выдвигать на конкурс проекты районного (общеокружного) значения (которые будут использованы жителями двух и более муниципалитетов); типология программы дополнена направлением «Объекты по охране окружающей среды». В числе ближайших перспектив развития инициативного бюджетирования можно рассматривать расширение тематики и цифровизация осуществления мониторинга развития ППМИ. В ближайшие годы должны быть найдены возможности для организации серии экспериментальных экономических исследований мотивации участников к участию в проектной деятельности. Следующим этапом развитии является разработка предложений по включению процедур гражданского участия на основе методологии инициативного бюджетирования в существующие и новые национальные проекты и государственные программы. Еще одним важным направлением развития инициативного бюдже-
тирования является интеграция практик гражданского участия в бюджетных решениях с финансово-бюджетной деятельностью [11].
В заключение необходимо подчеркнуть значимость одной из важных составляющих эффективного взаимодействия власти и населения — информационной обеспеченности управленческого процесса. В исследуемой нами сфере открытость и прозрачность деятельности органов власти, свободный доступ к документам позволяют инициаторам проектов детально ознакомиться с требованиями, предъявляемыми к заявкам, и на имеющихся примерах составить собственные качественные проекты. С реализуемыми в Алтайском крае проектами можно ознакомиться на интернет-портале алтайпредлагай. рф, где размещена карта Алтайского края с указанием всех проектов, реализуемых в рамках ППМИ [13]. Данная информационная платформа отмечается экспертами в качестве одной из лучших региональных практик в России по сопровождению проектной деятельности [19], ежегодно модернизируется, адаптируясь к текущей ситуации и обеспечивая население необходи-
мой информацией по реализации каждого конкретного проекта.
Подводя итог, еще раз заострим внимание на недостаточной бюджетной обеспеченности муниципальных полномочий, особенно на сельских территориях. И даже в Барнауле уровень развития городских и сельских зон городского округа может значительно разниться. Вот здесь и должно сыграть свою роль неравнодушное население, которому предоставлено право на участие в МСУ и возможность реализации гражданских инициатив по выбору первоочередных проектов с целью повышения комфортности места проживания. Изучив ряд форм участия населения в решении вопросов местного значения, мы выявили наличие проблем в осуществлении некоторых из них, поэтому так важно совершенствование как уже давно прижившихся, так и внедрение новых, вызывающих интерес у населения форм, таких как инициативные проекты. Это еще раз подчеркивает актуальность затронутой темы и необходимость ее более глубокого анализа в рамках решения социально-экономических задач в довольно непростое для нашей страны время.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 (в ред. от 30.12.2021 № 492-ФЗ) // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.
2. Территориальное общественное самоуправление: теория и практика формирования и функционирования: монография / В. В. Мищенко, В. Г. Лякишева, Л. А. Капустян, Я. Н. Мураева; под ред. В. В. Мищенко. Барнаул, 2016. 237 с.
3. Девина К. С., Лякишева В. Г. Применение принципов инициативного бюджетирования как одного из механизмов реализации национальных и региональных проектов (на материалах Алтайского края) // Алтайский вестник Финансового университета. 2019. № 4. С. 163-168.
4. Шульга И. Е., Вагин В. В., Хачатрян Г. Н. Инициативное бюджетирование. Российский опыт в области участия граждан в решении вопросов местного значения. М., 2017. 124 с.
5. Боев Н. В., Троцковский А. Я. Вовлечение населения в решение вопросов местного значения: историография и опыт Алтайского края // Экономика Профессия Бизнес. 2020. № 1. С. 28-33. DOI: 10.14258/ epb201954.
6. Вагин В. В., Тимохина Е. А., Гаврилова Н. В. и др. 25 вопросов об инициативном бюджетировании. М., 2017. 46 с.
7. Устав (Основной Закон) Алтайского края от 05.06.1995 № 3-ЗС (в ред. от 30.06.2022 № 53-ЗС). URL: https://www.altairegion22.ru/offlcial_docs/one-4. html (дата обращения: 05.07.2022).
8. Устав городского округа — города Барнаула Алтайского края: принят решением Барнаульской городской Думы от 28.02.2018 № 71 (в ред. от 18.03.2022 № 862) // Официальный сайт города Барнаула. URL: http://barnaul.org/pravoportal/ustav. php/ (дата обращения: 15.04.2022).
9. База данных показателей муниципальных образований. URL: https://www. gks.ru/storage/ mediabank/munst. htm (дата обращения: 05.07.2022).
10. Вагин В. В., Гаврилова Н. В., Шаповалова Н. А. Инициативное бюджетирование в России: лучшие практики и направления развития // Финансовый журнал. 2015. № 4. С. 94-95.
11. Официальный сайт Алтайского края. URL: https://altairegion22. ru (дата обращения: 10.06.2022).
12. О краевом бюджете на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов: Закон Алтайского края от 30.11.2021 № 105-ЗС // Официальный сайт Министерства финансов Алтайского края. URL: https:// minfln.alregn.ru (дата обращения: 15.04.2022).
13. Проект поддержки местных инициатив в Алтайском крае. URL: Ьп:рБ://алтайпредлагай. рф/ (дата обращения: 10.04.2022).
14. Мищенко В. В., Лякишева В. Г., Юдина В. В. О внедрении опыта регионов России при создании муниципальных округов в контексте совершенствования административно-территориального устройства Алтайского края // Экономика Профессия Бизнес. 2020. № 4. С. 81-89. DOI: 10.14258/epb2019104.
15. Мищенко В. В., Гладышева А. А. Особые зоны Алтайского края как инструмент ускоренного развития региона // ЭКО. 2007. № 7 (397). С. 79-92.
16. Официальный сайт города Барнаула. URL: https://barnaul.org (дата обращения: 10.05.2022).
17. Гесс Т. В., Лякишева В. Г. О практике решения вопросов местного значения и социально-экономического развития территории Индустриального района городского округа — г. Барнаула // Актуальные вопросы функционирования экономики Алтайского края: сборник статей / под ред. В. В. Мищенко. Вып. 13. Барнаул, 2021. С. 77-88.
18. Основные итоги работы администрации города 2021. Барнаул, 2022. С. 60.
19. Организация и внедрение системы управления практикой ИБ через интернет — Алтайский край: доклад о лучших практиках развития инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях / Министерство финансов Российской Федерации; сост.: С. В. Романов, Т. А. Багдасарян, В. В. Вагин и др., М. 2020. С. 50-52.
REFERENCES
1. On the General Principles of Organization of Local Self-Government in the Russian Federation: Federal Law of 06.10.2003 No. 131-FZ (as amended on 30.12.2021 No. 492-FZ) // SZ RF. 2003. No. 40. Art. 3822.
2. Territorial public self-government: theory and practice of formation and functioning: monograph / V. V. Mishchenko, V. G. Lyakisheva, L. A. Kapustyan, Ya. N. Muraeva; ed. V. V. Mishchenko. Barnaul, 2016. 237 p.
3. Devina K. S., Lyakisheva V. G. Application of the principles of initiative budgeting as one of the mechanisms for the implementation of national and regional projects (on the materials of the Altai Territory) // Altai Bulletin of the Financial University. 2019. No. 4. Pp. 163-168.
4. Shulga I. E., Vagin V. V., Khachatryan G. N. Proactive budgeting. Russian experience in the field of citizens» participation in solving local issues. M., 2017. 124 p.
5. Boev N. V., Trotskovsky A. Ya. Involvement of the population in solving local issues: historiography and the experience of the Altai Territory // Economics Profession Business. 2020. No. 1. Pp. 28-33. DOI: 10.14258/ epb201954.
6. Vagin V. V., Timokhina E. A., Gavrilova N. V. and others. 25 questions about initiative budgeting. M., 2017.
46 p.
7. Charter (Basic Law) of the Altai Territory of 05.06.1995 No. 3-ZS (as amended of 30.06.2022 No. 53-ZS. URL: https://www.altairegion22.ru/official_docs/one-4. html (date of access: 07.05.2022).
8. Charter of the city district — the city of Barnaul, Altai Territory: adopted by the decision of the Barnaul City Duma of 28.02.2018 No. 71 (as amended of 18.03.2022 No. 862) // Official website of the city of Barnaul. URL: http://barnaul.org/pravoportal/ustav. php/ (date of accessed 15.04.2022).
9. Database of indicators of municipalities. URL: https://www. gks.ru/storage/mediabank/munst. htm (date of access: 07.05.2022).
10. Vagin V. V., Gavrilova N. V., Shapovalova N. A. Initiative budgeting in Russia: best practices and directions of development // Financial magazine. 2015. No. 4. Pp. 94-95.
11. Official website of the Altai Territory. URL: https://altairegion22. ru (date of access: 10.06.2022).
12. On the regional budget for 2022 and the planning period of 2023 and 2024: Law of the Altai Territory of 30.11.2021 No. 105-ZS // Official website of the Ministry of Finance of the Altai Territory. URL: https://minfin. alregn.ru (date of access: 15.04.2022).
13. Project to support local initiatives in the Altai Territory. URL: https://altaipredlagai. rf/ (date of access: 10.04.2022).
14. Mishchenko V. V., Lyakisheva V. G., Yudina V. V. On the implementation of the experience of the regions of Russian in creating municipal districts in the administrative and territorial structure of the Altai Territory // Economics Profession Business. 2020. No. 4. Pp. 81-89. DOI: 10.14258/epb2019104.
15. Mishchenko V. V., Gladysheva A. A. Special zones of the Altai Territory as a tool for accelerated development of the region // EKO. 2007. No. 7 (397). Pp. 79-92.
16. The official website of the city of Barnaul. URL: https://barnaul.org (date of access: 10.05.2022).
17. Gess T. V., Lyakisheva V. G. On the practice of solving issues of local importance and socio-economic development of the territory of the Industrial District of the city district — the city of Barnaul // Actual issues of the functioning of the economy of the Altai Territory: collection of articles / ed. V. V. Mishchenko. Issue. 13. Barnaul, 2021. Pp. 77-88.
18. The main results of the work of the city administration in 2021. Barnaul, 2022. P. 60.
19. Organization and implementation of an information security practice management system via the Internet — Altai Territory: Report on the best practices of development of initiative budgeting in the subjects of the Russian Federation and municipalities / Ministry of Finance of the Russian Federation; compilers: S. V. Romanov, T. A. Bagdasaryan, V. V. Vagin and others. M., 2020. Pp. 50-52.
Поступила в редакцию: 18.07.2022. Принята к печати: 05.08.2022.