Научная статья на тему 'О направлениях трансформации региональной системы образования'

О направлениях трансформации региональной системы образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
268
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ЭФФЕКТИВНАЯ УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / УНИВЕРСИТЕТ / EDUCATION SYSTEM / EFFECTIVE ADMINISTRATIVE ACTIVITY IN EDUCATION / EDUCATIONAL SPACE / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимонина Жанна Николаевна

Статья посвящена вопросам развития регионального образования в контексте его общего реформирования. Рассмотрены различные аспекты, как непосредственно связанные с самой системой образования, так и некоторые сопутствующие. Например, уточнено такое понятие, как образовательное пространство, которое представляет собой более широкое понятие, чем образовательная система. В работе сделан вывод о том, что важнейшим условием успешности организации процесса обучения является присвоение обучаемыми способности формирования и постоянного расширения собственного образовательного пространства за счет не только формирования осознанной интенции на учебу, но и при помощи овладения целым комплексом инструментов, доступных практически каждому. Речь, прежде всего, должна идти о способах поиска информации о различных учебных заведениях, о навыках обучения при помощи дистанционного образования, об инструментах перехода из одной образовательной системы в другую и т. д. По мнению автора, эффективная управленческая деятельность в сфере образования возможна только в случае использования специфических механизмов регулирования взаимодействия различных институтов образовательной системы со всеми феноменами общественной и духовной жизни, так или иначе связанными со сферой образования. Автор также указывает на важную роль образования в развитии регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE DIRECTIONS OF TRANSFORMATION OF THE REGIONAL EDUCATION SYSTEM

The article contains questions of development of regional education in the context of his general reforming. The author considered various aspects both directly connected with the education system, and some accompanying, for example, specified such concept as educational space which represents broader concept, than educational system. In work the author made the conclusion that the most important condition of success of the organization of process of training is assignment by trainees of ability of formation and continuous expansion of own educational space for the account not only formations of conscious intension for study, but also by means of mastering the whole complex of the tools available practically to everyone. The speech, first of all, has to go about ways of information search about various educational institutions, about skills of training by means of remote education, about instruments of transition from one educational system to another etc. According to the author, effective administrative activity in education is only possible in case of use of specific mechanisms of regulation of interaction of various institutes of educational system with all phenomena of public and spiritual life anyway connected with education. The author also pointed to an important role of education in development of regions.

Текст научной работы на тему «О направлениях трансформации региональной системы образования»

doi: 10.20310/1819-8813-2016-11-1-96-99

О НАПРАВЛЕНИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

ТИМОНИНА ЖАННА НИКОЛАЕВНА ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

Статья посвящена вопросам развития регионального образования в контексте его общего реформирования. Рассмотрены различные аспекты, как непосредственно связанные с самой системой образования, так и некоторые сопутствующие. Например, уточнено такое понятие, как образовательное пространство, которое представляет собой более широкое понятие, чем образовательная система. В работе сделан вывод о том, что важнейшим условием успешности организации процесса обучения является присвоение обучаемыми способности формирования и постоянного расширения собственного образовательного пространства за счет не только формирования осознанной интенции на учебу, но и при помощи овладения целым комплексом инструментов, доступных практически каждому. Речь, прежде всего, должна идти о способах поиска информации о различных учебных заведениях, о навыках обучения при помощи дистанционного образования, об инструментах перехода из одной образовательной системы в другую и т. д. По мнению автора, эффективная управленческая деятельность в сфере образования возможна только в случае использования специфических механизмов регулирования взаимодействия различных институтов образовательной системы со всеми феноменами общественной и духовной жизни, так или иначе связанными со сферой образования. Автор также указывает на важную роль образования в развитии регионов.

Ключевые слова: система образования, эффективная управленческая деятельность в сфере образования, образовательное пространство, образовательная среда, университет

К наиболее дискуссионным вопросам модернизации отечественного образования относится проблема регионализации содержания образования. Ее обсуждение показывает наличие существенных расхождений во взглядах: от полного отрицания необходимости региональных отличий в содержании общего образования до предложений о создании так называемых национальных школ.

Можно констатировать, что современное состояние проблемы пока не позволяет отыскать оптимальное сочетание регионального и общефедерального в содержании образования, хотя, казалось бы, последнее является инициатором преобразования всей системы. Однако, значимость решения данных вопросов достаточно очевидна, как очевидно и то, что реализация целей и задач модернизации российского образования без учета региональной специфики проблематична.

По поводу будущего образования мнения исследователей расходятся. Одни утверждают о необходимости копирования западной системы, другие говорят о вреде подобного заимствования. В тоже время трансформация образовательной системы предполагает осуществление целого комплекса мероприятий, который служил бы механизмом реали-

зации поставленных задач. Процесс реформирования образования в регионах ориентирован обычно на реформирование содержания обучения, изменение учебно-методического обеспечения и трансформацию организационной структуры модели различных образовательных учебных заведений. Более глубокая реформа затрагивает и функционирование всей структуры образовательной системы, что с неизбежностью приводит к изменению взаимосвязей между отдельными элементами системы, а также к возникновению новых структур. Целостность и устойчивость системы образования, эффективность ее функционирования в данных обстоятельствах может быть сохранена только при выполнении определенных условий.

При рассмотрении вопросов, связанных непосредственно с самой системой образования, необходимо рассмотреть некоторые сопутствующие им. Например, в последнее время рассматривается такое явление, как образовательное пространство, которое представляет собой более широкое понятие, чем образовательная система. Оно включает в себя не только институты, но и массмедиа, ориентированное на образование, общественность, вовлеченную в решение проблем образования, а также гос-

SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES

Ж. Н. ТИМОНИНА

97

подствующие в данное время образовательные теории и социально-психологические стереотипы, регламентирующие поведение людей по поводу их отношения к образованию. Образовательное пространство - понятие в значительной степени более сложное и многообразное, чем образовательная система, что, безусловно, не может не сказываться и на специфике управления.

Образовательная среда также представляет собой комплексное понятие. Оно в значительной степени ориентировано на вычленение индивидуально-личностного аспекта не столько обучения, сколько непосредственно учения [1]. Среда становится образовательной тогда, когда появляется личность, имеющая интенцию (направленность) на образование. При этом одна и та же среда может быть образовательной для одного человека и абсолютно нейтральной в этом смысле для другого. Каждый человек имеет шанс самостоятельно формировать свою образовательную среду в границах определенного образовательного пространства, выбирая те или иные образовательный институты или занимаясь самообразованием. Однако мы считаем, что развивать образовательную среду необходимо в связи со снижением качества самого образования. При этом необходимо различать такие понятия, как образованность и образование. Поскольку первое делает упор на качество и содержание самого образования, а второе, например, лишь констатирует факт получения образования. Можно получить дипломы многих престижных заведений, но при этом остаться необразованным человеком. При этом следует отметить, что важнейшим условием успешности организации процесса обучения является присвоение обучаемыми способности формирования и постоянного расширения собственного образовательного пространства за счет не только формирования осознанной интенции на учебу, но и при помощи овладения целым комплексом инструментов, доступных практически каждому. Речь, прежде всего, идет о способах поиска информации о различных учебных заведениях, о навыках обучения при помощи дистанционного образования, об инструментах перехода из одной образовательной системы в другую и т. д. При этом дистанционное образование ни в коем случае не должно подменять собой обычное, поскольку в настоящее время некоторые образовательные учреждения, по нашему мнению, по разным причинам чрезмерно увлекаются дистанционными технологиями в ущерб живому общению.

Таким образом, следует подчеркнуть, что макроуправление в образовании имеет два уровня управления: управление образовательной системой (национальный и региональный уровень) и управ-

ление образовательным пространством. Выше говорилось, что образовательное пространство - понятие в значительной степени более сложное и многообразное, чем образовательная система, постольку возможности реального управления этим пространством в значительной степени ограничены. Можно утверждать о некотором регулировании и согласовании интересов, о попытках влияния, осуществляемых не столько за счет прямого руководства и директив, сколько при помощи четкой постановки образовательных целей, хорошего знания механизмов развития образования и знакомства с разнообразными теориями и практиками международного образования. Только такие механизмы позволяют создать гибкую и развивающуюся модель управления региональным образовательным пространством. Мы считаем, что управление образованием должно четко осознавать не только механизмы управления, но и границы своих возможностей в каждом конкретном случае, а также современные требования и общегосударственные интересы и задачи, что, безусловно, является залогом успешной управленческой деятельности. Эффективное управление данной сложной сферой возможно только в случае использования специфических механизмов регулирования взаимодействия различных институтов образовательной системы со всеми феноменами общественной и духовной жизни, так или иначе связанными со сферой образования.

Немаловажное значение для развития образовательного пространства имеет развитие образовательного мышления, а также образовательной теории. При этом следует отметить, что носителями данного типа мышления должны стать не только представители сферы образования, но и управленцы всех уровней, отвечающие за развитие различных сфер жизнедеятельности общества, своим примером показывающие значимость образования. Образование только тогда станет реальной силой, когда оно передвинется с периферии общественных дискурсов на передний план выработки общественно значимых решений, а добиться такого положения дел можно только постоянно развивая образовательное мышление людей, принимающих решения. Целесообразно для управленцев различных уровней предусматривать специальную подготовку по теории и практике управления образованием и, особенно, управления образовательными системами, а не заниматься копированием образцов, доказавших свою низкую эффективность в других странах. Немаловажное значение имеет и постоянная работа по развитию образовательной культуры всего общества.

Управление образовательными системами предполагает последовательную реализацию функ-

ТА. N. ИМОКМА

ции проектирования и программирования образования, а также использование специальных инструментов регулирования функционирования и развития образовательных систем. К данным инструментам относятся, прежде всего, механизмы обеспечения непрерывности образования, стандартизация образования, сравнения дипломов, оценки качества образования, аккредитации учебных заведений и тестирования. Можно сказать, что спецификой управления образованием на национальном и региональном уровне является необходимость обеспечения внутренней устойчивости системы образования и, прежде всего, ее непрерывности, а также реализация принципов сосуществования с другими образовательными системами, то есть обеспечение возможностей продолжать образование в других регионах и странах.

Таким образом, можно отметить, что, если уровень концептуализации является важнейшим для проектирования, а проектирование, в свою очередь, представляет собою ядро управленческой деятельности на макроуровне в образовании, то концепция как конкретное воплощение результата концептуализации призвана регулировать наиболее общие механизмы функционирования и развития образовательных систем. Мы считаем, что для эффективного макроуправления необходимо наличие хотя бы одного документа, который может считаться концепцией первого уровня, то есть концепцией, содержащей в себе предельные характеристики идеальной модели образовательной системы, выраженной в культурологических, философских, методологических, лингвистических парадигмах.

Другие концепции, регулирующие проектирование отдельных элементов образовательной системы, могут быть концепциями второго уровня, не использующими другие языки, кроме языка образования и педагогики для описания теоретических оснований деятельности, но при необходимости ссылаться на концепцию первого уровня, или хотя бы не противоречить ей. Очень важно осознать ту простую истину, что разработка концепции - это огромный труд, требующий объединенных усилий больших коллективов ученых, принадлежащих к различным областям знаний, что, в свою очередь, связано с существенными материальными затратами. Если не учитывать этого обстоятельства, можно получить очередной документ, который будет эпигонским с начала и до конца, повторяющим прописные истины и императивы развития образования прошлых лет, прописанные плохим псевдофилософским языком.

Примеров подобного рода концепций можно приводить много, к сожалению, современный теоретический уровень проектирования образования в нашей стране не выдерживает никакой критики.

При проектировании развития образования региональных образовательных систем как элемента национальной образовательной системы на стадии концептуализации логично разрабатывать не столько концепции как таковые, но концептуальное обоснование, которое будет использовать основные идеи концепций первого или второго уровня, не претендуя на создание эталонного теоретического документа в масштабах города или района. При этом основные усилия лучше направить не на разработку философско-методологи-ческих оснований, а на выработку практических следствий из уже имеющихся документов, регламентирующих развитие национального уровня образования.

Если попытаться расширить этот вопрос, то актуальность проблемы регионализации образования связана и с высокой ролью региональных систем образования в развитии регионального хозяйствования. Необходимо отметить, что, по мнению В. М. Юрьева, выдвижение и реализация масштабных региональных программ развития -это социальная потребность, которая не может быть осуществлена без активного содействия крупных научных и учебных заведений региона [2]. Он считает, что университет - это инструмент совершенствования человеческого капитала и социально-экономической инфраструктуры региона. Упадок высшего образования всегда и везде вел к деградации социальной среды, торможению экономики, росту социальной конфликтности и криминализации. Автор выражает уверенность в том, что после кризиса такие системные региональные университеты смогут успешно развиваться и воспользоваться всеми преимуществами своего положения, поскольку образование, образовательные услуги - это не только и не столько предмет для торговли. Университет является социальным институтом, воспроизводящим человеческий капитал.

В заключение следует отметить, что для обеспечения эффективности управления региональными системами образования необходимо теоретически обосновать механизмы управленческой деятельности и создать систему функционирования различных институтов управления, а не идти на поводу модных доктрин, нанося вред всей системе образования.

На основе созданной модели управленческой деятельности необходимо в кратчайший срок раз-

SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES

Ж. H. TИMОHИHA

99

работать теоретическое обоснование и практические модели по различным инструментам управления региональным образованием.

Литература

1. Шамова Т. И., Третьяков П. М., Капустин Н. П. Управление образовательными системами: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Т. И. Шамовой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. С. 100.

2. Юрьев В. М. Региональная миссия университета // Информационно-аналитический журнал Pro nunc. URL: http: //pronunc.ru/category/universitet

References

1. Shamova T. I., Tret'yakov P. M., Kapustin N. P. Upravleniye obrazovatel'nymi sistemami: ucheb. posobiye dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij [Management of educational systems: study guide for students of higher educational institutions] / pod red. T. I. Shamovoj. M.: Gumanit. izd. tsentr VLADOS, 2008. S. 100.

2. Yur'yev V. M. Regional'naya missiya universiteta [Regional mission of university] // Informatsionno-analiticheskij zhurnal Pro nunc. URL: http:// pronunc.ru/ category/universitet/

* * *

ABOUT THE DIRECTIONS OF TRANSFORMATION OF THE REGIONAL EDUCATION SYSTEM

TIMONINA ZHANNA NIKOLAEVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

The article contains questions of development of regional education in the context of his general reforming. The author considered various aspects both directly connected with the education system, and some accompanying, for example, specified such concept as educational space which represents broader concept, than educational system. In work the author made the conclusion that the most important condition of success of the organization of process of training is assignment by trainees of ability of formation and continuous expansion of own educational space for the account not only formations of conscious intension for study, but also by means of mastering the whole complex of the tools available practically to everyone. The speech, first of all, has to go about ways of information search about various educational institutions, about skills of training by means of remote education, about instruments of transition from one educational system to another etc. According to the author, effective administrative activity in education is only possible in case of use of specific mechanisms of regulation of interaction of various institutes of educational system with all phenomena of public and spiritual life anyway connected with education. The author also pointed to an important role of education in development of regions.

Key words: education system, effective administrative activity in education, educational space, educational environment, university

ZH. N. TIMONINA

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.