УДК 338.24 doi: 10.20310/1819-8813-2016-11-5-65-68
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ МОДЕРНИЗАЦИИ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ В РЕГИОНЕ
ТИМОНИНА ЖАННА НИКОЛАЕВНА ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Статья посвящена процессу модернизации региональных образовательных систем. Анализируется образовательная среда как среда социального проектирования, приводится ряд факторов, подтверждающих это обстоятельство. Автор отмечает существенную роль региональных систем образования, которые в своих современных стандартах и нормах в значительной степени моделируют будущее качество личности, общества и регионов. Обосновывается необходимость формирования внутренней логики процесса изменений, что должно придать последовательность этапам развития системы управления качеством образования. В статье обозначается необходимость разрешения противоречий, обусловленных сложным взаимодействием интеграции и дифференциации в образовательной деятельности. Автор указывает на то, что представляется возможным систематизировать, с одной стороны, условия и факторы, стимулирующие институционализацию подсистемы управления интеграционными процессами в региональном образовании, а с другой стороны, раскрываются факторы, препятствующие институционали-зации системы управления в модернизации регионального образовательного пространства. В статье обозначены проблемы и необходимые действия, стимулирующие модернизационные тенденции в региональной системе образования. Обосновывается необходимость создания системы информационно-аналитического сопровождения управления как первоочередной меры, обеспечивающей реалистичность программы модернизации образования. Подчеркивается, что управление модернизацией региональной системы образования целесообразно осуществлять на программной основе, что должно предусматривать определение его концептуальной основы - региональной концепции интеграции в образовании. По мнению автора, основными положениями данной концепции должно стать: превращение образования в целостную сферу региональной общественной практики; регионализация образования при сохранении вертикали управления образовательным пространством; учет основных тенденций развития образования; системный подход к проектированию.
Ключевые слова: система образования, модернизация, региональная система образования, образовательная среда
В современных условиях эффективно управлять процессами региональных образовательных систем можно лишь на проектной основе, поскольку проектное понимание успешного развития любой системы является необходимым условием развития. В то же время, результативное проектирование образовательной системы должно стать следствием достижения баланса интересов ее проектировщиков и общества, что предопределяет координацию целей, управляющих воздействий и реакции элементов системы на управление.
В настоящее время доминирует мнение, что при проектировании процесса развития региональной системы образования более подходит тезауро-логический подход. Высокая результативность его применения определяется как факторами, определенными спецификой субъекта и объекта проектной деятельности, так и с обстоятельствами, в которых
она проходит стадию реализации: значительной зависимостью от желаний субъекта управления; мно-гоуровненевой внутренней структурой образовательной деятельности, находящихся в состоянии неопределенности и др.
Рассматривая образовательную среду как область социального проектирования, надо иметь ввиду, что данный вид деятельности имеет ряд ограничительных обстоятельств.
Например, специфической чертой образования, как социального института, является ориентация на будущее человека и общества. Исследователь И. Г. Шендрик рассматривает образование как процесс, представляющий собой движение субъекта в образовательной среде, где он осваивает накопленные в различной форме культурные факты, наполняя их смыслом, значением для себя. Этот процесс направлен на обеспечение будущей
ZH. N. TIMONINA
66
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ И ПРОЦЕССЫ
жизнедеятельности субъекта как личности. Поэтому культурный опыт прошлого должен быть трансформирован так, чтобы у человека сформировались предпосылки: способность и готовность для строительства своей будущей жизни [1]. Другие авторы подчеркивают, что одной из главных задач образования на современном уровне является проектирование природных и социальных качеств развивающегося человека [2].
Эта функция моделирования будущего проявляется как в отношении всего социума, так и в отношении отдельных территориальных единиц. Образование способно решить в регионе и в стране свои главные и основные гуманистические задачи: сформировать осмысленные уклады жизни и деятельности людей в культурно-историческом региональном пространстве и укоренить в них человека, преодолев его сегодняшнюю безродность; воспитать жизнеспособные человеческие общности; культивировать преемственность встречи поколений в их самоценных образцах, не допускающей эгоцентричной разобщенности людей.
В связи с этим, система образования в своих современных стандартах и нормах в значительной степени определяет будущее качество отдельных личностей, общества и регионов страны.
Продолжительное время российская система образования находится на стадии перманентной модернизации, что сопровождается внедрением изменений, внедрением нововведений, не всегда делающих систему образования лучше и более понятной. Например, можно привести в пример не только новые стандарты, но и методики оценки качественных параметров, их обеспечения, контроля. Зачастую эти изменения происходят спонтанно, а их содержание определяется директивными решениями небольшой группы людей, управляющих системой образования, без предоставления адаптационного периода.
По нашему мнению, необходимо формировать внутреннюю логику процесса изменений и определить их цель, что должно придать последовательность этапам формирования системы управления качеством образования. В последнее время это все более четко осознается на всех уровнях управления. Мы считаем, что данное понимание в очень большой степени зависит от управленческого потенциала региона.
Развитие образования не может реализовы-ваться автоматически. Она должно осуществляться в ходе возникновения и разрешения противоречий, обусловленных сложным взаимодействием интеграции и дифференциации в образовательной деятельности. Представляется возможным систе-
матизировать, с одной стороны, условия и факторы, стимулирующие институционализацию подсистемы управления интеграционными процессами в региональном плане, а с другой стороны, -препятствующие институционализации.
К необходимым условиям и факторам мы можем отнести следующие:
- наличие федеральных и региональных концепций и программ развития образования, реализация которых предполагает взаимодействие учреждений образования в решении комплекса общих проблем регионов. Соответственно, позитивную роль, играет сам факт существования предложенной Министерством образования «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года». Она стимулирует разработку аналогичных концепций и программ на уровне субъектов Российской Федерации и -соответственно - формирование структур, управляющих программами;
- необходима включенность органов управления образованием в систему государственной и муниципальной власти в субъектах федерации. Несмотря на разграничение полномочий между данными уровнями власти, определенное Конституцией РФ и законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в субъектах по-прежнему остается целостное государственно-муниципальное пространство социального управления. Общее пространство социального управления в субъектах Российской Федерации, представляет собой высокоорганизованную общность, стандартизируя свои элементы.
Главной управленческой задачей является поиск удачного баланса между разными тенденциями, «снятие» противоречий и предотвращение организационных конфликтов.
К негативным факторам мы можем отнести:
- искусственное увеличение количества структур, осуществляющих управление образованием, с одновременным сокращением количества обучающихся;
- разъединение организаций, управляющих образованием по ведомственному принципу, что определяет децентрализацию управления;
- вольное или невольное создание бюрократических препятствий, затрудняющих вертикальную интеграцию государственных и муниципальных образовательных учреждений, а также препятствующих ее укреплению и развитию взаимосвязей между федеральными и региональными компонентами системы образования;
- уменьшение компетенции структур, управляющих системой образования;
SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES
- несовершенствование нормативно-правового регулирования интеграции образования на региональном уровне;
- отказ от концептуально-программных решений проблемы развития института образования, переход к управлению на основе интуиции, спонтанных мероприятий;
- противопоставление отдельных элементов системы образования друг другу (данная тенденция очень характерна для системы высшего образования). Одной из технологий, применяемых в данном случае, является создание излишних посреднических структур, связывающих (а точнее, разделяющих) органы управления и образовательные учреждения.
К действиям, оказывающим положительное влияние на модернизационные тенденции в региональной системе образования, целесообразно отнести:
- появление объединенных структур, реализующих функции управления образованием в регионах; в сферу влияния таких структур входят учреждения общего, начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского образования;
- значительное упрощение процедур принятия и реализации решений в сфере управления образованием;
- разработку и реализацию региональных концепций и программ развития образования. Особенностью таких программ обычно является установление общих ориентиров развития института образования (целей и задач) и принципов их достижения;
- появление нормативно-правовой основы развития образования на региональном уровне;
- создание условий для взаимодействия государственных и негосударственных образовательных учреждений, координация действий традиционных для региона учебных заведений и филиалов, чьи головные организации находятся в федеральном центре и других субъектах Российской Федерации;
- формирование единого регионального воспитательного пространства;
- реализацию единой программы подготовки, переподготовки и переквалификации педагогических кадров, а также кадров для органов управления образованием;
- совершенствование системы государственного заказа для института образования.
Благодаря этому в регионах по названным направлениям, удалось решить ряд существенных проблем, способствующих институционализации
управления модернизационным развитием образования. В большинстве субъектов федерации разработаны и апробируются программы развития систем образования и научно-технические программы с участием образовательных учреждений. В органах управления созданы отделы и комитеты, осуществляющие управление образованием и наукой, усилилась роль общественно-государственной составляющей посредством формирования учебно-методических объединений, советов ректоров вузов, директоров средних специальных учебных заведений, школ, профессиональных ассоциаций и объединений. В государственные образовательные стандарты введена региональная компонента, позволяющая сближать структуры образования со структурой регионального рынка труда и общественного спроса. Существенно возросла роль субъектов Российской Федерации в финансировании учебных заведений. Положительной тенденцией является стремительно развивающийся процесс создания в регионах полипрофильных учреждений высшего образования, успешно сочетающих проведение исследований и подготовку специалистов гуманитарного, естественнонаучного и технического направлений.
Следует отметить, что процесс модернизации образования не завершен. Подсистема управления образованием в ряде субъектов страны пока не приобрела статуса, соответствующего целям образования, ее действия, направленные на обеспечение высокого уровня взаимодействия всех элементов института образования, зачастую они не всегда эффективны и результативны.
Становится очевидно, что формирование организационной структуры управления развития образования должно осуществляться в направлении усиления значения системных факторов.
Создание современной информационной среды в системе общего образования, включающую школьные и административные компьютерные сети на уровне региона с подключением к общероссийским и международным информационным ресурсам; создание инфраструктуры, обеспечивающей доступность информации для всех органов управления и образовательных учреждений; создание на уровне управления образованием региона условий, стимулирующих использование информационных технологий.
Создание системы информационно-аналитического сопровождения управления должно входить в число первоочередных мер, обеспечивающих реалистичность программы модернизации образования.
В заключении статьи мы можем сделать вывод. Управление модернизацией региональной
ZH. N. TIMONINA
(»S
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ И ПРОЦЕССЫ
системы образования необходимо осуществлять на программной основе. Проектирование развития образования должно предусматривать выявление его концептуальной основы - региональной концепции интеграции в образовании. Базовыми положениями этой концепции должно стать: превращение образования в целостную сферу региональной общественной практики; регионализация образования при сохранении вертикали управления образовательным пространством; учет основных тенденций развития образования; системный подход к проектированию.
Условием эффективного управления модер-низационными процессами является институцио-нализация данной деятельности, которая представляет собой создание и постоянную модификацию организационной структуры, а также процесс принятия нормативных актов, регламентирующих ее деятельность. Данное оформление будущего образа системы образования затрагивает, прежде всего, управленческую подсистему инсти-
тута образования в регионе, которую в данном случае целесообразно рассматривать как совокупность форм и взаимосвязей организационного построения подсистемы управления образованием. Эти формы и взаимосвязи на уровне субъекта федерации в принципе должны действовать адекватно функциональным целям образования, максимально способствуя их реализации.
Литература
1. Шендрик И. Г. Образовательное пространство субъекта и его проектирование. М., 2003. С. 62.
2. Демиденко Э. С. Перспективы образования в меняющемся мире // СОЦИС. 2005. № 2. С. 85.
References
1. Shendrik I. G. Obrazovatel'noye prostranstvo sub"yekta i yego proektirovaniye [Educational space of the subject and its design]. M., 2003. S. 62.
2. Demidenko E. S. Perspektivy obrazovaniya v menyayushchemsya mire [Prospects of education in the changing world] // SOTSIS. 2005. № 2. S. 85.
* * *
TOPICAL ISSUES OF MANAGEMENT OF PROCESS OF MODERNIZATION AND DESIGN OF EDUCATIONAL SYSTEMS
IN THE REGION
TIMONINA ZHANNA NIKOLAEVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
Article is about process of modernization of regional educational systems. The author analyzed the educational environment as the environment of social design and gave a number of the factors confirming this circumstance. The author noted an essential role of regional education systems which in the modern standards and norms substantially model future quality of the personality, society and regions. The author proved a need of formation of internal logic of process of changes that has to give sequence to stages of development of a control system of quality of education. In article the author designated a need of resolution of conflicts, by the caused difficult interaction of integration and differentiation in educational activity. The author pointed to that it is obviously possible to systematize, on the one hand, the conditions and factors stimulating an institutionalization of a subsystem of management of integration processes in regional education, and on the other hand revealed the factors interfering a control system institutionalization in modernization of regional educational space. In article the author designated problems and the necessary actions stimulating modernization tendencies in a regional education system, proved a need of creation of system of information and analytical support of management as the prime measure providing realness of the program of modernization of education, emphasized that it is expedient to exercise control of modernization of a regional education system on a program basis that has to provide definition of its conceptual basis -the regional concept of integration in education. According to the author, basic provisions of this concept have to become: transformation of education into the complete sphere of regional public practice; regionalization of education at preservation of a chain of command educational space; accounting of the main tendencies of a development of education; system approach to design.
Key words: education system, modernization, regional education system, educational environment
.. ,, _ SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES
Т. Il, № 5, 2016