Научная статья на тему 'О НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НОРМИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ'

О НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НОРМИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
23
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ / ОХРАНА ЗЕМЕЛЬ / НОРМАТИВЫ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫХ КОНЦЕНТРАЦИЙ ХИМИЧЕСКИХ И ИНЫХ ВЕЩЕСТВ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Гашникова Тамара Владимировна

В статье рассматриваются особенности правового регулирования нормирования в области охраны земель в Республике Беларусь. Выделяются виды предусмотренных законодательством экологических нормативов. Анализируются взгляды ученых-экологов на проблемные вопросы, связанные с установлением нормативов качества земель и нормативов допустимого воздействия на земли. С сопоставительной целью анализируются работы, посвященные правовой регламентации нормирования в области охраны земель в Российской Федерации, Казахстане, Украине. Определяются возможные направления развития белорусского законодательства по вопросу нормирования в области охраны земель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF THE LEGAL PROVISION OF RATIONING IN THE FIELD OF LAND PROTECTION IN THE REPUBLIC OF BELARUS

In the article the features of the legal regulation of standardization in the field of soil protection in the Republic of Belarus are considered. The types of environmental standards stipulated by the legislation are highlighted. The views of environmental scientists on problematic issues related to the establishment of soil quality standards and standards of permissible impact on soil are analyzed. For a comparative purpose, the author analyzes the works devoted to the legal regulation of standardization in the field of soil protection in the Russian Federation, Kazakhstan, and Ukraine. Possible directions of development of the legislation of the Republic of Belarus on the issue of standardization in the field of soil protection are determined.

Текст научной работы на тему «О НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НОРМИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ»

DOI 10.47643/1815-1329_2022_12_46 УДК 349.6

О НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НОРМИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ON THE DIRECTIONS OF LEGAL REGULATION DEVELOPMENT OF STANDARDIZATION IN THE FIELD OF SOIL PROTECTION IN THE REPUBLIC OF BELARUS

ГАШНИКОВА Тамара Владимировна,

кандидат юридических наук, начальник отдела проблем укрепления законности в сфере экономической деятельности государственного учреждения

«Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь». 220030, Республика Беларусь, г. Минск, ул. Интернациональная, 22. E-mail: tomagashnikova@gmail.com;

GASHNIKOVA Tamara Vladimirovna,

Head of department for problems of reinforcing law in the economic sphere of the State Institution

«Scientific and Practical Centre for Problems of Reinforcing Law and Order of the Prosecutor Generals Office of the Republic of Belarus», PhD. 22 Internatsionalnaya str., Minsk, Republic of Belarus, 220030. E-mail: tomagashnikova@gmail.com

Краткая аннотация: В статье рассматриваются особенности правового регулирования нормирования в области охраны земель в Республике Беларусь. Выделяются виды предусмотренных законодательством экологических нормативов. Анализируются взгляды ученых-экологов на проблемные вопросы, связанные с установлением нормативов качества земель и нормативов допустимого воздействия на земли. С сопоставительной целью анализируются работы, посвященные правовой регламентации нормирования в области охраны земель в Российской Федерации, Казахстане, Украине. Определяются возможные направления развития белорусского законодательства по вопросу нормирования в области охраны земель.

Abstract: In the article the features of the legal regulation of standardization in the field of soil protection in the Republic of Belarus are considered. The types of environmental standards stipulated by the legislation are highlighted. The views of environmental scientists on problematic issues related to the establishment of soil quality standards and standards of permissible impact on soil are analyzed. For a comparative purpose, the author analyzes the works devoted to the legal regulation of standardization in the field of soil protection in the Russian Federation, Kazakhstan, and Ukraine. Possible directions of development of the legislation of the Republic of Belarus on the issue of standardization in the field of soil protection are determined.

Ключевые слова: нормирование в области охраны земель, экологическое нормирование, охрана земель, нормативы предельно допустимых концентраций химических и иных веществ, экологические нормативы.

Keywords: standardization in the field of soil protection, environmental standardization, soil protection, standards of maximum permissible concentrations of chemical and other substances, environmental standards.

Для цитирования: Гашникова Т.В. О направлениях развития правового обеспечения нормирования в области охраны земель в Республике Беларусь // Аграрное и земельное право. 2022. № 12(216). С. 46-48. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_12_46.

For citation: Gashnikova T. V. On the directions of legal regulation of standardization in the field of soil protection in the Republic of Belarus // Agrarian and Land Law. 2022. No. 12(216). pp. 46-48. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_12_46.

Статья поступила в редакцию: 10.11.2022

Нормирование в области охраны земель является важнейшим правовым механизмом, направленным на сохранение благоприятной окружающей среды. Необходимость правового закрепления нормативов качества земель и способов их соблюдения обусловлена тем, что неконтролируемое привнесение в земли различных загрязняющих веществ и микроорганизмов чревато негативными последствиями для людей, животного и растительного мира.

Ввиду особенностей своего строения и состава, почва выполняет защитную функцию, удерживая загрязняющие вещества и предотвращая их попадание в сопредельные среды и организмы растений, животных и человека. Обратной стороной этого является тот факт, что, связывая поллю-танты, почва сама может стать их хранилищем и источником долговременного загрязнения грунтовых вод и тканей живых организмов [1].

Поэтому вопросы правового обеспечения рационального и эффективного использования и охраны земельных ресурсов, а также нормирования относятся к числу наиболее актуальных как в теории права, так и в практике правового регулирования земельных отношений [2, с. 117].

В Республике Беларусь основополагающие нормы, касающиеся регулирования земельных отношений, использования и охраны земель, содержатся в Кодексе Республики Беларусь о земле [3], а касающиеся нормирования - в Законе Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. № 1982-XII «Об охране окружающей среды» [4] и Законе Республики Беларусь от 7 января 2012 г. № 340-3 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» [5].

Кодекс определяет землю (земли) как земную поверхность, включая почвы, рассматриваемою как компонент природной среды, средство производства в сельском и лесном хозяйстве, пространственную материальную основу хозяйственной и иной деятельности.

Согласно статье 89 Кодекса Республики Беларусь о земле для оценки состояния земель в соответствии с законодательством о сани-тарно-эпидемическом благополучии населения, об охране окружающей среды устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций химических и иных веществ в почве.

Являясь отсылочной, норма не устанавливает конкретно определенных единых правил нормирования качества почв. Основная смысловая нагрузка нормы заключается в том, что предусматривается установление лишь одного вида нормативов и названные нормативы используются для оценки состояния земель. Вместе с тем, тем самым не учитываются положения статьи 20 Закона Республики Беларусь от 26 ноября

Публично-правовые (государственно-правовые) науки

1992 г. № 1982-Х11 «Об охране окружающей среды», выделяющей, наряду с нормативами предельно допустимых концентраций химических и иных веществ, также иные виды нормативов качества окружающей среды, среди которых нормативы предельно допустимых физических воздействий; нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов; иные нормативы качества окружающей среды.

При этом указанная статья предусматривает применение нормативов качества окружающей среды (к которым относятся, в том числе, нормативы предельно допустимых концентраций химических и иных веществ), как для оценки состояния окружающей среды, так и для нормирования допустимого воздействия на нее. То есть экологическое нормирование в отношении земель должно заключаться в установлении различных видов нормативов качества земель и преследовать цель предотвращения загрязнения земель, что может быть достигнуто посредством регулирования допустимого воздействия на земельные ресурсы в рамках соответствующих нормативов качества земель.

Обязательные для соблюдения всеми пользователями допустимые значения показателей безопасности и безвредности почвы определены гигиеническим нормативом «Показатели безопасности и безвредности почвы», утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 января 2021 г. № 37 [6]. Им определяются предельно допустимые концентрации веществ в почве и ориентировочно допустимые концентрации веществ в почве.

Помимо указанных случаев установления предельно допустимых концентраций, в отношении более пятисот действующих веществ пестицидов в Гигиеническом нормативе «Гигиенические нормативы содержания действующих веществ пестицидов (средств защиты растений) в объектах окружающей среды, продовольственном сырье, пищевых продуктах», утвержденном постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 сентября 2012 № 149 [7], определены предельно допустимые концентрации в почве, в воде водоемов, в атмосферном воздухе, в воздухе рабочей зоны.

Кроме нормативов предельно допустимых концентраций химических и иных веществ в почве в законодательстве предусмотрены дифференцированные нормативы содержания химических веществ в почвах.

Они установлены экологическими нормами и правилами ЭкоНиП 17.03.01-001-2020 «Охрана окружающей среды и природопользование. Земли (в том числе почвы). Нормативы качества окружающей среды. Дифференцированные нормативы содержания химических веществ в почвах», утвержденными постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 23 января 2020 г. № 2-Т [8], в виде пороговых значений содержания химических веществ в почвах и дифференцированы по степени загрязнения (низкая, средняя, высокая, очень высокая).

Согласно ЭкоНиП пороговое значение содержания химического вещества в почвах - это норматив содержания химического вещества в почвах, рассчитанный и установленный для почв (грунтов) различного гранулометрического состава, различных категорий земель, территориальных зон по преимущественному функциональному использованию территорий населенных пунктов, природных территорий, подлежащих особой и (или) специальной охране, превышение которого влечет необходимость выполнения мероприятий в отношении загрязненной территории в зависимости от степени загрязнения почв.

Как указывалось выше, в качестве экологического норматива применительно к землям в Кодексе Республики Беларусь о земле предусмотрен лишь один из возможных видов - нормативы предельно допустимых концентраций химических и иных веществ в почве. В связи с этим, в сфере нормирования в области охраны земель, имеет место проблема, связанная с определением нормируемых показателей.

Если рассмотреть взгляды ученых-экологов на проблемы регламентации содержания поллютантов в почве, обратиться к нормам модельного законодательства государств-участников СНГ, законодательства иных государств, можно утвердиться в убеждении, что перечень нормируемых показателей должен быть шире.

В теории выделяется два возможных подхода к экологическому нормированию: антропоцентрический и экосистемный. В основе антропоцентрического подхода лежат интересы человека, его здоровье и благополучие, а в основе экосистемного - благополучие экосистем, их звеньев и компонентов, являющееся, в том числе, основой процветания человека. В рамках первого подхода нормирование осуществляется с использованием нормативов предельно допустимых концентраций химических и иных веществ, когда нормой является состояние окружающей среды, не оказывающее пагубного влияния на здоровье человека [коновалов]. При этом концепция нормирования на основе нормативов предельно допустимого содержания веществ в землях нередко подвергается критике ввиду не учета специфики функционирования экосистем, ошибочности отдельных нормативов, отсутствия нормативов для многих канцерогенных и мутагенных веществ [1, 9].

Указывая на недостатки системы гигиенического нормирования, отдельные авторы «продвигали» его в сторону большей «экологично-сти». В частности, по М.А. Глазовской, критериями для нормирования токсикантов в почве являются первичная продуктивность (определяется почвенным плодородием), содержание в растениях токсикантов (не должно превышать действующих ПДК), сохранение почвенной биоты.

По В.Б Ильину, нормативы должны исходить из полифункциональности почвы. При этом выделяются три главные функции: почва -компонент биогеоценоза, средство и объект сельскохозяйственного использования, среда обитания человека. Для защиты каждой из этих функций должны быть свои нормативы [10, с.66, 70-72].

В соответствии со статьей 10 модельного закона от 31 октября 2007 г. № 29-16 «Об охране почв» в целях охраны почв, обеспечения выполнения ими экологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных функций предусматривается установление государственных нормативов качества почв, нормативов допустимых воздействий на почвы и иных нормативов в области охраны почв [11].

Нормативы качества почв должны включать показатели предельно допустимых концентраций химических, радиоактивных, биологических веществ и микроорганизмов в почве и допустимых изменений состава, строения и свойств почв, обеспечивающих выполнение почва-

ми своих функций, и устанавливаются с учетом типа почв и целевого назначения земель.

Нормативы качества почв для земель сельскохозяйственного назначения должны включать также нормативы плодородия почв и обеспечивать получение растениеводческой и иной сельскохозяйственной продукции, безопасной для жизни и здоровья человека.

В рассматриваемом контексте представляют интерес нормы Экологического кодекса Республики Казахстан, где предусмотрено нормирование бонитета почв, содержания гумуса, показателей водной и ветровой эрозии почв, их заболачивания, засоления, осолонцевания и других почвенных характеристик земель [12, ст.23].

Согласно ЗК Украины от 25 октября 2001 г. № 2768 - III в области охраны земель существуют такие нормативы: а) оптимального соотношения земельных угодий; б) качественного состояния почв; в) предельно допустимого загрязнения почв; г) показатели деградации земель и почв. A исходя из Закона Украины от 19 июня 2003 г. № 962 - IV «Об охране земель», в дополнение к перечисленным нормативам, выделен норматив оптимального соотношения культур в севооборотах в разных природно-сельскохозяйственных регионах [13].

Проведенный анализ показал, что регламентация вопросов экологического нормирования в отношении земель осуществляется в определенной степени фрагментарно и бессистемно. Для придания нормированию в области охраны земель четкого и последовательного характера, целесообразно осуществление работы по выработке единых основополагающих правил по данному вопросу с закреплением их на уровне законодательного акта.

Приняв во внимание изложенные выше существующие и возможные подходы к экологическому нормированию в области охраны земель, представляется правильным конкретизировать нормы Кодекса Республики Беларусь о земле, закрепив единообразный и понятный механизм нормирования в данной сфере. Направления совершенствования правового механизма нормирования в области охраны земель следует связать, в том числе с: расширением перечня нормативов в области охраны земель и параметров для нормирования, в том числе в части микробиологических характеристик и характеристик, отражающих плодородие почв; регламентацией вопросов допустимого воздействия на почвы при осуществлении различных видов деятельности.

Библиогра фия:

1. Коновалов, AX. Обзор подходов к оценке экологического состояния и нормированию качества почв / AT. Коновалов, Д.В. Рисник, АП. Левич, П.В. Фурсова // Биосфера. - Т. 9. № 3. - С. 214-229.

2. Харьков, В.Н. Правовые основы экологического нормирования использования и охраны земель / В.Н. Харьков // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - 2013. - № 1-2. - С. 115-120.

3. Кодекс Республики Беларусь о земле [Электронный ресурс]: Кодекс Респ. Беларусь, 23 июля 2008 г., № 425-З : принят Палатой представителей 17 июня 2008 г. : одобр. Советом Респ. 28 июня 2008 г. // Эталон / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2021.

4. Об охране окружающей среды [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 26 нояб. 1992 г., № 1982-ХП // Эталон / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2021.

б. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 7 янв. 2012 г., № 340-З // Эталон / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2021.

6. Показатели безопасности и безвредности почвы [Электронный ресурс] : утв. постановлением Совета Министров Респ. Беларусь, 25 янв. 2021 г., № 37 // Эталон / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2021.

7. Гигиенический норматив «Гигиенические нормативы содержания действующих веществ пестицидов (средств защиты растений) в объектах окружающей среды, продовольственном сырье, пищевых продуктах» [Электронный ресурс] : утв. постановлением М-ва здравоохранения Респ. Беларусь, 27 сентября 2012 г., № 149 // Эталон / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2021.

В. Экологические нормы и правила ЭкоНиП 17.03.01-001-2020 «Охрана окружающей среды и природопользование. Земли (в том числе почвы). Нормативы качества окружающей среды. Дифференцированные нормативы содержания химических веществ в почвах» [Электронный ресурс] : утв. постановлением М-ва природ. ресурсов и охраны окружающей среды Респ. Беларусь, 23 янв. 2020 г., № 2-Т // Эталон / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2021.

9. Сысо, A.K Нормативы оценки качества почв и кормов: проблемы их использования / АИ. Сысо // Экологический мониторинг окружающей среды. Материалы междунар. школы молодых ученых / Новосибирский гос. аграрный ун-т. - 2016. - С. 153-16В.

10. Воробейчик, Е.Л. Экологическое нормирование техногенных загрязнений наземных экосистем / Е.Л. Воробейчик, О.Ф. Садыков, М.Г Фарафонтов. - Екатеринбург: УИФ «Наука», 1994. - 280 с.

11. Об охране почв : модел. закон : принят постановлением Межпарламент. Aссамблеи государств-участников СНГ, 31 окт. 2007 г., № 29-16 [Электронный ресурс] // Эталон / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2021.

12. Экологический кодекс Республики Казахстан [Электронный ресурс] : Кодекс Респ. Казахстан, 9 янв. 2007 г., № 212-III-ЗРК // База данных «Законодательство стран СНГ» / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2020.

13. Бусуек, Д.В. Общие и специальные нормативно-правовые акты по вопросам стандартизации и нормирования в области охраны земель / Д.В. Бусуек // Ar-рарное и земельное право. - 2014. - № 1 (109). - С. 80-В4.

References:

1. Konovalov, A.G. Obzor podhodov k ocenke jekologicheskogo sostojanija i normirovaniju kachestva pochv I A.G. Konovalov, D.V. Risnik, A.P. Levich, P.V. Fursova II Biosfera. - T. 9. № 3. - S. 214-229.

2. Har'kov, V.N. Pravovye osnovy jekologicheskogo normirovanija ispol'zovanija i ohrany zemel' I V.N. Har'kov II Izvestija Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Jekonomicheskie i juridicheskie nauki. - 2013. - № 1-2. - S. 115-120.

3. Kodeks Respubliki Belarus' o zemle [Jelektronnyj resurs]: Kodeks Resp. Belarus', 23 ijulja 2008 g., № 425-Z i prinjat Palatoj predstavitelej 17 ijunja 200В g. i odobr. Sovetom Resp. 2В ijunja 200В g. II Jetalon I Nac. centr pravovoj inform. Resp. Belarus'. - Minsk, 2021.

4. Ob ohrane okruzhajushhej sredy [Jelektronnyj resurs] Zakon Resp. Belarus', 26 nojab. 1992g., № 1982-HII II Jetalon I Nac. centr pravovoj inform. Resp. Belarus'. Minsk,2021.

б. O sanitarno-jepidemiologicheskom blagopoluchii naselenija [Jelektronnyj resurs] : Zakon Resp. Belarus', 7 janv. 2012 g., № 340-Z II Jetalon I Nac. centr pravovoj inform. Resp. Belarus'. - Minsk, 2021.

6. Pokazateli bezopasnosti i bezvrednosti pochvy [Jelektronnyj resurs] i utv. postanovleniem Soveta Ministrov Resp. Belarus', 26 janv. 2021 g., № 37 // Jetalon / Nac. centr pravovoj inform. Resp. Belarus'. - Minsk, 2021.

7. Gigienicheskij normativ «Gigienicheskie normativy soderzhanija dejstvujushhih veshhestv pesticidov (sredstv zashhity rastenij) v ob#ektah okruzhajushhej sredy, prodovol'stvennom syr'e, pishhevyh produktah» [Jelektronnyj resurs] : utv. postanovleniem M-va zdravoohranenija Resp. Belarus', 27 sentjabrja 2012 g., № 149 // Jetalon / Nac. centr pravovoj inform. Resp. Belarus'. - Minsk, 2021.

В. Jekologicheskie normy i pravila JekoNiP 17.03.01-001-2020 «Ohrana okruzhajushhej sredy i prirodopol'zovanie. Zemli (v tom chisle pochvy). Normativy kachestva okruzhajushhej sredy. Differencirovannye normativy soderzhanija himicheskih veshhestv v pochvah» [Jelektronnyj resurs] : utv. postanovleniem M-va prirod. resursov i ohrany okruzhajushhej sredy Resp. Belarus', 23 janv. 2020 g., № 2-T II Jetalon I Nac. centr pravovoj inform. Resp. Belarus'. - Minsk, 2021.

9. Syso, A.I. Normativy ocenki kachestva pochv i kormovi problemy ih ispol'zovanija I A.I. Syso II Jekologicheskij monitoring okruzhajushhej sredy. Materialy mezhdunar. shkoly molodyh uchenyh I Novosibirskij gos. agrarnyj un-t. - 2016. - S. 153-168.

10. Vorobejchik, E.L. Jekologicheskoe normirovanie tehnogennyh zagrjaznenij nazemnyh jekosistem I E.L. Vorobejchik, O.F. Sadykov, M.G Farafontov. - Ekaterinburg; UIF «Nauka», 1994. - 280 s.

11. Ob ohrane pochv i model. zakon i prinjat postanovleniem Mezhparlament. Assamblei gosudarstv-uchastnikov SNG, 31 okt. 2007 g., № 29-16 [Jelektronnyj resurs] II Jetalon I Nac. centr pravovoj inform. Resp. Belarus'. - Minsk, 2021.

12. Jekologicheskij kodeks Respubliki Kazahstan [Jelektronnyj resurs] i Kodeks Resp. Kazahstan, 9 janv. 2007 g., № 212-III-ZRK // Baza dannyh «Zakonodatel'stvo stran SNG» / Nac. centr pravovoj inform. Resp. Belarus'. - Minsk, 2020.

13. Busuek, D.V. Obshhie i special'nye normativno-pravovye akty po voprosam standartizacii i normirovanija v oblasti ohrany zemel' I D.V. Busuek II Agrarnoe i zemel'noe pravo. - 2014. - № 1 (109). - S. 80-84.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.