Научная статья на тему 'О классификации нормативов качества окружающей среды в Республике беларусь'

О классификации нормативов качества окружающей среды в Республике беларусь Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
494
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
охрана окружающей среды / экологическое нормирование / норматив качества окружающей среды / норматив качества атмосферного воздуха / норматив качества воды / предельно-допустимая концентрация химических и иных веществ. / preservation of the environment / environmental standardization / environmental quality standard / standards of atmospheric air quality / standards of water quality / maximum permissible concentration of chemicals and other substances.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рогожкина Тамара Владимировна

В статье рассматриваются значение и виды нормативов качества окружающей среды, предусмотренные законодательством Республики Беларусь. Для выработки единой системы нормативов исследуются вопросы, связанные с их классификацией. Предлагается выделять предметную, пространственную, временную и субъектную сферы действия норматива. Предметная сфера действия норматива касается определения конкретных нормируемых факторов окружающей среды, связана с выбором показателей, необходимых для нормирования. Пространственная сфера действия норматива касается определения объектов, территорий на которых должны соблюдаться нормативы. Временная сфера действия норматива, связана с приданием нормативу срочного либо бессрочного характера. Субъектная сфера действия норматива имеет отношение к определению субъектов, в интересах которых устанавливается норматив.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Рогожкина Тамара Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the classification of environmental quality standards in the Republic of Belarus

In the article the importance of normalization of environmental quality for the realization of the constitutional right of everyone to a healthy environment is considered. In order to develop a unified system of standards issues related to classification of standards are explored. Are offered to provide objective, spatial, temporal and subjectival domain of the standard. Objective domain of the standard concerns the determination of specific standardized environmental factors, is related to the choice of factors for the standardization. Spatial domain of the standard concerns the determination of the object, areas in which standards must be observed. Temporal domain of the standard is related to imparting to the standard timed or open-ended character. Subjectival domain of the standard concerns the determination of the subjects in the interest of which standard is established.

Текст научной работы на тему «О классификации нормативов качества окружающей среды в Республике беларусь»

Рогожкина Тамара Владимировна,

заместитель начальника главного управления - начальник управления правового регулирования бюджетно-финансовых отношений и налогообложения главного управления нормотворческой деятельности в сфере экономики и экологии Министерства юстиции Республики Беларусь, кандидат юридических наук (г. Минск)

О КЛАССИФИКАЦИИ НОРМАТИВОВ КАЧЕСТВА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Статьей 46 Конституции Республики Беларусь закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права [1]. В реализации данного права основополагающую роль играет нормирование качества окружающей среды, в рамках которого устанавливаются нормативы качества окружающей среды, служащие критериями определения благоприятности либо неблагоприятности окружающей среды.

Судить о состоянии окружающей среды, охарактеризовать ее как благоприятную либо неблагоприятную возможно, сопоставив качественные показатели окружающей среды с показателями, закрепленными экологическими нормативами. В условиях отсутствия нормативов качества окружающей среды, речь не может идти о надлежащей реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду, а иные нормы, касающиеся реализации данного права, приобретают в таком случае декларативный характер.

Данное значение нормативов качества окружающей среды предопределяет важность разработки юридически грамотных правовых предписаний, которые могли бы реально и четко регламентировать сферу экологического нормирования.

Общие положения, касающиеся статуса экологического нормирования и экологических нормативов, содержатся в Законе Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. № 1982-ХП «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды), в соответствии со статьей 20 которого нормативы качества окружающей среды устанавливаются на уровне, обеспечивающем экологическую безопасность, и применяются для оценки

состояния окружающей среды и нормирования допустимого воздействия на нее [2].

К нормативам качества окружающей среды относятся:

нормативы предельно допустимых концентраций химических и иных веществ;

нормативы предельно допустимых физических воздействий;

нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов;

иные нормативы качества окружающей среды.

Предписания, касающиеся нормативов качества окружающей среды применительно к некоторым компонентам природной среды, содержатьсятакжевиных актах законодательства.

Так, статьями 15-16 Закона Республики Беларусь от 16 декабря 2008 г., № 2-З «Об охране атмосферного воздуха» выделяются нормативы качества атмосферного воздуха, к которым относятся:

нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и ориентировочно безопасных уровней воздействия загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных пунктов и мест массового отдыха населения;

нормативы экологически безопасных концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе особо охраняемых природных территорий, отдельных природных комплексов и объектов особо охраняемых природных территорий, а также природных территорий, подлежащих специальной охране, и биосферных резерватов [3].

Статьей 20 Водного кодекса Республики Беларусь предусматриваются, в частности, нормативы качества воды поверхностных водных объектов и гигиенические нормативы

безопасности воды водных объектов для хозяйственно-питьевого и культурно-бытового (рекреационного) использования [4].

Таким образом, законодательством предусматривается установление различных нормативов, используемых для определения качества окружающей среды. Для упорядочения существующих нормативов, активизации деятельности по их разработке и установлению, обоснованно разработать единую детализированную классификацию нормативов качества окружающей среды.

В целях разработки оптимальной модели классификации нормативов качества окружающей среды предлагается рассмотреть выделяемые в литературе виды загрязнений.

По Н.Ф Реймерсу загрязнение может быть физическим (радиоактивное, радиационное, световое, тепловое, шумовое, электромагнитное), физико-химическим (аэрозольное), химическим (тяжелыми металлами, пестицидами, отдельными химическими веществами и элементами), биологическим (биотическое (биогенное), микробиологическое (микробное)).

Кроме того, Н.Ф Реймерс классифицирует загрязнение применительно к объектам, в отношении которых оно может иметь место: атмосферы, вод, гидросферы, мирового океана, подземных вод, почвы, подпочвы, космоса, городской среды, внутриквартирное.

Указанные виды загрязнений могут быть природными либо антропогенными. В свою очередь антропогенное загрязнение может быть глобальным, региональным, локальным [5].

Подобные классификации важны для упорядочения правового регулирования, позволяя делать выводы по поводу того, что следует нормировать, в отношении каких объектов, территорий и в интересах каких субъектов.

Принимая во внимание выделяемые виды загрязнений, нормативы можно классифицировать по предметной сфере действия, пространственной сфере действия, временной сфере действия, субъектной сфере действия.

При этом при установлении нормативов качества окружающей среды могут быть определены предметная, пространственная, временная и субъектная сферы действия норматива.

Предметная сфера действия норматива касается определения конкретных нормируемых факторов окружающей среды, связана с выбором

показателей, необходимых для нормирования. Речь идет о выборе веществ, видов физических, биологических, микробиологических и других видов воздействий, их совокупности, для которых должны быть установлены параметры, позволяющие охарактеризовать окружающую среду как благоприятную.

По предметной сфере действия нормативы классифицированы в приведенной выше статье 20 Закона об охране окружающей среды.

Пространственная сфера действия норматива касается определения объектов, территорий на которых должны соблюдаться нормативы. То есть определенный норматив может применяться на одной территории и не применяться на другой.

В качестве примера можно привести норму статьи 20 Закона об охране окружающей среды о возможности установления на особо охраняемых природных территориях, природных территориях, подлежащих специальной охране, и территориях биосферных резерватов более жестких, чем действующие на других территориях, нормативов качества окружающей среды.

В соответствии со статьей 33 Закона Украины от 25 июня 1991 г. № 1264-ХП «Об охране окружающей природной среды» нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в окружающей среде и уровни вредных физических и биологических воздействий на нее являются едиными для всей территории Украины. В случае необходимости для курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных и других отдельных районов могут устанавливаться более строгие нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ и других вредных воздействий на окружающую среду [6].

Еще одним примером могут служить нормы статьи 9 Закона об охране окружающей среды КНР от 26 декабря 1989 г., предусматривающие установление общенациональных стандартов качества окружающей среды, применяемых на всей территории КНР, и местных стандартов качества окружающей среды, применяемых на территориях провинций, автономных областей и муниципалитетов. Местные стандарты качества окружающей среды могут быть установлены в тех случаях, когда общенациональные стандарты качества окружающей среды не определены [7].

Норматив может быть установлен в отношении того или иного компонента природной среды. В зависимости от вида природного ресурса, в отношении которого осуществляется

нормирование, следует выделять, в частности, нормативы качества воды, почв, атмосферного воздуха.

Например, согласно статье 23 Экологического кодекса Республики Казахстан нормативы состояния природных ресурсов устанавливаются в соответствии с законодательством Республики Казахстан по каждому виду природных ресурсов [8].

Может иметь место нормирование в отношении производственных и жилых помещений, иных объектов. Так, Санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами «Шум на рабочих местах, в транспортных средствах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 16 ноября 2011 г. №115, установлены классификация шумов, нормируемые параметры и предельно допустимые уровни шума на рабочих местах, в транспортных средствах, допустимые уровни шума в помещениях проектируемых, строящихся, реконструируемых и эксплуатируемых жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки [9].

Временная сфера действия норматива, связана с приданием нормативу срочного либо бессрочного характера. При невозможности установления наиболее адекватных

потребностям людей нормативов качества окружающей среды ввиду, в том числе, имеющего места загрязнения окружающей среды, и преследуя цель постепенного улучшения каких-либо качественных параметров окружающей среды, возможно принятие норматива качества окружающей среды с временным сроком действия. В данном случае предполагается, что принимаемые меры по поступательному уменьшению загрязнения окружающей среды, улучшению ее качества, позволят установить в перспективе более жесткие нормативы качества окружающей среды.

К примеру, статьей 24 Экологического кодекса Республики Казахстан предусмотрено, что для отдельных территорий могут устанавливаться целевые показатели качества окружающей среды.

Целевые показатели качества окружающей

среды регулируют предельный уровень нормируемых параметров окружающей среды на определенный период времени с учетом необходимости постепенного улучшения качества окружающей среды.

Различные целевые показатели качества окружающей среды могут быть установлены для:

1) селитебной территории;

2) особо охраняемых природных территорий;

3) рекреационных зон;

4) пустынных и полупустынных районов;

5) водных объектов.

Субъектная сфера действия норматива имеет отношение к определению субъектов, в интересах которых устанавливается норматив.

Например, согласно статье 21 Водного кодекса Республики Беларусь в целях обеспечения благоприятных условий воспроизводства водных биологических ресурсов и безопасности продукции из них устанавливаются нормативы качества воды поверхностных водных объектов; согласно статье 22 данного кодекса в целях охраны здоровья населения для поверхностных и подземных вод устанавливаются гигиенические нормативы безопасности воды водных объектов для хозяйственно-питьевого и культурно-бытового (рекреационного) использования.

В США выделяются стандарты качества атмосферного воздуха, подразделяемые на два вида: первичные стандарты, направленные на охрану здоровья людей, и особенно наиболее уязвимых, «чувствительных» к качеству воздуха (престарелые, дети, больные астмой); и вторичные стандарты, направленные на защиту растительного и животного мира, материальных ценностей, зданий, поддержание надлежащей видимости [10].

Применительно к выделенным сферам, принимая во внимание прогрессивные нормы законодательства иных государств, возможно детализировано классифицировать и нормативно закрепить разновидности нормативов качества окружающей среды, что явится предпосылкой для активизации деятельности по разработке и утверждению соответствующих нормативов, необходимых для реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду.

Список литературы

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями) = Канстытуцыя Рэспублт Беларусь 1994 года (са змяненнямi i дапауненням^: принята на респ. референдуме 24 нояб. 1996 г. - 2-е изд. - Минск: Полымя, 2002. - 94 с.

2. Об охране окружающей среды: Закон Респ. Беларусь, 26 нояб. 1992 г., N° 1982-XII: в ред. Закона Респ. Беларусь от 31.12.2010 г. // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2015.

3. Об охране атмосферного воздуха: Закон Респ. Беларусь, 16 дек. 2008 г., № 2-З: принят Палатой представителей 21 нояб. 2008 г.: одобр. Советом Респ. 28 нояб. 2008 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2009. - № 4. - 2/1554.

4. Водный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 30 апреля 2014 г., №149-З: принят Палатой представителей 2 апреля 2014 г. : одобр. Советом Респ. 11 апреля 2014 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой Респ. Беларусь. - Минск, 2015.

5. Реймерс, Н.Ф. Природопользование: словарь-справочник [Электронный ресурс] / Н.Ф. Реймерс. - Режим доступа: http: www.bookree.org. - Дата доступа: 22.04.2015.

6. Об охране окружающей природной среды: Закон Украины от 25 июня 1991 г. N1264-XII. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://kodeksy.com.ua/ka/ob_ohrane_okruzhajushhej_ prirodnoj_sredy/statja-33.htm. - Дата доступа: 22.04.2015.

7. Об охране окружающей среды: Закон КНР от 26 декабря 1989 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.asia-business.ru/law/law2/resources/environment/ - Дата доступа: 22.04.2015.

8. Экологический кодекс Республики Казахстан: Кодекс Респ. Казахстан, 9 янв. 2007 г., № 212-III-ЗРК // Ведомости Парламента Респ. Казахстан. - 2007. - № 1. - Ст. 1.

9. Шум на рабочих местах, в транспортных средствах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки: Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы: утв. постановлением М-ва здравоохранения Респ. Беларусь, 16 нояб. 2011 г., № 115 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2015.

10. Брославский, Л.И. Экология и охрана окружающей среды. Законы и реалии США и России / Брославский Л.И.. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 317 с.

Мацалада Беларусь Республикасыныц зацнамасында квзделген цоршаган орта сапасы стандарттарыныц мэм мен тYрлерi царастырылады. Нормативтердщ б1рыцгай ЖYйесiн эз1рлеу мацсатында олардыц классификациясына байланысты мэселелер зерттелген. Норматив цолданылатын заттыц, кецктжтщ уацыттыц жэне субъективтт аясын белу усынылады. Стандарт тацырыбы келемi багалау Yшiн керсетюштердщ тацдау байланысты нацты стандартталган цоршаган орта факторларыныц аныцтамасын цатысты. стандарт ке^стжтж келемi объекттерт, стандарттар сацталуга тшс, онда облыстардыц аныцтамасын цатысты. Белгiсiз немесе тiркелген мерзiмдi сипатын бере нормасымен байланысты регламенттерт уацытша ауцымы. Стандарт Субъективтi келемi нормадан белгтенген мYддесi субъекттерШц аныцтау Yшiн мацызы бар.

ТYйiн свздер: цоршаган ортаны цоргау, экологиялыц реттеу, цоршаган орта сапасыныц стандарты, ауа сапасыныц стандарты, су сапасыныц стандарты, химиялыц жэне басца заттардыц жол берыет1н шект1 шогырлануы.

В статье рассматриваются значение и виды нормативов качества окружающей среды, предусмотренные законодательством Республики Беларусь. Для выработки единой системы нормативов исследуются вопросы, связанные с их классификацией. Предлагается выделять предметную, пространственную, временную и субъектную сферы действия норматива. Предметная сфера действия норматива касается определения конкретных нормируемых факторов окружающей

среды, связана с выбором показателей, необходимых для нормирования. Пространственная сфера действия норматива касается определения объектов, территорий на которых должны соблюдаться нормативы. Временная сфера действия норматива, связана с приданием нормативу срочного либо бессрочного характера. Субъектная сфера действия норматива имеет отношение к определению субъектов, в интересах которых устанавливается норматив.

Ключевые слова: охрана окружающей среды, экологическое нормирование, норматив качества окружающей среды, норматив качества атмосферного воздуха, норматив качества воды, предельно-допустимая концентрация химических и иных веществ.

In the article the importance of normalization of environmental quality for the realization of the constitutional right of everyone to a healthy environment is considered.

In order to develop a unified system of standards issues related to classification of standards are explored. Are offered to provide objective, spatial, temporal and subjectival domain of the standard. Objective domain of the standard concerns the determination of specific standardized environmental factors, is related to the choice of factors for the standardization. Spatial domain of the standard concerns the determination of the object, areas in which standards must be observed. Temporal domain of the standard is related to imparting to the standard timed or open-ended character. Subjectival domain of the standard concerns the determination of the subjects in the interest of which standard is established.

Keywords: preservation of the environment, environmental standardization, environmental quality standard, standards of atmospheric air quality, standards of water quality, maximum permissible concentration of chemicals and other substances.

Тамара Владимировна Рогожкина,

Беларусь Республикасы Эдшет министрлт экономика жэне экология саласындагы нормашыгармашылыщ ^ызметшщ бас баодармасыныц Бюджетпк-^аржыльщ ^арым-^атынастарды к^ыктык; реттеу жэне салыщ салу бас^армасыныц терагасы, з.г.к. (Минск

Беларусь Республикасында к;оршаFан орта сапасы нормативтерш жжтеу туралы

Рогожкина Тамара Владимировна,

заместитель начальника главного управления - начальник управления правового регулирования бюджетно-финансовых отношений и налогообложения главного управления нормотворческой деятельности в сфере экономики и экологии Министерства юстиции Республики Беларусь, к.ю.н. (г. Минск)

О классификации нормативов качества окружающей среды в Республике Беларусь

Rogozhkina Tamara Vladimirovna,

Deputy Chief - Head of legal regulation of fiscal relations and taxation management of the main standardsetting activities in the field of economy and ecology of the Ministry of Justice of the Republic of Belarus, PhD (Minsk)

On the classification of environmental quality standards in the Republic of Belarus

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.